что означает слово индивид
Значение слова «индивид»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Понятие «индивид» тесно связано с понятиями «человеческий организм», «личность», «субъектность», «индивидуальность» и «духовность», которые используются для обозначения совокупности качеств, способностей отдельно взятого человека, сущностных уровней человеческого развития в онтогенезе
Индивид предстает на верхней границе периода стабильного развития человеческого организма как результат кризиса одного года. Вместо прежнего полного симбиоза, слияния ребенка и взрослого, появляются двое — ребенок и взрослый. Таким образом, выход из кризиса одного года является началом годичного периода индивидуального развития — плавных, длительных изменений, рождения индивидуального «порядка» из организменного «хаоса», что проявляется в элементарных проявлениях дифференциации и интеграции психических процессов, психофизиологической самоорганизации на различных этапах сенситивности, функциональной самоорганизации становления мозговой архитектоники, творении индивидуально-типологических свойств и конституционной типологии в ее человеческих проявлениях. Здесь происходит окончательное разграничение для ребенка предметной и социальной среды, переживания психофизиологических состояний в форме желаний, стремлений и тому подобное. Кризис детства (5,5-7,5 лет) завершает индивидуальный этап развития ребенка, становится одновременно началом этапа личностного.
Что значит индивид: различия с другими понятиями, признаки и качества, социализация
Понятие индивида – это обозначение человека вообще, как такового. Часто слова «индивид», «личность», «индивидуальность» используются как синонимы в одинаковом контексте. А вы знали, что это не одно и то же, и что эти термины стоит разграничивать?
Кто такой индивид – понятие
У термина индивид латинское происхождение. Он произошел от слова individuum, что в переводе означает «неразделенный, неделимый». Оно означает единичного представителя человеческого рода.
Значению слова индивид всегда сопутствует конструкция «один из». То есть, это не просто отдельный человек, а конкретный представитель общества.
В психологии понятие индивида звучит как отдельно взятый человек (sapiens homo), носитель биологических свойств, представитель рода (словарь общепризнанных психологических терминов).
Свойства и признаки индивида
Любой человек обладает определяющими признаками и свойствами, которые представляют из себя единство врожденного и приобретенного. Индивиды, прежде всего, рассматриваются с точки зрения их биологической составляющей:
Поведение индивида и его социальная активность обладают рядом свойств:
Есть несколько характеристик индивида, которые выделяют человека среди других живых существ. К ним относятся:
Источник. Ефимова Н.С. Основы общей психологии //Москва: ИД «ФОРУМ» — ИНФРА-М, 2013, 289 стр.
Индивид, личность, индивидуальность – различия
Понятия личность, индивидуальность и индивид нельзя отождествлять, они отличаются. Важно знать, что означает слово, чтобы применять его в правильном контексте. Разделение по Ананьеву Б. Г. в таблице ниже.
Понятие. | Краткое определение. |
Индивид. | Отдельный организм, представитель человеческого рода, человечества. Рассматривается преимущественно с биологической точки зрения. |
Личность. | Отражение социальной природы человека, комплекс выработанных привычек, предпочтений, опыта и знаний. |
Субъект деятельности. | Распорядитель активной деятельности. Человек развивающийся в профессии, собственном деле. Который целенаправленно использует свои усилия. |
Индивидуальность. (индивид + личность + субъект деятельности) | Носитель качеств, совокупность свойств и характеристик человека, которые делают его уникальным и неповторимым в ряду других людей. |
А вам было известно о различиях в значении терминов? Поделитесь своими соображениями в комментариях.
Социальный индивид
Социальным индивидом человек становится не сразу. Он рождается беззащитным и беспомощным существом. Социальность индивида достигается за счет общества. Сначала это его родители и ближайшие родственники. Потом это поле расширяется (детский сад, школа, СМИ, друзья, учителя, соседи).
Ребенок приобретает социальные навыки того общества, в котором он развивается. Именно поэтому разные народы отличаются своими взглядами на жизнь, традициями, культурными веяниями. Это отделяет конкретный народ от других национальностей.
Как происходит социализация индивида
Чтобы социализироваться, ребенку важно пройти ряд ступеней:
А как вы считаете, что еще влияет на социализацию личности? Поделитесь своим мнением в комментариях.
В видео рассказано о социализации индивида с точки зрения обществознания.
Поведение индивида
Человек как индивид может вести себя по-разному. Существуют особенности, которые отражают поведение конкретного индивида.
Тип поведения может быть осознанным и неосознанным, регулируемым, меняться в зависимости от обстоятельств или оставаться статичным. Поведение бывает нормальным и девиантным, то есть, отклоняющимся от нормы.
Поведение может измениться благодаря получению новых знаний, навыков.
Поведение не может быть спонтанным, оно всегда имеет причины и цели. Индивид не всегда может их осознавать, понимать и отстаивать.
Из поведения формируется мотивация – желание удовлетворять свои потребности. Цель возникает на месте неудовлетворенной или нереализованной потребности. Это заставляет индивида действовать и понимать, почему это происходит.
С появлением компьютерных технологий зашла речь о виртуальном поведении человека. Часто оно отличается искусственностью, наигранностью, нереальностью.
Индивид и группа
Индивидуумы образуют группы. В группу входит несколько индивидов, каждый из которых обладает индивидуальными особенностями. Объединяет группу индивидов цель, которая формирует их общую деятельность.
Человек вливается в группу и становится ее частью, но при этом не теряет свои индивидуальные черты. Пока он находится в группе, то высказывается от лица группы, а не от своего собственного. Его высказывания диктуются регламентом, который принят в том или ином коллективе. Каждый индивид в группе занимает определенную позицию.
Человек может в любой момент покинуть группу или поспособствовать ее дальнейшему развитию.
Обычно индивид входит в группу с целью решить свою проблему, заняться исследованием чего-либо, усовершенствовать свою профессиональную деятельность.
Особенности деления индивидов на группы в социологии.
Признак деления. | Описание. | Пример. |
Возраст. | В течение всей жизни индивиды распределяются по группам по возрастному признаку, так как от этого зависит многое в жизни человека. | Группа детского сада, школьный класс, группа студентов техникума. |
Пол. | От половой принадлежности человека зависит его социальная роль и образ жизни. | Группа молодых мам, мужская команда по игре в футбол, женский хор. |
Территория проживания. | Люди объединяются в группы согласно территории собственного проживания. | Жители силе Похвистнево, проживающие в доме №13 по улице Ленина в Москве, жители городского комплекса Соловьиная Роща. |
Профессия. | Участники социальной группы могут объединяться по роду деятельности или направления своей карьеры. | Работники сферы образования, преподаватели математики, сотрудники школы №8 города Саратова. |
Религиозная принадлежность. | В мире существует порядка 5000 различных религиозных направлений, и у каждого из них есть сторонники. | Христиане, мусульмане, протестанты, католики. |
Национальность. | Сегодня растет и развивается идея космополитизма (каждый человек – это гражданин мира). Но некоторые люди все же причисляют себя к определенной нации. | Армяне, корейцы, французы, итальянцы. |
А какие социальные группы знаете вы? Приведите примеры в комментариях, нам и нашим читателям будет интересно ознакомиться.
Пример поведения индивида в группе в видео ниже. Очень интересный эксперимент, который расскажет, как быстро человек адаптируется порой даже под глупые правила.
Развитие индивида
В формировании и развитии индивида участвуют разные факторы:
Благодарим за прочтение материала. Делайте репосты и делитесь статьей в социальных сетях. Она поможет лучше разобраться в терминологии и больше никогда не путать похожие, на первый взгляд, понятия.
В психологии мы часто сталкиваемся с таким понятием, как индивид. Нередко его используют в качестве синонима к словам «человек», «личность» и другим. Но, строго говоря, эти понятия – не одно и то же, и их необходимо разграничивать.
Что такое индивид в психологии
Казалось бы, понятие «индивид» тесно связано с термином «индивидуальность». Но в действительности последний термин имеет тесную связь с другим понятием – «личность». Индивидуальность – это то, что характеризует своеобразие конкретного человека (и организма вообще), его уникальные и неповторимые черты.
В то же время индивидуальность присуща любому человеку и организму вообще, изначально или потенциально. А вот личностью не рождаются, ею становятся в процессе развития конкретного человека; при стечении определённых обстоятельств личностью можно вообще не стать. Поэтому для простоты можно говорить, что индивид – это потенциальная личность. В психологии зачастую так этот термин и используется.
Социальное становление индивида
Если понимать индивида в социальном аспекте, то можно представить такое понимание этого слова: это человек, который участвует в социально-культурной жизни и деятельности общества, раскрывающий свои индивидуальные черты в процессе общения с другими людьми. Поэтому индивид может существовать как бы в двух ипостасях: это, во-первых, отдельное лицо, субъект некоторых отношений, и в этом смысле таковым является каждый человек; во-вторых – это член какого-либо общества, обладающий набором устойчивых качеств: актёр, писатель, спортсмен, политик, учёный… Во втором случае индивидом, или личностью, необходимо стать в процессе социального развития.
Социальное становление индивида – это достаточно широкое понятие, элементами которого являются различные воздействия на человека, оказываемые с самого его рождения: целенаправленные и случайные, положительные и отрицательные. Говорят также о социализации – процессе включения индивида в систему общественных отношений, самостоятельного производства таких отношений и усвоения социального опыта.
Целенаправленное и систематическое воздействие на индивида ещё называют воспитанием. В первую очередь это относится к ребёнку, однако воспитанию подвергаются и в зрелом возрасте – в более широком понимании этого слова. Воспитание призвано сформировать необходимые нравственные качества человека, что влияет и на его социализацию. Роль воспитания, впрочем, меняется по мере развития ребёнка: в первые годы жизни оно является основным видом социального воздействия, а в более старшем возрасте его значение уменьшается – человек становится более самостоятельным.
При этом социальное становление индивида может иметь и определённые сложности. К примеру, нормальной социализации могут мешать особенности его психического и физического развития. Обычные общественные отношения в такой ситуации (особенно если проблемы имеют психический характер) затруднены, и ребёнку для социализации требуется помощь.
В социальном становлении индивида принято выделять три группы внешних факторов. Первая – это «большая» группа, в которую входят космос, мир, планета, страна, государство; эти факторы формируют социализацию очень больших групп людей, в том числе населения всей планеты. Вторая группа – «средняя», в ней группы людей выделяются по определённому признаку: место проживания (город, село), национальность, аудитория какого-либо средства массовой информации (публика определённого телеканала, любители кино, радиослушатели и др.). Третья группа – «малая», она охватывает факторы, непосредственно влияющие на конкретного человека: семья, дружеский коллектив, школа и т. д.
Социальное становление индивида – это, можно сказать, высший уровень развития человека как общественного существа и его высшая потребность. В процессе такого развития человек стремится не только потреблять (пищу, развлечения, знания и др.), ну и что-то отдавать, вносить свой посильный вклад в дальнейшее формирование общества. При этом нельзя забывать и о внутреннем потенциале человека: изначальные особенности будущей личности всё-таки заложены в нём при рождении; каждый из нас имеет определённый темперамент, характер, те или иные склонности, тот или иной уровень физического развития. С помощью воспитания, конечно, можно сформировать любую личность, но подход при этом должен быть индивидуальный, учитывающий все особенности конкретного человека. То, что хорошо работает с одним индивидом, может не работать с другим.
Сангвиники, к примеру, в большей степени настроены на общение и обмен собственным опытом с другими людьми, чем флегматики. Холерики более вспыльчивы и необузданны, чем представители остальных темпераментов.
Социальное формирование индивида – исключительно важный процесс для человеческого общества. Уже хотя бы потому, что человек, как подтверждают учёные, вообще не имеет инстинктов. Можно сказать, что человек является единственным существом, которое не рождается самим собой, а лишь становится им в процессе воспитания и прочих видов социального воздействия. Выросшие в лесу «люди-маугли» давно перестали быть диковинкой; с детства не имея контактов с обществом себе подобных, такие существа не способны даже к элементарным действиям. Даже инстинкт самосохранения у них отсутствует, поэтому сам факт выживания таких людей в диких условиях кажется чем-то невероятным. Животные, в отличие от человека, при рождении уже имеют набор «записанных» моделей поведения на все основные случаи жизни, и эти модели нередко достаточно сложные. Так, кошки с определённого возраста начинают зарывать отходы своей жизнедеятельности, даже если с рождения воспитывались без матери.
При этом до конца пока неизвестно, что образовалось раньше: человеческая беспомощность, принуждающая к жизни в обществе, или же общество, жизнь в котором привела к утрате врождённых инстинктов. Ясно одно – человек в процессе своего развития окончательно «оторвался от природы», и с тех пор общественная деятельность стала для него основным способом существования.
Это человечество поняло ещё в глубокой древности. Недаром в древних религиозных культурах появились понятия «духовный отец», «крёстный отец». На таких «родителей» изначально возлагалась большая ответственность за воспитание ребёнка, чем на биологических отцов и матерей. Постепенно без своего «духовного отца» уже не мог обойтись ни один индивид.
Какими признаками обладает индивид
Любой индивид обладает определёнными признаками, по которым его можно выделить из массы себе подобных:
Перечисленные признаки индивида могут свидетельствовать об успехе какого-либо человека в жизни. Набор признаков и степень их выраженности у каждого свои, и это определяет сильные и слабые стороны людей. И коль скоро в обществе существует конкуренция, борьба, то побеждает в ней тот, кто имеет больше личностных признаков, причём как можно более развитых. Борьба может быть незаметной, если сталкиваются люди с разной «силой личности». А может быть явной и привлекающей всеобщее внимание, если друг с другом сталкиваются примерно одинаково сильные личности. Каждому из них хочется занять главенствующее положение, никто не хочет уступать дорогу. И бывает, что такая личностная конкуренция перерастает в настоящий конфликт, в том числе вооружённый.
Взаимодействие индивида и группы
Взаимоотношения индивида и группы всегда имеют двухсторонний характер. С одной стороны, человек выполняет для общества определённую работу, способствует решению общих задач. С другой стороны, общество тоже некоторым образом влияет на человека, помогая ему удовлетворять свои потребности – в самовыражении, уважении, любви, безопасности и т. д. Конечно, это всё в идеальном случае. В реальности же отношения индивида и общества нередко имеют конфликтный характер. Замечено, что в «хороших группах», в которых отношения человека и общества строятся на взаимном уважении и доверии, люди даже живут дольше и меньше болеют.
Отношения человека и группы могут иметь характер кооперации, слияния или конфликта. При кооперации личность сохраняет относительную независимость, но плодотворно сотрудничает с обществом, понимая, что задачи группы не противоречат его собственным. Слияние – более тесное взаимодействие, когда человек и группа ощущают себя единым целым и уже не могут существовать друг без друга; человек строит свои цели, исходя из целей общества, подчиняет свои интересы интересам группы; группа также берёт на себя ответственность в заботе о человеке, решая не только собственные задачи, но и его личные проблемы. Человека такая группа осознаёт не как исполнителя определённо задачи, а как полностью преданную ей личность.
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
А.Г. Асмолов , заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ
Структура личности: статусы, роли и направленность
Обычно в структуре личности выделяют три компонента:
1. Социальный статус – это место человека в системе общественных отношений, в социальной иерархии. Статус может быть приписанным (например, дворянин или крепостной крестьянин в сословном обществе, русский или немец по национальности), приобретенным (например, студент, лидер политической партии, пенсионер) или ситуативным (покупатель в магазине, зритель в кино, попутчик в поезде).
2. Социальная роль – это образ поведения в соответствии с нормами для данного социального статуса. Например, человек на работе выступает в роли начальника по отношению к своим подчиненным и одновременно играет роль подчиненного во взаимодействии с собственным руководителем.
3. Направленность личности – это устойчивые мотивы (убеждения, интересы, склонности, идеалы человека, мировоззрение), определяющие поведение личности.
Социализация индивида и формирование личности
Историческая личность, Личность с большой буквы и расстройство личности
В обиходе слова «человек», «индивид» и «личность» часто используются как полные синонимы.
Выражение «культ личности» означает неумеренное восхваление вождя в авторитарном или тоталитарном обществе. Первоначально эти слова употребил Н.С. Хрущев, критикуя диктатуру И.В. Сталина (в докладе «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС в 1956 году).
Человек, индивид, личность
Человек как биологический вид
С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.
С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.
Животное
Человек
1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.
1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.
2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.
2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.
3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.
3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.
4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.
4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.
Индивид и личность
С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.
Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.
Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.
В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).
Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.
Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.
Важно!
Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.
Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.
Биологическая сущность человека
Социальная сущность человека
Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду.
Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.
Индивидуальность
В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.
Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.
Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.
Сильная личность
На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.
Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.
Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.
Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.
Вопросы для самопроверки
Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:
Человека от животных отличает:
а) взаимодействие с другими представителями вида,
б) способность преодолевать инстинкты,
в) способность использовать подручные средства как орудия труда.
На формирование личности влияет:
а) воспитание в семье,
б) культурная среда,
в) исторические условия,
г) все перечисленное.
Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:
а) необычный цвет волос,
б) высокий интеллект,
в) творческие способности,
г) все перечисленное.
Что характеризует человека как личность?
а) характер и темперамент,
б) принадлежность к Homo Sapiens,
в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.