богохульство что это такое простыми словами
богохульство
Смотреть что такое «богохульство» в других словарях:
богохульство — Кощунство, святотатство. См … Словарь синонимов
богохульство — БОГОХУЛЬСТВО, кощунство, святотатство БОГОХУЛЬНИЧАТЬ, богохульствовать, кощунничать, кощунствовать, святотатствовать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
БОГОХУЛЬСТВО — в праве некоторых стран одно из религиозных преступлений. В России наказание за Б. было установлено в Соборном уложении 1649 г. и включало неверие, отрицание православной веры, поношение, оскорбление святынь. В 1738 г. за Б. была установлена… … Юридический словарь
БОГОХУЛЬСТВО — БОГОХУЛЬСТВО, богохульства, ср. (церк.). Брань, поношение бога. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Богохульство — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Богохульство (от Бог и … Википедия
Богохульство — преступное деяние, выражающееся в оскорблении имени Божия, Пресвятой Девы Марии, признанных церковью святых, а также священных предметов. Подобные деяния впервые предусматриваются еврейским законодательством, а оттуда переходят в уголовные … Полный православный богословский энциклопедический словарь
БОГОХУЛЬСТВО — (греч. blasphemia), любой оскорбительный или непочтительный акт, слово или намерение в отношении Бога или святыни. Обычно этот термин ассоциируется с сознательным кощунством или поруганием святыни. В Ветхом Завете он часто подразумевает отрицание … Энциклопедия Кольера
богохульство — богохульствовать. Богохульство. Бласфемия Ср. Blâmer (blasphemer). Ср. Blasphemare, клеветать. Ср. Mala et inopia consuetudo est contra Deos disputandi, sive ex animo id fit, sive simulate. Cic. De Deo ejusque natura. 1. Ср. βλασφημία (βλάπτειν,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
богохульство — ас., разг. Оскорбление, поношение любого объекта религиозного поклонения. Чуева судили. и за богохульство приговорили к ссылке (Л. Толстой). Синонимы: кощу/нство, святота/тство, хула/ на Бо/га Родственные слова: богоху/льствовать Этимология … Популярный словарь русского языка
Значение слова богохульство
Словарь Ушакова
богох у льство, богохульства, ср. (церк.). Брань, поношение бога.
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(Лев 24:11-16) — один из самых тяжких грехов, состоящий в произнесении дерзких и хульных слов на Бога и промысл Божий. По закону Моисееву за богохульство наказывали смертью, именно: виновного выводили за пределы стана и побивали камнями (Лев 24:15-16). Между видами богохуления, особенно тяжкий грех хула на Духа Святого (Мф 12:31, Мк 3:28-30), по заповеди Спасителя: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простятся человекам ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31-32). Именей и Александр, упоминаемые в 1-м послании ап, Павла к Тимофею (1:20), за богохульство были преданы апостолом страшному наказанию, и в будущем, по слову Божию, суд таких людей не медлит и погибель их не дремлет (2 Пет 2:3, Иуд. 8-15).
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Православный энциклопедический словарь
оскорбление Бога и святынь, один из самых тяжких грехов. Христос предупреждал, что «хула на Духа (Святого) не простится человекам» (Евангелие от Матфея 12,31).
Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
хула на Бога, на то, что связано с верой в Бога. В любом случае неэтично. Субъект выказывает свое духовно-нравственное недостоинство или невежество и этим самым вызывает у порядочных людей отрицательное отношение к себе не только во время данного общения, но и надолго позже. Не следует вступать в спор с богохульствующим взрослым человеком, делать ему замечание: узнав о вашей позиции, он также будет относиться к вам плохо.
Целесообразная реакция – спокойное и краткое выражение неприятия высказывания или красноречивое неодобрительное молчание.
Православная энциклопедия
один из наиболее тяжких грехов, представляющий собой произнесение слов хулы на Бога и Божий промысел. В соответствии с законом Моисеевым богохульников предавали смерти. Виновного выводили из города или стана и публично побивали камнями. Самым тяжким из богохульств является поношение Святого Духа. Сам Спаситель по этому поводу говорил следующее: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. ни в сем веке, ни в будущем» (Евангелие от Матфея, 12, 31–32).
Библия: Тематический словарь
♦ произносить хулу на Бога
А. Как совершаются богохульства:
Лев 24:11,16; Мф 26:64,65; Деян 6:11
♦ речи против слова Божия:
Неем 9:18,26; Иез 20:27,28
Б. Установления о богохульстве
♦ запрещено законом Божиим:
Лев 24:13–16,23; Мф 26:65,66
В. Причины обвинения Иисуса в богохульстве
♦ называл себя Сыном Человеческим:
♦ называл себя Богом:
Г. Хула на Святого Духа
♦ называть Иисуса ангелом сатаны:
Мф 12:24–27; Мк 3:22-26
Мф 12:31,32; Мк 3:29; Лк 12:10
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG blasphemy)
устное или письменное оскорбление, поругание или выражение неуважения по отношению к Богу. В древнем иудаизме оно наказывалось смертью (Лев. 24:16), от него предостерегают в Новом Завете (2 Тим. 3:2; 2 Пет. 2:2; Откр. 16:9, 11).
Словарь Ефремовой
ср.
Поношение Бога или догматов веры.
Богохульство
Богоху́льство – оскорбительное или непочтительное слово (помысл, мысль) в отношении Бога или святыни (в расширенном смысле под богохульством может пониматься и действие, и поведение, выражаемое оскорбительное или непочтительное отношение к Богу или святыне).
Существовало ли понятие о богохульстве у язычников?
О богохульстве (βλασφημοῦντός) упоминает древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля Платон (ок. 428 г. до Р. Х. – 347 до Р. Х.) в посвященном молитве диалоге «Алкивиад Второй». Он имеет в виду недолжное обращение к богам, когда молящийся в итоге вызывает гнев богов и получает зло на свою голову.
Римское государственное уголовное право, согласно принципу deorum injurias diis curae («оскорбление богов – забота самих богов»), не предусматривало наказания за богохульство, но в эпоху гонений на Церковь вопреки этому принципу христиане среди прочего обвинялись и в преступлении богохульства и даже атеизма, под которым подразумевалось непочитание ими римских богов.
Каково было отношение к богохульству в Ветхом Завете?
Как относились к богохульству в Византии?
Еще христианские императоры Рима установили уголовное наказание за преступления против христианской религии и Церкви, в том числе и за богохульство. В 77‑й новелле св. имп. Юстиниана I говорится: «Так как некоторые, кроме чародейства, произносят также хулительные слова, клятву, божбу, чем возбуждают гнев Божий, то мы обращаемся к этим людям с предупреждением, чтобы они воздерживались от таких поступков, хранили в сердце страх Божий и подражали людям, нравственно живущим, ибо вследствие таких поступков посылаются на страну гонения, землетрясение и чума: поэтому виновные подлежат заключению и затем и смертной казни, дабы от попустительства таких преступлений не погибли самые народы и целые государства».
Что говорится о богохульстве в церковных канонах?
В Православной Церкви существует множество канонов, предполагающих наказания за те или иные формы богохульства, например, богохульные речи (скажем, ереси), богохульные действия (например, участие детей священнослужителей в богохульных сборищах – Правило 18 Карфагенского Собора или хранение книг противорелигиозного содержания – Правило 63 Трулльского Собора), предусматриваются в них и прещения по религиозным преступлениям, которые могут рассматриваться как богохульство в расширительном значении этого понятия, в частности произвольное отречение от Христа или отречение, вызванное мучениями или страхом предстоящих мучений. Такое отречение в эпоху гонений на Церковь в Римской империи часто предполагало также и публичное хуление Христа. Более прямое отношение к преступлению богохульства имеет правило свт. Василия Великого, не содержащее в себе, однако, никакой санкции: «Аще кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа: таковому нет никакия пользы от наименования» (См. “Правила святых отцов Православной Церкви с толкованиями”). Однако интерпретация содержания этого правила в смысле осуждения греха богохульства не является общепринятой: существует толкование, согласно которому свт. Василий Великий говорит здесь не о словесной хуле на Христа, а о несоблюдении крестившимися в своей жизни заповедей Божиих как хулении Бога.
Каково было отношение к богохульству на Руси и в Российской Империи?
В юридических источниках Древней Руси религиозные преступления впервые упоминаются в Церковном уставе св. Владимира, где к ведению суда митрополита и епископов отнесено рассмотрение разных видов волшебства («ведьство, зелейничество, потвори, чародеяния, волхвования… зубоежа»), а также «еретичество», «церковная татьба, крест посекут», исполнение языческих обрядов: «Кто молится под овином, или в рощеньи, или у воды» (Российское законодательство Х–Х вв. 1984. Т. 1. С. 149). Аналогичные положения о подсудности религиозных преступлений епископу содержатся в церковном уставе новгородского кн. Всеволода Мстиславича (XII в.).
В законодательстве Российской Империи под «богохулением» понималось посягательство на признаваемое христианской верой вообще и Православной Церковью в особенности божественным или священным, посягательство, проявляющееся в публичном выражении неуважения к догматам и обрядам христианской веры и Церкви или порицании их. При этом «боги» и святыни прочих религий законом не оберегались, хотя ругательство над еврейской Библией в публичном собрании могло быть подведено под понятие богохульства, так как под выражением «Священное Писание» закон понимал всю христианскую Библию, а, следовательно, и Ветхий Завет тоже.
Субъектом этого преступного деяния могло быть всякое лицо, объектом считались охраняемые правом «честь и уважение ко всему признаваемому божественным или священным христианскою верою вообще и православной церковью в особенности». По букве закона сюда относились: Единосущная Божественная Троица, Пречистая Дева Мария, Честный Крест, бесплотные Силы Небесные, святые угодники Божии, их изображения, Священное Писание, Святые Таинства, религиозные догматы и обряды.
Какому наказанию подвергались богохульники в Российской Империи?
Положение о каре за богохульство, где богохульники буквально обозначены как богохульники, впервые в российском законодательстве представлено в Соборном уложении царя Алексея Михайловича (1649 г.), 1‑я глава которого называется «О богохульниках и о церковных мятежниках». В ней, в частности, говорится: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время Святыя литургии, и каким ни буди обычаем, Божественная литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады» (1985. Т. 3. С. 85).
Уголовное законодательство Петра I разделило преступление богохульства на два вида: хуление имени Божия, а также Святых Таинств влекло за собой прожжение языка, а затем отсечение головы, а поношение Божией Матери, святых и православной веры — отсечение сустава или смертную казнь. Смертной казнью или конфискацией имущества каралось, согласно «Воинскому артикулу» (1714 г.) Петра Великого, и недонесение о богохульстве «Воинский артикул» однако находит основание для снисхождения, если преступление не содержит в себе намеренного богохуления и «слова оного ругателя… токмо из легкомыслия произошли». В этом случае виновный наказывается арестом на 14 дней и вычетом месячного жалованья в пользу госпиталя либо шпицрутенами, но троекратное совершение данного преступления влечет за собой уже смертную казнь через расстрел (1986. Т. 4. С. 329).
При императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II среди наказаний за богохульство была отменена смертная казнь. В более позднее время самым тяжким наказанием, а именно лишением всех прав состояния и ссылкой в каторжные работы на срок от 12–15 лет, закон грозил виновному в богохульстве, совершенном в храме. За богохульство в ином публичном месте при многолюдном собрании виновный подвергался лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на время от 6–8 лет, а виновный в богохульстве, совершенном лишь при свидетелях, – лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири. Неумышленное богохульство, например, совершенное по неразумению, невежеству или пьянству, тоже наказывалось тюрьмой. Недонесший о богохульстве тоже приговаривался к тюрьме или аресту. Наказание за богохуление или порицание веры, совершенное посредством печатных или письменных, каким-либо образом распространяемых сочинений (ст. 181 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных), было ниже, чем за публичное богохуление и порицание веры.
Предусмотрено ли наказание за богохульство в настоящее время в России?
С 1997 по 2013 г. оскорбление религиозных чувств являлось административным правонарушением: КоАП 5.26, часть 2, запрещает «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики», а также их порчу или уничтожение.
В июне 2013 года приняты поправки об усилении ответственности «за оскорбление чувств верующих», в том числе устанавливающие уголовную ответственность в виде лишения свободы за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (ст. 148 УК РФ). Также был увеличен размер ответственности, предусмотренной статьей 5.26 КоАП; в связи с изменением величины штрафа поправки были внесены и в статью 3.5 КоАП.
Россия является далеко не единственным государством, где предусмотрено наказание за оскорбление религиозных чувств. Законы о богохульстве (оскорблении религиозных чувств, оскорблении чувств верующих, оскорблении верующих, кощунстве) существуют во многих странах мира (c разной степенью реального использования), например, в Греции, Испании, Египте, Турции, Германии, Австрии, Бразилии, Израиле, Польше, Финляндии. Эти законы направлены на защиту категории граждан, принадлежащих к той или иной конфессии, и ограничивают выражение своего мнения в отношении святых лиц, религиозных артефактов, обычаев и верований.
Почему хула на Святого Духа считается непростительным грехом?
В Новом Завете самым непростительным грехом Господь называет хулу на Святого Духа: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:31-32 ). Хула на Святого Духа означает упорное отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, которое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа.
Что значит богохульство, и кто такой богохульник: примеры богохульниц в православии
Не вызывает сомнения тот факт, что Бог сам может покарать любого, кто отважится выказать ему свое неуважение. Отчего же тогда закон человеческий на протяжении многих веков считал богохульство преступлением и приговаривал оскорбителей богов к самым страшным карам?
Очевидно, что суровые приговоры возносящим хулу на Бога вызваны не уроном, нанесенным Всевышнему. Урон наносится верующим, оскорбляется самое для них святое, и недаром в гражданской юриспруденции многих стран существует понятие «оскорбление религиозных чувств верующих».
Что такое богохульство
В религиозной юриспруденции существуют три понятия, характеризующие различные преступления против веры.
Кощунством обозначают ехидные, уничижительные высказывания по отношению к:
Святотатство — это в большей степени покушение на имущество церкви, на священные предметы, равно как и на жизнь ее служителей. А о последнем понятии поговорим подробнее в этой статье.
Происхождение слова
«Хула» — древнерусское слово, образованное от древнеславянского «хоула», первоначально означающее «поклонение унижающему», «унижение», а также выражающие унижение словоформы.
Значение понятия
Понятие буквально означает «унижение Бога», неуважение к Богу, выраженное вербально, то есть с помощью слов, поношение, оскорбление святынь и принципов религии.
Историческая справка
В соответствии с канонами большинства религий оскорбление Бога и веры является великим грехом и строго карается. Но так было не всегда.
Появление первых богохульников
Римское право, которое считается источником современной юриспруденции большинства государств, изначально не содержало гражданского преследования за оскорбление Бога. На основании постулата, характеризующего божество как всемогущую сущность, появилось воззрение, что любой бог сам может наказать того, кто нанес ему оскорбление. В соответствии с этим гражданскими установлениями защищать божество уже само по себе есть сомнение в его силах, и, следовательно, оскорбление Высшей Сущности.
Тем не менее, в языческом Риме в эпоху гонений на христианство устанавливалась кара за хулу на старых богов, а христианские императоры Рима, в свою очередь, устанавливали уголовное преследование оскорбляющих Христа.
Само же понятие впервые использует Платон в «Диалогах», имея в виду непочтительное обращение к богам, в результате которого молящийся рискует прогневить их и получить за то соответствующее воздаяние.
Распространение и дальнейшая судьба
С течением времени кары за возведение хулы на Бога ужесточались. В средневековой Западной Европе за это преступление полагалось сожжение виновного как еретика, и только с XVI века вместо непременной смертной казни виновного могли подвергнуть порке кнутом или оштрафовать.
Спустя два столетия в юриспруденции большинства европейских стран казнь за хулу на Бога уже не предусматривается. Мало того, изменилась и сама трактовка преступления. В частности, обычная божба, т. е. призвание Бога как свидетеля при даче клятвы или просто упоминание его всуе уже правонарушением не являлась.
Яркий пример изменения отношения к данному преступлению — прогресс законодательства Австрийской империи. В кодексе 1768 года при императрице Марии Терезии словесное поношение Всевышнего еще считалось тягчайшим преступлением и рассматривалось как непосредственное оскорбление Всевышнего, последствием которого может быть кара Господня на все государство. Всего же два десятилетия спустя в принятом при Иосифе II кодексе это правонарушение определяется как ущемление интересов религиозного сообщества, чреватого общественным возмущением. Виновных уже попросту закрывали в дома для сумасшедших в ожидании возможного раскаяния.
Великая Французская революция в 1791 году и вовсе вывела оскорбление Господа из наказуемых деяний.
Современное положение
В наше время хула на Бога в юридических установлениях большинства христианских стран в отличии, например, от мусульманских, уголовным преступлением не является. Тем не менее, некоторые случаи публичного оскорбления Бога трактуются как покушение на права верующих и влекут за собой уголовную либо административную ответственность.
Значение слова богохульник
Примеры употребления слова богохульник в литературе.
В их числе были: один колдун, один богохульник, один мошенник, мнимый служитель инквизиции и восемь иудействующих португальцев или лиц португальского происхождения.
Тринадцатый — богохульник — был выдан королевскому судье Даймиэля, получив условное отпущение церковных наказаний: он был уже осужден на повешение за убийство своего тестя.
Я хоть и не такой богохульник, но вполне понимаю этого молодого человека и глубоко ему сочувствую.
Во-первых, Смэтс — богохульник и еретик, и я не очень-то верю в его галлюцинацию о Голгофе.
Из них было десять иудействующих, восемь плутов, которые были названы колдунами, три двоеженца, три богохульника, одна женщина-лицемерка, один бродяга, выдававший себя за служителя инквизиции, и две статуи.
Убийство бедняги Смарра в полдень на Главной улице наделило меня еще и другими снами, и в них всегда повторялась все та же безобразная заключительная картина: большая семейная библия, раскрытая на груди старого богохульника каким-то заботливым идиотом, поднимается и опускается в такт тяжелому дыханию, усиливая своим свинцовым весом муки умирающего.
Накануне поездки, в гостях у Корнхилла, епископ Джонсон назвал меня богохульником потому, что я усомнился в истинности четырех евангелий.
Вирс-Вердер не решился вовсе лишить его погребения или посмертно предать тело огню, однако, как рассказывали, объявил его еретиком и богохульником, о чем неопровержимо свидетельствовало принятое им кощунственное прозвище, и приказал похоронить его так, как и надлежало хоронить еретиков, отступников и тех, кто лишен был последнего отпущения грехов, — в неосвященной земле, при дороге, без гроба, но в осмоленной бочке, разрисованной языками адского пламени.
На протяжении пяти или шести лет едва справляли одно публичное аутодафе, да и на нем появлялись только богохульники, двоеженцы и мнимые чародеи.
В те времена богохульники в наших краях, употребляя имя Спасителя для божбы, по-своему его приукрашали, и теперь неисправимый Уэйлс вспомнил об этом.
В числе других находилось шесть богохульников, восемь высказавших подозрительные положения, шесть иудействующих, один омусульманившийся, один лютеранин, два вора, мнимые слуги святого трибунала и восемнадцать колдунов.
Вильсона изображены как толпа богохульников, развратников и пьяниц, жадно старающихся упиться грубыми наслаждениями хотя бы на пороге смерти.
И все, кого я знала, какими бы вольнодумцами и богохульниками они ни прикидывались, в глубине души верили в то, что написано в Святых Книгах.
Жалость к этому Гарди, сентиментальному богохульнику, филантропу-атеисту, не имевшему даже часовни на своей фабрике.
В договоре было сказано, что инквизиторы более не могут вмешиваться в процессы по обвинению в двоеженстве и ростовщичестве, если только виновные не впали в ересь, утверждая, что эти преступления не являются грехом, ни в процессы светских судов против богохульников, если богохульства не содержат ереси.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Что понимают под возведением хулы на Бога
В юриспруденции более тридцати стран мира, в основном ближневосточных и североафриканских, существуют статьи, ограничивающие свободу высказываний, если они являются оскорбительными по отношению к Богу, религии, святым, обрядам и символам веры.
В уголовных и административных кодексах этих стран такой тип преступления законодательно определяется как непочтительный акт в отношении Бога или святыни.
Кроме того, это деяние, чтобы оно классифицировалось как преступление, должно быть совершено публично, а действие преступника — осознанно. Само действие характеризуется как презрительное, недоброжелательное высказывание, произнесенное или написанное, а также опубликование оскорбительного изображения.
Таким образом, богохульствовать — это:
Чтобы доказать злой умысел, как правило, привлекаются эксперты.
С точки зрения лингвистики они оценивают высказывания обвиняемого, анализируют их на агрессивность, манипуляцию либо на наличие лживых посылов.
Специалисты должны определить, имеется ли в представленном на экспертизу тексте информация, направленная на унижение религиозных чувств апологетов той или иной религии, а также является ли эта информация ложной, то есть безосновательно порочащей приверженцев культа.
Надлежит установить также:
Эксперты определяют и то обстоятельство, является ли произнесенная фраза умышленной, а опубликованный текст — намеренно призванным нанести оскорбление и унизить верующих.
Оскорбление Бога в религии
Разберемся,кто же такой богохульник и что значит богохульство в иудаизме и христианстве.
В иудаизме
В иудейской теократии все, связанное с верой, изначально охранялось на законодательном уровне. Следовательно, и хула на Всевышнего считалась государственным преступлением, тем более что в Законе Моисея было ясно указано: поносящий Имя Господа должен быть предан смерти через побиение камнями.
Юридически по законам Торы Христос считался богохульником, так как называл себя Сыном Божиим.
В более широком смысле неуважение к религии в иудаизме обозначают как «хилул ха-Шем», поругание имени Бога, и «хилул ха-кодеш», поругание святыни. Если первое преступление, за которое побивали камнями, есть именно хула на Всевышнего, то второе более соответствует святотатству или кощунству.
Так называемый «карет» накладывался за умышленное осквернение святости в храме, нарушение ритуала, неправильный убой животного, приносимого в жертву, либо совершение обряда жертвоприношения в ненадлежащее время и непредназначенном для этого месте. Карались непосвященные, вступившие в святилище, а также те, кто вкусил храмовые дары, будучи нечистым в ритуальном смысле. Множество запретов и ограничений касались правил священнослужения, использования не по назначению храмовых предметов, например, фимиама. Страшным грехом считалось осквернение свитка Торы.
Впрочем, понятие «карет» трактовалось, в основном, как «небесная кара», и раскаявшиеся грешники после порки особым ремнем и штрафа смерти не предавались.
Нужно заметить, что ныне в Израиле действует закон, по которому за осквернение святых мест любой религии назначается тюремное заключение сроком до семи лет.
В христианстве
Христианская Церковь как религия, согласно учению которой после надлежащего покаяния прощается любой грех, стоит особняком от иных религий в плане оскорбления Всевышнего. Тем не менее, есть один существенный нюанс. Согласно Евангелию от Матфея (Мф.12:31-32), Христос говорил, что человеку простится любая хула, в том числе и на Сына Человеческого, но хула на Духа Святого «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Таким образом, в христианстве поношение даже самого Христа может быть прощено, а Духа Святого — нет.
Этот постулат столетиями служил камнем преткновения в спорах богословов, которые совершенно закономерно о.
Полторы тысячи лет гражданское и церковное право в христианских странах смешивали понятия «грех» и «преступление». Размежевать эти категории стало возможным лишь в Новое время, и только в ХІХ веке оскорбление Всевышнего перешло из юрисдикции мирского суда суду духовному. Одновременно это понятие было значительно расширено, оно стало означать не только словесное поношение Бога и святых, но и пренебрежение к догматам, ритуалам, приверженность культу Сатаны, колдовство и т. п.
В отличие от Средних веков, за это уже никто на костер не посылал, и практически единственным методом воздействия на закоренелых грешников оставалось только отлучение от церкви, которое, впрочем, всегда являлось самой страшной и весьма действенной карой для христиан.
Не нужно богохульствовать, это наказуемо!
Умные люди, даже если они атеисты (а такое сочетание встречается довольно редко), все равно воздерживаются от богохульства. Так, на всякий случай. И дело не только в страхе перед возможной карой Всевышнего. Любой культурный человек стремится к тому, чтобы по возможности не обидеть окружающих, среди которых встречаются искренне верующие люди.
Законы пишутся не для умных людей, которые и так знают в большинстве случаев, как поступить, чтобы не нанести морального или материального ущерба окружающим. Вполне естественно стремление морально здорового члена общества жить честно, не красть, не убивать, не богохульствовать. Это заложено в самой природе человеческого общения. Однако есть, к сожалению, примеры другого отношения к общественной морали, когда вмешательство правоохранительных органов просто необходимо.
В дореволюционной России православие было государственной религией, но при этом создавалось терпимое отношение к иноверцам, которые составляли значительную часть населения империи. Случаи агрессивной ксенофобии имели место, но власти делали все для того, чтобы их пресечь. При этом никому, независимо от исповедуемой конфессии, не позволялось богохульствовать. Это означало недопустимость непочтительного использования имени Бога и публичного выражения неуважительного отношения к религиозным догматам.
В период масштабных социальных преобразований, последовавших за октябрьским переворотом 1917 года, активно попирались исконные ценности, выработанные столетиями. Детей заставляли отрекаться от родителей, брат шел против брата, а людей заставляли богохульствовать. Это делалось для того, чтобы создать новую религию, в которой были свои святые мощи в мавзолее на Красной площади, своя «красная Пасха» — Первомай, и аналог Рождества – Годовщина Великой революции 7 ноября. Оскорбление, пусть и неумышленное, новых реликвий влекло кару намного более строгую, чем наказание за богохульство в прошлые времена. Уликой могла стать газета, использованная в гигиенических целях (с пипифаксом тоже были проблемы), если на ней был напечатан портрет кого-то из вождей.
После 1991 года в России свобода совести стала реальностью. Народ, отвыкший от благодати, массово воцерковлялся. Более того, посещать храм стало модно, а политики, в советские времена активно пропагандировавшие атеизм, начали размашисто и неумело креститься перед объективам телекамер. Такие зрелища отнюдь не добавляли им авторитета, скверным же их последствием стало отношение к церкви как к государственному органу, обслуживающему власть, что в корне неверно.
Свобода человеком низкой культуры и слаборазвитым понимается как вседозволенность. Организаторы несанкционированных митингов и других акций протеста, изображая несгибаемую решимость противостоять «произволу властей», несколько лукавят. Они прекрасно знают, что сурового наказания не будет, разве что штраф, который им вполне по карману. По крайней мере, до тех пор, пока не будет нарушена какая-то серьезная статья УК.
Участницы поп-группы «Pussy Riot» по всей видимости, изначально не собирались богохульствовать. Это получилось как-то само собой, по недомыслию. Однако верующие, собравшиеся на церковную службу, восприняли их скандальные пляски и невнятные возгласы возле алтаря Храма Христа Спасителя как оскорбление своих религиозных чувств. И не только они, а православные всего мира отреагировали на этот поступок, к удивлению «либеральной общественности», довольно резко.
За «Pussy Riot» заступались многие общественные организации и отдельные знаменитости. Их требовали освободить, причем немедленно. В вынесенном судом приговоре поборники западных ценностей углядели нарушение прав человека на выражение протеста.
Очевидно, что в данном случае имеет место типичный для нашего времени однобокий взгляд на ситуацию. Заботясь о правах протестующих, поборники свобод как-то забывают о том, что есть и другие люди, верующие, и их большинство. И у них есть свои представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо.
Закон о богохульстве в России призван защитить права тех, кто исповедует ценности, традиционные для нашего многонационального и поликонфессионального общества. В первую очередь он касается православной общины, которая, несмотря на свою многочисленность, проявляет редкую в наше время терпимость к вандализму. Попробовали бы «Pussy Riot» попеть-поплясать в мечети…
Наказания богохульников
Испокон веку тех, кто осмеливался умышленно или даже по глупости оскорбить святыни, жестоко карали. И, даже если государственные карательные органы не имели для этого ни возможности, ни желания, сами верующие вступались за самое для себя святое. К сожалению, в этих случаях самосуды часто приводили к гибели невинных, на которых недоброжелатели возвели поклеп. Это происходит, к сожалению, и в наши дни.
В России
В России в православии оскорбление Господа столетиями считалось тяжким преступлением. В решении Соборного уложения 1649 года говорится, что человек, обвиненный в возложении хулы на Господа Бога, подлежит изобличению, и при доказанности вины должен быть сожжен.
При Петре І и последующих императорах «богохулением» считалось посягательство на христианские ценности, если оно проявлялось в публичном оскорблении и порицании православных догм, обрядов и символов.
Всякий человек мог быть осужден, если в любом состоянии, будь он пьян или трезв, сказал неправедные слова в отношении Троицы, Девы Марии, Креста Господня, ангелов и святых, обругал икону, распятие, Евангелие, таинства и все прочее, что православные христиане считают священным.
Характерно, что святыни и божества иных религий, верующие которых проживали на территории Российской империи, законом государства не защищались. Мусульманин мог публично и нелицеприятно высказаться в адрес Мухаммеда, тунгус унизить Будду — это законом преступлением не признавалось. Но если кто-то на публике сказал нехорошие слова про иудейскую Тору — мог и потерпеть, ведь Тора и Ветхий Завет, если не принимать во внимание некоторые богословские и исторические нюансы, одно и то же, а христиане считают Ветхий Завет частью Библии.
Наказывалось и неумышленное оскорбление святынь, когда человек просто был не в состоянии знать о том, что совершает преступление, например, во время Крестного хода сплюнув под ноги, когда процессия была еще за поворотом улицы.
В случае если преступление против веры было совершено в церкви, осужденного ждало наиболее тяжкое возмездие — до 15 лет каторги. В иных случаях он мог отделаться каторжными работами на 6-8 лет, а если публики не было, а хула на Бога была вознесена лишь при немногочисленных свидетелях — ссылкой в Сибирь.
Тюрьмой каралось непредумышленное унижение Бога и религии, совершенное, в том числе, в пьяном виде, то же самое ждало не донесшего о преступлении свидетеля.
В XIX веке наказание постепенно смягчалось, и, хотя только в 1842–1846 годах было возбуждено 3 192 «церковных» дела, по которым было осуждено 12 973 человека, смертных приговоров вынесено не было. В начале же XX века хулителей Господа, если не было отягчающих обстоятельств, приговаривали к аресту на несколько месяцев.
При советской власти никаких законодательных актов, касающихся преследования за оскорбление чувств верующих, не существовало, а в современной России до 2013 года это деяние считалось административным нарушением. Но после «выступления» в феврале 2012 года группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя ситуация изменилась. Богохульниц судили, впрочем, не за кощунство, а за хулиганство, потому что в то время соответствующий законодательной базы еще не было.
Только в 2013 году вступила в силу новая редакция статьи 148 УПК РФ, в соответствие с которой публичное оскорбление Господа стало грозить реальным сроком заключения или крупным штрафом.
Что касается отношения к хуле на Господа в современной РПЦ, то оно высказано в документе, принятом в феврале 2011 года Архиерейским Собором. Указывая на опасность этого деяния как для человеческих душ, так и для общества в целом, Собор констатировал, что Церковь прилагает все усилия, чтобы этот страшный грех не нашел распространения в обществе, «не провоцировал гражданские нестроения и не отделял людей от Бога».
В других странах
Законодательное преследование богохульников появилось в тех общественных системах, где боги и религии стали частью государственного устройства. Примеры — древний Израиль, мусульманские страны и даже Греция, где Сократа осудили, в том числе, за неуважение к богам.
В некоторых странах неуважительные высказывания о Боге и религии наказываются по административному кодексу, но в большинстве случаев этот вид правонарушений включен в законодательство о нарушении прав верующих и подпадает уже под уголовные статьи.
Различаются и меры воздаяния: от необременительного штрафа или недолгого тюремного заключения в христианских странах до смертной казни у мусульман.
Благодаря проводимой в последние десятилетия в Западной Европе политике вытеснения религии из общественной жизни, в некоторых государствах законы об антирелигиозных выступлениях смягчаются. Но, если, к примеру, в Исландии в 2015 году унижение Бога вовсе перестало считаться преступлением, то в Германии за оскорбление веры, несущее угрозу общественному спокойствию, можно получить три года тюрьмы и серьезный штраф. В Испании и Австрии за кощунство и возведение хулы на Бога также могут привлечь к достаточно строгой ответственности.
В Бразилии за «публичное оскорбление богослужения или объекта почитания» можно получить до года тюрьмы, в Греции — до двух, в Индии — до трех, в Индонезии — до пяти лет.
В странах Ислама, особенно в тех, где основой права является шариат, оскорбление Бога является самым страшным преступлением. Но если в некоторых странах, таких, как Египет, закон защищает любую религию, то в иных государствах он стоит только на страже Ислама. Это касается Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии и некоторых других стран.
Богохульство Богохульник
Кто поносит Верховного Бога, плохо говорит о святых и священных писаниях,
получит рак языка и станет глухим.
Тот, кто жжет священные писания и уничтожает духовную литературу,
получает желудочные язвы и рак.
Богохульство как качество личности – склонность хулить Бога, поносить, оскорблять святых личностей, священные писания и догматы веры.
Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника: — Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло! Паломник миролюбиво ответил: — Поистине, у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог? Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.
Наверняка большинство читателей, начиная читать эту статью, предполагают, что автор начнет описывать длинный перечень наказаний за оскорбления Бога. Спешу Вас разочаровать. Богу абсолютно безразличны грубые, оскорбительные высказывания в его адрес. Когда придет Верховная Личность Бога, она скажет: «Не беспокойтесь о тех, кто ненавидит и хулит Меня. Они придут ко Мне. Когда человек думает обо мне со злобой или ненавистью, он всё равно очищается».
Бог не нуждается в защите земного правосудия. Человек, даже плохо думая о Боге, очищается. Если грязный человек станет под душ, и будет просто стоять, он всё равно немного очистится, несмотря на то, что не пользовался мылом и мочалкой. Лицемер, вынужденный постоянно играть роль порядочного человека, в конечном итоге, может им и стать. Актеры знают, что когда вживаешься в роль извне – с помощью определенных движений, жестов, мимики лица, начинают появляться естественные для данного случая эмоции.
Вдумайтесь в мысль Фридриха Ницше о том, как видимость, созданная лицемерием, становится реальностью: «Актер, в конце концов, уже не может перестать думать о впечатлении от своей личности и об общем сценическом эффекте даже при самом глубоком страдании, например при погребении своего ребенка; он будет плакать над собственным горем и его проявлениями, как если бы он был зрителем самого себя. Лицемер, который постоянно играет одну и ту же роль, под конец перестает быть лицемером – например, священники, которые обыкновенно в молодости бывают сознательно или бессознательно лицемерами, в конце концов, становятся естественными и делаются тогда именно подлинными священниками, без всякой аффектации: или если этого еще не может достигнуть отец, то, вероятно, достигает сын, которому удается использовать успехи отца и унаследовать его привычку. Когда кто-либо долго и упорно хочет казаться
чем-нибудь, то в результате ему уже трудно
быть
чем-либо другим. Профессия почти каждого человека, даже художника, начинается с лицемерия, с внешнего подражания, с копирования эффектов. Тот, кто всегда носит на лице маску приветливости, должен, в конце концов, приобрести власть над благожелательным настроением, без которого нельзя достигнуть выражения приветливости, — и в результате это настроение в свою очередь овладевает им – он действительно
становится
благожелательным».
Теперь становится понятной мысль Бога о том, что неважно, в какой плоскости человек говорит или думает о Боге. Главное, чтобы думал, а не просто вспоминал всуе. Любит или ненавидит – это вопрос уровня сознания. Хуже, когда вообще не верит.
Совершенно другой окрас имеет плохое думанье о святых. Сам Бог во многих местах в Бхагавад — гите, говорит, что вы можете оскорблять Меня, нет никаких проблем, но если вы оскорбляете святого человека, то за это вы будете отвечать по полной программе. Бог не принимает этого. Бог принимает оскорбления в свой адрес, но не принимает оскорбления святого.
Торсунов О.Г. утверждает: «Оскорбить Бога безопасней, чем оскорблять святого. Поэтому, если человек ненавидит святого человека, он деградирует до самых низших форм жизни… Как нейтрализовать силу, которая вызывает деградацию? Надо просто прийти, попросить прощения у этого святого, и все, больше ничего не надо. Все грехи будут уничтожены. Если человек этого не делает, он дальше будет деградировать неминуемо и очень сильно… Поэтому, если вы хотите общаться со святыми людьми, надо прежде всего, научиться быть смиренными. Иначе потом будет противоположный эффект, будет все наоборот, деградация полная наступит».
Земная кара за богохульство постоянно менялась. Первоначальное римское право не предусматривало наказания за богохульство. Основанием для этого было воззрение, согласно которому любой Бог, по определению, настолько силен, что сам в состоянии покарать человека, нанёсшего ему оскорбление, и сама мысль о необходимости защищать Бога слабыми силами людей уже есть богохульство (Deorum injuriae diis curae — император Тиберий).
В христианстве радикальным видом богохульства считается хула на Святого Духа, которая, в отличие от любой другой хулы, не прощается. Сейчас большинство духовных традиций придерживаются древнеримского взгляда на богохульство, признав, что бог находится вне сферы человеческих отношений, недосягаем для преступных посягательств и не нуждается в защите земного правосудия; неисполнение же правил веры и обрядов вероисповедания не может быть предметом суждения светского суда, некомпетентного в оценке убеждений и требований совести.
Кроме того, было признано, что принуждение к исполнению требований религии государственными наказаниями унижает, прежде всего, саму религию и ведёт к лицемерию и неверию. Уголовные законы могут и должны ограждать церковь как общество верующих, ограждать её мирное существование, закон может преследовать за оказание публичного неуважения к догматам и обрядам религии, так как этим нарушаются интересы и права личностей, может наказывать за нарушение благочиния в церквах и молитвенных домах, за препятствование свободного отправления богослужения и т. п., но во всех этих случаях объектом преступления будет не бог, вера или религия в целом, а отдельные верующие или церковь как учреждение, признанное и охраняемое государством. Сыграл свою роль и процесс перехода большинства цивилизованных государств к светскому состоянию, в результате которого религиозные учреждения утратили в значительной мере рычаги воздействия на политическую и правовую систему государств. В уголовных законах понятие «богохульство» было заменено на «оскорбление религиозных чувств», тяжесть наказания за которое существенно меньше, чем в былые времена за богохульство.
Тем не менее, в государствах, где юридическо-правовая система не приняла данные основы римского права по отношению к религии, богохульство до сих пор остаётся преступлением, за которое может быть назначено наказание, вплоть до смертной казни. Так обстоит дело в исламских государствах. В исламе хула на Бога признаётся одним из тягчайших грехов (наряду с отступничеством), и по шариатскому праву она наказывается смертной казнью через побивание камнями.