Как проводится изучение района похода и на что

Подготовка к выходу на природу (окончание)

Учебные задачи можно разделить следующим образом:

1. В исходной точке маршрута отрабатывают ориентирование карты, устанавливают своё местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту.

2. У ориентира № 1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения.

3. На отрезке от ориентира № 2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса.

4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костёр, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы.

5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности.

При подготовке к походу его участники собирают необходимое снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды, продукты питания, одежду по сезону; тренируются в правильной укладке рюкзака; определяют способы выхода в исходную точку маршрута (пешком или на определённых видах транспорта в зависимости от условий проживания).

Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть фото Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть картинку Как проводится изучение района похода и на что. Картинка про Как проводится изучение района похода и на что. Фото Как проводится изучение района похода и на что

Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает?

Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание?

Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы?

Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему?

Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть фото Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть картинку Как проводится изучение района похода и на что. Картинка про Как проводится изучение района похода и на что. Фото Как проводится изучение района похода и на что

По топографической карте крупного масштаба (1:500000 или 1:250000) изучите район предполагаемого похода. Определите исходный и конечный пункты похода и контрольные ориентиры между ними.

Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть фото Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть картинку Как проводится изучение района похода и на что. Картинка про Как проводится изучение района похода и на что. Фото Как проводится изучение района похода и на что

Перед походом с друзьями по карте выполните необходимые расчёты маршрута и с руководителем похода наметьте учебные задачи. Результаты оформите в виде таблицы в дневнике безопасности.

Источник

Выбор района похода и сроков его проведения

Схема последовательности этапов организации и подготовки похода с разделением на три основных направления

— подготовка группы, маршрутная работа,

— организационное обеспечение похода.

— материально-техническое обеспечение похода.

Выбор района похода и сроков его проведения

Подготовка туристского похода начинается с выбора района путешествия.

Уже на этом этапе подготовки важнейшими становятся обеспеченность туристской группы картографическим материалом и умение участников грамотно работать с этим материалом.

Выбор района похода и сроков его проведения(М-2) предполагает решение задач, связанных с финансированием, учебными, спортивными и другими целями, обеспечением безопасности участников, и определяется совокупностью реальных условий успешного осуществления похода. Важными факторами здесь являются освоенностьрайона, наличие необходимого картографического материала, правильное представление руководителя и участников похода ореальных возможностях группы: об опыте участников (соответствует ли он, а также их техническая, психологическая и физическая подготовка условиям, характерным для выбранного района), о материально-технической обеспеченности группы (финансовые возможности, экипировка, включающая соответствующую одежду, обувь, средства передвижения, бивачное и специальное снаряжение).

Для детальной разработки маршрута, выбора естественных препятствий, уточнения протяженности дневных переходов, мест забросок, дневок, определения основных технико-тактических задач и способов их решения, для планирования возможных и посильных задач общественно полезной работы необходим более подробный картографический материал, например туристские картосхемы: орографические, гипсометрические и гидрографические, выполненные в масштабе 1 : 100000 или 1 : 200000, а также крупномасштабные схемы (кроки) перевальных участков, порогов, других участков естественных препятствий и сложного ориентирования. Такие схемы обычно выполняются в масштабе 1 : 50000 и даже 1 : 25000 (М-3).

Обзорную карту района, если у группы нет такой карты, подготовленной предшественниками, можно сделать самостоятельно с использованием в качестве основы физико-географической (гипсометрической) карты СССР масштаба 1:2500000, изданной ГУГКом (см. главу 8).

Завершив работу по изучению района похода, следует оценить реальные возможности группы, определить нитку маршрута и приступить к его детальной разработке.

Изучение района и подготовка картографического материала позволяют приступить к разработке маршрута и определению сроков похода. Последние определяются прежде всего по метеорологическим условиям, характерным и наиболее благоприятным для данного района, а также по условиям обеспечения безопасности.

К началу работы над маршрутом необходимы предварительные тактические соображения, основанные на оценке технико-тактических характеристик участков маршрута, таких, как: скорость течения реки, заранее планируемое полное прохождение ее или обнос некоторых препятствий; характер снежного покрова, наиболее типичный для данного района, участки, характеризуемые лавинной опасностью; предполагаемое для планируемых сроков похода состояние ледников (открытые или закрытые); состояние троп, дорог, мостов и т. д. Для планирования маршрута по протяженности и продолжительности его прохождения, по числу и характеру естественных препятствий необходимо, кроме того, ясное представление о «рисунке» маршрута: будет ли он чисто линейным, линейно-кольцевым или кольцевым.

«Нелинейность» маршрута редко присутствует в водных походах, за исключением походов I и, значительно реже, II категории сложности, поскольку сам характер водного путешествия (спортивный сплав) подразумевает линейность маршрута. Однако и туристам-водникамнеобходимо определиться в некоторых важнейших технико-тактических вопросах: однозначно выявить точки начала и конца сплава, прохождение или обнос тех или иных препятствий, участок волока, особенно когда этот участок перевальный. В пешеходных, горных и лыжных походах, осуществляемых в среднегорных и высокогорных районах, сложная орография и гидрография этих районов определяют большое разнообразие маршрутных схем, однако всегда следует стремиться к сохранению логики маршрута и целесообразности того набора препятствий, который в этом маршруте заключен.

Не только для начинающих, но и для многоопытных руководителей основным пособием по разработке маршрута служит «Перечень классифицированных туристских маршрутов», который является неотъемлемой составной частью разрядных требований по туризму и, как и разрядные требования Единой всесоюзной спортивной классификации, периодически, каждые четыре года, корректируется, совершенствуется, пополняется новыми эталонами маршрутов.

— подготовить информацию для составления раздела заявочной книжки «Сложные участки маршрута и способы их преодоления», что дает возможность маршрутно-квалификационной комиссии оценить готовность группы к походу;

— получить еще до выхода на маршрут такое его описание, которое достаточно для уверенного ориентирования на маршруте и в районе похода; последнее важно при необходимости исправления ошибки в ориентировке, а также при любых экстремальных ситуациях (заболевание или травма участника, стихийные бедствия);

— располагать максимально полной информацией об объективных опасностях маршрута (лавинная опасность, камнепады, возможная подвижка ледника, прогнозируемые землетрясения, возможные паводки);

— иметь основу для корректировки и пополнения имеющихся материалов с целью получения к концу похода завершенного и полного технического описания маршрута.

Собранная и обработанная при подготовке предварительного описания маршрута информация должна быть достаточной для решения различных задач, в том числе и по выпуску группы на маршрут: МКК при рассмотрении заявочных документов должна быть уверена, что группа грамотно планирует способы и средства преодоления сложных и объективно опасных участков маршрута.

Составление календарного плана похода (М-5). Наметив на нитке маршрута места биваков и дневок, можно переходить к составлению календарного плана похода. Действительно, если маршрут разбит на отрезки дневных переходов и известны сроки начала похода и количество дневок, то, по существу, календарный план похода практически готов. Важно, однако, выбирая место для ночлега, заботиться не только о его безопасности и удобстве, но и о реальной достижимости при планируемых дневных переходах. Важно также, предусматривая наиболее подходящие места для организации дневок, не забывать о разумных и обоснованных промежутках между дневками.

Календарным планом предусматриваются не только сроки начала и конца путешествия, не только протяженность дневных переходов, но также запасные дни и контрольные сроки.

Точное соблюдение календарного плана на маршруте зависит, прежде всего, от максимально предусмотрительного планирования. Намеченные точки для организации ночлегов достижимы при условии правильного планирования дневных переходов по их протяженности и продолжительности движения. Для этого необходимо с достаточной точностью прогнозировать скорость движения группы в реальных условиях маршрута с учетом рельефа и ситуаций, возможных изменений метеорологических условий, скоростных и технических возможностей группы.

Запасные дни планируются, прежде всего, для компенсации потерь времени, связанных с меньшей, чем предусматривалось, реальной скоростью движения группы, а также на случай резкого ухудшения метеорологических условий до уровня, когда безопасность движения не может быть обеспечена.

Периодичность дневок определяется рядом взаимозависимых факторов. Прежде всего, их общее количество должно укладываться в пределах 20% от общей продолжительности похода (Vs часть дней, проведенных на маршруте, или в среднем каждый пятый день похода). Большее число неходовых дней, не обусловленное серьезными причинами (очень сложные метеорологические условия: пурга, туман, незначительная видимость при необходимости пройти перевал или другой сложный участок маршрута), расценивается как снижение спортивности маршрута. Не следует забывать и того, что неоправданно большое число дневок приводит к естественному увеличению «непроизводительного» расхода продуктов питания и топлива, к дополнительному увеличению веса рюкзаков, а следовательно, к снижению скорости движения группы и опять-таки к дополнительному расходу продуктов питания и бензина. Необходимы учет этих факторов, тщательные расчеты и оптимальные варианты в определении числа дневок. Определив число ходовых дней, число дневок и количество запасных дней, группа тем самым определяет и срок окончания маршрута. Остается наметить контрольные сроки: выхода на маршрут, прохождения промежуточных пунктов (если таковые имеются) и завершения похода.

Разработка календарного плана похода

Разработка календарного плана похода (М-5) обеспечивает и детальную проработку плана обеспечения безопасности. Этим разделом работы завершается подготовка всех необходимых материалов для оформления заявочных и маршрутных документов. (М-6).

Маршрутная работа, как об этом уже упоминалось, едина по форме и содержанию, но в зависимости от цели и задач похода (массового, учебного, спортивного, туристской экспедиции), категории сложности маршрута в целом или категории трудности отдельных (локальных) естественных препятствий, включенных в маршрут учебного похода или туристской экспедиции, вида туризма, района похода, времени года имеет много качественных различий. Эти различия требуют при разработке маршрута, составлении календарного плана похода и плана материально-технического обеспечения творческого подхода во всех без исключения случаях, тщательного изучения района похода с использованием всех доступных источников информации, максимально предусмотрительного планирования дневных переходов.

Календарный план составляется для всех туристских походов, начиная от двухдневного похода выходного дня. При этом определяются участки дневных переходов и места ночлегов. В массовых походах с новичками и учебных походах со студентами по программе «Туризм и методика преподавания» протяженность участков дневных переходов требует особо тщательного планирования при разработке маршрутов лыжных походов с организацией ночлегов в населенных пунктах: при коротком световом дне необходима высокая точность в определении возможной скорости движения группы, с тем чтобы всегда была полная уверенность в своевременном достижении населенного пункта засветло.

Безупречное выполнение комплексного плана организации и подготовки похода в значительной мере определяет его успех и безаварийность. В полной же мере достижение цели и выполнение задач похода зависят от действий группы на маршруте.

Комплексный план организации и подготовки похода, включающий такие разделы, как комплектование и подготовка группы, маршрутная работа, материально-техническое обеспечение похода, должен быть обеспечен выполнением ряда организационных мероприятий.

Организационные разделы работы включают: подготовку исходной документации, организацию финансирования, согласование вопросов о прохождении группой маршрута (или его участка) по территории с режимом заповедника (заказника), погранзоны. К этим разделам относятся также: оформление проездных документов, отправка группой сообщения в контрольно-спасательную службу района похода, планирование общественно полезной работы.

Любой поход включается в план спортивно-массовых мероприятий (коллектива физической культуры, совета ДСО профсоюзов и т. д.), в учебный план (института физической культуры, совета по туризму и экскурсиям). Это исходный документ о походе. Если самодеятельная туристская группа коллектива физической культуры сама организует, проводит и финансирует поход, других документов на его оформление не требуется. Если же поход финансирует проводящая организация, необходимы постановление этой организации и утверждение сметы расходов. Туристские походы со школьниками, студентами институтов физкультуры по учебному плану, а также туристские мероприятия советов по туризму и экскурсиям осуществляются в соответствии с приказом руководителей проводящих учреждений.

В случаях, когда туристский поход проводится в соответствии с постановлением (приказом) проводящей организации и финансируется по утвержденной смете, группе выдается командировочное удостоверение.

Проведение похода. В любом туристском походе (массовом, учебном, спортивном, экспедиции), в любом виде туризма и при любой категории сложности маршрута общими будут: организация движения и обеспечение безопасности участников похода; организация отдыха (привалов и ночлегов) и питания; наблюдения, фотографирование и выполнение общественно полезной работы; обеспечение противопожарных и природоохранных мероприятий.

В зависимости от характера похода, сложности маршрута, вида туризма, цели и задач похода, времени года содержание и сложность перечисленных выше разделов работы, дополняемых в зависимости от задач многими другими разделами, меняются в очень широком диапазоне.

Часть VІІ. Система обеспечения туристской подготовки

Глава 20. Обеспечение безопасности при занятиях туризмом

Причины травматизма и несчастных случаев в туризме

Анализ несчастных случаев в туризме позволяет следующим образом классифицировать основные факторы, объективные и субъективные, определяющие причины их возникновения.

Непосредственными причинами несчастных случаев могут стать:

— обвалы камней, снежных карнизов, льда; сход снежных лавин;

— трещины в ледниках;

— быстрое течение горных рек, пороги, шиверы, гряды, завалы, водовороты, полыньи на реках, болота;

— низкая температура воздуха, ветер, солнечная радиация, атмосферные осадки, молния;

— разреженность воздуха на больших высотах;

— темнота, отсутствие видимости;

— ядовитые животные и растения.

Непосредственные причины несчастных случаев, вызываемых природными факторами, представляют опасность прежде всего при неправильных действиях самих участников похода. К этим действиям относят:

— сброс одним из туристов камней на расположенных ниже по склону;

— подрезание снега при траверсе склона, вызывающее лавину;

— движение по закрытым ледникам без организации страховки (падение в трещину);

— движение в условиях плохой видимости без сохранения малых интервалов;

— выбор места для учебных занятий (и соревнований) на предварительно неподготовленном участке, на участке с крутыми склонами, на реке со слишком сильным течением, в лавино- и камнепадоопасной зоне;

— применение недоброкачественного (дефектного) снаряжения: старых веревок, ледорубов с треснутым древком, лодок с непрочной обшивкой;

— отсутствие надежной, правильно организованной страховки при переправе через горные реки, опрокидывание лодки, наплыв плота на камень;

— употребление в пищу недоброкачественных продуктов или ядовитых растений (отравление).

Причины, способствующие возникновению несчастного случая, подразделяют на три группы.

К первой группе относят причины, вызванные недостаточным контролем со стороны проводящих, выпускающих и контрольных организаций к опыту и подготовленности группы, к маршруту, качеству картографического материала, снаряжению, питанию, медицинскому обеспечению группы.

Ко второй группе относят причины, вызванные недостаточной (для данного маршрута) технической, тактической и физической подготовленностью самих участников похода.

К третьей группе должны быть отнесены: слабая психологическая, в том числе морально-волевая, подготовка участников похода, особенно ярко проявляющаяся в сложных ситуациях и способствующая усугублению аварийной обстановки в группе; психологическая несовместимость между некоторыми участниками похода; слабая дисциплина в группе, отсутствие авторитета у руководителя похода.

Система обеспечения безопасности

Классификационное обеспечение безопасности туристов не только ведущая составная часть системы обеспечения безопасности в туризме, но и центральный вопрос всей системы спортивного туризма.

Источник

Подготовка к выходу на природу (окончание)

Учебные задачи можно разделить следующим образом:

1. В исходной точке маршрута отрабатывают ориентирование карты, устанавливают своё местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту.

2. У ориентира № 1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения.

3. На отрезке от ориентира № 2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса.

4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костёр, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы.

5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности.

При подготовке к походу его участники собирают необходимое снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды, продукты питания, одежду по сезону; тренируются в правильной укладке рюкзака; определяют способы выхода в исходную точку маршрута (пешком или на определённых видах транспорта в зависимости от условий проживания).

Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть фото Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть картинку Как проводится изучение района похода и на что. Картинка про Как проводится изучение района похода и на что. Фото Как проводится изучение района похода и на что

Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает?

Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание?

Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы?

Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему?

Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть фото Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть картинку Как проводится изучение района похода и на что. Картинка про Как проводится изучение района похода и на что. Фото Как проводится изучение района похода и на что

По топографической карте крупного масштаба (1:500000 или 1:250000) изучите район предполагаемого похода. Определите исходный и конечный пункты похода и контрольные ориентиры между ними.

Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть фото Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть картинку Как проводится изучение района похода и на что. Картинка про Как проводится изучение района похода и на что. Фото Как проводится изучение района похода и на что

Перед походом с друзьями по карте выполните необходимые расчёты маршрута и с руководителем похода наметьте учебные задачи. Результаты оформите в виде таблицы в дневнике безопасности.

Источник

1) Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает? 2) Как проводится изучение района похода и на что обращаетс

Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть фото Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть картинку Как проводится изучение района похода и на что. Картинка про Как проводится изучение района похода и на что. Фото Как проводится изучение района похода и на что

Ответ:

Подготовка нужна чтобы в любой экстреной ситуации были какие то средства что бы выжить.

Ичение проводится с помощью карты во первых,а позже иасам самомтотельно ободрятся территории.Внимание обращается на нахождение в близки местарасположения водоемов,болот,поселений и деревень.А еще сцелью нахождения про питания.

Участники должны решить как они распределят нагрузку между собой(кто что берет),положить маршрут и назначить ответственных за все процессы:установление палатки,готовлю еды,походы за ягодами и т.п.

Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть фото Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть картинку Как проводится изучение района похода и на что. Картинка про Как проводится изучение района похода и на что. Фото Как проводится изучение района похода и на что

Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть фото Как проводится изучение района похода и на что. Смотреть картинку Как проводится изучение района похода и на что. Картинка про Как проводится изучение района похода и на что. Фото Как проводится изучение района похода и на что

Шаг 2. Как построить отношения с детьми

Шаг 3. Как уберечь ребенка от приема алкоголя из любопытства

Адекватный родительский надзор, по статистическим данным, является хорошим, сдерживающим употребление алкоголя, фактором. Существуют ситуации, в которых подростки считают употребление алкоголя некой условной необходимостью. Алкоголизм в подростковом возрасте часто провоцируют вечеринки, ночные клубы, «веселые» компании. Помогите ребенку избежать таких провоцирующих ситуаций. Не разрешайте ходить в гости к пьющим друзьям, не допускайте вечеринок в доме, в отсутствии взрослых. Если у подростка есть серьезное увлечение или он занят спортом – у него мало времени, желания и сил проводить свои вечера в ночных клубах. Поощряйте подростка в его интересе к любой деятельности – общественной, спортивной, творческой. Или, если есть возможность, поддерживайте здоровый образ жизни и творческую активность, делая все совместно с ребенком. Во-первых, вы построите доверительные и близкие отношения, во-вторых, сможете направить энергию ребенка в правильное русло. Занятость интересным делом вне школы – одна из немаловажных мер профилактики алкоголизма среди подростков.

Источник

Методические рекомендации. Краеведческая работа в туристском походе.

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ»

Краеведческая работа в туристском походе

Автор: Введенская Ирина Викторовна, методист Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Крым «Центр детско-юношеского туризма и краеведения»

Симферополь, 2021 г.

3. Экскурсия и туристский поход, как форма проведения краеведческой работы в походе…………………………………………………………………5

4. Классификация основных направлений исследовательской работы в походе……………………………………………………………………………7

4.1 Урок на местности (обучение краеведческим навыкам)…………………8

4.2. Техническое описание маршрута …..…………………………………….12

4.3. Краеведческое исследование (пополнение базы данных о районе путешествия)…………………………..……………………………………….13

4.4. Варианты проведения краеведческих исследований в туристских походах………………………………………………………………………. 14

1. Пояснительная записка

Вопросом проведения краеведческой работы с обучающимися занимались на всех этапах развития образования в нашей стране. Тем не менее этот вопрос не утратил своей актуальности, в связи чем хочется уделить особое внимание проведению краеведческой работы в туристском походе.

Туристско-краеведческая работа многообразна по формам и способствует разностороннему развитию личности ребёнка, изучению своего края, укреплению физических сил, совершенствованию туристского мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности, работы в коллективе и воспитывает патриота своей Родины. Одним из педагогически активных средств решения указанных задач является краеведческая работа.

Актуальность данной работы заключается в теоретически обоснованном подходе к организации краеведческой работы. Правильно организованная педагогом краеведческая деятельность является главным критерием успешности развития личности учащихся. Приобретённые устойчивые знания о родном крае, опыт практических исследований порождают умение применять данные знания и опыт в своей жизни, способствуют самоопределению учащихся, их профессиональной ориентации, выработке активной гражданской позиции.

Данные методические рекомендации предназначены педагогам дополнительного образования и педагогам – организаторам учреждений дополнительного образования.

Цель: повышение квалификации педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов посредством ознакомления с вопросами организации и проведения краеведческой работы в туристских походах.

Задачи: познакомить слушателей с теоретическими аспектами организации и проведения краеведческой работы; предложить варианты проведения краеведческих исследований в походе.

В современном мире все большое значение приобретает всестороннее развитие подрастающего поколения. При изучении естественных наук в школе есть ряд недостатков, главным из которых является отсутствие экспериментальной деятельности в исследовании экосистем, природных комплексов, экономики, истории родного края. Обучающиеся в классах изучают эти вопросы лишь теоретически и не имеют возможности подкрепить свои знания на практике. Краеведческие туристские походы – это одна из наиболее увлекательных форм работы с обучающимися. Именно благодаря краеведению можно воспитать любовь к природе малой Родины, научить заботиться об окружающей среде, научить самостоятельно пополнять свои знания, выработать активную жизненную позицию гражданина своей Родины.

Цель рекомендаций: обобщение и описание проведения краеведческой работы в туристских походах.

— описать теоретические аспекты организации краеведческой работы в туристском походе;

— представить варианты организации краеведческой работы в туристском походе.

3. Экскурсии и туристские походы, как форма проведения краеведческой работы в походе.

Главное отличие похода от экскурсии заключается в том, что в походе преследуется цель наблюдения по широкой программе встречающихся на маршруте объектов, тогда как экскурсия ставит перед собой задачу изучения строго отобранных объектов по специальной программе. Для накопления краеведческого и экологического материала большое значение имеют краеведческие походы.

Краеведческие походы подразделяются на однодневные и многодневные. Многодневные походы подразумевают выезд на отдаленную территорию на большое количество дней. Такие походы организуются в каникулярное время.

Поход выходного дня – наиболее доступный вид туристского похода. Продолжительность похода выходного дня от 1 до 3 суток. Такие походы можно организовать и во время учебного года, например, на выходных. Походы выходного дня – это своеобразные мини-путешествия, служащие для отработки каких-либо полезных в походе навыков и умений, а также получения новых знаний об окружающей среде.

Данный вид похода не требуют особой физической подготовки. В сущности – это прогулка, которая для простого городского жителя становится увлекательным, запоминающимся путешествием.

Участники похода знакомятся с родным краем – его жизнью, природой, достопримечательностями, расширяют свой кругозор, приобщаются к физической культуре, осваивают начальные туристские навыки. Нередко походы выходного дня проводятся с учебной целью или с целью тренировки перед дальними путешествиями.

Краеведческий поход выходного дня – это поход выходного дня с целью изучения или ознакомления с природой родного края, а также закрепление полученного теоретического материала. Каждый краеведческий поход должен иметь три обязательные задачи:

— познавательная – знакомство с достопримечательностями на маршруте, ведение исследований и комплексных физико-географических наблюдений;

— общественно-полезная – сбор краеведческого материала или выполнение заданий научных организаций, например, географического общества или общества охраны природы;

— оздоровительная – важна, т. к. поход проводится в каникулярное время или на выходных и обучающиеся должны вернуться непереутомленными.

— ознакомить обучающихся с методами исследования окружающей природной среды;

— ознакомить с основами автономного существования на природе (разжигание костра, приготовление пищи на костре);

— способствовать развитию интереса к познанию природы и способности иметь собственные суждения, отстаивать свою позицию;

— способствовать развитию у обучающихся интеллектуальных (установление причинно-следственной зависимости: оценка, прогнозирование, проектирование) и практических умений, связанных с изучением своей местности;

— закрепление на практике эколого-краеведческих, географических навыков и умений;

— способствовать воспитанию бережного отношения к природе и чувства ответственности за свои поступки;

— сбор данных о родном крае.

Полученные во время похода знания, умения и навыки помогут обучающимся лучше разбираться в физико-географических процессах, более уверенно чувствовать себя в автономных условиях существования.

Данный вид похода уникален тем, что за короткое время ученики могут практически подкрепить большой объем знаний. Походы выходного дня необходимы в образовательном процессе. Во-первых, походы вызывают интерес у обучающихся, во-вторых, учебный процесс во время краеведческого похода проходит более увлекательно, в-третьих, походы выполняют и оздоровительную функцию, которая включает в себя нахождение на свежем воздухе, физические нагрузки, а также психолого-эмоциональную разгрузку. Полученные знания, обучающиеся могут применять в повседневной жизни.

4. Классификация основных направлений исследовательской работы в походе.

В зависимости от исследуемых объектов, краеведческие исследования можно разделить на основные группы. На какие группы они разделяются, мы видим из следующей таблицы.

Краеведческая работа в походе

Классификация краеведческих исследований

Формы и методы сбора краеведческого материала в походе

Специальное снаряжение, приборы и оборудование для исследований

· топографические (маршрутная схема)

· геоморфологические (участки рельефа)

· геологические (геологические карты, коллекции минералов)

· гидрологические (изучение родников, рек, озер)

· метеорологические (изучение погодных явлений)

· ботанические (изучение флоры)

· зоологические (изучение фауны)

· археологические (изучение дольменов, курганов)

· топонимические (происхождение названий объектов)

§ изучение литературных и интернетисточников

§ опрос местного населения, беседа

§ топографическая глазомерная съемка

§ составление маршрутной схемы

§ описание, составление паспортов объектов

§ сбор коллекции материала

§ измерения с помощью технических средств, спец. снаряжения

ü анемометр динамический

ü высотомер (альтиметр)

ü саперная лопатка

ü геологический молоток

ü ботаническая папка

Также в туристских походах в зависимости от его сложности, возраста и подготовки участников можно использовать следующие формы краеведческих исследований:

4.1. Урок на местности (обучение краеведческим навыкам);

4.2. Техническое описание маршрута;

4.3. Краеведческое исследование (пополнение базы данных о районе путешествия).

Каждая из этих форм может стать полноценной краеведческой составляющей туристского похода, но наиболее эффективно их сочетание.

Эти формы позволяют увязать содержание краеведческих знаний с содержанием обучения в школе и активного использовать их в образовательных программах дополнительного образования.

4.1. Урок на местности

В ходе подготовки к туристскому походу, а также во время самого путешествия можно провести обучение конкретным краеведческим исследовательским навыкам.

Перечень краеведческих исследовательских навыков, необходимых в путешествии, экскурсии, экспедиции:

1. Определение расстояний, высоты, угла склона и т.п. на местности, реальные способы ориентирования по местным признакам.

2. Тропа как элемент природы; (изучение элементарных закономерностей образования тропы и их использование людьми), направление и характер следов человека; троп, просек, следы гужевого и автомобильного транспорта; с целью определения местонахождения ближайших населенных пунктов.

3. Возраст и состояние древостоя, подрост, подлесок сравнительные возможности для организации укрытия, приготовления пищи, с целью возможности установки обеспечения безопасности туристского лагеря на данном участке леса и т.п.

5. Земноводные и пресмыкающиеся, способы предотвращение укусов, возможность прогноза погоды, возможность использования в пищу.

6. Рыба в водоемах (виды рыб, возможность промысла, правила ловли, снасти).

7. Животные в природе и следы их жизнедеятельности как элемента биогеоценоза, предотвращение нежелательных контактов, возможность промыслов.

8. Горные породы, виды их залегании, типы почвы, грунта (валуны, галька, гравий, песок, глина, ил), их связь с характером растительности и сельскохозяйственных посевов, влияние на безопасность переходов и устройство стоянок.

9. Действия в условиях похода ночью (установка лагеря, организация привала, ориентирование по звездам и Луне).

10. Определение температуры воды и воздуха, силы ветра, типов облаков, знание местных признаков состояния погоды с целью метеорологического прогноза.

11. Гидрологические элементы местности и их влияние на безопасность переходов и стоянок; строение речной долины, типы болот; определение скорости течения и глубины реки для выбора безопасных мест забора воды, переправы вброд.

12. Возможные источники питьевой воды, использование родников, колодцев; способы проверки качества воды и ее очистки в условиях похода.

13. Основные типы строений в сельской местности (жилой дом, садовый дом, усадьба, ферма, храмовое сооружение, санаторий, транспортный узел, магазин, почта и т.п.); определение формы собственности сельскохозяйственных и лесных угодий, выделенных территорий и участков для возможности получения информации или помощи, с целью безопасного проведения похода.

14. Виды транспорта, транспортные узлы, основные типы транспортных магистралей (шоссе, железные дороги, трубопроводы, каналы и т.п.); поведение на транспорте, около магистралей с целью безопасного проведения похода.

15. Определение характера сельскохозяйственных посевов, правила и возможности их преодоления.

16. Местные названия географических объектов (поселки, реки и т.п.), форма и стиль общения с местными жителями разного возраста, профессий с целью получения информации для безопасного проведения похода.

17. Определение мест, потенциально интересных для археологических, этнографических и др. исследований, элементарная классификация изделий народных промыслов, составление справки о находках в заинтересованные организации с целью получения информации о экскурсионно-краеведческом объекте.

18. Определение мест, потенциально опасных для стоянок (нарушение экологии, проведение сельхозработ, агрессивное поведение местных жителей и т.п.), поведение в местах бывших боев, при обнаружении боеприпасов, неопределяемых функционально предметов или свертков.

Оптимальной формой такого обучения могут быть уроки на местности по отработке краеведческих навыков в зависимости от возраста и подготовки участников, а также сложности похода.

1. Способы определение расстояний на местности (ширина реки, удаленные объекты) в условиях похода.

2. Способы определение расстояний на местности (высота дерева, крутизна склона) в условиях похода.

3. Реальные и достоверные способы ориентирования по местным признакам в условиях похода.

4. Тропа, как элемент природы; изучение элементарных закономерностей образования тропы и их использование людьми.

5. Определение направления и характера следов человека; определение местонахождения ближайших населенных пунктов по тропам, просекам.

6. Следы гужевого и автомобильного транспорта; направление направления его движения с целью определения местонахождения ближайших населенных пунктов.

7. Виды деревьев, распространенных в данной местности, их использование для организации укрытия в походе, в качестве дров для приготовления пищи и т.п.

8. Местные кустарники (подлесок), их использование для организации укрытия, приготовления пищи и т.п.

9. Определение возраста и состояния деревьев с целью обеспечения безопасности туристского лагеря на данном участке леса, признаки больных деревьев.

10. Ярусность леса, стадии вегетации деревьев (подрост, подлесок), что растет под пологом леса (на опушке); определение возможности установки туристского лагеря на данном участке леса.

11. Основные местные виды травянистых растений, их сравнительные возможности для организации укрытия, приготовления пищи и т.п.

12. Наиболее часто встречающиеся в данной местности видов грибов, их особенности и возможность использования в пищу.

13. Местные дикорастущие ягоды, их свойства и возможность использования в пищу.

14. Кровососущие насекомые, способы предотвращения укусов, безопасное использование репеллентов, правила организация бивака.

15. Местные земноводные и пресмыкающиеся, их использование для рыбной ловли или других способов добывания пищи, меры предосторожности при организации бивака, предсказания погоды.

16. Определение съедобных дикорастущих растений в условиях похода.

17. Определение основных горных пород в их естественном залегании, их влияние на безопасность переходов и стоянок.

18. Определение основных типов грунтов (валуны, галька, гравий, песок, глина, ил), их влияние на безопасность переходов и стоянок.

19. Определение направления по звездам и Луне.

20. Действия в условиях похода ночью (ориентирование, установка лагеря, организация привала), обеспечение безопасности переходов и стоянок.

21. Определение скорости течения и глубины реки для выбора безопасных мест забора воды, переправы вброд и т.п.

22. Возможные источники питьевой воды в условиях похода (река, пруд, болото и т.п.), способы проверки качества и очистки воды.

23. Использование родников, колодцев, водопроводных колонок, способы проверки качества и очистки воды.

24. Характеристики речной долины, обеспечение безопасности переходов и стоянок в речных долинах.

25. Определение основных типов строений в сельской местности (сельский дом, садовый дом, усадьба, животноводческая ферма, храм, мастерская, фабрика, санаторий и п/лагерь, транспортный узел, административное здание, школа, торговая точка, почта и т.п.) для получения информации или помощи с целью безопасного проведения похода.

26. Основные типы транспортных магистралей в данной местности (шоссе, железная дорога, трубопроводы, каналы и т.п.), способы их преодоления с целью безопасного проведения похода.

27. Определение характера сельскохозяйственных посевов (зерновые, овощные, кормовые культуры), их вегетативный период, возможности их преодоления.

28. Определение типа и структуры основных почв данной местности; влияние почв на характер растительности, сельскохозяйственных посевов.

29. Основные формы собственности сельскохозяйственных и лесных угодий, выделенных территорий и участков; возможности получения информации или помощи с целью безопасного проведения похода.

30. Инструментальное определение температуры воды и воздуха, силы ветра, определение типа облаков, характера осадков, анализ местных признаков с целью метеорологического прогноза в туристском походе.

31. Признаки состояния погоды и их использования для метеорологического прогноза в туристском походе.

32. Местные названия географических объектов (рек, болот, урочищ и т.п.), способы получения информации о них для безопасного проведения похода.

33. Определение изделий ручной работы (местных народных промыслов) с целью получения информации о экскурсионно-краеведческом объекте.

34. Стиль общения с местным населением, обращение к людям разного возраста, профессии для получения необходимой информации.

35. Определение мест, потенциально интересные для археологических исследований, элементарная классификация находок, составление справки о них в заинтересованные организации.

36. Определение качества и пригодности в пищу продуктов, приобретаемых у местных жителей, на фермах, в торговых точках и т.п. во время похода.

37. Определение мест, потенциально опасных для стоянок (нарушение экологии, близость сельскохозяйственных работ, производства, агрессивное поведение местных жителей и т.п.); правила поведения вблизи мест, представляющих опасность.

38. Поведение вблизи военных объектов, в местах боев, в случае обнаружения боеприпасов, неопределяемых функционально предметов или свертков.

39. Определение потенциальной опасности для жизни на транспорте, при захватах террористами, при задержании милицией и т.п.; правила поведения в экстремальных ситуациях.

4.2. Техническое описание маршрута

Завершающим этапом туристского похода, в первую очередь, является составление отчета о походе. Причем, краеведческие сведения в отчет входят почти во все его разделы. Для написания этих разделов отчета важно перед походом организовать сбор необходимой информации (литературные источники, отчеты в библиотеке МКК, консультации у членов МКК, и т.п.), а в самом походе организовать проведение необходимых наблюдений, фиксацию пути движения, корректировку карты, описание интересных объектов на маршруте и т.п.

Что бы техническое описание было насыщенным, помогало следующим группам безаварийно пройти маршрут, полностью отражало действительность, можно руководствоваться следующими требованиями к техническому описанию маршрута.

Основные требования к техническому описанию маршрута:

1. описание ведется в хронологической последовательности;

2. описываются ориентиры и расстояния между ними, направления движения, наличие и характеристика троп, дорог, растительности, рельефа, рек, населенных пунктов, мест ночлега, купания, наличие источников питьевой воды, описание сложных участков и действий группы при их преодолении, применяемая страховка и меры безопасности;

3.дается описание действий самой группы на маршруте, а не советы по прохождению (для водного похода техническое описание маршрута должно представлять собой не только лоцию реки, но и описание действий группы при преодолении препятствий);

4. описание должно соответствовать карте и фотографиям.

При характеристике элементов ландшафта в техническое описание попадают только те его особенности, которые важны для безопасного движения по маршруту. Так, например, при описании долины реки ограничиваемся только указанием общего профиля долины, окружающей растительности, проходимости берегов, а делать полное геоморфологическое описание долины нет необходимости.

Туристский поход характеризуется обязательным преодолением на маршруте естественных препятствий. Именно их количество и трудность преодоления определяют сложность маршрута, именно они являются ключевыми участками маршрута, его «изюминками». Описания таких участков рекомендуется проводить по стандартизированным методикам.

Составление такого отчета о туристском походе должно считаться полноправным краеведческим материалом и даже краеведческим исследованием для туристских групп.

4.3. Краеведческое исследование

Темы краеведческих исследований на маршрутах туристских походов могут быть самые разные в зависимости от интересов группы, исследовательских традиций, педагогических задач и т.п. Но в основе хотелось бы видеть темы, так или иначе направленные на пополнение данных о туристско-экскурсионных и краеведческих объектах в районах, имеющих познавательный интерес для возможного использования их в работе с детьми.

Перечень туристско-экскурсионных и краеведческих объектов родного края может включать комплексные описания:

1. локальных природно-экологических объектов;

2. обустроенных туристских стоянок как рекреационных объектов;

3. населенных пунктов, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;

4. промышленных и сельскохозяйственных предприятий, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;

5. транспортных узлов, плотин или иных антропогенных объектов, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;

6. объектов этнографии, топонимики, промыслов и других культурологических особенностей территорий, представляющих спортивный, экскурсионный или краеведческий интерес;

7. исторических памятников и событий, связанных с данным местом;

8. архитектурных памятников и исторических событий, связанных с данным местом.

Основой сбора материала для такой базы данных могут быть краеведческие исследования в туристских походах.

4.4. Варианты проведения краеведческих исследований в туристских походах

Как уже неоднократно говорилось выше, основным содержанием краеведческой работы может быть изучение отдельных сторон или объектов природы своей местности. По мере накопления знаний и опыта учащихся, могут быть созданы отдельные группы из участников похода, производящих исследования по следующим направлениям: метеорология, гидрография, биология (зоология, ботаника) со всеми отдельными науками ей присущими, физико-географическое, геология, топографическое, картографическое. Это напрямую зависит от интересов и потребностей детей, а также краеведческих целей и задач в определённом походе.

Следует отметить, что физико-географическое направление исследований в походе имеет обязательное значение в связи с тем, что одним из разделов Отчёта о туристском походе (путешествии, экспедиции) является физико-географическая характеристика района путешествия. Элементы топографии и картографии так же являются неотъемлемой частью любого туристского похода.

Примерная структура занятий каждой из названных выше направлений исследований.

1. Цели, задачи и содержание работы группы.

2. Метеорология — наука об атмосфере. Задачи метеорологии и её значение.

3. Основные метеорологические элементы (температура воздуха, давление атмосферы, скорость и направление ветра, влажность, облачность, осадки, температура почвы, испарение, видимость).

4. Основные метеорологические приборы и их практическое использование (флюгер, барометр, анемометр, максимальный и минимальный термометры, гигрометр, осадкомер, снеговая рейка, термограф, барограф, гигрограф и др.), их подготовка к походу.

5. Методы метеорологических наблюдений и правила обработки их результатов. Предсказание погоды по местным признакам.

6. Сезонные явления в природе и вопросы организации фенологических наблюдений.

7. Погода и климат своей местности. Вопросы микроклиматических исследований.

1. Организация и проведение систематических метеорологических наблюдений в походе:

а) измерение и фиксация температуры воздуха с интервалом 1-2 часа (время наблюдения, максимальная, минимальная, средняя);

б) измерение и фиксация давления и влажности воздуха’;

в) определение направления, скорости и силы ветра;

г) наблюдения за облачностью, видами и направлением движения облаков;

д) наблюдения за всеми видами и количеством атмосферных осадков;

е) измерение глубины снегового покрова на отдельных исследовательских площадках (в поле, в лесу и т. д.);

ж) измерение температура почвы на глубине 10 см и на поверхности земли, определение глубины промерзания почвы.

2. Изучение признаков местной погоды:

а) местные признаки теплой погоды;

б) местные признаки холодной погоды;

в) местные признаки устойчивей погоды;

г) местные признаки неустойчивой погоды;

д) предсказание вероятности заморозков (по графику Броунова);

е) предсказание погоды по народным приметам.

3. Систематическое ведение дневника наблюдений за погодой.

4. Организация и проведение систематических наблюдений по следующим вопросам:

а) изменение природных явлений по сезонам года;

б) фенологические наблюдения за растениями, сельскохозяйственными культурами.

Общественно полезная работа:

1. Работа по подготовке необходимого оборудования и инвентаря.

2. Ведение дневника погоды. Организация информации погоды в период проведения туристского похода. Составление и оформление календаря погоды определённых временных рамок для использования этих сведений другими туристскими группами при подготовке походов в этот район.

1. Цели, задачи и содержание работы группы.

2. Гидрография — раздел гидрологии, занимающийся изучением и описанием водоёмов (озер, рек, болот, грунтовых вод и источников). Задачи гидрографии и её значение в народном хозяйстве.

3. Гидрография родного края. Физико-географический обзор рек, озёр, грунтовых вод и других водных источников родного края.

4. Физико-географическое описание водоёмов своего административного района. Хозяйственное значение местных водоёмов. Вопросы охраны водных бассейнов и источников.

5. Составление картосхемы гидрографической сети своего района.

6. Методы гидрографических исследований. Организация систематических гидрографических наблюдений за местными водоёмами.

1. Организация и проведение систематических гидрографических наблюдений за температурой, ледовым режимом, уровнем воды в местных водоёмах.

2. Гидрографическое изучение и описание какой-либо реки (название и его происхождение, бассейн, строение долины, режим реки и её народнохозяйственное значение).

3. Гидрографическое изучение и описание ближайшего озера (название и его истолкование, происхождение, географическое положение, горные породы, слагающие берега озера, режим, химический состав воды, растительность и животный мир озера, хозяйственное использование).

4. Гидрографическое изучение и описание источника (название источника и его географическое положение, химический состав воды, растительность вокруг источника, использование источника).

5. Проведение работ по измерению глубины, ширины водоёма по определению скорости течения, годового расхода воды.

Общественно полезная работа:

1. Исследование экологического состояния местных водоёмов по заданиям маршрутно-квалификационной комиссии (МКК), выпускающей туристскую группу на маршрут или научно-исследовательских учреждений.

2. Озеленение и укрепление берегов.

3. Изготовление для краеведческого музея карт, схем, таблиц, фотографий и других экспонатов по гидрографии родного края.

Физико-географическое исследование района путешествия

1. Цели, задачи и содержание работы группы.

2. Физико-географическая наука, ее предмет и задачи исследования. Общие методы и приемы изучения отдельных компонентов (рельефа, геологического строения, почв, растительности и др.) природно-территориального комплекса.

3. Краткий обзор истории изучения физической географии родного края.

4. Обзор краеведческой физико-географической литературы. (Приём работы над краеведческой литературой и источниками).

5. Физико-географическое изучение и описание по краеведческим источникам своего административного района:

а) географическое положение;

б) рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые;

в) климатические условия;

г) почвы, растительность и животный тир;

д) оценка природных условий и ресурсов для развития сельского хозяйства и местных отраслей промышленности;

е) комплексная физико-географическая экскурсия по изучению природно-территориальных комплексов своей местности.

1. Сбор краеведческой литературы и источников (путеводителей, справочников, карт, фотографий и т. д.).

2. Комплексное физико-географическое изучение территории своего района путешествия и его описание по плану:

а) полное название района и его географическое положение;

б) строение поверхности территории и современные рельефообразующие факторы;

в) общая характеристика климатических условий (количество атмосферных осадков и их периодичность, господствующие направления ветров, продолжительность засушливых периодов);

г) общая характеристика гидрографических условий;

д) характеристика почв (основные типы почв и их разновидности, зависимость почв от характера рельефа, растительного покрова и других условий, мероприятия по улучшению плодородия почв);

е) растительность (естественная и культурная), ее хозяйственное значение, мероприятия по улучшению растительного покрова;

ж) характеристика животного мира (видовой состав и промысловое значение);

з) мероприятия по охране природы и воспроизводству природных ресурсов;

и) хозяйственная оценка природных условий и природных ресурсов.

к) туристские возможности района путешествия (для организации пеших, горных, водных, лыжных, вело-, авто- путешествий, возможностей подъезда к различным точкам на маршруте)

Общественно полезная работа:

1. Сбор коллекции полезных ископаемых района путешествия

2. Агрохимическое обследование почв отдельного хозяйственного участка и составление почвенной карты.

3. Участие в мероприятиях по охране почв, растительности, животных и памятников местной природы.

4. Сбор лекарственных растений.

5. Изготовление гербария растений, коллекций горных пород, почвенных монолитов. Составление карт, схем, графиков и т. д.

1. Цели, задачи и содержание работы группы.

2. Геология—комплекс наук о строении и развитии Земли. Система геологических наук. Геологическая служба в РФ. Значение геологии в народном хозяйстве. Методы геологических исследований.

3. Геологическая изученность территории родного края. Обзор основной краеведческой литературы по геологии. Приемы работы с ней.

4. Геологические процессы, вызываемые внутренними и внешними силами. Изучение геологических процессов своей местности.

5. Минералы и горные породы. Их классификация. Горные породы и полезные ископаемые своей местности.

6. Геологическое прошлое Земли. Геологическая хронология и геологические карты.

7. Физико-географические условия на территории родного края в различные периоды геологической истории Земли.

1. Определение горных пород и полезных ископаемых по внешним признакам.

2. Коллекционирование горных пород и полезных ископаемых родного края.

3. Изготовление карты размещения полезных ископаемых своего административного района.

4. Организация изучения одного из характерных геологических процессов в своей местности (выветриваний, деятельности поверхностных вод и т. п.).

Общественно полезная работа:

1. Поиски полезных ископаемых и строительных материалов в своей местности.

2. Гидрогеологические исследования по заданиям хозяйственных организаций и научных учреждений.

3. Участие в работах местных геологических экспедиций и партий.

4. Охрана памятников природы.

5. Изготовление коллекций горных пород и полезных ископаемых. Составление карт, схем, графиков и др. (для экспозиции в краеведческом музее школы).

Общеизвестна мысль, что краеведение без туризма может быть, но туризма без краеведения не бывает. И это краеведение имеет свой особый статус, свою форму, которую мы называем туристским краеведением. Развитие туристского краеведения — актуальная проблема современной педагогики, всего детско-юношеского туризма, позволяющая решить многие проблемы обучения, воспитания и развития детей и подростков. Не свойственные туристскому походу формы краеведения снижают его педагогическую эффективность.

Краеведческая работа в походе должна быть доступной и соответствовать возрасту и способностям учащихся, носить научный характер исследований, быть систематической, иметь связь с жизнью, а также зависеть от реальных потребностей и интересов учащихся, всегда иметь практическое значение как для самих учащихся, так и для образовательных, научных, культурных учреждений.

Правильно организованная педагогом краеведческая деятельность является главным критерием успешности развития индивидуальной личности учащихся. Приобретённые устойчивые знания о родном крае, опыт практических исследований порождают умение применять данные знания и опыт в своей жизни, способствуют самоопределению учащихся, их профессиональной ориентации, выработке активной гражданской позиции в общественной жизни.

3. Озерова Л. В. Полевая практика по геоботанике с основами экологии / – М.: ЦДЮТур, 1998. – С. 53-78.

6. Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии: пособие для учителя / – М.: Просвещение, 1991. – С. 61-73.

7. Тлиф В. А. Виды исследований школьников // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

8. Юньев И. С. Краеведение и туризм /– М.:Знание, 1990г.

9. Организация простейшего путешествия – похода выходного дня (ПВД) // Школа базового уровня туристской подготовки СФУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://school-tp.sfu-kras.ru/ntp/orgPVD.pdf

10. Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника // Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.ecosystema.ru/01welcome/articles/ nazarov/303.htm

11. Экологический экспедиционный туризм // Сетевой альманах Ю.С. Самохина «Вопросы краеведения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http:// school-kraevedenie.narod.ru/kolesov/kolesov_program.htm

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *