Не соревнуйся с лукавыми не завидуй творящим беззаконие что значит

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 36:1

Свт. Афанасий Великий

Псалом Давиду

Содержание: Псалом этот заключает в себе учение новому народу, внушая ему, удерживаться от дел лукавых и упражняться в делах добрых, и убеждая к тому и другому надеждою уготованною для добрых и наказанием ожидающим лукавых.

Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Советует убегать лукавства, давая знать, что конец лукавства — утрата всего доброго.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 1-2 Псалом Давиду. Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут

Божественный Давид, дознав опытом, что много благ доставляет кротость, конец же живущих неправдою и предающихся кичливости печален и сообразен с их жизнию (дознал же сие из жизни Саула, Авессалома и других поступавших подобно им), предлагает увещание всем людям, убеждая, встречающияся скорби переносить благодушно, благоденствие же и благоуспешность людей лукавых не признавать достойными ублажения, а паче называть бедственными. А потому в самом начале псалма говорит: «не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие». Слово: «не ревнуй», Симмах перевел: не входи в состязание, а Феодотион: не раздражайся, в смысле: не поощряй себя к подражанию живущим беззаконно, видя доставшийся им благий жребий. И, показав кратковременность сего благополучия, Пророк немедленно присовокупил: «Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут». Это сказал и блаженный Исаия: «всяка плоть сено и всяка слава человеча яко цвет травный. Изсше трава, и цвет ея отпаде, глагол же» Господень «пребывает во веки» (Ис.40:6–8). Тоже изрек и блаженный Давид.

Евфимий Зигабен

Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие

Не ревнуй лукавнующым

Ревность можно перевести словом подражание, и словом побуждение, или раздражение, как перевел и Феодорит: не раздражайся. Итак, Давид советует здесь каждому христианину следующее: не подражай, человек, злым человекам, и не раздражайся до того, чтоб огорчаться, видя счастье, которым обладают злые. Сочинение слова παραζηλου употребляется безразлично, в дательном ли оно поставлено, или в винительном, по свойству еврейского языка.

ниже завиди творящым беззаконие

Многие, видя злых людей в счастии, побуждаются своим малодушием и маловерием к подражании им во зле. Посему царе-пророк здесь запрещает таковым малодушным подражать беззаконным и злым, так как подражание им весьма пагубно и душевредно. Зависть есть желание приобрести те блага, которыми, по-видимому, обладает другой, как говорит Ориген. — Слово (ревность и зависть) берется преимущественно в добрую сторону, но часто—и в худую, как и здесь. Или это — не завидуй означает тоже, что не хвали и не желай уподобиться беззаконным людям.

По словам Оригена το ζηλουν возбуждать зависть и το παραζηλουν (возбуждать ревность) имеют между собою различие. Последнее (παραζηλουν) значит раздражать и побуждать к ревности, как здесь: παραζηλοσαν μη επ, ου Θεω то есть, возбудили во мне ревность и как бы раздражили меня на гнев идолопоклонники; а первое (ζηλουν) означает желание иметь у себя то видимое благо, которое есть у ближнего. Итак, он говорит следующее: и другого злого не раздражай, чтобы возбудить его против себя, то есть, не делай того, за что бы злой получил к тебе зависть, ибо он злоумышляет вместе с тобою против тебя… И опять: не подражай, или не хвали таковых. А св. Кирилл это изъяснил так: Не завидуй, говорит, таковым, и не побуждай их к подражании любящим грехи, хотя и кажется, что они в настоящей жизни наслаждаются. Когда, говорит, увидишь, что нечестивый благополучен, бегай единонравия, взирая на будущее. Ибо он не пребудет в таком состоянии навсегда.

Еп. Ириней (Орда)

Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие

Псалом этот составляет учительную песнь и потому в еврейском тексте имеет форму алфавитного изложения, с некоторыми, впрочем, отступлениями. Основная мысль этого псалма, развиваемая с разных сторон, следующая: если ты видишь, что иногда в этом мире нечестивцы благоденствуют, а праведники бедствуют, то не завидуй счастию грешников; не ропщи на управляющий миром Промысл, не теряй веры и надежды; скоро дело примет другой вид; после кратковременного счастия нечестивцев постигнет погибель, а праведник за свою добродетель и упование на Бога получит богатую награду. – Известно, что представления евреев древнейшего времени о земном назначении человека были довольно неясны, и потому понятно, если взоры их преимущественно обращены были на земное воздаяние человеку, и если они от правды Божией здесь уже ожидали награды за добродетель и наказания за порок. Так и в нашем псалме; страдающий праведник утешает себя не ожидающею его наградою в будущем, но уверенностью в торжестве своего дела уже здесь на земле; и действительно, Бог в Ветхом Завете для утешения своих праведников и к устрашению грешников уравнивал уже на земле разности нравственного мироправления, как это мы видим в судьбе Иова. Спокойное пребывание в земле обетования, мирное пользование сокровищами и богатствами ее, помощь против притеснения грешников, долгая жизнь и богатое потомство – вот предстоящая праведнику награда; между тем как грешник после кратковременного счастия подвергается Суду Божию и тому несчастию, какое он замышлял праведнику; обеднение, изгнание из своей земли и совершенная погибель – награда нечестивца. – Псалом этот, несомненно, написан Давидом, добродетель коего осталась торжествующею, между тем как временное счастие Саула, Навала, Ахитофела, Авессалома скоро погибло.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания 25 ст. видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего (ст. 35-36), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом.

Ст. 1-2 Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут

Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава

Прот. Григорий Разумовский

Псалом этот составляет поучительную песнь о том, что счастье нечестивого быстро проходит, а невинность и правда, хотя и подвергаются угнетению, в конце концов пребывают торжествующими. Эта основная мысль псалма, с некоторыми, впрочем, отступлениями, развиваемая с разных сторон, может быть выражена в таком виде: если ты видишь, что иногда в этом мире нечестивые благоденствуют, а праведники бедствуют, то не завидуй счастью грешников, не ропщи на управляющий миром Промысл Божественный, не теряй веры и надежды: скоро дело примет другой вид: после кратковременного счастья нечестивцев постигнет погибель, а праведник за свою добродетель и упование на Бога получит богатую награду. Известно, что представления евреев древнейшего времени о земном назначении человека и о будущем воздаянии были довольно неясны, а потому и понятно, если взоры их преимущественно обращены были на земное воздаяние и если они от правды Божией здесь уже ожидали награды за добродетель и наказания за порок. Так и в настоящем псалме: страдающий праведник утешает себя уверенностью в торжестве своей правды уже здесь, на земле, а не теми наградами, какие обещаны и ожидают его в будущем. И Сам Бог в Ветхом Завете для утешения Своих праведников и для устрашения грешников нередко уравнивал уже на земле разности нравственного мироправления и воздаяния, как это мы видим в судьбе праведного Иова. Псалом сей, как показывают и надписание и содержание его, написан Давидом, добродетель коего восторжествовала, между тем как временное счастье Саула, Навала, Ахитофела, Авессалома и других скоро погибло. При ясности общей мысли псалма в нем есть немало таких изречений, которые требуют объяснения.

Ст. 1–2 Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут

Слово лукавнующий значит: «коварный, хитрый, злой». Зелие злака – значит: «зелень травная, мелкая зеленая трава». Пророк Давид, как духовный врач, наученный горьким опытом, преподает верующему наставление, как он должен смотреть на благоденствие нечестивых и злобных людей и как относиться к ним. Видя нечестивых благоденствующими, когда сам находишься в беде и несчастии, не старайся подражать им в беззаконной жизни и не думай роптать на Бога, как бы несправедливо распределяющего земные блага. Потому что кажущееся счастье коварных людей и беззаконников кратковременно и скоропреходяще. Бдящий над судьбами людей и всего мира Промысл Божий не попускает нечестивым надолго благоденствовать и веселиться: они, как трава, скоро будут подкошены, и как зеленеющий злак, скоро завянут и упадут. Не сказал пророк, что благополучие нечестивых скоро погибнет, но что сами нечестивые скоро погибнут, а вместе с ними и все благоденствие и вся слава их уничтожатся. Если же и видим иногда, что нечестивые чрез продолжительное время пользуются счастьем и все коварные и злодейские намерения и планы их исполняются благополучно, то и такое кажущееся продолжительным и прочным благоденствие не должно смущать верующих: благополучие нечестивых, как бы ни было продолжительно, все таки оно временно и потому имеет конец, а благоденствие и благополучие праведных вечно: «В память вечную будет праведник» (Пс. 111:6), ибо «праведники во веки живут» (Прем. 5:15).

Объяснение священной книги псалмов.

Источник

Не соревнуйся с лукавыми не завидуй творящим беззаконие что значит

Псалом этот заключает в себе учение новому народу, внушая ему, удерживаться от дел лукавых и упражняться в делах добрых, и убеждая к тому и другому надеждою уготованною для добрых и наказанием ожидающим лукавых.

Советует убегать лукавства, давая знать, что конец лукавства – утрата всего доброго.

«Землею» называет богодухновенное Писание, в котором богатство святых, т. е. обетования. Советует непрестанно со вниманием изучать божественные словеса, из желания тех благ, какие, по Писанию, уготованы святым.

Явно, говорит, иди угодным Ему путем.

Ибо известно, что в будущем веке, как сказал сам Господь, «праведницы просветятся яко солнце» ( Мф. 13, 43 ). Свет же правды – ведение; поелику правда есть мерило добродетелей.

И судьбу твою яко полудне

значит: признает тебя достойным света.

Он покажет в будущем веке, что ты достоин света, а ты повинуйся здесь.

Не дивись, что человек беззаконный преуспевает, не бери себе в пример благоденствия, пpиобpетаемого беззаконием, не ищи себе в этом поощрения делать подобное. Но если беззаконник и во всем имеет успех, не терзайся этим, и не изъявляй негодования, что лукавые остаются без наказания, даже живут счастливо, как будто некому наказать их.

Не смотри на благоденствие их, но ожидай конца, и увидишь гибель. Гнев есть желание наказать, а наказание есть воздаяние за зло.

Несомненно знай, что упокоившие себя божественною надеждою, избравшие жизнь добродетельную, проводят ее в спокойствии и мире, постоянно наслаждаясь чистотою совести, а полагающиеся на временное благоденствие испытают скорую превратность и преданы будут совершенному забвению.

Это подобно сказанному: «нечестивые же из корене погиб нут» ( Иов. 4, 7 ).

Наслаждение праведнику – множество мира и бесстрастие души при истинном ведении всего сущего.

Это можно понимать и о диаволе. Псалмопевец же утешает этим обидимых; ибо показывает, что беззаконный печалится и раздражается на возлюбивших жизнь спокойную, праведный же Судия посмевается его предприятию, потому что предвидит скорую его кончину.

Посмевается злоумышлениям грешника против праведника, зная, что назначен Им день, в который воздаст одному вечную жизнь, а другому – вечное мучение.

Лукавые демоны, говорит, потерпели то самое, что замышляли сделать святым.

то есть, малая милость Господня выше всякого богатства в мире.

т. е. одобряет и чтит.

Ибо воздаяния святым нетленны и вечны.

Во времена гонений, при оскудении учителей, сам Господь Духом Своим препитает верующих в Него. Или: «время лютое» есть время гнева на нечестивых, когда одни испытают на себе праведный суд Божий, а другие воспримут славу, честь, нетление и вечную жизнь.

Грешник не воздает благодарением за то, чем облагодетельствован от Бога.

Воздает щедротами, подражая своему Владыке.

Это подобно тому, что сказано Аврааму: «благословлю благословящии тя, и кленущыя тя проклену» ( Быт. 12, 3 ).

Господь одобряет его прохождение деятельной жизни.

Если и случится праведному поползнуться в чем-либо малом, не потерпит от сего вреда; потому что имеет опорою Бога.

Разумеет мысленные хлебы, а это суть божественные словеса.

И наследуешь, говорит, вечные селения.

Нередко упоминал, что кротким дается земля, убеждая тем вожделевать ее.

На языке ли, в уме ли, но должно, говорит, всюду обносить с собою словеса Божии и постоянно упражняться в изучении их. Так научившись поступать, любитель добродетели пребывает бестрепетным и непоколебимым, преодолевая покушающихся низложить его. Это сказал Псалмопевец и в первом псалме: «но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» ( Пс. 1, 2 ).

т. е. правосудие не судебное, но обнаруживаемое в непогрешительном и здравом суждении.

Одно и тоже выражает различно, чтобы при многократном изучении тверже сохранилось в памяти. Говорит же, что Владыка не презрит праведного, когда злоумышляют против него лукавые, и не соизволит, когда отважатся они на что-либо подобное, но сделает, что праведник избегнет сетей. Такое промышление видел над собою Авраам при двукратном похищении Сарры, изведал его и Исаак, подвергшись той же опасности, изведал и Иаков, когда завидовали ему брат и тесть, изведал и Иосиф, когда вооружились на него ненависть и клевета. Но нужно ли пересказывать все? Любознательным нетрудно, как собрать ветхозаветные примеры, так и усматривать примеры в новом завете.

т. е. во время суда над ним.

Увидишь, говорит, грешников истребленными.

По сказанному: «сень. наше житие» ( Иов. 8, 9 ).

Увидев, что лукавые благоденствуют, размышлял я, как это бывает. А потом, размышляя о сем и вторично задавая себе тот же вопрос, не мог уже их увидеть: даже не в состоянии был отыскать место, на котором, казалось, стояли они.

И наказание лукавых, и «останок» или достояние добрых, да внушат тебе заботиться о простоте сердца.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалом 36 «Не ревнуй лукавнующым»

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Псалом 36 читать:

1 Не ревну́й лука́внующым, ниже́ зави́ди творя́щим беззако́ние. 2 Зане́ я́ко трава́ ско́ро и́зсшут, и я́ко зе́лие зла́ка ско́ро отпаду́т. 3 Упова́й на Го́спода и твори́ благосты́ню, и насели́ зе́млю, и упасе́шися в бога́тстве ея́. 4 Наслади́ся Го́сподеви, и даст ти проше́ния се́рдца Твоего́. 5 Откры́й ко Го́споду путь твой и упова́й на Него́, и Той сотвори́т: 6 и изведе́т, я́ко свет, пра́вду твою́ и судьбу́ твою́, я́ко полу́дне. 7 Повини́ся Го́сподеви и умоли́ Его́. Не ревну́й спе́ющему в пути́ свое́м, челове́ку, творя́щему законопреступле́ние. 8 Преста́ни от гне́ва и оста́ви я́рость, не ревну́й е́же лука́вновати. 9 Зане́ лука́внующии потребя́тся, терпя́щии же Го́спода, ти́и насле́дят зе́млю. 10 И еще́ ма́ло, и не бу́дет гре́шника, и взы́щеши ме́сто eго́, и не обря́щеши. 11 Кро́тцыи же насле́дят зе́млю и насладя́тся о мно́жестве ми́ра. 12 Назира́ет гре́шный пра́веднаго и поскреже́щет нань зубы́ свои́ми. 13 Госпо́дь же посмее́тся eму́, зане́ прозира́ет, я́ко прии́дет день eго́. 14 Мечь извлеко́ша гре́шницы, напряго́ша лук свой, низложи́ти убо́га и ни́ща, закла́ти пра́выя се́рдцем. 15 Мечь их да вни́дет в сердца́ их, и лу́цы их да сокруша́тся. 16 Лу́чше ма́лое пра́веднику, па́че бога́тства гре́шных мно́га. 17 Зане́ мы́шцы гре́шных сокруша́тся, утвержда́ет же пра́ведныя Госпо́дь. 18 Весть Госпо́дь пути́ непоро́чных, и достоя́ние их в век бу́дет. 19 Не постыдя́тся во вре́мя лю́тое, и во днех гла́да насы́тятся, я́ко гре́шницы поги́бнут. 20 Врази́ же Госпо́дни, ку́пно просла́витися им и вознести́ся, исчеза́юще я́ко дым исчезо́ша. 21 Зае́млет гре́шный и не возврати́т, пра́ведный же ще́дрит и дае́т. 22 Я́ко благословя́щии Его́ насле́дят зе́млю, клену́щии же Его́ потребя́тся. 23 От Го́спода стопы́ челове́ку исправля́ются, и пути́ eго́ восхо́щет зело́. 24 Егда́ паде́т, не разбие́тся, я́ко Госпо́дь подкрепля́ет ру́ку eго́. 25 Юне́йший бых, и́бо состаре́хся, и не ви́дех пра́ведника оста́влена, ниже́ се́мени eго́ прося́ща хле́бы. 26 Весь день ми́лует и взаи́м дае́т пра́ведный, и се́мя eго́ во благослове́ние бу́дет. 27 Уклони́ся от зла и сотвори́ бла́го, и всели́ся в век ве́ка. 28 Я́ко Госпо́дь лю́бит суд и не оста́вит преподо́бных Свои́х, во век сохраня́тся. Беззако́нницы же изжену́тся, и се́мя нечести́вых потреби́тся. 29 Пра́ведницы же насле́дят зе́млю и вселя́тся в век ве́ка на ней. 30 Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к eго́ возглаго́лет суд. 31 Зако́н Бо́га eго́ в се́рдце eго́, и не за́пнутся стопы́ eго́. 32 Сматря́ет гре́шный пра́веднаго и и́щет е́же умертви́ти eго́. 33 Госпо́дь же не оста́вит eго́ в руку́ eго́, ниже́ осу́дит eго́, егда́ су́дит eму́. 34 Потерпи́ Го́спода и сохрани́ путь Его́, и вознесе́т тя, е́же насле́дити зе́млю, внегда́ потребля́тися гре́шником у́зриши. 35 Ви́дех нечести́ваго превознося́щася и вы́сящася, я́ко ке́дры Лива́нския. 36 И ми́мо идо́х, и се не бе́, и взыска́х eго́, и не обре́теся ме́сто eго́. 37 Храни́ незло́бие и виждь правоту́, я́ко есть оста́нок челове́ку ми́рну. 38 Беззако́нницы же потребя́тся вку́пе: оста́нцы же нечести́вых потребя́тся. 39 Спасе́ние же пра́ведных от Го́спода, и Защи́титель их есть во вре́мя ско́рби. 40 И помо́жет им Госпо́дь, и изба́вит их, и изме́т их от гре́шник, и спасе́т их, я́ко упова́ша на Него́.

Псалом 36 на русском:

1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,

2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.

3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,

6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

7 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.

8 Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,

9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

10 Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

12 Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими:

13 Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его.

14 Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем:

15 меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся.

17 ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

18 Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:

19 не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты;

20 а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.

21 Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,

22 ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.

23 Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его:

24 когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.

25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:

26 он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет.

27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:

28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.

29 Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.

31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.

32 Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;

33 но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.

34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.

35 Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву;

36 но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу.

37 Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;

38 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.

40 и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.

Псалом 36 слушать:

«И изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне». И себя самаго, и дела свои, говорит Пророк, посвяти Богу, и от Него ожидай помощи. Он, как Судия, произнесет правдивый приговор, провозвестит о тебе, соделает тебя славным; для всех будешь виден, как полуденный свет. Толкование на сто пятьдесят псалмов, блаженный Феодорит Кирский

Источник

Толкование на Псалтирь 36:1

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 36:1 / Пс 36:1

Афанасий Великий (

Псалом Давиду

Содержание: Псалом этот заключает в себе учение новому народу, внушая ему, удерживаться от дел лукавых и упражняться в делах добрых, и убеждая к тому и другому надеждою уготованною для добрых и наказанием ожидающим лукавых.

Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Советует убегать лукавства, давая знать, что конец лукавства — утрата всего доброго.

Источник: Толкование на псалмы.

Феодорит Кирский (386/93−

Ст. 1−2 Псалом Давиду. Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут

Божественный Давид, дознав опытом, что много благ доставляет кротость, конец же живущих неправдою и предающихся кичливости печален и сообразен с их жизнию (дознал же сие из жизни Саула, Авессалома и других поступавших подобно им), предлагает увещание всем людям, убеждая, встречающияся скорби переносить благодушно, благоденствие же и благоуспешность людей лукавых не признавать достойными ублажения, а паче называть бедственными. А потому в самом начале псалма говорит: «не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие». Слово: «не ревнуй», Симмах перевел: не входи в состязание, а Феодотион: не раздражайся, в смысле: не поощряй себя к подражанию живущим беззаконно, видя доставшийся им благий жребий. И, показав кратковременность сего благополучия, Пророк немедленно присовокупил: «Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут». Это сказал и блаженный Исаия: «всяка плоть сено и всяка слава человеча яко цвет травный. Изсше трава, и цвет ея отпаде, глагол же» Господень «пребывает во веки» (Ис.40:6−8). Тоже изрек и блаженный Давид.

Евфимий Зигабен (

Не ревнуй лукавнующым

Ревность можно перевести словом подражание, и словом побуждение, или раздражение, как перевел и Феодорит: не раздражайся. Итак, Давид советует здесь каждому христианину следующее: не подражай, человек, злым человекам, и не раздражайся до того, чтоб огорчаться, видя счастье, которым обладают злые. Сочинение слова παραζηλου употребляется безразлично, в дательном ли оно поставлено, или в винительном, по свойству еврейского языка.

ниже завиди творящым беззаконие

Многие, видя злых людей в счастии, побуждаются своим малодушием и маловерием к подражании им во зле. Посему царе-пророк здесь запрещает таковым малодушным подражать беззаконным и злым, так как подражание им весьма пагубно и душевредно. Зависть есть желание приобрести те блага, которыми, по-видимому, обладает другой, как говорит Ориген. — Слово (ревность и зависть) берется преимущественно в добрую сторону, но часто—и в худую, как и здесь. Или это — не завидуй означает тоже, что не хвали и не желай уподобиться беззаконным людям.

По словам Оригена το ζηλουν возбуждать зависть и το παραζηλουν (возбуждать ревность) имеют между собою различие. Последнее (παραζηλουν) значит раздражать и побуждать к ревности, как здесь: παραζηλοσαν μη επ, ου Θεω то есть, возбудили во мне ревность и как бы раздражили меня на гнев идолопоклонники; а первое (ζηλουν) означает желание иметь у себя то видимое благо, которое есть у ближнего. Итак, он говорит следующее: и другого злого не раздражай, чтобы возбудить его против себя, то есть, не делай того, за что бы злой получил к тебе зависть, ибо он злоумышляет вместе с тобою против тебя… И опять: не подражай, или не хвали таковых. А св. Кирилл это изъяснил так: Не завидуй, говорит, таковым, и не побуждай их к подражании любящим грехи, хотя и кажется, что они в настоящей жизни наслаждаются. Когда, говорит, увидишь, что нечестивый благополучен, бегай единонравия, взирая на будущее. Ибо он не пребудет в таком состоянии навсегда.

Лопухин А.П. (1852−1904)

По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания 25 ст. видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего (ст. 35−36), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом.

Ст. 1−2 Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут

Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава

«Не ревнуй» — не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *