что значит слово надмевает

Что означает выражение «знание надмевает» из 1 Коринфянам 8:1?

что значит слово надмевает. Смотреть фото что значит слово надмевает. Смотреть картинку что значит слово надмевает. Картинка про что значит слово надмевает. Фото что значит слово надмевает

В этой статье я объясняю, что означает фраза из 1 Коринфянам 8:1:

Но знание надмевает, а любовь назидает.

Что это за знание, которое надмевает? Когда знание надмевает?

Мне несколько раз задавали этот вопрос молодые христиане, которые изучают Писание. Они услышали эту фразу от других, которые обвинили их, когда увидели их посвящение в изучении Священного Писания. Они сказали им быть внимательнее с глубоким изучением Писания, потому что «знание надмевает». Говорить, что глубокое изучение Священного Писания может привести тебя к надмению — это неправильное толкование. Ниже я объясню, почему.

что значит слово надмевает. Смотреть фото что значит слово надмевает. Смотреть картинку что значит слово надмевает. Картинка про что значит слово надмевает. Фото что значит слово надмевает

Когда, кому и почему Павел сказал эти слова?

Это послание было адресовано христианам из города Коринф. Город Коринф был языческим городом, и в нём было очень много языческих храмов. Наверное где-то 24 таких храма. На площади этого города продавалось много мяса, которое затем приносилось в жертву идолам. Павел начинает 8 главу с этой темы, говорит им о мясе, которое жертвовалось идолам:

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все (он имеет в виду себя и христиан из Коринфа) имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. (1 Коринфянам 8:1)

Далее он объясняет:

Кто думает, что он знает что-нибудь (вот какое знание он имеет в виду), тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание. (1 Коринфянам 8:2-7а)

Итак, под этим знанием подразумевается знание того, что идолов не существует, что они — ничто. Павел продолжает объяснять:

Некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. (1 Коринфянам 8:7б-13)

Я хочу, чтобы ты хорошо понял эту разницу. Были христиане, у которых не было знания об идолах. Они считали, что идолы действительно существуют. Возможно это были недавно покаявшиеся христиане, которые знали меньше. И сегодня есть много людей, которые покинули языческие религии, когда покаялись, но ещё боятся выбрасывать идолов или языческие изображения, которые у них были. Они боятся это сделать, потому что у них недастаточно знания.

Другая группа христиан знала, что идолы — это ничто, и мясо с площади, которое жертвуется идолам, не имеет никакого значения, потому что самого идола не существует, но их знание было частичным. Они знали только об идоле, о том, что они могут есть то, что жертвовалось идолам, и в этом нет ничего такого, но они не видели всей картины, какой эффект последует, если они будут есть это мясо. Некоторые заходили так далеко, что приходили во дворы этих храмов и ели это мясо. Павел порицал их за то, что они поступали так, и что их не волновали те, кто ещё не имел этого знания, и тот факт, что таким образом они задевали их совесть.

Вот, что это за знание, которое надмевает человека. Это частичное знание и безразличие к человеку. Оно надмевает тебя по отношению к тем, у которых нет этого знания. Итак, когда у тебя есть знание чего-либо, но частичное, например, знание об идолах, но ты не думаешь о том, как оно повлияет на других людей, тогда оно ведёт надмению. Если ты любишь своего ближнего, ты думаешь не только о мясе, которое ты можешь есть, и о знании, что оно не сделает тебе ничего плохого, но ты думаешь и о том, как это повлияет на твоего ближнего.

Полное, истинное знание Слова Божьего всегда будет учитывать эффект, который окажет твой поступок на человека. Частичное знание, которое надмевает, заставляет тебя не интересоваться эффектом, которое оно окажет на ближнего, но думает только о себе.

То же самое показано в Римлянам 14

В этой статье, апостол Павел говорит о спорных вопросах:

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. (Римлянам 14:1-3)

Итак, тот, кто имеет знание, что может есть всё, что угодно, и что пища не играет никакой роли в духовном состоянии человека, не должен пренебрегать братом, который считает, что пища имеет значение в этом отношении. Он не должен позволять себе есть что угодно перед ним и не интересоваться тем, что ранит совесть другого человека. Также неправильно судить того, кто знает, что имеет полную свободу есть.

Павел говорит им, как правильно поступать в этой ситуации:

Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. (Римлянам 14:13)

Павел, у которого есть знание, приводит свой собственный пример в этом отношении:

Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

Теперь вы различаете несколько категорий людей здесь. Есть те, у кого нет знания обо всём, и они не знают, как поступать. Они живут в ограничениях, которые ставит им их совесть, которая ещё не знает всего. Другие знают частично и не уважают эти ограничения, но не уважают и людей, они их не волнуют. Есть люди зрелые духовно, которе обладают полным знанием, но их волнует не только то, как они поступают, не только их свобода во Христе. Эти люди всегда думают и об эффекте, который окажет эта свобода на других.

Молитва апостола Павла за Филиппийцев

Обратите внимание, как молится Павел за Филиппийцев:

И молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. (Филиппийцам 1:9-11)

Павел молится, чтобы их любовь друг ко другу возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы они могли познавать лучшее. Чтобы знать, как поступать в разных ситуациях, ты нуждаешься в любви, знании и духовной мудрости. Если у тебя их нет, тогда ты будешь поступать так, как те, у кого есть знания достаточно лишь для того, чтобы презирать других и вести себя надменно.

Пусть Бог сохранит нас от такого частичного знания, которое делает нас надменными и заставляет нас презирать других. Пусть Бог даст нам это совершенное знание, которое заставляет нас любить своих братьев, независимо от их духовной зрелости, так, чтобы мы завоёвывали всех, служили всем, делали им добро, способствовали их духовному росту.

Библия много говорит о важности изучения Священного Писания

Библия очень много говорит на эту тему. Мы не пройдём все тексты, но упомянем несколько. Подумайте только о том, как изучали Священное Писание ранние христиане, как описано в Деяниях Апостолов. Они каждый день пребывали в учении апостолов.

Господь Иисус говорит, что Его истинные ученики те, кто пребывает в Его Слове, исследует его:

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. (Иоанна 8:31)

Истина делает нас свободными, когда мы знаем её, она освобождает нас от презрения к брату, от частичного знания, от суеверий или ограничений, которые мы сами себе бессмысленно навязываем, и которые делают тяжёлой нашу жизнь и жизнь других. Когда мы знаем Слово Божье, мы — истинные ученики, и мы свободны от греха, свободны от любого неправильного отношения.

Исследуйте Священное Писание. Старайтесь вникнуть в смысл Священного Писания, чтобы не оставаться на уровне знания, которое надмевает. Будьте внимательны, чтобы, когда вы говорите другим изучать меньше, потому что «знание надмевает», не делать этого из-за частичного знания, которое сделало из вас надменных людей и заставляет вас презирать тех, кто исследует Священное Писание. Берегитесь этого и начните изучать Писание. Сделайте из этого привычку, духовную дисциплину, которая была у ранних христиан, и которая должна быть сегодня у каждого христианина.

Пусть Бог поможет нам не останавливаться на знании, которое надмевает, а расти в познании Господа Иисуса, чтобы наша любовь возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы мы познавали лучшее в любой ситуации жизни.

Источник

надмеваться

Смотреть что такое «надмеваться» в других словарях:

ДМИТЬ — церк. надувать, раздувать воздухом; | на пыщать, надмевать, делать гордым. | малорос. и белорус. дуть: дму, дмешь вместо дую, дуешь. Говорят также дмухать; в калуж. говорят демить, я дему. Дмиться, надуваться воздухом; | надмеваться, напыщаться,… … Толковый словарь Даля

КИЧИТЬ — кого, внушать кому чрезмеру высокое понятие о достоинствах его, надмевать, подавать кому повод гордиться, зазнаваться. Ум кичит человека, любовь смиряет. ся, напыщаться, надмеваться, гордиться чем; ставить себя, заслуги, достоинства свои выше… … Толковый словарь Даля

КОСТЬ — жен. каждая отдельная часть каменистой основы животного тела. Кость, в некоторую толщину наружу, бывает сплошная, внутри ноздреватая, а по стыкам, в суставах, она одета полудою, хряшем. Слоновья, мамонтовая, моржевая кость, клыки этих животных,… … Толковый словарь Даля

НАДМЕВАТЬ — или надымать, надмить что, кого (дму дую); надувать, раздувать ветром в объеме; | напыщать, наполнять гордостью, спесью; делать кого кичливым, высокомерным, надменным. Это человек надменный, обращенье его невыносимо надменно. Надмеваться,… … Толковый словарь Даля

НАДЫМАТЬ — НАДЫМАТЬ, надмить, см. надмевать. II. НАДЫМАТЬ или надъять или наднять что, надымать, наднимать; подымать надо что, выше чего; вздымать сверх чего, донимать, брать более чего либо. Следует наднять добавочные деньги по земству. Надыми доску концом … Толковый словарь Даля

НАДЫМАТЬ — НАДЫМАТЬ, надмить, см. надмевать. II. НАДЫМАТЬ или надъять или наднять что, надымать, наднимать; подымать надо что, выше чего; вздымать сверх чего, донимать, брать более чего либо. Следует наднять добавочные деньги по земству. Надыми доску концом … Толковый словарь Даля

НАПЫШНО — сделать что, весьма пышно, роскошно. Напыщать, напыщить кого, надмевать, сделать гордым, кичливым, возбуждать спесь, высокомерие. Напыщенный язык, надутый, высокопарный и вычурный, изысканный, ся, надмеваться. Напыщенье ср. действие и ·сост. по… … Толковый словарь Даля

НЕСТИ — НЕСТИ, носить, нашивать что. По грам. нет разницы между нести и носить, но по употр., нести можно бы назвать однокр. или определенным, или окончательным, а носить, сравнительно с ним, ·многокр., неопределенное, ·неок. таскать, мыкать, подымая,… … Толковый словарь Даля

ПРЕВОЗНОСИТЬ — ПРЕВОЗНОСИТЬ, вознести, несть кого, что, подымать выше, воздымать, возносить; | восхвалять, прославлять, отдавать преимущество перед прочими. ся, страд. и ·возвр. Дела его превозносятся не по заслугам, выше. | Гордиться, зазнаваться, чваниться,… … Толковый словарь Даля

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 1 Кор. 8:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-3 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него

Нужно наперед сказать, что здесь имеет в виду (апостол), тогда и будет понятна нам речь его. Кто видит кого-нибудь обвиняемым и не узнает наперед свойства вины его, тот не может понять сказанного. В чем же (апостол) обвиняет здесь коринфян? В преступлении великом и причинявшем множество зол. В каком же именно? Многие из них, зная, что «не… входящее… оскверняет человека, а исходящее» (Мф.15:17–18), и что идолы, т. е. деревья, камни, демоны, не могут ни вредить, ни приносить пользу, употребляли такое совершенное знание неблагоразумно, ко вреду другим и себе. Они входили в капища, участвовали там в трапезах, и таким образом производили большую гибель. Те, которые еще боялись идолов, не научились презирать их и принимали участие в этого рода вечерях, видя, что и совершеннейшие делают то же, получали от того великий вред (так как они касались предлагаемого не с таким расположением, с каким совершенные, но как идоложертвенного, чем и поддерживалось идолослужение); вместе с тем и сами совершенные впадали в немаловажный грех, пользуясь бесовскими трапезами. Вот в чем состояла вина (коринфян)!

Блаженный (апостол), желая исправить это, не вдруг употребляет слова обличения; происходившее у них было следствием более неразумия, нежели развращения, а потому нужно было вначале употребить более увещание, нежели сильное и гневное обличение. И смотри, с каким благоразумием он тотчас же начинает увещание. «О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание». Оставив слабых, как он всегда делает, наперед обращает речь свою к сильным. То же самое он делает и в послании к Римлянам, когда говорит: «а ты что осуждаешь брата твоего?» (Рим.14:10). Такой (человек) удобнее может принять внушение. Также он поступает и здесь: сперва низлагает гордость их, замечая, что совершенное знание, которое они считали своим особенным преимуществом, принадлежит всем вообще. «Мы знаем, – говорит, – потому что мы все имеем знание». Если бы он оставил без внимания их высокомерие и стал наперед доказывать, что поведение их причиняет вред другим, то не столько принес бы пользы, сколько повредил бы. Душа честолюбивая, гордясь чем-нибудь, хотя это и соединено со вредом для других, не смиряется, пока тщеславие владеет ею. Потому Павел наперед раскрывает дело само по себе, как он прежде поступил и с мирской мудростью, когда решительно отвергал ее. Но там он справедливо мог поступить так, потому что все в ней было достойно полного осуждения и весьма легко было доказать, что она не только излишня, но и противна проповеди. А здесь нельзя было поступить так же, потому что предметом речи было знание и притом совершенное знание. Отвергать это знание было не безопасно, а с другой стороны нельзя было иначе низложить гордость, которая происходила отсюда. Что же он делает? Показывает наперед, что то (знание) принадлежит всем вообще, и тем смиряет гордость их, потому что обладающие чем-нибудь великим и прекрасным, обладая одни, более превозносятся, а когда обнаружат, что и другие имеют то же самое, то уже не столько превозносятся. Потому, во-первых, он обобщает то, что коринфяне присвояли себе одним; и обобщив, не представляет себя самого участником знания, чтобы они оттого не возгордились еще более, потому что как имеющий что-нибудь один превозносится, так превозносится и тот, у кого один или два соучастника из людей знатных. Потому он не указывает на себя самого, а на всех; не говорит: и я имею знание, но: «мы знаем, потому что мы все имеем знание».

Таким образом, этим первым доводом он сильно поразил их гордость, а вторым еще сильнее. Каким же? Тем, что самое знание не только не полно, но и весьма не совершенно, и не только не совершенно, но и вредно, если с ним не будет соединено нечто другое. Сказав: «потому что мы все имеем знание», он присовокупляет: «но знание надмевает, а любовь назидает»; если знание не соединено с любовию, то оно производит гордость. Но, скажешь, и любовь без знания не приносит никакой пользы. Не об этом он говорит; оставляя это, как всем известное, он доказывает, что знание имеет великую нужду в любви. Кто любит, тот, как исполняющий главнейшую из всех заповедей, хотя бы и имел какие-нибудь недостатки, при помощи любви скоро может приобрести знание, подобно Корнилию и многим другим; а кто имеет знание, не имея любви, тот не только ничего не приобретет, но часто теряет и то, что имеет, впадая в гордость. Таким образом знание не производит любви, а напротив удаляет ее от человека невнимательного, порождая в нем гордость и надменность. Гордость производит разделения; а любовь соединяет и ведет к знанию. Это выражает (апостол), когда говорит: «но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор.8:3). Я не запрещаю, говорит, иметь совершенное знание, но заповедую иметь его вместе с любовью; (иначе) оно не только бесполезно, но даже вредно.

Видишь ли, как он уже предначинает речь о любви? Так как все зло происходило не от совершенного знания, а от недостатка любви и снисхождения к ближним; так как от этого происходили у них разделения, надменность и все прочее, в чем он обличал их и прежде и после, – то он непрестанно старается внушить им (любовь, как) источник благ. Что вы, говорит, гордитесь знанием? Если не будете иметь любви, то оно принесет вам вред, – ведь что хуже гордости? Если же будете иметь любовь, то и знание будет надежно; когда знаешь более ближнего и любишь его, то не станешь превозноситься, но и ему сообщишь то же. Потому сказав: «знание надмевает», он присовокупляет: «а любовь назидает». Не сказал: смиряет, а выразил нечто гораздо важнейшее и полезнейшее; знание не только надмевает, но и производит разделение, – потому противопоставил одно другому.

Далее представляет и третий (довод), который мог смирить их. Какой же? Тот, что наше знание, хотя бы и соединено было с любовью, однако и тогда несовершенно: «кто думает, – продолжает он, – что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1Кор.8:2). Сильный довод! Я уже не говорю, внушает он, что знание принадлежит всем вообще; не говорю, что, ненавидя ближнего и надмеваясь, ты причиняешь великий вред себе самому; хотя бы ты один владел знанием, хотя бы не гордился, хотя бы и любил брата, – и в таком случае знание твое несовершенно, потому что ты еще не знаешь ничего, как должно знать. Если же мы ни о чем не имеем точного познания, то как некоторые дошли до такого безумия, что говорят, будто они со всей точностью знают Бога? Хотя бы мы имели точное познание обо всем другом, и тогда не можем иметь такого познания (о Боге), потому что невозможно выразить, как велико расстояние между Ним и всем прочим. И смотри, как он низложил гордость их. Не сказал: вы не имеете надлежащего познания о предложенных (предметах), но – обо всем вообще; не сказал: вы, но: всякий, Петр ли, Павел, или кто бы то ни было. Этим он превосходно и утешил и смирил их. «Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» ­- не сказал: познал Его, но: познан Им (1Кор.8:3), потому что не мы познали Бога, а Он познал нас. Потому и Христос говорит: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин.15:16). И Павел в другом месте: «тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12). Заметь же, сколькими доводами он низложил гордость их: во-первых, показал, что не одни они знают то, что знают: «все мы, – говорит, – имеем знание», во-вторых, – что знание без любви вредно: «разум, – говорит, – кичит»; в-третьих, – что и соединенное с любовью не бывает полно и совершенно: «кто думает, – говорит, – что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» притом, это (знание) они имеют не от себя, а от Бога, даровавшего им, потому что не сказал: познал Бога, но: познан Им; и еще, это (знание) зависит от любви, которой они не имеют столько, сколько нужно: «но кто, – говорит, – любит Бога, тому дано знание от Него».

Гомилия 20 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Климент Александрийский

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает

Любовь назидает, пребывая не во мнении, но в истине.

Строматы.

Свт. Григорий Палама

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает

«Знание надмевает». Видишь? Венец зла, главнейший диавольский грех – гордость – возникает от знания! Как же тогда всякая злая страсть от незнания? И как это знание очищает душу? «Знание надмевает, а любовь созидает». Вот! Бывает, значит, вовсе не очищающее, а обчищающее душу знание без любви, – любви, вершины, корня и середины всей добродетели. Как не созидающее никакого блага знание, – потому что созидает любовь, – как, говорю, такое знание претворит человека в образ Благого? Да еще этот вид знания, о котором апостол говорит, что он надмевает, относится не к природе, а к вере; если даже такое знание надмевает, тем более надмевает то, о котором у нас речь: «ведь оно вообще природно и присуще ветхому человеку» (Еф.4:22; Кол.3:9). Именно этому знанию способствует внешняя ученость; а духовного знания так никогда и не будет, если благодаря вере знание не сочетается с любовью к Богу, а вернее – если оно не возродится через любовь и идущую за ней благодать и не станет совершенно иным, новым и боговидным, «чистым, мирным, смиренным, послушным, исполненным слов назидания и благих плодов». Это вот знание и называется «мудростью… свыше» и «премудростью Божией» (Иак.3:15–17); неким образом духовная, потому что подчиненная премудрости Духа, такая мудрость и распознает и приемлет духовные дарования. Другая же мудрость – «нижняя, душевная, демоническая», как говорит апостол и брат Господень, почему она и не принимает ничего духовного, по Писанию: «Душевный человек не вмещает того, что от Духа», но считает это глупостью, заблуждением и вымыслом (1Кор.2:14), в большей части пытается полностью опровергнуть и в открытой борьбе извратить и оспорить как может, а кое-что и лукаво принимает, используя примерно так же, как отравитель – сладкие яства.

Триады в защиту священно-безмолвствующих. Триада I, 1.

Свт. Феофан Затворник

О идоложертвенных же вемы; яко вси разум имамы. Разум убо кичит, а любы созидает

Первые слова: о идоложертвенных же вемы, яко вси разум имамы, вероятно взяты из письма, писанного коринфянам. Повторив их, Апостол делает на них замечание, которое идет до конца третьего стиха. В четвертом стихе он опять их повторяет: о ядении идоложертвенных вемы, и затем излагает, каково есть и должно быть ведение христиан о сем предмете, до конца 6 стиха. С седьмого стиха начинается вторая половина главы, в коей излагается, как неосмотрительное действование по уму соблазняет и губит слабых.

О идоложертвенных, то есть о вкушении идоложертвенных, как видно из начала четвертого стиха. Жертвы, приносившиеся идолам, не все были сожигаемы, а часть какая-нибудь; прочее – частию шло жрецам, частию возвращалось приносившим, которые из того учреждали трапезу, или тут же при капищах, или дома. Христиане, которые были пообразованнее, зная, что идол ничто и потому не может передать пище ни вреда, ни греха, приступали небоязненно к сей трапезе, когда были приглашаемы или по родству, или по знакомству, или по другому чему; но простейшие христиане соблазнялись этим. Предстоятели церкви, вероятно, спрашивали: знаем, что идоложертвенное вкушать – ничего; но вот соблазняются, как же быть? – Как быть, Апостол объясняет ниже, а теперь берет из их письма только первые слова: знаем, и обличает кичливость знания и неуменье его действовать с пользою для других.

Вемы, яко вси разум имамы. Коринфяне говорят о себе, что они очень хорошо понимают, что значат идольские жертвы. Апостол ничего не говорит против этого, оставляет за ними это преимущество. После он скажет, что не у всех разум (ст. 7); а теперь уступает, говоря как бы: пусть так. Феодорит замечает, что Апостол засвидетельствовал здесь об их разуме с некоторою насмешливостию, как видно из следующего за сим укора разуму: не у что разуме. А святой Златоуст говорит: «Оставив слабых, как он всегда делает, наперед обращает речь свою к сильным и сперва низлагает гордость их. Он не отвергает знания, но поражает гордость, от него происходящую, тем, что самое знание представляет не только неполным, но и весьма несовершенным, и не только несовершенным, но и вредным, если с ним не будет соединено нечто другое».

Разум убо кичит, а любы созидает.– Убо в подлиннике нет; там и никакой нет частицы. Это и дает свободу – сочетавать эту речь с предыдущею, кто как рассудит. Пусть, говорит, имеете разум – знание; но ведь одно знание ненадежный руководитель жизни. Оно возбуждает кичение, а от кичения – разделение. Только любовь созидает – οικοδομει – устрояет из всех христиан одно цельное и стройное здание – дом Богу живому. Потому если при знании нет любви, то оно бывает более вредно, чем полезно. Святой Златоуст изъясняет это так: «Если знание не соединено с любовию, то оно производит гордость. Знание имеет нужду в любви. Кто любит, тот, как исполняющий главнейшую из всех заповедей, хотя бы и имел какие-либо недостатки, при помощи любви скоро может приобрести знание; а кто имеет знание, не имея любви, тот не только ничего не приобретет, но часто теряет и то, что имеет. Знание удаляет любовь от человека невнимательного, порождая в нем гордость и надменность. Гордость производит разделение, а любовь соединяет. Я не запрещаю, говорит, иметь совершенное знание, но заповедую иметь его вместе с любовью; иначе оно не только бесполезно, но и вредно. Что вы гордитесь знанием? Если не будете иметь любви, то оно принесет вам вред, ибо что хуже гордости? Если же будете иметь любовь, то и знание будет благонадежно, ибо кто знает более ближнего и любит его, тот не станет превозноситься, но и ему сообщит то же. Посему сказав: разум кичит, он присовокупил: а любы созидает. Не сказал: смиряет, а выразил нечто гораздо важнейшее и полезнейшее. Как знание не только надмевает, но и производит разделение, так и любви свойственны противоположные действия» (святой Златоуст).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает

А об идольских жертвах знаем, поелику все мы знание имеем. И хотя это знание надмевает тех, кои ходят туда для еды, но любовь, которая щадит ближних своих, туда не позволяешь ходить, и она созидает.

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Максим Исповедник

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает

Поелику разум кичит, а любы созидает; то с разумом сопряги любовь, и будешь чужд надмения будешь духовным домостроителем (экономом), и себя назидающим и всех приближающихся к тебе.

Главы о любви.

Блаж. Августин

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает

Слова эти нужно понимать не иначе как в том смысле, что знание полезно лишь тогда, когда есть любовь. Без любви же оно надмевает, то есть приводит к безмерно напыщенной гордости.

О граде Божием.

Блаж. Феофилакт Болгарский

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмеваег, а любовь назидает

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает

Ясно, что имеющий знание им гордится, если не внешне, по причине собственной мудрости, то наедине с собой. Таково родовое свойство знания, что гордится собой и оттого надмевает. А любовь назидает. Потому знание великая вещь и полезная для знающего, когда подчинено любви для большего роста.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает

Ст. 1-7 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,- но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *