что значит слово крещение

О происхождении слова «Крещение»

что значит слово крещение. Смотреть фото что значит слово крещение. Смотреть картинку что значит слово крещение. Картинка про что значит слово крещение. Фото что значит слово крещение

Татьяна Анатольевна (СПб)

Просматривая тест «Крещение»с недоумением обнаружила, что происхождение этого слова возводится к «Христос».

что значит слово крещение. Смотреть фото что значит слово крещение. Смотреть картинку что значит слово крещение. Картинка про что значит слово крещение. Фото что значит слово крещение

священник Константин Пархоменко

Греческое слово баптизо (греческое погружаю, которое используется всегда, когда речь идет об омовении, или водном погружении, в частности, о крещении Иоанна Крестителя) в русском никакого отражения не нашло. Оно ушло в европейские языки (отсюда баптисты), в славянском же привилось слово крещение.

Но откуда это, чисто славянское слово? Скорее всего, как показывают лингвисты, слово крещение прошло такую эволюцию: Христ/Крист (древневизантийское слово, означавшее Христос) – Крест (отсюда наше слово крест) – Крещение.

Такую цепочку, как наиболее вероятную, предлагает М. Фасмер, а за ним и все последующие филологи. Других мнений нет.

Итак: Христ/Крист – Крест – Крещение.

Ученые разделяются лишь во мнениях: слово крещение произошло от крест или сразу от Христ/Крист.
В первом случае значение слова Крещение будет производным от Крест. Значит, истолковать это слово можно будет как приобщение Кресту. Если же считать, что крещение произошло от Христ/Крист, то есть от слова Христос, то означать оно будет приобщение Христу, мистерия Христа.

Источник

Значение слова «крещение»

что значит слово крещение. Смотреть фото что значит слово крещение. Смотреть картинку что значит слово крещение. Картинка про что значит слово крещение. Фото что значит слово крещение

1. Христианский обряд, совершаемый над новорожденными, а также над взрослыми людьми, принимающими христианство.

3. Один из церковных праздников. Однажды, под самое крещение, отправился барин с Иваном в город. Тургенев, Старые портреты.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Через крещение человек становится членом Церкви. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных таинствах Церкви, и прежде всего, в Евхаристии. Таинство крещения состоит либо в погружении (однократном или троекратном — в зависимости от конфессии) человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произношением священником установленных молитв.

КРЕЩЕ’НИЕ, я, ср. (церк.). 1. Христианский обряд, совершаемый над младенцами (или взрослыми) для включения их в число членов церкви. 2. [К прописное]. Один из главных (двунадесятых) праздников у православных христиан (церк.). В канун Крещения занимались гаданьем.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

креще́ние

1. церк. религ. христианский обряд, совершаемый над человеком для включения его в число членов церкви ◆ Прибытие кума и кумы, поездка в церковь, обряд крещения, возвращение домой ― все это заметно развлекло старика. Д. В. Григорович, «Кошка и мышка», 1857 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В несколько дней духовенство приготовило новообращаемую к принятию таинства крещения и миропомазания. С. Т. Аксаков, «Семейная хроника», 1856 г. ◆ Крещение, символических таинств которого я не понимал, возбудило, во мне сильное внимание, изумление и даже страх: я боялся, что священник порежет ножницами братцыну головку, а погружение младенца в воду заставило меня вскрикнуть от испуга… Аксаков, «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением семейной хроники», 1858 г.

2. перен. первое испытание в чём-либо, на каком-либо поприще ◆ Философское крещение я получил от Достоевского. Бердяев, «Автобиография», 1917 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Креще́ние

1. церк. то же, что Крещение Господне; христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем

Источник

Значение слова крещение

Словарь Ушакова

крещ е ние, крещения, ср. (церк.).

1. Христианский обряд, совершаемый над младенцами (или взрослыми) для включения их в число членов церкви.

2. (К прописное). Один из главных (двунадесятых) праздников у православных христиан (церк.). В канун Крещения занимались гаданьем.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

таинство в православной и католич. церквах, первое из совершаемых над верующим. Наряду с евхаристией — самое раннее в христиан, церкви. Символич. содержание к. сводится к тому, что при его совершении верующий умирает для прежней греховной жизни и возрождается в жизнь новую, духовную (по подобию смерти и воскресения Иисуса Христа); крещенская вода смывает все грехи; человек вступает в церковь. В период античности христиане совершали обряд к. поначалу только над взрослыми людьми. Был разработан довольно сложный ритуал крещения, требовался трехлетний подготовительный период ( катехуменат ). В поздней христианизированной Рим. империи преобладало крещение детей, катехуменат постепенно отмирал и исчез в Раннем Средневековье, несмотря на то, что тогда к. принимали целые языч. народы. Ритуал к. в средние века был упрощен, хотя в нем и появился ряд нововведений, напр., обычай давать новорожденным имена (с VIII в.). Поначалу обряд к. совершался через погружение в воду (эта практика сохранилась в православных церквах), а в средние века католики стали совершать его через обливание водой головы. В христиан, странах Средневековья к. имело чрезвычайно важное социальное значение — только крещенный человек мог быть полноправным членом общества, иноверцы стояли вне его.

Лит.: Федосик В.Л. Таинства без тайн. Мн., 1979; Wierusz-KowalskiJ. Liturgika. Warszawa, 1956.

Католическая Энциклопедия

В таинстве Крещения человек, мистически сопутствуя Христу в его смерти и погребении, совоскресает с Ним в обновленной жизни, обретая дар Божественного усыновления. Крещение принимается взрослыми по их вере, но преподается и младенцам по вере их родителей или воспитателей, что предполагает дальнейшее христианское воспитание этих детей.

В наши дни возрождена практика длительной подготовки взрослых к принятию крещения, подобно тому, как это было в Церкви первых веков. Такая подготовка именуется оглашением (или катехуменатом), а сам кандидат – оглашаемым (или оглашенным, или катехуменом). Оглашению обычно предшествует период предварительной евангелизации, который называется предоглашением (или прекатехуменатом); он завершается принятием в оглашение (или катехуменат), которое знаменуется обрядом введения в оглашение (катехуменат). На стадии принятия в катехуменат оглашаемого уже должен сопровождать восприемник (или восприемница), который знает его и помогает ему, свидетельствуя о его намерениях и готовности перед Церковью.

Полный период оглашения совершается «по ступеням», т.е. поэтапно, и предполагает три ступени. Первой из них становится принятие в катехуменат; вторая ступень представляет собой время усиленной подготовки к святому Крещению (это время называется также периодом очищения и просвещения); третья – само совершение таинств посвящения.

Важными литургическими элементами второй ступени, которая начинается обрядом избрания (т. е. присоединения кандидата к числу избранных) и наречения имени, могут быть, в частности, испытания кандидатов (цель этих обрядов – более глубокое осмысление греха и необходимости освобождения от него), помазание их елеем оглашаемых (елеем катехуменов) (т.е. растительным маслом, над которым было произнесено особое благословение), вручение им сперва Молитвы Господней, а затем Символа веры (последнее сопровождается изъяснением и исповедание Символа веры), а также экзорцизмы (изгнание злых духов).

При обряде избрания восприемник (или восприемница) может стать одним из крёстных [родителей] кандидата (крёстным отцом или крёстной матерью): крёстные (традиционно их двое – мужчина и женщина, но число их может быть увеличено или, наоборот, сведено к одному) сопровождают кандидата при важнейших обрядах подготовки к таинству крещения и обряде самого таинства, давая о нем публичное свидетельство перед лицом Церкви и помогая ему как в подготовке к таинствам посвящения, так и в дальнейшем его возрастании в Церкви.

Непосредственно обряду Крещения предшествуют произносимые кандидатом отречение от сатаны и исповедание веры. Сам обряд Крещения совершается посредством произнесения над крещаемым тайносовершительной формулы: «N. (имя), я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа» – с погружением самого крещаемого или его головы в крещальную купель при упоминании каждого из Божественных Лиц Пресвятой Троицы (либо при возлиянии воды на голову крещаемого при упоминании каждого из Божественных Лиц).

Непосредственно за Крещением следуют т.н. пояснительные обряды (именуемые так потому, что «поясняют» смысл Крещения): это помазание святым миром (оно совершается только в том случае, если сразу же за Крещением не следует Миропомазание, – поэтому не следует путать его с этим таинством; смысл обряда состоит в том, чтобы указать на причастность новокрещёного [неофита] священническому, пророческому и царскому служению Христа), облачение в белую одежду (знак того, что неофит, облекшись во Христа, стал новым творением) и вручение зажжённой свечи (знак того, что неофит сделался во Христе сыном света).

Библейская энциклопедия арх. Никифора

есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. «Если кто не родится от воды и Духа, — сказал Господь, — не может войти в царствие Божие» (Ин 3:5). Крещение водою начал Предтеча Христов Иоанн. «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям чтобы веровали в грядущего по нем, т. е. во Христа Иисуса» (Деян 19:4). Потом Иисус Христос примером Своим освятил крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Самое важное в священнодействии крещения — троекратное погружение в воду, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. От того, кто желает принять крещение, требуется покаяние и вера, почему и читается перед крещением Символ веры. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деян 2:38). «Кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк 16:16). При крещении совершаются следующие обряды: 1) Пред самым крещением произносится троекратное отрицание от диавола, который силою и именем Иисуса Христа отгоняется от крещаемого. 2) Вода для крещения освящается частью молитвами и призыванием Св. Духа, а частью крестным знамением, которое троекратно в оной изображается освященным елеем. 3) Крещаемый погружается в воде троекратно во имя трех Лиц Св. Троицы. 4) На него надевается белая одежда, чем означается чистота души и непорочность христианской жизни. 5) На него возлагается крест для всегдашнего напоминания заповеди Христовой: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест твой и следуй за мною» (Мф 16:24). 6) Крещаемый и восприемники с возженными свечами троекратно обходят купель, чем означается победоносное шествие, духовная радость и духовное просвещение. 7) Крещаемому постригаются власы, что, как видно из молитвы читаемой при сем действии, совершается по слову апостола Павла, заповедавшего нам вся во славу Божию творить. О тех, которые грешат после крещения должно думать, что они виновнее в грехах своих, нежели некрещеные в своих, потому что те имели от Бога особенную помощь к добру, и отвергли ее. «Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, — говорит ап. Петр, — опять запутываются в них, и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого» (2 Пет 2:20). Но и для согрешивших после крещения есть особое средство получить прощение грехов, именно: Покаяние.

Православие. Словарь-справочник

Таинство Православной Церкви, при совершении которого крещаемый очищается от грехов прошлой жизни (см. Ин. 3, 5) и приобщается к Церкви – рождается в новую, духовную жизнь. По аналогии с естественным рождением крещение совершается один раз в жизни, что нашло свое отражение в словах Символа веры: «исповедую едино крещение во оставление грехов». Крещение совершает священник или архиерей, в крайнем случае крестить может и мирянин. В современной церковной практике принято непосредственно перед крещением совершать оглашение (см. Оглашенные), а после крещения совершать миропомазание. В древности оглашение, крещение и миропомазание разделялись во времени в зависимости от духовной подготовленности человека. В Православной Церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорожденных младенцев. Поэтому для детей необходимы крестные родители (восприемники), которые обязуются взять на себя духовное воспитание крещаемого.

См. Таинства Православной Церкви.

Фразеологический словарь (Волкова)

Боевое крещение (ритор.)

1) первое участие в бою.

2) первое серьезное испытание в каком- л. деле.

В горах прошел боевое крещение.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Русское слово «крещение» этимологически не соответствует тому слову, которое употребляется в оригинале (греческое «баптизо» означает «окунать», «погружать»), но имеет обратную формацию от слова «крест», на котором был казнен Спаситель. ( см. проказа)

Православный энциклопедический словарь

Словарь церковных терминов

Религии народов современной России

В советское время была предпринята попытка ввести в общественную жизнь ритуал гражданского имянаречения, или торжественной регистрации новорожденного. Однако по разным причинам он не вошел широко в общественный быт.

Православная энциклопедия

одно из таинств Православной церкви. Во время крещения происходит очищение человека от прошлых грехов и приобщение его к Церкви Христовой. В процессе обряда крещаемого три раза погружают в воду. В это время священник читает особую молитву. Креститься можно только раз в жизни. Обычно таинство крещения совершает иерей или (очень редко) архиерей. Но в экстремальной ситуации провести обряд крещения может и обычный мирянин. Перед крещением взрослого человека совершают оглашение, после чего крещаемого помазывают миром. В старину обряд оглашения и таинство крещения были разделены во времени: то есть оглашенному давался срок, в течение которого тот должен был духовно подготовиться к проведению таинства. В настоящее время крещение может принять человек любого возраста, в том числе и грудной младенец. По традиции маленького ребенка несут крестить крестные родители (восприемники), которые в дальнейшем должны взять на себя духовное воспитание малыша.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Слово «крещение», указывает Вольтер, пришло из греческого языка, в котором означало «погружение».

«Людям, которые всегда руководствуются чувством, – пишет он, – нетрудно было вообразить, будто то, что очищает тело, очищает также и душу». Отсюда крещение, которое заключается в «погружении в священную купель». Но крещение – больше чем символ; это обряд, а для верующих – таинство, благодаря которому мы приобщаемся Церкви. Лично меня долгое время шокировал обычай крестить новорожденных. Как можно навязывать им принадлежность к Церкви, которой они не просили, от которой не могут отказаться и смысла которой не понимают? Сегодня я думаю, что это не так уж и страшно и даже не так уж редко. Никто из них не просил, чтобы его родили на свет, заставили прожить жизнь французом, носить фамилию Дюпон или Мартен… Разве лучше до самого совершеннолетия оставаться безымянным апатридом? Никто из нас не выбирает, кем ему родиться, в какой стране, под каким именем и какой веры. Мы выбираем другое – остаться навсегда с тем, что нам навязали другие, или изменить свою жизнь. Да славятся новообращенные, еретики и отступники.

Источник

Крещение

Приблизительное время чтения: 12 мин.

У Таинства Крещения очень странное, на первый взгляд, определение: «Крещение – это Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую». Что происходит с человеком при выходе из крещальной купели и чем он отличается от своих некрещеных братьев? Что принципиально меняет в человеке Крещение?

что значит слово крещение. Смотреть фото что значит слово крещение. Смотреть картинку что значит слово крещение. Картинка про что значит слово крещение. Фото что значит слово крещение

Когда меня спрашивают, что такое Таинство Крещения, я отвечаю кратко: «Это Таинство духовного рождения». Все мы когда-то родились от земных родителей. Но Христос говорит: надлежит вам родиться свыше. Свыше – значит от Неба, от Бога.

Перед нами, если мы крестимся во взрослом возрасте, и перед малышом, которого держим на руках и собираемся крестить, стоит наполненная водой купель. Это «утроба» Церкви, рождающая человека в новую, небесную жизнь. Как это объяснить? Каждый раз обращаюсь к людям, пришедшим креститься, и робею, оттого что боюсь не найти слов, выражающих тайну Крещения. Потому что это – Таинство. А само это слово – таинство указывает на тайну. Это то, что нам доступно понять лишь в самой малой мере.

Совершается Таинство, внешне очень земное, с несовременными обрядами, над которыми можно улыбнуться: мажут из пузырька маслом, дуют на воду, окунают. Но в момент Крещения происходит нечто таинственное, невыразимое. Человек вступает в общение с Богом, приобщается к Нему. Момент Крещения – момент духовного рождения.

Крещение – не формальное членство в каком-то обществе или партии, Крещение – вхождение в новый опыт жизни – жизни с Богом. Многих людей тот факт, что они христиане, ни к чему не обязывает. Крестят детей, чтобы ребенок меньше болел, жизнь удачнее сложилась. Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти. Здоровье, бизнес – категории жизни сей, временной, земной. А Господь прежде всего печется не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесной Родине, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному.

Креститься может любой человек. И парадокс церковных Таинств (в том числе и Крещения) состоит в том, что с каким бы намерением человек ни приступал к ним, если только он принимает Таинства не насильно, они все равно совершаются, они действительны и объективны.

Но для самого человека важно, с каким расположением души он подходит к Таинству. Будет это для него красивым, но ничего в его жизни не меняющим обрядом или событием духовного возрождения, Пасхой души.

Первые христиане очень хорошо это понимали, и подготовка к Таинству Крещения у них занимала порой несколько лет! Человек был некрещеным, но ему не запрещалось молиться, посещать некоторые богослужения, изучать основы веры. Этим он показывал, что его намерения действительно серьезны, что для него Крещение – самое главное событие в жизни.

Ко мне как к священнику приходит много людей с желанием креститься. Спрашиваю, что привело к этому решению, и слышу самые разные ответы. И бываю счастлив, когда говорят, что желают начать новую жизнь, светлую, чистую, Божию.

Бывает, что приходят креститься по совершенно иным причинам: «Хочу крестить своего ребенка, чтобы он был здоровым», или «ну мы же русские, поэтому обязательно должны креститься». В таком случае я объясняю, что Крещение – нечто иное, не гарантия от Бога защиты и покровительства, не элемент русской национальной культуры. Но есть и те, кто подходит к крещальной купели с еще неоформившейся верой, но с чувством, что после Таинства что-то должно произойти: «Я не могу объяснить себе смысл Крещения, но я верю и знаю, что это мне нужно, что после этого мои отношения с Богом изменятся». Задача священника – объяснить, что такое жизнь христианина, что Бог потребует от новокрещенного. И если человек готов сделать шаг в веру – я крещу его.

И еще о подготовке к Крещению. И маленькому ребенку, и взрослому человеку, готовящимся войти в Церковь, нужны воспреемники (иначе – крестные). В древности воспреемники, выбранные из людей, известных своим благочестием и добродетельной жизнью, были поручителями за человека, желающего креститься. Воспреемники приводили такого человека к епископу на беседу, наставляли в основах христианской жизни. В момент совершения Таинства помогали своему крестнику выйти из купели – воспринимали от купели, поэтому и назывались воспреемниками.

Стать крестным почетно и радостно, с другой стороны – очень ответственно. В первую очередь, это означает, что каждый день до самой своей смерти крестный будет молиться за своего крестного сына или дочь, как за родного ребенка. Стать спутником на пути к Богу, научить молитве и азам духовной жизни, будить телефонным звонком в воскресное утро – вставай, сегодня идем в храм! – вот обязанности настоящего крестного. Чему же может научить крестный, далекий от религиозной жизни, равнодушный к вопросам веры?. Пусть уж он просто остается вашим другом или подругой, но не берет на себя такую великую духовную ответственность, не становится воспреемником. Стоит задуматься, что крестный будет держать ответ перед Богом за каждого своего крестника. Грехи крестника, совершенные из-за того, что крестный не научил, не наставил, не предостерег – ложатся и на крестного. Но и духовные успехи человека, живущего в вере, распространяются на его крестного.

В случае, если нет людей, которые могут стать хорошими духовными сооветчиками, людей, имеющих опыт христианской жизни, крещение взрослого человека можно совершить и без крестных.

Таинство начинается с. прогнания диавола. Хотим мы этого или нет, но на любого человека, особенно некрещеного, оказывает воздействие враг рода человеческого – диавол. Мрак и отчаяние в душе, порочные желания, которым нет сил сопротивляться, вот плоды этого воздействия.

Крещение соединяет человека с Богом, открывает перспективы избавления от грехов, освящения. Но прежде нужно порвать с сатаной, избавиться от его власти. Обращение к дияволу в начале чина Крещения носит название «запрещения». Священник не просит диявола, а повелевает ему именем Божьим, запрещает касаться крещаемого.

«Диавол! Изгоняет тебя пришедший в мир и поселившийся среди людей Господь. Господь сокрушит твое мучительное иго и освободит род человеческий. Заклинаю тебя, диявол, Тем, Кто ходил по морю, словно по суше, Кто повелевает бурям, взор Которого проницает бездны и от слов Которого тают горы; Он заклинает тебя, диавол, моими устами. Устрашись, выйди, удались от сего создания безвозвратно и никогда не возвращайся. Выйди и не таись, не встречайся, не искушай сего человека ни ночью, ни днем. Убирайся в преисподнюю до самого Судного Дня. заклинаю тебя, сатана: выйди и удались от сего создания со всем своим войском и всеми своими ангелами. » (молитвы даны в русском переводе, но Таинство совершается на церковнославянском языке).

Слушая молитвы, крещаемые стоят лицом к востоку. Восток в древности считался стороной света, Бога. С востока восходит солнце. Согласно библейскому рассказу, именно на востоке был насажден райский сад – Эдем. Все православные храмы ориентированы алтарем на восток. Запад же считался стороной темных сил. Отрекаясь от сатаны, крещаемый поворачивается лицом на запад, он словно смотрит на сатану. Смотрит и на вопрос священника: «Отрекаешься ли от сатаны, от всех дел его, всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его?» решительно отвечает: «Отрекаюсь!»

От чего отрекается пришедший к Богу человек? Всего четыре понятия: дела, ангелы, служение и гордость сатаны.

Дела: мы отрекаемся от всех богомерзких дел диявола и обещаем, что будем творить лишь дела Божии. Воровство, обман, подлость, лицемерие, жестокость, блуд, жадность. Все это дела бесовские.

Ангелы: Здесь речь идет об отречении от ангелов тьмы, от демонов, которых в древности (и, увы, сегодня тоже) люди любили призывать себе на помощь. Обращение к экстрасенсам, колдунам и знахарям – это поиск помощи на стороне, вне Бога, вне Церкви. Но для христианина обращение к потусторонним силам в обход Бога представляется немыслимым.

Отныне человека поведет по жизни Христос, и только Он. Наша жизнь в Его и только Его руке.

Служение: В этом отречении продолжается тема разрыва с оккультизмом и магией во всех ее проявлениях. Первоначальное значение слова служение (греч. latria) – почитание иных богов, принесение жертв идолам. Для современного человека этими идолами чаще становится не магия, а что-то иное: власть, деньги, удовольствия, или еще что-либо занимающее божье место в его сердце.

Гордость: Первоначально слово роmpi, переведенное у нас как гордость, означало триумфальное, торжественное шествие в честь языческих праздников или богов. В более позднее время слово роmpi стало означать роскошь, языческое пышное празднование. Христиане именно от этого и отрекались: от языческих торжеств, вакханалии бесовских ритуалов и мистерий, чествований бесов. Древний мир кичился богатыми зрелищами, индустрией развлечений и утонченных забав. Для древних христиан все это было не более чем земная суета, ведущая к гибели души.

Отречения эти заканчиваются характерным и выразительным жестом: отрекающийся дует и плюет на сатану.

После отречения от диявола человек снова поворачивается на восток, в сторону Бога. Теперь ему нужно сказать то, ради чего он пришел креститься. Священник задает вопрос «Сочетаешься ли ты Христу?» Каков смысл этого вопроса? Сочетание – это тесное соединение. Таинство Крещения сообщает человеку уникальный опыт – богосыновства. Отныне Бог уже не далекий и непознаваемый космический Владыка, а Отец. На вопрос священника человек отвечает: «Сочетаюсь». Священник задает еще один важный вопрос «Веришь ли Ему?» В ответ звучит: «Верую Ему как Царю и Богу». Почему этот вопрос важный? Христианство – это не набор нравственных заповедей, не красивые храмы и великая культура. Христианство – это Иисус Христос, и отношение к христианству зависит от ответа на вопрос: Кто Он Такой? Христиане верят, что Христос – это Бог, ставший человеком. Если не верить в это, от христианства остается одна красивая обертка, лишенная всякого смысла.

После исповедания Иисуса Христа Богом крещаемый (или его крестный) читают Символ веры – молитву, в которой лаконично изложены основы христианской православной веры.

Естественно, что и отрекаться от сатаны, и сочетаться со Христом, и исповедовать свою веру человек должен серьезно и сознательно. Но как же быть в случае крещения младенца, который не только не понимает, что с ним происходит, но даже и говорить не умеет? В этом случае на все вопросы священника отвечают крестные и родители.

После исповедания веры начинается непосредственно само Крещение. Сначала священник совершает чин освящения воды в купели. Затем трижды погружает крещаемого в купель со словами:

Крещается раб Божий (раба Божия):
(имя)
во имя Отца, аминь.
и Сына, аминь.
и Святаго Духа, аминь.

Но мы знаем, что произошло потом: через три дня пребывания Христа в лоне смерти – Он воскрес!

После выхода из купели на христианина надевается нательный крест. Новокрещенного символически постригают, мужчин и мальчиков вводят в главную часть храма – алтарь, женщины и девочки поклоняются Господу перед Царскими вратами.

Крещение совершилось. Произошло духовное рождение нового человека. Однако сразу после троекратного погружения в купель, после того, как на христианина надели нательный крест, в Православной Церкви совершается еще одно Таинство. Оно называется Миропомазание. Внешне оно совершается очень быстро и просто – лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки, ноги новокрещенного мажут каким-то «маслицем» со словами: «Печать дара Духа Святого». Поэтому многие люди даже и не знают, что совершилось еще одно величайшее Таинство Церкви. Что происходит во время Миропомазания? Об этом – в следующий раз.

что значит слово крещение. Смотреть фото что значит слово крещение. Смотреть картинку что значит слово крещение. Картинка про что значит слово крещение. Фото что значит слово крещение

Можно ли креститься повторно?

Вопрос о неповторимости Крещения решен однозначно: оно неповторимо. Тем не менее в жизни современной Русской Церкви постоянно возникают ситуации, связанные с эпохой, в которой мы живем. Например, к батюшке приходит женщина лет сорока и говорит: «Я не помню, крестили меня или нет. Бабушка говорила, что вроде бы крестила, когда я была маленькой, она умерла, а мама ничего об этом не знает. Как мне быть?» С одной стороны, церковные Таинства объективны, и Крещение остается Крещением, даже если это женщина ничего не помнит. С другой стороны – а вдруг бабушка что-то напутала, вдруг женщина не крещена? Каждая такая ситуация требует очень осторожного, неформального подхода и отдельной беседы со священником.

Иногда приходится слышать такой вопрос: «Батюшка, если ребенка крестил не очень достойный священник или крестил «обливанием». Что делать, неужели второй раз креститься? Совершилось ли Крещение?» И родителям, и крестным младенца прежде нужно смотреть на себя, на свое достоинство. Но ответ на этот вопрос однозначный: да, Таинство совершилось. К сожалению святых людей мало. Среди духовенства много людей честных и порядочных, но не святых, иногда встречаются и не очень
достойные. При этом действительность и действенность Таинств Церкви не зависит от нравственного состояния священников, которые их совершают.

Вместе с тем – не все так просто. В самом глубинном смысле любое Таинство – это действие, совершаемое всей Церковью, поэтому отвечает за его совершение не только священник, а вся Церковь, то есть все христиане. И здесь мы оказываемся в двойственной ситуации. С одной стороны, Крещение, совершенное недостойным священником, действенно, реально, и мы верим, что когда ребенок вырастет, он не потерпит ущерба в своей духовной жизни.

С другой стороны, все, соприкоснувшиеся с этой ситуацией, вовлеченные в нее, будут перед Богом за это отвечать. Родители должны уметь выбирать для своего ребенка лучшее. Ведь именно от нас зависит, чтобы Таинство было совершено хорошим священником и должным образом. А если такого стремления нет, если это результат какой-то небрежности со стороны и священника, и родителей, и крестных родителей, то ущерб для духовной жизни ребенка будет. Не потому, что Таинство ущербное, а потому, что совершаемое рядом с ребенком пренебрежение Таинством, то есть кощунство, рано или поздно может оказать на него воздействие.

Существуют разные практики совершения Таинства Крещения. По церковным правилам человек должен полностью, с головой, трижды погружаться в купель. В случае, если это невозможно, священник может поставить крещаемого в купель и три раза облить. В особых случаях (болезнь или экстремальная ситуация, угрожающая жизни человека) могут просто трижды окропить. Во всех трех случаях Крещение действительно.

В некоторых православных храмах бабушки у прилавка, где продают свечи, говорят, что родной матери нельзя присутствовать на Крещении. Это дикое суеверие. Крещение – величайший момент в жизни ребенка, который можно сравнить только с рождением. Что бы вы сказали, если бы мать прогоняли с родов собственного ребенка? Никогда, ни в одном церковном правиле или документе Церковь не говорила, что родной матери нельзя присутствовать на Крещении. Однако есть правило, что в течение сорока дней после родов, пока не будет прочитана особая благодарственная молитва, женщина не входит в храм. Поэтому когда крестят ребенка до сорока дней, то мать не присутствует на Крестинах, но если Крещение совершается позже, то она обязана быть с ребенком.

(1) ИТАР-ТАСС/Николай Семаков
(2) ИТАР-ТАСС/А. Семехин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *