дацан в улан удэ что это такое

История

Иволгинский дацан «Гандан Геже Даши Чойнхорлин»

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

Эта фотография Иволгинский дацан «Хамбын Хурэ» (буддийский монастырь) является собственностью сайта TripAdvisor

Иволгинский дацан – самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. В переводе с тибетского языка «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин» – «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты».

Иволгинский дацан является резиденцией главы буддистов России XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева и носит название «Хамбын Хурээ». Это крупнейший буддийский монастырский комплекс в России и духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.

Дацан находится в Республике Бурятия, в 36 км от Улан-Удэ, он был основан в 1945 году. В 1945 году вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 года за № 186-ж «Об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга». Вскоре был построен деревянный дом, которому придали вид дацана. 12 декабря 1945 года во главе с гэбши Галсаном Хайдубом был проведен первый открытый молебен «Сахюусан хурал». В феврале 1946 года новогодние молебны – «Сагаалганай хурал» – прошли с соблюдением всех религиозно-обрядовых канонов. В 1951 году власти официально выделили землю для монастырского комплекса. Было построено несколько жилых домов для лам.

Иволгинский дацан стал первым действующим буддийским храмом после многих лет запрета на проведение религиозных буддийских обрядов, сейчас он является также памятником истории и архитектуры, музеем культового зодчества.

После обретения в 2002 году Драгоценного Неиссякаемого Тела XII главы буддистов России Пандито Хамбо ламы Даши Доржи Этигэлова, в Иволгинском дацане возведен Дворец Хамбо Ламы Этигэлова, теперь дацан является резиденцией двух Хамбо лам.

В настоящее время в монастырский комплекс входят:

На территории монастырского комплекса также расположены здания резиденции действующего XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, резиденции Дид Хамбо ламы по Республике Бурятия Дагбы Очирова, учебные корпуса Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Дамба Даржа Заяева, библиотека, музей, Художественная мастерская «Эрхим Дархан» («Искусный мастер») и Галерея искусств народов Азии, различные служебные помещения, дома лам, столовая и гостиница.

При дацане действует визитно-информационный центр.

Ширээтэ Ламы Иволгинского дацана

Шэрээтэ Лама (ཁྲི་པ་བླ་མ།)- это титул, которого удостаивается настоятель дацана (монастыря).

Значение слова Шэрээтэ Лама, исходит от понятия «лама, имеющий трон (Шэрээ ཁྲི)». В некоторых текстах, Шэрээтэ Лама трактуется, как лама, восседающий на троне в центре дугана (храма).

Потом идет Лама (བླ་མ།), под этим понятием подразумевается Ламхай-Шэрээтэ, его полномочия распространяются лишь на один дацан, далее идут Ловбон или Соржо (སློབ་དཔོན། ཆོས་རྗེ།), Гыбгы (Гэсхы) (དགེ་བསྐོས།), Унзад (དབུ་མཛད།),

Засаг (ཛ་སག) и т.д, их полномочия заключаются в одном дацане, и на определенное направление.

Трон Шэрээтэ Ламы называют «львиный трон» (སེང་གེའི་ཁྲི), или же «золотой трон» (གསེར་ཁྲི).

Этот трон имеет восемь украшений:

Львиный трон бывает не только у Шэрээтэ Ламы, но и у Хамбо Ламы, почему же понятие Шэрээ акцентируется с Шэрээтэ ламой? Шэрээтэ Лама взял на себя ответственность за дацан, также Хамбо Лама не может бывать во всех дацанах одновременно, и Шэрээтэ Лама сам восседает на троне в центре или же выше относительно других лам.

Трон Хамбо Ламы и Шэрээтэ Ламы отличаются габаритами и числом олбоков (тюфяк, подстилка под трон), у Хамбо Ламы трон выше и шире, на нем семь олбоков, а у Шэрээтэ Лаиы пять олбоков.
Ламхай на хурале (служении) возглавляет несколько текстов, такие как Этигэл (Прибежище སྐྱབས་འགྲོ), Шибдаг дорма (Подношения яства хозяевам сакральных мест གཞི་བདག་གཏོར་མ།), Өва юрөөл (Напутствие благопожелание, посвящая заслуги བསྔོ་བ་སྨོན་ལམ།), а остальные тексты возглавляет Унзад лама.

В тибетской системе понятие Шэрээтэ имеет несколько значений:

Список Шэрээтэ Лам Иволгинского дацана:

1. Габжа лама Янгажинского дацана Ринчин Жамьянов (1946- 1950 гг.)

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

2. Габжа лама Анинского дацана Бал-Самбу Раднаев (1951- 1954 гг.)

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

3. Габжа лама Чесанского дацана Бадма-Доржо Жамбалов (1955-1967 гг.)

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

4. Габжа лама Янгажинского дацана Цыден Цыбенов (1967- 1974 гг.)

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

5. Габжа лама Тамчинского дацана Цыренжап Бальжиров (1974- 1976 гг.)

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

6. Лама Кижингинского дацана Нима Жапов (1976-1980 гг.)

Источник

Почему стоит посмотреть Иволгинский дацан

Буддизм входит в тройку главных мировых религий, в т. ч. и в нашей стране. Священным центром буддизма в России с середины прошлого века является монастырь в Бурятии – дацан Иволгинский.

Благодаря своей архитектуре, равной которой нет нигде в мире, он стал местом паломничества последователей Будды со всего мира. Немало познавательного находят на территории храма и простые туристы.

История буддийского монастыря

История этого монастыря, где живут и молятся русские буддисты, начинается с 40-х гг. прошлого века. Она тем более интересна, потому что в это время любая религия в Советском Союзе подвергалась дискредитации.

Впервые на территории Российской империи буддизм появился еще в 17 в. До октябрьских потрясений в стране действовало более 30 буддийских центров. После 1917 г. начались гонения на все конфессии и монастыри, в т. ч. и дацаны Улан-Удэ, постепенно закрывались.

Возродить буддизм в Бурятии помогла Великая Отечественная война. Легенды гласят, что в те страшные годы последователи этой религии смогли собрать большую сумму, чтобы помочь фронтовикам.

За эту заслугу в правительстве страны было принято постановление, разрешающее буддистам начать возведение храма. Таким образом, Иволгинский монастырь начинает отсчет своей истории с середины прошлого века.

Новый буддийский монастырь в России стали возводить практически в открытом поле. В 1951 г. под него отвели участок земли. Современный архитектурный комплекс начинался с простого деревянного дома, однако постепенно в Бурятии буддизм стал распространенной религией и силами верующих были быстро построены десятки зданий.

Современный духовный центр российского буддизма – это 10 храмов-дуганов, 5 ступ-субурганов, учебное заведение, оранжерея, в которой растет священное дерево Бодхи, дома проживающих в храме служителей и святыня буддистов – не подверженное тлению тело учителя буддистов Итигэлова.

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

Почему стоит увидеть Иволгинский дацан

Главной достопримечательностью этого монастыря является нетленный бурятский лама, которого знают буддисты по всему миру.

Его история окутана тайнами и легендами. В монастыре туристам рассказывают, что Итигэлов, который родился в конце позапрошлого века, в детском возрасте потерял родителей и, будучи подростком, смог в одиночку пройти более 300 км, чтобы добраться до ближайшего монастыря и вступить в ряды послушников. Он прожил там 23 года, изучая философские науки и возрастая в святости. Благодаря своей широкой просветительской деятельности он стал наставником для всех восточносибирских буддистов.

В 1927 г. наставник принял позу лотоса и впал в нирвану, предварительно дав указание своим последователям извлечь его тело из кедрового короба, куда его поместили, через 30 лет.

Ученики исполнили последнюю волю учителя и через 3 десятка лет в присутствии ученых извлекли его из-под земли. Оказалось, что тело не носит следов тления, деформации и разложения, находится в хорошем состоянии. В 2002 г. Итигэлов был окончательно извлечен из под земли и помещен в одну из комнат монастыря. С тех пор он является достопримечательностью храмового комплекса, его называют нетленным ламой.

За телом тщательно ухаживают послушники, а увидеть его можно только в дни больших праздников.

Неизменный восторг посетителей религиозного комплекса вызывает необычная архитектура зданий. Они выстроены в традиционном тибетско-китайском стиле – углы крыш поднимаются вверх, стены окрашены в яркие цвета.

Но, в отличие от китайских храмов, Иволгинские строения имеют ряд отличий. Прежде всего это материалы, из которых построены здания. Большинство храмов по всему миру возведено из камня, в то время как для бурят привычным строительным материалом является древесина. Поэтому все дуганы здесь деревянные.

Свой отпечаток на архитектуру зданий наложили и суровые зимы, которые свойственны этой местности. Храмы в этой обители имеют прихожие, которые не позволяют холодному воздуху проникать внутрь главного помещения.

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

Чем заняться в Иволгинском дацане

Большинство последователей Будды и простых туристов стремятся увидеть тело нетленного ламы. Однако это можно сделать только в день крупного праздника, т.е. всего 8 раз в году. Поэтому тем, кто хочет познакомиться с этой достопримечательностью, нужно ориентироваться на время, когда в монастыре проводятся большие празднования.

Чтобы познакомиться с достопримечательностями духовного центра, нужно совершить экскурсию по святым местам – гороо. Сделать это можно как в одиночку, так и компании какого-либо ламы. Главное – пройти по всем объектам буддийского храма нечетное количество раз.

Обход монастыря необходимо совершать по часовой стрелке, начиная от ворот.

Кроме храмов-дуганов, по периметру комплекса часто встречаются барабаны для молитв (хурдэ). Их рекомендутся вращать слева направо. Каждый из них наполнен свитками с мантрами. В самом крупном лежит свиток, на котором изображено 100000 мантр. Поэтому 1 поворот равен такому же количеству словно бы произнесенных молитвословий.

Спрос среди туристов приобрел магический камень Зеленый Тары. В буддийской религии это богиня, которая всегда спешит на подмогу. Считается, что если отступить от святыни на 10 шагов, прикрыть глаза и задумать заветное желание, а потом с вытянутыми руками приблизиться к камню и прикоснутся к нему, то задуманное обязательно исполнится. Главное, чтобы мысли были светлыми, а желание – благостным.

Обязательно нужно посетить оранжерею, где растет дерево Бодхи, отросток которого несколько десятилетий назад был привезен из Индии. С годами оно разрослось, и сейчас посетители могут наблюдать уже небольшой лесок.

На пустыре за храмами можно повязать на сухое дерево химморин – цветную ленточку с молитвами. Это помогает обрести духовную силу и повысить внутреннюю энергию.

В религиозном центре находится действующее учебное заведение – Даши Чойнхорлин. Его открыли в 90-х гг. прошлого века. Желающие могут посетить открытые лекции. В этом учебном заведении изучают духовные науки, философию, восточную медицину, историю.

Кроме того, на территории религиозного центра действуют кафе, где подают национальную бурятскую еду, а также работают лавки, которые торгуют сувенирной продукцией.

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

Как добраться до Иволгинского дацана

Доехать до монастыря можно как на автобусе, так и на личном автомобиле. Храмовый комплекс находится недалеко от Иволгинска. Это райцентр, на который нужно ориентироваться.

Общественный транспорт

От столицы до районного центра постоянно ходит автобус номер 130, а до монастыря курсируют маршрутные такси. Весь путь занимает не больше 1 часа.

Личный автомобиль

Чтобы добраться до храма собственными силами, необходимо найти Иволгинский дацан на карте. Ехать нужно по шоссе А-340 от столицы до Иволгинска, а потом и до Верхней Иволги.

Источник

Иволгинский дацан — центр буддизма в России

Иволгинский дацан — самый известный буддистский храм не только в Бурятии, но и по всей России. Он расположен в 36 километрах от Улан-Удэ в Средней Иволге. Храмовый комплекс является одним из ключевых мест паломничества для буддистов со всего мира.

История дацана

При этом, строительство дацана началось относительно недавно. В 30-е годы прошлого века вся буддистская традиция в России была фактически полностью уничтожена силами Советов. Только к концу Великой Отечественной войны, когда в отношениях религий и государства наступила относительная оттепель, дацан разрешили построить. Данное событие задокументировано Постановлением Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 года за № 186-ж «Об открытии буддийского храма „Хамбинское Сумэ“ в улусе Средняя Иволга».

Буддистская община тут же начала сбор средств на строительство дацана. Верующие из закромов доставали священные артефакты и религиозную утварь, отправляя их в Среднюю Иволгу. На собранные средства удалось построить небольшой деревянный дом. Возводили его, в том числе, будущие прихожане храма.

Всего через полгода после разрешения на строительство, 12 декабря 1945 года, в деревянном дацане состоялась первая открытая служба “Сахюсан хурал”. А в феврале следующего, 1946 года, в Средней Иволге провели первые новогодние службы — с соблюдением всех религиозных обрядов и канонов.

В 1951 году для монастырского комплекса выделили землю. На полученной территории возвели жилые дома для лам, хозяйственные и служебные здания. Много позже, в 70-х, построили большинство храмов дацана.

В 1970 году построен второй восьмистенный Цогчен-дуган, с возведением в 1976 году третьего (современного) соборного храма, преобразованный в Деважин Сумэ. В в 1991 году на территории дацана был создан Буддийский университет.

Источник

Иволгинский дацан

История дацана

Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.

«…Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…» — писал о дацане Далай-лама XIV.

«Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, где изучают философию и медицину при монастырях. Однако в России — вероятно, из-за долгих периодов изолированности буддизма от внешних влияний — за дацаном закрепилось значение не только университета, но и монастыря.

На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в нашей стране.

Сегодня, много десятилетий спустя, Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределами России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова, лидера буддистов России начала XX века, сподвижника далай-ламы XIV.

Итигэлов перед смертью в 1927 году обратил к монахам две просьбы: читать о нем особую заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда покойного осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и погребли вновь.

Дацан рос. Возникали новые храмы, росло количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.

Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс — со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.

Что необходимо сделать в Иволгинском дацане

— Обойти храм по часовой стрелке и покрутить барабаны «хурдэ».

Согласно традиции, прежде чем войти в буддистский храм, его следует обойти кругом. По пути вы увидите барабаны «хурдэ», внутри которых лежат свитки с мантрами. Буддисты считают, что прокручивание этих барабанов равносильно молитве.

В буддистских храмах ставят свечи особым образом. Внутри большой спирали благовоний закрепляют записку с именем, после чего ее поджигают и подвешивают к потолку. Когда бумажка колышется от дыма или ветра — это равносильно молитве.

— Поговорить с ламой.

Ламы очень приветливы и могут ответить на любой вопрос, который вы бы им ни задали. Следует знать заранее, что после разговора принято делать небольшое пожертвование.

— Сходить на прием к врачу.

В любом буддистском университете чаще всего обучают традиционной тибетской медицине. Врач продиагностирует болезни по пульсу, после чего сделает для вас лекарство из трав.

Нетленное тело Пандито Хамбо-ламы Итигэлова находится в отдельном здании дацана. Говорят, что если до него дотронуться, уходят недуги и сбываются желания.

Как нужно вести себя в дацане

Лама или монах вряд ли будут делать замечания посетителям относительно поведения или внешнего вида. Терпение — одна из основ буддизма. Тем не менее есть пожелания, выполнение которых позволит чувствовать себя в дацане комфортно и никого не смущать.

Сумки должны быть сняты с плеч. Руки и ноги прикрыты.

Не следует поворачиваться к статуям спиной и показывать на них пальцем

На выходе из дацана стоит аршан — сосуд с водой. Нужно зачерпнуть из него воду правой рукой и перелить ее в левую, сделать три глотка, а остальное вылить на голову. Этот ритуал символизирует очищение.

Символы буддизма

Ступа

Ступы (по-бурятски — «субурган») символизируют эпизоды из жизни Будды. Они могут иметь восемь различных форм, символизирующих рождение, этапы просветления и чудеса, которые творил Будда.

Шафрановый цвет

Символизирует мудрость, чистоту и божественное откровение. По преданию, в древности буддийские монахи одевались в белое. Однако после очередного купания их одежда сама собой стала цвета шафрана.

Дерево бодхи

Считается, что это реальный вид дерева, получивший в настоящее время название «фикус священный». Сейчас его можно увидеть в любом буддийском монастыре или храме. Именно под таким деревом, по легенде, Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления.

Лань

Предание гласит, что, когда Будда читал пяти аскетам в лесу свою первую проповедь «Поворот колеса учения», из-за деревьев показались две лани. Они слушали Учителя, а после того, как проповедь была закончена, скрылись в лесу. С тех пор лань символизирует «принятие учения». Ее скульптурное изображение можно встретить на территории буддийских монастырей.

Зонт

Не исключено, что буддийский монах с зонтиком просто пытается защититься от жара или дождя. Однако зонт в буддизме символизирует еще и благие деяния, направленные на защиту от ударов судьбы.

Лотос

Лотос символизирует чистоту. В этом цветке заключается метафора буддизма. Лотос растет в мутной и грязной воде, тем не менее он всегда остается чистым.

Об этом объекте также читайте в разделе: Религиозное наследие

Источник

По Бурятии и Монголии. Бурятские дацаны и «драгоценное неиссякаемое тело»

О Хамбо-ламе Итигэлове, который достиг наивысшего просвещения, и перед тем как попрощаться с миром ушел в глубочайшую медитацию, о его теле, которое подняли на поверхность через 75 лет со всеми признаками ЖИВОГО тела

Мое решение поехать в Монголию через бурятскую столицу Улан-Удэ, было связано не только с желанием сэкономить на авиабилетах (хотя признаюсь, это все-таки, причина № 1), но и с большим интересом к Иволгинскому дацану, что расположен неподалеку от бурятской столицы. Именно там находится нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова, явление абсолютно уникальное, не имеющее мировых аналогов. Прочитайте эту удивительную историю.

Итигэлов — уроженец Бурятии, известный религиозный деятель известный по имени Хамбо-лама Даши Доржо Итигэлов. Он был главой российских буддистов с 1911 по 1917 год.

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

Этот человек умел предсказывать будущее. Только совсем недавно были найдены его рукописи, которые, были спрятаны во времена гонений на веру. Расшифровка рукописей только начата, это очень сложный процесс, ведь писал он их на старомонгольском языке. Пророчества Итигэлова пока еще не обнародованы, но по предварительным сведениям он предсказал сталинские репрессии, распад СССР, будущее России и …. дату своего возвращения из могилы. Также из этих рукописей становится понятным масштаб его личности. В них Итигэлов написал о своих прежних жизнях, о том, что он пережил 12 реинкарнаций. Пять из них — в Индии, пять — на Тибете и две — в Бурятии. В одной из первых жизней, бесчисленное количество лет назад, он был воплощением Будды. После прочтения последней фразы многие ухмыльнуться — ну написал и написал, попробуй, проверь. Так бы сделал и я, а я тот еще скептик. Но дальнейшая информация об этом человеке, вынесла мой атеистический мозг на околоземную орбиту, причем полет продолжается до сих пор. Моего материалистического мировоззрения не хватает, чтобы объяснить это чудо!

А произошло вот что! 15 июля 1927 года, находясь в добром здравии, 75-летний глава буддистов России приказал читать над ним молитву «Благопожелание уходящему». Ученики удивились, что должны читать эту молитву живому человеку. Более того, монахи, обливаясь слезами, отказывались исполнять это. Тогда Итигэлов начал читать отходную молитву сам. Произнеся священные слова, он замер в позе лотоса с закрытыми глазами. Дыхание отсутствовало, пульса не было. А перед этим он оставил своим ученикам завещание: сказав, что уходит на тысячу лет, он попросил поднять его через 75 лет, чтобы убедиться, что он жив. Говоря светским языком, вполне возможно, что он хотел продемонстрировать на себе некий пример того, как можно жить после смерти. И, очевидно, он полагал, что тысяча лет — это срок достаточный для того, чтобы люди разобрались, сумели понять механизмы, способы достижения им этой цели. Монахи, как и завещал Итигэлов, похоронили его в деревянном коробе, засыпав солью.

С первыми шагами советской власти начались антирелигиозные репрессии. Гонениям, как известно, подверглись представителей всех религиозных конфессий, в том числе и буддисты. Чтобы могила святого не была поругана, монахи сравняли ее с землей. Но дважды, в 1955 и 1973 годах они тайно вскрывали захоронение, чтобы убедиться, что тело главы буддистов России находится на том же месте. Кстати, донос об этих действиях был найден в архивах КГБ. Спецслужбы, боявшиеся, что культ почитания святого примет большие масштабы, следили за ситуацией и не оставляли его даже и в могиле!

Прошло 75 лет. Согласно завещанию, в сентябре 2002 года состоялось вскрытие саркофага, в котором находился Итигэлов. Я нашел в интернет-пространстве фотографии этого уникального события.

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

Подъем тела происходил в присутствии главы буддистов России Пандито Хамбо-ламы ХХIV Дамбе Аюшеева и медицинских экспертов. Был там и 96-летний историк Бимба Цыбиков, который хорошо знал Итигэлова лично — он опознал его со словами: — Это Хамбо-лама Итигэлов собственной персоной!

Всеобщему удивлению не было предела. Все увидели, и медицинские эксперты это подтвердили, что тело прекрасно сохранилось, вопреки времени и необратимости физического распада. Итигэлов по-прежнему сидел в той же самой позе лотоса, которую принял, медитируя, при уходе из жизни. Он был не просто внешне узнаваем, но у него были обнаружены все признаки живого тела: мягкая кожа без каких-либо оттенков гниения, сохранились на месте нос, уши, закрытые глаза, пальцы рук.

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

Это еще не все. Через какое-то время его тело начало потеть. Вытирая пот с лица и тела, люди заметили, что оно теплое, выше температуры воздуха в помещении! А когда в дацане идут моления, температура тела Хамбо-ламы вообще поднимается до 36 — 37 градусов, до нормальной температуры здорового человека! Иногда пота было так много, что шелковая одежда Хамбо-ламы пропиталась им насквозь. Монахам приходится менять его наряды все чаще и чаще. При этом, они отмечали, что суставы сидящего в позе лотоса буддистского святого абсолютно подвижны.

Состояние, в котором находится Итигэлов, не относится ни к одному из трех известных состояний (мумификация, «торфяное дубление», жиро-восковое), позволяющее сохранить труп после смерти. Ученые тогда назвали феномен Итигэлова «четвертое состояние смерти». А буддисты стали называть это чудо «драгоценное неиссякаемое тело».

Подобных примеров в мире больше нет. Есть нетленные тела буддистских монахов в Китае и Японии, но это безжизненные мумии, их тела высохшие. Многие знают про знаменитые фигуры нетленных лам во Вьетнаме, но, они больше похожи на статуи — покрыты лаком, внутренности в них отсутствуют. В отличие от всех них, Хамбо-лама Итигэлов совершенно не подвергался мумификации или бальзамированию. Тело, пробывшее в земле 75 лет, выглядело словно живое. Розовая кожа, припухлые щеки. Казалось, что лама просто крепко спит…

Сразу после подъема саркофага судмедэксперты дали такой прогноз, что тело, извлеченное из кедрового короба (в нем обсыпанный солью лама провел на глубине полтора метра 75 лет), на воздухе начнет разлагаться через 2 — 3 дня. Но признаки распада тканей не наступили ни тогда, ни через много лет спустя. Более того, росток жизни, спавший в теле святого, просыпается! Ученые, измерив, состояние среды рядом с телом Итигэлова, отметили, что организм ламы вибрирует с частотой в 1 герц. Это соответствует состоянию человеческого зародыша.

Вот такая история, которая еще не закончилась. Современные знания людей еще не в состоянии понять и объяснить феномен Итигэлова. Чтобы приобщиться к великому чуду, в Иволгинский дацан едут паломники не только со всей России, но и буддисты из Монголии, Китая, Индии и других стран.

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

Не будучи буддистом, 11 сентября 2015 года приехал туда и я.

О моей поездке в Иволгинский дацан, имеющий неофициальный титул — центр российского буддизма

Давайте сначала определимся со значением слова «дацан». Дацан это не просто буддистский храм, это монастырь, в состав которого входит еще и буддийское учебное заведение.

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

Считается, что Иволгинский дацан — главный буддийский монастырь России, но это неофициальный титул. Более правильно сказать, что этот дацан является самым авторитетным и весомым монастырем, но при этом его нельзя назвать ни самым большим, ни, тем более, древним. Особый статус Иволгинский дацан имеет потому, что это первый дацан, открытый в советское время, а именно в год окончания Великой Отечественной войны. Во время войны, были ослаблены репрессии против верующих: стране, в трудные времена, нужная была помощь, в первую очередь духовная. Как впрочем, и материальная. Кстати, бурятские буддисты на нужды фронта собрали, огромную по тем временам сумму, 350 тысяч рублей. Считается, что в благодарность за помощь советское руководство и позволило открыть дацан. Возрождать ранее существовавшие дацаны не стали, а «в чистом поле» построили новый. Так появился Иволгинский дацан, бывший в СССР единственным легальным центром буддизма. С того времени и по сей день Иволгинский дацан является резиденцией Пандито Хамбо ламы, главы российских буддистов.

Отвезти в Иволгинский дацан, мой новый приятель — таксист, предлагал за 1600 рублей, обещая привезти туда, подождать, сколько нужно и отвезти обратно. Конечно, цена нормальная, но мне хотелось более полного погружения в повседневную бурятскую жизнь, да и кризис в стране, надо экономить. Решил поехать на маршрутном такси. Микроавтобус № 130, место отправления находится недалеко от автостанции, которая, в свою очередь, расположена почти в самом центре Улан-Удэ. Ехать надо до конечной остановки, километров 40, до села Верхняя Иволга, стоимость проезда 40 рублей. Там сразу надо пересесть на вторую маршрутку, до дацана, находящегося в километрах в семи от села, стоимость проезда 20 рублей. Путь в одну сторону занял около часа.

Вход в дацан свободный, но мне нужна была экскурсия. В домике, стилизованном под юрту, около входа в дацан заказал индивидуальную экскурсию стоимостью 300 рублей, отдельно оплатив право фотографирования, еще 50 рублей.

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

Экскурсию проводил молодой лама, время экскурсии примерно один час.

Итак, прогуляемся по территории Иволгинского дацана, причем сделаем это правильно, в соответствии с принятыми нормами.

1. Входим на территорию. Ворота дацана состоят из трех частей — центрального входа, который обычно открывают только по большим праздникам, и двух «калиток», правой и левой. Входить на территорию следует через левую калитку, и не пытаться пройти через центральные ворота.

дацан в улан удэ что это такое. Смотреть фото дацан в улан удэ что это такое. Смотреть картинку дацан в улан удэ что это такое. Картинка про дацан в улан удэ что это такое. Фото дацан в улан удэ что это такое

2. Осматривать территорию дацана начнем «слева направо», идя по тропинке по ходу солнца. Такой круговой обход называется «гороо», это своеобразный обряд очищения. При этом, небуддистам это правило тоже полезно, потому что вносит некую систематизацию в процесс осмотра. Распространенная ошибка перемещаться от дуганов (так называются храмы) к ступам, от ступ к домам лам, пропуская массу деталей и, собственно, смысл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *