Что означает заключение мрэк 14
Оформление листка нетрудоспособности работнику, направленному в МРЭК
Работник временно нетрудоспособен с 1 апреля 2019 г. С 22 по 26 июля 2019 г. он освидетельствован МРЭК, было вынесено решение продлить лечение.
Как в этом случае должен быть оформлен листок нетрудоспособности?
С какой даты следует определять период, на который плательщик вправе назначить пособие работнику, – с 22 или с 26 июля 2019 г.?
Оформление листка нетрудоспособности пациенту, направленному в МРЭК в периоде временной нетрудоспособности, производится в организации здравоохранения, направившей пациента на медико-социальную экспертизу (часть первая п. 19 Инструкции № 1/1).
При этом председатель ВКК в позицию «Особые отметки» вносит запись: «Направлен в МРЭК», – а также указывает дату предполагаемого освидетельствования. Одновременно листок нетрудоспособности продлевается по решению ВКК по дату регистрации в МРЭК направления на медико-социальную экспертизу (подп. 50.15.1 п. 50 Инструкции № 1/1).
После окончания медико-социальной экспертизы в строке «МРЭК» указываются даты начала и окончания медико-социальной экспертизы и кодируется решение МРЭК. В случае принятия МРЭК решения о продлении временной нетрудоспособности в позиции «заключение МРЭК» проставляется код «14», указываются фамилия и подпись председателя МРЭК, проводившей освидетельствование пациента, проставляется оттиск печати МРЭК (подп. 50.18 п. 50 Инструкции № 1/1).
Дальнейшее оформление листка нетрудоспособности проводится на основании заключения МРЭК в организации здравоохранения, направившей пациента на медико-социальную экспертизу.
Так как пациент признан МРЭК временно нетрудоспособным, листок нетрудоспособности продлевается до дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности, но не более чем на 120 календарных дней непрерывно по одному или разным заболеваниям или травмам (при заболевании туберкулезом – 180 календарных дней) и не более 150 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев при повторных случаях временной нетрудоспособности в связи с одним либо родственными заболеваниями (травмами), включая протезирование в стационаре протезно-ортопедической организации (при заболевании туберкулезом – не более 240 календарных дней). Отсчет дней ведется от даты начала медико-социальной экспертизы, в результате которой принято решение о продлении лечения пациента (пп. 14, 16, 18 Инструкции № 1/1).
В приведенной ситуации дата начала медико-социальной экспертизы, в результате которой принято решение о продлении лечения пациента, – 22 июля 2019 г. Следовательно, период, на который плательщик вправе назначить пособие работнику, определяется начиная с этой даты.
Светлана Мацулёва, консультант управления социального страхования и пенсий Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Порядок направления на медико-социальную экспертизу в медико-реабилитационные экспертные комиссии
Законом N 94-З внесены изменения в Закон о здравоохранении, которые вступили в силу 23 июля 2021 г.
Изменения коснулись и ст. 34 Закона о здравоохранении, которая посвящена одному из видов медицинских экспертиз — медико-социальной экспертизе (далее — МСЭ), при которой пациенту устанавливаются инвалидность, группа инвалидности, категория «ребенок-инвалид» и степень утраты здоровья, причина инвалидности, дата наступления и срок инвалидности, дополнения к экспертному решению (инвалид с нарушением зрения, инвалид с нарушением слуха, инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата, иные), а также степень утраты профессиональной (общей) трудоспособности в процентах при страховых и иных случаях, предусмотренных законодательством (ч. 4 ст. 34 Закона о здравоохранении). Подробнее об этих изменениях далее.
Порядок направления пациентов на МСЭ устанавливается Минздравом (ч. 7 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Порядок направления пациентов на МСЭ определен Инструкцией N 77.
Направление пациента на МСЭ в медико-реабилитационную экспертную комиссию (далее — МРЭК) осуществляется врачебно-консультационной комиссией (далее — ВКК) государственной организации здравоохранения, оказывающей пациенту медицинскую помощь (п. 3 Инструкции N 77).
На заседание ВКК пациента направляет лечащий врач после оказания пациенту медицинской помощи:
— диагностики в объеме, который определяется врачами-специалистами в соответствии с имеющимися у пациента заболеваниями травмами, ранениями, увечьями, контузиями, врожденными дефектами (далее — заболевания), а также анатомическими дефектами, при наличии которых устанавливается инвалидность, перечень которых уточнен и утвержден согласно приложению 1 к постановлению N 77;
— лечения, медицинской реабилитации и медицинской абилитации, проведенных в соответствии с индивидуальной программой медицинской реабилитации, абилитации пациента (далее — ИПМРА), форма которой установлена согласно приложению 8 к постановлению N 77 (ч. 1 п. 4 Инструкции N 77).
При этом ИПМРА заполняется пациенту в случае наличия у него стойких нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями. Пациенту, признанному инвалидом (ребенком-инвалидом), ИПМРА заполняется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида, индивидуальной программой реабилитации, абилитации ребенка-инвалида (далее — ИПРА инвалида) (ч. 2, 3 п. 4 Инструкции N 77).
Пациент также может обратиться на ВКК самостоятельно (ч. 1 п. 20 Инструкции N 93).
ВКК по результатам медицинского осмотра, анализа медицинских и иных документов принимает одно из следующих решений (п. 5 Инструкции N 77):
— направить на дополнительное обследование (дополнительную диагностику и (или) консультацию) и (или) запросить дополнительные документы, оформить направление на МСЭ;
— оформить пациенту направление на МСЭ;
— направить документы на МСЭ. На МСЭ направляется оформленное направление на МСЭ и другие документы пациента, необходимые и достаточные для проведения МСЭ;
— отсутствуют основания для направления на МСЭ.
При этом определены сроки:
— проведения дополнительного обследования — в течение 30 календарных дней, а при использовании высокотехнологичных методов диагностики — 60 календарных дней после принятия соответствующего решения ВКК (п. 6Инструкции N 77);
— оформления направления на МСЭ — в срок, не превышающий 10 рабочих дней от даты принятия решения ВКК (п. 7 Инструкции N 77) и не позднее 14 календарных дней до истечения срока действия заключения МРЭК при направлении в МРЭК пациента в связи с окончанием срока инвалидности (п. 9 Инструкции N 77);
— направления в МРЭК оформленного направления на МСЭ и других документов пациента — в срок, не превышающий 5 рабочих дней от даты принятия решения ВКК о направлении документов в МРЭК (п. 8 Инструкции N 77).
Направление на МСЭ в МРЭК инвалида (ребенка-инвалида) и его переосвидетельствование осуществляется:
по истечении срока действия заключения МРЭК (ч. 20 ст. 34 Закона о здравоохранении);
ранее установленного срока действия заключения МРЭК (ч. 21 ст. 34 Закона о здравоохранении). При этом направление и, соответственно, переосвидетельствование инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется на основании заявления инвалида (его законного представителя), оформленного в письменной форме, которое подается в организацию здравоохранения, оказывающую ему медицинскую помощь.
В отличие от утратившего силу постановления N 97 постановлением N 77 не предусмотрено направление пациента в МРЭК на консультацию.
Определены случаи, когда направление на МСЭ организацией здравоохранения не оформляется (п. 11 Инструкции N 77):
1) при определении времени наступления инвалидности (установления категории «ребенок-инвалид») по запросам управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, управлений (отделов) социальной защиты местных администраций районов в городах для назначения пенсии по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства) при наличии в МРЭК результатов освидетельствования пациента и (или) наличии (представлении) медицинских документов организаций здравоохранения и других государственных учреждений, подтверждающих наличие у пациента ограничения одной из базовых категорий жизнедеятельности, соответствующих 1 — 4 функциональному классу;
2) если с даты освидетельствования прошло не более 3 месяцев и состояние здоровья пациента не изменилось, в случаях:
— необходимости коррекции ИПРА инвалида, программы реабилитации потерпевшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимости уточнения ранее рекомендованных мероприятий реабилитации и (или) абилитации, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая и (или) арифметическая, и (или) иная подобная ошибка);
— необходимости составления новой ИПРА инвалида взамен ранее выданной;
— представления в МРЭК документов, достаточных для установления иной причины инвалидности.
Пациент (его законный представитель) вправе отказаться от направления на МСЭ, кроме случаев направления в период временной нетрудоспособности пациента. Отказ оформляется записью в медицинских документах, что в последующем не лишает его права в любое время повторно обратиться по вопросу установления инвалидности (ч. 6 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Медико-реабилитационные экспертные комиссии
Законом N 94-З внесены изменения в Закон о здравоохранении, которые вступили в силу с 23 июля 2021 г. Изменения в Закон о здравоохранении направлены на создание дополнительных условий для дальнейшего улучшения качества и доступности медицинской помощи и медицинских экспертиз, в том числе на совершенствование правового регулирования организации и проведения медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) медико-реабилитационными экспертными комиссиями (далее — МРЭК). Далее в материале подробнее о нововведениях в этой части.
Изменения коснулись ст. 34 Закона о здравоохранении, которая касается проведения одного из видов медицинских экспертиз — МСЭ. МСЭ проводится МРЭК (ч. 1 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Областные МРЭК, Минская городская МРЭК входят в систему Минздрава (абз. 3 п. 7 Положения о Минздраве).
При этом впервые установлено, что руководители МРЭК назначаются на должности служащих и освобождаются от них Министром здравоохранения по согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами (ч. 2 ст. 34 Закона о здравоохранении).
В целях реализации ч. 22 ст. 34 Закона о здравоохранении приняты Положение о МРЭК и Положение о проведении МСЭ, которые также вступают в силу с 23 июля 2021 г.
Положение о МРЭК определяет их правовой статус, структуру, порядок организации деятельности, полномочия и функции МРЭК и их структурных подразделений, а также порядок обжалования заключений МРЭК.
Положение о проведении МСЭ устанавливает порядок ее проведения.
1. Организационная структура и организация деятельности МРЭК
МРЭК является госорганизацией здравоохранения, создается в каждой области и г. Минске и находится, соответственно, в подчинении главных управлений по здравоохранению облисполкомов, Комитета по здравоохранению Минского горисполкома (далее — главные управления по здравоохранению, Комитет по здравоохранению) (п. 3 Положения о МРЭК).
Руководство МРЭК осуществляется главным врачом, который согласно нововведениям назначается на должность служащих и освобождается от нее Министром здравоохранения по согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами (ч. 2 ст. 34 Закона о здравоохранении). Главный врач руководит деятельностью МРЭК и несет ответственность за выполнение возложенных на МРЭК функций (п. 5 Положения о МРЭК).
В структуру МРЭК входят первичные комиссии (специализированные, межрайонные (районные, городские)) центральные комиссии, которые являются вышестоящими по отношению к первичным комиссиям, кабинеты медико-профессиональной реабилитации, отделы оценки качества медицинской помощи, иные структурные подразделения, обеспечивающие деятельность МРЭК (п. 6 Положения о МРЭК).
Количество комиссий в МРЭК определяется из расчета: одна первичная комиссия на 100 тыс. человек, проживающих в районе (городе) обслуживания первичной комиссии, при условии проведения освидетельствований 1,2 — 1,4 тыс. человек в год, а также с учетом объемов выполняемой работы, относящейся к компетенции МРЭК, одна центральная комиссия на 4 первичные комиссии (ч. 1 п. 7 Положения о МРЭК).
Первичные комиссии осуществляют свою деятельность по территориальному принципу (межрайонные, районные, городские) или по профилю заболевания (специализированные) (п. 8 Положения о МРЭК).
Специализированные комиссии создаются в МРЭК как для проведения МСЭ при заболеваниях, наиболее распространенных на данной территории, а также в случаях, когда требуются специальные условия для проведения МСЭ (ч. 2 п. 7 Положения о МРЭК).
Комиссию возглавляет, руководит ее деятельностью и несет ответственность за выполнение возложенных на комиссию задач, в том числе за своевременность и качество проведения комиссией МСЭ, председатель. В состав комиссии входят, как правило, не менее 3 врачей-экспертов. При этом в случае временного отсутствия одного или нескольких врачей-экспертов, входящих в состав комиссии, освидетельствование пациента проводится не менее чем 2 врачами-экспертами, один из которых председатель комиссии или лицо, на которое возложены его обязанности (п. 14, 15 Положения о МРЭК).
Кабинеты медико-профессиональной реабилитации, входящие в структуру МРЭК, осуществляют проведение профессиональной консультации пациентов, направленных в МРЭК для проведения МСЭ, в том числе профессиональной диагностики, подбора профессии рабочего (должности служащего), соответствующей состоянию здоровья, с учетом возможности их последующего трудоустройства, определение необходимых условий и характера труда и (или) нуждаемости в исключении вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение профессиональной консультации детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 14 до 18 лет, а также иные функции в пределах установленной компетенции (п. 9 Положения о МРЭК).
Установлено, что к работе МРЭК привлекаются с правом совещательного голоса врачи-специалисты, специалисты по социальной работе, представители комитетов по труду, занятости и социальной защите областных (Минского городского) исполнительных комитетов, управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите районных (городских) исполнительных комитетов, управлений социальной защиты местных администраций районов в городе, главных управлений по образованию областных (комитета по образованию Минского городского) исполнительных комитетов, управлений (отделов) по образованию районных (городских) исполнительных комитетов, управлений по образованию местных администраций районов в городе (ч. 3 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Комиссии независимо от того, являются ли они первичными или центральными, проводят МСЭ в порядке, установленном законодательством о здравоохранении, направляют пациентов в кабинет медико-профессиональной реабилитации для проведения консультации, в организации здравоохранения, государственные медицинские научные организации для проведения дополнительного обследования, уточнения клинико-функционального диагноза, запрашивают в установленном порядке у организаций здравоохранения и иных организаций информацию о пациенте, в том числе сведения о характере и условиях труда, проводят анализ выполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА, ПРП (при переосвидетельствовании инвалида), а также индивидуальной программой медицинской реабилитации пациента в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь и направивших пациента на МСЭ, анализируют показатели инвалидности, а также дают разъяснения пациентам, иным заинтересованным по вопросам МСЭ, осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством (п. 16 Положения о МРЭК).
Кроме того, первичные комиссии имеют право направить пациентов в центральную комиссию в случаях возникновения затруднений при вынесении решения для получения консультаций или проведения МСЭ, а также выполняют иные функции, предусмотренные законодательством о здравоохранении и страховой деятельности (п. 17 Положения о МРЭК).
Центральные комиссии осуществляют методическое руководство и оценку деятельности первичных комиссий по проведению МСЭ, консультируют первичные комиссии, проводят МСЭ при обжаловании пациентом (его законным представителем), субъектом страхования заключения МРЭК, оформленного первичной комиссией, а также по направлению первичных комиссий, направляют пациента на консультацию в государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации», выполняют иные функции, предусмотренные законодательством о здравоохранении и страховой деятельности (п. 18 Положения о МРЭК).
При этом в случае, если в течение 30 календарных дней с даты вынесения решения первичной комиссии выявляются нарушения в деятельности этой комиссии при проведении МСЭ, центральная комиссия поручает первичной комиссии устранить выявленные нарушения (при условии устранимого характера этих нарушений), информирует заинтересованных лиц о выявленных нарушениях, а также проводит МСЭ (при условии явки пациента для переосвидетельствования и подачи им соответствующего заявления) (подп. 18.3 п. 18 Положения о МРЭК).
2. Одной из основных функций комиссий является проведение МСЭ
Цели проведения МСЭ указаны в п. 3 Положения о проведении МСЭ.
МРЭК осуществляет МСЭ на основании направления, оформленного организацией здравоохранения, оказывающей пациенту медицинскую помощь, направившей пациента на МСЭ в порядке, установленном Инструкцией N 77.
Пациент (его законный представитель) вправе отказаться от направления на МСЭ, кроме случаев направления в период временной нетрудоспособности пациента. Отказ оформляется записью в медицинских документах, что в последующем не лишает его права в любое время повторно обратиться по вопросу установления инвалидности (ч. 6 ст. 34 Закона о здравоохранении).
МСЭ должна быть проведена не позднее 30 календарных дней со дня поступления в МРЭК направления на МСЭ, в котором указывается цель ее проведения, а в отношении пациента, признанного временно нетрудоспособным, — не позднее 3 (при освидетельствовании на выездном заседании МРЭК — 5) рабочих дней со дня поступления в МРЭК направления на МСЭ (п. 7 Положения о проведении МСЭ).
МСЭ проводится в очной или заочной форме. МСЭ в очной форме осуществляется по месту нахождения МРЭК и на выездном заседании: по месту жительства (пребывания) пациента, в организациях здравоохранения, учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, в учреждениях уголовно-исполнительной системы МВД. МСЭ в заочной форме осуществляется только в случаях, установленных международными договорами Республики Беларусь, на основании медицинских и иных документов пациента, которые представляются в МРЭК компетентными органами (п. 4 — 6 Положения о проведении МСЭ).
МСЭ осуществляется путем проведения освидетельствования пациента (абз. 2 п. 2 Положения о проведении МСЭ).
Порядок освидетельствования (переосвидетельствования) пациентов (инвалидов) при проведении МСЭ установлен Инструкцией о порядке освидетельствования.
При МСЭ пациенту устанавливаются инвалидность, группа инвалидности, категория «ребенок-инвалид» и степень утраты здоровья, причина инвалидности, дата наступления и срок инвалидности, дополнения к экспертному решению (инвалид с нарушением зрения, инвалид с нарушением слуха, инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата, иные), а также степень утраты профессиональной (общей) трудоспособности в процентах при страховых и иных случаях, предусмотренных законодательством (ч. 4 ст. 34 Закона о здравоохранении).
В зависимости от степени выраженности ограничений жизнедеятельности, обусловленных стойкими нарушениями функций органов и систем организма, возникших в результате заболеваний, а также клинико-трудового прогноза, наличия анатомического дефекта по перечню, устанавливаемому Минздравом, лицам старше 18 лет, признанным инвалидами, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а детям в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» с определением первой, второй, третьей или четвертой степени утраты здоровья (ч. 8 ст. 34 Закона о здравоохранении).
— сроком на 3 года — при установлении инвалидности I группы;
— сроком на 2 года — при установлении инвалидности II или III группы;
— сроком на 5 лет — при установлении инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС, другими радиационными авариями;
— без указания срока переосвидетельствования (ч. 16 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Детям в возрасте до 18 лет категория «ребенок-инвалид» устанавливается в соответствии с критериями, устанавливаемыми Минздравом:
— сроком на 1 год, 2 года или 5 лет;
— до достижения ребенком возраста 18 лет (ч. 18 ст. 34 Закона о здравоохранении).
При установлении инвалидности МРЭК устанавливается одна из причин инвалидности. При установлении инвалидности лицам в возрасте старше 18 лет устанавливается одна из причин инвалидности, указанных в ч. 10 ст. 34 Закона о здравоохранении. При установлении инвалидности детям в возрасте до 18 лет устанавливается одна из с причин инвалидности, указанных в ч. 11 ст. 34 Закона о здравоохранении.
В случае признания пациента инвалидом датой установления инвалидности считается дата поступления в МРЭК направления на МСЭ. Датой окончания МСЭ является дата вынесения решения МРЭК (п. 11, 12 Положения о проведении МСЭ).
Решение МРЭК объявляется устно пациенту, проходившему МСЭ, или его законному представителю (п. 10 Положения о проведении МСЭ).
По результатам МСЭ оформляются заключение МРЭК, ИПРА инвалида, ПРП, листок нетрудоспособности и (или) справка о временной нетрудоспособности (при проведении МСЭ в периоде временной нетрудоспособности пациента) (ч. 4 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Пациенту, признанному инвалидом (ребенком-инвалидом), выдается удостоверение инвалида по форме, установленной Совмином, в порядке, установленном законодательством об административных процедурах (ч. 5 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Получение документов подтверждается собственноручной подписью пациента. При невозможности пациента по состоянию здоровья подтвердить собственноручной подписью получение этих документов и отсутствии его законного представителя их получение подтверждается собственноручной подписью лица, сопровождающего пациента при проведении МСЭ, при предъявлении документа, удостоверяющего личность (ч. 2 п. 13 Положения о проведении МСЭ).
Заключение МРЭК в течение 3 календарных дней после окончания МСЭ направляется: в орган, назначающий (назначивший) и (или) выплачивающий пенсию, в страховую организацию при наступлении страховых случаев, нанимателю.
Заключения МРЭК, ИПРА, ПРП с письменного согласия пациента могут направляться в органы и (или) организации, расположенные за пределами Республики Беларусь, если иное не установлено законодательством о здравоохранении или международными договорами Республики Беларусь (п. 13 Положения о проведении МСЭ).
Сведения о всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, в недельный срок со дня вынесения решения МРЭК направляются в военные комиссариаты (обособленные подразделения военных комиссариатов), иные организации, осуществляющие воинский учет (п. 16 Положения о проведении МСЭ).
Заключение МРЭК, оформленное по результатам МСЭ, утрачивает силу по истечении срока его действия или в день, предшествующий дню оформления иного заключения МРЭК (п. 15 Положения о проведении МСЭ).
Переосвидетельствование инвалидов проводится по истечении срока действия заключения МРЭК (ч. 20 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Переосвидетельствование инвалидов ранее установленного срока действия заключения МРЭК или при установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования проводится на основании заявления инвалида (его законного представителя), оформленного в письменной форме, которое подается в организацию здравоохранения, оказывающую ему медицинскую помощь (ч. 21 ст. 34 Закона о здравоохранении).
Читайте этот материал в ilex >>
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Что означает заключение мрэк 14
Разработана новая модель установления инвалидности, включающая установление трех групп инвалидности, а также система оценки степени утраты общей трудоспособности. В рамках модели разработаны количественные критерии оценки степени утраты общей трудоспособности пациентов с последствиями заболеваний и травм. Использование критериев оценки степени утраты общей трудоспособности у пациентов с одной и той же группой инвалидности позволяет в различной мере устанавливать степень утраты общей трудоспособности, что способствует более точной дифференцировке степени социальной недостаточности (инвалидности).
Существующая в Республике Беларусь система установления инвалидности предусматривает определение в установленном законодательством порядке потребности освидетельствуемого лица (пациента со стойким и длительным расстройством здоровья) в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки имеющихся ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, с установлением трех групп инвалидности (в зависимости от степени выраженности нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности) и степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) отдельным категориям освидетельствуемых пациентов [I—3]. Процент утраты профессиональной трудоспособности определяется специалистами медико-реабилитационных экспертных комиссий (МРЭК) при заболеваниях, травмах в результате несчастных случаев на производстве и при профессиональных заболеваниях, при определении инвалидности в случаях связи заболеваний с аварией на Чернобыльской АЭС, а также по определению суда. Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования потерпевшего исходя из оценки способности осуществлять профессиональную деятельность [4].
Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности МРЭК при наличии оснований устанавливает инвалидность, нуждаемость потерпевшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
В случае полной утраты профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности даже в специально созданных условиях пациенту устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 91 до 100% (как правило, в этих случаях определяется 1-я группа инвалидности).
Если вследствие выраженного нарушения функций организма пациент может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 61 до 90% (как правило, в этих случаях определяется 2-я группа инвалидности).
Если пациент вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 25 до 60% (как правило, в этих случаях определяется 3-я группа инвалидности).
Если же пациент может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 24% (как правило, в этих случаях группа инвалидности не определяется).
Однако не во всех случаях можно установить степень утраты профессиональной трудоспособности: детям и подросткам, инвалидам молодого возраста, не получившим специального профессионального образования, лицам, в силу различных жизненных обстоятельств не работающим продолжительное время. В то же время специалисты-эксперты вынуждены оценивать степень утраты трудоспособности у данной категории лиц в различных случаях, требующих материально-страхового возмещения: дорожно-транспортные происшествия, насильственные действия третьих лиц с нанесением тяжкого вреда здоровью и др. С другой стороны, к специалистам МРЭК часто обращаются с претензиями инвалиды, что при одной и той же группе инвалидности выплачивается одинаковая пенсия, а степень тяжести последствий болезни различная. И данные претензии зачастую обоснованы, так как дифференцировка по трем группам инвалидности не может полностью учесть все нюансы последствий болезни и их влияние на адаптированность пациента в социальной и профессиональной среде.
Вместе с тем дальнейшее развитие системы медико-социальной экспертизы, унификация законодательства в области медицинской экспертизы и государственного социального страхования в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) и стран Европы требует совершенствования модели инвалидности с установлением наряду с тяжестью (группа инвалидности) степени утраты общей трудоспособности. Данная модель установления инвалидности приобретает все большую практическую распространенность как в европейских государствах (Германия, Франция), так и на постсоветском пространстве (Россия, Литва, Армения) [1—3].
В ходе реализации задания отраслевой научно-технической программы «Экспертно-реабилитационные технологии» разработана новая модель установления инвалидности, включающая как традиционное установление трех групп инвалидности, так и систему оценки степени утраты общей трудоспособности (в процентах). В рамках модели разработаны количественные критерии оценки степени утраты общей трудоспособности у пациентов с последствиями заболеваний и травм.
В изменяющейся модели определения инвалидности внимание акцентуируется на определении всем освидетельствуемым МРЭК пациентам процентов утраты общей трудоспособности (наряду с сохраняющимся традиционным определением трех групп инвалидности).
Общая трудоспособность — это способность к выполнению широкого круга простейших трудовых процессов, как правило, ограниченных бытовыми нуждами, которые относятся к категории самообслуживания.
Исходя из данного определения при оценке общей трудоспособности освидетельствование проводится по двум составляющим: способность к самообслуживанию и способность к осуществлению действий по ведению быта. В отличие от общей трудоспособности, профессиональная трудоспособность — это способность человека работать в условиях производства или службы. При этом имеется в виду труд как физический, так и умственный, как квалифицированный, так и неквалифицированный.
Профессиональная трудоспособность — это возможность выполнения определенного объема и качества работы по конкретной профессии (специальности), по которой осуществляется основная трудовая деятельность.
Критерием оценки утраты общей трудоспособности является снижение способности к выполнению широкого круга простейших трудовых процессов, как правило, ограниченных бытовыми нуждами (самостоятельное передвижение, приготовление пищи, сохранение в порядке жилья, имущества, одежды, осуществление ухода за животными и другие, которые относятся к категории самообслуживания) и (или) любых видов неквалифицированного труда. Способность к самообслуживанию — это способность самостоятельно справляться с основными физиологическими потребностями, выполнять повседневную бытовую деятельность и сохранять навыки личной гигиены, обеспечивающая эффективное независимое (в соответствии с возрастными особенностями) существование в окружающей среде.
Медицинская экспертиза на предмет оценки степени утраты общей трудоспособности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Определение степени утраты общей трудоспособности включает интегрированную клинико-функциональную характеристику стойких нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведенную в соответствие с критериями и параметрами оценки указанных нарушений, для чего необходимо определить: степень выраженности указанных нарушений; характер и тяжесть течения заболевания, активность патологического процесса; иные показатели, оказывающие влияние на состояние общей трудоспособности пациента [5].
При определении степени утраты общей трудоспособности оценивают следующие нарушения функций организма: психические (восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, сознание, поведение, психомоторные функции); языковые и речевые (нарушение устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), а также письменная (дисгра-фия, дислексия), вербальная и невербальная речь, нарушение голосообразования и прочие; сенсорные (зрение, слух, обоняние, осязание, тактильная, болевая, температурная и другие виды чувствительности); статодинамические (двигательные функции головы, туловища, конечностей, статика, координация движений); кровообращение, дыхание, пищеварение, выделение, кроветворение, обмен веществ и энергии, внутренняя секреция, иммунитет; нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
Оценка степени утраты общей трудоспособности у пациентов при наличии нескольких заболеваний (травм) определяется отдельно и индивидуально в отношении каждого заболевания (травмы).
Количественная оценка степени утраты общей трудоспособности заключается в определении утраты общей трудоспособности, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 5 до 100%, с минимальным шагом в 5% (в некоторых случаях 10%). Степень утраты общей трудоспособности при острых заболеваниях и травмах и (или) в период временной нетрудоспособности оценивается как 100%.
При наличии нескольких стойких нарушений функций органов и систем организма, каждое из которых оценивается отдельно в процентах, данные нарушения ранжируются по степени выраженности. Выбирается максимально выраженное в процентах функциональное нарушение и устанавливается ссылка на пункт клинико-функциональной характеристики нарушений и соответствующую степень утраты общей трудоспособности, установленную в связи с данным нарушением.
В случае установления факта взаимоотяго-щающего влияния иных нарушений со стороны взаимосвязанных систем организма пациента на степень выраженности максимального функционального нарушения устанавливается ссылка на соответствующий пункт (пункты) и проводится совокупная оценка степени функциональных нарушений. При наличии указанного влияния совокупная оценка степени нарушения функции органов и систем организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10%.
При этом наиболее типичные случаи взаимо-отягощающего влияния учтены и указаны в процентах в клинико-функциональной характеристике стойких функциональных нарушений, возникших у пациента в связи с заболеванием, последствиями травм или дефектами [5].
В случае, если у пациента диагностируются функциональные нарушения разной степени выраженности со стороны иных органов и систем организма, не оказывающие взаимоотяго-щающего влияния на степень выраженности друг друга, данные нарушения в расчет не включаются, их суммарная оценка не проводится. При оценке нарушений функции органов и систем использовано ранжирование медицинских критериев последствий заболеваний и травм по четырем степеням (функциональные классы — ФК): 1-я степень нарушений— легкие (незначительно выраженные) нарушения функции (ФК 1); 2-я степень нарушений — умеренные (умеренно выраженные) (ФК 2); 3-я степень нарушений — выраженные (ФК 3); 4-я степень нарушений — резко выраженные (ФК4).
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих степень ограничения основных категорий (критерии) жизнедеятельности человека (используемых при установлении инвалидности), выделяют пять функциональных классов их количественной выраженности (в процентах) — от полной нормы (0%) до резкого ограничения той или иной способности (100%): ФК 0— отсутствие нарушений жизнедеятельности или незначительные (0— 4%); ФК 1 — легкое нарушение жизнедеятельности (5—24%); ФК 2 — умеренно выраженное (25—60%); ФК 3— выраженное (61—90%); ФК 4 — резко выраженное (91—100%) [4, 5].
Разработанная система оценки с определением степени выраженности утраты общей трудоспособности соответствует степени ограничений жизнедеятельности согласно законодательству Республики Беларусь. Выделены 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, соотнесенные с тяжестью инвалидности: 1-я степень — стойкие легкие (незначительные) нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 5 до 39% утраты общей трудоспособности (в этих случаях группа инвалидности, как правило, не определяется); 2-я степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 69% утраты общей трудоспособности (в этих случаях определяется 3-я группа инвалидности); 3-я степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 89% утраты общей трудоспособности (определяется 2-я группа инвалидности); 4-я степень — стойкие резко выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90—100% (как правило, в этих случаях устанавливается 1-я группа инвалидности).
Предлагаемая система установления инвалидности с определением степени утраты общей трудоспособности не требует дополнительных финансовых затрат при ее внедрении, не меняет структуру инвалидности (по тяжести), не изменяет социальный статус освидетельст-вуемого пациента в сторону ограничения мер социальной защиты, но позволяет более точно (в материальном плане) оценивать влияние последствий заболеваний и травм на состояние трудоспособности.
Ниже представлены примеры оценки степени утраты общей трудоспособности.
Пример I. Пациентка Р., 52 года. Профессия: оператор линии фасовки молочных продуктов, после установления инвалидности не работает. Размер пенсии по 3-й группе инвалидности 1 800 000 белорусских рублей. Клинический диагноз: «анапластическая менингиома левой теменной доли головного мозга. Состояние после комбинированного лечения анапластической менингиомы левой теменной доли (оперативное лечение — субтотальное удаление 19.09.2012, курс лучевой терапии 10—11.12), аутокраниопластики (17.01.2013). Правосторонний гемипарез: умеренный в руке, легкий в ноге. Симптоматическая эпилепсия с парциальными приступами средней частоты с наклонностью к серийности, органическим астеническим расстройством». Заключение: имеющиеся нарушения (психических функций — 2-я степень, статодинамических функций — 2-я степень, функций иммунитета — 2-я степень) приводят к умеренному ограничению жизнедеятельности (способность к самообслуживанию — ФК 2, способность к передвижению— ФК 1, способность к ориентации — ФК 1, способность контролировать свое поведение— ФК 1, участие в трудовой деятельности — ФК 2) и являются основанием для установления 3-й группы инвалидности.
У пациентки отмечаются умеренные нарушения статодинамических функций за счет умеренного правостороннего гемипареза, преимущественно в руке (40% утраты общей трудоспособности); умеренные нарушения психических функций за счет симптоматической эпилепсии с парциальными приступами средней частоты (с наклонностью к серийности), органического астенического расстройства (40% утраты общей трудоспособности), оказывающие взаимо-отягощающее влияние и поэтому по совокупности суммирующиеся (но не более чем на 10%).
Использование разработанной модели определения инвалидности и критериев степени утраты общей трудоспособности позволяет установить пациентке 3-ю группу инвалидности и 50% утраты общей трудоспособности. Скорректированный размер пенсии составит 1 890 000 белорусских рублей (увеличение суммы на 5% от размера базовой пенсии 1 800 000 белорусских рублей, величина прибавки — 90 000 белорусских рублей).
П р и м е р 2. Пациент С., 55 лет. Профессия: слесарь по ремонту станков и оборудования, после установления инвалидности не работает. Размер пенсии по 3-й группе инвалидности составляет 1 800 000 белорусских рублей. Клинический диагноз: «Последствия атеротромботического инфаркта мозга в правой средней мозговой артерии (2010) с легким левосторонним гемипарезом, преимущественно в ноге, умеренными координа-торными нарушениями в левых конечностях. ИБС: атеросклеротический кардиосклероз. Атеросклероз аорты, венечных артерий. Редкая желудочковая и наджелудочковая экстрасистолия (по результатам холтермониторирования ЭКГ от 29.03.2011) Н1. Артериальная гипертензия 2, риск 4». Заключение: имеющиеся нарушения (статодинамических функций — 2-я степень, функций кровообращения — 1-я степень) приводят к умеренному ограничению жизнедеятельности (способность к передвижению — ФК 2, способность к самообслуживанию — ФК 2, участие в трудовой деятельности — ФК 2) и являются основанием для установления 3-й группы инвалидности.
У пациента отмечаются умеренные нарушения статодинамических функций за счет умеренных координаторных нарушений в левых конечностях, легкого левостороннего гемипаре-за, преимущественно в ноге (40% утраты общей трудоспособности); незначительные нарушения функций кровообращения за счет редкой желудочковой и наджелудочковой экстрасистолии (10% утраты общей трудоспособности), не оказывающие взаимоотягощающего влияния и поэтому по совокупности не суммирующиеся.
В соответствии с разработанной моделью определения инвалидности и критериями степени утраты общей трудоспособности пациенту установлена 3-я группа инвалидности и 40% утраты общей трудоспособности. Скорректированный размер пенсии составит 1 710 000 белорусских рублей (уменьшение суммы на 5% от размера базовой пенсии 1 800 000 белорусских рублей, величина уменьшения суммы — 90 000 белорусских рублей).
Таким образом, как видно из примеров, использование критериев оценки степени утраты общей трудоспособности у пациентов с одной и той же группой инвалидности позволило в различной мере определить степень утраты общей трудоспособности (50% и 40%), что способствовало более точной дифференцировке степени социальной недостаточности, а в последующем (при полной реализации проекта всеми заинтересованными ведомствами) поможет дифференцировать объемы реабилитационной и социальной помощи, реабилитационных услуг.
Контактная информация:
Смычёк Василий Борисович — д.м.н., профессор, директор. Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации.
223027, Минская обл., пос. Городище; сл. тел. (8-017) S07-04-19. Вклад авторов в рукопись статьи равновелик и составляет 2S%.
Конфликт интересов отсутствует.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Смычёк В. Б. Современные аспекты инвалидности. Минск: БГАТУ; 2012. 264 с.
2. Смычёк В. Б. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Минск: Юнипак; 2005. 420 с.
3. Коробов М. В., ред. Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Гиппократ; 2010. 1032 с.
4. Инструкция о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья: утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25.10.07. Минск; 2007. 28 с.
5. Смычёк В. Б., ред. Критерии оценки степени утраты общей трудоспособности пациентов с последствиями заболеваний и травм: Инструкция по применению. Минск; 2016. 122 с.
Поступила 25.03.16.
Ключевые слова: инвалидность, медицинская экспертиза, трудоспособность
Автор(ы): Смычек В. Б., Казак Л. Г., Чапко И. Я., Казакевич Д. С.
Медучреждение: РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации Минздрава Республики Беларусь