что означает слово посвящение
посвящение
Смотреть что такое «посвящение» в других словарях:
Посвящение — (dedication, dedicace, Widmung, Zueignung) вступительные к произведению строки, иногда даже отдельное произведение, указывающие, в честь кого оно написано или кому подносится автором. П. исторически сложилось в период, когда автору необходимо… … Литературная энциклопедия
ПОСВЯЩЕНИЕ — ПОСВЯЩЕНИЕ, посвящения, ср. 1. только ед. Действие по гл. посвятить посвящать. Посвящение в тайны искусства. Посвящение в рыцари. 2. Надпись в начале произведения, указывающая в честь кого написано или кому преподносится автором это произведение … Толковый словарь Ушакова
Посвящение — (поэтическое), стихотв. обращение к лицу, достоинства или память к рого поэт желает почтить своим произв.; обычно содержит мотивы обращения, характеристику адресата или (реже) самого произведения; как правило, предваряет большое произв., но может … Лермонтовская энциклопедия
Посвящение — автора заявление автора о почётном подношении своего труда. Посвящение (оккультное) ключевой элемент учения А.Бейли, грандиозное расширение сознания, благодаря полученному опыту. «Посвящение» альбом группы «Голубые береты» … Википедия
посвящение — приобщение, хиротония, рукоположение, дедикация, рукополагание, осведомление, надпись Словарь русских синонимов. посвящение сущ., кол во синонимов: 7 • дедикация (1) • … Словарь синонимов
Посвящение — ПОСВЯЩЕНИЕ выраженное письменно почетное подношение литературного произведения какому нибудь лицу, группе лиц (напр., друзьям), народу, стране, учреждению, даже отвлеченному понятию (истине, свободе, прошлому), или памяти лица и проч. Иногда… … Словарь литературных терминов
Посвящение — текст перед основным текстом издания, в котором автор излагает, кому он посвящает свой труд. Обычно посвящение выделяется кеглем, курсивом, набором со втяжкой т. п … Реклама и полиграфия
ПОСВЯЩЕНИЕ 1 — ПОСВЯЩЕНИЕ 1, я, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПОСВЯЩЕНИЕ 2 — см. посвятить 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
посвящение — Элемент произведения, который помещается перед началом основного текста и содержит указание на лицо или коллектив, в чью честь или в память о ком написано автором это произведение. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы… … Справочник технического переводчика
Значение слова «посвящение»
1. Действие по знач. глаг. посвятить—посвящать. Посвящение в рыцари.
2. Надпись в начале произведения или вступительная часть произведения, указывающая, кому посвящено это произведение автором. Посвящение в стихах. □ Посвящение этой повести особенно дышит 313 какою-то неотразимою прелестью теплого и грустного чувства. Белинский, Мозаисты, соч. Ж. Занда.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОСВЯЩЕ’НИЕ, я, ср. 1. только ед. Действие по глаг. посвятить-посвящать. П. в тайны искусства. П. в рыцари. 2. Надпись в начале произведения, указывающая в честь кого написано или кому преподносится автором это произведение. П. в стихах.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
посвяще́ние
1. действие по значению гл. посвящать, посвятить
2. надпись в начале произведения, указывающая, в честь кого оно написано или кому посвящается автором
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: скрипач — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ПОСВЯЩЕНИЕ, ПРИОБЩЕНИЕ, ВОВЛЕЧЕНИЕ (INITIATION)
В современных переводах Библии слово посвящение в смысле приобщения или вовлечения не употребляется. Тем не менее в Библии показан целый ряд обрядов и действий, которые подпадают под такое определение посвящения в понимании этнологов и исследователей истории религий, проводящих различие между коллективным и индивидуальным посвящением (инициацией). Кроме того, посвящение – одна из сюжетных линий в Библии.
Обряды посвящения. В число обрядов, предназначенных, по определению М. Элайада, для посвящения по возрастным группам, входит обрезание, служившее в Ветхом Завете этническим и религиозным признаком принадлежности к народу Израиля ( Исх. 12:48 ; ср. Деян. 10:45 ; Гал. 2:9 ). Предписанное Богом ( Быт. 17:9–14 ), впервые принятое Авраамом и его семьей ( Быт. 17:24–27 ) и установленное законом ( Лев. 12:3 ), обрезание совершалось главами семей над всеми мальчиками, родившимися в доме, а также над чужестранцами и рабами в Израиле ( Быт. 17:12–13 ). Этническое и духовное значение основывалось на обетованиях, данных Аврааму в Быт. 17:6–7 : «И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя».
В отличие от широко распространенных обычаев других культур, в которых дети обычно обрезались по достижении половой зрелости, в Ветхом Завете обрезание совершалось на восьмой день после рождения ребенка, за крайне редкими исключениями: Аврааму было девяносто, а Измаилу тринадцать лет ( Быт. 17:25 ). А позднее, когда обрядом стали пренебрегать во время странствия по пустыне, Иисус Навин обрезал целое поколение израильтян мужского пола ( Нав. 5:1–7 ). В качестве знака принадлежности к Израилю обрезание имело столь большое значение, что Иезекииль говорил даже о разделении обрезанных и необрезанных после смерти ( Иез. 31:18 ). Обрезание символизировало также особую ответственность народа пред Богом ( Иер. 9:25–26 ).
В метафорическом смысле обряд обрезания мог символизировать чистоту, святость и любовь Бога. В нем подразумевалась чистота речи верующего, как это видно, например, из жалобы Моисея, что из-за своих «необрезанных уст» ( Исх. 6:12 KJV) он не сумеет убедить фараона. Он мог также означать готовность повиноваться Богу (или же его отсутствие могло означать прямо противоположное) – Иеремия писал о «необрезанном ухе» людей ( Иер. 6:10 ). В Новом Завете Павел использовал ветхозаветную метафору «обрезания сердца» ( Рим. 2:29 ; ср. Втор. 10:16; 30:6 ), чтобы показать отличие истинно верующего и любящего Бога сердца от проявлений чисто внешней религиозности. В своей полемике с иудейскими христианами, хотевшими сделать обрезание необходимым условием христианской веры ( Деян. 15:24 ; Гал. 6:12 ), Павел, хотя и был обрезанным ( Флп. 3:5 ), утверждал, что обрезание тщетно без веры ( Рим. 3:30 ) и без послушания ( Рим. 2:25 ). Он заявлял, что оно необязательно для христиан ( Гал. 2:3–5 ) и отменено Евангелием ( Еф. 2:11 ; Кол. 3:11 ), а также предупреждал, что его соблюдение в качестве христианского обряда посвящения подчиняет верующего прежнему завету, основанному на необходимости выполнения определенных дел ( Гал. 5:3 и далее). Христианская церковь – это новый Израиль, и Павел говорит филиппийцам: «Обрезание – мы, служащие Богу духом» ( Флп. 3:3 ).
В Новом Завете на смену обрезанию как обряду посвящения приходит крещение: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол. 2:11–12 ; ср. Рим. 6:4 ). Смысл крещения совпадает с символикой смерти-возрождения в других обрядах посвящения, описанных современными этнологами.
Христианское крещение ведет, по-видимому, начало от Иоанна Крестителя, который видел в нем выражение покаяния. Принятие Иисусом крещения в начале Его служения ( Мф. 3:13–17 ) символизирует подчинение Божьей воле и отождествление с Его народом. Хотя Сам Иисус не крестил, ранняя церковь приняла обряд крещения как знак приобщения к покаянию и вере. В то же время в нем подразумевается присоединение к братству верующих: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» ( Деян. 2:41 ). Таким образом, крещение выполняет и функцию созидания сообщества, поскольку для верующих есть «один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф. 4:5 ).
Еще одно метафорическое значение ввел в оборот Иоанн Креститель, назвавший Иисуса «крестящим Духом Святым» ( Ин. 1:33 ). Сам Иисус рассматривал крещение как духовное рождение и как посвящение – Он сказал Никодиму: «Если кто не родится от Воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Именно такое крещение Он обещал ученикам ( Деян. 1:5 ), а затем оно распространилось и на язычников ( Деян. 11:15–16 ).
Ролевое посвящение. То, что этнологи называют ролевым посвящением – то есть предназначением человека на роль шамана, советника или целителя, – по своей сути эквивалентно призванию пророков в Ветхом Завете, хотя и с определенными четко выраженными различиями. Многие пророки проходили через обряды, делавшие их пригодными для исполнения предназначенной им роли. К Исаии, который чувствовал себя человеком с нечистыми устами, прикоснулся ангел с горящим углем, очистив его от беззакония и греха и подготовив к донесению Божьей истины ( Ис. 6:6–10 ). К устам Иеремии тоже прикоснулся Бог, наделив его способностью изрекать Божьи предупреждения народу ( Иер. 1:9 ), а Иезекиилю было дано съесть свиток плача ( Иез. 2:9 – 3:2 ). Избрание Моисея ( Исх. 3 ), а затем Самуила ( 1Цар. 3 ) пророками не сопровождалось какими-либо обрядами, но их выбор тоже был ясным случаем ролевого посвящения, как и помазание царями Израиля Саула ( 1Цар. 10 ) и Давида ( 1Цар. 16 ), которые были облечены царскими полномочиями на официальных церемониях.
В Новом Завете назначение семи «человек. исполненных Святого Духа и мудрости» ( Деян. 6:3 ) для надзирания над распределением пищи в ранней церкви тоже можно рассматривать как ролевое посвящение. Их поставили перед апостолами, которые помолились и возложили на них руки ( Деян. 6:1–6 ). Эта церемония считается учреждением звания диакона.
Посвящение как сюжетная линия. В более широком смысле посвящение как «начало чего-то, вступление во что-то, предназначение для какой-то деятельности» можно рассматривать в качестве одного из архетипов библейских литературных жанров, поскольку в фабуле многих рассказов выражается мысль о именно таком приобщении к новому образу жизни даже без совершения обрядов или церемоний. Первыми посвященными в Библии стали Адам и Ева, предназначенные для жизни в Божьем сотворенном мире ( Быт. 2 ), а затем в условиях падшего мира ( Быт. 3 ).
Эта тема раскрывается также в образе путешествия. Три этапа посвящения, которые выделяют этнологи, – выход из предшествующего состояния, переходный период и вхождение в новое состояние, – можно увидеть в странствии, например, Авраама, покинувшего Халдею и отправившегося на запад в Ханаан ( Быт. 12 ). Молодые Иаков и Иосиф совершили путешествия посвящения в возраст зрелости. Схема повторилась в путешествии народа Израиля на восток из Египта через пустыню в Ханаан, и ее можно также увидеть в переходе Руфи со своей свекровью Ноеминью из Моава в Вифлеем (посвящение в новую веру и присоединение к новому этническому сообществу).
Однако рассказы о посвящении не всегда связаны с путешествиями. Посвящение Гедеона в судьи произошло в результате встречи с ангелом и двух сверхъестественных знамений ( Суд. 6:1–24 ). Юный Давид вступил в мир воинского героизма после единоборства с Голиафом ( 1Цар. 17 ). Юный Самуил приобщился к пророческой жизни благодаря увиденным ночью снам ( 1Цар. 3:1–14 ). Показанная во 2Царств царская жизнь Давида была вполне благополучной вплоть до истории с Вирсавией и Урией ( 2Цар. 12 ), которая стала посвящением Давида для вступления в жизнь с последствиями греха. Данное Богом сатане разрешение навести бедствия на Иова было началом вхождения Иова в жизнь страданий и лишений. События на Пятидесятницу ввели учеников в эпоху Святого Духа. Учитывая расположение рассказов о крещении Иисуса и о Его искушении в пустыне в начале евангелий, эти события вполне можно рассматривать как посвящение Иисуса в Его искупительное служение.
В Новом Завете показано множество примеров положительного посвящения. Совершавшиеся Иисусом исцеления давали страдальцам новую здоровую жизнь. В ряде случаев, как, например, в истории с расслабленным, которого друзья принесли к Иисусу ( Мк. 2:1–11 ), исцеление сопровождалось приобщением к новой жизни праведности пред Богом. Именно в этом, несомненно, заключается основной смысл таких обращений, как обращения женщины, взятой в прелюбодеянии ( Ин. 8:3–11 ), Закхея ( Лк. 19:1–10 ) и Павла ( Деян. 9 ). Даже когда обращение представляет собой процесс постепенного возрастания в вере, его все равно можно назвать посвящением. Дж. Огастин показывает, что в Евангелии от Марка ученики проходят серию «шагов посвящения» и что само Евангелие выполняет функцию посвящения, поскольку «оно вводит читателя в суть дела, вне зависимости от его понимания учениками, самим ходом рассказа» (Augustine, 394, 396).
Помимо новозаветных рассказов об обращении, в высказываниях и притчах Иисуса говорится о вхождении в Божье Царство, а в посланиях – о новой жизни во Христе (см. НОВОЕ).
См. также: КРЕЩЕНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ, ОБРЕЗАНИЕ, СТРАНСТВИЯ, ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ.
Библиография: M.Eliade, Birth and Rebirth: The Religious Meanings of Initiation in Human Culture (New York: Harper, 1964);
J. H. Augustine, «Mark» /A Complete Literary Guide to the Bible, ed. L. Ryken and T. Longman III (Grand Rapids: Zondervan, 1993) 387–397.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Значение слова посвящение
Словарь Ушакова
посвящ е ние, посвящения, ср.
1. только ед. Действие по гл. посвятить-посвящать. Посвящение в тайны искусства. Посвящение в рыцари.
2. Надпись в начале произведения, указывающая в честь кого написано или кому преподносится автором это произведение. Посвящение в стихах.
Православие. Словарь-справочник
1. Богослужение, во время которого совершается поставление в церковнослужители – в чтеца и в иподиакона, иначе называемое хиротессией (греч. «руковозложение»). В чтецы поставляют из мирян, в иподиаконы поставление совершается из чтецов. Посвящение совершается архиереем перед литургией. При посвящении в чтецы архиерей, возложив руку на голову посвящаемого, читает соответствующие молитвы, затем поются тропари, архиерей совершает крестовидный постриг, и посвящаемого облачают в короткую фелонь, архиерей опять читает молитву с возложением руки, новопосвященному дается читать Апостол, затем его переоблачают в стихарь. При посвящении в иподиакона посвящаемого облачают крестообразно орарем, архиерей читает молитву посвящения с возложением руки на голову посвящаемого.
2. Возведение в чины: а) архидиакона и протодиакона; б) протоиерея и протопресвитера; в) игумена и архимандрита. Совершается архиереем на литургии во время входа с Евангелием.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
посвящ’ение — отделение, предназначение, приобщение. О посвящении священников и левитов на служение см. ·Лев. 8; ·Чис. 8. За Своих учеников посвятил Себя Господь, чтобы они были освящены истиною ( Иоан.17:19 ).
Словарь церковных терминов
2) Возведение в чины:
а) архидьякона и протодьякона;
б) протоиерея и протопресвитера;
в) игумена и архимандрита. Совершается архиереем на литургии во время входа с Евангелием.
Православная энциклопедия
рукоположение в чтеца, иподьякона, дьякона или другой священнический сан. Посвящение в чтеца и иподьякона имеет особый чин и называется хиротесией. В дьякона, священника и другие священнические чины посвящают во время литургии, это чинопоследование называют хиротонией.
Посвящение
Библиография:
О посвящении стихотворном см.: Gramsch A., Widmungsgedicht, в кн.: Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte, Bd III, Berlin, 1928—29.
Полезное
Смотреть что такое «Посвящение» в других словарях:
ПОСВЯЩЕНИЕ — ПОСВЯЩЕНИЕ, посвящения, ср. 1. только ед. Действие по гл. посвятить посвящать. Посвящение в тайны искусства. Посвящение в рыцари. 2. Надпись в начале произведения, указывающая в честь кого написано или кому преподносится автором это произведение … Толковый словарь Ушакова
Посвящение — (поэтическое), стихотв. обращение к лицу, достоинства или память к рого поэт желает почтить своим произв.; обычно содержит мотивы обращения, характеристику адресата или (реже) самого произведения; как правило, предваряет большое произв., но может … Лермонтовская энциклопедия
Посвящение — автора заявление автора о почётном подношении своего труда. Посвящение (оккультное) ключевой элемент учения А.Бейли, грандиозное расширение сознания, благодаря полученному опыту. «Посвящение» альбом группы «Голубые береты» … Википедия
посвящение — приобщение, хиротония, рукоположение, дедикация, рукополагание, осведомление, надпись Словарь русских синонимов. посвящение сущ., кол во синонимов: 7 • дедикация (1) • … Словарь синонимов
Посвящение — ПОСВЯЩЕНИЕ выраженное письменно почетное подношение литературного произведения какому нибудь лицу, группе лиц (напр., друзьям), народу, стране, учреждению, даже отвлеченному понятию (истине, свободе, прошлому), или памяти лица и проч. Иногда… … Словарь литературных терминов
Посвящение — текст перед основным текстом издания, в котором автор излагает, кому он посвящает свой труд. Обычно посвящение выделяется кеглем, курсивом, набором со втяжкой т. п … Реклама и полиграфия
посвящение — ПОСВЯЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. посвятить 1. 2. Посвящающая надпись или вступительная часть сочинения, обращённая к лицу, к рому сочинение посвящено. II. ПОСВЯЩЕНИЕ см. посвятить 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПОСВЯЩЕНИЕ 1 — ПОСВЯЩЕНИЕ 1, я, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПОСВЯЩЕНИЕ 2 — см. посвятить 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
посвящение — Элемент произведения, который помещается перед началом основного текста и содержит указание на лицо или коллектив, в чью честь или в память о ком написано автором это произведение. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы… … Справочник технического переводчика