Какая взаимосвязь общества и природы в чем выражается специфика общественных
1.2 Взаимодействие общества и природы
Обе эти стороны находятся в неразрывном единстве. Это единство обеспечивает не только жизнедеятельность и функционирование общества, но и его саморазвитие. Любое природное биологическое образование стремится к совершенствованию форм жизнедеятельности. Эта же тенденция присуща и обществу, но только в обществе это становится не природным инстинктом, а сознательной целью.
Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что суть обособленности общества от природы состоит в следующем:
Однако, говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его средой так же, как и любой другой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу.
Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Природа создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития. Так, великие цивилизации древности (Вавилон, Египет, Индия, Китай) возникали в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные природные условия давали толчок бурному развитию той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.
В то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племен и народов.
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество. 1
Взаимосвязь природы и общества — виды, формы и примеры взаимодействия
Взаимосвязь природы и общества — актуальная проблема нынешнего тысячелетия. Причинно-следственные связи социально-экологических явлений могут заинтересовать людей с научным складом ума. Другие люди просто знают и не сомневаются, что эта связь есть, иногда достаточно явно ощущается и воздействует.
Философы предлагают свой взгляд на это, антропологи – свой. Их труды представляют собой описания форм и структур, группировки и классификации, а также теоретизирования, где общественные взаимосвязи преобладают, а природа является лишь фоном, или это слово употребляется для подчёркивания основного свойства явления, предмета, объекта или субъекта.
Интересна точка зрения социологов и историков. Социологи предложили прагматический подход в виде инструментальных исследований взаимосвязи природы и общества. Возникла наука «экологическая социология», которая стала частью новой научной области – социальной экологии и экологии человека.
Исторический подход при анализе различных обществ и цивилизаций дал более чёткое представление об этом фундаментальном взаимодействии по сравнению с натурфилософским и описательным подходом.
Потом свою лепту внесли экономисты и инженеры, в том числе программисты. На основе большого количества собранной и обработанной на компьютерах информации появились социально-экологические модели прошедших событий, настоящих феноменов и футурологические прогнозы.
Политики оформили это в декларации и соглашения, а население испытало на себе последствия принятых национальных экологических политик и стратегий, законов природопользования, запретов и наказаний.
Что такое природа
Природа это материальная физическая Вселенная, которая существует объективно. Тела людей, как физические объекты, являются её частью.
Человек способен воспринимать, изучать, практически использовать, передавать полученное знание и навыки другим людям. При этом инструментальное и экспериментальное научное познание даёт возможность проникнуть за пределы обычного восприятия.
Если кратко обрисовать структуру науки, то физическую Вселенную изучает естествознание, а общество – обществознание. Отдельно выделяют гуманитарные науки, которые используют конструкцию «человек – природа».
Специфика технических наук выделяет их в отдельную научную область, хотя зарождались они на стыке естественных и общественных наук. Науки играют важную роль в использовании ресурсов.
Под природой обыденно понимают то место, которое вне дома и населённого пункта. В значении «окружающая среда» она противопоставляется человеку и обществу. Позиции, где люди занимают центральное место во Вселенной, дали название «антропоцентризм».
Этому противопоставлена позиция экоцентризма, где преобладают экологические ценности и практики бережного отношения к ресурсам.
Природные ресурсы
К природным ресурсам относят:
А также представляют жизненно важный интерес озоновый слой, редкие ископаемые, заповедники, ледники, океан, глобальный климат, космос. К этому списку можно добавить фундаментальный ресурс – сбалансированный круговорот веществ и энергии.
Есть оптимисты, которые верят, что мировые ресурсы при правильном использовании неистощимы, потому что из природы ничто не исчезает. В будущем новые технологии позволят произвести материалы и предметы лучше предыдущих.
Пессимисты уверены, что невозобновимые ресурсы будут исчерпаны, наступит сначала глобальный экономический кризис, потом голод и эпидемии, затем войны и гибель мировой цивилизации.
В обеих позициях проявляется сильное и слабое воздействие. Однако, эта картина сконструирована и не отражает действительности, в которой каждый человек, живший и ныне живущий, в разные моменты по-разному взаимодействовал с обществом и природой.
Исторические формы взаимодействия природы и общества
Каждая из форм общества по-своему взаимодействовала с природой.
Согласно экономической концепции труда и капитала, первобытное общество занималось собирательством и охотой, рабовладельческое – земледелием и скотоводством, феодальное – военным захватом территорий и разработкой ископаемых, капиталистическое – эксплуатацией ресурсов.
Другие исследователи больше склонны видеть множество обществ или цивилизаций, привязанных к ландшафтам и крупным рекам.
В 20-м веке появились индустриальные теории, где многочисленные авторы делили человеческую историю на доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпоху, фазу, период, этап, эру или волну.
Основной акцент делался на историческом, кардинальном изменении взаимодействия общества и природы. За основу бралось соотношение валового продукта к численности людей и другие экономические и демографические показатели.
В доиндустриальном обществе преобладал первичный сектор экономики – сельское хозяйство, лесоводство, животноводство, рыболовство, охота, немеханизированная добыча угля и руды, кустарное производство. Воздействие на природу было минимальным, кроме критикуемого поджигания сухой травы в саваннах для охоты и подсечно-огневого земледелия.
Потом, в начале 19-го века, в индустриальном обществе произошла научно-техническая революция, и появились механизмы, в том числе работающие на топливе и частично автоматизированные. Возник вторичный сектор экономики – обрабатывающая промышленность, строительство зданий и механизмов.
Дальнейшее улучшение технологий привело к промышленному освоению новых территорий и недр, особенно месторождений нефти. Нагрузка на окружающую среду увеличилась. Этот период продлился до 1950-х годов.
Затем в Америке и Европе возникло постиндустриальное общество, где над первичным и вторичным секторами экономики стал преобладать третичный сектор услуг. Однако взаимовлияние между обществом и природой снова возросло, так как продолжался экономический рост, и с ним повышался уровень потребления.
Только в настоящее время с внедрением интернета и возрастанием мобильности есть основания говорить о глобальном обществе, которое пытается понять, как лучше и правильнее взаимодействовать с природой, чтобы избежать глобальных экологических угроз.
Его называют обществом риска, где глобальные связи обеспечивают быстрое распространение эпидемий, радиации, вредных веществ.
Примеры взаимосвязи человека и природы в современном мире
Проблема состоит в том, что нет единого понимания: использовать или беречь природу? Этим характеризуется современная реальность. Действие тех, кто за использование без ограничений, выражается во всё большем повышении нагрузки на окружающую среду для обогащения.
Смысл ухода людей в небольшие экопоселения, неучастия в индустриальном производстве и городской жизни заключается в том, что нагрузка на окружающую среду должна не превышать биологической ёмкости локального ландшафта.
Определение, сколько можно взять из природы, какие практики экологические, а какие нет, даёт методика экологического следа, имеющая много сторонников на уровне личностей, сообществ, муниципалитетов, региональных правительств.
Другое направление усилий – глобальный план действий городских экологических групп, которые регулярно встречаются и советуются, как в быту снизить нагрузку на окружающую среду. Экономия электричества, воды, тепла, разумные покупки и поездки, вторая жизнь вещей, бережное отношение к природным объектам, сбор и утилизация мусора дают им надежду на будущее.
Большинство людей на планете уже живут в городах. Поэтому самое перспективное направление – это зелёные муниципалитеты, где новые здания строят с газонами и садами на крыше, а также используют только экологичный транспорт, природосберегающие технологии, натуральные местные продукты, раздельный сбор и утилизацию мусора, энергию ветра и солнца. Среди любителей сельской жизни популярны органическое земледелие, пермакультура, лесосады.
Взаимосвязь природы и общества — актуальная проблема нынешнего тысячелетия. Причинно-следственные связи социально-экологических явлений могут заинтересовать людей с научным складом ума. Другие люди просто знают и не сомневаются, что эта связь есть, иногда достаточно явно ощущается и воздействует.
Философы предлагают свой взгляд на это, антропологи – свой. Их труды представляют собой описания форм и структур, группировки и классификации, а также теоретизирования, где общественные взаимосвязи преобладают, а природа является лишь фоном, или это слово употребляется для подчёркивания основного свойства явления, предмета, объекта или субъекта.
Интересна точка зрения социологов и историков. Социологи предложили прагматический подход в виде инструментальных исследований взаимосвязи природы и общества. Возникла наука «экологическая социология», которая стала частью новой научной области – социальной экологии и экологии человека.
Исторический подход при анализе различных обществ и цивилизаций дал более чёткое представление об этом фундаментальном взаимодействии по сравнению с натурфилософским и описательным подходом.
Потом свою лепту внесли экономисты и инженеры, в том числе программисты. На основе большого количества собранной и обработанной на компьютерах информации появились социально-экологические модели прошедших событий, настоящих феноменов и футурологические прогнозы.
Политики оформили это в декларации и соглашения, а население испытало на себе последствия принятых национальных экологических политик и стратегий, законов природопользования, запретов и наказаний.
Что такое природа
Природа это материальная физическая Вселенная, которая существует объективно. Тела людей, как физические объекты, являются её частью.
Человек способен воспринимать, изучать, практически использовать, передавать полученное знание и навыки другим людям. При этом инструментальное и экспериментальное научное познание даёт возможность проникнуть за пределы обычного восприятия.
Если кратко обрисовать структуру науки, то физическую Вселенную изучает естествознание, а общество – обществознание. Отдельно выделяют гуманитарные науки, которые используют конструкцию «человек – природа».
Специфика технических наук выделяет их в отдельную научную область, хотя зарождались они на стыке естественных и общественных наук. Науки играют важную роль в использовании ресурсов.
Под природой обыденно понимают то место, которое вне дома и населённого пункта. В значении «окружающая среда» она противопоставляется человеку и обществу. Позиции, где люди занимают центральное место во Вселенной, дали название «антропоцентризм».
Этому противопоставлена позиция экоцентризма, где преобладают экологические ценности и практики бережного отношения к ресурсам.
Природные ресурсы
К природным ресурсам относят:
А также представляют жизненно важный интерес озоновый слой, редкие ископаемые, заповедники, ледники, океан, глобальный климат, космос. К этому списку можно добавить фундаментальный ресурс – сбалансированный круговорот веществ и энергии.
Есть оптимисты, которые верят, что мировые ресурсы при правильном использовании неистощимы, потому что из природы ничто не исчезает. В будущем новые технологии позволят произвести материалы и предметы лучше предыдущих.
Пессимисты уверены, что невозобновимые ресурсы будут исчерпаны, наступит сначала глобальный экономический кризис, потом голод и эпидемии, затем войны и гибель мировой цивилизации.
В обеих позициях проявляется сильное и слабое воздействие. Однако, эта картина сконструирована и не отражает действительности, в которой каждый человек, живший и ныне живущий, в разные моменты по-разному взаимодействовал с обществом и природой.
Исторические формы взаимодействия природы и общества
Каждая из форм общества по-своему взаимодействовала с природой.
Согласно экономической концепции труда и капитала, первобытное общество занималось собирательством и охотой, рабовладельческое – земледелием и скотоводством, феодальное – военным захватом территорий и разработкой ископаемых, капиталистическое – эксплуатацией ресурсов.
Другие исследователи больше склонны видеть множество обществ или цивилизаций, привязанных к ландшафтам и крупным рекам.
В 20-м веке появились индустриальные теории, где многочисленные авторы делили человеческую историю на доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпоху, фазу, период, этап, эру или волну.
Основной акцент делался на историческом, кардинальном изменении взаимодействия общества и природы. За основу бралось соотношение валового продукта к численности людей и другие экономические и демографические показатели.
В доиндустриальном обществе преобладал первичный сектор экономики – сельское хозяйство, лесоводство, животноводство, рыболовство, охота, немеханизированная добыча угля и руды, кустарное производство. Воздействие на природу было минимальным, кроме критикуемого поджигания сухой травы в саваннах для охоты и подсечно-огневого земледелия.
Потом, в начале 19-го века, в индустриальном обществе произошла научно-техническая революция, и появились механизмы, в том числе работающие на топливе и частично автоматизированные. Возник вторичный сектор экономики – обрабатывающая промышленность, строительство зданий и механизмов.
Дальнейшее улучшение технологий привело к промышленному освоению новых территорий и недр, особенно месторождений нефти. Нагрузка на окружающую среду увеличилась. Этот период продлился до 1950-х годов.
Затем в Америке и Европе возникло постиндустриальное общество, где над первичным и вторичным секторами экономики стал преобладать третичный сектор услуг. Однако взаимовлияние между обществом и природой снова возросло, так как продолжался экономический рост, и с ним повышался уровень потребления.
Только в настоящее время с внедрением интернета и возрастанием мобильности есть основания говорить о глобальном обществе, которое пытается понять, как лучше и правильнее взаимодействовать с природой, чтобы избежать глобальных экологических угроз.
Его называют обществом риска, где глобальные связи обеспечивают быстрое распространение эпидемий, радиации, вредных веществ.
Примеры взаимосвязи человека и природы в современном мире
Проблема состоит в том, что нет единого понимания: использовать или беречь природу? Этим характеризуется современная реальность. Действие тех, кто за использование без ограничений, выражается во всё большем повышении нагрузки на окружающую среду для обогащения.
Смысл ухода людей в небольшие экопоселения, неучастия в индустриальном производстве и городской жизни заключается в том, что нагрузка на окружающую среду должна не превышать биологической ёмкости локального ландшафта.
Определение, сколько можно взять из природы, какие практики экологические, а какие нет, даёт методика экологического следа, имеющая много сторонников на уровне личностей, сообществ, муниципалитетов, региональных правительств.
Другое направление усилий – глобальный план действий городских экологических групп, которые регулярно встречаются и советуются, как в быту снизить нагрузку на окружающую среду. Экономия электричества, воды, тепла, разумные покупки и поездки, вторая жизнь вещей, бережное отношение к природным объектам, сбор и утилизация мусора дают им надежду на будущее.
Большинство людей на планете уже живут в городах. Поэтому самое перспективное направление – это зелёные муниципалитеты, где новые здания строят с газонами и садами на крыше, а также используют только экологичный транспорт, природосберегающие технологии, натуральные местные продукты, раздельный сбор и утилизацию мусора, энергию ветра и солнца. Среди любителей сельской жизни популярны органическое земледелие, пермакультура, лесосады.
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество. 1.2. Взаимодействие общества и природы.
1.2 Взаимодействие общества и природы
План.
Сущность понятия «природа» в широком и узком смыслах.
Природа в широком смысле – это вся Вселенная.
Природа в узком смысле — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.
Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру
(материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.
Взаимодействие природы общества.
Позитивное воздействие.
ПРИРОДА.
ОБЩЕСТВО.
Негативное воздействие
ПРИРОДА.
ОБЩЕСТВО.
Экологическая проблема как одна из основных глобальных проблем в современном мире.
Экологическая проблема — изменение природной среды, вызванное неправильным поведением человека, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы, что угрожает существованию человечества.
Она возникла в результате безжалостного отношения к природе, загрязнения её во всех четырёх сферах (вода, воздух, земля, космос).
Пути решения экологической проблемы.
Примерные задания по теме на ОГЭ.
Задание 1.
Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
1) разрушения, вызванные наводнением
2) осушение болот под строительство автодороги
3) загрязнение воздуха выхлопными газами
4) изучение экологии школьниками
Задание 2
Что относится к экологическим проблемам?
1) проблема международного терроризма
2) распространение алкоголизма среди подростков
3) перенаселенность стран Азии и Африки
4) загрязнение воздуха промышленными отходами
Задание 3.
Человек влияет на природу
2) не влияет на природу
3) и положительно, и отрицательно
Задание 4.
В отличие от природы, общество
1) обусловлено деятельностью человека
2) находится в постоянном развитии
3) состоит из взаимосвязанных элементов
4) является частью материального мира
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Лекция по ЭОП на тему:. Особенности взаимодействия общества и природы.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель: Выяснить преобразующее влияние человека на природу, рассмотреть вопросы видоизменения процесса эволюции, познакомиться с последствиями антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности, привести примеры нарушения природных биогеохимических циклов.
Основные понятия: Экологическое образование — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими, знаниями, умениями и навыками.
Роль природы в жизни человеческого общества
Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.
Глобальные процессы образования и движения живого вещества в биосфере связаны и сопровождаются круговоротом вещества и энергии. В отличие от чисто геологических процессов биогеохимические циклы с участием живого вещества имеют значительно более высокие интенсивность, скорость и количество вовлеченного в оборот вещества.С появлением и развитием человечества процесс эволюции заметно видоизменился. На ранних стадиях цивилизации вырубка и выжигание лесов для земледелия, выпас скота, промысел и охота на диких животных, войны опустошали целые регионы, приводили к разрушению растительных сообществ, истреблению отдельных видов животных. По мере развития цивилизации, особенно после промышленной революции конца средних веков, человечество овладевало все большей мощью, все большей способностью вовлекать и использовать для удовлетворения своих растущих потребностей огромные массы вещества.
Настоящие сдвиги в биосферных процессах начались в XX веке в результате очередной промышленной революции. Бурное развитие энергетики, машиностроения, химии, транспорта привело к тому, что человеческая деятельность стала сравнима по масштабам с естественными энергетическими и материальными процессами, происходящими в биосфере. Интенсивность потребления человечеством энергии и материальных ресурсов растет пропорционально численности населения и даже опережает его прирост. В.И.Вернадский писал: «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли».
Последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности проявляется в истощении природных ресурсов, загрязнения биосферы отходами производства, разрушении природных экосистем, изменении структуры поверхности Земли, изменении климата. Антропогенные воздействия приводят к нарушению практически всех природных биогеохимических циклов.В соответствии с плотностью населения меняется и степень воздействия человека на окружающую среду. При современном уровне развития производительных сил деятельность человеческого общества сказывается на биосфере в целом.
Вопросы для самоконтроля:
1.В чем заключается преобразующее влияние человека на природу?
2.В связи с чем происходит видоизменение процесса эволюции?
3. Охарактеризовать последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности;
4. Привести примеры нарушения природных биогеохимических циклов.