обломов какой класс в школе
Что проходят по литературе в 10 и 11 гуманитарных классах
Список произведений для 10 и 11 классов, летнее чтение
Школьная программа по литературе, список для 10 класса
А.Н. Островский. «Гроза»
И.С. Тургенев. «Записки охотника» (рассказы по выбору учителя) «Отцы и дети» + еще один роман по выбору учителя
И.А. Гончаров. «Обломов»
Ф.И. Тютчев. Лирика («Полдень», «Весенние воды», «Silentium», «Осенний вечер», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Я очи знал – о, эти очи!» «Она сидела на полу…», «Ты, волна моя морская…», «К.Б.»)
А.А. Фет. Лирика («Одним толчком согнать ладью живую…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «Сияли ночь. Луной был полон сад…», «Шепот. Робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…», «Осень», «Прости – и все забудь…», «Вечер», «Кот поет, глаза прищуря…», «Хоть счастие судьбой даровано не мне…»
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Лирика («Вчерашний день, часу в шестом…», «Родина», «Нравственный человек», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «В дороге», «Железная дорога», «О погоде», «Умру я скоро…»)
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Н.С. Лесков. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» (по выбору учителя)
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (главы по выбору учителя)
Н.А. Добролюбов. Статьи «Что такое обломовщина?», «Луч света в темном царстве»
Д.И. Писарев. Статьи «Базаров», «Мотивы русской драмы», «Роман И. А. Гончарова ‘Обломов’», «Борьба за жизнь», «Старое барство»
М.А. Антонович. Статья «Асмодей нашего времени».
Русская литература для внеклассного чтения, 10 класс
А.Н. Островский. «Бесприданница», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца довольно простоты»
И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо», «Новь», «Рассказ отца Алексея», «Собака», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Степной король Лир»
И.А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обрыв»
Ф.М. Достоевский. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Село Степанчиково и ее обитатели», «Кроткая», «Бедные люди»
Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Отец Сергий»
А.И. Герцен. «Кто виноват?», «Сорока-воровка»
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головл?вы»
Сочинения Козьмы Пруткова
Зарубежная литература для 10 гуманитарного класса
Из Библии – «Книга Иова», «Песнь песней», «Евангелие от Иоанна»
Ч. Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба». «Тайна Эдвина Друда»
У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»
У. Коллинз. «Женщина в белом». «Лунный камень»
Г. Джеймс. «Поворот винта». «Дейзи Миллер»
У. Голдинг. «Наследники». «Шпиль». «Бог-скорпион»
Р. Киплинг. «Ким». «Свет погас». Лирика
Э. Золя. «Тереза Ракен». «Карьера Ругонов»
Г. Флобер. «Госпожа Бовари». «Саламбо». «Воспитание чувств»
Г. де Мопассан. «Жизнь». «Пышка» и другие новеллы
Г. Ибсен. «Пер Гюнт», «Нора»
М. Митчелл. «Унесенные ветром»
Ф.С. Фитцджеральд. «Великий Гэтсби». «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Т. Драйзер. «Сестра Кэрри». «Американская трагедия»
Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра».
Список литературы по школьной программе для 11 класса
А.П. Чехов. Рассказы («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», «Студент», «Дом с мезонином», «Спать хочется», «Палата №6», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» и другие – по выбору учителя), комедия «Вишн?вый сад»
И.А. Бунин. Рассказы («Господин из Сан-Франциско». «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Холодная осень», «Чистый понедельник» и другие – по выбору учителя)
А.И. Куприн. Рассказы и повести («Гранатовый браслет», «Олеся» и другие – по выбору учителя)
Л.Н. Андреев. «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот»
Максим Горький. Рассказы («Макар Чудра», «Челкаш», Старуха Изергиль»), драма «На дне»
Лирика Серебряного века (стихотворения И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, З. Гиппиус, А. Белого, В. Соловьева, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, И. Северянина, В. Ходасевича, Н. Гумилева, Вяч. Иванова, М. Волошина, М. Цветаевой и других – по выбору учителя)
А.А. Блок. Лирика («Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «Россия», «Я пригвожден к трактирной стойке…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «На поле Куликовом»), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (по выбору учителя)
С.А. Есенин. Лирика («Запели тесаные дроги…», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Неуютная жидкая лунность…»), поэмы «Черный человек», «Анна Снегина»
В.В. Маяковский. Лирика («Послушайте!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой»), поэма «Облако в штанах», пьесы «Клоп», «Баня»
А.А. Ахматова. Лирика («Мне голос был…», «Мужество», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Вечером», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Небывалая осень построила купол высокий…», «Приморский сонет», «Родная земля»), поэма «Реквием»
Б.Л. Пастернак. Лирика («Февраль. Достать чернил и плакать. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Никого не будет в доме. «, «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест. «, «Сосны», «Иней», «Июль»). Роман «Доктор Живаго» (главы «Лесное воинство», Рябина в сахаре»)
Внеклассное чтение для 11 гуманитарного класса
А.П. Чехов. «Черный монах», «Анна на шее», «Степь», «Учитель словесности». «Чайка». «Три сестры», «Дядя Ваня». Максим Горький. «Мещане». «Дело Артамоновых».
И.А. Бунин. «Старуха», «Сосны», «Сны Чанга», «Солнечный удар», «Митина любовь». «Жизнь Арсеньева»
А.И. Куприн. «Яма», «Поединок», «Молох», «Изумруд», «Суламифь», «Гамбринус», Штабскапитан Рыбников»
В.В. Набоков. «Защита Лужина». «Приглашение на казнь»
В.Я. Брюсов. «Огненный ангел»
Д.С. Мережковский. «П?тр и Алексей». «14 декабря»
В.В. Маяковский. «Флейта-позвоночник». «Про это». «Во весь голос»
А.А. Ахматова. «Поэма без героя»
Андрей Платонов. «Усомнившийся Макар». «Фро». «Епифанские шлюзы». «Чевенгур»
И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев». «Золотой теленок»
И.Э. Бабель. «Одесские рассказы»
Ю.В. Трифонов. «Дом на набережной». «Старик»
Г.Н. Владимов. «Верный Руслан». «Генерал и его армия»
В.В. Быков. «Сотников». «Дожить до рассвета». «Мертвым не больно».
Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»
А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Гадкие лебеди». «Попытка к бегству»
С.Д. Довлатов. «Зона». «Заповедник». «Компромисс»
Саша Соколов. «Школа для дураков»
В.О. Пелевин. «Жизнь насекомых». «Чапаев и Пустота»
«Обломов – главный герой романа И.А.Гончарова».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Обломов – главный герой романа И.А.Гончарова».
дать характеристику героя, п омочь обучающимся проследить развитие образа Обломова, определить авторское и личное отношение к персонажу,
раскрыть роль интерьера и портрета в характеристике персонажа,
познакомить обучающихся с понятием символики имени, детали;
развивать навыки работы с текстом, характеризовать образы в их динамике, умение выражать свои мысли, обосновывать их на основе жизненных наблюдений;
совершенствовать навыки анализа эпизода, умение работать в группах, навык составления синквейна; развивать творческие и аналитические способности обучающихся,
работать над их монологической речью, над умением составлять устный ответ,
воспитывать лучшие моральные качества
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
2. Формулировка темы урока
3. Постановка пробле мы урока.
И.С. Тургенев : «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».
— Как вы понимаете слова И. С. Тургенева?
Н. А. Добролюбов : «Ясно,что Обломов не тупая,апатичная натура, без стремлений и чувства, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных умственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».
— Кто такой Обломов? Почему мнения о герое столь противоположны?
Сформулируйте тему и проблему урока.
4.Первичное восприятие романа.
-С чего начинается ваше знакомство с человеком, из каких деталей складывается первое впечатление о нем?
2) Коллективное составление плана урока.
Запись плана в тетрадь
— При знакомстве с Обломовым мы будем опираться на данный план.
Мы попытаемся разобраться в этом герое и в этой книге не только на данном уроке, но и на последующих уроках тоже.
— Каковы ваши первые впечатления о герое?
-Каким представился вам Обломов?
— Охарактеризуйте героя двумя-тремя предложениями ( ученики записывают в тетрадь, затем зачитывают)
5) Анализ имени героя..
— Каковы ваши представления о фамилии Обломов? Какие ассоциации она вызывает?
6) Работа со словарём.
Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив
— Как вы думаете, что обозначает имя Илья?
Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.
Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.
Илья Муромец – богатырь.
Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем).
-Как вы думаете,почему даже здесь мы встретились с неким противоречием?
( противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность).
7) Знакомство с героем (Видеоотрывок из фильма « Несколько дней из жизни Обломова»).
8) Анализ эпизода: портрет и интерьер.
Обломов первоначально раскрывается через портрет и через быт.
9) Чтение 1 гл. I ч. романа (портрет Обломова)
Выборочное чтение 1 гл. I ч. романа ( квартира Обломова)
-Что можно сказать о характере и образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?
10) Работа с символикой детали.
— Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым.
В гардеробе мужчины 19 века имелось несколько халатов, они служили домашними одеяниями на утро и в вечернее время. Были халаты атласные, которые одевались поверх одежды, и шелковые, одеваемые поверх ночной сорочки.
11)Выразительное чтение эпизода
Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца?
-Каков символический смысл имеет халат в романе?
(символ покоя, лени, но и символ свободы от фальшивых условностей)
12) Формулировка вывода.
Мы проанализировали портрет, интерьер, одежду героя. Обсудите друг с другом и сделайте вывод, какие противоречия в характере Обломова можно отметить после анализа первой главы?
13) Работа в группах по плану.
4) Размышления Обломова во время каждого приёма.
Обломов и его гости.
Этот парад искусствен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану. Но для Гончарова правдоподобная мотивировка появления гостей не обязательна: гости заменяют собой необходимое описание среды, в которой живет Обломов. Что же это за среда?
1 группа. Визитер Волков
-Почему Обломов считает Волкова несчастным?
«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь!
Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»
В чем смысл жизни этого героя? Где человек? Где душа?
2 группа. Визитер Судьбинский
-Почему Обломов считает Судьбинского несчастным?
«И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… Несчастный!»
Опять возникает вопрос: «Где же здесь человек? Ум, воля, чувства?»
3 группа. Визитер Пенкин
4 группа. Визитер Алексеев
5 группа. Визитер Тарантьев
-Почему их можно назвать двойниками главного героя?
Неспособность Обломова к самостоятельному действию повторена в Алексееве и в Тарантьеве.
-Итак, вот эта среда, которая окружает Обломова.
-Где можно было встретить людей этого круга?
( В театре, на службе и т.д.)
-Можно ли сейчас в нашем обществе встретить Обломовых? Затрагивают ли данную проблему современные писатели? Вспомним произведение Сергея Довлатова « Заповедник», экскурсовода Митрофанова.
-Как ведет себя он? Похож ли он на Обломова? Если да, то чем?
-Как же происходит связь с миром? Почему к лежащему на диване Обломову так тянутся окружающие?
(Связь с миром происходила только на уровне контакта души. Душа другого человека постигала душу Обломова и начинала его любить – значит, для нее, для этой души, неважно физическое состояние Обломова).
лежит, спит, размышляет
«Изменит ли героя любовь?»
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию
6. Домашнее задание.
Перечитать ч. I гл. 9( « Сон Обломова»).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок по литературе в 10 классе «Обломов! Кто он…?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В нем было то, что дороже всякого
ума: честное, верное сердце! Это его
природное золото; он невредимо
пронес его сквозь жизнь.
Цель урока: проследить динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определить значение этих отношений в романе, определить авторскую позицию и рассмотреть способы ее выражения на страницах романа И.А.Гончарова «Обломов».
— организовать деятельность учащихся по самостоятельному анализу романа «Обломов»;
— продолжить работу над формированием умения и навыков анализа литературного текста, развитием навыка монологической речи;
— создать условия для эстетического воспитания личности учащегося.
Вступительное слово преподавателя.
И.А. Гончаров! Что мы знаем о нем? И много ли было ведомо его современникам, оставившим воспоминания о нем? Писатель-чиновник, холостяк… Под конец жизни сжег обширную переписку… Сознательно оставался в стороне от «текущего», был полностью погружен в свою жизнь. Но эта жизнь не отпускала его: он постоянно был центром споров, как современников, так и потомков. В его не очень богатой на события жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в роли цензора, и сложные отношения с И.С. Тургеневым, чуть не закончившиеся дуэлью, и воспитание детей своего умершего слуги.
И.А. Гончаров. Биографические сведения.
В семейном «Летописце» богатого симбирского купца- хлеботорговца Александра Ивановича Гончарова можно прочитать такую запись: « 1812 года июня 6 дня родился сын Иван»
Родители мальчика, желавшие, чтобы сын продолжил дело отца, и предположить не могли, что их Ваня станет всемирно известным писателем, что его произведения, переведённые на многие иностранные языки, будут читать во всех уголках земного шара.
Иван Александрович рано лишился отца. Воспитанием его занимался « крёстный отец» Николай Николаевич Трегубов, происходивший из старинного дворянского рода. Это он, бывший флотский офицер, первый познакомил мальчика с русской историей, развил в нём наблюдательность, стремление к знаниям.
От крёстного мальчик получил серьёзные технические познания в частной и прикладной математике, физической географии, космогонии.
Лет восьми- девяти началось обучение Гончарова в частных пансионах города, Во главе их стояли иногда довольно невежественные педагоги, культивировавшие патриархальную педагогику. Поэтому вскоре Гончаров, по совету крёстного, был определён матерью в Заволжский пансион.
В библиотеке Гончаров нашёл детские книги по естественной истории и, самое увлекательное,- книги о путешествиях. Во время пребывания в пансионе гончаров познакомился также с французской литературой.
Наконец, в эти же годы будущий писатель приобщился к мудрой поэзии. Няня, кроткие и любовные взгляды которой Гончаров вспоминает в зрелые годы жизни, рассказывала ему чудесные волшебные сказки.
В 1822 году Гончарова определяют в коммерческое училище. В родной город он приезжает только на каникулы.
В 1912 году, в годовщину столетия со дня рождения писателя, главная улица Симбирска была названа именем Гончарова.
На этой улице действительно находился дом, в котором родился писатель. Только был он двухэтажным, оштукатуренным и выкрашенным в белый цвет.
Детские и юношеские впечатления Ивана Александровича были очень сильными. Будущий писатель словно фотографировал город, его обычаи, нравы обитателей, лица людей, с которыми встречался.
Позднее во многих произведениях Гончаров использовал врезавшиеся в память картины детства и юности.
Дом был заложен в день столетия Гончарова со дня рождения, а достроен в 1916 году. Теперь в нём размещается краеведческий и художественный музей.
В сквере на улице Гончарова ещё один памятник- писатель сидящий в кресле. Он словно приглашает побыть с ним рядом, полюбоваться изменившимся городом.
Звучит ария из оперы Беллини «Норма» «Casta diva».
Мы прослушали любимое музыкальное произведение Ивана Александровича Гончарова.
«Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару – и к ней: сижу в ее комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он моложе меня, но неповоротливее и я надеюсь их скоро развести…»
Такое необычайное письмо получил от Гончарова его друг Лоховский летом 1857 года из Мариенбада. Он был заинтригован. Оказалось, что речь в письме идет об Ольге Ильинской- главной героине нового романа Гончарова. Это и был знаменитый Обломов,(Слайд 5) тот самый неповоротливый соперник, о котором Иван Александрович упоминал в письме. Летом 1857 года в Мариенбаде Гончаров читал свой роман Тургеневу и Фету, а Лев Толстой позднее назвал его капитальным.
… КАПИТАЛЬНАЯ ВЕЩЬ, КАКОЙ РАВНЫХ ДАВНО НЕ БЫЛО. СКАЖИТЕ ГОНЧАРОВУ, ЧТО Я В ВОСТОРГЕ ОТ ОБЛОМОВА…
А И.С.Тургеневу принадлежат слова: «ПОКА ОСТАНЕТСЯ ХОТЬ ОДИН РУССКИЙ, ДО ТЕХ ПОР БУДУТ ПОМНИТЬ ОБЛОМОВА» (Тоже написано на доске).
Чем так заинтересовал и Толстого, и Тургенева скромный Илья Ильич Обломов? В чем загадка его личности? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на наших уроках.
-Произведение Гончарова – замечательный образец социально-психологического и философского романа, в котором исчерпывающе полно и глубоко дана характеристика «обломовщины».
Это философский роман, в котором даны три типа жизненной философии:
жизнь-суета (гости Обломова);
Обломовка (и дом Пшеницыной, как своеобразное продолжение Обломовки);
Жизнь Андрея Штольца.
– Главный герой Обломов сталкивается со всеми типами жизненных философий. Главный вопрос романа – философский: в чём смысл и содержание человеческой жизни. Дал ли ответ на этот вопрос Гончаров?
Нет, он только показал три типа жизненной философии, поэтому для романа характерен объективизм – явление, когда писатель не высказывает прямо своей позиции в произведении. Он показывает несколько точек зрения, а выбирать между ними должен сам читатель.
Автор рассматривает личность в контексте эпохи, выявляет влияние на формирование человека всего, что его окружает.
Все действие романа развертывается вокруг главного героя – И.И. Обломова. В 1-ой части романа показаны условия формирования Обломова. Н.Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» сказал, что « Гончаров является перед нами прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни». Гончаров рассказал нам « историю о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…». Определяя главные черты обломовского характера, Добролюбов называет превыше всего совершенную инертность, происходящую от его апатии ко всему, что делается на свете.
Жизнь и судьба Ильи Ильича заставляют нас размышлять над сложнейшими нравственными вопросами: например, свободы воли и необходимости, проблемы выбора своего пути, смысла жизни. Роман не дает прямых ответов на эти вопросы, но подробный и неторопливый рассказ о жизни героя, его судьбе будит сознание, тревожит чувства. Можно вспомнить по этому поводу замечательную лермонтовскую фразу:
« ИСТОРИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, ХОТЯ БЫ САМОЙ МЕЛКОЙ ДУШИ, ЕДВА ЛИ НЕ ЛЮБОПЫТНЕЕ ИСТОРИИ ЦЕЛОГО НАРОДА…»(Слова записаны на доске)
Итак… История души Ильи Ильича Обломова.
В Гороховой улице лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов. Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием.
Захару было за пятьдесят лет. Он был уже не прямой потомок тех русских Калебов, рыцарей лакейской, без страха и упрека, исполненных преданности к господам до самозабвения, которые отличались всеми добродетелями и не имели никаких пороков. Этот рыцарь был и со страхом и с упреком. Он принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов. Страстно преданный барину, он, однакож, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. Слуга старого времени удерживал бывало барина от расточительности и невоздержания, а Захар сам любил выпить с приятелями на барский счет; прежний слуга был целомудрен, как евнух, а этот все бегал к куме подозрительного свойства. Тот крепче всякого сундука сбережет барские деньги, а Захар норовит усчитать у барина при какой-нибудь издержке гривенник и непременно присвоить себе лежащую на столе медную гривну или пятак. Точно так же, если Илья Ильич забудет потребовать сдачи от Захара, она уже к нему обратно никогда не поступит.
Сверх того, Захар и сплетник. В кухне, в лавочке, на сходках у ворот он каждый день жалуется, что житья нет, что этакого дурного барина еще и не слыхано: и капризен-то он, и скуп, и сердит, и что не угодишь ему ни в чем, что, словом, лучше умереть, чем жить у него.
Это Захар делал не из злости и не из желания повредить барину, а так, по привычке, доставшейся ему по наследству от деда его и отца — обругать барина при всяком удобном случае.
Захар неопрятен. Он бреется редко и хотя моет руки и лицо, но, кажется, больше делает вид, что моет; да и никаким мылом не отмоешь. Когда он бывает в бане, то руки у него из черных сделаются только часа на два красными, а потом опять черными. Он очень неловок: станет ли отворять ворота или двери, отворяет одну половинку, другая затворяется; побежит к той, эта затворяется. Сразу он никогда не подымает с пола платка или другой какой-нибудь вещи, а нагнется всегда раза три, как будто ловит ее, и уж разве в четвертый поднимет, и то еще иногда уронит опять.
Что связывает Захара и Обломова?
Захар – крепостной, слуга Обломова. Отношения свойские, иногда переругиваются. Это не воспринимается как что-то необычное. Они очень слиты, как нечто целое. Обломов только намеревается что-то сделать и на уровне рефлексии зовет Захара. Захар – прямое отражение барина.
Послушаем монолог Обломова. Как этот монолог характеризует Обломова? Что сформировало такой характер?
Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его бывало Штольц.Сладкие слезы потекут по щекам его. Случается и то, что он исполнится презрением к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли, ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерения, зажгут всю кровь в нем, задвигаются мускулы его, напрягутся жилы, намерения преображаются в стремления: он, движимый нравственною силою, в одну минуту быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и вдохновенно озирается кругом. Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. и тогда, господи! Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от такого высокого усилия. Но, смотришь, промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе, голова отрезвляется от дум, кровь медленнее пробирается по жилам. Обломов тихо, задумчиво переворачивается на спину и, устремив печальный взгляд в окно, к небу, с грустью провожает глазами солнце, великолепно садящееся за чей-то четырехэтажный дом.И сколько, сколько раз он провожал так солнечный закат!Наутро опять жизнь, опять волнения, мечты! Он любит вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит; выдумает войну и причину ее: у него хлынут, например, народы из Африки в Европу, или устроит он новые крестовые походы и воюет, решает участь народов, разоряет города, щадит, казнит, оказывает подвиги добра и великодушия.
Рассказывая «предысторию» своего героя, писатель использовал приём «необоснованно-прямой речи» для раскрытия психологии Обломова. Он показал ненужность Обломова для общества, его неспособность к серьёзному делу, неумение делать что-нибудь серьёзное. Обломов мог вспыхнуть, загореться желанием, но никогда не приводил в исполнение своих желаний, никогда слово у него не становилось делом.
Таким приёмом Гончаров глубоко и реально раскрывает душевный мир, психологию Обломова, которому суждены «благие порывы, но совершить ничего не дано».
Сейчас мы рассмотрим один из проблемных вопросов произведения: Илья Обломов и Андрей Штольц… кто же они – двойники или антиподы? Нам необходимо сравнить этих героев, выяснить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Давайте определим лексическое значение слов антипод и двойник
Учитель: Наше знакомство с Обломовым уже состоялось на предыдущих уроках. Мы выяснили, что наш герой медлителен, ленив, не сосредоточен.
Учитель: А как знакомит нас автор с Андреем Штольцем? Так же, как с Обломовым, или иначе? (О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:
— в связи с гостями Обломова, которые Илье Ильичу «не по сердцу», в отличие от друга детства – Андрея Ивановича Штольца, которого «любил искренне»;
— в связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;
— Штольц появляется и во «Сне Обломова», вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.
Учитель: Неожиданно появление героя в финале первой части. И главы 1 – 2 второй части рассказывают о Штольце.
— Вставайте, вставайте! — во все горло заголосил он и схватил Обломова обеими руками за полу и за рукав.Обломов вдруг, неожиданно вскочил на ноги и ринулся на Захара.— Постой же, вот я тебя выучу, как тревожить барина, когда он почивать хочет! — говорил он.Захар со всех ног бросился от него, но на третьем шагу Обломов отрезвился совсем от сна и начал потягиваться, зевая.— Дай. квасу. — говорил он в промежутках зевоты.Тут же из-за спины Захара кто-то разразился звонким хохотом. Оба оглянулись.— Штольц! Штольц! — в восторге кричал Обломов, бросаясь к гостю.— Андрей Иваныч! — осклабясь, говорил Захар.Штольц продолжал покатываться со смеха: он видел всю происходившую сцену.
Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и на московских базарах. Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг. В селе Верхлёве, где отец его был управляющим, Штольц вырос и воспитывался. С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака. Оторвавшись от указки, бежал разорять птичьи гнезда с мальчишками, и нередко, среди класса или за молитвой, из кармана его раздавался писк галчат. Бывало и то, что отец сидит в послеобеденный час под деревом в саду и курит трубку, а мать вяжет какую-нибудь фуфайку или вышивает по канве; вдруг с улицы раздается шум, крики, и целая толпа людей врывается в дом.
Учитель: Мы видим, что эти два человека, они настоящие друзья. Но эти герои разные, непохожие.
Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»
(Прощание Штольца с отцом).
Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.
Его воспитание — трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын. ”).
Обломов любил покой. Для Обломова важен был сон и бездействие. Обломов о мечте говорил «скорлупа, самообман». Илья Ильич испытывал страх перед обстоятельствами. У Обломова не было цели. Для Обломова: труд – наказание.
Штольц беспрестанно находился в движении. Штольц уравновешивал стороны с тонкими потребностями духа. Штольц боялся всякой мечты, ….хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом». Андрей Иванович Штольц приписывал причину всякого страдания себе. Штольц выше всего ставил настойчивость в достижении целей. Для Штольца: труд-образ, стихия, содержание, цель жизни
Заключительная часть урока.
Учитель: Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою. Гончаров использует различные способы «самораскрытия» героя: исповедь Обломова, письмо, самохарактеристика, программные выступления героя по вопросам общественным, литературным, идеологическим, диалоги с другими героями, глубоко и тонко душа Ильи Ильича раскрывается в любви.
Современный критик И. Золотусский пишет: «Гончаров – самый спокойный из гениев русской литературы. Гений в России – натура мятущаяся, однако проза Гончарова походит на Волгу в её срединном течении, ровное зеркало воды, уходящее к горизонту.
Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти. Его идеал – норма. Гончаров подарил нам роман «Обломов». Всё в этом произведении – взвешенность и равновесие, которых так не хватает в жизни. Обломов – это воплощение эволюции, которая, в отличие от революции, не ломает человека, не ломает истории, а предоставляет им право развиваться свободно».
— Обломов умирает, оставив сына.
Учитель: Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!
Ответ на проблемный вопрос: Обломов и Штольц – двойники или антиподы?