берберы тунис кто такие
Берберы тунис кто такие
Берберы – самый загадочный и древний народ из всех живущих на Земле. Именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой стали древние египтяне, и культура берберов стала родоначальницей культуры стран Магриба. Белые люди стран Магриба. Эль-Ма́гриб — «там, где закат», так называли страны Африки к западу от Египта. На протяжении веков королевские династии Магриба были аристократические династии берберов, из берберов происходит род марокканских королей…
Берберы (от греч. βάρβαροι, лат. barbari – «варвары») — так называют коренное население Северной Африки, в странах Магриба. По оценкам берберских экспертов, различные народности берберов составляют не менее 60% населения Марокко, 45% населения Туниса, около 25% населения Алжира, они живут также в Ливии, Египте, Мавритании, Мали, Нигере и других странах. Общая численность берберов около 30 миллионов человек, в странах Европы проживает 3 миллиона берберов — во Франции (1,2 млн чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.
Название «берберы» неизвестно большей части самих берберских народностей, так как было дано им европейцами по аналогии с «варварами» из-за непонятности их языка. Самоназвание берберов: амазиг, амахаг, амазир и даже амазай, что означает «свободный человек».
Покоренные в VII веке арабами, берберы исповедуют ислам, в основном, они мусульмане-сунниты, сторонники суфизма и мистических учений, но есть среди берберов иудеи и христиане. Берберам удавалось на протяжении нескольких веков сопротивляться тотальной исламизации, сохранять свою независимость и совмещать мусульманские и христианские традиции со своими собственными культами, самобытным языком и культурой, остающейся и сегодня, почти, в неизменном виде.
Не смотря на то, что по реальной численности берберские народы далеко не везде в меньшинстве в странах Магриба, они находятся на положении национальных меньшинств, и борются за свои права исключительно мирными методами. В Европе создано международное культурное берберское движение Амазиг, провозгласившее целью добиться равного статуса в странах, населенных берберами, для берберского языка статуса государственного наряду с арабским языком.
Марокканские берберы требуют права называть детей берберскими именами и использовать берберскую топонимику (от др.-греч. τόπος «место» + ὄνομα «имя») в странах Магриба.
Среди многочисленных берберских народов Магриба можно выделить основные национальности:
1. Амазахи — проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка ( Риф, «рифские пираты») и самую северную часть Атласских гор до провинции Телла.
2. Машуеш, Мазиес, Матмата – народы живущие большими общинами, они всё решают сообща, ценят внутренне тепло отношений и всячески помогают друг другу.
3. Шилу, народ берберов, занимающий часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, в южном Марокко.
4. Кабилы (от арабского «qaba’il» — племя) — живущие в Алжире. Местность Кавелия (Kabylie) в Северной Африке.
5. Шауйя— народ в Алжире, населяет Орес (Арес). Шауйя славятся «дурным глазом», и внушают суеверный страх их тайные знания, народная медицина, магия, они украшают свои лица характерными сакральными татуировками, из комбинаций крестов, точек и овалов.
6. Туареги (траглодиты), их самоназвание — Имощаг, Имошаг — древний народ берберов, живущий в Алжире, Ливии, Марокко, Мали, Нигере, Буркина-Фасо. Они живут, разделенные огромными пространствами пустыни Сахары и населяют самые дальние уголки пустыни.
7. Гараманты (греч. Γαράμαντες) — древний народ берберов, живущий с конца II тыс. до н. э. в Сахаре, и упомянутый впервые Геродотом в 500 году до н. э., как «очень великий народ». Берберы состояли из воинственных, отчаянных и задиристых племён берберов, проникавших, в степные просторы северной Африки на колесницах, запряжённых четвёрками лошадей. В VIII веке до н. э. в состав государства гарамантов входил весь нынешний Феззан, южные районы Триполитании и значительная часть Мармарики. В 19 году до н. э. государство гарамантов было захвачено и подчинено Римской Империи. В VII веке н. э. гараманты были покорены арабами. Гараманты говорили на языке берберской группы и использовали древнюю берберскую письменностью – «тифинаг», которое называют «древнеливийским», или берберо-ливийским языком.
По данным глоттохронологии, в 6 тысячелетии до нашей эры в долине Нила произошло отделение носителей пра-берберского языка от близкого языка пра-египтян. С начала 3-го тысячелетия до нашей эры о пра-берберах — ливийцах записано в текстах Древнего Царства и египетском искусстве, как о западных соседях Египта. Пра-язык берберо-ливийских языков разделился в конце 2-го тысячелетия до нашей эры, после поражения народов моря, и их союзников-ливийцев от египтян. Часть ливийских племён ушли от границ Египта и расселились на западе и юго-западе от Египта. Берберы были частью населения могущественного Египта. В истории Древнего Египта было даже несколько берберов-фараонов, известно, что египетские фараоны были белокожими!
Современные берберы утверждают что они – прямые потомки этрусков и римлян. Все народности берберов – европеоидного облика, белокожие, с голубыми глазами, рано лысеющие, они абсолютно не похожи ни на арабов, ни на африканцев негроидной расы.
У одного из величайших полководцев и государственных деятелей древности Ганнибала (247—183 г.г. до н. э.) текла берберская кровь. Ганнибал родился в Карфагене в семье полководца Гамилькара по прозвищу Барка — «молния», данную ему за его стремительность и тактику ведения боя против римских войск на Сицилии. В армии Ганнибала, воевавшей с римлянами в Испании, и разгромившей римлян в нескольких сражениях в Италии в 218 году до н.э., был целый кавалерийский корпус воинов-берберов. Воины Ганнибала люто ненавидели римлян и не раз сокрушали римские армии, за что римляне считали их вероломными.
До вторжения арабов в VII веке, на севере Африки насчитывалось 9 берберско-еврейских княжеств: Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа и Тахир. Орес в Алжире стал центром иудео-берберских княжеств, которые, во главе с легендарной берберской царицей Кахиной, долгое время отражали атаки армий арабских завоевателей.
Среди берберов широко распространены элементы «народного ислама» — культ святых, религиозные и религиозно-цеховые объединения, братства, восходящие к суфийским орденам — тарикатам.
ТУАРЕГИ — мусульмане-сунниты. Однако берберы-туареги сохранили много доисламских обычаев — почитание культа матери – прародительницы рода, хранительницы древнего языка и традиций, у туарегов запрещено многожёнство. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз, разводят мелкий рогатый скот.
Основные традиционные занятия всех народов берберов — кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, мелкий и крупный рогатый скот). Долгое время берберы сохраняли общинное пашенное землепользование («арш» – земляная мера), земледелие мотыжное, выращивали зерновые, ячмень, просо, пшеницу, бобовые, овощи занимались садоводством.
У берберов сохраняются родо-племенные отношения, во главе племенного объединения стоит выборный совет старейшин — имзран и вождь (аглид, амгар). Устанавливаются межклановые союзы (тиуизи), и сотрудничество в выпасе скота (тауаллат). Центром племенной группы служит укреплённое селение тигремт или дшар.
В древности общество туарегов было разделено на касты. Сами туареги худощавые, светлокожие, высокого роста воины, совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство, рабы были темнокожие и составляли низшую касту общества.
Хáмса —значит «пять» — защитный амулет в форме ладони считается символом удачи и счастья, появился раньше ислама. Финикийцы ассоциировали ее с «Рукой Танит», супругой Баала или Владыки, лунной богини и покровительницей Карфагена. А на Кипре ее ассоциировали с Афродитой.
Берберский любян — янтарь и хамса — рука Танит
В древних легендах туарегов рассказывается о «матери-прародительнице» Тин-Хинан, которая пришла к ним из Марокко на белом верблюде со своей служанкой Такамат, и стала царицей. Самые прекрасные, молодые и сильные мужчины-женихи приезжали к царице Тин-Хинан, но царица поступала с мужчинами так же, как легендарные амазонки, она убивала их утром. Царица Тин-Хинан и служанка Такамат рожали детей, положив начало роду высшей и низшей касте туарегов, их чернокожие и белые потомки и сегодня объединены одним племенным именем. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины, многие туареги верят, что это гробница царицы Тин-Хинан.
В XI веке арабские завоеватели вторглись на территорию племён берберов- туарегов в Северной Африке, и они отступили на запад и в самые дальние уголки пустыни Сахары, но все же были подвергнуты насильственной исламизации и арабизации.
В Средние века туареги создали несколько государственных образований, просуществовавших не долго — Султанат Агадес контролировали важные перевалочные торговые пункты, город-государство Такедда на территории Нигера.
В колониальной эре туареги, не смотря на сопротивление, были покорены французами и их земли были включены во Французскую Западную Африку, в колонии Нигер. Туареги поднимали восстания в 1916-1917 г.г., колониальная власть смогла подчинить племена туарегов только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, используя противоречия между родовыми кланами.
Берберы строят дома из необожженной глины, украшая их узорчатыми окнами.
Берберские долины называют долинами тысячи крепостей, так как их дома больше напоминают неприступные крепости.
Коренные жители Туниса: Берберы (кто они и как живут)
Экскурсия в жилище берберов также, как и экскурсия в Эль-Джем входила в наше двухдневное путешествие в пустыню Сахара.
Они строят свои жилища в скалах и холмах. И в один из таких домов нам удалось попасть. Поселились они в таких условиях из-за постоянных гонений завоевателей.
Здесь мы могли продегустировать лепешку, которую приготовила коренная жительница Туниса. Получилось очень вкусно.
Едят эти лепешки с оливковым маслом, смешанным с медом. Угощение обязательно предложат и вам. А гид перед экскурсией предупредит, что хорошо бы за угощение оставить благодарность в виде тунисских динар.
Проживают берберы сейчас в городе Матмата, который считается столицей берберов, и его окрестностях. И в Тунисе осталось их очень мало, примерно 1% от всего населения.
Такая была обстановка по пути к дому берберов:
Когда видишь такую картину, сразу думаешь: как же в этом пекле можно жить. От земли здесь сильно обдает жаром. Можно заметить, что зелени практически нет.
Спустившись в дом по глиняной лестнице, мы ощутили блажественную прохладу.
Особенно, если сравнивать с температурой на поверхности.
Такое жилище хорошо не только летом, но и зимой, т. к. температура держится примерно одинаковая во все времена года.
Конечно, к экскурсии относишься больше как к истории, в которой тебе показывают как жили люди раньше. Уже и не верится, что сейчас они так живут, да хоть кто-то. Потому что правительство предлагает им традиционные в наших понятиях дома.
Но все-таки, гид рассказал, что не все еще перебрались в обычные дома. И им правительство страны также помогает. Например, проводят электричество.
А туристы помогают зарабатывать деньги. Также не удалось склонить к оседлому образу жизни кочевых берберов.
Белый север Африки. Берберы
Амазахи — белый север Африки.
Как вы думаете, кто является коренным жителем Африки? Ответ оказался не таким очевидным, как многие думаю.
Однажды, я, гуляя по всемирной сети, наткнулась на статью о племени в Африке, а фотографии там были со светлокожими людьми. Я была заинтригована 🙂
Оказалось, что коренным населением Северной Африки являются не негроидные африканцы и даже не арабы, а народы, которые принято называть берберами. Ещё большее удивление вызовет тот факт, что эти народы являются народами белой расы.
Кто же это такие — берберы?
Вообще-то, сами себя они называют mazigh, amasiyen (может звучать как амазиг, амазир и даже амазай), что значит «люди» или «свободные люди». А все остальные называли их берберами из-за непонятного языка.
Есть известные люди амазахского происхождения. Это Зидан Зинедин, Изабель Аджани, Эдит Пиаф.
Откуда же взялись племена белых людей на Севере Африки?
А появились они там когда-то очень давно, еще до появления там арабов и финикийцев. По разным источникам история берберов насчитывает от 3 до 11 тыс. лет. А уж о возможном происхождении этого народа не говорится нигде. На землях Северной Африки берберы жили задолго до всех известных нам завоевателей – финикийцев, греков, римлян и тем более арабов, которые пришли на их земли в 7-8 вв н.э. Последние начали оттеснять коренное белое население вглубь континента в пустынные и горные районы, насильно исламизировать и ассимилировать, навязывая межэтнические браки. Берберский язык запрещалось использовать в школах и официальных учреждениях, но, несмотря на это и практически поголовное принятие ислама, берберам удалось его сохранить, а также свой менталитет, культуру и образ жизни. Возможно, это случилось и потому, что берберы всё-таки как-то умудрились сочетать ислам со своими исконными культами.
Конечно же, многие амазахи ассимилировали с местным населением арабской или африканской внешности, но осталось и не мало «чистых» представителей.
Сейчас берберами называют совокупность множества племён, которые проживают на территории всей северной Африки, от Египта на востоке до Атлантического океана на западе, и от Судана на юге до Средиземного моря на севере, а также в других странах, в том числе и европейских.
Большинство берберов сегодня живёт в горах. Берберских деревень множество. Дома из сложенного красного местного камня или мазанки из такого же цвета глины то скрываются в зелени речных долин, то карабкаются по склонам гор.
Но не это самое интересное в истории берберов. Берберская традиционная одежда, украшения и архаичные орнаменты предметов народных промыслов не подверглись стороннему влиянию, они словно застыли во времени.
Национальный костюм состоит из длинной верхней рубахи, вышитой понизу и у горловины, и широкого яркого полотна-юбки, которое обматывается вокруг талии. В вышивке преобладают красные тона.
В дополнении к костюму идут великолепно исполненные традиционные украшения. Красивые, тяжёлые, ручной работы, выполненные только из серебра или сплавов на его основе, берберы не жалуют золото из суеверий – считают, что оно является металлом дьявола и приносит несчастье. Иногда украшения имеют золотистый отблеск, но это достигается за счёт включения в серебро небольшого количества меди. Причём украшения изготавливают женщины, впрочем, как и владеют древней письменностью – тифинаг. В украшениях они используют традиционные берберские символы – вселенная в виде спирали, как символ бесконечности, берберский крест teneghelt, он же южный крест у европейцев для защиты от «дурного глаза», буква берберского алфавита «Yaz» – символ единства всех народов. Эти украшения показывают социальный и семейный статус женщин, благосостояние их мужей, а также племенную принадлежность.
И вот чем больше всматриваешься в украшения берберских женщин, тем явственней появляется ощущение, что где-то подобные украшения уже мы уже видели.
А ведь смотришь и понимаешь, что в берберских украшениях есть и древнерусские бармы, и рясны, и колты, и височные кольца, а также малоросские мониста.
Удивление возрастает, если присмотреться к харкузу – татуировкам берберских женщин. В них каждый символ имеет определённое значение – от оберегового до символики плодородия и женской силы, которые также используются и в традиционных берберских украшениях.
Но не это вызывает удивление, а тот факт, что в символике берберской женской татуировки, и не только в ней, явно используются славяно-арийские символы, причём как женские, охранительные и привлекающую любовь, счастье, удачу и помогающие вырастить здоровых и крепких детей, так и мужские – секира Перуна и громовник, который у славян изображался на оружии. Вот какие славяно-арийские символы можно найти в берберской женской татуировке.
Кроме этих знаков, берберские женщины рисуют на себе и другие знаки славянской символики. Это различные свастики и символы плодородия – ромбы с точками внутри – символы засеянного поля. Да и сам традиционный берберский костюм очень похож на южнорусский и малоросский понёвный комплекс, который тоже состоит из вышитой длинной рубахи, на которую одевается трёхсоставная юбка – понёва. Более того, традиционная вышивка длинной берберской женской рубахи предполагает вышивку свастичного орнамента. Да и головные берберские уборы тоже напоминают головные уборы славянок.
У берберов можно найти и кокошники, и сороки Курской и Тульской губерний, и рогатые кики, и девичьи повязки, и даже их манера завязывать платки такая же, как это делают в южно- и среднерусских сёлах. Глядя на фотографии берберок в этих головных уборах, трудно поверить, что речь идёт не о славянах, а о племенах в Северной Африке. А на фотографии ниже изображено не выступление Кубанского казачьего хора, а берберский хор на фестивале в Кавилии (Kabylie) – местность в Северной Африке на стыке Ливии, Алжира и Туниса.
Южно- и среднерусские орнаменты красуются на тканых берберских коврах, там, где используют архаичные символы. Возникновение этих ковров относят к палеолиту, то есть к каменному веку.
Узнать же доподлинно, откуда пришли амазахи в Африку, и какая у нас с ними связь не представляется возможным. Несмотря на тот факт, что в Сети существует немалое количество источников, упоминающих берберов и их историю, не существует единого мнения, когда же она началась.
Нам остается только гадать и выдвигать свои версии истории.
И, напоследок, просто фотографии берберов и их украшений:
Tунисские берберы
Взгляд изнутри
Т.И. ГЕРАСИМЕНКО
доктор геогр. наук,
зав. кафедрой
географии и регионоведения,
декан геолого-географического факультета Оренбургского
государственного университета
С юным берберским другом. Загван. Римский акведук (ему 18 столетий, и до сих пор работает) |
Тунис — страна, пользующаяся все большей популярностью среди туристов. Страна не лишена экзотики, безопасна во всех отношениях. Туристов здесь холят и лелеют: они одна из главных статей дохода. Рекламные проспекты в туристических бюро и Интернете приглашают посетить «окаймленную средиземноморской лазурью цепочку пляжей с чистейшим белым песком», «необъятные просторы раскаленных жгучим солнцем песков и райские оазисы Сахары», полюбоваться «лесами пробкового дерева и оливковыми плантациями», «строгими силуэтами гор в сочетании с руинами древних городов, храмами, античными скульптурами», вдохнуть пряный аромат жасмина, насладиться экзотикой национальной кухни, посетить «живописные города и современные деревни троглодитов». И вы действительно сможете все это увидеть и почувствовать, однако то, что показывают туристам, лишь небольшая часть Туниса. Тунис — три совершенно разных мира. Разница имеет географическую окраску. Это обнаруживается уже из окна самолета при ясной погоде.
Первый Тунис — наиболее плотно застроенная, ухоженная прибрежная полоса отелей и проложенные туристические маршруты — лубочная картинка для туристов. Это рай, в который вы погружаетесь, поселившись в отеле. Чудесное теплое море, белый мелкий песок, который даже экспортируют на Лазурный берег во Францию, замечательная экскурсионная программа, где в первую очередь вам порекомендуют посетить Сахару и прочие районы с берберской этнокультурной спецификой. Если вы не будете удаляться от отеля и рекомендованного маршрута, то этот Тунис, как в сказочном сне, будет манить вас снова и снова, оставит самые радужные воспоминания.
Главные улицы столицы, построенные во времена французского господства, очень напоминают Францию. Потрясающий католический костел, здание театра с сидящими на ступенях молодыми людьми — ну чем не парижская опера? Просторные, красивые площади. Однако стоит удалиться от центра, и вы обречены долго бродить в лабиринтах узких петляющих арабских улочек, не блещущих чистотой. Здесь уже никто не ответит вам по-английски.
Точных данных о численности берберов нет. По разным источникам, в мире их насчитывается от 12 до 40 млн человек. Такой разброс в оценках не случаен. Правительства арабских государств стремятся занизить (или вообще проигнорировать) численность берберов. Больше всего берберов проживает в Марокко (по официальным данным, примерно половина всех берберов, они составляют 60% населения этой страны), еще 30% — в Алжире, остальные распределены примерно в равных пропорциях между Тунисом, Ливией и Египтом. Кроме того, существенные группы берберов проживают во Франции (1,2 млн чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии. По оценкам берберских экспертов, берберы составляют не менее 45% населения Туниса, хотя по официальным данным их от 1 до 5%. Максимальная цифра, которую называют официальные лица, — 9%.
Арабы оттеснили берберов в глубь территории, в полупустынные, пустынные и горные районы, насильно исламизировали и попытались ассимилировать их. Конечно, ассимиляция всегда удобна: нет этноса — нет проблемы. Методы использовались разные: например, до 40-х годов ХХ в. берберов пытались расселить совместно с арабами. В России такая политика проводилась в свое время по отношению, например, к мордве, которую расселяли чересполосно с русскими, всячески пропагандируя межэтнические браки. Это дало свои результаты, причем способствовало сближению русского и мордовского этноса то, что главными авторами и дирижерами проекта были представители мордовской элиты — со времен патриарха Никона. Однако в Тунисе, где процессом руководили арабы, эта идея потерпела фиаско.
В современной этногеографической литературе можно встретить мнение о том, что берберская культура близка к исчезновению, а мировая цивилизация может в скором будущем лишиться части культурного наследия. В ряде источников, например, указывается, что в Тунисе сформировалась единая арабско-берберская нация. В других — говорится, что берберы практически исчезли как этнос в результате процессов естественной ассимиляции. Некоторые авторы считают, что единого берберского этноса не существует, есть группа разных по происхождению и культуре племен.
Автору данной статьи лично удалось убедиться, что это не так. Несмотря на запрет берберского языка для использования в школах и официальных учреждениях, на отсутствие печатных изданий, кинематографа, театра и другие меры, берберы сохранили свой менталитет, культуру, образ жизни, язык. Ислам был принят и в целом сыграл роль в объединении населения. Однако среди берберов распространен синкретизм — сочетание элементов ислама с доисламскими культами. Разумеется, в условиях сильного государства все соблюдают необходимые законы и правила и выполняют мусульманские обряды: посещают мечети, соблюдают посты. Но доисламские верования (анимизм) очень сильны. Обряды, связанные с силами природы, выполняются с еще большим усердием, чем мусульманские. Так, вскоре после рождения ребенка на его лице — на лбу, щеках, подбородке — специальными инструментами наносятся рисунки в виде крестов, шрамы от которых сохраняются в течение всей жизни. Согласно обряду, необходимо, чтобы кровь человека окропила мать-землю, которая даст силы и счастье.
Чем не парижская опера? Оперный театр в столице Туниса. Только арабские буквы на фронтоне помогают географически «привязать» этот снимок |
Годы французского господства были сложными для берберского населения. В годы Первой и Второй мировых войн их использовали в качестве пушечного мяса — призывали в армию и заставляли воевать под французским флагом. Многие погибли. В то же время политика противопоставления берберского населения арабскому, проводившаяся французскими властями («разделяй и властвуй» — банально, но действует), способствовала их консолидации. В Марокко, например, многие берберы приняли в этот период католичество. В Тунисе такого не произошло, но сделанный акцент на разногласиях между арабами и берберами привел к усилению неприязни, с новой силой проявившейся после ухода французов, когда арабы постарались взять реванш.
В Тунисе берберы проживают компактно в нескольких районах. Большинство ареалов этнически однородны, но есть районы со смешанным арабско-берберским населением, сформированные в результате политики сселения. С помощью берберских экспертов нами была составлена картосхема берберских ареалов. На ней обозначены берберские районы. Коротко о них.
Неофициальной столицей тунисских берберов считается Матмата (1), расположенная в южной части страны. Это один из старейших районов, вместе с окрестными поселениями насчитывающий около 70 тыс. жителей. Именно здесь можно почувствовать и понять настоящую душу пещерных жителей. Южнее Матматы расположены еще два похожих по образу жизни берберских района, насчитывающие по 50—60 тыс. человек, — Татавин (2) и приозерный Кебили (3). В этих районах также сохранились пещеры, в которых до сих пор живут берберы, откочевывая в определенные сезоны в Сахару, где почти нет постоянных поселений и лишь крайне редкие населенные пункты заселены немногочисленным берберским населением. Ряд населенных пунктов Матматы и Кебили обустроены и используются для обслуживания любопытных туристов, которых привлекают знаменитые «пещеры троглодитов». В Габесе туристам демонстрируют финиковые пальмы в оазисе Шенини, а также берберские подземные жилища. В этом районе Спилберг снимал «Звездные войны» и «В поисках потерянного ковчега». А в Дузе восхищенные туристы любуются раскаленными песками, барханами, катаются на верблюдах и джипах. Все эти приключения, разумеется, не имеют ничего общего с настоящей жизнью берберов. Далее туристы направляются через пересохшее соленое озеро — солончак Эль-Джерид. Дорога лежит в еще один берберский район Туниса — Тамарзу (4), где проживает около 1 млн берберов. Это район, менее всего контролируемый правительством. Все берберы знают, что при желании там можно найти себе занятие, приносящее доход. Здесь действуют свои законы, фактически всё контролирует местная мафия. Государственная граница не признается, международный транзит и трафик контрабанды приобрел большие масштабы.
Загван (Загуан) — город в полусотне километров от туристического побережья |
Как видно из краткого описания, берберские районы сильно различаются в географическом отношении. Берберское общество сложно устроено. Объединяет всех берберов то, что они являются самыми отсталыми среди населения страны, среди них наиболее высоки показатели неграмотности, безработицы и смертности. Берберы ведут патриархальный образ жизни, сосредоточены они главным образом в сельской местности, в горных, полупустынных и пустынных районах.
Наиболее подробно нам удалось ознакомиться с жизнью берберов в районе Загвана (8). Он расположен неподалеку от туристического центра Хаммамета, примерно в 20 километрах от побережья. Но здесь уже совсем не курортная жизнь. Жители этого района, как и подавляющая часть берберов, занимаются животноводством и растениеводством. Есть среди них полукочевники и кочевники (сами берберы называют таких «цыганами»). Выращивают оливы, финиковые пальмы, фруктовые деревья (гранаты, сливы, фиги, цитрусовые, яблоки и др.), овощи, в горах — чай. Разводят овец, коров, птицу (кур, индюков). Здешние коровы поразили меня своими маленькими размерами (очень похожи на коров в горных районах Дагестана).
Поселения берберов — небольшие городки, деревни, временные поселения (нечто вроде наших полевых станов), пещеры — представляют собой, по сути дела, резервации. Большинство из них лишены элементарных удобств — электричества, водопровода, канализации, телефонов. Отсутствует транспортная связь со столицей и другими городами. За водой из деревень женщины ходят с сосудами за несколько километров к специальным источникам. Моются в близлежащей реке либо ином водоеме. В некоторых населенных пунктах (лишь в тех, где есть вода) построены бани — хаммам. Редкое исключение — деревня Бени-Дерраж. Ее жители являются счастливыми обладателями электричества и водопровода. Эти блага цивилизации появились здесь благодаря огромным усилиям выходцев из этой деревни, работающих в городах. Они много писали в средства массовой информации о проблемах земляков и добились успеха: правительство обратило на них внимание.
Далеко не во всех поселениях есть школы, и большинству детей ежедневно приходится ходить за знаниями пешком за 6—8 км. Арабы, как мужчины, так и женщины, проживая в городах, имеют гораздо больше возможностей получить образование. Они знают иностранные языки, и многие свободно общаются не только по-французски (что вполне объясняется колониальным прошлым), но и по-английски. Многие женщины водят автомобили.
В берберских поселениях наиболее распространен гужевой транспорт. Много велосипедов. Автомобили имеют лишь избранные, те, кому удалось найти работу в городе.
Все эти проблемы выталкивают берберов в города на заработки. Однако далеко не всем удается найти работу, хотя бы временную.
Вопреки распространенному в литературе тезису о воинственности берберов, они очень миролюбивы и безобидны, приветливы и гостеприимны. Они хотели бы бороться за свои права, но не знают, как это делать. Война не для них, а другие способы им малодоступны в силу их униженного положения.
Наше пребывание совпало с исламским постом. В рамадан от рассвета до заката всё мусульманское население Туниса не ест и не берет ни капли воды в рот. Детям, беременным женщинам и туристам делаются послабления. Правда, берберы говорили мне, что они могут принимать пищу и воду, но не на глазах у публики, однако я ни разу не видела, чтобы они это делали. Такое рвение обусловлено не только необходимостью приспосабливаться к жизни исламского государства. Все тунисцы убеждены, что воздержание от еды и питья полезно для здоровья. Пока не село солнце, мне, как гостье, предлагали фрукты и берберские лепешки, понимая, что иностранное создание может не перенести тягот мусульманского поста. Я была сыта впечатлениями, но не могла удержаться, чтобы не попробовать плод кактуса — удивительный фрукт, по вкусу и сочности напоминающий киви, но без его кислоты.
Кактусы, привезенные в Магриб из Америки еще испанцами, теперь растут в Тунисе повсеместно |
После заката все усаживаются в комнате за маленьким круглым столиком на покрытых покрывалами матрасах и подушках, расстеленных прямо на полу. Едят берберы вилками и ложками. В доме, несмотря на дефицит воды, чистота и порядок.
Берберская пища связана с их занятиями и образом жизни. В их рационе много фруктов, овощей, оливок, мяса, сладостей. Гостю обязательно предложат берберский суп, заправленный лимоном, кус-кус (что-то среднее между казахским бешбармаком и узбекским пловом), брик (блюдо, чем-то похожее на блинчики с творогом). В Тунисе не введен сухой закон, в нем нет необходимости. Когда вам предлагают «выпить чего-нибудь», не следует понимать это буквально, как мы привыкли в России. Вам предложили всего лишь чашку кофе или чая. Кстати, берберский чай очень своеобразен. Его выращивают высоко в горах и готовят специальным образом. Употребляется как черный, так и зеленый чай. В нашей культуре похожий способ приготовления известен под названием «чефир». Щедрая горсть заварки на небольшой чайник заливается водой, засыпается горстью сахара и преет на древесных углях в течение 15 минут. Пьют из небольших рюмок. Мне лично этот напиток очень понравился, только рекомендовали им не увлекаться, особенно на ночь. Пьют берберы также особый напиток с кедровыми орешками (тоже называют его чаем), молоко, а также купленные в соседних городах колу и прочие «западные» напитки.
Отношения между полами среди берберов более свободны, чем среди арабов. Берберские девочки и мальчики довольно свободно общаются. Берберы терпимо относятся к невесте, потерявшей девственность до свадьбы, в то время как у арабов это недопустимо. Свадьба длится 7 дней. Алкогольные напитки полностью исключены.
Добропорядочная берберская женщина, потерявшая мужа, не выйдет замуж второй раз, даже если у нее на руках шестеро детей, но ей вовсе не возбраняется иметь бойфренда. В арабских школах (например, я наблюдала это в столице страны — Тунисе), несмотря на совместное обучение, на переменах дети разделены по половому признаку. У мальчиков и девочек свои собственные интересы, и они не пересекаются.
Лелла Бея — отель в берберском стиле. Принадлежит арабам |
Более свободны берберские женщины по сравнению с арабками и в выборе одежды. Берберки очень любят белый цвет, прочим украшениям предпочитают серебро. Часть арабок отдают предпочтение европейской одежде, но даже работающие женщины часто носят традиционные платки или покрывала.
Несмотря на довольно свободные нравы, всё же берберскую женщину нельзя считать абсолютно свободной. На ней лежит вся тяжесть домашней работы, за исключением самой тяжелой, которую выполняют мужчины.
Берберы не демонстрируют свои интимные отношения. Сильные чувства, которые часто бушуют в их душах, скрываются под внешне спокойным и непринужденным видом. Тем не менее заботу о детях и родителях они проявляют открыто.
Арабы в Тунисе занимают все правительственные посты, все более или менее значимые должности. Де-юре берберы имеют равные права с арабами, но де-факто они бесправны. Они не имеют собственных газет, хотя имеют письменность, телевизионных или радиопередач, кинематографа, театра. Они вынуждены смотреть арабские фильмы. Обучение в школе ведется только на арабском языке. Большинство имеют возможность получить только начальное образование. Но и те, кому удается «пробиться», вряд ли могут рассчитывать на высокий пост или должность.
Часть берберской интеллигенции и буржуазии проживает в городах. Но там они сталкиваются с проблемами. Приходится преодолевать препятствия при развитии бизнеса. Например, в Набуле было закрыто кафе, построенное и расписанное берберами, в котором собирались представители берберской интеллигенции для общения. Кафе было закрыто неожиданно, без предупреждения, а берберский студент, расписавший его стены, был арестован. Арабские охранники не пустили хозяев в их законное владение.
Берберский этнокультурный элемент широко используется для привлечения туристов не только в районах проживания этого народа, но и в городах. Например, берберское кафе в Хаммаметской Медине, владельцами которого являются арабы. Еще пример — отель Лелла Бея (Lella Beya) в берберском стиле, построенный по проекту берберского архитектора Шокри (Chokri) в Хаммамете. Архитектор попытался показать, какой культуры может в скором будущем лишиться мировое сообщество. Он представил не только архитектурный стиль, но и элементы быта. Отель в настоящее время принадлежит арабским владельцам. Берберы не получают от этого бизнеса никаких дивидендов.
Разумеется, в основе большинства берберских проблем лежат экономические и социальные причины. Естественно, сельские жители менее образованы, чем городские, их уровень жизни ниже, возможностей сделать карьеру меньше. Но причины не сводятся лишь к объективным. Например, отсутствие налаженной транспортной связи берберских районов со столицей никак не может быть объяснено уровнем образования местного населения. То же можно сказать о телефонизации, электрификации и водоснабжении этих поселений. Остается надеяться, что правительство по мере роста экономики страны постарается эти проблемы решить.
Спонсор публикации статьи– интернет-магазин «МатрасЦентр», предлагающий широкий ассортимент ортопедических пружинных и беспружинных матрасов известных производителей. В интернет-магазине, расположенном по адресу www.matrascenter.ru, вы сможете быстро подобрать оптимальный по вашим запросам и бюджету матрас нужного размера, используя специальную форму для подбора матраса, учитывающую как размер и высоту матраса, его тип, так и ваш вес. Грамотно подобранный матрас обеспечит правильную поддержку спины, прослужит долго и будет способствовать полноценному отдыху во время сна.
1 Кстати, в Тунисе улицей считается лишь одна линия домов, как на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, противоположная сторона имеет уже другое название.
2 Правда, автору данной статьи пораженные неоправданной смелостью тунисские женщины советовали так не рисковать.
3 Находящийся у власти президент проводит жесткую политику европеизации, по аналогии с Петром I или Ататюрком.
4 Амазиг — язык берберов, он принадлежит к ливийско-гуанчской группе афразийской семьи. На его диалектах говорят берберские субэтносы. Нередко даже в солидных изданиях можно встретить распространенное заблуждение о том, что амазиг — самоназвание части берберов.
5 Византийцам, которые пытались контролировать тогда Северную Африку, реально принадлежали только городские форпосты.
6 Туарегов, нередко причисляемых к берберам, сами берберы считают хоть и «двоюродными братьями», но совсем иным народом. Туареги обособились в результате процессов этнического разделения после их изгнания арабами в южные районы Сахары.
- берберское происхождение что значит
- берберы это кто такие