Каллифатерия на олимпийских играх в древней греции запомнилась тем что
Древние олимпийские традиции, которые сегодня кажутся шокирующими и странными
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Ритуальное жертвоприношение
Необычным было само начало Олимпийских игр. Атлеты, принося в жертву Зевсу кабана, давали клятву строго придерживаться правил предстоящих игр. А через три дня к алтарю приводили уже целое стадо из 100 быков, которых священники убивали. Часть мяса съедали, а окорока сжигали в качестве подношения богам.
2. Поедание овечьих яичек
Наблюдая за поведением евнухов и кастрированных животных, греки пришли к выводу о связи между яичками и мужественностью. Поэтому перед Олимпиадой спортсмены старались употреблять в пищу бараньи яички. И это только один из целого реестра магических методов, которые использовали древние спортсмены.
3. Спортсмены-нудисты
Точно неизвестно, почему древние олимпийцы соревновались обнаженными. Возможно, поводом для этого послужил случай, когда у одного из спортсменов слетела набедренная повязка, он запутался в ней и упал. Возможно, греки считали уделом варваров стесняться своей наготы. Так или иначе, они не только соревновались в совершенно обнажёнными, но и устраивали в таком виде целые спектакли. Намазавшись оливковым маслом, спортсмену-нудисты расхаживали вокруг стадиона, демонстрируя свое прекрасное тело. И зрителям это нравилось.
4. Кинодесмы
На некоторых атлетах можно было увидеть тонкую плеть из кожи, которая прикрывала лишь крайнюю плоть полового члена, препятствуя оголению его головки. Называлась она кинодесмой, а держалась за счет того, что с натяжением была обвязана вокруг талии. Носили ее, следуя этикету, и считалось это признаком благопристойности. Крайняя плоть ценилась у греков невероятно, даже одним из канонов мужской красоты у них считалось обладание длинной крайней плотью.
5. Массовая проституция
В период проведения Олимпийских игр процветала проституция. Женщины со всех концов съезжались к месту проведения игр, чтобы повыгоднее продать своё тело. Всего за несколько дней, пока длились игры, они успевали заработать столько денег, сколько не зарабатывали за весь год. Гулянки и оргии нередко продолжались до самого рассвета, а для некоторых Олимпиада превращалась в праздник разврата.
6. Панкратион
На античных играх был распространен довольно жесткий вид спорта под названием Панкратион, в котором были разрешены практически любые приемы. Единственное, что не приветствовалось, так это укусы, выдавливание глаз, а также удары ниже пояса. И спортсмены пользовались этим в полную меру. Некоторые приемы, используемые ими, были невероятно жестокими. Один из борцов, «Мистер Кончики Пальцев», начинал поединки с того, что ломал пальцы у своих противников. Другой же борец, Аррихион, завоевал победу в буквальном смысле ценой своей жизни. В то время, когда соперник пытался его душить, повалив на землю, Аррихион увернулся на мгновение и вывихнул тому палец на ноге. От сильнейшей боли соперник сдался, Аррихиону была присуждена победа, но он в это время уже был мертв.
7. Гонки на колесницах
Гонки на колесницах были невероятно опасным видом спорта. Обычно в таких гонках принимали участие до 40 колесниц. На поворотах колесницы, сцепившись колесами, часто улетали под откос, а иногда и в толпу зрителей. Известен случай, когда из 21 колесницы до финиша смогла дойти лишь одна. Этот вид спорта на глазах зрителей унес огромное количество жизней. Именно поэтому многие богатые люди, владеющие колесницами, предпочитали в гонках не участвовать, а нанимали для этого других людей.
8. Бег в доспехах
Завершали Олимпийские игры забеги в доспехах, одетых на голое тело. Назывались такие забеги Гоплитодромом. Вес металлических шлема, лат на ногах и шита, в общей сложности, при этом доходил до 30 кг. И в этой тяжелой металлической броне олимпийцы бежали дистанцию в 400 м. Современные спортсмены пытались как-то повторить забег в таком облачении, но из этого ничего не вышло. Им не по силам оказалось пробежать даже 70 метров.
9. Женщины и Олимпийские игры
Из женщин на Олимпийские игры допускались лишь девственницы и исключительно в качестве зрителей. Знаменитая спартанская женщина-гонщица, Киниска, создала команду для гонок на колесницах, обучила и финансировала их. Но ей самой не разрешили ни участвовать в гонках, ни наблюдать за ними. Киниски была знаменитой гонщицей, дважды одерживала победы в гонках на других соревнованиях, и в ее честь был даже поставлен памятник на олимпийском стадионе. Только увидеть его ей не удалось, и все потому, что она родилась женщиной.
10. Разрушение городских стен
Атлеты-победители олимпийских игр почитались почти, как боги, их всячески восхваляли, сочиняя в их честь стихи и песни, устанавливая статуи. В завершающий день игр победителей награждали оливковыми венками и они отправлялись домой на колесницах, имея при себе много денег и освобождение от налогов. А жители некоторых городов к их возвращению даже сносили городские стены, и олимпийцы свободно входили в город. Считалось, что тем городам, в которых живут победители игр, самые сильные и достойные мужчины, ничто не может угрожать.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Олимпиада в древности
Сорок спортсменов Советской Белоруссии приняли участие в четырех летних Олимпийских играх. Они завоевали семь золотых, четыре серебряные и две бронзовые медали. На XVII Олимпийских играх в Риме представители Белоруссии получили столько же золотых медалей, сколько команды Польши и Японии, оставили позади себя такие капиталистические страны — ветераны международного спорта, как Великобритания, Швеция, Франция, Финляндия, Дания, Голландия, Швейцария и другие. В Токио на XVIII Олимпийских играх белорусские спортсмены вновь продемонстрировали свое мастерство. Александр Медведь и Ромуальд Клим стали олимпийскими чемпионами.
Давайте же, друзья, перелистаем несколько страниц из истории Олимпийских игр.
В одной из легенд говорится о том. что неутомимо вертит колесо времени Хронос — злой старец с косою в руках. С холодной усмешкой отсчитывает он секунды, дни, века.
Вот уже две тысячи семьсот сорок один год прошел с тех пор, как состоялись первые Олимпийские игры.
На юге Греции, в 18 километрах от морского берега, в цветущей долине Алфея, среди вечнозеленых рощ расположился маленький городок Олимпия. Вообще это был даже не город. Постоянно здесь жили только жрецы да немногочисленные служители, которые поддерживали порядок в священной роще Альтис и на олимпийском стадионе.
В Олимпии хранилось множество великолепных произведений греческого искусства. Какие бы войны ни вели древние греки, Олимпия была священной, неприкосновенной. Поэтому сюда сдавались на хранение важнейшие государственные и частные документы. В двенадцати сокровищницах хранились несметные богатства. Это были дары полисов — древних государств Греции — маленькой Олимпии.
Почти двенадцать столетий подряд через каждые четыре года, в первое полнолуние после летнего солнцестояния, лучшие сыны Эллады собирались к берегам Алфея. Певцы и художники, атлеты, ученые и государственные деятели оспаривали каждый в своей области символ победы — венок из диких оливковых ветвей. Эти торжества привлекали сотни тысяч зрителей. До начала состязаний одни слушали речи ораторов — трибуной им служили ступени храма Зевса; другие заключали торговые сделки на ярмарке; третьи любовались четырнадцатиметровой статуей повелителя богов Зевса, сделанной из золота и слоновой кости великим скульптором Фидием; четвертые принимали участие в религиозных церемониях.
Олимпийские игры были величайшим эллинским национальным праздником. По ним даже велось лето-исчисление.
Единицей времени служила олимпиада — четырехлетний промежуток между играми.
Возникновению Олимпийских игр посвящено несколько легенд.
Все меньшим и меньшим становился просвет между двумя колесницами. На десятом круге Эномай обычно догонял жениха и пронзал свою жертву копьем. Так погибло немало знатных юношей Греции, осмелившихся просить руки Гипподамии.
Но все же нашелся смельчак, который жестокости противопоставил хитрость.
Эго был Пелоп. Он условился с возничим царя Миртилом, что тот перед состязанием вытащит чеку в колесниде, удерживающую колесо на оси, и заменит ее стержнем из воска.
Замысел был прост: во время бега воск от трения расплавится и колесо соскочит с оси. Замысел удался. Эномай не только не догнал Пелопа, но и сам погиб, попав под колесницу.
Гипподамия стала женою Пелопа, а тот — властелином Писы.
Став царем, Пелоп принялся за устройство государственных дел. Прежде всего он убрал свидетеля своего восхождения на трон: кучер Миртил был сброшен со скалы.
Похоронив тайну на дне морском, Пелоп «позаботился», чтобы прославить и увековечить свое имя. В память о победе над Эномаем он учредил Олимпийские игры.
После смерти Пелопа были забыты и игры, им начатые.
Возродил их, по преданиям, другой мифический герой, бессмертный полубог Геракл, или, как его позже стали называть римляне. Геркулес.
Геракл был любимым героем греков. Он совершил много удивительных подвигов.
С одним из них связывают возрождение Олимпийских игр.
. Элидский царь Авгий приказал Гераклу очистить свои конюшни. Многие десятилетия не очищались конюшни, все были уверены, что не сможет Геракл справиться с поручением царя.
Но там, где нельзя было победить силой, герой добивался победы хитростью. Он перегородил реку Алфей и направил ее в конюшни. Всего за один день могучее течение вынесло из Авгиевых конюшен весь навоз, всю грязь.
Так были возобновлены Олимпийские игры. По числу своих братьев Геракл решил проводить их через каждые четыре года.
Наиболее поздняя легенда связывает Олимпийские игры с именами законодателя Спарты Ликурга и элидского правителя Ифита. В то время между Спартой и Элидой шли нескончаемые изнурительные войны. К тому же на Пелопоннесе вспыхнула чума. Следуя совету дельфийского оракула, Ликург и Ифит заключили перемирие и возобновили давно забытые Олимпийские игры.
Исторически достоверные сведения об Олимпийских играх относятся к 776 году до н. э. В Олимпии был найден диск первого олимпионика — победителя игр Корэба, повара из Элиды. На диске были начертаны имя Корэба и имена основателей игр Ликурга и Ифита.
С тех пор, с 776 г. до н. э., древние греки и вели счет своим олимпиадам.
С наступлением священного перемирия по всей Греции разъезжались герольды, так называемые «вестники Зевса». Они объявляли в стране полный мир и звали к благородным состязаниям. Но не все могли принять участие в праздничных играх. К ним допускались только свободные эллины. Остальные довольствовались положением зрителей. Рабы же, те, кто своими руками выстроил и украсил Олимпию, во время игр могли попасть на стадион только массажистами или слугами, сопровождающими своих властелинов.
Воспрещался доступ на стадион женщинам. Они обычно располагались на близлежащих холмах и там ожидали известий о победе или поражении своих братьев, мужей и женихов. Для женщин в древней Греции спортивные праздники проводились отдельно, тоже каждые четыре года, в честь богини Геры, жены Зевса. На них девушки состязались в беге на 160 метров. «Перед играми,— писал греческий историк Плутарх,— девицы упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки. »
Как повествует Павзаний, на берегу Алфея, вблизи Олимпии, находилась высокая скала, с которой сбрасывали женщин, пытавшихся проникнуть на священные игры. Присутствовать на играх разрешалось лишь жрице богини плодородия Деметры. Тем не менее одной женщине удалось посмотреть игры и избежать смерти. Эту женщину звали Каллифатерня. Она переоделась в мужское платье и заняла место среди учителей гимнастики, чтобы посмотреть, как выступает ее сын. Каллифатерия была разоблачена. Но судьи выяснили, что она тренировала своего сына, готовила его к состязаниям. В честь победы юноши, прежних побед мужа и брата Каллифатерни ее решили помиловать.
Обычно Олимпийские игры начинались в первой половине июля. Городок оживал, становился многолюдным. Со всей Греции в Олимпию стекались толпы народа. До открытия игр они знакомились с произведениями писателей, поэтов, художников. Но поэты, музыканты и государственные деятели не только развлекали зрителей, они н сами выступали в соревнованиях. Известно, что в беге на колесницах участвовал полководец Алкивиад. Победителем в кулачном бою был философ и математик Пифагор. Не уступали ему в выносливости и ловкости философы Сократ и Аристотель. Полководец Александр Македонский, писатель Лукиан и другие знаменитые люди древней Эллады были прекрасными спортсменами, сильными, смелыми людьми.
Олимпийские игры продолжались пять дней. Часть этого времени была посвящена состязаниям, другая — религиозным обрядам, жертвоприношениям, процессиям и торжествам в честь победителей.
Утром первого дня торжественный кортеж направлялся на стадион. Впереди шли герольды, жрецы и судьи в пурпурных одеждах, за ними — длинный ряд участников состязаний. Процессию замыкали почетные гости — представители городов. Они несли священные дары.
На стадионе перед большим алтарем в честь Зевса приносились жертвы. Затем 10 судей, назначенных по жребию, давали клятву в том, что будут справедливо выполнять правила и законы Олимпийских игр. Участники олимпиады также клялись перед статуей Зевса, что десять месяцев перед играми посвятили себя предварительной тренировке. Клятву давали отцы, братья и учителя спортсменов,.что они не совершат никаких преступлений ни в период состязаний, ни после них.
Строгость эта была установлена, чтобы сохранить дух чистой спортивной борьбы. И надо сказать, что атлетов-клятвоотступников в Элладе наказывали очень строго. Так, одного спортсмена, подкупившего своих трех противников на олимпиаде 388 года до н. э., судьи оштрафовали на огромную сумму. Деньги пошли на сооружение грандиозного памятника у входа на ста дион. Надпись на его пьедестале отрезвляла всех, кто мечтал завоевать славу обманом или подкупом: «В Олимпии можно завоевать победу не деньгами, а быстротой ног и силой тела».
Участники Олимпийских игр за 30 дней до начала торжеств проходили отборочные состязания. Они показывали свое искусство перед судьями. Жили спортсмены в этот месяц по строгому режиму. Пища атлетов в основном состояла из фруктов, грецких орехов, овощей и свежего сыра, мясо давалось только за неделю до соревнований.
Второй день игр начинался состязанием юношей в беге на половину стадиона — 96 метров, в борьбе, кулачном бою, прыжках. В третий день состязались взрослые.
Олимпийский стадион длиною в 211 метров и шириною в 32 метра был выстроен из белого камня. Он вмещал 50 тысяч зрителей. Дорожка для бега в 192 метра усыпалась песком. Под трибунами стадиона размещались подсобные помещения, места для участников соревнований. Вдоль беговой дорожки проходил открытый желоб с проточной водой для утоления жажды. Стадион окружала священная роща, где, по рассказу Плиния Старшего, было установлено до 3000 статуй в честь победителей игр. Считалось, что стадион, роща и вся Олимпия находятся под покровительством богов. В их пределах человек, кем бы он ни был, мог найти себе убежище,— он считался неприкосновенным.
Третий день состязаний начинался бегом на длинную дистанцию: 12 раз вокруг стадиона. Затем проводился бег на короткую дистанцию — 192 метра и среднюю — 384 метра. Выступало по 4 человека в забеге. Врытые камни обозначали место старта и заменяли современные стартовые колодки.
После рядовых забегов проводились финальные. Как и во всех видах состязаний, очередность устанавливалась жребием.
До нашего времени не дошли результаты эллинских бегунов. Это и понятно: по песочным и солнечным часам доли секунды определить нельзя. Победитель определялся в финальном забеге. И все же о скорости лучших бегунов можно судить по тому, что победитель 46-й олимпиады в открытом поле ловил зайцев руками.
О силе древних атлетов можно судить по надписи на каменной гантели весом в 143 килограмма, хранящейся в Олимпийском музее. Надпись гласит: «Вывол поднял ее над головой одной рукой». Не уступал в силе Выводу и многократный победитель в кулачном бою знаменитый Милон. После состязаний силач поднял над головой быка и обежал с ним стадион. Надо полагать, что даже отсутствие современной спортивной техники обеспечило бы таким богатырям пальмовую ветвь первенства на любых соревнованиях нашего времени.
После бега следовала борьба. Борцы перед состязаниями смазывались маслом и посыпали тело песком, чтобы оно не было скользким. Победителем считался тот, кто бросит противника трижды на землю. Борьба была очень грубой. Разрешалось зажимать горло, ломать руки и пальцы, делать подножки, ударять ногой в колени. Победители каждой пары по жребию продолжали борьбу между собою. Двое лучших в последнем поединке решали, кому достанется оливковый венок. Борьба продолжалась часами. Она требовала огромной силы и выносливости.
Но еще более жестоким видом состязаний был кулачный бой. Бойцы обматывали руки ремнями из воловьей кожи с прикрепленными к ним металлическими шишками. В кулак обычно зажимался кусок камня.
Интересно, что в кулачных боях и борьбе не участвовали жители Спарты. Ведь спортсмен, трижды брошенный на землю, должен всенародно признать себя побежденным. А законы Спарты гласили: «Спартанец непобедим». Так что спартанцы предпочитали не искушать судьбу.
Во всем остальном спартанцы отличались строгой дисциплиной, соблюдением традиций. Особым уважением пользовались у них пожилые люди. В одном из рассказов об Олимпийских играх, проходивших в конце II века до н. э., говорится, что как-то запоздавший старик искал места на переполненных трибунах. Старика осыпали насмешками, никто даже не думал подвинуться и посадить его. Когда старик, потеряв всякую надежду, подошел туда, где сидели спартанцы, они разом встали и предложили ему сесть. И старик сказал: «Все греки знают правила приличия, но выполняют их только спартанцы!»
Самым опасным состязанием считался панкратион — смесь борьбы и кулачного боя. Победитель не только трижды бросал противника на землю, но и заставлял его, лежа на спине, поднять руку в знак поражения.
Утром четвертого дня начинались состязания колесниц. Это было интереснейшее зрелище. Колесницы, делая 12 кругов по ипподрому, пробегали приблизительно 9200 метров. Венок и пальмовая ветвь победителя присуждались не наезднику, а владельцу лошадей. В истории Олимпийских игр известен случай, когда возница во время бега упал под колесницу и был раздавлен, но лошадь по кличке Авра продолжила бег и первой окончила заезд. По решению судей оливковый венок достался владельцу лошади, который во время состязаний сидел на трибуне. Авра удостоилась величайшей чести: ей в Олимпии установили памятник.
В четвертый же день, после полудня, проходили состязания в пятиборье. Атлеты, состязавшиеся в пятиборье, были наиболее гармонично развиты, отличались красивым телосложением. В олимпийское пятиборье входили бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Предполагают, что копье метали в цель. Долгое время диском служил плоский камень, со временем его сменил медный диск весом около 2 килограммов. В прыжках в длину, или вернее, в тройном прыжке применялись гантели, которые держались в руках как во время бега, так и в самом прыжке. По сведениям, дошедшим до наших дней, прыжок в 14—15 метров был обыденным результатом. Венок за пятиборье получал победивший в трех номерах программы.
Заканчивались Олимпийские игры состязанием в беге в полном вооружении.
Пятый день игр отводился для увеселений, жертвоприношений и празднеств. С торжественностью, присущей древним эллинам, обставлялось вручение призов. Все победители с пальмовыми ветвями в руках подходили к храму Зевса, где перед жертвенником лежали оливковые венки. Ветки для них срезались золотым мечом с деревьев, посаженных, по преданиям, самим Гераклом. Под восторженные крики многотысячной толпы судьи возлагали венки на головы победителей. Увенчанные славой, они возвращались в свои города. Там их принимали с высокими почестями. По дороге победителей встречали 300 именитых граждан на белых лошадях. «Избранник богов» входил не в ворота, а в пролом в городской стене — символ высшей чести, которой может достичь человек на земле.
В честь победителей на их родине и в Олимпийской роще устанавливались статуи. Век за веком их озарял священный огонь.
1170 лет непрерывно устраивались Олимпийские игры. Столько же лет горел священный огонь, зажженный, по преданию, Гераклом. 293 олимпиады прошло за это время. Эллада успела достичь высшего расцвета в рабовладельческом мире и бесславно закончить свои дни провинцией Римской империи. Наступил 394 год нашей эры.
В древней Греции, где раньше высоко ценили красоту тела и красоту человеческого духа, теперь царило духовенство. Все, что было связано с поклонением языческим богам, подвергалось запрету. Эту участь разделили и Олимпийские игры — они были запрещены римским императором, а Олимпия разграблена. В следующем году священный город постигло новое несчастье: по нему прокатились волны готского нашествия. Прошло еще столетие, и то, что не смогли уничтожить люди, сделала природа. Одно за другим последовавшие землетрясения превратили когда-то цветущую Олимпию в печальное нагромождение камней. Алфей изменил свое течение и затопил места былых состязаний. Веками дожди смывали землю с холма Кронос, мутные воды реки подхватывали и несли ее в долину Алфея. Постепенно под илом и песком исчезли развалины величественного стадиона и храма Зевса. Унылая тишина и запустение безлюдной степи сменили многоголосый шум некогда жизнерадостного города.
Олимпия умерла, чтобы воскреснуть только через 14 веков. В 1829 году французская археологическая экспедиция открыла часть фундамента храма Зевса Олимпийского и фрагменты его скульптурных украшений. Дальнейшие раскопки позволили обнаружить много скульптур, частей зданий и интересных надписей. Все это помогло составить карту священной Олимпийской рощи и стадиона. Взору людей предстала поверженная, но прекрасная Олимпия.
Эти события вызвали все возрастающий интерес к древнегреческим играм. Спортсмены, выдающиеся деятели разных стран считали, что возрожденные Олимпийские игры могут стать символом мира и дружбы между народами. И вот в стенах парижской Сорбонны собрались 34 спортивные делегации. В их числе были и русские представители.
Успешно окончив свою работу, конгресс под председательством известного французского ученого, археолога и спортсмена Пьера де Кубертена 23 июля 1894 года торжественно провозгласил возрождение Олимпийских игр. Избранному Международному Олимпийскому комитету (МОК) конгресс поручил организацию и проведение первых современных Олимпийских игр в столице древней Эллады — Афинах.
История, философия и символика Олимпийских Игр
Что такое Олимпиада
Итак, что такое Олимпиада и Олимпийские Игры? Сам термин «Олимпиада» означает период в четыре года, который начинается с открытия Игр Олимпиады и оканчивается стартом Игр следующей Олимпиады. В современной истории спорта, как и в Древней Греции, счёт ведется на Олимпиады, при этом летние Игры начинают этот четырехгодичный цикл.
Если Игры какой-либо Олимпиады не проводились по любой из множества причин, Олимпиада заканчивается через четыре года после окончания предыдущего цикла, и с того дня начинается новая Олимпиада. Отсчет Олимпиад ведут последовательно с первых Олимпийских игр современности, которые праздновались в Афинах в 1896 году.
Сейчас Олимпийские игры – это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, проводящиеся раз в четыре года. Летние Олимпийские игры проводятся с 1896 года, перерыв был лишь во время мировых войн. Зимние Олимпийские игры, учрежденные в 1924 году, сначала проводились в тот же год, что и летние. Но в 1994 году было принято решение сдвинуть время проведения зимних Олимпийских игр на два года относительно времени проведения летних Игр.
В наши дни спустя несколько дней после проведения Олимпийских игр на тех же спортивных сооружениях проводятся Паралимпийские игры для людей с ограниченными возможностями. Олимпийская медаль считается одним из наивысших достижений в спорте. А звание чемпиона Олимпийских игр даётся на все времена, и не существует такого понятия, как экс-чемпион Олимпийских игр.
История возникновения Олимпийских Игр
Достоверно известно, что Олимпийские Игры возникли в Древней Греции, но есть несколько теорий, или легенд, о их происхождении.
Первая теория гласит о том, что мифический герой Пелопс, царь Элиды, сын Тантала и предок Геракла, победил на состязаниях на колесницах царя города Писы Эномая и решил устраивать каждые четыре года праздник и соревнования в честь этого памятного события.
Некоторые историки утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Именно поэтому победители награждались оливковой веткой и лавровым венком. Время проведения Игр в августе-сентябре может служить одним из плюсов в пользу этой теории.
По версии другой легенды Ифит, реальная историческая личность, царь Элиды, небольшого греческого государства в западном Пелопонессе, на территории которого находился религиозный центр Олимпия и два крупных города – Элис и Писа, по окончании эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу с вопросом «что делать дальше». Оракул посоветовал воздерживаться от войн, укреплять связи между городами и «основать для укрепления мира Игры, угодные богам». Так как Эллада воевала в основном со Спартой, Ифит предложил спартанскому царю и законодателю Ликургу совместно последовать совету оракула. После продолжительных споров они заключили мирное соглашение в 884 г. до н. э., текст которого высекли на металлическом диске. Чтобы отблагодарить богов, Ифит устроил в Олимпии большой праздник, который было решено повторять раз в четыре года («Олимпиада» по-гречески означает период из четырех лет).
Три царя: Клеосфен из Писы, Ифит из Элиса и Ликург из Спарты решили обезопасить участников Олимпиад и заключили соглашение, которе на время проведения игр прекращало любые военные действия, чтобы у гостей и атлетов была возможность прибыть на соревнования. Священное перемирие «экихирия» защищало участников Игр не только в процессе соревнований, но и при подготовке к ним. В случае нарушения священного перемирия жители Эллады имели право взыскать с нарушителя денежный штраф и лишить человека или целый город права участия в предстоящих Играх. Поэтому города-государства, участвовавшие в играх, прекращали военные действия на пятидневный срок, но после окончания Олимпийских игр военные действия возобновлялись.
Возродить эту традицию в 1992 году попытался МОК, призвав все народы мира отказаться от военных действий на время проведения Олимпиад. В 1993 году было провозглашено, что перемирие должно соблюдаться «от седьмого дня перед официальным открытием Игр до седьмого дня после официального закрытия Игр». Генеральная Ассамблея ООН утвердила соответствующую резолюцию в 2003 году, а в 2005 году вышеупомянутый призыв был включен в «Декларацию Тысячелетия», подписанную лидерами многих стран мира.
В 776 г. до н.э. Олимпийские игры стали общегреческими – именно этим годом датирован самый древний документ, описывающий соревнования, посвященные богу Зевсу. Первым олимпийским чемпионом стал Кориоб – повар из города Элис. Именно с игр 776 г. до н.э. начался отсчет древних Олимпийских игр.
Программа древних Олимпийских игр
Через пять олимпиад, в 688 г. до н.э., появился кулачный бой. В 648 г. до н.э., в программу ввели самый жесткий и зрелищный вид борьбы – панкратион. Борьба отличалась довольно жестокими правилами и была чрезвычайно популярна у зрителей. Она представлял собой нечто вроде современных смешанных боевых искусств. Двое мужчин сходились в поединке, в ходе которого разрешалось использовать любые приемы. Им позволялось делать всё, удушения, болевые приемы, выдавливание глазных яблок и удары ниже пояса. Схватка велась до тех пор, пока один из противников не признавал свое поражение. Говорят, чемпионом по панкратиону был знаменитый древнегреческий философ и писатель Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля.
Несколько позже на Олимпиадах стали проводиться состязания по прыжкам в длину, в которых спортсмен после небольшого разбега должен был оттолкнуться обеими ногами и резко выбросить вперед руки, в каждой из которых держал по гире, которые должны были увлечь его за собой. Также в список олимпийских состязаний были включены соревнования музыкантов, поэтов, ораторов, актеров и драматургов.
Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. В период с VI до II в. до н.э. в Играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Всех желающие принять участие в Играх вносили в особые списки за год от открытия соревнований. Потенциальные участники давали клятву, что будут готовиться к предстоящим Играм не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор.
Женщинам запрещалось не только участвовать в Олимпийских играх, но даже присутствовать на них в качестве зрительниц. При этом девушки Древней Греции были вполне спортивные и любили соревноваться. Потому в Олимпии проводились игры, посвященные Гере, супруге Зевса. В этих состязаниях, на которые мужчины не допускались, участвовали исключительно девушки, соревнуясь в борьбе, беге и гонках на колесницах, которые проходили на том же стадионе за месяц до или через месяц после соревнований спортсменов-мужчин. Также женщины-спортсменки принимали участие в Истмийских, Немейских и Пифийских играх.
Поэтому и в современных Олимпийских играх сначала соревновались только мужчины. И лишь в 1900 году к соревнованиям по парусному и конному спорту, теннису, гольфу и крокету были допущены женщины. А мужской коллектив МОК был разбавлен специалистами женского пола только в 1981 году.
В 472 г. до н.э. состязания, проводившиеся в течение одного дня, сменились пятидневным праздником. Первый день был посвящен религиозным церемониям и празднику искусств. Олимпийские игры открывала торжественная процессия, направляющаяся к золотой статуе Зевса, где на алтаре приносились в жертву быки. На второй день проходили соревновались в беге, на третий – в единоборствах. Четвертый день посвящался гонкам колесниц и пятиборью, а на пятый проходили завершающие церемонии и награждение победителей. Но бывали случаи, когда торжества затягивались на целый месяц. Чемпион Олимпийских игр получал венок из ветвей оливы, затем ему воздвигали статую.
В 146 г. до н.э. Древняя Греция была завоевана Римом и вошла в состав Римской империи. Олимпийские игры продолжались теперь уже с участием римлян. Игры все больше теряли свою религиозную основу, так как у римлян были свои боги, и превращались в демонстрацию могущества Рима. В программе появились бои гладиаторов и поединки с дикими зверями.
Появление христианской религии окончательно погубило древнегреческие Олимпийские игры. В 394 г. н.э. римский император Феодосии I запретил состязания, так как считал, что празднество, посвященное языческому богу Зевсу, не может проводиться в империи, в которой христианство стало официальной религией.
Отношение к Олимпийским Играм в Древней Греции
Некоторые представители интеллигенции – поэты, философы, ораторы, были категорически против состязаний. Они считали, что победа в Олимпийских играх ставит физические достоинства человека выше его умственных способностей. Победитель в Олимпийских состязаниях мог быть только один – только первый. Все остальные места считались позором. И сам факт участия в Олимпийских играх не считался какой-то особой заслугой.
Философы того времени также утверждали, что ажиотаж по поводу проведения Олимпийских игр и их победителей отвлекал внимание людей от истинных нужд общества. Аристотель высказывался по поводу непомерных физических нагрузок, направленных на укрепление тела спортсмена, отмечая, что они, мало того, что не несут в себе никакой практической пользы для жизни общества, они также не способствуют пропаганде здорового образа жизни и правильного воспитания подрастающего поколения. Да, разумное количество нагрузок необходимо, по его мнению, но не более, и должны они быть направлены на разнообразные виды человеческой деятельности, а не только на укрепление физических сил.
Возрождение Олимпийских игр
В Париже было принято несколько важных организационных решений. Прежде всего утвердили флаг с пятью переплетенными кольцами, в качестве официальных языков МОК установили французский, английский и немецкий, и впервые был рассмотрен вопрос взаимоотношения с международными федерациями.
Первая современная Олимпиада
Национальных сборных тогда не было, и спортсмены выступали каждый за себя: «Тогда еще не было каких-то общепринятых правил. За основу были взяты греческие традиции, которые организаторы попытались, так сказать, интернационализировать. Всего было проведено 43 соревнования в 9 дисциплинах».
Германия, в которой было самое массовое на то время спортивное сообщество в мире, бойкотировала Игры, так как там превалировали «английские» виды спорта. Однако немецкие спортсмены, приехавшие в Афины по личной инициативе, по числу завоеванных медалей были третьими. Причем немец Карл Шуман занял четыре первых и одно третье место в гимнастике, борьбе и поднятии тяжестей.
Олимпийский идеал никогда не рекламировался так, как сами Игры. Даже в годы проведения первых Олимпиад этот философский термин мало освещался и был известен лишь небольшому кругу инициаторов олимпийского движения. Тот факт, что Олимпийские игры 1900, 1904 и 1908 годов были приурочены к международным выставкам и ярмаркам, свел на нет ценность олимпийского идеала. Периодические выступления Кубертена с речами были малоизвестны. Олимпийские конгрессы в течение первых 30 лет уделяли внимание проблемам Игр как организации зрелищных событий, но никак не уточнению идей олимпизма.
Сам МОК ясно осознает расхождение между идеалом и Играми в их нынешнем виде, и это нашло отражение в Олимпийской хартии: «Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертэном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере или демонстрировать преимущество одной политической системы над другой».
Для Кубертена связь спорта с искусством была столь важна, что он выступал за проведение художественных конкурсов во время Олимпийских игр. Сегодня Игры обязательно сопровождаются выставками и другими культурными мероприятиями, но они никак не являются предметом соревнований. Кубертен мечтал о том, чтобы спортсмены и деятели искусства совместно создавали красоту. Эстетическое восприятие красоты спортивного представления должно вдохновлять композиторов, художников, скульпторов и литераторов. Это очень косвенно отражено сейчас в церемониях открытия и закрытия Игр.
Кубертен считал, что профессиональные спортсмены не должны участвовать в Олимпийских Играх. Он был убежден, что, когда спорт становится средством материального благополучия, намерения атлета скомпрометированы: победа неизбежно становится важнее, чем участие. Кубертен был убежден, что только любители могли быть допущены к участию в Играх. Он также верил, что спортсмены, встречаясь на соревнованиях, лучше узнают друг друга, и это общение приводит к взаимоуважению.
В наши дни использование Олимпийских игр в целях политических игр является чрезвычайно негативном моментом – Россия вполне ощутила это на себе в связи с запретом на участие наших спортсменов на Олимпиаде в Пхенчхяне.
«Цель олимпийского движения, – записано в Олимпийской хартии, – способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры».
Современный олимпизм представляет собой жизненную философию, объединяя спорт с культурой и образованием, пропагандирует образ жизни, в основе которого лежит радость от усилия и преодоления, ценность хорошего примера и уважение к всеобщим этическим принципам. Олимпизм ставит своей целью становление спорта на службу гармоничного развития, создание мирного общества, которое заботится о сохранении человеческого достоинства.
Олимпийское движение объединяет организации, спортсменов и всех тех, кто согласен руководствоваться Олимпийской хартией. Критерием принадлежности к олимпийскому движению является признание Международным олимпийским комитетом.
В организационную структуру олимпийского движения входят: МОК, национальные олимпийские комитеты, международные и национальные федерации по олимпийским видам спорта. В олимпийском движении могут принимать участие и другие международные спортивные организации, разделяющие его цели и задачи.
Х. А. Самаранч в одном из своих выступлений, отвечая на вопрос, как он относится к словам Кубертена «Олимпизм – это не организация, а образ мышления», сказал: «У нас есть философия, и с годами она не изменилась. Ее суть – вера в спорт. И все мы, кто придерживался этой философии, понимаем, что история доказала нашу правоту: спорт ныне стал одним из наиболее важных социальных явлений в жизни человечества. Кроме всего прочего, наша философия исходит из того, что спорт – это неотъемлемая часть процесса воспитания молодежи, фактор укрепления мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами» (1989).
По мнению Отто Шимичека, «Олимпийская идеология выражает идеалистическую философию и является оазисом в современном материалистическом и разрушительном мире» современного общества, в котором люди поглощены корыстными, утилитарными заботами и которое страдает от «всеобщей материализации» интересов, побуждений (1980).
Как «единственный оплот идеализма в нынешнем материалистическом мире» оценивал олимпийскую философию и бывший президент МОК Эвери Брендедж (1963).
Кубертен предлагал организовать Олимпийские игры на основе принципов, которые воспитывают «более мужественное, более сильное во всех отношениях, более добросовестное и более великодушное человечество».
Но то, что во главу угла стали ставить победу, вызвало резкую критику со стороны Кубертена. На Олимпийском конгрессе в Гавре (1897 г.) он негативно оценил Олимпийские игры в Афинах, утверждая, что «все усилия были сконцентрированы на организации спортивной стороны мероприятия в его историческом контексте; не было ни конгресса, ни конференции, ни признаков моральной или воспитательной цели». Критически Кубертен оценил и Игры II Олимпиады в Париже, проведенные в рамках Всемирной выставки в 1900 году: «мы поняли, что никогда больше Олимпийские игры не должны быть в зависимости или в подчинении ярмарки (выставки), ибо тогда их философское наполнение исчезает, а воспитательное значение оказывается равно нулю».
В наши дни наблюдается еще большее снижение внимания к гармоничному развитию спортсменов-олимпийцев и подчеркивание культа победы и материальных наград на основе спортивных достижений. Олимпийское движение превращается из социально-педагогического и воспитательного, каким его задумал Кубертен, в спортивно-коммерческое.
Из новой редакции Олимпийской хартии исключено гуманистическое положение, находившееся в предыдущем варианте (1979 г.): «Олимпийские игры были возрождены бароном де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин в профессиональной спортивной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы над другой».
В 1949 г. официальные конкурсы в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке («пятиборье муз»), которые шесть раз включались в программу Олимпийских игр, были заменены на неофициальные выставки. Токийский кубок, который присуждался спортсмену, «чье поведение во время Олимпийских игр признавалось в качестве образца спортивного духа, независимо от исхода спортивных соревнований» получили всего три спортсмена, в 1974 г. этот кубок был отменен сессией МОК.
Первые зимние Олимпийские игры
Следует отметить, что первые зимние Олимпийские игры прошли в Шамони в 1924 году. Но события конца января того года официально назывались «Неделя зимнего спорта». Тогда Париж готовился к летней Олимпиаде, из зимних видов в официальную программу входили только хоккей и фигурное катание. Основатель Олимпийского движения барон Пьер де Кубертен решил исправить такую несправедливость. На соревнования во французские Альпы приехали 258 спортсменов-любителей из 16 стран.
Историк Клод Маран рассказал о ситуации в области спорта в то время: «Против идеи активно выступали все Скандинавские государства. У них были свои популярные «Северные игры», так что делиться славой и успехом проекта они не спешили. Добавьте сюда и Швейцарию с лучшими по тем временам зимними курортами в мире и это всего в нескольких километрах отсюда. Им также не нужны были конкуренты». В Шамони почти не было Олимпийской символики, не было Олимпийского огня, так как эта традиция появилась позже. Олимпийский флаг официально не поднимали, хотя его и принесли его на некоторые соревнования, и это помогло убедить общественность, что состязания в Шамони были Олимпийскими играми.
Символика и ритуалы Олимпийских игр
Символы
Традицию возродили только в 1936 году на XI Олимпиаде в Берлине. Автором идеи являлся Карл Дим, одним из главных инициаторов был Йозеф Геббельс. Олимпийский огонь был зажжен от лучей солнца с помощью вогнутого зеркала в Олимпии и доставлен в Берлин, более 3000 бегунов участвовали в доставке факела. Немецкий спортсмен Фриц Шильген зажег Олимпийское пламя на церемонии открытия Олимпийских Игр на стадионе, украшенном знаменами со свастикой. С тех пор бег факелоносцев, доставляющих огонь к месту проведения Олимпиады, стал торжественным прологом Игр.
По традиции, огонь зажигается в греческом городе Олимпии от солнечных лучей.
В число уникальных способов транспортировки олимпийского огня входит северо-американское каноэ и верблюд.
В 2004 году была проведена мировая факельная эстафета. Олимпийский огонь преодолел дистанцию в 78 000 км и побывал в руках у 11 400 спортсмен. Продолжалось это действо 78 дней.
Начиная с VII Олимпийских игр 1920 года в Антверпене (Бельгия) все атлеты и судьи дают олимпийскую клятву.
Парад национальных команд под флагами при открытии Игр проводится Начиная c IV Олимпийских игр 1908 года в Лондоне.
Олимпийские игры, как любое регламентированное событие, имеют свои сформированные за десятилетия традиции и ритуалы. Далее некоторые из них:
Во время открытия и закрытия Игр проводятся театрализованные представления, представляющие зрителям облик и культуру страны и города, в котором они проводятся. К разработке сценариев этих зрелищ привлекают самых лучших специалистов в этой области со всего мира: сценаристов, организаторов массовых шоу, специалистов по спецэффектам и так далее. За честь выступить на таком мероприятии соревнуются известные певцы и актеры. Каждая страна-организатор Олимпиады стремится превзойти предыдущие по размаху и красоте этих церемоний – как мы наблюдали это в Сочи. Сценарии церемоний держатся в строжайшей тайне вплоть до самого их начала. Церемонии проходят на центральных стадионах с большой вместимостью, там же где проводятся соревнования по лёгкой атлетике. Трансляции этих событий каждый раз бьют рекорды по количеству зрителей.
Торжественный проход по центральному стадиону спортсменов и членов делегаций. Спортсмены каждой страны идут отдельными группами в алфавитном порядке названий стран на языке страны-организатора или на официальном языке МОК (английском или французском). Но первой шествует делегация спортсменов Греции — страны-родоначальницы Игр. Перед каждой группой идет представитель принимающей страны, который несет табличку с названием соответствующей страны. За ним следует знаменосец, обычно участвующий в Играх спортсмен, с флагом страны. Эта весьма почетная миссия, как правило, поручается самым титулованным и уважаемым спортсменам.
В обязательном порядке президент МОК произносит приветственные речи, также как и председатель Оргкомитета или другой официальный представитель принимающей страны. Обычно глава государства объявляет официальное открытие Игр: «(порядковый номер игр) летние (зимние) Олимпийские игры объявляю открытыми». После этой фразы производится орудийный залп и множество залпов салюта и фейерверка.
Под звуки национального гимна поднимается флаг Греции.
Один из выдающихся спортсменов страны, в которой происходит Олимпиада, произносит олимпийские клятвы от имени всех участников игр о честной борьбе в соответствии с правилами и принципами спорта и олимпийским духом.
Несколько судей произносят от имени всех судей клятвы о беспристрастном судействе. С 2012 года также произносится клятва от имени тренеров и окружения спортсменов.
Во время звучания официального Олимпийского гимна поднимается Олимпийский флаг. Иногда поднимают флаг Мира (голубое полотнище, на котором изображён белый голубь с оливковой ветвью в клюве), который напоминает о традиции прекращения всех вооружённых конфликтов на время Игр.
Кульминацией церемонии открытия становится зажжение Олимпийского огня.