что значит слово эсминец
Почему эсминец?
В отличие от таких классов как корвет, крейсер или фрегат — эсминец сравнительно молод. По крайней мере до 19-ого века таких кораблей не было, так как не было и целей для них. История слова такова:
Слово эсминец — сокращение от “эскадренный миноносец”. Дело в том, что это калька с французского языка “torpilleur d’escadre” принятая Российской империей 19-ого века. Торпеды в то время назывались “самодвижущиеся мины”, отсюда и название миноносец.
Тип 45 «Дэринг» ВМС Великобритании и его вертолет
Эскадренным этот класс назывался потому, что должен действовать в составе эскадры, то есть быть достаточно быстрым и автономным. Такие корабли традиционно имели более “тяжелое” артиллерийское вооружение, чем обычный “миноносец” основным вооружением которого были именно торпеды.
Интересно, что в современном французском флоте с периода Второй Мировой войны такие суда называются “destroyer”. Появление этого термина приписывают английскому контр-адмиралу Джону Фишеру который предложил называть корабли предназначенные для борьбы с торпедными катерами “torpedoboats destroyers”. Позже от термина “отвалилось” первое слово.
Во время первой мировой войны эсминцы начали использовать для защиты более крупных кораблей от подводных лодок. Так на вооружении кораблей этого класса появились глубинные бомбы. Во время Второй мировой войны эсминцы были самым массовым типом кораблей, а к их вооружению добавилось зенитное, для защиты от атак с воздуха.
Эсминец класса Арли Берк
Эсминец сегодня
В том числе и для этого нужны большие габариты, чтобы поднять радар как можно выше. И «видеть» дальше.
Основное отличие эсминца от фрегата — его размеры. Эсминцы крупнее, а значит могут нести больше вооружения, имеют лучшую мореходность и могут ходить на большие расстояния. Дале не во всех флотах есть такой тип боевых кораблей, они большие поэтому обладают хорошей мореходностью и дальностью плавания, не всем это нужно, а тем, кому нужно не всегда по карману. Иногда, под видом эсминцев гражданам страны «подсовывают» обыкновенный фрегат, просто престижа ради. Но бывает и наоборот, по политическим мотивам класс занижают, поясняя что это у нас просто такие фрегаты крупные получились.
Эсминец
Русское название «миноносец» происходит от того, что в России торпеды назывались «самодвижущимися минами». Обозначение «эскадренный» указывает на способность действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне. Первоначально корабли такого класса назывались «истребителями (миноносцев)»: считалось, что в бою они должны перехватывать и уничтожать вражеские миноносцы. Но, как выяснилось по итогам русско-японской войны, «ни один истребитель ни одного миноносца не перехватил и не истребил» (цитата). Английский эквивалент термина — дестроер (англ. destroyer — разрушитель ). В отличие от них, миноносцы оставались классом лёгких кораблей, не имеющих мощного артиллерийского вооружения, с низкой мореходностью и автономностью.
Перед Первой мировой войной основным назначением эсминцев была торпедная атака основных сил флота противника, особенно крупных кораблей. Во время и после войны они становятся многоцелевыми боевыми кораблями, способными выполнять широкий круг задач. Основными из них стали противовоздушная и противолодочная оборона своих сил. Выросли их водоизмещение и их значимость, особенно с тех пор, как почти из всех флотов в мире исчезли линкоры (в 50-х — 60-х гг. XX века). Крупнейшие из современных эсминцев равны по водоизмещению лёгким крейсерам эпохи Второй мировой войны, но значительно превосходят их по огневой мощи.
Содержание
Происхождение эсминцев
Хотя суда, способные использовать торпеды, появились как минимум начиная с 1874 г. (английский «Везувий», был способен развивать скорость в 9 узлов)(1873 г. — фрегат «Шах»), первыми носителями торпед, сочетающими в себе маленький размер и стоимость и высокую скорость стали построенный в 1877 г. в Англии миноносец «Лайтнинг» (англ. «HMS Lightning» — «Молния»), способный развивать скорость в 18 узлов, и построенный в России (на заводе Берда в Петербурге) в том же году миноносец «Взрыв». Они, и однотипные с ними суда, были маленькими, быстроходными и дешёвыми в производстве, но любой из них потенциально мог утопить линейный корабль той эпохи.
Первая в мире успешная атака торпедами была совершена 14 января 1878 г. во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Она была осуществлена минными катерами «Чесма» и «Наварин» (водоизмещением всего 6 т), которые двумя торпедами потопили сторожевой турецкий пароход «Интибах».
Хотя маленькие, с небольшим запасом хода миноносцы могли быть легко уничтожены задолго до того, как они приблизились бы на дистанцию эффективной торпедной атаки, они могли действовать в составе флота больших кораблей, пока этот флот находился вблизи своей базы. Это привело к необходимости установки большого количества «противоминных» мелкокалиберных артиллерийских орудий на больших кораблях.
Морские страны осознали необходимость борьбы с этой опасностью и создали класс кораблей, предназначенных для уничтожения миноносцев и более мелких торпедных судов — торпедных катеров и миноносок. Эти корабли должны были быть такими же быстрыми, как миноносцы, но вооружённых кроме торпед ещё и пушками. Они должны были создавать заслон на некотором удалении от сил основного флота и не допускать миноносцы на дистанцию атаки. В России такие корабли называли «истребителями миноносцев».
Однако, уже в те времена было понятно, что у этой концепции есть свои проблемы. Хотя такие корабли и могли уничтожать миноносцы, сами они, действуя вдали от своего флота, были практически беззащитны против крупных боевых кораблей. Другой проблемой было то, что из-за малого водоизмещения миноносцы имели небольшой запас хода. Эсминцы же, предназначенные для защиты основного флота, должны были иметь такой же запас хода, как у других кораблей флота, поэтому они обычно имели намного большее водоизмещение, чем катера и миноносцы, которым они должны были противостоять.
Класс эсминцев появился на свет благодаря Англии и Японии в 1880-х гг. Всеобщее признание и распространение он получил после гражданской войны 1891 г. в Чили и Японо-китайской войны 1894—1895 гг. В этих конфликтах флотилии дешёвых быстрых маленьких торпедных кораблей доказали свою эффективность, а следовательно, и необходимость в средствах борьбы с ними.
Первые образцы
Эсминцы происходят от экспериментальных больших миноносцев 1880-х и 1890-х гг., построенных главным образом в Англии. Английское название этого типа кораблей (англ. destroyer ) получило распространение только в начале 1900-х гг. Первоначальная роль эсминцев — противостояние угрозе со стороны миноносцев, отсюда французское contre-torpilleur и испанское Contratorpedero названия.
В 1881 г. в Англии был построен торпедный таранный корабль «Полифемус». Он обладал скоростью 18 узлов и способен был противостоять миноносцам своим тараном, а также угрожать крупным боевым кораблям тараном и торпедами. Но корабль получился не слишком удачным из-за недостатка пушечного вооружения и не очень большой скорости.
В 1884 г. был построен «Свифт», большой миноносец, вооруженный шестью 47-мм скорострельными пушками и тремя торпедными аппаратами. Хотя он был не достаточно быстр, по сравнению с обычными миноносцами, по крайней мере он имел вооружение для борьбы с ними.
Построенный в 1885 г. в Англии по заказу Японии «Котака» («Сокол») может считаться первым представителем нового класса кораблей. Разработанный и построенный в соответствии с японским техническим заданием, он был в разобранном виде доставлен в Японию, где был собран и спущен на воду в 1887 г. Вооружение его составляли 4 однофунтовых (37-мм) скорострельных орудия и 6 торпедных аппаратов. Скорость составляла 19 узлов (35 км/ч), водоизмещение 203 т. На испытаниях в 1889 г. «Котака» продемонстрировал, что способен не только на прибрежные действия, но и на морские походы в составе флота.
Почти сразу после японского заказа в Англии же был заказан корабль для борьбы с миноносцами для Испании. Корабль, получивший имя «Деструктор», был заложен в конце 1885 г., спущен на воду в 1886 г., вошёл в строй в 1887 г. Водоизмещение его составляло 380 т, вооружён он был 1-м 90-мм, 4-мя 57-мм и 2-мя 37-мм орудиями, а также 3-мя торпедными аппаратами, в экипаже было 60 человек.
Вскоре после этого Королевский Военно-Морской Флот начал эксперименты с классом судов «Рэттлснейк» (англ. Rattlesnake ), «ловцами миноносцев». Было построено 17 больших миноносцев — впервые была построена серия судов, а не отдельные корабли. Рэттлснейк имел скорость немного больше, чем у обычных миноносцев.
Первыми кораблями, формально названными «уничтожителями миноносцев», были два корабля класса «Хэвок» (англ. Havock ), построенные для английского флота в 1892, и спущенные на воду в 1893 г. Они имели водоизмещение 240 т, скорость 27 узлов (50 км/ч), вооружены 1-м 12-и фунтовым (76-мм) орудием, 3-мя 6-и фунтовыми (57-мм) орудиями, и 3-мя 46-см торпедными аппаратами. Суда были способны совершать морские переходы вместе с флотом.
Франция, обладавшая значительным количеством миноносцев, построила свой первый эсминец в 1899 г. Соединённые Штаты заложили свой первый эсминец «Бейнбридж» (англ. USS Bainbridge, Destroyer No. 1 ) в 1902 г., к 1906 г. у них было 16 эсминцев.
В России до 1898 г. строили миноносцы водоизмещением 90—150 т, обладавшие скоростью 20—25 узлов (так называемые «номерные миноносцы», не имевшие собственных имен). Они имели один встроенный в корпус носовой неподвижный торпедный аппарат и один или два однотрубных поворотных торпедных аппарата на верхней палубе, а также одну-две лёгкие пушки. Эскадренные миноносцы в России выделились в самостоятельный класс боевых кораблей после Русско-японской войны 1904—1905 гг.
Развитие эсминцев в начале XX века
На рубеже XIX—XX веков в конструкции эсминцев появляются паровые турбины. Первым эсминцем с паровой турбиной стал английский «Вайпер» (англ. HMS Viper ), построенный в 1899 г. На испытаниях он достиг скорости в 36 узлов. Хотя сам «Вайпер» вскоре разломился пополам и затонул во время шторма, английский флот заказал ещё несколько эсминцев с паровыми турбинами. К 1910 г. они уже были широко распространены.
В 1905 г. Англия начала строить эсминцы, работающие не на угле, а на нефти (проект «Трайбл» (англ. Tribal )). Флоты других стран тоже со временем стали переходить на нефтяное топливо, например Соединённые Штаты в проекте «Полдинг» (англ. Paulding ) в 1909 г., Россия в проекте «Новик» в 1910 г.
Между 1890 и 1914 гг. эсминцы стали значительно больше: водоизмещение возросло с первоначальных 200 т до 1000 т. Так как конструкция эсминцев была направлена на то, чтобы поместить как можно более мощные двигатели в как можно более лёгкий корпус, корпуса эсминцев часто делали из очень тонкой стали (вплоть до 3 мм).
На ранних эсминцах жизненное пространство для экипажа было очень ограниченным. На эсминцах класса «Хэвок» не было предусмотрено спальных мест для отдыха экипажа, даже офицеры спали в креслах в кают-компании. Дым и конденсат паров делали жизнь экипажа весьма некомфортабельной. Первым британским классом эсминцев, имеющим отдельные каюты для офицеров, стал «Ривер» в 1902 г.
Страна / Типы кораблей | Миноносец | Эскадренный миноносец | |||||||||
Дата [1] | 1892 | 1900 | 1904 | 1914 | 1918 | 1892 | 1900 | 1904 | 1914 | 1918 | |
Великобритания | 186 [2] | 95 [3] | 159 | н/д | 94 | 0 | 75 [3] | 131 | 243 [4] [5] | 433 [6] [7] | |
Франция | 220 [2] | 219 [3] | 282 | н/д | н/д | 0 | 2 [3] | 31 | н/д | н/д | |
Германия | 152 [2] | 113 [3] | 90 | н/д | н/д | 0 | 1 [3] | 47 | 210 | 311 [8] | |
Россия | 143 [2] | 174 [3] | 156 | н/д | н/д | 0 | 1 [3] | 60 | н/д | н/д | |
Италия | 129 [2] | 144 [3] | 143 | н/д | н/д | 0 | н/д | 15 | н/д | н/д | |
Япония | 29 [3] | 34 | н/д | н/д | н/д | 8 [3] | 19 | н/д | н/д | ||
США | н/д | н/д | 34 | н/д | н/д | н/д | н/д | 16 | н/д | н/д | н/д |
Боевое применение ранних эсминцев
Первоначальное назначение эсминцев — борьба с миноносцами, но вскоре в ВМС разных стран осознали, что быстроходные эсминцы можно использовать более гибко. Английский вице-адмирал сэр Балдуин Уокер так описывал роль эсминцев в Королевском Военно-морском Флоте:
Первая мировая война
Эскадренные миноносцы периода Первой мировой войны имели водоизмещение 1 — 1,3 тыс. тонн, скорость 30 — 37 узлов (55 — 68,5 км/ч) паровые турбины, котлы с нефтяными форсунками, до 4 двухтрубных 450- и 533 мм торпедных аппаратов, до 4 орудий калибра 88 мм и 102 мм. Длительное время лучшим кораблем этого класса был русский «Новик».
Во время Первой мировой войны стороны, при весьма незначительном использовании крупных боевых кораблей, активно использовали эсминцы для набеговых операций, патрулирования, постановки минных заграждений. Первый выстрел на море в этой войне совершил 5 августа 1914 г. эсминец «Ланс» британской 3-ей флотилии при столкновении с немецким вспомогательным минным заградителем «Кёнигин Луизе». Первым британским затонувшим кораблём стал лидер 3-ей флотилии лёгкий крейсер «Амфион», подорвавшийся на мине, установленной тем самым минным заградителем.
Эсминцы участвовали в ряде морских сражений: в стычках, приведших к бою в Гельголандской бухте, в битве у Галлиполи, где они, помимо защиты основных сил флота, служили в качестве транспортов для перевозки войск и в качестве их артподдержки, свыше 80 британских эсминцев и около 60 немецких принимали участие в самом большом морском сражении I Мировой — Ютландском.
Во время войны эсминцы получили новое назначение — защищать флот от подводных атак. Подводные лодки, активно использовавшиеся во время войны, могли скрытно приблизиться и торпедировать надводные корабли. Эсминцы первой мировой имели достаточную скорость и вооружение, чтобы атаковать подлодки до того как они погрузятся, либо артиллерийским огнём, либо тараном. Так как эсминцы имели достаточно малую осадку и большую скорость, торпедировать их было сложно, торпеды чаще всего проходили мимо.
Подводная угроза привела к тому, что многие эсминцы были направлены на охоту за подлодками; после того, как Германия летом 1917 г. приняла решение о неограниченной подводной войне, эсминцы стали назначать в конвои торговых судов. После вступления Америки в войну, американские эсминцы присоединились к военным действиям. В Средиземноморье на стороне Антанты действовал даже дивизион японских эсминцев. Конвойная служба оказалась не менее опасной чем боевая: из общих потерь британских эсминцев (67), 18 были потеряны от столкновений и 12 затонули.
К концу войны высшим достижением в строительстве эсминцев считался британский тип W.
В конце Первой мировой в Великобритании появился новый подкласс эсминцев — «лидер эсминцев», большего водоизмещения, с более высокой скоростью хода и с более сильным вооружением, чем у обычных эсминцев. Корабль предназначался для артиллерийской поддержки, вывода в атаку эсминцев, борьбы с эсминцами противника, управления группами эскадренных миноносцев и мог выполнять роль разведчика при эскадре крупных кораблей.
Межвоенный период
В послевоенное время продолжилась наметившаяся тенденция к увеличению размеров эсминцев и улучшению их вооружения. Во время войны был упущен ряд возможностей атаковать корабли вражеского флота из-за того, что все торпеды выпускались в первом залпе. В английских эсминцах типов V и W в конце войны пытались решить эту проблему установкой 6 торпедных труб в двух строенных аппаратах, вместо 4-х или 2-х труб в ранних моделях. Это стало стандартом для эсминцев начала 1920-х гг.
Остальные морские страны начали строительство подобных больших эсминцев. Американский эсминец проекта «Портер» позаимствовал спаренные пятидюймовые орудия, а в эсминцах проектов «Мэхен» (англ. Mahan ) и «Гридли» (англ. Gridley ) (1934 г.) увеличили количество торпедных труб соответственно до 12 и до 16.
На Средиземном море Италия построила очень быстрые лёгкие крейсера типа «Кондотьери» (итал. Condottieri ), Франция, в свою очередь, стала строить большие эсминцы с выдающимися характеристиками, такие как корабли типа «Ягуар» (фр. Jaguar ) в 1922 г. с водоизмещением 2000 т и 130-мм орудиями, в дальнейшем она построила ещё три подобных типа в 1930 г. Проект 1935 г. лидер эсминцев «Ле Фантаск» (фр. Le Fantasque ) имел пять 5,5-дюймовых (140 мм) орудий, девять торпедных труб и рекордную скорость в 45 узлов. Итальянские эсминцы были почти такими же быстрыми, большинство из эсминцев постройки 1930-х гг. обладали скоростью в 38 узлов, их вооружение составляли 4 или 6 120-мм орудий и торпеды.
В Германии снова начали строить эсминцы в 1930-х гг., это была часть гитлеровской программы перевооружения. Немцы, как и французы, строили большие эсминцы, но хотя у эсминцев Тип 1934 водоизмещение и было свыше 3000 т, вооружение их было не очень сильным, и примерно соответствовало вооружению более лёгких типов эсминцев у других стран. Более поздний Тип 1936, однако, уже получил тяжёлые 150-мм орудия. Немецкие эсминцы использовали новаторскую паротурбинную установку высокого давления, которая должна была увеличить их эффективность; однако, очень часто это приводило к проблемам в механике.
После того, как немецкая и японская программы строительства эсминцев стали очевидны, англичане и американцы сознательно сосредоточились на создании более лёгких, но и более многочисленных кораблей. Англичане построили ряд эсминцев (типы A, B, C, D, E, F, G, I), каждый водоизмещением около 1400 т, имеющих четыре 4,7-дюймовых(120мм) орудия и 8 торпедных труб. Американские эсминцы типа «Бэнсон» (англ. Benson ) 1938 г. были такого же размера, но вооружены были пятью 5-дюймовыми(127мм) орудиями и 10 торпедными трубами. Англичане, придя к выводу о необходимости тяжёлого артиллерийского вооружения, построили эсминцы типа «Трайбл» (англ. Tribal ) в 1936 г. (иногда также называемые «Африди» по названию первого корабля типа) водоизмещением 1850 т, вооружённые восемью 4,7-дюймовыми орудиями, установленными в четырёх спаренных башнях, и одним счетверенным торпедным аппаратом. За этим последовали эсминцы типов J и L, с 6 орудиями в спаренных башнях и 8 торпедными трубами.
Вторая мировая война
Во время Второй мировой войны задачи эсминцев вновь усложнились. Кроме того, что подводные лодки стали значительно совершеннее, важную роль в море стала играть авиация. Эсминцы оказались плохо подготовленными к этим видам угрозы. Их стали оборудовать зенитными орудиями, радарами, бомбомётами, в дополнение к уже установленному лёгкому артиллерийскому вооружению, глубинным бомбам и торпедам. К этому времени эсминцы превратились из дешёвых кораблей для защиты основных сил в большие многоцелевые корабли, которые сами стали ценными целями. Темп потерь этого класса во время войны был самым высоким, несмотря на их массовое производство. Всё это привело к появлению более лёгких и дешёвых кораблей борьбы с подлодками: у англичан появились корветы, а позднее фрегаты, у американцев эскортные эсминцы. По размерам они соответствовали ранним миноносцам, из которых развились эсминцы. Характерно, что английский эсминец типа «Хант II» (англ. Type II Hunt ) не имел торпедного вооружения вообще, заменив его усиленным противолодочным. [10]
Эсминцы были наиболее массовыми надводными кораблями Второй мировой и участвовали практически во всех значительных морских сражениях на всех морских театрах военных действий. Некоторое представление о интенсивности их использования может дать статистика потерь: английский флот из 389 участвовавших в войне эсминцев потерял 144, немецкий из 21 имевшегося к началу войны и 19 построенных во время войны потерял 25, Япония из 168 эсминцев потеряла 132, США потеряли около 80 эсминцев, СССР потерял 33 эсминца.
Послевоенное время
Некоторые корабли времен войны были модернизированы для борьбы с подводными лодками и им был продлён срок эксплуатации, чтобы избежать дорогостоящего строительства новых кораблей. Примерами являются американская программа FRAM I, и английские корабли типа «15».
Ракетная эра
Появление в начале 1960-х ракет «земля-воздух» и «земля-земля» изменило тактику морской войны. Крупные страны начали строительство ракетных эсминцев (американское сокращение DDG, русское — эсминцы УРО), таких как советские корабли проекта 61 (Натовское обозначение «Кашин»), английские типа «Каунти» (англ. County ), американские типа «Чарльз Ф. Адамс» (англ. Charles F. Adams ).
Боевое применение эсминцев в послевоенное время
Эсминцы принимали активное участие в нескольких войнах и локальных конфликтах после Второй мировой войны. По крайней мере пять эсминцев было потеряно:
Современные эсминцы
Из-за усложнения и дороговизны эсминцы перестали быть самым многочисленным классом кораблей. (По состоянию на 2005 г., во всех флотах мира имелось менее 200 эсминцев, против 350+ фрегатов). Их размеры и водоизмещение, а также назначение и возможности, широко варьируются в зависимости от страны. Самые крупные (США) достигают 9200 тонн и способны решать свои задачи в любом районе Мирового океана. Самые мелкие (Мексика, Перу) — это переоборудованные корабли времен войны около 2500 тонн, пригодные для действий у своих берегов, по возможностям уступающие современным фрегатам.
Кроме того, на классификацию влияют политические соображения. Так флоты, стремящиеся получить ассигнования несмотря на сопротивление государства, «занижают» класс предложенного корабля. Например, британский тип «Каунти», часто относимый к легким крейсерам, был представлен парламенту как «большой эсминец». [12] Наоборот, флоты желающие повысить свой престиж при ограниченном бюджете, классификацию завышают. Например аргентинский «Альмиранте Браун» (исп. Almirante Brown ) по характеристикам соответствует фрегату. [13]
Россия (ранее СССР) с 1965 по 1981 г. не классифицировала свои корабли как эсминцы, за исключением ранее построенных. В типичном случае корабли со сходными характеристиками относились к большим противолодочным (БПК). Это отражало взгляды на новое назначение кораблей в ракетно-ядерной войне. После 1991 г. происходит постепенный отказ от неортодоксальной системы классификации кораблей, принятой в Советском Союзе и в класс эсминцев перечисляются БПК проектов 1155,1155.1. Вместе с тем имеет место и общемировая тенденция к размыванию границ этого класса кораблей между собственно эскадренными миноносцами, крейсерами и тяжеловооруженными фрегатами. В российском флоте этот процесс иллюстрируют, например, фрегаты проекта 1154, перспективные боевые корабли проекта 22350.
Единственными кораблями, которые с момента закладки на стапеле классифицировались как эскадренные миноносцы стали строившиеся с 1981 г. эсминцев проекта 956 типа «Сарыч»(также известен как тип «Современный»). Основным назначением их считается борьба с надводными силами и поддержка десанта, и лишь затем противовоздушная и противолодочная оборона.
Эсминцы проектов 956/956А («Современный») имеются в российском (7 единиц на 2008 г.) и китайском (2 единицы + 2 заказаны в России) флотах. Это большие многоцелевые ракетные корабли, вооружённые 8 пусковыми установками противокорабельных ракет «Москит», зенитно-ракетным комплексом «Ураган» (48 ракет), 2 спаренными автоматическими артустановками калибра 130 мм, двуми спаренными торпедными аппаратами, противолодочными реактивными бомбометами РБУ-6000. Зенитные ракеты способны атаковать и наземные цели, орудия и торпеды предназначены для использования против подводных лодок и кораблей на небольшой дистанции. Имеется вертолётная площадка. Стандартное водоизмещение составляет 6500 т.
Новейшие корабли Индийского флота — эсминцы типа «Дели». Корабли вооружены противокорабельными ракетами Kh-35 («Уран»), имеющими дальность 130 км. Вскоре эти ракеты будут заменены на ракеты Brahmos. Для ПВО используются российский зенитно-ракетный комплекс «Штиль» и израильский комплекс Barak. Для борьбы с подводными лодками используются российские противолодочные реактивные бомбометы РБУ-6000. Также имеется 5 торпедных направляющих для 533-мм торпед. Способны нести два вертолёта Sea King. Корабли проекта «Дели» планируется заменить кораблями проекта «Колката», первый из которых уже был построен в марте 2006 г.
Общими тенденциями строительства эсминцев основных флотов в начале XXI века являются: