Какие религиозно философские системы были созданы в китае в чем суть каждой
Какова философия китайской цивилизации?
Какова философия развития китайской цивилизации? Какие религии преобладают в современном Китае?
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. На протяжении долгих веков конфуцианство, даосизм и буддизм постепенно сближались между собой, причем каждая из доктрин находила свое место в китайской системе религиозного синкретизма. Таким образом, в основе современной философской и религиозной культуры Китая одновременно сосуществуют гармония, культ предков, житейская мудрость и поиск смысла человеческого бытия.
Алексей Маслов
Другие материалы
Даосизм – одна из ведущих религиозно-философских доктрин Китая, называемая учением о Дао, или «Пути». Она сформировалась в Китае более 2000 лет назад. Возникновение даосизма связано с именем легендарного мудреца Лао-цзы (предп. VI в. до н.э.), которому приписывается авторство одного из центральных канонов даосизма – «Дао дэ цзин». Согласно учению, постижение основ этого учения позволяет человеку прийти в гармонию с естественным ходом событий и даже обрести бессмертие души.
Конфуцианство, центрально морально-этическое, а позже и учение об управлении государством, наряду с даосизмом и в наши дни остается важнейшей духовной традицией Китая. Это учение, созданное Конфуцием (553-480 до н.э.) и развитое его последователями, сыграло большую роль в становлении культуры и в развитии религиозно-философской мысли Поднебесной. В основу доктрины легли принципы установления гармонии в обществе, служения государству, сыновней почтительности и заботы о младших, справедливости, соблюдения ритуалов, скромности, постоянного обучения, ведь Конфуций считал, что каждый «благородный муж», в отличие от «мелкого человека», должен обладать этими качествами.
Буддизм оказал огромное влияние на культуру, живопись, литературу и архитектуру традиционного Китая. Многие виды искусства и культуры получили свое развитие именно под влиянием буддийских воззрений, в том числе особая китайская художественная эстетика, некоторые виды живописи и даже китайская чайная церемония. Это религиозно-философское течение начало проникать в Китай в I веке н. э. из Центральной Азии по Великому Шелковому Пути и через южные морские регионы. Буддизм в Китае представлен прежде всего течением Махаяны («Большой колесницы»), которое предполагает, что просветления может достичь любой человек. В разные периоды буддизм то преследовался как «пришлое учение», то активно поддерживался государством. Различные школы китайского буддизма, прежде всего Чань, Тяньтай, Хуаянь предлагали различные формы медитативной практики, дисциплинарные правила, осмысления понятия «сердца Будды» и иллюзорности реальности.
Так какова философия развития китайской цивилизации? Какие религии преобладают в современном Китае? На эти и многие другие вопросы в своей лекции на портале «Научная Россия» ответил Алексей Маслов – российский востоковед, врио директора Института Дальнего Востока РАН, специалист в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации.
Какие религиозно философские системы были созданы в китае в чем суть каждой
Подробное решение параграф § 3 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:
варна – социальный слой с чёткими границами, правами и функциями в обществе, принадлежность к которому определялась исключительно по рождению, в отличие от возникших позже каст, включал в себя представителей многих разнообразных профессий;
ведизм – религия древних Ариев, завоевавших север Индии в середине II тысячелетия до н.э., священными текстами религии являлись Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа, многие века передававшиеся устно, однако без изменений и искажений в тексте, лишь много позже были записаны;
буддизм – религиозно-философское учение об освобождении от вечного круга перерождений и достижения нирваны (состояния покоя и отрешённости от суеты мира);
конфуцианство – философское учение и система норм поведения, характерная для Китая и некоторых соседних стран, в которой главное – почитание старших и традиций;
даосизм – философско-религиозное учение о достижении гармонии внутри себя и с миром ради следования великому дао (логики построения космоса и течения всего в мире);
«осевое время» – время необычайно значительного духовно-интеллектуального рывка человечества в VIII-III вв. до н.э., в ходе которого были созданы учения, во многом определявшие историю последующих веков и до сих пор являются актуальными, имеют множество последователей по всему миру.
1. На материале двух параграфов составьте план рассказа о народах индоевропейской языковой семьи.
1) прародина индоевропейцев
2) предположительные пути их расселение
3) завоевание ариями Индии
4) завоевание касситами Вавилонии
5) хетты в Малой Азии
2. Сравните систему варн с социальной структурой вавилонского общества по законам Хаммурапи.
Между этими система есть одно главное сходство – положение человека в обществе определялось его рождением. Но далее наблюдалось больше различий.
Хаммурапи создал (или только освятил своим именем) систему писаного права – существовала конкретная формулировка закона, на который каждый мог сослаться (именно для этого законы выбили на каменной стеле). Система варн была лишь совокупностью традиций – обычным правом, без конкретных формулировок законов. Это и понятно, ведь Хаммурапи правил единым государством, а система варн распространялась на множество независимых царств.
Варны делят население всего на 4 категории. В Вавилонии категорий населения было куда больше. Некоторые из них современными исследователями объединяются в группы, например, жрецов, но на самом деле эти жрецы сильно различались по статусу, кругу обязанностей и т. д.
В разные варны входили потомки разных народов. В Вавилонии положение человека зависело от того, к какому роду он принадлежал, но не к какому народу принадлежал этот род, хотя в Месопотамии также наблюдалось несколько волн иноземных завоеваний.
В законах Хаммурапи определён независимый общественный статус некоторых женщин – например, только женщины могли занимать отдельные жреческие должности. Система варн касалось только мужчин, а через них уже их семей, в которые входили также и женщины.
3. На материале двух параграфов дайте определение древневосточной деспотии.
Деспотия – это абсолютная власть, распространяющиеся на все сферы жизни общества, опирающаяся на обширный бюрократический аппарат и основанная на почитании правителя как посредника между миром богов и миром людей, потому теряющая стабильность в случае масштабных бедствий, которые воспринимаются в качестве гнева богов.
4. Какие религиозно-философские системы были созданы в Китае? В чем суть каждой из них?
— конфуцианство – учение о стабильности мира и общества, которое достигается почитанием Великого неба, традиций и старших;
— даосизм – учение о поддержании баланса ради следования великому закону мироздания (дао);
— легизм – учение об абсолютной ценности законов, по которому не моральные нормы должны определять законы, а законы, то есть распоряжения правителя, сами по себе есть моральные нормы, какими бы они ни были; предполагал, в частности, жестокие наказания даже за мелкие нарушения, чтобы видя это, люди боялись совершать тяжкие преступления.
5. На основе материалов научной литературы и Интернета подготовьте сообщение о конфуцианстве и его роли в политической истории Китая.
Рекомендуемый список литературы:
— Собрание текстов Конфуция на русском языке и информация о нем – http://www.confucius.org/mainr.htm;
— Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики / Отв. ред. Л.П. Делюсин. – М.: Наука, 1982;
— Переломов, Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. – XXI в.). – М.: Стилсервис, Институт Дальнего Востока РАН, 2009;
— Переломов, Л.С. Конфуций. Лунь Юй. Исследование; перевод древнекитайского, комментарии. Факсимильный текст Лунь юя с комментариями Чжу Си. – М.: Восточная литература, 1998;
— Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. — М.: Восточная литература, 2001.
1. Выделите основания и сгруппируйте характерные черты истории Древнего Востока.
— переход к земледелию в районах, где ирригация позволяла получать значительный прибавочный продукт;
— активное развитие ремесла.
1. сходное религиозное устройство:
а) политеизм (даже буддизм – это учение о поведении человека, которое не исключает поклонения местным богам), кроме евреев (для которых был характерен монотеистический иудаизм) и Древнего Египта времён Амарнской династии (краткий период, когда высшими властями египтянам было предписано поклоняться одному богу Атону, а остальных богов забыть);
б) в большинстве случаев обожествление правителя, признание его посредником между миром богов и миром людей;
2. Сходные формы государственного устройства:
а) существование в форме либо небольших государств (номов, иногда также называемых городами-государствами), либо крупных деспотий;
б) постоянная борьба правителей за расширение своих владений (борьба между мелкими государствами порой приводила к созданию крупных деспотий, борьба между крупными деспотиями в случае с Новоассирийской и Ахеменидской державами приводила к созданию колоссальных империй, охватывавших почти весь Ближний Восток);
в) деспотическая власть правителя;
г) бюрократический аппарат, контролирующий большую часть областей жизни;
3. сходные формы собственности на землю – она целиком принадлежала государству, выдавалась в пользование вельможам и общинам;
а) человек не мыслил себя отдельной личностью, осознавая себя лишь частью коллектива;
б) человека воспринимали, прежде всего, как представителя группы (этнической, социальной и т. д.), а потом уже отмечали его личные качества и другие индивидуальные черты.
2. Разработайте структуру таблицы «Религии Индии» и заполните её.
3. Предположите, какие русские слова соответствуют словам из санскрита: matar, bhratar, dvar, nava.
Соответственно мать, брат, дверь, новый
4. Выделите существенные признаки «осевого времени». В учебнике и в Интернете подберите материалы о философских и религиозных учениях «осевого времени», дайте им краткую характеристику.
— хронологические рамки VIII-III вв. до н.э.;
— всплеск мыслительной активности по всему Старому Свету;
— появление значимых религиозных и философских учений;
— борьба этих течений с предшествующими верованиями;
— распространение многих из этих учений за пределы породивших их стран и народов.
— зороастризм – религия, содержащая учение о борьбе великих доброго и великого злого начала, в котором человек должен выбрать сторону;
— иудаизм – религия, последователи которой поклоняются единому всемогущему богу, но при этом признают борьбу доброго и злого начала за мир и за каждого человека;
— буддизм – учение о выходе из вечного круга перерождений и достижения нирваны – состояния вечного покоя и отрешённости от суеты;
— индуизм – дальнейшее развитие традиционных индийских верований со сложным пантеоном богов, духов и девов, а также духовных и физических практик;
— джайнизм – религия, проповедующая достижение совершенства через ненанесение вреда ни одному из живых существ, включая червей и самых мелких насекомых;
— конфуцианство – учение о стабильности мира и общества, которое достигается почитанием Великого неба, традиций и старших;
— даосизм – учение о поддержании баланса ради следования великому закону мироздания (дао).
5. На материале учебника и дополнительной литературы составьте периодизацию развития стран Древнего Востока. Есть ли сходные черты в истории этих стран?
В большинстве цивилизаций чередовались периоды разделённости на мелкие государства (порой, как в Древнем Египте, они реконструируются гипотетически) и периоды единых деспотий. Периодически случались и периоды упадка и безвластия, связанные либо с нашествиями захватчиков, либо с климатическими бедствиями (скорее всего, эти факторы часто сочетались). Эти положения подтверждает периодизация великих цивилизаций древности.
Периодизация истории Древнего Египта:
— Раннее царство (XXXII-XXVII вв. до н.э.);
— Древнее царство (XXVII-XXII вв. до н.э.);
— Первый переходный период (XXII-XXI вв. до н.э.);
— Среднее царство (XXI-XVIII вв. до н.э.);
— Второй переходный период (XVIII-XVI вв. до н.э.);
— Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.);
— Третий переходный период (XI-VIII вв. до н.э.);
— Ассирийское владычество (VIII-VII вв. до н.э.);
— Поздний период (VII-VI вв. до н.э.);
— Персидское владычество (VI-IV вв. до н.э.).
Периодизация истории Нижней и Средней Месопотамии:
— Раннединастический период (XXVIII-XXIV вв. до н.э.);
— Аккадское царство (XXIV-XXII вв. до н.э.);
— Владычество кутиев (XXII в. до н.э.);
— Держава III династии Ура (XXII-XXI вв. до н.э.);
— Нашествие амореев (XXI-ХХ вв. до н.э.);
— Старовавилонское (Аморейское) царство (XX-XVI вв. до н.э.);
— Средневавилонское (Касситское) царство (XVI-XII вв. до н.э.);
— Нашествие «народов степи» (XII-Х вв. до н.э.);
— Ассирийское владычество (X-VII вв. до н.э.);
— Нововавилонское царство (VII-VI вв. до н.э.);
— Персидское владычество (VI-IV вв. до н.э.);
Периодизация истории Китайской цивилизации:
— Династия Ся (XXI-XVIII вв. до н.э.);
— Династия Шан (XVII-XI вв. до н.э.);
— Западная Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.);
— Восточная Чжоу – период Вёсны и Осени (VIII-V вв. до н.э.);
— Восточная Чжоу – период Сражающиеся царства (V-III вв. до н.э.);
— Империя Цинь (III в. до н.э.);
— Династия Чу – смутное время (III в. до н.э.);
— Западная Хань (III в до н.э. – III в. н.э.);
Религия Китая – от древности до наших дней
Буддизм, даосизм, протестантизм, католицизм и другие религии существовали и распространялись в Поднебесной за всю историю ее существования, что дает право назвать его страной с множеством конфессий.
Сегодня государство охраняет свободу вероисповедания. Каждый гражданин вправе отправлять религиозные культы и обряды. Так прописано в конституции Поднебесной. В стране религии придается особое значение, для большинства граждан страны принадлежность к определенной религии и национальная гордость стоят на одной ступени.
Религия Древнего Китая
Государство никогда строго не централизовало религиозную сферу. Китайцы, как бедные, так и богатые в древности верили в три основных философских школы, которые преобладали в разной степени в разных регионах страны.
В религии древнего Китая не было жрецов в обычном понимании, божеств и храмов, которые возводились в их честь. Жреческие функции приходилось выполнять чиновникам, а разные духи, олицетворявшие природные силы и умершие предки шан-ди были высшими божествами.
Крестьяне возлагали большие надежды, что получат отличный урожай, поэтому культ духов земли был очень важен. Им приносились жертвы, молились, проводились особые ритуалы.
В древнем Китае считали, что всех добродетельных людей Небо вознаграждает, а недостойных, наоборот, капает. Император считался «сыном Неба», был под его особым покровителем, но править страной он мог, только сохраняя добродетель. Если же это качество терялось, император утрачивал право властвовать.
Все сущее в религии древнего Китая делилось на начала: инь, как мужское начало, и янь – женское. Вся видимая вселенная была результатом тесного и гармоничного взаимодействия между этими началами.
Основные виды древней китайской религии рассмотрим далее.
Конфуцианство
Знаменитый во всем мире философ Конфуций составил философское учение и наставление, которое получило название конфуцианство. Его последователи и ученики развивали это учение. Считается, что основано конфуцианство было в конце 6 века, распространившись впоследствии на Японию и Корею.
Конфуцианство – это не просто религия, это образ жизни и этическое наставление, и только потом философская школа.
Главенствующей религией в Китае конфуцианство считалось во времена правления императоров в стране, именно ним было заложено основные принципы китайского общества.
Официально учение никогда не было религией, но это не помешало ему проникнуть в сознание всей общественности, влиять на поведение китайцев, выполняя все функции официальной религии.
Учения особое внимание уделяли проблемам власти императора и их подданных, предписывалось, каким должно быть поведение одних и других.
Даосизм
Это учение включало в себя элементы религии и философии. Считается, что основы даосизма зародились еще в 3 веке до н.э., но только во 2 веке нашей эры оно было сформировано полностью, когда и возникла первая философская школа.
Официальной китайской религией даосизм, в котором можно проследить некоторые характерные черты буддизма, никогда не был. Учению следовали в больше мере затворники и отшельники, иногда народные движения. Именно эти учения стимулировали к восстаниям народные массы, а у ученых появлялись новые идеи, ведь с даосизма они черпали силу и вдохновение.
Нужно отметить, что само Дао, как закон бытия и космоса, находится повсюду и везде, но его никто не сможет увидеть и услышать, оно даже не имеет формы, его никто не создавал. Для того чтобы стать действительно счастливым, нужно понять Дао и стать с ним единым целым. Идеально, чтобы верующий в даосизм стал отшельником. Эта религия всегда была в оппозиции к конфуцианству, которое проповедовало служение императору.
Буддизм
Это религиозное и философское учение гласило о пробуждении духовном. Возник буддизм в 6 веке до н.э., а основал его Будда (известный философ Сиддхартх Гаутама) в Индии, после чего религия проникла в древний Китай, что было в первом веке уже нашей эры.
Во всем мире буддизм считают одной из самых древних религий. Будда провозглашал, что сам человек является главной причиной своих страданий. Главная цель здесь – достижения состояния нирваны, только так человек может пробудиться и увидеть реальный мир.
Особое место в буддизме отводится медитации. Это средства духовного и физического самосовершенствования.
Религия Китая в средние века
В раннем Средневековье китайскому обществу было характерно несколько религий.
В конфуцианство вводились элементы даосизма и буддизма, благодаря чему оно изменилось, стало новейшей политической и культурной силой в Поднебесной, которая была очень мощной.
Нужно отметить, что конфуцианство не смогло вытеснить даосизм и буддизм, но в конце 15 века его положение в Китае стало господствующим.
Религия современного Китая
На сегодняшний день практически половина жителей поднебесной считают, что они атеисты, приблизительно 30 % – нерелигиозные. Этому в большей мере способствовала государственная политика во время становления КНР и во время Культурной революции в стране. Но в действительности к реалистам можно отнести только 15 % населения Поднебесной. Эти люди не верят ни в одну религию, не соблюдают религиозные обычаи и не отмечают праздники. Для большинства китайцев и сегодня религии отводится важнейшее место в жизни.
Несмотря на то, что китайская культура может единым целым, в действительности религия Поднебесной разнообразна. Много верующих среди местного населения, которые исповедуют мировые религии. Практически в каждом городе Поднебесной есть группы единомышленником, которые чтят религиозные и исторические разных религий.
Нужно подчеркнуть, что китайская религия тесно связана с философией.
На примере китайской народной религии можно увидеть, как религиозные убеждения становятся долей взглядов людей, которые не относят себя к какой-то конкретной религии. На сегодняшний день в Поднебесной основными являются такие религии: буддизм, даосизм, христианство и ислам.
Реферат «Религиозно-философская система Древнего Китая Конфуцианство и Даусизм»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Барнаульский государственный педагогический университет»
Кафедра всеобщей истории
Специальность «История и право»
По истории ДРЕВНЕГО МИРА
Тема: Религиозно-философская система Древнего Китая. Конфуцианство и Даосизм.
Выполнила: студентка заочного отделения
Шевчёнок Юлия Андреевна
Социокультурные условия возникновения философии…………. 5-6
Периодизация истории китайской философии……………. 7
Список используемой литературы……………. 16
Жители древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы. Все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил. В этот древнейший период китайцам так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они поклонялись духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра. Одним из наиболее важных был сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор.
Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, древнекитайское общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным». В центре внимания в Китае всегда были общество и государство, а не индивидуум. Отсюда – отсутствие подлинного интереса к проблемам мироздания, к индивидуальной психологии, к частному хозяйству и постоянное повышенное внимание к социальным проблемам, природе государственной власти, государственному регулированию общественной жизни.
В середине II тыс. до н.э. в Китае зародились основные идеологические направления, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные системы. Это были даосизм, моизм и конфуцианство. К этим исконно китайским учениям добавился буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Поднебесной – таково было название страны в древности. Эти учения сыграли огромную роль в истории Китая и продолжают оказывать важное влияние на жизнь Китая до сих пор.
2. Периодизация истории китайской философии
Основатель – Кун Фу-цзы, учитель Кун ( 551–479 гг. до н. э.), уже через сто лет после смерти был объявлен святым. Даже для современно китайца слово «учитель», написанное с большой буквы, означает имя именно Конфуция.
Главный трактат «Лунь юй» («Беседы и суждения») – первая книга из так называемого конфуцианского Пятикнижия: основы классического образования в Древнем и средневековом Китае.
Главное понятие – Дао – имеет, прежде всего, этический смысл: это правильный путь жизни, путь соблюдения моральных правил и нравственных законов. Главный из которых – «закон взаимности»: не делай другому того, что не желаешь себе (так называемое «золотое правило нравственности»). Этика Конфуция рационалистична: добродили неразрывно связаны с развитием ума, образованием.
Человека, постигшего Дао, Конфуций называет «благородным мужем». 1 Это идеал человека, противопоставляемому «низкому» или «подлому» человеку: как человек культурный, нравственный – человеку преимущественно природному, безнравственному. Именно потому, что «благородный муж» научился управлять собой, он может управлять и другими, но не принуждением, а силой нравственного примера. Главное – не страх, а доверие народа к своим правителям. Жестокость верхов вызывает озлобленность низов (социальные различия видятся Конфуцию вторичными, производными от духовно-нравственных различий людей).
В конфуцианской литературе выделяются следующие 5 добродетелей, присущих «благородному мужу»:
– «Жень» – самая главная добродетель: человеколюбие (близко к европейскому понятию «гуманизм»). Если низкий человек – эгоист, то благородный муж способен любить не только себя, но и других.
– «Синь» – верность, постоянство, надежность. Низкий же человек импульсивен, сиюминутен, на него нельзя положиться.
– «И» – долг, следование долгу. Благородный муж поступает, как ему велит долг, низкий следует своим страстям и думает о своей выгоде, а не об общем благе.
– «Чжи» – знания, умения, образованность.
– «Ли» – знание ритуала и следование ему. Значение этой добродетели особенно велико не только потому, что ритульность китайской культуры вошла в пословицу (ритуальность в той или иной степени присуща любой культуре, в том числе и современной). Ритуал в Древнем и средневековом Китае регламентировал фактически все сферы жизни – от обряда погребения до прически и формы одежды. Однако ритуал не самоцель – без него невозможна социальная гармония. Неисполнение ритуала приводит к нарушению Дао, а нарушение
Дао – к социальным и политическим беспорядкам, к хаосу, к общенародным бедствиям.
Иногда к этим пяти добродетелям «благородного мужа» историки философии прибавляют еще одну «сяо» – сыновью почтительность. Конфуций, действительно, много говорит о сяо – значение этой добродетели для патриархального общества нельзя переоценить. Однако этой добродетелью должен обладать не только благородный муж, но и любой, даже низкий, человек: это единственная добродетель, которая у него должна быть. Основным содержанием Конфуцианства как религии и стало почитание старших, родителей, забота о душах умерших предков.
Почитание предков связано с представлением о цикличности времени. Следуя этому представлению, Конфуций считает «золотой век» оставшимся позади, однако, живя в профанном времени, необходимо помнить о сакральном, следовать его героическим образцам. Современным правителям Китая Конфуций приводит в пример образы первых его правителей – могучих воинов, верных сынов Неба, для которых отеческая забота о благе народа была главной и единственной целью их жизни.
Размышляя о политических и экономических бедствиях своей эпохи, Конфуций выдвигает концепцию «исправления имен» (имя здесь – не личное, а нарицательное, чаще всего – социальная функция кого-либо). Суть этой концепции удивительно проста: каждый должен поступать так, как велит ему его долг и его положение в обществе, то есть соответствовать своему имени. Соблюдение иерархической гармонии в обществе, где каждый непреложно следует своему имени, – основа порядка и процветания общества.
Даосизм – это широкое культурное явление: помимо даосской философии, существует даосская мифология, религия, наука (алхимия), медицина. Философию даосизма можно считать рациональным выражением народных верований и мифов. В частности к мифам восходят поиски бессмертия, которым охвачена философия, религия, наука и медицина даосизма. Согласно мифу о богине Сиван Му, обитающей в области восточных гор, у неё есть порошок бессмертия, которым она награждает понравившихся ей воинов. Речь идет не только о бессмертии души, но и тела тоже. Вдохновляясь этим мифом, древние и средневековые ученые (точнее, алхимики) Китая пытались изобрести этот порошок бессмертия. Китайские врачи учили людей умению управлять «энергетическими потоками» своего организма, преследуя эту же цель. Духовная практика монахов в даоских монастырях направлена на спонтанное обретение все того же бессмертия.
Даоские мифы повествуют о 7 «бессмертных» мудрецах, живущих до сих пор. Первым из этих «бессмерных» называется основатель философии Даосизма Лао-цзы (учитель Лао). Он был старшим современником Конфуция, о жизни его сохранились отрывочные мифологизированные сведения. Даоские мифы повествуют о том, что он родился на свет 90-летним старцем, большую часть жизни провел в путешествиях (средневековые художники изображали его лысым и толстым стариком, верхом на черном воле, путешествующим в сопровождении слуги).
Основной трактат философии даосизма – «Дао дэ цзин» (книга о пути о добродетели), представляющий (как и «Лунь юй») сборник афоримов и содержащий своеобразный философский «рецепт бессмертия».
Трактат начинается с трактовки понятия Дао: если в конфуцианстве это понятие имеет прежде всего этический смысл, то в даосизме он получает глубокую онтологическую проработку. В сумме всего сказанного о Дао в трактате,
Дао – это:
– путь всех вещей, безликий мировой закон, порядок, которому подчиняется все существующее;
– первооснова, причина себя самой и первопричина всего остального («земля следует небу, небо следует Дао, Дао следует самому себе»);
– универсум, в котором совпадают все противоположности (Ян и Инь, горячее и холодное, высокое и низкое и т. д.).
Постижение Дао иррационально, непредсказуемо. Оно может быть постигнуто и грамотным и безграмотным человеком. Можно постичь Дао, путешествуя, а можно – не выходя со двора. Человек, постигший Дао становится совершенно мудрым. Его отличают такие качества.
– Молчание: «знающий не говорит, а говорящий не знает». Дао, будучи универсумом, невыразимо в слове: «Дао, которое может быть выражено в слове, не несть настоящее Дао. Безымянное есть начало неба и земли…».
– Недеяние (у вэй): оно не есть абсолютное бездействие, это действие, но в соответствии с Дао: «Дао – это деяние без борьбы». Совершенно мудрый не вмешивается в естественный ход событий, пребывая в гармоничном единстве с природой, с космосом: естественный ход вещей нельзя изменить и ему опасно мешать. По этой причине Лао Цзы считает лучшим правителем того, про которого народ знает только то, что он существует, то есть он не вмешивается в установленный порядок, а лишь наблюдает за его соблюдением. Вмешательство может привести к нарушению порядка, вызвать хаос и бедствия: «если правители принимают много новых законов, их народ несчастен».
– В результате совершенно мудрый обретает бессмертие: не встречая противодействия со стороны мира, не вступая в борьбу с миром, совершенно мудрый не подвергается опасности. Подобно пловцу, который плывёт не против и не поперёк течения, а который даёт течению себя нести, он не растрачивает никакой энергии и может плыть в таком состоянии бесконечно долго.
Идеал совершенно мудрого по многим аспектам прямо противоположен конфуцианскому идеалу «благородного мужа»:
– если благородный муж озабочен прежде всего общественным благом, то совершенно мудрый даос – всё-таки прежде личным бессмертием;
– благородный муж ориентирован на единство с социумом, совершенно мудрый – с природой, с космосом;
– благородный муж целенаправленно добродетелен, совершенно мудрый не стремится делать добрые дела: стремятся к тому, чего не имеют, а совершенно мудрый уже добр, точнее, он по ту строну добра и зла, так как добро порождает зло и наоборот, а Дао содержит в себе все противоположности;
– конфуцианство проповедует грамотность, ориентирует человека на учёбу, а даосизм не уверен в необходимости грамотности и образования для счастья человека. Он вообще против цивилизации: пусть люди вновь станут безграмотными и простодушными, так развитие разума мешает им быть естественными, то есть жить в соответствии с Дао.
Конфуций говорил о необходимости нравственного авторитета правительства: Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать. Государство, в котором все благополучно, обязательно принесет человеку счастливую жизнь. Итак, если строго регламентировать обязанности каждого члена общества согласно его общественному положению, если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал исходя из этических норм, то вся Поднебесная придет к гуманности. При этом вся полнота власти в стране должна принадлежать императору – «сыну неба». Император – отец народа, а народ – его дети.
Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды, церемонии, традиции. Ритуалы и обряды, по его мнению, следовало закрепить в качестве норм общественной жизни. Соблюдение обрядности – это часть «высоконравственного правления», уверял Конфуций.
Итак, Конфуций не выказал особого интереса к философским проблемам бытия. Его учение – это, прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдения установившихся норм жизни и культ повиновения старшим по возрасту и должности.
С течением времени, однако, конфуцианство из господствующей идеологии превращается в важнейшую государственную религию. В III в. до н.э. Конфуций был канонизирован, его личность окружается ореолом святости, в честь его строятся храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во II-I вв. до н.э. она становится государственной религией Китая. Эта религия освещала идею тотального государства и подчинения, ее важнейшим догматом было обожествление императора и освящение его власти. Данная религиозная система заимствовала из древних верований многих богов и духов, ее пантеон также все время пополнялся за счет обожествления отдельных исторических личностей. Все боги делились на три категории: высшая включала верховное божество, владыку земли и умерших предков императора. В среднюю категорию входили боги солнца, луны, грома, дождя и ветра, Конфуций и 188 правителей прошлого. В низшую категорию включались боги войны и огня, местные духи земли, рек, покровители городов.
Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял сам император, общение же с мелкими божествами было привилегией государственных чиновников, так называемого ученого сословия. Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было основным критерием при отборе их на службу, и именно они были основными хранителями конфуцианских заповедей.
Таким образом, к началу новой эры государство и конфуцианская религия в Китае становятся единой политико-административно-идеологической системой, сутью которой стало стремление закрепить старые общественные нормы и добиться беспрекословного послушания народа.
Таким образом, философские системы Китая внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры, по-особому передав различные взгляды выдающихся мыслителей прошлого. Многочисленные направления китайской философской мысли привнесли особенный восточный колорит в мировую философию, как науку, позволив человечеству еще на шаг приблизиться к пониманию вечных вопросов бытия…
1. Большая Советская Энциклопедия.
2. Культурология. История мировой культуры (под редакцией профессора А.Н. Марковой). Москва, Высшая Школа – 1998 г.
6. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий ; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.
7. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/Сост. Ю.С. Крушкол и др.; Под ред. Е.А. Черкасовой.-2-е изд., доп. И перераб.-М.: Просвещение, 1987.-256 с.
8. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/Сост. Е.А. Черкасова.-М.: Просвещение, 1991.-288 с.
9. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся 5 кл. сред. Шк. – М.:Просвещение, 1986.-287 с.
1 Конфуций Рассуждение в изречениях. В переводе с комментариями Бронислава Виногродского, Москва, Эксмо, 2013.