Что означает модифицированная программа дополнительного образования
Виды и типы программ дополнительного образования
Введение
Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.
Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.
2. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения.
3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.
В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.
Виды программ дополнительного образования детей
Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.
Модифицированная (или адаптированная) программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.
Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.
В зависимости от моделей (способов) организации дополнительного образования детей используются различные виды образовательных программ дополнительного образования детей.
Выделяют четыре таких модели:
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как правило, типовые, авторские программы.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно использование экспериментальных, компилятивных программ.
* Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное образование детей: Словарь-справочник – М, 2002.
Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ
Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.
Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.
Классификации образовательных программ дополнительного образования детей
Образовательная программа учебной группы или детского коллектива – это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности.
Образовательная программа содержит условия, методы и технологии достижения целей, а также предполагаемый конечный результат. Она также раскрывает структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.
В образовательных учреждениях действуют следующие программы:
— преподавание нового учебного курса (предмета);
— реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программы различают (Л.Г. Логинова):
К таким программам относятся:
Элементами интегрированной программы являются конкретные предметные программы дополнительного образования детей или определенные школьные учебные курсы. Коллектив педагогов, работающих по такой программе, объединен не только общей концепцией, но и общей педагогической технологией; например, организацией учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Системная программа – всегда интегрирующая, объединяющая отдельные части в нечто целое. В качестве связующих звеньев между её элементами могут выступать:
— общее направление организации образовательного процесса в группах (например, организация учебно-исследовательской деятельности);
— общие мероприятия для учащихся разных групп: конференции, экспедиции, культурно-массовые мероприятия, экскурсии и др.
По цели обучения программы различают (Л.Г.Логинова):
— познавательные программы дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяют кругозор. Подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые;
— программы научно-исследовательской ориентации. Целью данных программ является раскрытие и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую идею;
— программы социальной адаптации. Их цель – освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентаций;
— профессионально—прикладные программы дают определенные навыки и умения в актуальной на сегодняшний день области практической деятельности, формируют специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками.
— спортивно—оздоровительные программы пропагандируют и помогают осуществлять здоровый образ жизни, развитие системы профилактики и коррекции здоровья;
— программы, развивающие художественную одаренность, направлены на выявление, сохранение и развитие одаренности;
— досуговые программы наполняют активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности.
По признаку «общее — профессиональное» различают программы (Г.Н.Попова):
— общеразвивающие программы дополнительного образования, направленные, прежде всего, на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социального опыта. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы. Программ этого вида нацелены на создание базовых стандартов образованности.
Специализированные программы, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы направлены на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированные программы, позволяющие детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.
Образовательная программа дополнительного образования — классификация, нормативно-правовая основа
Оксана Смирнова
Образовательная программа дополнительного образования — классификация, нормативно-правовая основа
Тема: Образовательная программа дополнительного
образования: классификация, нормативно-правовая основа.
Определение понятия «образовательная программа дополнительного образования». Целевые ориентиры образовательной программы дополнительного образования. Подходы к классификации образовательных программ. Классификация программ по уровню разработки, по уровню организации процесса, по цели обучения, по уровню реализуемых функций. Адаптированная программа. Нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Сегодня в образовательном пространстве используются разные сочетания слов «образование детей», «программа», «дополнительное». В научно-методических источниках и педагогической практике встречаются понятия «программа дополнительного образования детей», «образовательная программа дополнительного образования детей», «дополнительная образовательная программа». В нормативно-правовых актах употребляется термин «образовательная программа дополнительного образования», а в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» фиксируется соотношение по уровням общего и профессионального образования основных и «дополнительных образовательных программ» (гл. 2, ст. 12). В нормативных документах, появившихся после утверждения закона, употребляется термин «дополнительная общеобразовательная программа» (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008, регистрационный № 30468).
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительным образовательным программам относятся:
Дополнительная образовательная программа это:
нормативный документ, который отражает специфику содержания образования;
форма инновационной деятельности педагога;
инструмент развития познавательной мотивации, индивидуальных способностей учащихся.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Дополнительное образование детей является частью общего педагогического пространства, в связи с этим при проектировании образовательного процесса по дополнительной образовательной программе, необходимо реализовать его преемственность к ФГОС и при этом учитывать требования, которые предъявляются к результатам в системе общего образования, дополнять содержание общего образования и обеспечивать реализацию принципа вариативности образования.
При разработке программы важно проанализировать потенциал предмета дополнительного образования в рамках реализуемой направленности, выделить систему ценностей и универсальные учебные действия, которые необходимо формировать через усвоение содержания данного предмета. При этом важно изучить содержание обязательных предметов основной образовательной программы, чтобы избежать дублирования и обеспечить преемственное дополнение и межпредметные связи.
Разработка дополнительных общеобразовательных программ с опорой на положения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования способствует интеграции общего и дополнительного образования, как условия достижения новых образовательных результатов.
Любая классификация программ в образовании – это опыт самоопределения в содержании деятельности, образовательных технологиях и методиках, это и показатель цельности системы, скоординированности, единства еёсоставляющих: концептуальных идей, средств, реализующих в реальной практике.
Подходы к классификации образовательных программ отличаются выбором критерия – обязательного системообразующего фактора. Любая классификация образовательных программ всегда остается результатом некоторого упрощения действительных граней между типами и видами, т. к. они всегда условны и относительны.
С развитием теории и практики дополнительного образования детей уточнение и изменение классификаций неизбежно. В современной системе дополнительного образования детей программы классифицируютсяпо следующим критериям:
По уровню разработки:
Типовая (примерная) программа, утвержденная Минобрнауки РФ и рекомендуемая в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;
Авторская программа в дополнительном образовании детей — это существенно новая программа, отличающаяся не только новизной замысла, но и собственной концептуальной основой и новыми методическими идеями. Авторская программа это не только самоценный тип образовательной программы, но и показатель качества деятельности организации.
По уровню организации процесса:
Сквозные программы предполагают реализовать общую цель через несколько программ.
Познавательные программы. Учащиеся ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей.
Программы социальной адаптации направлены на успешную социализацию учащихся в условиях дополнительного образования. Данные программы предполагают освоение ребенком положительного социального опыта и выработку ценностных ориентации.
Профессионально-прикладные программы направлены на освоение навыков и умений в актуальной области науки или практической деятельности.
Спортивно-оздоровительные программы пропагандируют здоровый образ жизни.
Досуговые программы.
По уровню реализуемых функций: учебная, развивающая, воспитательная, комплексная, досуговая, программы оздоровления, социальной поддержки, социальной адаптации, коррекции, компенсации.
Организации дополнительного образования осуществляют свою образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
Понятие «образовательная программа» данное в ФЗ № 273 определяет сущность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. (ФЗ № 273, гл. 1, ст. 2, п. 9).
В настоящее время цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих нормативных документах:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.
ФЗ №273 так же определяет перечень организаций, имеющих право реализовывать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ФЗ № 273 ст. 23, п. 3,4; ст. 31; ст. 77).
Лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, называются «учащимися» (ФЗ ст. 33, п. 2).
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на основаниях, указанных в Концепции (гл. IV).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ № 273, ст. 75, п. 1, но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ № 273, ст. 75, п. 3); в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Приказ № 1008, п. 15).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ № 273, ст. 2, п. 14, а только федеральные государственные требования по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам.
Существенными (качественными) характеристиками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является:
Разная направленность. Определение направленности (профиля) программ указано в ФЗ № 273 (ст. 2)
В системе дополнительного образования детей дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программыреализуются по шести направленностям: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.
Общая целевая установка содержания направлено на развитие личности учащегося, развитии мотивации, творчества, положительного эмоционального состояния; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;
Адекватность современным образовательным технологиям.
Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.
Образовательная программа дополнительного образования детей по художественно — эстетической направленности «Самоделкин» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск.
Образовательная программа дополнительного образования детей «LEGO-конструирование» LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую.
Образовательная программа дополнительного образования детей по математике «Всезнайка» для детей 6 лет Содержание Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.1. Пояснительная записка.
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки» Часть 2 Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки» для детей младшего.
Образовательная программа дополнительного образования по математике «Маленькие знатоки» для детей 4–5 лет Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной.
Программа дополнительного образования «Мои права» Введение Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей,.
Образовательная программа дополнительного образования детей
1. Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ,
характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании»: «… В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные),
2) профессиональные (основные и дополнительные).
Образовательные программы дополнительного образования детей являются разновидностью дополнительных образовательных программ и находятся за пределами основных образовательных программ, определяемых государственным стандартом.
2. Классификация образовательных программ ДОД
Наиболее распространенная в дополнительном образовании детей классификация
образовательных программ подразделяет их на следующие виды: примерная (типовая [2]), модифицированная (видоизмененная), авторская.
Критерием выделения данных видов программ является уровень (степень) творческого участия педагога в процессе разработки программы.
•Примерная (типовая) программа ДОД – это программа, рекомендованная государственным органом управления образованием. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий ее соответствие требованиям к содержанию и оформлению программам дополнительного образования детей.
Примерная (типовая) программа может служить основой для разработки модифицированных и авторских программ, т. е. базовым параметром тех знаний, умений, навыков детей, которые должны быть освоены обучающимися по конкретному предмету (направлению деятельности). Но необходимо помнить при этом, что ниже этого минимума выстраивать содержание своей программы нельзя.
Для применения типовой программы педагог должен согласовать свои намерения с руководителем образовательного учреждения и по возможности точно следовать рекомендациям ее разработчиков.
•Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) либо авторская программы, но измененная (на треть и более) с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности. Коррективы вносятся в программу самим педагогом, но при этом не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, структуры занятий, присущих исходной программе.
Модифицированная программа должна быть утверждена педагогическим (методическим) советом образовательного учреждения и подписана его руководителем.
•Авторская программа – это программа, обладающая оригинальностью и обязательно – новизной. Она полностью создана педагогом и принадлежит ему на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо вариант собственного подхода автора к традиционным темам.
Как и модифицированная, авторская программа должна быть утверждена педагогическим (методическим) советом образовательного учреждения и подписана его руководителем.
Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием (сертификат или свидетельство).
В сравнении с перечисленными выше программами: она разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии.
По мере осуществления экспериментальной работы программа может претендовать на статус авторской.
Чтобы начать работу по экспериментальной программе, педагог должен получить разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.
3. Технология разработки образовательной программы ДОД
Педагогом дается право разрабатывать образовательные программы. Программа педагога выступает наглядным показателем его профессионального мастерства.
Приступая к работе, важно все продумать, учесть свои силы, готовность изложить свои мысли на бумаге и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов.
Начиная работу, педагог должен ответить на следующие вопросы:
В чем смысл программы?
В чем новизна и оригинальность?
Соответствует ли авторский идеал реальным запросам?
Каким будет результат реализации программы?
Если необходимость в такой программе в конкретном учреждении?
Все образовательные программы должны соответствовать «Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» утвержденным на заседании научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России от 01.01.2001 г.
К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
(письмо Министерства образования РФ от 01.01.2001г.‚ /16)
Содержание образовательных программ должно соответствовать:
— достижениям мировой культуры,
— культурно-национальным особенностям регионов;
— определенному уровню образования (дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и др.);
— современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения,
дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях,
походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе
результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого
оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
— создание условий для развития личности ребенка;
— развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
— профилактику асоциального поведения;
— создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
— интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
— укрепление психического и физического здоровья;
— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
4. Структура и содержание образовательной программы
Содержание компонентов программы
Информация, содержащаяся на титульном листе:
· полное название вышестоящего органа управления образованием;
· полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;
· Название программы (короткое, емкое, привлекательное, отражающее содержание программы);
· Данные об авторе программы (Ф. И.О., должность, категория);
· Название населенного пункта, в котором написана программа;
· Год написания программы.
Информация, содержащаяся на следующей после титульного листа странице:
· Ф. И.О. руководителя учреждения, который утвердил программу, дата утверждения;
· Дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
· Возраст детей, на который рассчитана программа;
· Срок реализации программы.
Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы.
1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:
— ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;
— связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности;
— вид программы (модифицированная, экспериментальная авторская);
— новизна (для программ, претендующих называться авторскими).
2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворения образовательных потребностей» и т. п. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:
Обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т. п.);
Воспитательные (формирование социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п.);
Развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т. д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).
Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами (целью).
3.Описывая особенности программы, следует отразить:
— ведущие идеи, на которых она базируется;
— ключевые понятия, которыми оперирует автор;
— этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.
— основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;
— вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.);
— особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).
5. Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:
— общее количество часов в год;
— количество часов и занятий в неделю;
6. Описывая прогнозируемый результат и способы их проверки, автору программы следует:
— сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т. е. важно четко описать, что он должен знать и уметь);
— дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т. п.
Учебно-тематический план (по годам обучения)
Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия: