Как человек военный он понимал что означает эта канонада
Обособленные определения и приложения
8-й класс
Обособление – смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении.
– уточняют высказываемую мысль;
– конкретизируют описание действия;
– дают более углубленную характеристику лицу или предмету;
– вносят в предложение экспрессивную окраску.
Общие условия обособления определений:
1) стоят после определяемого слова;
2) относятся к личному местоимению;
3) имеют дополнительное обстоятельственное значение.
4) удаленность определения от определяемого слова (см. таблицу).
Обособленные определения и приложения
Тренировочные упражнения
№ 1. Неосложненные предложения измените, включив в них обособленные определения, выраженные прилагательными.
1. Береза является символом России. (Стройная, белоствольная.) 2. Спринтер все же добился хороших результатов. (Способный, настойчивый.) 3. От солнца слепило глаза. (Яркое, беспощадное.)
№ 2. Измените предложения, заменив составные именные сказуемые обособленными определениями, выраженными прилагательными. Определите, в каких случаях целесообразна такая замена.
1. Город был большой и шумный, но в нем с интересом можно было ходить целый день. 2. Цветы в палисаднике были яркие и красивые, что притягивало внимание прохожих. 3. Овраги были крутые и глубокие, весной же они заполнялись до краев водой.
№ 3. Для совершенствования навыков выразительного чтения, понимания роли обособленных определений предлагается следующий текст.
Тонкая вода отблескивала солнцем, под водой сверкала галька. Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и желтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо-зелен. Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно, проскальзывал темным вертким телом вьюн, косой штриховкой проносились стаи малявок. Лишь одни ветлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца. В их густой листве, издали почти черной, гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким, пронзительным вскриком, а потом как ни в чем не бывало длила тоненькую оборванную ноту.
№ 4. Из двух простых предложений составьте одно, сделав сказуемое второго предложения приложением к подлежащему первого. Подумайте, какой речевой недочет вы устраняете, заменяя два предложения одним.
Образец. Синтаксис изучает значение и строение словосочетаний и предложений. Синтаксис – раздел науки о языке. – Синтаксис, раздел науки о языке, изучает значение и строение словосочетаний и предложений.
1. Определение может обособляться. Определение – второстепенный член предложения. 2. Обособленные предложения могут быть выражены прилагательными, причастиями, существительными. Обособленные определения – это члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно. 3. Приложение тоже может обособляться. Приложение – это определение, дающее другое название предмету.
№ 5. Определите, в каких примерах приложение с союзом как имеет причинное значение и выделяется запятыми (в этом случае союз можно опустить). Чем можно заменить союз как в том случае, когда приложения c ним не обособляются? Запишите предложения, расставляя знаки препинания.
1. Мой друг как лучший математик класса будет участником олимпиады. Мой друг известен как лучший математик класса. 2. Этот подарок мне дорог как память о туристическом походе. Этот подарок как память о туристическом походе мне очень дорог. 3. Как человек военный он понимал что означает эта канонада. 4. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.
№ 6. Спишите текст. Расставьте знаки препинания, найдите приложения и объясните, почему они обособлены.
Слыхали ли вы «Соловья» знаменитый романс русского композитора Алябьева на слова поэта Антона Дельвига друга Александра Пушкина?
Эта замечательная мелодия родилась в тюремной камере московской городской полицейской части. Уже около года томился здесь композитор Алябьев человек близкий к декабристам. После трех лет разбирательства его сослали в Сибирь лишив всех отличий и чинов. Но песню сочиненную им нельзя было ни арестовать ни сослать.
«Соловей» вырвавшись из-за решетки понесся по белу свету сразу же очаровав слушателей. Алябьева автора романса «Соловей» стали называть «русским соловьем».
№ 7. Диктант по данному тексту проводится с использованием репродукции картины Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». Репродукция вывешивается на доске, и учащимся предлагается рассмотреть ее до чтения текста.
Наконец-то отдых после боя. Привал. Общим вниманием завладел Вася Теркин, бывалый солдат, балагур и весельчак. Теркин рассказывает о чем-то пехотинцам, разведчикам и танкистам. Как всякий хороший рассказчик, он почти серьезен, только где-то в уголках рта да в прищуре глаз прячется озорная усмешка.
Но Теркин, хороший боец, весельчак, любимец товарищей, не единственный главный герой в картине. Каждый из слушателей Теркина – это яркий индивидуальный характер. Вот паренек справа от Теркина. Он боится пропустить слово рассказчика. Хозяйственный старшина, сам бывалый человек, удобно усевшись на ротном имуществе, доброжелательно улыбается в усы. Боец с вещевым мешком за плечами, безудержно хохоча, схватился рукой за щеку. Стоящий рядом с ним чубатый парень в лихо сдвинутой набок шапке расплылся в улыбке. Он по достоинству оценивает рассказ товарища.
Сидящий за спиной старшины пожилой солдат, участник многих войн, наверное, пошел на фронт добровольцем. Много повидавший и узнавший в жизни, он, человек хозяйственный и рассудительный, пользуясь возможностью, с аппетитом расправляется с содержимым солдатского котелка. Это не мешает ему доброжелательно-снисходительно слушать балагурство молодых парней, годящихся ему в сыновья.
Эти столь разные, жизнелюбивые, веселые и серьезные люди, сильные фронтовой дружбой, олицетворяют народ, вставший на борьбу с фашизмом. Грозные для врага, в минуту отдыха в своей среде удивительно симпатичные ребята.
Презентация
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ урок-практикум.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок-практикум 8 класс
Пятнадцатое апреля. Классная работа. «Способы выражения обособленных приложений»
Повторить и обобщить сведения об обособлении приложений. Цель урока:
Перекрестный опрос Ответ за 3 секунды Ваши ответы будут оцениваться знаками +,- Эти знаки будут вноситься в матрицу посадочных мест (МПС) Кто наберет большее количество + домашнее задание не получает
Перекрестный опрос 1. Какие члены предложения называются второстепенными? 2. Какие члены предложения называются обособленными? 1. Как выделяются в письменной речи обособленные члены предложения? 2. Какие члены предложения обособляются? 3. Найдите обособленные дополнения в предложении: Все кроме мамы считали его виноватым. 4. Чем выражено в предложении обособленное обстоятельство? Защищая природу, человек защищает себя. 5.Приведи пример согласованных определений. 6.Приведи пример несогласованных определений 7.Что такое приложение? 8. На какой вопрос отвечают приложения? 9. Каким членом предложения являются? 10. Какой частью речи выражены? 11. Что обозначают? 12. Какие особенности обособления приложений вам известны?
Синтаксический разбор предложения В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», родился в семье врача, датчанина по происхождению.
Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть эту жизнь и так и этак. (М.Горький) Обособляется приложение при личном местоимении ОБОСОБЛЯЮТСЯ:
2. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (А.С.Пушкин) Обособляется приложение, стоящее после определяемого слова – имени собственного
3. Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся. (А.С.Пушкин) Если стоит перед именем собственным и имеет добавочное обстоятельственное значение (синонимично оборотам с будучи)
5.Отец показал мне деревянный ларь, то есть ящик, широкий вверху и узенький внизу. Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан. Приложения, присоединяемые союзами то есть, или, словами даже, например, по имени, в особенности и подобными.
6.Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений. Приложения, присоединяемые союзом как, если имеют значение причинности.
Не обособляются Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве». Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених.
Запись слов по памяти: Напишите 14 опорных слов или словосочетаний по теме. 14 слов – 1 мин.15 сек плюс Если за это время записали меньше слов ставиться минус
Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире). Мелкий дождь предвес..ник осени кропит землю. А.С.Пушкин великий русский поэт родился в Москве. Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам. Молодые люди друзья с детства о чём-то увлечённо спорили. Ровесники годами близкие родственники они никогда не разлучались.
ПРОВЕРЯЕМ Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю. А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве. Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. Молодые люди, друзья с детства, о чём-то увлечённо спорили. Ровесники годами, близкие родственники, они никогда не разлучались.
В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса? Мальчик пастух заиграл на жалейке. Это был худенький юноша выдумщик и спорщик. Течёт Волга река почти через всю страну. Сумерки, но мы дети ещё на улице. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.
Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение. Этим летом я поехал в Уральск – тихий городок на Урале. На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор. Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный. Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.
Определите, в каких примерах приложение с союзом как имеет причинное значение и выделяется запятыми (в этом случае союз можно опустить). Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Мой друг как лучший математик класса будет участником олимпиады. Мой друг известен как лучший математик класса. Этот подарок мне дорог как память о туристическом походе. Этот подарок как память о туристическом походе мне очень дорог. Как человек военный он понимал что означает эта канонада. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.
Критический опрос Из двух простых предложений составьте одно, сделав сказуемое второго предложения приложением к подлежащему первого. Подумайте, какой речевой недочет вы устраняете, заменяя два предложения одним. Образец. Синтаксис изучает значение и строение словосочетаний и предложений. Синтаксис – раздел науки о языке. – Синтаксис, раздел науки о языке, изучает значение и строение словосочетаний и предложений. 1. Определение может обособляться. Определение – второстепенный член предложения. 2. Обособленные предложения могут быть выражены прилагательными, причастиями, существительными. Обособленные определения – это члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно. 3. Приложение тоже может обособляться. Приложение – это определение, дающее другое название предмету.
Тематический словарный запас 5 минут записать правила обособления приложений
Закрепление Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим мужчина двадцати вершков роста. Мы мальчишки собирались иногда отрядами и шли в яр. Не спит только кормщик молчаливый северный старик. Театра злой законодатель непостоянный обожатель очаровательных актрис почетный гражданин кулис Онегин полетел к театру. Отправился я с крестьянином по имени Егор на охоту. Как истинный дворянин Дубровский обладал гордостью и честью.
Закрепление В дальнем углу светилось желтое пятно огонь квартиры Серафимы. Объехали какую-то старую плотину, потонувшую в крапиве, и давно высохший пруд глубокую яму, заросшую бурьяном. Легкие судороги признак сильного чувства пробежали по его широким губам.
Упражнение №4 страница 225 Домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 69622041404
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.