библейская чума что это такое
Карантин, прялка и массовые преследования: как чума изменила Европу
Эпидемия бубонной чумы в средневековой Европе остается самой серьезной по последствиям эпидемией в истории. От наших генов до языка, от экономики до системы права, от технологий до искусства — изменения, вызванные эпидемией чумы, остаются с нами и сегодня.
Даже слово «карантин» родом из XIV века. Итальянское quarantino образовано от quaranto, «сорок» — такое количество дней прибывавшие в портовые итальянские города путники должны были пробыть в изоляции. Практика появилась в итальянской Рагузе (сегодня Дубровник, Хорватия): в 1377 году ввели закон о trentino, тридцатидневной изоляции новоприбывших. Позже так стали делать и другие города, а trentino удлинился до карантина. По некоторым версиям, сорокадневный срок отсылал к библейским событиям: именно столько времени продолжались Всемирный потоп и искушение Христа.
Появление карантинов в Средневековой Европе удивительно: инфекционной теории в тот момент не существовало. Бедствие таких масштабов мог вызвать только гнев бога, разозленного на грешников. Божественная кара, по общему мнению, распространялась через миазмы воздуха, причем технология формирования этих болезнетворных воздушных начал широко обсуждалась. По одной из версией виновником был вулкан Этна на Сицилии — именно через этот остров чума попала в Европу.
Карантин был попыткой избежать повторного распространения черной смерти: пик эпидемии в Европе пришелся на 1347-1353 годы. Эпидемия началась в центральной Азии в 1330-х годах и распространилась и на восток, и на запад. В Европу чуму завезли кораблем, который пришел на Сицилию из Крыма. По легенде, в 1346 году золотоордынский хан Джанибек держал в осаде Генуэзскую крепость Каффу (в нынешней Феодосии). Монгольские войска были ослаблены чумой, и Джанибек приказал забрасывать крепость катапультами с чумными трупами, чтобы уравнять силы — по крайней мере, так события описывает очевидец. Несмотря на оригинальное применение биооружия монгольским ханом, осада кончилась отступлением Джанибека, а генуэзские купцы отправились сначала на Сицилию через Константинополь, а потом и в Геную, распространяя инфекцию. Четырьмя годами позже чума охватила уже всю Европа — от Скандинавии до России.
Издание Vox приводит карту распространения черной смерти. Пандемия практически не затронула Польшу: во-первых, она была аграрной страной с небольшими городами и низкой плотностью населения, а во-вторых, закрыла границы — и потеряла всего около 15% жителей. В Милане ввели жесткий карантин: изолировали заболевших вместе с семьями в их домах, наглухо закладывая двери и окна кирпичом.
Труд и экономическое устройство
Землевладельцы однозначно проиграли: некоторым пришлось отказаться от возделывания зерна в пользу скотоводства (в основном, заводили овец, с которых получали и шерсть, и мясо). Скотоводство было менее трудоемким и менее рискованным, но и намного менее прибыльным делом. Те лендлорды, которым повезло меньше, пошли в наемные войска или даже промышляли разбоем.
«Из-за нехватки людей огромное количество прекрасных плодородных земель оставалось невспаханными. Погибших было так много, что никто не мог обработать свои поля, засеять пшеницу, обрезать виноградные лозы, не заплатив тройной цены»,
— французский поэт Гийом де Машо, 1349 год.
В ремесленном труде изменения были еще сильнее. Плотников, каменщиков, портных, сапожников, кузнецов стало меньше. Стоимость их услуг выросла и оставалась высокой еще долго — обучать новое поколение ремеслу стало практически некому. Города соревновались за квалифицированных работников: предлагали ускоренную выдачу лицензий, снижение налогов и бесплатное жилье.
Рост заработков вызвал повышение спроса на необязательные товары и предметы роскоши, вроде сложных нарядов из шелка и драгоценных металлов. В Британии стали выращивать больше ячменя: все больше работников могли позволить себе ежедневно тратиться на кружку пива и проводить несколько часов за отдыхом. Дома, в которых хозяйки раньше варили пиво для семьи и соседей, превратились в полноценные пивоварни и публичные заведения, где можно было не только выпить, но и узнать за ужином деревенские новости. Судя по всему, именно так появился английский паб: не только питейное заведение, но и место для общения.
Чума не исчезла после эпидемии черной смерти 1347-1353 годов: в Европе вплоть до середины XVII века каждый год возникали локальные вспышки. Количество жителей Европы выросло до показателей первой половины XIV века только через 200 лет. Поскольку эффект был долгосрочным, другим способом восполнить нехватку рабочей силы стали технологические инновации: изобрели прялку и печатный станок, в производстве стали широко использовать ветряные и водяные мельницы.
Церковь: от самобичевания к протестантизму
Выжившие священники тоже выиграли от эпидемии, как и крестьяне. Многим удалось не только продвинуться в карьере, но и неплохо заработать. Проводить литургии, причащать и, главное, исповедовать перед смертью было почти некому. Хотя Папа Римский разрешил умирающим исповедоваться не только священнику, но вообще кому угодно (даже женщине), многие состоятельные люди были готовы заплатить любые деньги за «официальную» предсмертную исповедь перед священнослужителем.
Несмотря на опасную работу, самые привлекательные места погибших священнослужителей — в больших приходах, богатых районах, на позициях личного священника — быстро занимались. В то время как выжившие священнослужители получали более высокий сан, многие деревни остались без пастора. Церковь начала в ускоренном режиме обучать новых служителей. Церковная жизнь была крайне привлекательной, и желающих было много, но часто они не умели даже читать. Давать им полноценное образование не было ни времени, ни ресурсов — церковь зависела от доходов с земли, как и лендлорды. В итоге, многие приходы были заняты неквалифицированными священниками, которые плохо справлялись с обязанностями, но при этом много зарабатывали. Судя по всему, их образ жизни сложно было назвать духовным: священнослужителей начали обвинять в жадности, непотизме, невежестве, пьянстве, обжорстве и разврате. Антиклерикальные настроения докатились и до церковной верхушки, и до светских элит.
«…выжившие священники, которые беспечно относятся к тому, что божественная воля уберегла их от недавнего мора — не благодаря их добродетелям, а ради того, чтобы они могли исполнять служение [. ]; те, которые не краснеют от стыда, когда их ненасытная жадность становится порочным и пагубным примером для других работников, даже среди мирян; теперь не желают и заботиться о душах паствы [. ]. Они полностью пренебрегают этой обязанностью и посвящают все свое время поминальным службам и другим частным услугам. Их больше не устраивает обычный заработок, желая поскорее вернуться к прежним излишествам, они требуют чрезмерной оплаты за свою работу; и, таким образом, получают даже больше прибыли, чем кураты*, в обмен всего лишь на их статус и немного работы»,
— из письма архиепископа Кентерберийского Симона Ислипа епископам южных провинций Англии: он настаивал на ограничении зарплат и перемещений священников по аналогии со светскими законами, 28 мая 1350 года.
*Курат — католический священник, имеющий полномочия исповеди и попечения о душах паствы в целом. В XIV веке такое право давалось лишь избранным, самым опытным и благочестивым священникам.
Частично решить проблему помогло образование. В Кембридже был основан Тринити Холл (1350 год), в Оксфорде открылись Кентерберийский (1362-1540 годы) и Новый (1379 год) колледжи. Карл IV, император Священной Римской империи, в 1355-1368 годы основал целых пять университетов — всего в Европе их в то время было порядка тридцати. В документах о создании новых учебных заведений борьба с последствиями чумы часто упоминается как причина основания.
Несмотря на то, что в долгосрочной перспективе европейские общества выиграли от роста образованности, во время эпидемии и в первые десятилетия после нее церковь теряла позиции. У института церкви не было глобального решения о том, как справляться с божьей карой, а малообразованные священники на местах развлекались на деньги, собранные с паствы, вместо того, чтобы помогать своему приходу. Последовавший за этим антиклерикализм позволил развиться светскому подходу к болезни — заниматься и лечением, и объяснением болезни стали, в первую очередь, врачи, а контролем над заболеваниями озаботились государства и локальные власти.
Государство: новые законы и отношения в обществе
Мышление властей, как и всего общества, было во многом религиозным, и во многом было подвержено предрассудкам и суевериям. Иногда власти шли на поводу у общественного мнения, и это приводило к трагическим последствиям.
Вопреки церковной версии о божьей каре, ходили слухи, что эпидемия — это происки дьявола. Кто-то утверждал, что ни бог, ни дьявол тут ни при чем, а чума — это попытка уничтожить христианство иноверцами. На роли приспешников зла и врагов христиан быстро нашлись кандидаты. Обвиняли чужестранцев, бедняков, больных проказой, мусульман и евреев. На первом месте была версия о евреях, отравивших колодцы и источники заморским ядом.
[. ] Перед казнью вышеупомянутые евреи поклялись своей верой, что все сказанное было истиной, и добавили, что ни один еврей старше семи лет не может быть оправдан, потому что все они знали и были виновны в описанных преступлениях»,
— отчет о допросе евреев Савойи, который запросил Страсбург. Там городской совет изучал опыт соседних регионов, чтобы решить, как поступить с евреями. В замке Шильон было допрошено десять евреев, под пытками все признались в масштабном сговоре и были казнены.
В качестве дополнительного аргумента обвинители указывали на то, что евреи реже заражались чумой. Похоже, это действительно было так — сегодня это связывают с развитыми гигиеническими практиками в иудейских общинах. Иудеи принимали ванну как минимум раз в неделю, а руки мыли постоянно, в частности, перед каждым приемом пищи. Кроме того, евреи строго следили за выполнением похоронных обрядов. Средний житель Европы того времени мог не мыть руки годами, а в разгар эпидемии трупы часто оставались на улицах, становясь источником заражения.
Евреи составляли около 1% жителей Европы, а уровень толерантности к «убийцам Христа» и до эпидемии был невысоким. Многие из них работали с деньгами — или как купцы, или как финансовые советники и сборщики налогов при дворе. Эти позиции позволяли им выдавать кредиты и бедным крестьянам, и благородным лендлордам. Христианская церковь в это время запрещала брать процент с долга, поэтому ростовщиками чаще всего оказывались именно евреи — и многочисленные должники не питали к ним никакой любви. Погромы иудейских общин и изгнания евреев из города были отличным способом уничтожить долговые книги и избавиться от проблемы, а заодно и присвоить оставленное имущество. Однако легенда об отравленных колодцах привела к массовым преследованиям. В Барселоне разгромили еврейский квартал, Цюрих изгнал всех евреев из города, в Базеле 200 евреев загнали в барак и сожгли, в Тарреге было убито 300 человек, в Страсбурге заживо сожгли 900 евреев. Это лишь несколько задокументированных случаев — оценить истинный масштаб преследований сегодня невозможно.
«О, горе! Мир не стал лучше»
— пишет о последствиях черной смерти французский хронист Жан де Венетт в 1360 году. Сегодня с ним можно поспорить. Ряд долгосрочных последствий — технологические изобретения, развитие законодательства, светская инфекционная теория и многие другие — кажутся позитивными. Тем не менее, многое о том времени неизвестно: некоторые ученые даже не уверены в том, что эпидемия была вызвана бубонной чумой.
Масштаб последствий вызывает соблазн приписать все заслуги эпидемии, но важно не упускать из вида множество других факторов, которые влияли на развитие ситуации. Антисемитизм не был чем-то новым, как и неподобающее поведение многих священников. Феодализм в Западной Европе начал ослабевать еще до пришествия черной смерти, а в Восточной — вообще не был распространен. И если на западных территориях чума ускорила этот процесс, то в Польше, Литве, Венгрии, наоборот, закрепилось крепостное право — по целому ряду причин. Смертей от чумы там было чуть меньше, а лендлорды договорились друг с другом вместо того, чтобы конкурировать за рабочую силу, и, в итоге, начали экспортировать зерно на запад.
Настолько разный результат изменения трудовых отношений на западе и на востоке Европы во время эпидемии показывает, что ключевую роль в трансформациях сыграли внешние обстоятельства и уже существующие тренды, а эпидемия чумы стала важным, но не определяющим фактором.
Что почитать по теме:
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
История чумы
Много веков подряд чума регулярно выкашивала европейские города, уничтожая миллионы людей. Откуда пришла самая страшная болезнь Нового времени? Как с нею боролись? Как вели себя люди, столкнувшиеся с неумолимостью смерти? И каким образом мор удалось победить?
Среди множества инфекционных заболеваний, которые тысячелетиями выкашивали человечество, чума всегда занимала особое место. Она поражала воображение своей смертоносной силой и воспринималась как кара богов или Бога. Для европейцев, живших в XIV–XVIII веках, регулярные вспышки чумы были пугающей повседневностью, и историю Старого Света не понять, если забыть об этой опасной гостье.
Чума, конечно, не единственный массовый убийца в истории. На протяжении нескольких тысяч лет существования городских цивилизаций человечество сталкивалось с множеством эпидемий. Его поражали оспа, корь, сифилис, холера, сыпной тиф, грипп (испанка и другие его разновидности)… Некоторые из этих болезней опустошали целые регионы, приводили к закату государств или исчезновению этносов. В 1778 году английский капитан Джеймс Кук открыл Гавайские острова. За семьдесят лет после появления европейцев население архипелага уменьшилось примерно с полумиллиона человек до 80 тысяч.
Кроме того, в прошлом было немало видов мора, которые пожелали сохранить инкогнито. Их описания в устных преданиях, исторических хрониках и старинных медицинских трактатах часто бывают слишком условны и смутны. Потому историкам и медикам во многих случаях лишь остается гадать, какой именно возбудитель вызвал ту или иную эпидемию — например, «английский пот» (sudor anglicus, English sweat), несколько раз поражавший Британские острова с конца XV до середины XVI века.
Три волны
Микроорганизмы, вызывающие инфекционные заболевания, активно пользуются благами цивилизации. Большинству масштабных эпидемий нужна скученность жертв, и они рождаются вместе с крупными городами и интенсивными человеческими потоками.
Благодаря торговым путям, которые еще в эпоху Римской империи связали Дальний Восток со Средиземноморьем, чума из Центральной Азии как минимум трижды в истории проходила по Евразии, унося миллионы жертв. Хотя эти волны никогда не охватывали население всего мира, их принято называть пандемиями (от греч. πανδημία — «весь народ»).
Первая волна
Первая пандемия, начавшись в Центральной Азии в середине VI века, в правление императора Юстиниана I, достигла Константинополя, столицы Византийской империи. Мор разнесся по всему Средиземноморью, Северной Африке и другим землям. Вспышки чумы продолжались до середины VIII века. Число жертв Юстиниановой чумы оценивают в 30–50 миллионов человек, но надо понимать, что статистика по столь отдаленным временам ненадежная и условная.
Вторая волна
Вспыхнув на юге Италии, чума в 1348–1352 годах пронеслась по всей Европе, вплоть до Англии, Скандинавии и далеких русских княжеств. По оценкам историков, она выкосила до трети европейцев. доля жертв была сильно меньше, а местности и города просто обезлюдели. Население Англии, вероятно, сократилось вдвое, и ему потребовалось 250 лет, чтобы вернуться к уровню 1348 года. По разным подсчетам, число жертв в масштабах мира
составляло от 50 до 200 миллионов человек.
Купец и летописец родной Флоренции Джованни Виллани (ок. 1276 или 1280 — 1348) в «Новой хронике», дойдя до собственных дней, стал описывать страшный мор, недавно обрушившийся на город. Не зная, когда тот закончится, он оставил в рукописи прочерк: «Чума продлилась до…» Однако дату так и не проставил. Чума скосила Виллани вместе с десятками тысяч других флорентийцев.
Третья волна
Третья пандемия началась в Китае в середине XIX века и угасла только в 1920-х: из Азии чума с корабельными крысами проникла в Индию, затем в порты Северной и Южной Америки, на восточное и западное побережье Африки и во многие прибрежные районы Юго-Восточной Азии. Всего число ее жертв оценивают примерно в 12 миллионов человек (для сравнения: эпидемия испанского гриппа, бушевавшая по всему миру в 1918–1920 годах, унесла около 50 миллионов).
Причины и виновные
Чума всегда устрашала своей эгалитарностью. Она разила старых и молодых, богатых и бедных, разрушала привычные социальные иерархии. И всегда оставляла два главных вопроса: что ее вызывает и как от нее защититься? В позднее Средневековье и раннее Новое время, когда чумной мор раз за разом возвращался в Европу, в распоряжении медиков, клириков и обывателей было несколько главных теорий, которые легко сочетались и встраивались друг в друга.
Кара Господня
В католических землях главными заступниками от чумы считали святого Себастьяна и святого Роха. Святой Себастьян — раннехристианский мученик, который жил в III веке. По преданию, император Диоклетиан приказал расстрелять его из луков: на тысячах изображений мы видим юношу, привязанного к дереву или колонне и пронзенного тучей стрел. Но он не умер, был спасен и позже принял мученичество. И в греко-римских, и в еврейских текстах чуму, как и другие болезни, нередко описывали с помощью метафоры стрел, которые с небес обрушиваются на людей. Видимо, потому святой Себастьян, переживший расстрел, в Средние века превратился в святого заступника от этого мора.
Зараженный воздух
С XIV по XVIII век медики чаще всего утверждали, что чуму вызывает воздух, сделавшийся смертоносным из-за пагубного влияния звезд и комет либо из-за ядовитых миазмов, поднимающихся из глубин земли: от незахороненных трупов или гниющих отбросов. А потому для защиты от болезни требуется очищение атмосферы или сильные запахи, способные перебить чумную отраву.
Джованни Боккаччо в «Декамероне» описывал поведение флорентийцев во время чумы 1348 года. По его словам, некоторые из них гуляли по городу, «держа в руках кто цветы, кто пахучие травы, кто какое другое душистое вещество, которое часто обоняли, полагая полезным освежать мозг такими ароматами, — ибо воздух казался зараженным и зловонным от запаха трупов, больных и лекарств».
В XVII–XVIII веках одним из главных символов мора стал чумной доктор. Врачи в странных масках с длинным клювом, похожим на птичий, инспектировали улицы зараженных городов. Этот костюм был придуман в 1619 году французским медиком Шарлем де Лормом. Он включал плащ из кожи или пропитанной воском ткани, трость, которой врач мог осматривать больных, не прикасаясь к ним, и маску с застекленными отверстиями для глаз и длинным клювом. Это был своего рода противогаз, который набивали ароматическими веществами, сухими цветами и пахучими травами, призванными защитить от чумных испарений.
Естественно-научные и медицинские теории, касавшиеся чумы, легко сочетались с богословскими. К примеру, можно было сказать, что гневный Господь (причина причин) использует силу небесных тел, отравляющих воздух (вторичные причины), как орудие своего правосудия.
Отравители
Страх заставлял искать козлов отпущения. Периодически возникали слухи, что чуму намеренно распространяют евреи, прокаженные, колдуны, бродяги, нищие, иностранцы и прочие опасные элементы, которых следует поймать и обезвредить. Несмотря на регулярные предостережения церковных властей, во многих местах после прихода черной смерти обезумевшие жители обвиняли евреев в отравлении колодцев — вспыхивали погромы.
Однако виновниками эпидемии объявляли не только иностранцев и иноверцев. В 1530 году в Женеве был «раскрыт» заговор отравителей, в котором якобы состояли начальник чумного госпиталя, его жена, местный хирург и даже капеллан. Под пыткой они признались, что отдали себя во власть дьявола и он научил их готовить смертоносное зелье. Спустя пятнадцать лет по тому же обвинению женевские власти казнили 39 отравителей. Во время миланской чумы 1630 года женщины обвинили брадобрея Джанджакомо Мору и комиссара общественного здоровья Гильельмо Пьяццу в том, что они специально сеяли мор, вымазывая стены домов зачумленными зельями. Оба были казнены.
Бактерия, изменившая мир
Настоящий виновник эпидемии — это палочковидная бактерия (бацилла), которая получила название Yersinia pestis. Человек просто случайная жертва, периодически подворачивающаяся ей на фронтах эволюционной борьбы за выживание. В некоторых очагах бактерия дремлет среди своих природных хозяев — грызунов — и лишь время от времени заражает человека.
Еще древние римляне подозревали, что чуму распространяют невидимые глазу «скотинки». Итальянский врач Джироламо Фракасторо в трактате «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546) предположил, что болезни, которые сегодня называются инфекционными, могут переноситься крошечными «семенами». Однако без микроскопа и других достижений науки Нового времени доказать это было нельзя.
Бактерию, которая вызывает чуму, обнаружили в 1894 году во время вспышки эпидемии в Гонконге. Швейцарский и французский бактериолог Александр Йерсен и японский врач Китасато Сибасабуро независимо друг от друга отыскали в тканях больных виновницу страшной болезни. Уже в 1897 году бактериолог и эмидемиолог Владимир (Вальдемар) Хавкин (уроженец Одессы, который в юности эмигрировал в Европу) во время эпидемии в Британской Индии создал первую античумную вакцину.
В природе чумная бактерия живет в организмах зверей, прежде всего грызунов: сурков, сусликов, мышей, крыс… Лишь иногда — через укусы блох (хотя есть и другие пути) — она передается человеку. В средневековой Европе главным распространителем эпидемии были черные крысы. У диких животных симптомы болезни довольно слабые. Домашние мыши и крысы подвержены ей намного больше, а человек и вовсе практически беззащитен.
Механизм заражения чумой до гениального прост и устрашающе эффективен. Когда блоха кусает больное животное, в ее организм попадают бациллы. Они начинают усиленно размножаться и в итоге забивают блохе проход из пищевода в желудок. Кровь, которой она питается, не может туда попасть, блоха все время испытывает чувство голода и, чтобы насытиться, атакует все новых и новых жертв. При укусе она, пытаясь освободиться от бактериальной пробки, отрыгивает в ранку сгусток бактерий, занося в кровь укушенного животного или человека целую армию смертоносных иерсиний.
Зараженные бубонной чумой. Миниатюра из Тоггенбургской Библии. 1411 год Kupferstichkabinett, Staatliche Museen zu Berlin
В зависимости от способа заражения и развития болезни одна и та же бактерия вызывает несколько форм чумы. Самая распространенная из них — бубонная. Попав в кровь, бацилла проникает в лимфатические узлы и начинает там с гигантской скоростью размножаться. Узлы набухают, отвердевают и превращаются в болезненный бубон. Его опасное содержимое инфицирует кровеносную систему, и человек, если не применять современную терапию, с большой вероятностью умирает от общей интоксикации.
При другом развитии болезни бактерии попадают в легкие. Когда больной кашляет, микроскопические капельки распространяют бесчисленное число бактерий, и избежать заражения уже практически невозможно. Легочная чума выкашивала средневековые города, почти не оставляя выживших. До появления антибиотиков бубонная форма болезни убивала 60–70 % заболевших, а легочная не оставляла шансов на выживание почти никому.
Город в осаде
Иногда кажется, что если опасность не замечать, она пройдет стороной. Во многих городах, когда появлялись первые заболевшие, жители не хотели верить, что чума вновь вернулась. Власти тянули с введением карантина и прочими ограничениями, боясь спровоцировать панику, отрезать город от поставок продовольствия и обрушить его финансы. А вдруг это все-таки не чума? Что, если врачи ошибаются или специально запугивают всех эпидемией, чтобы нажиться за счет сограждан? Вдруг мор минует?
Святой Макарий Гентский причащает во время чумы. Якоб Ван Ост Младший. 1673 год Musée du Louvre
Мор был вдвойне разрушителен: он пожирал не только клетки организма, но и клетки общества. Когда коллективные молебны и крестные ходы не могли умилостивить гневающегося Бога, религиозное усердие сменялось разобщением. Ведь незнакомец, который молится рядом с тобой, рискует стать твоим невольным убийцей. Свидетели эпидемии во Флоренции (1348), Брауншвейге (1509), Лондоне (1664–1665), Марселе (1720), словно под копирку, описывали, как родители бросают заболевших детей, дети бегут от родителей, мужья предают жен, а жены забывают о мужьях. Во время миланской чумы 1630 года некоторые горожане выходили на улицу, вооружившись пистолетом, чтобы никто не рискнул к ним приблизиться. Чума сметала привычный уклад жизни и городской порядок. Почти всегда во время мора ходили слухи о том, что чумные инспекторы грабят дома, а могильщики, чтобы не возвращаться дважды в один и тот же дом, кидают в свои повозки и закапывают еще живых.
«…Бедствие воспитало в сердцах мужчин и женщин такой ужас, что брат покидал брата, дядя племянника, сестра брата, и нередко жена мужа; более того и невероятнее: отцы и матери избегали навещать своих детей и ходить за ними, как будто то были не их дети. По этой причине мужчинам и женщинам, которые заболевали, а их количества не исчислить, не оставалось другой помощи, кроме милосердия друзей (таковых было немного) или корыстолюбия слуг, привлеченных большим, не по мере, жалованьем; да и тех становилось не много, и были то мужчины и женщины грубого нрава, не привычные к такого рода уходу, ничего другого не умевшие делать, как подавать больным, что требовалось, да присмотреть, когда они кончались; отбывая такую службу, они часто вместе с заработком теряли и жизнь».
В одних городах священники и врачи, чье предназначение — утешать отчаявшихся и ухаживать за неизлечимыми, бросали церкви и госпитали. В других — оставались, чтобы исполнить свой долг, и умирали вместе с больными и паствой. В Перпиньяне в 1348 году умерло шестеро докторов из восьми, во Флоренции — 78 монахов-кордельеров из 150. В Милане во время эпидемии 1575 года архиепископ Карло Борромео остался в городе и по лазаретам утешал больных. Точно так же спустя 55 лет поступил и его племянник Федерико, тоже ставший архиепископом. Но было и много церковных иерархов, которые бежали от чумы, оставив своих прихожан.
Укрывшиеся от флорентийской чумы в церкви Санта-Мария-Новелла. Миниатюра Таддео Кривелли к «Декамерону» Джованни Боккаччо. 1467 год Bodleian Library, Oxford
Для земных радостей можно было подобрать и научное обоснование. Многие медики XVI–XVII веков утверждали, что апатия и страх многократно усиливают риск заражения, и потому прописывали как лекарство умеренные увеселения, музыку и приятное чтение. Порой городские власти в разгар эпидемии даже организовывали народные празднества, чтобы не дать безысходности взять верх над надеждой. Когда чумной мор затухал, многие города охватывала свадебная горячка: люди, потерявшие семьи, спешили пережениться, чтобы забыть об ужасе смерти. По некоторым данным, в Кельне вскоре после чумы 1451 года, унесшей более 20 тысяч человек, было заключено 4 тысячи браков.
«Некоторые полагали, что умеренная жизнь и воздержание от всех излишеств сильно помогают борьбе со злом; собравшись кружками, они жили, отделившись от других, укрываясь и запираясь в домах, где не было больных… они проводили время среди музыки и удовольствий, какие только могли себе доставить. Другие, увлеченные противоположным мнением, утверждали, что много пить и наслаждаться, бродить с песнями и шутками, удовлетворять, по возможности, всякому желанию, смеяться и издеваться над всем, что приключается, — вот вернейшее лекарство против недуга. И как говорили, так по мере сил приводили и в исполнение, днем и ночью странствуя из одной таверны в другую, выпивая без удержу и меры, чаще всего устраивая это в чужих домах, лишь бы прослышали, что там есть нечто им по вкусу и в удовольствие».
Лондон: от чумы до пожара
Как большой европейский город прошел через мор, хорошо видно на примере Лондона. Зимой 1664–1665 годов там началась эпидемия чумы, которую потом назовут Великой. Первые больные появились в нищих портовых кварталах и приходе Сент-Джайлс. Сейчас неподалеку стоит Британский музей, а тогда это был дальний пригород. Однако время было холодное, и болезнь на первых порах почти дремала. Лишь когда потеплело, чума разошлась в полную силу, и все надежды на то, что опасность пройдет стороной, рассеялись как дым.
Чума — регулярная гостья Лондона. На памяти каждого поколения, жившего в XVII веке, была одна или несколько вспышек. В 1603 году она унесла 30 000 человек, в 1625-м — 35 000, в 1636-м — еще 10 000. Однако Великая чума 1664–1666 годов перекрыла их все — на ее счету 70–100 тысяч лондонцев, то есть около 20 % горожан.
В Англию мор обычно приходил с континента через порты, а потом распространялся вдоль торговых путей и по рекам. Инфицированные крысы или блохи, прятавшиеся среди товаров или в складках одежды, перебирались вглубь острова на кораблях или в тюках, сложенных на купеческие повозки.
Современники Великой чумы были убеждены, что ее занесли из Голландии. Оттуда она не уходила уже много лет: в середине 1660-х Лейден и Амстердам потеряли десятки тысяч жителей. утверждал, что голландцы, с которыми Англия тогда воевала, специально заслали болезнь на остров.
Когда в 1664 году чума вновь посетила Лондон, власти стали вводить первые меры, призванные затормозить ее распространение. Специальные инспекторы обходили кварталы в поисках заболевших. Пораженные чумой дома было велено заколачивать, чтобы изолировать заразных и не дать мору расползтись по всему городу. Однако число жертв стремительно увеличивалось. В начале 1665 года король Карл II и его двор решили уехать из Лондона и перебрались в Оксфорд. Вместе с ними город покинули многие состоятельные горожане: купцы, юристы, профессора, священники, врачи, аптекари. Стал бежать и простой люд. Одни переезжали в далекие поместья, другие — к родным. просто бежал в никуда, лишь бы подальше от зачумленного города. Однако лорд-мэр сэр Джон Лоуренс и члены муниципалитета (aldermen) остались на своих местах.
Бежать или оставаться? Этот вопрос встал перед многими лондонцами, как и другими жертвами эпидемий в других городах и в другие эпохи. Еще в XIV веке Парижский университет советовал бежать от мора cito, longe, tarde — «быстро, далеко и надолго». Однако соседние деревни и городки не всегда горели желанием давать кров опасным беженцам. Часто против них выставляли заслоны, а отдельных путников встречали дубинами или ружейными выстрелами.
Портрет Сэмюэла Пипса. Джон Хейлз. 1666 год National Portrait Gallery
«Теперь я стал серьезнее обдумывать собственное положение и как мне лучше поступить, а именно: оставаться в Лондоне или запереть дом и спасаться бегством, подобно многим моим соседям.
Я должен был сообразоваться с двумя важными обстоятельствами: с одной стороны, надлежало продолжать вести свое дело и торговлю, довольно значительные, — ведь в них вложено было все мое состояние; с другой стороны, следовало подумать о спасении собственной жизни перед лицом великого бедствия, которое, как я понимал, очевидно, надвигалось на весь город и, как бы ни были велики мои страхи и страхи моих соседей, могло оказаться ужаснее всех возможных ожиданий.И однажды утром, когда я в очередной раз размышлял обо всем этом, мне вдруг пришла в голову совершенно ясная мысль: если то, что случается с нами, происходит лишь по воле Божией, значит, и все мои неурядицы неспроста; и мне стоит обдумать, не является ли это указанием свыше и не показывает ли совершенно ясно, что Небу угодно, чтобы я никуда не уезжал. И вслед за тем я тут же понял, что, ежели Богу действительно угодно, чтобы я остался, то в Его воле уберечь меня среди свирепствующих вокруг опасностей и смерти…»
Летом 1665 года эпидемия достигла пика. Газеты публиковали еженедельные сводки о количестве умерших — Bills of Mortality. И цифры росли с пугающей скоростью: одна тысяча, затем две, к сентябрю — семь тысяч в неделю. Кладбища при церквях оказались переполнены, и жертв мора наскоро сбрасывали в общие рвы.
Пытаясь остановить эпидемию, лорд-мэр отдал приказ об уничтожении собак и кошек, которые, как считалось, могли разносить заразу. Однако эффект этой меры был ровно противоположным задуманному, ведь кошки уничтожали крыс, на которых путешествовали зараженные блохи.
Если, как полагали, зараза переносится по воздуху, нужно обезопасить себя с помощью острых запахов и благовоний. На перекрестках улиц было велено разводить костры. Богатые лондонцы жгли серу, ладан, хмель. Бедняки — старые башмаки. Власти рекомендовали, а кое-где даже предписывали курить табак.
Однако главной и единственной эффективной мерой все же была изоляция заболевших или самоизоляция тех, кто еще здоров. Потому с древности во время эпидемий города закрывали, а на пути чужаков выставляли заслоны. В 1377 году в порту Рагуза (сейчас Дубровник) на Адриатическом море были введены меры, призванные защитить город от чумы. Все корабли, прибывавшие из зараженных или потенциально заразных мест, должны были тридцать дней выжидать, прежде чем их команде разрешали сойти на берег. Этот период изоляции назвали trentina (от итальянского слова trenta — «тридцать»). Для тех, кто прибывал в город по суше, этот период составлял сорок (quaranta) дней. Отсюда пошло слово «карантин». В дальнейшем такие меры распространились и на другие порты. В 1423 году на островке рядом с самой Венецией создали специальную карантинную станцию. Там расположился госпиталь-изолятор для подозрительных приезжих и больных чумой. Поскольку на острове издавна располагалась церковь Святой Марии Назаретской, а одним из небесных защитников зачумленных считали святого Лазаря, это место стало известно как Lazzaretto. Отсюда знакомое нам слово «лазарет».
Внутри городов изолировали отдельные дома, улицы или кварталы. В Лондоне дома, где были зачумленные, запирали и заколачивали снаружи. Чтобы больные не убежали и не множили заразу, у дверей выставляли дозорных. Однако жители регулярно пытались их обмануть и выбраться из вынужденного заточения.
На улицах Лондона во время Великой чумы. 1665 год Wellcome Collection
«Сегодня с грустью обнаружил в Друри-Лейн два или три дома с красным крестом на дверях и надписью: „Боже, сжалься над нами“, что явилось для меня зрелищем весьма печальным, ибо прежде я ничего подобного, если мне не изменяет память, не видывал. Тут же стал принюхиваться к себе и вынужден был купить табаку, каковой принялся нюхать и жевать, покуда дурное предчувствие не исчезло».
«Вышел ненадолго пройтись — по чести сказать, чтобы пощеголять в новом своем камзоле, и на обратном пути заметил, что дверь дома несчастного доктора Бернетта заколочена. До меня дошел слух, будто он завоевал расположение соседей, ибо сам обнаружил у себя болезнь и заперся по собственной воле, совершив тем самым прекрасный поступок».
Отчаяние заставляло людей хвататься за любую соломинку. Лондонцы принялись скупать амулеты против чумной заразы. Повсюду множились чудо-доктора, обещавшие действеннейшие средства, способные предохранить от смертельной болезни и излечить уже заболевших: «безупречные предохранительные пилюли против чумы», «наилучшее укрепляющее средство против нездорового воздуха», «несравненная микстура против чумы, никогда не применявшаяся ранее», «единственно действенная лечебная вода», «королевское противоядие от любых заболеваний».
«Встал и надел цветной шелковый камзол — прекрасная вещь, а также новый завитой парик. Купил его уже довольно давно, но не осмеливался надеть, ибо, когда его покупал, в Вестминстере свирепствовала чума. Любопытно, какова будет мода на парики, когда чума кончится, ведь сейчас никто их не покупает из страха заразиться: ходят слухи, будто для изготовления париков использовали волосы покойников, умерших от чумы».
«Боже, как пустынны и унылы улицы, как много повсюду несчастных больных — все в струпьях; сколько печальных историй услышал я по пути, только и разговоров: этот умер, этот болен, покойников здесь, там. Говорят, в Вестминстере не осталось ни одного врача и всего один аптекарь — умерли все. Есть, однако, надежда, что на этой неделе болезнь пойдет на убыль. Бог».
Великий лондонский пожар. Неизвестный художник. 1675 год Museum of London
«Я с лордом Брукнером и миссис Уильямс в карете, запряженной четверкой лошадей, — в Лондон, в дом моего господина в Ковент-Гардене. Боже, какой фурор произвела въезжающая в город карета! Привратники низко кланяются, со всех сторон сбегаются нищие. Какое счастье видеть, что на улицах вновь полно народу, что начинают открываться лавки, хотя во многих местах, в семи или восьми, все еще заколочено, и все же город ожил по сравнению с тем, каким он был…»
По известной формуле, которую приписывают Наполеону, каждый французский солдат носит в ранце маршальский жезл. Но в том же ранце часто прятались опасные микроорганизмы, которые вместе с армиями и их обозами преодолевали колоссальные расстояния. Вплоть до Второй мировой самыми массовыми убийцами во время вооруженных конфликтов были не стрелы, пули и ядра, а микробы. За войной по пятам следовали ее вечные спутники — голод и мор. Дороги заполняли толпы солдат, беженцев и торговцев, которые разносили болезни, как почтальон — письма. В 1627–1628 годах, во время кампании по усмирению протестантов, восьмитысячная королевская армия пересекла Францию от Ла-Рошели на побережье Атлантического океана до Монфера, недалеко от современных границ Швейцарии и Италии. Вместе с ней по стране разошлись чумные бациллы. За несколько лет, по оценке, которую приводит французский историк Эммануэль Ле Руа Ладюри, страна лишилась более миллиона подданных.
Эпидемии пользуются дорогами, мостами, кораблями, поездами и самолетами, которые мы создаем, чтобы ускорить коммуникации между городами, регионами, странами или континентами. Хорошим примером служит другая смертоносная инфекция — холера.
Она давно была распространена в Индии. Хотя в XVI веке португальцы создали там свои колонии, до Европы болезнь долго не добиралась. Лишь в первой половине XIX века эпидемии вспыхивают в России, Франции, Англии и даже в Америке. Вероятно, дело было в скорости и интенсивности коммуникаций. Вспышки холеры быстро затухают через несколько недель, если у бактерии заканчиваются новые жертвы. Старинные суда шли очень медленно, и инфекция была не способна пережить морское странствие. Более быстрые корабли, построенные в XIX веке, а в дальнейшем изобретение пароходов и открытие Суэцкого канала, связавшего Индийский океан со Средиземным морем, позволили ей путешествовать с полным комфортом. За прогресс приходится расплачиваться.