Какова главная тема романа обломов в чем основной конфликт
«Обломов»: краткое содержание и анализ романа Гончарова
Иллюстрация к роману «Обломов»: Wikipedia / К. Н. Чичагов
Вершина творчества великого русского писателя Ивана Александровича Гончарова — роман «Обломов». Краткое содержание этого произведения вряд ли позволит оценить глубинный замысел автора. И все же ознакомиться с пересказом будет крайне полезно, особенно если уже прочли книгу «Обломов». Содержание поможет не только восстановить в памяти главные события романа, но и по-новому оценить персонажей и идеи писателя.
«Обломов»: краткое содержание
«Обломова» непременно стоит прочитать каждому. Но роман полностью не всем дастся легко, поэтому для начала рекомендую изучить его краткий пересказ. «Обломов» действительно не так прост для восприятия, как может показаться. Гончаров не высмеивает поведение своих персонажей и не рисует идеалы, к которым нужно стремиться, а дает читателю почву для размышлений.
Тех, кто знаком с романом, краткое содержание «Обломова» непременно натолкнет на новые мысли и выводы. Ведь такие реалистические произведения созданы, чтобы оценивать их через призму собственных знаний и жизненного опыта.
Но, прежде чем анализировать роман «Обломов», краткое содержание по главам поможет возобновить в памяти его основные события:
С первых страниц автор рассказывает читателю, кто такой Обломов. 32-летний Илья Ильич живет в Петербурге, отличается инертностью: ничем не занимается и не интересуется, не посещает мероприятий и не вникает в хозяйственные вопросы. Слуга Захар во всем брал пример с хозяина.
Илья Обломов пробовал включиться в столичную жизнь, но ему это быстро надоело. Лежа на диване, он грезил размеренной жизнью в родной Обломовке — без страстей и забот.
Обломову пытался помочь его земляк Михей Андреевич Тарантьев, но не по доброте душевной, а из корысти. Илья Ильич получил солидное наследство, к которому Тарантьев стремится пристроиться. Сам же Обломов возлагает надежды на друга детства — Андрея Штольца. Только его приезд и смог оторвать Обломова от сладких воспоминаний о детстве.
Андрей Штольц — ровесник и земляк Обломова, но полный его антипод. Он всегда в движении: выполняет общественные задания, воплощает новые проекты, читает и выходит в свет.
Штольц приводит Обломова в петербургский свет. Некогда ленивый Илья Ильич начинает читать и интересоваться тем, что происходит вокруг. Такие перемены случаются в том числе из-за пылкой влюбленности к Ольге Ильинской.
Но Ильи Ильича хватило ненадолго: не склонен он к инициативе и принятию решений. Ему пора перебираться в новую квартиру, и этот переезд дается ему с большим трудом.
Пока Штольц в отъезде, Тарантьев подсуетился и нанял Обломову квартиру в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Ее брат — Иван Матвеевич Мухояров, друг Тарантьева и не менее лукавый, чем он, — берет на себя дела Ильи Ильича, чтобы наживаться на нем.
Зато Агафья Матвеевна — добродушная и бесхитростная. Она ухаживает за Обломовым, вкусно ему готовит и следит за чистотой. Илья Ильич снова погружается в мирную атмосферу Обломовки. Единственное, что вырывает его из состояния покоя — встречи с Ольгой. Обломов уже не рад той волнительной влюбленности, а слухи о свадьбе его и вовсе пугают.
Ольга постепенно разочаровывается в своем возлюбленном. Она приходит к Илье Ильичу и убеждается: он не изменится. Все дела по имению в руках Мухоярова. А когда Агафья Матвеевна починила халат Обломова, который, как ему казалось, был безнадежен, он окончательно сдался и слег от горячки.
Через год после болезни жизнь Обломова стала размеренной и спокойной. Агафья Матвеевна, ухаживая за Ильей Ильичом, полюбила его. Когда вернулся Штольц и разоблачил махинации Мухоярова, она отреклась от брата.
У Ольги со временем появились чувства к Штольцу. На его предложение она ответила согласием.
Обломов нашел покой и счастье, которые так долго искал. Агафья Матвеевна родила ему сына Андрюшу. Через пять лет, когда Илья Ильич умер из-за ослабшего здоровья, домом стала управлять жена разорившегося Мухоярова, а Андрюшу взяли на воспитание Штольцы. Агафье Матвеевне оставалось жить памятью о любимом Обломове, вкладывая всю свою любовь в сына.
«Обломов»: анализ произведения
Тем, кто прочитал роман или хотя бы краткое содержание, Обломов мог показаться утрированно апатичным и безвольным человеком. На самом деле автор ничего не преувеличил, а лишь задокументировал распространенное явление той эпохи.
Однако термин «обломовщина», который появился после выхода романа, используется до сих пор. Это лучшее доказательство, что идеи Гончарова нисколько не утратили актуальность. В романе «Обломов» автор затронул проблемы личности и общества, которые можно проецировать и на нашу современность.
Чтобы лучше понять замысел романа «Обломов», кратко пройдусь по его особенностям:
Роман «Обломов» Гончаров написал в 1858 году. Но его первая часть «Сон Обломова» вышла еще за девять лет до этого — в 1849-м. Уже тогда у автора был готов план будущего романа, как рассказывал сам Гончаров. «Обломов» — вторые произведение романной трилогии: также в нее вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв».
Автор не зря так долго работал над романом. Как признавался сам Гончаров, он «писал свою жизнь и все, что к ней прирастало». Поэтому произведение стало одним из образцов реализма в литературе: в нем описаны жизнь и быт типичных персонажей того времени, затронуты важные вопросы эпохи.
Роман Гончарова «Обломов» состоит из четырех частей. Каждая раскрывает отдельный этап «развития» главного героя:
В «Обломове» Гончаров поднимает острые вопросы общества того времени и в то же время рассуждает на вечные темы — о счастье, любви и смысле жизни. С одной стороны, «Обломов» — социально-бытовой роман. Он повествует о конфликте человека и общества, русской ментальности и новых европейских ценностях. Автор изучает проблему «обломовщины» — образа жизни мещан, у которых нет целей и стремлений.
С другой стороны, «Обломов» — психологический роман. Автор плавно раскрывает мотивы каждого героя, заглядывает в их внутренний мир в поисках собственных ответов на вечные вопросы.
В центре внимания читателя — четверо персонажей, которые противопоставляются друг другу: Обломов и Агафья Пшеницына против Штольца и Ольги Ильинской. Первые стремятся к покою, уюту, больше заботятся о быте, олицетворяя устаревшие ценности. Зато Штольц и Ольга — носители новых идей: активные, целеустремленные и практичные.
Если Обломов все время оглядывается в прошлое, мечтает вернуться в детство, в Обломовку, то Штольц, наоборот, смотрит только вперед, видит смысл существования в упорном труде. Но Гончаров нарочно не делал никого из персонажей своим идеалом: он указал, что помнить прошлое так же важно, как и стремиться к развитию.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Анализ романа «Обломов» Гончарова
В романе И.А. Гончарова «Обломов» отразилось состояние русского общества накануне важных социальных и экономических реформ. Борьба с косностью, застоем и душевной ленью отразила готовность людей к переменам. Роман рассмотрел отдельную историю человека на уровне разрушительного общественного явления.
Краткий и полный анализ романа раскрывают замысел автора через художественные средства выразительности.
Годы написания — 1847-1859.
История создания — автор развил сюжет романа из идеи, поданной ему Белинским. Гончарову был близок и знаком тот образ жизни, которым жили его герои. В Обломове и Штольце частично воплотились черты самого писателя.
Жанр — роман, социально-психологический роман.
Направление — реализм.
Основная идея — Жизнь – это труд, поиск смыслов и испытаний, которые закаляют душу и наполняют жизнь. Отказываясь от этого, человек духовно и морально умирает.
Тема — Страх жизни приводит человека к бессмысленному существованию, полному сожалений.
Проблема — «Обломовщина» поглотила немало талантливых и одаренных людей России, что привело к застою. Это и личная трагедия каждого, и широкое общественное явление.
Композиция отличается необычным построением:
I часть (весна) — Обломов словно замер и ждет чего-то, его «оживляет» Штольц (завязка);
II часть (лето) — Обломов «просыпается», чтоб пережить лучшие впечатления своей жизни, его личность расцветает от любви к Ольге (развитие сюжета);
III часть (осень) — герой увядает, столкнувшись с трудностями, любовь становится непосильным испытанием (кульминация);
IV часть (зима) — Обломов смиряется с неумением жить, находит тихое убежище и умирает (развязка).
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Счастье и смысл человеческой жизни.
2. Тема: Обломовщина как застой и сопротивление всему новому.
Проблема: Устаревший уклад жизни Обломовки может быть приятен, но он символизирует людей, так как препятствует росту и развитию.
3. Тема: Место любви в жизни человека.
Проблема: Влюбившись в Ольгу, Обломов делает ее смыслом жизни. Но нельзя помещать смысл своей жизни в другого человека. Штольца же любовь к Ольге поддерживает и питает, а смысл его жизни – в труде, развитии и самосовершенствовании.
п.2. Идея и пафос
Автор показывает, как губительно сказывается на человеке отказ от развития, роста, усилий воли, труда, испытаний. Во многом этому способствует и тот образ жизни, в котором растет Обломов. Его оберегают от всего, не дают самостоятельно делать что-либо, откармливают и балуют, подавляют любознательность и инициативность. Взрослея, Обломов слишком привыкает жить в таком сценарии, поэтому он ничего не умеет и не выдерживает даже простых явлений жизни. Теперь обломовщина проникает в его характер и душу, и человек проживает унылую бесцветную жизнь.
п.3. Основные герои
п.4. Литературные приёмы
1. Психологический портрет, — отражающий не только внешность, но и характер героя.
2. Характеристика персонажа через речь других героев — (Ольга и Штольц часто говорят про Обломова хорошее).
3. Комментарий автора, — объясняющий действия героя или содержащий его мысли.
4. Символические детали — (халат, диван, ветка сирени, мелькающие локти Агафьи, пыль и паутина по углам, книги, пение Ольги и т.д.)
5. Сон Обломова, — показывающий воспитание Ильи и истоки обломовщины, рассказ о жизни героя.
п.5. Конфликт произведения
В романе присутствует любовный конфликт, который не позволяет героям быть вместе. Ольга и Илья Ильич не разделены реальными преградами, но они существуют в сознании Обломова – это его душевная лень, страх перед жизнью.
Настоящий конфликт заключен в характере Обломова, он противопоставляет героя и общество: не найдя высоких идеалов в свете, на службе, в сфере личной жизни, герой отстраняется от неидеального мира. Он не выносит сложностей и несовершенств жизни, поэтому прячется в уютном безопасном пространстве – на диване и в халате. «Обломовщина» ярко отражает суть внутреннего конфликта героя: он понимает, что многое теряет, но ничего не делает, чтобы это изменить, соглашаясь на «жизнь во сне».
Краткое содержание
Это произведение — яркий пример русского реализма, имеющий культурное и социальное значение. В книге отражены переломные общественно-исторические процессы 19 века, которые лишили русское дворянство лидирующих позиций. Чтобы лучше понять их, достаточно изучить сюжет «Обломова».
Действие романа разворачивается в Петербурге и охватывает середину XIX века. Помещику Илье Ильичу Обломову — главному герою, около 32 лет. Поначалу кажется, что это не самый позитивный персонаж, но с каждой прочтенной строчкой чувствуется, что это не так. Это человек достаточно тучный для своего возраста, но имеет хорошие качества:
Вследствие своей необычайной лени он уже давно нигде не служит, не читает книг и редко выходит из дома. Обломов предпочитает проводить дни в одиночестве, лежа на диване и размышлять о чем-то, понятном только ему одному.
Илья владеет деревней Обломовкой, где серьезно запущены дела и требуют немедленного вмешательства хозяина, который не появлялся там 12 лет из-за своей лени и халатности. По сюжету становится ясно, что именно она явилась губительной силой в судьбе Ильи Ильича.
Друг детства героя Андрей Штольц — полная его противоположность. Ему за 30 лет, он активен, практичен, сделал блестящую карьеру и всегда готов выручить своего бездеятельного товарища.
Однажды Андрей предпринимает попытку расшевелить Илью и знакомит друга с Ольгой Ильинской — привлекательной и умной молодой особой 20 лет. Между Ильёй Ильичом и девушкой вспыхивают чувства, переросшие в бурный роман. Энергичная Ильинская временно выводит героя из апатии и лени, заставляя возлюбленного больше двигаться, читать, заняться делами в имении. Обломов даже решается сделать предложение девушке, но из-за его нерешительности свадьба так и не состоялась.
Ольга начинает понимать, каков на самом деле ее возлюбленный. Ей становится ясно, что все ее попытки безрезультатны — Обломова нельзя изменить. Персонажи расстаются. Герой переживает глубокую депрессию и долго приходит в себя после разрыва.
Дальнейший сюжет
Далее обстоятельства вынуждают Илью Ильича переехать на другую квартиру, где он сближается с хозяйкой дома Агафьей Пшеницыной и попадает под ее влияние. Агафья — малообразованная, но милая, добрая и трудолюбивая 30-летняя вдова с двумя детьми принимает героя таким, какой он есть, и влюбляется в него. Она старается угодить мужчине, окружая его заботой и уютом. И Обломов постепенно забывает о разрыве с Ольгой — здесь ему удобно, спокойно, он становится еще более бездейственным.
Лень, бездействие и доверчивость героя становятся причинами того, что он оказался жертвой двух мошенников, которые обманом и шантажом выманивают у Обломова все деньги и ввергают его в нищету.
Один из них — Мухояров, брат Агафьи, мелкий чиновник, нечистый на руку и взяточник. Другой — Тарантьев — приятель Обломова, обманщик, скандальный и совершенно бездарный человек. Однако предприимчивый Андрей Штольц в очередной раз спасает друга — разоблачает подлецов и добивается их наказания. После этого у Ильи Ильича дела идут на поправку, вновь появляется достаток, он возвращается к прежней обеспеченной жизни, женится на Агафье и у них рождается сын Андрей.
Применение антитезы
Формируя сюжетную основу романа «Обломов», писатель широко использует принцип антитезы — важное смыслообразующее средство сравнения образов. Пассивному и апатичному русскому барину Илье Ильичу противопоставляется энергичный немец Штольц.
Рисуя картины детских и юношеских лет, автор показывает, как и в какой атмосфере происходило становление героев. В детские годы Илюша был живым и избалованным мальчиком, но став взрослым, в душе он остается все тем же ребенком. Болото «обломовщины» постепенно затягивает Илью Ильича, который к 30 годам полностью разочаровывается:
Ему ближе тихая, застойная, сонная жизнь родного гнезда. У него устаревшие взгляды, отрицающие будущее. Истоки такой жизненной позиции лежат в детстве героя.
И напротив, предприимчивый и уверенный в себе Андрей Иванович Штольц, который всегда в движении. Его жизнь идет по точно намеченному плану, без потрясений и неожиданностей. Штольц уверенно смотрит вперед, упорно трудится и достигает поставленных целей. Две судьбы героев — 2 отдельные сюжетные линии, раскрывающие идею романа, основанную на двух антиподах. Это противопоставление разных восприятий мира, где одно — устаревшее, взращенное на традициях и приятных воспоминаниях из прошлого, другое — прогрессивное, деятельное, стремящееся вперед.
Пришествие любви
В жизнь апатичного Обломова приходит любовь. Энергичная и деятельная Ольга очаровывает героя. И, возможно, будь он моложе, в его судьбе и случился бы поворот, полностью изменивший жизнь. Но он накрепко увяз в своем болоте «обломовщины». Новые отношения главного героя с Агафьей полностью противоположны его любви к Ольге. Эти чувства не такие стихийные и восторженные. Они:
Он получает от них все то, что напоминает ему родную деревню, где было так тепло и уютно. Агафья — тихая, хозяйственная женщина, которая во всем согласна с мужем и не требует от него активности, одним словом — «родная душа». Ильинская же в представлениях героя остается некой далекой музой, а не реальной женой.
Все произведение Гончарова построено на противопоставлениях, что является главным художественным приёмом писателя. В книге раскрывается несколько конфликтов. Первый — конфронтация между самим героем и обществом, которое он не приемлет. Второй — противостояние Обломова со своей собственной природой. Третий, что традиционно для русской литературы — противопоставление равнодушного и шумного города душевной и тихой деревне. И, наконец, любовный конфликт — герой делает выбор между двумя женщинами с диаметрально противоположными характерами.
Направление, жанр, композиция и конфликт
«Обломов» — реалистический социально-философский роман, в котором ярко отражены основные черты жанра, такие как достоверность изображенной действительности, типичные характеры персонажей, вобравшие в себя черты той эпохи и определенной социальной среды. В повествовании описан большой временной промежуток со множеством персонажей. В своем произведении Гончаров обнажает не только социальные проблемы дворянского общества, но и затрагивает извечный философский вопрос — в чем же смысл человеческой жизни.
Особенность композиции «Обломова» заключается в наличии двойной сюжетной линии. Она имеет кольцевое построение и тесно переплетается с описанием окружающей природы. Повествование начинается с зимнего периода, когда Илья отстранился от реального мира и, полностью погрузившись в себя, предался раздумьям. Единственная движущая сила романа — лень и апатия.
Пробуждение происходит весной. Между Обломовым и Ильинской возникает большое захватывающее чувство. Оно развивается стремительно на фоне весенне-летних пейзажей, когда все цветет. Пожалуй, это и есть кульминация произведения и любовной линии. Композиция замыкается в кольцо в финале.
Влюбленные расстаются осенью, в период увядания, после чего Обломов вновь возвращается в свое привычное состояние. Этим автор показывает связь стихийности чувств с природой. И символично, что атрибутом их любви является ветка быстро отцветающей сирени.
Суть романа
Основные 3 части романа автор написал в 1857 г., отдыхая в курортном городке. В следующем году была готова и четвертая. Рассказ начинается со сцены пробуждения Обломова, с момента, когда герой узнает о плачевном состоянии деревни Обломовки — его родовом имении. Однако даже это тревожное известие не заставляет героя сделать решительные шаги и предпринять что-либо.
Он желает передать соседу по доверенности управление своим имением, но тот отказывает ему в помощи. Обломова в начале романа навещает друг детства Штольц — деятельный человек и весьма успешный предприниматель. Чтобы как-то расшевелить Обломова, он знакомит его с Ольгой Ильинской.
Молодые люди влюбляются друг в друга, между ними начинается роман, который окрыляет героя и избавляет его от апатии и лени, но лишь на время. Со временем страстные чувства Ильи Ильича остывают, и он опять погружается в состояние душевной спячки.
Переезжая в новую квартиру, герой становится жертвой обмана, едва не потеряв все свое состояние. Но его спасает старый товарищ Штольц, взяв под свое управление имение Обломова. После разрыва с Ольгой герой вступает в связь с мещанкой Агафьей, которая рожает от него сына Андрея, названного в честь Штольца. Отстранившись от реальности и ведя малоподвижный образ жизни, главный герой умирает от сердечного приступа. Опекуном его сына становится Штольц, обвенчавшийся к тому времени с Ильинской.
Сюжет произведения выстроен приемом противопоставления контрастирующих характеров героев и событий, происходящих в жизни персонажей. Антитеза помогает читателю почувствовать душу каждого героя, полнее понять замысел автора, обличающего «обломовщину», как социальную и духовную деградацию общества и конфронтацию между деятельностью и пассивностью, застоем и движением вперед.
Анализ романа «Обломов» (И.А. Гончаров)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.06.2019 · Обновлено 23.03.2020
Иван Гончаров не стал легендарной фигурой в русской литературе, как Толстой, Тургенев или Гоголь. Его произведения ничуть не менее значимы, чем творения самых великих писателей. Так, роман «Обломов» отобразил важный общественный процесс, который стал нормой ко второй половине девятнадцатого века. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.
История создания
«Обломов» является вторым произведением в знаменитой трилогии Гончарова – «Три О», в которую также вошли романы «Обыкновенная история» и «Обрыв». В основу замысла романа легла публицистика литературного критика – Виссариона Белинского, который был ярым противником помещичьего дворянства и сословного общества. Творческая история романа «Обломов» тесно связана с жизнью писателя:
Роман «Обломов» стал важным этапом в жизни Гончарова. О нем он писал:
«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».
Работал Гончаров медленно и тяжело, много раз перерабатывая текст. Выход в свет романа «Обломов» состоялся в 1859 году — спустя 12 лет после того, как автор взялся за написание.
Направление и жанр
Роман «Обломов» — яркий образец реалистического направления в русской литературе. Автор стремится к достоверному изображению действительности. Созданные им образы реалистичны и типичны. Персонажи действуют согласно своей природе.
Это произведение можно смело отнести к жанру социально-философского романа. Повествование охватывает обширный промежуток времени и включает в себя множество персонажей. Автор «Обломова» поднимает не только социальные проблемы, затрагивая тему дворянства, но и философские вопросы, рассуждая о смысле жизни и человеческой жизни.
Композиция и конфликт
Кольцевая композиция романа «Обломов» тесно переплетена с окружающей природой, и в этом ее особенность:
В произведении раскрыто несколько конфликтов. Первый повествует о конфронтации между героем и обществом, которое он не принимает. Второй конфликт раскрывает противостояние главного героя со своей собственной природой. Также можно отметить традиционное для русской литературе противопоставление равнодушного и суетливого города душевной деревне. Кроме того, можно выделить любовный конфликт: Обломов выбирает среди двух женщин с диаметрально противоположными характерами.
Сюжет открывает сцена пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Главному герою становится известно о плачевном состоянии его родового имения – Обломовки, и о недостатке денег, однако Обломов так и не решается что-либо предпринимать.
Внезапно героя навещает его старый друг Андрей Штольц – успешный предприниматель и деятельный человек. Штольц предпринимает попытку расшевелить Обломова, познакомив его с красивой девушкой – Ольгой Ильинской.
Между Ильёй Ильичом и Ольгой начинается роман. Герой временно избавляется от апатии и лени и искренне влюбляется.
Однако со временем Обломов остывает и начинает возвращаться в состояние духовной спячки.
Переезжая из своей старой квартиры, Обломов становится жертвой мошенников и едва не теряет все свои деньги, однако в последний момент его спасает Штольц, который берёт имение Обломова под своё управление.
Спустя некоторое время главный герой сблизился с мещанкой Пшеницыной, у них родился сын. Окончательно отстранившийся от реального мира Обломов умирает от апоплексического удара, опеку над его сыном берёт Штольц, женившийся на Ольге.
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе «Обломов» представляет собой солнечную систему: в центре Илья Ильич, а вокруг него те или иные люди. Почти все герои имеют антиподов, равных по значению. Так, ленивому и меланхоличному Илье противостоит деятельный и активный Андрей, образованной и настойчивой Ольге — простая и покорная Агафья. Антитеза в романе «Обломов» является основой системы образов. Вот наглядная таблица от Многомудрого Литрекона:
имя | характеристика |
илья ильич обломов | помещик, потомок древнего дворянского рода, отставной чиновник. апатичный и ленивый толстяк. в то же время очень чувствителен и сострадателен. склонен к философствованию. воспитывался в семейном имении, окружённый заботой и всеобщим обожанием. в результате вырос абсолютно не приспособленным к реальной жизни человеком. попробовал пойти на государственную службу, но, не выдержав давления, ушёл в отставку и снял квартиру, где проводил свою жизнь в праздности и мечтаниях. попытка вывести героя из этого состояния заканчивается полной неудачей, и он ещё глубже погружается в себя. |
андрей иванович штольц | антипод обломова. сын русской дворянки и немца-иммигранта. худощав, целеустремлён и прагматичен. воспитывался в строгости, а после и вовсе был выставлен из дома. добился дворянства и разбогател. с детства дружил с обломовым и проявлял большое участие к его судьбе. с помощью ольги ильинской попытался вывести друга из состояния хандры, но потерпел неудачу. спас обломова от мошенников, взял в управление его имение, а позже взял на себя воспитание сына обломова. женился на ольге ильинской, но брак не был счастливым. |
ольга сергеевна ильинская | молодая дворянка. красавица. активная, жизнерадостная и образованная девушка. ради интереса вызвалась помочь штольцу вернуть к жизни обломова. однако со временем их отношения переросли в серьёзные чувства. была некоторое время помолвлена с главным героем, но свадьба так и не состоялась. разочаровавшись в любви, выходит замуж за нелюбимого штольца. отношения между супругами вполне благополучны, но прохладны. |
агафья | антипод ильинской. недалёкая, но добрая женщина. скромная, обходительная и трудолюбивая домохозяйка. единственное её увлечение – работа по дому и походы на рынок. домоседка. не читает книг и не интересуется внешним миром. стала идеальной супругой для обломова. подарила ему всю свою заботу и искренне тосковала по нему. |
захар | крестьянин. слуга обломова. грубый, ленивый и зловредный мужик. плутоват. никудышный работник. любит говорить гадости про своего хозяина. в то же время искренне предан ему и не терпит оскорблений в сторону обломова от других людей. после смерти главного героя становится бездомным попрошайкой и искренне тоскует по хозяину. |
Тематика романа «Обломов» охватывает все сферы жизни дворян 19 столетия:
Проблемы
Проблематика романа «Обломов» столь же интересна и насыщена:
Основная идея
Гончаров изобразил в романе отмирание старой России и начало новой эпохи, в этом общественный смысл романа «Обломов»:
Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет подчерпнуть из двух миров только самое лучшее.
Чему учит?
Роман «Обломов» учит нас избегать крайностей. Человек должен честно работать, чтобы чего-то добиться в этой жизни, а не только рассуждать о смысле бытия. Однако в то же время он не должен подавлять в себе человечность. Ведь только рассуждая о своей жизни и окружающем мире, мечтая, думая, отдаваясь ностальгии, мы, возможно, сможем стать по-настоящему счастливыми. Такой вывод можно сделать из романа «Обломов».
Гончаров показал, что даже совершенно разные люди могут стать настоящими друзьями, а даже самая нежная любовь — привести к беде. Это и есть мораль произведения «Обломов»: нет чего-то абсолютно хорошего и плохого, верного и ложного. Благие намерения Ольги обернулись травмой и для Ильи, и для нее самой. Забота Андрея о друге лишь подтолкнула его к еще большей деградации.
Художественные особенности и детали
Художественное своеобразие романа заключается, прежде всего, в неторопливости и внешней простоте основного действия, скрывающей под собой комплексную философскую и социальную дилемму.
Весьма любопытную роль выполняет эпизод, в котором Обломову снится его детство в семейном имении. Этот эпизод – ключевой во всём романе. Он обнажает конфликт героя и мира, показывает то основание, на котором покоится характер Обломова. Такова роль сна в романе.
Критика
Роман был восторженно принят и читателями, и критиками, и породил множество споров. Обломов в русской литературе стал универсальным поводом для обсуждения разных социальных проблем.
Литературный критик Дмитрий Писарев, оценил роман за ювелирный образ Обломова, который, по его мнению, выражал тяжёлую болезнь русского общества. В то же время Писарев очень негативно оценил образы Штольца и Ильинской, не увидев в них жизни и достоверности.
Знаменитый русский публицист – Герцен, напротив, увидел в романе лишь попытку сыграть на образе лишнего человека, популяризированного Пушкиным и Лермонтовым. Он утверждал, что в новом российском обществе нет и не может быть лишних людей.
Обломов в русской критике стал едва ли не самым любимым персонажем для анализа. Каждого рецензента зацепила его вызывающая лень:
Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности… Он раб каждой женщины, каждого встречного… (Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»)
Особенно трепетно Обломова защищал Дружинин, ведь он разглядел в ленивом и праздном барине глубокую натуру:
Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душой, от которой даже ее леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись… (А.В. Дружинин. «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова»)
Значение романа «Обломов» для русской литературы признавали даже такие общепризнанные авторитеты, как Л.Н. Толстой:
«Обломов» – капитальная вещь, которой давно, давно не было… Но что приятнее… это что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике. (Л.Н. Толстой)
Своеобразие романа «Обломов» заключается в том, что каждый критик по-своему прав, ведь персонажи произведения неоднозначны и интересны под любым из этих ракурсов.