ГУСИТЫ — Последователи Иоанна Гуса, реформатора католической церкви, жившего в начале XV в. в Чехии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГУСИТЫ последователи Гуса, восставшие в XV в. против злоупотреблений… … Словарь иностранных слов русского языка
ГУСИТЫ — ГУСИТЫ, сторонники Реформации в Чехии (отчасти в Словакии) в 1 й половине 15 в., участники так называемых гуситских войн 1419 37 против католической церкви, феодального гнета и немецкого засилья. Приверженцы Я. Гуса, Иеронима Пражского, их… … Современная энциклопедия
ГУСИТЫ — название сторонников Реформации в Чехии (отчасти в Словакии) в 1 й пол. 15 в. участников Гуситского движения, последователей учения Яна Гуса и других народных проповедников … Большой Энциклопедический словарь
Гуситы — сторонники Реформации в Чехии (отчасти в Словакии) в 1 й половине 15 в., участники т.н. гуситских войн 1419 37 гг. против католической церкви, феодального гнёта и немецкого засилья. Приверженцы Я.Гуса, Иеронима Пражского, их последователей… … Исторический словарь
Гуситы — (Hussites), последователи Яна Гуса (ок. 1372 1415), чеш. религ. реформатора, обвиненного в ереси и сожженного по решению Констанцского собора в 1415 г. Как реформатор протестант Гус имел немало последователей в разл. частях родной Боге мии,… … Всемирная история
Гуситы — ГУСИТЫ, сторонники Реформации в Чехии (отчасти в Словакии) в 1 й половине 15 в., участники так называемых гуситских войн 1419 37 против католической церкви, феодального гнета и немецкого засилья. Приверженцы Я. Гуса, Иеронима Пражского, их… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Гуситы — Реконструкция гуситского щита в Пражском музее … Википедия
гуситы — ов; мн. (ед. гусит, а; м.). [чешск. hussit]. В Чехии первой половины 15 в.: последователи Яна Гуса, участники борьбы против засилья католической церкви и немецкой агрессии. ● По имени религиозного реформатора из Богемии Яна Гуса (1369 1415). ◁… … Энциклопедический словарь
Гуситы — последователи и сторонники учения Яна Гуса, участники широкого общественного и нац. движения в Чехии в первой пол. XV в. за реформу католич. церкви (в дальнейшем названного гуситским). Впервые заявили о себе весной 1419 г., когда начались их… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Религиозное движение таборитов — радикальное крыло гуситов. Гора Табор (по аналогии с горой Фавор в Галилее) — место, где был основан первоначальный лагерь приверженцев движения.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Дефенестрация — от лат. приставки de (в общем случае — извлечение) и существительного fenestra (окно) — акт выбрасывания кого-либо из окна. Чешский исторический и политический феномен, событие, имеющее далеко идущие последствия. В истории Чехии как минимум два события известны как Пражская дефенестрация: первое в 1419 году, второе в 1618 году. Обе послужили толчком к продолжительным конфликтам в Чехии и соседних странах. Как минимум еще два события в чешской истории (в том числе одно — в XX веке.
Духо́вно-ры́царские о́рдены — организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в XI—XIII века под руководством католической церкви главным образом для контроля границ христианского мира, защиты пилигримов на пути в Святую Землю, а также крестовых, и других походов: против ислама в Святой земле, в Испании или в Турции, или против язычников в Литве, в Эстонии или в Пруссии с целью распространения католичества (после Реформации иногда против протестантства). Впоследствии ордены могли стать.
Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма. Однако история протестантизма прослеживается в более ранние века, идеалом движения было возвращение к раннему христианству. На протяжении многих веков питательной почвой для антикатолических настроений в Европе были претензии папства на светскую власть и упадок нравов римской курии. С началом Реформации протестантизм.
Гуситы — название чешского реформаторского религиозного движения, названное по имени Яна Гуса и принявшее в 1419 году революционные формы. На формирование идеологии гуситов оказали влияние взгляды Уиклифа, вальденсов и чешского реформатора Матвея из Янова. Радикальные гуситы отрицали авторитет Церкви и признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Умеренные гуситы призывали к реформированию Церкви, воспринимали таинства в основном в католическом духе, однако требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке.
Содержание
Требование чаши для мирян
Умеренные гуситы
Деятельность гуситов стоит на первом плане в событиях центральной Европы в первую половину XV века; внутренняя история гуситства освещает многие стороны учения самого Гуса. С самого начала в движении гуситов принимали участие представители различных социальных слоёв и идейно-политических направлений, преследовавшие различные цели. Значительная часть чешской шляхты и бюргерства, а также университетских профессоров разделяли это учение. Они высказывались за отчуждение церковного имущества и ослабление влияния Церкви на светские дела. Шляхта и бюргерство составляли умеренное течение гуситства. Именно их обычно подразумевают под термином чашники.
Радикальные гуситы (Табориты)
Под влиянием выступлений радикальных проповедников, призывавших к установлению новых порядков и предсказывавших скорое наступление «тысячелетнего царства Христова на земле» (хилиазм), гуситы изгоняли католических священников из храмов, громили монастыри. 30 июля 1419 произошло восстание в Праге, где радикальные гуситы захватили власть и выбросили из окон ратуши 7 городских советников. Не были забыты и монастыри — их просто разграбили и сожгли, убив не успевших убежать монахов. Это событие впоследствии стало называться дефенестрацией. После смерти чешского короля Вацлава IV в августе 1419 исчезли последние препятствия, сдерживавшие массовые выступления. Восстала вся Чехия.
Радикальная часть гуситов создала на горе Табор в Южной Чехии укреплённый лагерь. Это крыло гуситов стало называться таборитами. Они призывали к созданию «общества равных», прообраза грядущего Царства Божьего. Табориты избрали себе епископа и 4 военных руководителей, самым радикальным из которых был Ян Жижка. Постепенно таборский лагерь раскололся. Сторонники общности имущества оказались в меньшинстве и были изгнаны. Вокруг Табора образовался союз городов.
Крестовые походы против гуситов
Религиозные диспуты и мирные переговоры между обеими гуситскими партиями продолжались до Пражского сейма 1444 г., на котором учение таборитов было объявлено заблуждением. Вместе с победою чашников над таборитами стало исчезать религиозное воодушевление первых; хотя они продолжали представлять собою особую церковь, но по духу стали приближаться к католикам, и от прежних гуситских принципов у них остались лишь уважение к памяти Гуса и употребление чаши. Решающее положение в стране захватили чашники, стремившиеся достичь соглашения с Церковью и императором. 5 июля 1436 между чашниками и императором был заключен мир, в результате которого императором Сигизмундом были ратифицированы Пражские компактаты. Римский папа Евгений IV не признал эти документы.
Реально власть в Чехии после крестовых походов принадлежала политическим союзам, объединявших шляхту и города под управлением гетманов. Одним из них был Йиржи из Подебрад, который в 1452 взял Табор, положив конец существованию таборитов. В 1458 году на сейме Йиржи (Георгий) был избран чешским королём и в тот же день в присутствии папского легата коронован. Поддержку римского папы Пия II он обеспечил тем, что тайно дал клятву подчиняться Апостольскому Престолу, хранить единство Церкви и противодействовать всякой ереси среди своих подданных. Однако Пий II требовал от нового чешского короля более энергичной борьбы с еретиками, под которыми он понимал всю гуситскую религиозную идеологию и организацию. Но по мнению чешской власти еретиками были только те, кто не принял Пражские компактаты.
31 марта 1462 Пий II провозгласил Пражские компактаты недействительными, а в 1466 предал короля Йиржи анафеме и всех его подданных освободил от присяги. В 1468 году был объявлен новый крестовый поход против Чехии, вылившийся в войну венгерского короля Матьяша Хуньяди, поддержаного чешской католической оппозицией, со сторонниками Иржи. Во время этой войны на чешский престол взошёл сын польского короля, католик Владислав II (династия Ягеллонов).
Последствия движения гуситов
Дальнейшее развитие ситуации привело к установлению в Чехии мирного сосуществования двух конфессий — католиков и чашников, которое было окончательно закреплено договором в Кутна Горе (1485). Более радикальной группой гуситов были так называемые «чешские (богемские) братья», начавшие формироваться в 1457 году и отколовшиеся от чашников в 1476. «Богемские братья» не признавали таинств, отвергали пресуществление. Проблема сосуществования католиков и гуситов в Чехии обострилась в XVII веке в связи с распространением в Чехии идей Реформации. В это время многие чашники сблизились с лютеранами, а «богемские братья» с кальвинистами. Императоры из династии Габсбургов во второй половине XVII века стремились к отмене прав гуситов, что привело к Тридцатилетней войне (1618—1648). После поражения Чехии в войне церковные организации гуситов на долгое время прекратили своё существование.
В настоящее время
Непосредственно со времён Гуса продолжают действовать «Чешские братья», хотя официально не называют себя гуситами, а также Моравская церковь, изначально ответвление «чешских братьев», но позднее приобретшая большее влияние. Эти движения были первым прецедентом легального существования в Европе некатолических христианских деноминаций.
В настоящее время гуситами себя называют прихожане Чехословацкой гуситской церкви (по разным оценкам, от 100000 до 180000 прихожан). Однако непосредственно к гуситскому движению данная церковь не относится. Она была основана в 1918—1920 годах в результате раскола среди клира Римско-католической церкви в Чехии и Моравии. Своё нынешнее официальное название (Чехословацкая Гуситская Церковь) конфессия приняла лишь в 1971 году. [1]
Последствия борьбы между национальным религиозным движением гуситов и католической церковью сказываются на духовной жизни чешского народа до сих пор: чехи являются в настоящее время самым атеистическим народом в Европе. [2]
andrewbek_1974 сделал интересный материал по гуситам, который я утаскиваю к себе: В советской историографии, гуситские войны оценивали прям почти что наскрозь положительно. Крестьяне и горожане типа боролись за свободу, против феодального угнетения пришлыми «немецко-фашистскими захватчиками»[1], классовый подход, туды-сюды. Утрирую конечно, но из школьной программы у рядового советско-российского обывателя складывалось именно такое впечатление: гуситы «белые и пушистые», проклятушшие католики-фрицы и феодалы – «зеленые и склизкие». При этом как-то ускользали от внимания такие пикантные детали гуситских войн, как чрезвычайная жестокость и радикальный религиозный фанатизм тех самых «белых и пушистых» гуситов, поражавшие даже современников. И это на фоне ваще-то довольно простецких нравов XIV-XV веков, когда о этих ваших правах человека, религиозной терпимости и толерантности еще и слыхом не слыхивали. То есть вспороть живот католическому священнику и с шуточками-прибауточками подвесить его за кишки на деревце – это для наиболее радикальной части гуситов было нормальным. Выжечь глаза и содрать кожу с рук до локтя у пленных тоже не исключительное дело. Про многократные изнасилования «католических шлюх» из благородного сословия (кстати, «под раздачу» попадали не только благородные, но и купчихи, монашки, жены и дочери ремесленников, и даже крестьянки, за «свободу» которых вроде бы и воевали гуситы), захваченных при штурмах замков и городов вообще можно промолчать. Это была вполне обычная практика для таборитов[2]. Показателен пример с городком Немецки Брод[3], где гуситы вырезали буквально все население вплоть до младенцев. Во избежание недопонимания, сразу скажу, что католики им платили абсолютно той же монетой. В 1434 году, в битве у Липан[4], в плен попали около 700 таборитов, которых победители загнали в деревянные сараи и заживо сожгли.
В боях с фанатичными последователями сожженного Яна отметились, австрийские, германские, венгерские, польские, французские, итальянские, бургундские, испанские, и даже английские благородные господа и военные контингенты. И вся эта шобла практически ничего не смогла сделать с войском упоротых фанатиков-чехов. Конец гуситским войнам положило сражение у Липан, в 1434 году, где более умеренные чашники (правда при поддержке католиков) наголову разгромили непримиримых таборитов. Последний серьезный оплот гуситов – Сион, пал в 1437 году.
А все началось за полста лет до этого, в небольшом чешском [5] городке Гусинец.
Точная дата рождения Яна по прозвищу «Гус» неизвестна, но принято считать, что он родился в 1369 году, в крестьянской семье среднего достатка. В 1396 году Гус заканчивает Пражский Университет, и получает степень магистра искусств, что для выходца из крестьянской среды само по себе достижение весьма нетривиальное. А в 1400 году получает духовный сан и становится деканом философского факультета того же Пражского Университета. Примерно тогда-же, на рубеже XIV-XV веков Ян начинает свои проповеди[6]. Про личность этого выдающегося человека прочитаете сами, ибо речь в данных обзорах пойдет все же о военной составляющей движения гуситов. Однако все же надо отметить, что Ян Гус несомненно обладал острейшим умом, был великолепным оратором и обладал большой личной харизмой. К тому же он искренне верил в правильность своих идей (кстати, с точки зрения современного человека ничего крамольного в речах Гуса не было). Все это делало его опаснейшим противником для папской власти (да и для светской тоже). В качестве вишенки на торте: Гус считал себя ревностным католиком.
История с его выездом на Констанцский собор в 1414 году говорит нам о том, что ко всему прочему Ян был весьма мужественным человеком, ибо явно понимал, что несмотря на охранную грамоту от германского короля Сигизмунда [7] (собор проводился на территории подконтрольной Сигизмунду) скорее всего он оттуда не вернется. Упорствовавший в своих «еретических» убеждениях Ян Гус, был сожжен на костре вместе со своими трудами, в г. Констанце 6 июля 1415 года.
Сожжение Яна Гуса. Наверное самое известное из изображений его казни.
Яна Гуса ведут на костер. Миниатюра из рукописи «Хроники Констанцского собора», 1464 года.
Сказать, что чехи были в ярости это значит ничего не сказать. Но конфликт кое-как сдерживал покровитель Гуса, король Вацлав IV Люксембург [8], а вот когда он умер, в августе 1419 года, и на престол Чехии восхотел взойти его братец Сигизмунд Карлович, которому чехи дали погоняло «Иуда», вот тогда-то и полыхнуло. И полыхало целых 18 лет безостановочно. А партизанская война продолжалась без малого еще 20 лет.
Второй выдающийся чех, с именем которого связаны основные военные успехи гуситов это естественно Ян из Троцнова, более известный как Жижка (1360-1424 года). И опять же мы тут сталкиваемся с неким ретушированием действительности. Ян Жижка конечно национальный чешский герой, человек большого полководческого дара, который, если бы не движение гуситов, скорее всего так и остался бы невостребован. Но чувак-то ваще лютый был – настоящий «пес войны», бесстрашный, с жестким, мрачным характером, с железной волей, к тому же абсолютно безжалостный. Не каждый персонаж в богатой на отморозков средневековой европейской истории в конце жизни получает прозвище с эпитетом «Страшный»[9]. Дата рождения Яна из Троцнова известна: это 1360 год. Происходил Ян из обедневшей дворянской семьи. В юности довольно быстро поняв, что в родном Троцнове ему ни хрена не светит Ян рванул ко двору короля Вацлава IV, где и провел в пажах несколько лет. А потом Жижку «понесло». И всю свою жизнь, до самой смерти в 1424 году этот чувак провоевал, причем последние 3 года вообще был слеп. Успел поучаствовать в знаменитой Грюнвальдской битве 1410 года, в походах венгров против османов, по некоторым источникам участвовал в битве при Азенкуре в 1415 году. А потом несколько лет тупо грабил проезжих богатеев на одном из трактов Чехии. Пока, в конце 1410-х годов не прибился к последователям Гуса.
Средневековая миниатюра с изображением «Страшного Слепца»
Именно Жижке принадлежит основная заслуга в разработке новой, невиданной ранее на полях сражений Европы тактики, использовавшейся гуситами с высочайшей эффективностью. Будучи профессиональным военным с богатейшим практическим опытом Ян из Троцнова прекрасно понимал слабые и сильные стороны своих войск.
Среди сильных сторон гуситов можно назвать:
1. редкую упорность и устойчивость в бою;
3. безжалостность к противнику;
4. нечувствительность к собственным потерям.
Среди слабых сторон:
1. плохое вооружение основной части войска, особенно в начальный период, ведь большинство непримиримых гуситов были из низов средневекового общества;
4. плохую обученность основной части войска гуситов.
Выглядело это примерно так.
Особенно гуситы любили боевые цепы. До такой степени, что у них даже появился специальный термин для человеков, вооруженных сим девайсом – «цепник» («cepnic»). Оно и понятно, ведь это по сути своей сельскохозяйственное орудие, наскоро приспособленное к ведению боевых действий. Позже, конечно, появились и специализированные боевые цепы. К которым иногда относят и цепные моргенштерны. Это было настолько характерно для чехов времен гуситских войн, что даже одно из самых известных, «прижизненное»[13], изображение Яна из Троцнова, рисует нам сурового одноглазого дядьку с охрененной цепной пехотной «утренней звездой» в деснице.
Ко всему прочему Жижка сумел каким-то образом[14] наладить четкое взаимодействие, если так можно выразиться про средневековые армии, «родов войск» и добиться управляемости их на поле боя. И это явилось той самой «последней соломинкой» ломающей спину крестоносцам, 15 лет безуспешно пытавшихся поставить чехов на колени.
На этом позвольте закончить первую часть обзоров, посвященных религиозным войнам начала XV века, происходившим на окраине Священной Римской Империи. Далее будем рассматривать отдельные сражения.
1. Это сарказм ежели что. Однако действительно, почти все руководящие должности, как светские, так и тем более духовные в Чехии того времени занимали иностранцы. По большей части немцы.
3. Городок Немецки-Брод (в настоящее время Гавличкув-Брод) был взят штурмом гуситами под командованием Яна Жижки, в ходе разгрома войск Второго Крестового похода против гуситов, в начале января 1422 года. По официальной (чешской) версии гуситы сожгли город, предварительно выведя оттуда мирное население. Однако современники писали, что население города, почти полностью состоявшее из немцев, было просто уничтожено под нуль, так что: «…собаки и волки грызли горы трупов на центральной площади».
4. Заключительное крупное полевое сражение периода гуситских войн, произошедшее 30 мая 1434 года. В этом сражении армия таборитов под командованием Прокопа Большого была разгромлена объединенным войском чашников и католиков. Об этом сражении мы поговорим отдельно.
5. Я везде пишу «Чехия», «чешский», но мы должны понимать, что настоящим оплотом гуситов была Богемия – одна из частей Чешского Королевства. В Моравии движение гуситов не получило такой мощной поддержки практически всех слоев средневекового общества, как в Богемии.
6. Характер и поведение Яна Гуса резко меняются на рубеже веков, под влиянием трудов английского богослова Джона Уиклифа (1320,или 1324 – 1384 годы), профессора Оксфордского Университета, чьи работы были осуждены в булле папы римского Григория XI в 1378 году и признаны еретическими в 1382 году.
7. Сигизмунд I Люксембург (1368-1437 годы), сын императора Священной Римской Империи германской нации Карла IV. Занимал разные «интересные должности» такие как: курфюрст Бранденбургский, король Венгерский, король Чешский, король Германский. Обычно пишут, что на момент сожжения Гуса Сигизмунд уже был Императором. Однако официально он взошел на престол СРИ в 1433 году. И таким образом не являлся императором на момент казни Я. Гуса. Тем не менее в 1414-1415 годах он был королем Германии и действительно выдал Гусу охранную грамоту, на которую сам потом и забил хер. За что вполне заслуженно получил в Богемии погоняло «Иуда».
8. Вацлав IV Люксембург (1361-1419 годы), сводный братец Сигизмунда Карловича, и ваще-то он Вензель. Папа у них был один – император СРИ Карл IV. А вот мамы у них были разные. Также одно время был королем Германии, а впоследствии королем Чехии. Покровитель Яна Гуса. Именно после его смерти и начались собственно гуситские воины. Вацлав умудрялся почти 4 года не допускать большого кровопролития.
9. Полностью кликуха «пахана» таборитов звучала как «Страшный Слепец». И чувак он был реально лютый. По преданию Ян Жижка приказал после своей смерти снять со своего тела кожу и натянуть ее на барабан, чтобы и после смерти вести своих «сироток» в бой. Кстати, где Ян потерял свой первый глаз – неизвестно.
10. Фанатизм радикальных последователей Гуса одновременно являлся и их сильной стороной, и слабой. Почему, наверное, объяснять не надо. Хотя до тех же «адамитов» таборитам было далеко. Те уж совсем людской облик потеряли.
12. Вендалин Бехайм (1832-1900) выдающийся австрийский оружиевед. Смотритель оружейной коллекции Австрийских императоров в Вене. Один из основателей европейского оружиеведения.
14. Каким-каким? Секрет успеха Жижки прост. Этот практически нищий дворянин, как оказалось к неудовольствию его противников, обладал действительно даром полководца. К тому же его буквально боготворили табориты, и одновременно свои же воины боялись больше, нежели чем врага. П.С. Наверное самое сильное впечатление из всех монументов посвященных гуситским войнам (а их множество по всей Чехии) производит конная статуя Яна Жижки установленная на Витковой Горе в Праге. Скульптору Яну Зазворкому респект