далай лама кто это такой
Интересные факты о Далай ламе: как его избирают и что он проповедует?
Далай Лама является святой фигурой в тибетском буддизме и горячим сторонником независимости Тибета от Китая. Он путешествует по миру и доносит до мирового сообщества идеи о духовной гармонии, любви и счастье, а также затрагивает важные глобальные проблемы.
Кто такой Далай Лама?
Далай Лама является главным монахом тибетского буддизма. Традиционно он отвечал за управление Тибетом, пока китайское правительство не взяло его под свой контроль в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году. До этого времени официальной резиденцией Далай Ламы был дворец Потала в Лхасе, столице Тибета.
Далай Лама принадлежит к традиции Гелугпа тибетского буддизма, которая является крупнейшей и наиболее влиятельной традицией в Тибете. Учреждение духовных лидеров тибетских буддистов является относительно новым. В истории буддизма было всего четырнадцать Далай Лам, и первый и второй Далай Ламы получили звание посмертно.
Как его избирают?
После смерти Далай Ламы Верховные Ламы Гелугпа и тибетское правительство несут ответственность за его перевоплощение. Верховные Ламы ищут мальчика, который родился примерно в то же время, когда умер последний Далай Лама. Для установления личности Далай Ламы может потребоваться около двух или трех лет, а нынешнего, четырнадцатого Далай Ламы, искали четыре года.
Есть несколько способов, с помощью которых Верховные Ламы могут узнать, где будет найдено следующее перевоплощение.
После того, как Верховные Ламы находят дом и мальчика, они дарят ребенку ряд артефактов, которые они принесли с собой в процессе подготовки. Среди этих артефактов есть предметы, которые принадлежали умершему Далай Ламе. Если мальчик выбирает их, это рассматривается как знак того, что он является реинкарнацией.
Однако эта процедура, как сказал сам Тэнцзин Гьямцхо, не стоит на камне. Если две трети тибетцев захотят изменить метод определения следующего перевоплощения, он тоже будет верным.
Поиски Далай Ламы обычно ограничивались Тибетом, хотя третий тулку родился в Монголии. Однако, поскольку Тибет был захвачен китайским правительством, Тэнцзин Гьямцхо говорит, что, если он возродится, он не будет находиться в стране, управляемой Китайской Народной Республикой, или в любой другой несвободной стране.
Интересно, что Тэнцзин Гьямцхо также выразил сомнение по поводу того, будет ли он вообще возрожден, предполагая, что миссия Далай Ламы может быть закончена. Однако до тех пор, пока Тибет не воссоединится со своим духовным лидером, вероятно, что Далай Лама по-прежнему будет продолжать существовать.
Что проповедует Далай Лама?
Нынешний Далай Лама сформировал тибетское правительство в изгнании в Дхарамсале в Индии. Он и последовавшие за ним беженцы создали общество, в котором пропагандируются тибетский язык, культура, искусство и религия.
Тэнцзин Гьямцхо является первым Далай Ламой, отправившимся на Запад, и его харизматическая манера помогла получить большую поддержку буддизму и движению тибетского сопротивления.
В восемьдесят девятом году он получил Нобелевскую премию мира за проведение политики ненасилия в отношении китайского правительства, несмотря на то, что многие тибетцы были бы рады оказать вооруженное сопротивление, чтобы вернуть его на пост лидера.
Какой сейчас Далай Лама по счету?
Тэнцзин Гьямцхо является нынешним четырнадцатым Далай Ламой тибетского буддизма. Он родился в тысяча девятьсот тридцать пятом году и был признан реинкарнацией Тубтена Гьяцо в молодом возрасте.
Интересные факты о Далай Ламе
В отличие от распространенных заблуждений о Далай Ламе, он не является ни мифическим существом, ни родственником настоящего животного, южноамериканской ламы.
Вот несколько интересных фактов о духовном лидере тибетских буддистов:
Заключение
Далай Лама, известный своей харизмой и обаянием, является активным международным защитником по ряду вопросов, одним из которых является забота об окружающей среде. Он много пишет и говорит о необходимости бережного отношения к окружающей среде, сложной взаимосвязи между людьми и землей и важности уважения к живым существам на земле.
Краткая биография
Его Святейшество Четырнадцатый Далай-лама, Тензин Гьяцо, называет себя простым буддийским монахом. Далай-лама — духовный лидер тибетцев. Он родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в небольшом поселении Такцер в провинции Амдо на северо-востоке Тибета. В двухлетнем возрасте ребенка, который в то время носил имя Лхамо Дхондуп, признали воплощением предыдущего Тринадцатого Далай-ламы, Тхуптена Гьяцо.
Последователи тибетского буддизма почитают Далай-лам как воплощение Авалокитешвары или Ченрезига, бодхисаттвы сострадания и покровителя Тибета. Бодхисаттва — это существо, посвятившее себя достижению высшей цели духовных исканий, пробуждения, во имя счастья и благоденствия всех живых существ и давшее клятву перерождаться вновь и вновь, чтобы оказывать им помощь.
Образование в Тибете
Его Святейшество начал учиться в монастыре в шестилетнем возрасте. Учебная программа, восходящая к традиции монастыря-университета Наланда, состояла из пяти основных и пяти дополнительных предметов. Среди основных дисциплин были логика, изобразительное искусство, санскритская грамматика и медицина, но главный упор делался на буддийской философии, которая в свою очередь включала пять разделов: праджняпарамита, совершенная мудрость; мадхьямака, философия Срединного пути; виная, свод правил монашеской дисциплины; абхидхарма, метафизика; и прамана, логика и теория познания. Среди пяти дополнительных предметов были поэзия, драматическое искусство, астрология, написание сочинений и изучение синонимов.
В 1959 году в возрасте 23 лет Его Святейшество держал выпускные экзамены в Лхасе в храме Джокханг во время Великого молитвенного собрания (Монлам Ченмо). Сдав экзамены с отличием, он получил степень геше-лхарампы, высшую ученую степень в буддийской философии.
Государственные обязанности
В 1950 году, после начала китайского вторжения в Тибет, тибетцы попросили Его Святейшество принять на себя политическую власть в стране. В 1954 году он отправился в Пекин, где встретился с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, в том числе с Дэн Сяопином и Чжоу Эньлаем. Наконец в 1959 году, вслед за жестоким подавлением китайскими войсками восстания в Лхасе, Его Святейшество вынужден был бежать из Тибета. С тех пор он живет в Дхарамсале на севере Индии.
В первые годы изгнания Центральная тибетская администрация, возглавляемая Его Святейшеством, подняла тибетский вопрос в ООН. Генеральная ассамблея ООН приняла три резолюции по Тибету в 1959, 1961 и 1965 годах.
Процесс демократизации
В 1963 году Его Святейшество выступил с проектом демократической конституции Тибета, а затем провел ряд реформ по демократизации Центральной тибетской администрации. Новую конституцию назвали «Хартией тибетцев в изгнании». Хартия закрепляет свободы слова, вероисповедания, собраний, передвижения и выбора места жительства. Она также подробно регулирует деятельность Центральной тибетской администрации в изгнании.
В 1992 году Центральная тибетская администрация опубликовала план принятия конституции будущего свободного Тибета. В соответствии с ним в свободном Тибете прежде всего необходимо учредить временное правительство, первоочередной задачей которого станет избрание конституционной ассамблеи для работы над проектом и принятием новой демократической конституции страны. Его Святейшество выразил надежду, что будущий Тибет объединит три исторические провинции — У-Цанг, Амдо и Кам — и станет демократическим федеральным государством.
В мае 1990 года благодаря реформам Его Святейшества тибетская администрация в изгнании стала полностью демократической. Тибетский кабинет министров (кашаг), члены которого назначались Его Святейшеством, был распущен, как и десятая ассамблея тибетских народных депутатов (тибетский парламент в изгнании). В том же году тибетцы, живущие в изгнании в Индии и более чем 33 странах мира, прямым голосованием избрали 46 депутатов расширенной одиннадцатой ассамблеи. Ассамблея в свою очередь назначила новых членов кабинета министров.
В сентябре 2001 года был сделан следующий шаг в сторону демократизации: тибетцы напрямую избрали калон-трипу, председателя кабинета министров. Калон-трипа назначил собственный кабинет, который затем был одобрен тибетским парламентом. Впервые за долгую историю Тибета люди сами избирали своих политических руководителей. После прямых выборов калон-трипы обычай, по которому Далай-ламы через Гаден Пходранг осуществляли как светскую, так и духовную власть в Тибете, прекратил свое существование. В 2011 году, полностью передав государственные полномочия в руки выборного руководства, Его Святейшество удалился от политических дел.
Мирные инициативы
21 сентября 1987 года, обращаясь к членам Конгресса США в Вашингтоне, Его Святейшество предложил «Мирный план из пяти пунктов», призванный стать первым шагом на пути к мирному урегулированию все ухудшающейся ситуации в Тибете. Пять пунктов были следующими:
15 июня 1988 года в обращении к депутатам Европейского парламента в Страсбурге Его Святейшество внес тщательно разработанное положение, дополняющее пятый пункт «Мирного плана». Он предложил начать переговоры между тибетской и китайской сторонами с целью учредить демократические органы самоуправления в трех тибетских провинциях. Учреждение подобных местных органов власти соответствует принципам, на которых построена Китайская Народная Республика, а правительство Китая и дальше будет контролировать международную и военную политику Тибета.
Всемирное признание
Его Святейшество Далай-лама — вестник мира. В 1989 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира за ненасильственную борьбу за освобождение Тибета. Он неизменный сторонник политики ненасилия даже перед лицом крайней жестокости. Он также стал первым человеком, которому присудили Нобелевскую премию мира за усилия по охране окружающей среды.
Его Святейшество побывал в более чем 67 странах мира на шести континентах. Он получил более 150 наград, почетных докторских степеней, премий и других знаков отличия, отмечающих его труд по продвижению мира, ненасилия, межрелигиозного понимания, глобальной ответственности и сострадания. Он также автор и соавтор более чем ста десяти книг.
Его Святейшество ведет обсуждения с главами самых разных вероисповеданий и принимает участие во множестве конференций, направленных на продвижение межрелигиозной гармонии и взаимопонимания.
В середине 80-х годов прошлого века Его Святейшество начал диалог с современными учеными, главным образом в областях психологии, нейробиологии, квантовой физики и космологии. В результате этого диалога началось судьбоносное сотрудничество между буддийскими монахами и учеными с мировым именем; их цель — помочь людям обрести покой ума. Кроме того, в учебные программы тибетских монастырей-университетов, учрежденных в изгнании, ввели преподавание естественных наук.
Отказ от политических полномочий
14 марта 2011 года Его Святейшество направил письмо в Ассамблею тибетских народных депутатов (тибетский парламент в изгнании), попросив снять с него все государственные полномочия, ведь согласно «Хартии тибетцев в изгнании» формально он все еще оставался главой государства. Его Святейшество объявил, что прекращает традицию, по которой Далай-ламы наделялись духовной и светской властью в Тибете. Он объяснил, что хочет посвятить себя только духовным занятиям, как делали первые четыре Далай-ламы. Его Святейшество подтвердил, что демократически избранное руководство теперь полностью в ответе за государственные дела Тибета. Гаден Пходранг с этого момента будет выполнять лишь функции официальной канцелярии и управления делами Далай-лам.
29 мая 2011 года Его Святейшество подписал документ о формальной передаче светской власти демократически избранному лидеру. Этим актом он официально завершил 368-летнюю традицию, согласно которой Далай-ламы были духовными и светскими лидерами Тибета.
Будущее
Еще в 1969 году Его Святейшество определенно заявил, что вопрос о том, будет или нет новое воплощение Далай-ламы, предстоит решать тибетцам, монгольским народам и жителям Гималайского региона. Однако в отсутствие ясных рекомендаций нельзя было исключить опасность, что, если линию Далай-лам будет решено продолжить, некоторые заинтересованные стороны могут использовать это к своей политической выгоде. Поэтому 24 сентября 2011 года было опубликовано четкое руководство по поискам и признанию воплощения следующего Далай-ламы, которое не оставило места для сомнений и измышлений.
Его Святейшество объявил, что в возрасте около 90 лет он проведет совет со старшими ламами тибетских буддийских традиций, тибетским народом и другими заинтересованными людьми из числа последователей тибетского буддизма, чтобы заново оценить, должен ли сохраниться институт Далай-лам или нет. В руководстве также излагаются различные способы распознавания его преемника. Если будет принято решение о необходимости признания Пятнадцатого Далай-ламы, ответственность за его поиск главным образом должна лечь на сотрудников фонда Далай-ламы «Гаден Пходранг». Им следует провести консультации с главами различных буддийских традиций Тибета и надежными, взявшими на себя обеты защитниками Дхармы, неразделимо связанными с линией Далай-лам. Они должны прислушиваться к советам и указаниями вышеназванных лиц и вести поисковые экспедиции и распознавание нового воплощения согласно их наставлениям. Его Святейшество сказал, что оставит ясные письменные инструкции на этот счет. Он также предупредил, что кроме признанной посредством таких легитимных методов реинкарнации, не может быть распознана и признана никакая другая кандидатура, избранная по политическим соображениям кем бы то ни было, в том числе и в Китайской Народной Республике.
Далай-лама
Добро пожаловать на официальную русскоязычную страницу Его Святейшества Далай-ламы.
Его Святейшество Далай-лама – духовный лидер буддийских регионов Российской Федерации (Калмыкии, Бурятии, Забайкалья и Тувы), Монголии, Тибета и других регионов распространения тибетского буддизма.
Показать полностью.
Он часто повторяет, что в нынешнем воплощении у него есть три основных обязательства: разъяснять людям важность общечеловеческих ценностей и секулярной этики, способствовать гармонии между представителями разных вероисповеданий и оказывать помощь тибетскому народу в его стремлении сохранить свою самобытность, культуру и религию. Каждый, кому близки идеи гуманизма, ненасилия и сострадания, непременно найдут опору и вдохновение в каждодневных трудах Его Святейшества Далай-ламы.
Страницу ведет Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «СОХРАНИМ ТИБЕТ» под духовным руководством Тэло Тулку Ринпоче по согласованию с Офисом Его Святейшества Далай-ламы.
Далай-лама запись закреплена
Далай-лама выразил соболезнования в связи с трагическими последствиями проливных дождей в Андхра-Прадеше
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 21 ноября 2021 г. – Будучи обеспокоенным непрекращающимися проливными дождями в нескольких округах индийского штата Андхра-Прадеш, повлекшими жертвы, масштабные разрушения и человеческие страдания, Его Святейшество Далай-лама направил письмо главному министру штата Джагану Мохану Редди.
Показать полностью. Духовный лидер выразил соболезнования главному министру, семьям, потерявшим любимых и близких, а также всем пострадавшим от сильнейших наводнений и вознес о них молитвы.
«Я искренне ценю, что правительство штата и другие организации, такие как национальные группы по оказанию помощи при стихийных бедствиях, проводят спасательные и восстановительные работы и делают все возможное, чтобы помочь людям, пострадавшим от этого бедствия».
«В знак солидарности с жителями Андхра-Прадеша Доверительный фонд Далай-ламы перечисляет пожертвование на проведение спасательных и восстановительных работ».
Его Святейшество отметил, что посещал Андхра-Прадеш несколько раз и в 2006 году даровал в Амаравати важное буддийское учение. Он благодарен за то, что тогда правительство штата оказало щедрую поддержку и создало необходимые условия для тысяч паломников, которые смогли приехать на учение и посетить такие священные места, как Нагарджунаконда в округе Гунтур.
Далай-лама завершил письмо молитвами и благопожеланиями.
Далай-лама запись закреплена
Его Святейшество Далай-лама. Воспитание сердца в новом тысячелетии
24 ноября 2021 г. Его Святейшество Далай-лама прочитает лекцию на тему «Воспитание сердца в новом тысячелетии» и ответит на вопросы участников видеоконференции. Встреча организована бразильской неправительственной организацией Palas Athena.
Приблизительное время трансляции: 6:30–7:30 утра (мск).
Показать полностью.
Прямая трансляция из Дхарамсалы будет сопровождаться синхронным переводом на русский язык.
При просмотре трансляции убедительно просим зрителей соблюдать социальную дистанцию, рекомендованную в странах их проживания.
Далай-лама запись закреплена
Далай-лама прочитал лекцию на тему «Сострадание и любовь»
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 17 ноября 2021 г. – Сегодня утром Его Святейшество Далай-лама стал гостем на онлайн-встрече с представителями индийского Национального института по борьбе со стихийными бедствиями. Духовного лидера поприветствовал исполнительный директор института генерал-майор Манодж Кумар Биндал.
Показать полностью. Он попросил Его Святейшество рассказать о важности сострадания и любви в деле борьбы со стихийными бедствиями.
«Во-первых, я хотел бы поприветствовать вас по-индийски: “Намасте”, – произнес Его Святейшество, – а во-вторых, по-тибетски: “Таши Делек”».
«Индию и Тибет связывают удивительные, особенные узы. В VII веке тибетский царь женился на китайской принцессе, тем самым установив тесные отношения с китайской императорской семьей. Наверняка ему нравились китайская кухня и другие составляющие китайской культуры. Тем не менее, когда царь решил создать тибетскую письменность, он не счел нужным следовать китайской традиции и постановил разработать тибетский алфавит по образцу индийской письменности деванагари».
«Традиционно мы рассматриваем Индию не только как Священную землю, но и как источник наших знаний. Будда был индийцем, он даровал учение в Индии. Существуют палийская традиция, которой следуют преимущественно в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде и ряде других стран, а также санскритская традиция. В VIII веке тибетский царь пригласил в Тибет выдающегося ученого из университета Наланда Шантаракшиту. Увидев, что у тибетцев есть собственная письменность, Шантаракшита призвал их перевести индийскую буддийскую литературу на свой родной язык. В итоге свет увидели Кангьюр, собрание слова Будды из более чем 100 томов, и Тенгьюр, собрание более 200 томов с трактатами последующих, в основном индийских, наставников, таких как Нагарджуна и Асанга».
«Последователи санскритской традиции вняли наставлению Будды не принимать его слова на веру, а подвергать их сомнению и тщательно исследовать. “Компендиум достоверного познания” (Праманасамуччая) Дхармакирти и “Введение в мадхьямаку” (Мадхьямака-аватара) Чандракирти стали ключевыми трактатами традиции Наланды в силу того, что в них подробно истолкованы логическая система и воззрения мадхьямаки. “Введение в мадхьямаку” Чандракирти и его автокомментарий к этому произведению – мои настольные книги, которые я читаю ежедневно».
«В детстве я учился неохотно, но все же день за днем заучивал наизусть отрывки из этих сочинений и пересказывал выученное своему наставнику».
«Поскольку наше обучение основано на логических доводах и размышлениях, мы можем вести весьма плодотворные беседы с современными учеными. Среди вопросов, ставших предметом нашего обсуждения, – устройство сознания и способы преобразования разрушительных эмоций. Я горжусь тем, что сочетаю знание буддийской философии с научным мировоззрением. Мне нравится применять подход моего друга Франсиско Варелы, ученого, который при жизни также глубоко интересовался буддизмом. Он говорил: “Сейчас у меня на голове шляпа ученого, [и я высказываюсь как ученый], а в другой раз я выражаю свое мнение, надев буддийскую шапку”. Пришло время обогатить современную образовательную систему древнеиндийской мудростью, с помощью которой мы можем внести значительный вклад в развитие знания на этой планете».
«Что касается ликвидации последствий стихийных бедствий, то будут ли наши действия положительными или отрицательными, зависит от мотивации. Все зависит от того, способны ли мы руководствоваться состраданием. В Индии издавна бытуют традиции ахимсы, непричинения вреда, и каруны, сострадания. Главный вопрос в том, сможем ли мы сочетать их с современным мировоззрением».
«Человеком, показавшим, как принцип ахимсы, ненасилия, может применяться на практике, был Махатма Ганди. На него равнялись такие деятели, как Нельсон Мандела и епископ Туту в Южной Африке и Мартин Лютер Кинг-младший в США. Все они восхищались достижениями Ганди. Непричинение вреда и ненасилие не только правильны с моральной точки зрения, но и приносят очевидную пользу на практике».
По словам Его Святейшества, большую часть жизни он провел в Индии и его мозг наполнен индийской мудростью. Духовный лидер назвал себя беженцем, но при этом добавил, что пандита Неру предоставил ему дом сначала в Массури, а затем в Дхарамсале. Как признался Далай-лама, переезжая из Массури в Дхарамсалу, он чувствовал, будто покидает город, где уже обрел много друзей и знакомых, в какое-то неизвестное ему далекое место, однако сопровождавший его высокопоставленный чиновник пандита Пант предсказал, что именно из Дхарамсалы послание Далай-ламы распространится по всему миру.
Отвечая на вопросы слушателей, Его Святейшество подчеркнул, что религиозная практика служит способом обретения внутреннего покоя и, поскольку все духовные традиции по сути учат состраданию, все они достойны уважения. Он заметил, что все живые существа желают счастья и каждый имеет право быть счастливым и свободным от бед и невзгод, а значит, каруна, или сострадание, также имеет отношение к демократии.
Касательно отношения людей к технологиям и окружающей среде Далай-лама посоветовал всегда смотреть на вещи широко и стараться видеть целостную картину. Нельзя забывать, что технологии предназначены для служения человечеству и что мы должны обращать особое внимание на защиту окружающей среды.