Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие

Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие

Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть картинку Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Картинка про Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие

Основные философские школы эпохи эллинизма (скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм)

Эллинистический период античной философии охватывает огромный промежуток времени: с середины IV в. до н.э. (т.е. с возникновения «мира эллинизма», занимающего территории, завоеванные Александром Македонским) и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. Но к этому времени Римская империя уже раскололась на две части — Западную и Восточную (Византию), но и после падения Рима Византия продолжала существовать. Поэтому конец античной философии в целом и эллинистического ее периода в частности обычно связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа: Академия Платона в Афинах.

В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествующих периодов, а с другой — на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений.

Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом. При этом завоеванные греки в определенном смысле «покорили» своих завоевателей, оказав громадное влияние на все сферы римской культуры: религию, литературу, архитектуру, изобразительное искусство и т.д. Под влиянием греческой философии начинается развитие римской философии. Но поскольку римляне не создали своих оригинальных учений, хотя и внесли большой вклад в развитие ряда греческих учений, можно говорить о существовании греко-римской философии.

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем неразрывно был связан с учениями о природе.

Биографические сведения. Пиррон. Время жизни — 360— 270 гг. до н.э.; родился в г. Элида. Учился у софиста Брисона; наибольшее влияние на Пиррона оказал мудрец Анаксарх (друг Александра Македонского). Они оба участвовали в походе Александра и дошли до Индии, где Пиррон общался с индийскими философами

Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть картинку Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Картинка про Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие

Скептический метод. В основе скептического метода лежит допущение одинаковой достоверности противоречивых суждений. Но в таком случае у нас нет никаких оснований предпочесть одно суждение другому, противоречащему первому. Следовательно, лучший выход из положения состоит в том, чтобы вообще воздерживаться от всяких суждений. Именно это позволяет обрести невозмутимость, что и является целью философии. Последовательная реализация принципа сомнения доходит у него до сомнения и в собственных суждениях.

Как утверждал Секст Эмпирик, скептик на практике следует пути, которому следует мир. Но только скептик при этом не имеет никаких мнений ни об этом пути, ни об этом мире.

Стоицизм. Название школы «стоицизм» («стоики») произошло от названия портика «Стоя» («Пестрый зал») в Афинах, где собирались первые стоики. Школа была основана ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона
Философские воззрения. Классификация наук. Стоики делили науки на логику, физику (натурфилософию) и этику, сравнивая их с садом или яйцом. Так, логика — это ограда сада, деревья — физика, а плоды на деревьях — этика; или скорлупа яйца — логика, белок — физика, желток — этика. Логика, устраняя заблуждения, учит мыслить так, как необходимо философу, поэтому необходимо знать логику; жить надо сообразно природе — отсюда необходимо знать физику. Этика — это высшая наука, так как учит нас достойному поведению.
Судьба учения. Стоицизм сыграл существенную роль в развитии философии эллинистического периода. Ряд его идей вошел в неоплатонизм, значительное влияние оказал стоицизм (учение о Логосе и этика) на становление христианской философии, а затем на средневековую мусульманскую философию. Прослеживается и некоторое влияние стоицизма на философию Нового времени: на Декарта, Спинозу и др. В XX в. к стоицизму обратился Делез.

Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть картинку Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Картинка про Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие

Эпикуреизм — философское направление, названное по имени его основоположника Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в римской философии — Тит Лукреций Кар (99—55 гг. до н.э.), поэма которого «О природе вещей» является в настоящее время основным источником сведений об эпикуреизме. Эпикуреизм в целом можно охарактеризовать как атомизм эллинистической эпохи.

Биографические сведения. Эпикур. Время жизни — 342/ 341—270/271 гг. до н.э. Родился на о. Самос в семье афинского переселенца, учителя. С 14 лет начал активно заниматься наукой и философией. В 18 лет приехал в Афины, затем переехал в Малую Азию. В 307 г. до н.э. вернулся в Афины и основал школу «Сад Эпикура».

На воротах школы была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо — наслаждение».

Девизом Эпикура было: «Проживи незаметно!»

Философия Эпикура представляет собой развитие античного атомизма, но сам Эпикур всегда отрицал влияние Демокрита на свое философское учение и крайне отрицательно отзывался о Демокрите, впрочем, как и о многих других философах.

Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть картинку Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Картинка про Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие

Основоположником неоплатонизма считается Плотин или его учитель Аммоний.

Основные представители неоплатонизма и их труды:

5) Прокл – «Первоосновы теологии», «О теологии Платона»,

Философские воззрения. В неоплатонизме до предела доведено платоновское противопоставление телесного чувственного мира и сверхчувственного мира. Основное внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном первоначале. Следуя Платону, неоплатоники считали, что исходное первоначало — это Единое = Благо. Оно не постижимо для разума, а постижимо только в состоянии сверхразумного экстаза (с др. греч. «экстаз» — это «смещение», «перемещение», «исступление», «восторг». Философы заимствовали этот термин из религиозных мистерий, и в дальнейшем в философских работах термин приобрел также значения: «выход за пределы житейской реальности», «выход за пределы себя»). О нем нельзя сказать, чем оно является, можно только утверждать, чем оно не является, т.е. к нему применимы только отрицательные определения.

Единое = Благо, как говорит Плотин, «не ведает ни в чем недостатка, довлеет самому себе, ни в чем не нуждается». Единое вневременно, ни к чему не стремится, находится в состоянии вечного покоя. Оно знает само себя, но без процесса познания, так как для него нет перехода от незнания к знанию.

Единое = Благо Плотин сравнивает с Солнцем. И как от Солнца исходит свет, так от Единого = Блага исходит эманация (истечение, излучение), порождающая Бытие = Ум (Нус), содержащий идеи (понятия). Таким образом, Ум, с одной стороны, множественен, так как содержит множество всех идей, а с другой стороны, един. Ум существует вне времени. Он познает сам себя и, мысля свое содержание — идеи, он тем самым творит их. Начинается этот процесс с наиболее общих идей (бытие, движение и покой, тождество и различие), от них происходят все другие.

Распространение эманации за пределы Ума приводит к появлению Мировой души. Она порождает время, и сама существует во времени. Мировая душа — связующее звено между сверхчувственным и чувственным миром, хотя сама она бестелесна. Душа является источником движения для всех телесных объектов. Мировая душа дробится на составляющие, т.е. существует душа неба, души звезд и планет, душа Земли, души животных, растений, человека и т.п.

Угасший свет, исходящий из Единого, ставший тьмой и мраком, и есть материя, образующая чувственный, телесный космос. Он вечен во временном существовании (т.е. существует всегда, когда есть время).

У Ямвлиха и Прокла эта схема значительно усложняется, например у Прокла промежуточное положение между Единым и Умом занимают числа.

Судьба учения. Неоплатонизм более, нежели какое-то иное течение античной философии, оказал влияние на христианство и средневековую христианскую философию как восточную (Афанасий Александрийский, Псевдо-Дионисий, великие капподокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и т.д.), так и западную (Аврелий Августин, Боэций, Эриугена и т.д.). Оказал он влияние и на мусульманских средневековых философов мистического толка, в первую очередь такого течения, как суфизм, и на еврейских философов той же эпохи.

Новая волна интереса к неоплатонизму возникла в эпоху Возрождения (Плифон, Фичино, Бруно и др.). В Новое время можно отметить влияние неоплатонизма на Беркли, а в XIX в. — на романтиков, таких как Шеллинг и Гегель, в XX в. — на Бергсона. Многие идеи неоплатонизма повлияли на русских философов: Вл. Соловьева, Флоренского, Франка, Булгакова, Лосева.

Источник

Эллинистический период (IV в. до н. э. — III в. н. э.)

После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства — Эллады. Особенность этого этапа в раз­витии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы цен­ностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений раннеэллинистического периода (IV-I вв. до н. э ) — киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель — Диоген (ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественны­ми нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.

Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура (341-270 гг. до н. э.). Представителями направления были Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.) и Гораций. Школа располагалась в предместье Афин, в деревенской глуши, постройка находилась в саду. Отсюда название — «философы Сада».

Основные положения эпикурейской философии:

1) реальность поддается осмыслению человеческим разумом;

2) в реальности есть место для счастья; счастье — это вытеснение страдания и беспокойства;

3) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;

4) для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

Представители эпикуреизма исходят из того, что любому ощущению, чувству должна предшествовать «ощутимость» как некое первосвойство. Этим первосвойством являются атомы, которые были мыслительными конструкциями, воплощающими ощутимость бытия. Источник движения атомов находился в них самих. Такой же ощутимостью были и боги, по мнению эпикурейцев Они ни от чего не могли зависеть, и ничего не зависело от них. Отсюда вытекает знаменитый принцип свободы эпикурейства, который на самом деле выступает как выражение самого устройства мира. Соответственно и принцип наслаждения выступал естественной характеристикой человеческой природы. Это определялось не субъективной волей человека, но объективным положением дел. Таким образом, главным принципом эпикурейства выступает следующий то, что способствует наслаждению, является добром, а то, что приносит страдание, является злом. Теория познания служит основанием гедонистической (от греч. hegone — удовольствие) этики Эпикура. Философия же предназначена для познания путей к наслаждению и счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти.

Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.) во многом существенно отличается от эпикуреизма. Например, в школе Эпикура как в его время, так и после него царил культ учителя, авторитет которого считался непререкаемым, ученики не только изучали его теорию, но и непре­клонно ей следовали. В школе стоиков, напротив, отвергалась всякая догматика, критика была движущей силой их учения. Стоики не принимали механистического атомизма эпикурейцев, согласно которому человек являлся сцеплением атомов. Атомизм принципиально не мог объяснить нравственную и интеллектуальную сущность человека. Не принимали стоики также и эпикурейской этики наслаждения ради наслаждения.

Еще одним направлением раннего эллинизма является скептицизм. Наиболее крупными его представителями были Пиррон (ок. 360 — ок. 270 гг. до н. э.) и Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.».). Скептики сознательно проводят общий принцип раннего эллинизма — принцип относительности всего нас окружающего, наших мыслей и действий — и приходят к выводу о невозможности познания космоса. Согласно скептикам, не следует стремиться познать мир, надо просто жить, не высказывая никаких претендующих на истину суждений и сохраняя внутреннее спокойствие. На вопросы типа «Что есть истина?» нет достоверных ответов. Несовершенство органов чувств человека, его нич­тожность перед величием природы и относительность знания были абсолютизированы.

В этот же период происходит дальнейшее развитие представления о Космосе как о субъекте. Это некоторое возвращение к мифу, но уже на новой ступени, обогащенное предшествующими философскими идеями: «Античная философия. началась с мифа и кончилась мифом. И когда был исчерпан миф, оказалась исчерпанной и сама античная философия».

Многочисленные направления философии первых веков нашей эры подвергаются сомнению и перерабатываются с учетом потребностей христианства. Многие идеи позднего стоицизма были восприняты потом христианскими мыслителями и даже писателями эпохи Возрождения.

Вопросы длясамопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?

2. В чем главная особенность классической философии?

3. Назовите основные философские школы периода эллинизма.

Основные понятия и термины

Апейрон — первоначало (Анаксимандр) — это нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределенное,

Атом— материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур).

Брахман — в древнеиндийской религиозно-философской литературе целостная духовная субстанция, безличное духовное начало, из которого все произошло.

Будда (с санскр. — пробуждать, познавать) — человек, обладающий Пробужденным, просветленным сознанием.

Веды (с санскр. — знание) — древнеиндийский сакральный текст, являющийся священным для ведической религии, брахманизма и индуизма.

Гилозоизм (греч. hule — вещество, zol — жизнь) — философское учение, приписывающее способность ощущения и мышления всем фор­мам материи.

Даосизм — религиозно-философское учение Китая, основоположник — Лао-Цзы.

Дхаммапада — древнеиндийская книга, в которой отражены основные положения буддизма.

Индуизм — политеистическая религиозная система в современной Западной Индии, продолжившая и развившая традиции ведической религии и брахманизма (получила распространение в раннем средневековье).

«И-Цзин» («Книга перемен») — древнекитайский сакральный текст.

Конфуцианство — религиозно-философское учение Китая, основоположником которого был Конфуций.

Натурфилософия — философское учение о природе.

Первоначало (или «архе») — это основа, мельчайшая единица мира (вода, огонь, атом, монада и др.).

Упанишады (с санскр. — сидеть рядом с учителем) — религиозно-философские комментарии к Ведам.

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?

2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь)

3. В чем сущность учения Будды и в чем разница между махаяной и хинаяной?

4. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев?

5. Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно»?

6. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит?

7. Против чего были направлены апории Зенона?

8. Кто такие софисты и в чем значение их учения?

9. На что были направлены философские рассуждения Сократа?

В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?

В чем видел Аристотель сущность вещей?

12 В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?

13 Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?

14. Прокомментируйте слова философов.

• «Многознание уму не научит».

• «Лучшие люди одно предпочитают всему, вечную славу — бренным вещам, а большинство объедается, как скоты».

• «Все течет, все изменяется».

• «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой».

• «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

• «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».

• «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы — голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей».

• « Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».

• «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов
делать друзьями, а не друзей — врагами».

Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодок-
сальную:

2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни — создатель:

3. Укажите древнекитайский философский текст:

4. «Теория недеяния» — основной принцип:

5. В V в. до н. э. существовало сто философских школ:

6. Первоначальный атеизм представлен в учении:

7.Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь принадлежит античному философу:

8. Утверждал, что всякое понятие о движении противоречив, а следовательно, не истинно:

9. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

10. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:

11. По своему мировоззрению Платон был:

1) объективным идеалистом;

2) субъективным идеалистом;

12. Логику сделал орудием познающего разума

13. Свобода и управление своими чувствами — главные принципы философской школы античности:

Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть картинку Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Картинка про Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть картинку Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Картинка про Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие

Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть картинку Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Картинка про Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие

Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Смотреть картинку Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Картинка про Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие. Фото Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем их различие

Источник

5.Основные проблемы, принципы и школы античной философии.Этапы развития.

Этапы развития.

Первый период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским. Период натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение VII и VI столетий до н.э. поднимает вопрос об основании вещей. Появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся например в смене дня и ночи, в движении звезд. Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются.

Второй период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами, Сократом и сократиками. В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Он первый среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи.

Третий период античной философии – век эллинизма. Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть религиозного постижения мира.

Проблемы античной философии.

1космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»;

2мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;

3метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного;

4методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления;

5 эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе;

6. проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

Философия – это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Школы античной философии.

По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений. В Афинах существовало четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа).

Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Так как основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элеи, то школа в целом и получила название элейской. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок исключительно с его количественной стороны, то в противоположность им в VI веке выступают направления, которые понимают идею мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей.

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *