бирма что это такое в строительстве
Что такое берма траншеи?
Предлагаю посмотреть наглядно на представленной ниже картинке:
Берма широко используется не только при рытье траншей, но и при возведении железнодорожных насыпей, при добыче полезных ископаемых открытым способом, а также, при строительстве водоканалов и очистных сооружений.
Вот фотография траншеи,
Берма траншеи это горизонтальный участок земли, или ровный, или с не большим уклоном к откосу траншеи.
Находится берма между отвалом (земли вынутой из траншеи) и верхним «ребром» откоса.
Предназначение (в строительном деле) защита откоса от разрушения (проседение, осыпание и.т.п).
В военном деле ещё одно предназначение, локти стрелка опираются на берму.
Траншеи конечно разные по глубине и грунт разный.
Берм в траншеи может быть несколько.
Ширина бермы, их количество подлежат расчётам (то есть бермы не обустраиваются «на глаз»).
Понятие «берма» есть ещё и в горном деле, и в дорожном строительстве (есть бермы у дамб, насыпей, котлованов, железнодорожных насыпей и.т.д), но если в общем, то примерно имеется в виду одно и тоже понятие и предназначение одно.
Если ещё более понятней, берма это уступ, ну или площадка (рабочая).
Берма используется при копании траншеи для того, чтобы хоть как-то без специальной конструкции укрепить края траншеи.
По сути этим словом называется часть земли, горизонтальной к плоскости, которая начинается от самого верхнего края ямы (траншеи) и заканчивается самой нижней частью откоса (бруствера), в случае, когда используется одна берма.
Если есть необходимость двух берм, так например глубокие траншеи или слишком мягкий грунт, тогда делают вторую берму выше первой, она начинается от верхней части нижнего откоса (бруствера) и заканчивается нижней частью верхнего откоса (бруствера).
Ширина бермы прописана в нормативах и применяется при различных вариантах траншеи и грунта.
Берма может укрепляться насыпью или грунтом.
Берма в дорожном строительстве
Строительство изобилует самыми разными терминами, которые могут в какой-то степени быть непонятными обычным людям. В этой статье, рассмотрим такое понятие как берма, какую роль она играет в дорожном строительстве.
Начнем с того, что различные виды дорожных строительных работ, а также горные выработки, где есть открытый карьер, требуют некоторой техники, которая позволит удалять грунты. Чтобы земля, что является лишней, не имела возможности осыпаться под своим же собственным весом, используют так называемые бермы.
Что именно представляет берма
Если речь идет про строительство траншей, карьеров, шахт, то все это предусматривает также и такое действие, как необходимость отвести уже отработанную породу. Тоже самое нужно заметить и про землю, что лишняя. Что такое берма в дорожном строительстве? Попытаемся дать подробный ответ на этот вопрос.
Берма – это площадка, что должна соединять низ откоса и верхний край земляной выемки.
Благодаря подобному методу, что способен отвести грунт, повышается безопасность персонала, что там работает, а также улучшается способ перевозки ценных пород на необходимое место. Помимо этого она укрепляет землю, не давая ей рушиться.
Берма в дорожном строительстве
Если говорить про дорожное строительство, то особенно востребовано применение бермы в больших городах. Нужно чтобы территория не встречала препятствий, в виде растительности, деревьев и прочего.
Как бы там ни было, но дорога обязана быть максимально ровной. В этом помогает насыпь, сделанная никак не меньше, чем на полтора метра. Однако данные пропорции должны учитывать и такие нюансы:
Если работа в инженерном плане была проведена безупречно, водоотводные каналы обустроены правильно, тогда это приводит к минимальному риску различных происшествий, когда случается непогода. Даже если это горный пейзаж, осадки будут отводиться от дороги. Главное, чтобы берма была также применена правильно и вовремя.
Какие бывают виды бермы
Бермы, как и практически все в этом мире обладает несколькими вариантами в плане предназначения. Давайте рассмотрим их все, чтобы можно было определить, где какая берма будет более всего уместна.
Предохранительная берма. Данная берма предназначена для того чтобы защищать устойчивость стены, будь то шахта или открытый карьер. Сделать так, чтобы выработанная порода не соскальзывала по склону вниз. Обычно ширина такой бермы достигает одной трети от высоты всего котлована. Благодаря подобной величине, транспорт не только свободно перемещается, вывозя полученную породу, но и применяется для того чтобы очистить дороги от кусков, что осыпались.
Берма для транспорта. Подходит для строительства железных дорог, а также скоростных шоссе и везде, где нужно соединять используемые площадки уступов и траншей.
Берма для безопасности. Данный тип направлен защищать те объекты, что отличаются взрывоопасностью или ядовитыми веществами. Данные бермы должны использоваться для того чтобы соединять различные отвалы ярусов, поэтому их еще могут называть соединительными.
Заключение
Как видите, берма выполняет важную функцию при строительстве дорог. На самом деле наличие бермы можно отнести к выполнению главных условий безопасности, что требуется придерживаться в процессе работы. Если все тонкости учтены, тогда проблем возникнуть не должно ни с безопасностью, ни с результатом.
Строительство изобилует самыми разными терминами, которые могут в какой-то степени быть непонятными обычным людям. В этой статье, рассмотрим такое понятие как берма, какую роль она играет в дорожном строительстве.
Начнем с того, что различные виды дорожных строительных работ, а также горные выработки, где есть открытый карьер, требуют некоторой техники, которая позволит удалять грунты. Чтобы земля, что является лишней, не имела возможности осыпаться под своим же собственным весом, используют так называемые бермы.
Что именно представляет берма
Если речь идет про строительство траншей, карьеров, шахт, то все это предусматривает также и такое действие, как необходимость отвести уже отработанную породу. Тоже самое нужно заметить и про землю, что лишняя. Что такое берма в дорожном строительстве? Попытаемся дать подробный ответ на этот вопрос.
Берма – это площадка, что должна соединять низ откоса и верхний край земляной выемки.
Благодаря подобному методу, что способен отвести грунт, повышается безопасность персонала, что там работает, а также улучшается способ перевозки ценных пород на необходимое место. Помимо этого она укрепляет землю, не давая ей рушиться.
Берма в дорожном строительстве
Если говорить про дорожное строительство, то особенно востребовано применение бермы в больших городах. Нужно чтобы территория не встречала препятствий, в виде растительности, деревьев и прочего.
Как бы там ни было, но дорога обязана быть максимально ровной. В этом помогает насыпь, сделанная никак не меньше, чем на полтора метра. Однако данные пропорции должны учитывать и такие нюансы:
Если работа в инженерном плане была проведена безупречно, водоотводные каналы обустроены правильно, тогда это приводит к минимальному риску различных происшествий, когда случается непогода. Даже если это горный пейзаж, осадки будут отводиться от дороги. Главное, чтобы берма была также применена правильно и вовремя.
Какие бывают виды бермы
Бермы, как и практически все в этом мире обладает несколькими вариантами в плане предназначения. Давайте рассмотрим их все, чтобы можно было определить, где какая берма будет более всего уместна.
Предохранительная берма. Данная берма предназначена для того чтобы защищать устойчивость стены, будь то шахта или открытый карьер. Сделать так, чтобы выработанная порода не соскальзывала по склону вниз. Обычно ширина такой бермы достигает одной трети от высоты всего котлована. Благодаря подобной величине, транспорт не только свободно перемещается, вывозя полученную породу, но и применяется для того чтобы очистить дороги от кусков, что осыпались.
Берма для транспорта. Подходит для строительства железных дорог, а также скоростных шоссе и везде, где нужно соединять используемые площадки уступов и траншей.
Берма для безопасности. Данный тип направлен защищать те объекты, что отличаются взрывоопасностью или ядовитыми веществами. Данные бермы должны использоваться для того чтобы соединять различные отвалы ярусов, поэтому их еще могут называть соединительными.
Заключение
Как видите, берма выполняет важную функцию при строительстве дорог. На самом деле наличие бермы можно отнести к выполнению главных условий безопасности, что требуется придерживаться в процессе работы. Если все тонкости учтены, тогда проблем возникнуть не должно ни с безопасностью, ни с результатом.
Что именно представляет берма
Если речь идет про строительство траншей, карьеров, шахт, то все это предусматривает также и такое действие, как необходимость отвести уже отработанную породу. Тоже самое нужно заметить и про землю, что лишняя. Что такое берма в дорожном строительстве? Попытаемся дать подробный ответ на этот вопрос.
Берма – это площадка, что должна соединять низ откоса и верхний край земляной выемки.
Благодаря подобному методу, что способен отвести грунт, повышается безопасность персонала, что там работает, а также улучшается способ перевозки ценных пород на необходимое место. Помимо этого она укрепляет землю, не давая ей рушиться.
Берма в дорожном строительстве
Если говорить про дорожное строительство, то особенно востребовано применение бермы в больших городах. Нужно чтобы территория не встречала препятствий, в виде растительности, деревьев и прочего.
Как бы там ни было, но дорога обязана быть максимально ровной. В этом помогает насыпь, сделанная никак не меньше, чем на полтора метра. Однако данные пропорции должны учитывать и такие нюансы:
Если работа в инженерном плане была проведена безупречно, водоотводные каналы обустроены правильно, тогда это приводит к минимальному риску различных происшествий, когда случается непогода. Даже если это горный пейзаж, осадки будут отводиться от дороги. Главное, чтобы берма была также применена правильно и вовремя.
Какие бывают виды бермы
Бермы, как и практически все в этом мире обладает несколькими вариантами в плане предназначения. Давайте рассмотрим их все, чтобы можно было определить, где какая берма будет более всего уместна.
Предохранительная берма. Данная берма предназначена для того чтобы защищать устойчивость стены, будь то шахта или открытый карьер. Сделать так, чтобы выработанная порода не соскальзывала по склону вниз. Обычно ширина такой бермы достигает одной трети от высоты всего котлована. Благодаря подобной величине, транспорт не только свободно перемещается, вывозя полученную породу, но и применяется для того чтобы очистить дороги от кусков, что осыпались.
Берма для транспорта. Подходит для строительства железных дорог, а также скоростных шоссе и везде, где нужно соединять используемые площадки уступов и траншей.
Берма для безопасности. Данный тип направлен защищать те объекты, что отличаются взрывоопасностью или ядовитыми веществами. Данные бермы должны использоваться для того чтобы соединять различные отвалы ярусов, поэтому их еще могут называть соединительными.
Заключение
Как видите, берма выполняет важную функцию при строительстве дорог. На самом деле наличие бермы можно отнести к выполнению главных условий безопасности, что требуется придерживаться в процессе работы. Если все тонкости учтены, тогда проблем возникнуть не должно ни с безопасностью, ни с результатом.
берма
3.2.35 берма: Горизонтальная площадка на откосах грунтовых плотин, каналов, насыпей и выемок грунта.
3.2 берма: Горизонтальная площадка (уступ) на откосах плотин, каналов, укрепленных берегов и т.п. для придания устойчивости вышележащей части сооружений и улучшения условий их эксплуатации.
3.3 берма : Узкая горизонтальная или слегка наклонная полоса (уступ) на откосах земляного полотна для придания ему устойчивости.
3.41 берма : Узкая, горизонтальная или слегка наклонная полоса, устраиваемая для перерыва откоса.
Смотри также родственные термины:
3.1 берма насыпная : Площадка на откосе насыпи земляного полотна, создаваемая для установки опор дорожных знаков. Длина и ширина верха бермы может быть от 1,5 м и более в зависимости от устанавливаемого знака согласно чертежам рабочего проекта.
Полезное
Смотреть что такое «берма» в других словарях:
берма — ы, ж. berme f, нем., гол. Berme. 1. форт. Пространство, полоса земли между рвом и насыпью. Сл. 18. Уступ между отлогостью крепостного рва и вала. Павленков 1911. Берма, закраина есть дорожка от 4 до 5 фут шириною, которую делают снаружи в низу у… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
БЕРМА — Уступ между крепостным валом и рвом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БЕРМА полоса земли между отлогостью вала и крепостным рвом. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском… … Словарь иностранных слов русского языка
берма — Уступ, устраиваемый на откосах земляных (каменных) насыпей, плотин, каналов, укрепленных берегов, карьеров и т.п. или между подошвой насыпи (автомобильной или железной дороги) и резервом (водоотводной канавой) для придания устойчивости… … Справочник технического переводчика
берма — присечка, уступ, площадка, кромка, полоса Словарь русских синонимов. берма сущ., кол во синонимов: 5 • кромка (22) • … Словарь синонимов
БЕРМА — (польск. berma) горизонтальная площадка между откосами уступов нерабочего борта карьера. Различают транспортные, предохранительные и бермы безопасности … Большой Энциклопедический словарь
Берма — уступ на откосе земляной плотины, железнодорожной насыпи, канала карьер … Геологические термины
БЕРМА — БЕРМА, узкая полоса обломков верхней части прибрежной полосы. Во время штормов самые большие волны выносят на берег крупные обломки, так что они образуют узкую полку или уступ на расстоянии, превышающем обычный разбег волны … Научно-технический энциклопедический словарь
Берма — (a. bench, berm; н. Berme; ф. berme; и. berma) – 1) при подземной разработке м ний полоса, прилегающая к контуру объекта, охраняемого от влияния горн. работ, внеш. граница к рой является исходной для построения предохранит.… … Геологическая энциклопедия
БЕРМА — жен., воен. закраина, уступ между краем рва укрепления и наружной крутостью вала, бруствера или стены. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
БЕРМА — (Berm) горизонтальная площадка, устраиваемая в откосах выемок и насыпей в целях большей их устойчивости. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
БЕРМА — площадка, идущая вдоль пути у низа откоса земляного полотна или на самом откосе. Б. устраивается для уменьшения давления массы грунта на бока канавы. В путевом жел. дор. х ве Б. устраивается: 1) между нижним краем откоса насыпи и верхним краем… … Технический железнодорожный словарь
«Некоторые живут прямо на земле» Свободные женщины, улыбчивые мужчины и бедные кварталы: чем россиянина удивила нетуристическая Азия
Предвкушение
— Мьянма, а где это? — с интересом спрашивает мой новый знакомый Сергей, который летит отдыхать на Самуи и ждет своего рейса в аэропорту, в то время как я готовлюсь к посадке на самолет в Мандалай.
— Мьянма — небольшая, но очень интересная страна, граничащая с Индией, Китаем и Таиландом, — стараюсь объяснить своему попутчику, где я собираюсь провести отпуск.
Услышав знакомые названия, Сергей одобрительно кивает. Впрочем, это неудивительно — ведь Мьянма редко попадает в новостные сводки, да и у массового туриста не пользуется большой популярностью. Плюс еще путаница с названиями — не так давно она носила имя Бирма, и оно еще не совсем ушло из обихода.
А ведь каких-то полвека назад нашу страну с Мьянмой связывали прочные дружеские и партнерские взаимоотношения. В Мьянме работало много наших специалистов, мы активно помогали со строительством сложных объектов, а из Москвы в Янгон раз в неделю летал регулярный рейс «Аэрофлота». Но это было давно.
В наши же времена, еще до пандемии, чтобы добраться в один из двух международных аэропортов страны, приходилось лететь как минимум с одной пересадкой, выбирая в качестве транзитного пункта либо Бангкок, либо Куала-Лумпур, либо еще какую-нибудь столицу одного из соседних азиатских государств. А коронавирус и последние события в Мьянме вообще сделали посещение этого государства близким к невозможному.
Пока наш маленький самолет, дребезжа всеми внутренними полочками и креплениями, под слегка напряженную улыбку стюардессы, начинает снижение, пассажиры, большинство из которых летят в Мьянму впервые, прильнув к окошкам иллюминаторов, пытаются не упустить ни одного момента. Как будто именно сейчас, в первые минуты и должно открыться что-то очень важное — то, что определит всю будущую поездку.
Я следую их примеру, и передо мной открывается бескрайняя равнина, прорезанная руслом огромной реки, и везде, куда только может попасть взгляд, на ярком солнце блестят золотые верхушки буддийских пагод. Они стоят группками, правильными и неправильными рядами, маленькие и большие, рядом с деревнями и населенными пунктами и просто среди поля в полном одиночестве. Зрелище поражает и завораживает, а яркие блики отраженных от них солнечных лучей заставляют зажмуриться.
В тот момент я подумал, что именно пагоды станут лейтмотивом моей поездки. Но как показало время, первое впечатление оказалось ошибочным. Главным чудом и ценностью страны оказались не золотые пагоды, а люди — с бронзовыми от загара телами, раскрашенными кремом танака лицами и золотыми сердцами.
Рай для фотографа
Мы приземлились в аэропорту Мандалая — второго по величие города страны, который по сути же представляет собой большую очаровательную деревню. Таможня, паспортный контроль, мелкие формальности — и вот на нас обрушивается сухой, пышущий жаром воздух. До города ехать около часа. Все окна в машине открыты, но врывающиеся внутрь порывы не приносят прохлады, зато наполняют ее всевозможными запахами.
А прямо мимо нас проплывают удивительные сцены, казалось бы, сошедшие со страниц сказки — я еле сдерживаю себя, чтобы не остановить машину и не побежать фотографировать все вокруг. С одной стороны маленькая тропинка бежит среди деревьев к загадочной золотой пагоде, с другой — мужчина в шляпе с огромными полями едет на повозке с запряженными в нее буйволами, а вдоль дороги идет другой незнакомец в юбке с деревянными граблями через плечо, рядом тут же — девушка в ярком красочном платье, пастух со стадом коз. Рай для фотографа и для городского жителя.
Сам Мандалай, как и многие другие населенные пункты, одно время был столицей, о чем напоминает расположенный в центре обнесенный рвом с водой и красивой крепостной стеной королевский дворец. Сооружение это давно утратило свое было величие, а вот дорожки вдоль рва и стен весьма живописны и сегодня и пользуются большой популярностью у местных жителей — как место для отдыха и занятий спортом.
Обычно они приходят сюда рано утром или уже вечером после захода солнца, когда не так жарко, днем предпочитая скрываться в тени своих домов или офисов, которых тут меньшинство. Небольшой торговый квартал в центре уступает место жилым кварталам двух- пятиэтажных домиков. Здания в девять-десять этажей, к которым привыкли жители европейских мегаполисов, тут, конечно, редкость.
Ближе к реке идут самые бедные кварталы. Некоторые люди живут прямо на земле в самодельных шалашах, построенных вдоль дороги или на берегу водоема. Причем это вовсе не бомжи в привычном для нас понимании. Я встречал вполне приличных людей и разговаривал с ними, очень воспитанными и культурными, в костюмах, которые днем ходят на работу в офис, а вечером возвращаются в свой шалаш на берегу. Возможно, это не правило, но случаются и такие ситуации в жизни.
Единственное, что встречаешь здесь неизменно, — это улыбки, спокойствие, доброжелательность и счастье, которыми светятся лица людей вне зависимости от того, живут они в шалаше или в благоустроенном частном доме. Дальше за рекой начинаются деревни, а абсолютно везде разбросаны монастыри, не считая, пожалуй, только одного места — Мандалай Хилла — высокого холма, возвышающегося над городом и почти полностью усыпанного многочисленными монастырями.
Как несложно догадаться, верхушку холма также украшает большая буддийская пагода, собирающая каждый день множество верующих местных жителей, монахов и обычных туристов, которые хотят посмотреть на окрестности с высоты птичьего полета. Все вместе делает Мандалай совершенно сказочным местом с особым очарованием.
Девушки, как звезды
Впрочем, способность очаровывать была у этого города всегда. Достаточно вспомнить стихи Киплинга, написанные в этом городе.
Возле пагоды старинной, в Бирме, дальней стороне
Смотрит на море девчонка и скучает обо мне.
Голос бронзы колокольной кличет в пальмах то и знай:
«Ждем британского солдата, ждем солдата в Мандалай!
Ждем солдата в Мандалай,
Где суда стоят у свай,
Слышишь, шлепают колеса из Рангуна в Мандалай!
На дороге в Мандалай,
Где летучим рыбам рай
И зарю раскатом грома из-за моря шлет Китай!
Киплинга в свое время очаровал не только сам край, но и красота бирманской девушки. И в этом его тоже понимаешь очень хорошо — у бирманцев на удивление приятная внешность. Только на первый взгляд может показаться, что в Азии все люди на одно лицо — это не так. В каждой стране свой тип лица, а бывает, что и в одной стране живут очень разные народности. И далеко не все красивы с нашей европейской точки зрения. Но вот бирманцы — как мужчины, так и женщины — приятно выделяются в этом плане.
Привлекательные черты лица, длинные волосы, точеные фигуры, затянутые в яркие, красивые длинные платья, обычно дополняют красивые узоры на лицах, нанесенные с использованием местного крема танака. Крем этот необыкновенно популярен в основном у женщин и детей. Он хорошо защищает кожу от агрессивного солнца и питает ее, а рисунки могут служить дополнительным украшением.
Делают этот крем из древесины одноименного дерева, растущего тут же. Его сушат и распиливают на небольшие бруски, которые потом растирают до состояния крема с помощью специальных твердых подставок. В жарком климате получается мягкий крем, который можно наносить на кожу. Главное, не соблазниться привезти такой крем домой в качестве сувенира в наш холодный климат — здесь он застынет, потрескается и будет непригоден для использования. А вот сделать себе узор на месте и походить так во время поездки вполне можно. Для этого совсем не обязательно его покупать — любая местная девушка с радостью поможет вам в этом.
С одной такой девушкой мы познакомились и разговорились возле одной из пагод. Она помогала своей семье в небольшом магазинчике по продаже колокольчиков. Ей удалось окончить всего несколько классов школы, а сейчас приходится работать. Хорошее образование в Мьянме стоит денег. Но дело не только в них. Нужно помогать семье, и на учебу просто не хватает времени.
Здесь, в Мьянме, подобные ситуации не редкость — дети с 11-12 лет зачастую начинают активно помогать в работе взрослым. Поэтому возможность получить образование в стране ценится особенно сильно, именно с образованием большинство людей связывают возможность получить хорошую работу и устроить свое будущее. Но если не получается, то это тоже не повод для расстройства.
Девушка радостно показывает мне особый вид плоских колокольчиков, которые можно встретить только в Мьянме. Пластина особой, обычно круглой формы, с нанесенным на нее рисунком, подвешивается на веревочку, по ней нужно легонько ударить деревянным молоточком. А если легонько ударить по колокольчику и подуть на него, поднеся близко к губам, то он начинает «петь».
Женская свобода
Впрочем, даже несмотря на это, Мьянма — одна из немногих азиатских стран, в которых женщины действительно имеют много прав и свобод наравне с мужчинами. Вспоминается разговор с нашим водителем, рассказавшем, что он работает на свою жену, которой и принадлежит его и еще несколько других машин. И это не редкий случай. Достаточно вспомнить, что долгое время до событий этого года страной по сути руководила женщина — Аун Сан Су Чжи, пришедшая к власти через демократические выборы — а это огромное достижение для азиатской страны, долгие годы живущей под управлением военных.
Есть и еще одно проявление женских свобод в Мьянме — это право посвятить себя духовной жизни. Выражается это в виде огромного количества женских буддийских монастырей, чего я не встречал ни в одной другой азиатской стране. И если для нас такой выбор может показаться несколько сомнительной свободой, то для Мьянмы это большое достижение.
Монах здесь, наверное, даже более уважаемый человек, чем у нас какой-нибудь успешный бизнесмен или политик, — сказывается другая система ценностей и приоритетов. В других странах женщину редко готовы отпустить из семьи: ее участь — это хозяйство, муж, семья, рождение и воспитание детей.
Монастыри в Мьянме имеют огромное значение для всех жителей. Чтобы понять, насколько большое, достаточно сказать, что почти каждый мужчина в стране хоть недолго, но был монахом. В стране монастыри даже часто заменяют школы, они бесплатны и всегда доступны. Поэтому мальчиков часто отдают в монастырь на несколько лет или на время каникул.
Совсем не обязательно, чтобы мальчик на всю жизнь оставался монахом, но каждый час, проведенный им в монастыре, точно пойдет на пользу. Здесь не только учат базовым знаниям, но и обучают медитации, которой большинство жителей стараются уделять хотя бы 10-15 минут каждый день.
В сочетании с правильным поведением и позитивным настроем этого вполне достаточно, чтобы медленно, но верно прийти к просветлению в одной из следующих жизней. А спешка и желание достигнуть цели как можно быстрее бирманцам не свойственны. Возможно, именно в этом спокойствии и неторопливости, не привязанности даже к такой высокой цели, несмотря на высокую религиозность, и кроется один из секретов гармоничности бирманцев.
К слову, в монастырь можно прийти не только в детстве, но и в любой период жизни — на неделю, месяц или год. По велению души или в трудной ситуации. Перед ответственным решением, когда нужно все взвесить и не ошибиться. Помню, мы разговорились с одним бирманцем, и он рассказал, что уходил пожить в монастырь перед собственной свадьбой.
У природы нет плохой погоды
Как и в большинстве азиатских стран этого региона, в Мьянме выделяют три основных сезона: весна — когда сухо, и кажется, все плавится от жары, зима — когда днем тепло, ночью прохладно, ясно и тоже сухо, — любимое время у европейских путешественников. И третий сезон — сезон дождей, начинающийся летом и заканчивающийся осенью, когда каждый день страну накрывают тропические ливни, а не успевающая стечь вода заполняет улицы, поля, подходит вплотную к домам и храмам, делая страну отдаленно похожей на азиатскую Венецию.
Первый раз на озеро Инле мы попали весной, в самый жаркий и сухой сезон. Из-за жары уровень воды был довольно низким, и если в самом озере воды хватало для нормального передвижения на лодках, то в протоках, которые соединяют водоем с некоторыми расположенными по периметру деревнями, воды было катастрофически мало.
Местным жителям приходилось лопатам делать углубления в протоках, мастерить импровизированные плотины, чтобы вода не уходила вниз по течению в озеро. Все это часто делается на сорокаградусной жаре. Впрочем, жарко было абсолютно всем. Буйволы норовили залезть в воду при каждой возможности, как и дети. Рабочие периодически обливались из бочек, каждый кран и шланг с водой шел в дело. Охладиться был рад каждый. Часто это сопровождалось смехом и шутками.
Озеро Инле — одна из многих жемчужин Мьянмы, в последние годы ставшая популярной у туристов. Но даже это не лишило водоем и окрестности своего очарования. Тем более что большинство путешественников приезжает сюда на один-два дня и просто не успевает добраться никуда дальше самого озера и пары храмов. А тут есть на что посмотреть.
О жизни
Лучший способ исследовать жизнь озера — это посмотреть на нее с воды. Вот и мы нашли лодочника, который согласился на время стать нашим гидом. Стоя на носу лодки, в развевающейся на ветру юбке, зажав весло между плечом и ногой, он ловко направил наше плавсредство по протоке к основному озеру. Умение грести ногой уже давно стало визитной карточкой местных рыбаков — и в ответ на мой интерес встречаю явное недоумение: «Ведь так удобнее всего. И рычаг получается — грести легче. И руки свободны, чтобы с сетью управляться».
Рыбная ловля — один из основных промыслов для местных жителей, не считая традиционного сельского хозяйства. Ловят здесь все, от мальчишек до стариков. И каждый своим доступным ему способом: кто-то забрасывает сеть с грузиками, кто-то использует плетеные ловушки, но большинство просто ставят сети, а потом проверяют на наличие рыбы. Вот и очередной рыбак что есть силы лупит веслом по воде, поднимая в воздух облако брызг. Мой гид объясняет, что таким образом особо нетерпеливые рыбаки стараются побыстрее загнать рыбу в сети. Срабатывает, правда, такой способ далеко не всегда.
Жизнь у местных жителей не только связана с озером, но часто проходит в прямом смысле прямо на воде. В дальней части расположена деревня, которая стоит на водоеме — каждый дом на сваях. Вместо улиц — протоки. Вместо машин — лодки. Хозяйки тут же, прямо на крыльце, стирают белье, вечером принимают душ, а утром всей семьей чистят зубы.
Несмотря на это, вода в озере очень чистая. Под стать домам местные жители завели здесь и плавучие огороды — грядки с землей плавают прямо на поверхности воды. А чтобы грядка не уплыла, к земле она приколота длинным деревянным шестом. Такая система позволяет плодам получать необходимое количество влаги, что особенно важно, учитывая жаркий местный климат. Выращивают на таких плавучих огородах в основном помидоры и другие овощи — и могу честно сказать, что получаются они отменными, самыми вкусными во всей Мьянме.
Мы подплыли к небольшому домику, на крыльце которого сидела женщина с большим количеством колец на шее. Она оказалась представительницей одного из бирманских племен, которых часто называют длинношеими — их шеи специально вытягивают, с детства добавляя девочкам кольца. Сейчас такие украшения делают только для того, чтобы показать старый обычай туристам. Да и само племя живет намного дальше — примерно в двух днях пути, как объяснил наш гид. А на озеро они приехали, чтобы заработать немного денег.
Сейчас Мьянму вряд ли можно назвать таким же спокойным государством, как это было прежде. Из-за военного переворота, случившегося здесь в феврале 2021 года, на улицах страны погибают сотни протестующих, отстаивающих свои права и интересы. Кадры трагических событий облетели уже весь мир, и глядя на них, сжимается сердце. Хочется верить, что к людям вернется рассудок, и хаос и вражда в Мьянме сменятся умиротворением и миром. Ведь, несмотря на мрачные времена, страна остается одним из самых красивых мест на планете, а ее жители — одним из самых доброжелательных и привлекательных народов.