Каналы в питере для чего
Искусственные каналы в Петербурге
Северная столица стоит на островах, разделенных большими и малыми реками. Но градостроителям со времён основания города казалось недостаточным наличие только естественных водных путей. Пора посмотреть, когда и зачем прорыли ныне существующие каналы и чьи имена они носят.
Адмиралтейский канал
Протекает от Крюкова канала до реки Мойки. Прорыли его еще в начале XVIII века для транспортировки корабельного леса со складов Новой Голландии на верфи Адмиралтейства. Позже канал обмелел, и в 1844 году часть его от Адмиралтейства до площади Труда заключили в трубу, а на этом месте обустроили Конногвардейский бульвар. Сейчас от некогда солидного канала остался лишь отрезок от Крюкова канала до реки Мойки.
Бумажный канал
Небольшой канал на границе Адмиралтейского и Кировского районов. Является северной границей парка Екатерингоф. Прорыт во второй половине XVIII века для хозяйственных целей Екатерингофской бумаго-прядильной фабрики. Тогда же и получил свое название.
Кронверкский проток
Это канал начали рыть сразу в год основания города – в 1703. Проток был частью оборонительного комплекса для арсенала нового города. Канал с трех сторон огибает Петропавловскую крепость, отделяя Кронверкский остров от Петроградского. Вытекает и впадает в Кронверкский пролив, который в свою очередь отделяет Заячий остров от Кронверкского и Петроградского.
Волковский канал
По сути, этот канал – искусственное русло реки Волковки, а точнее ее небольшой части. Когда началась активная застройка района Купчино, возникла необходимость отвести реку от новых территорий. Так в 1960 году был прорыт канал от Купчинской улицы до улицы Фучика, по которому и потекла Волковка.
Дудергофский канал
Это самый «молодой» канал Петербурга. Прорыт он в 1980-х годах, в связи с необходимостью отвести небольшие речки, осушить территорию между Финским заливом и Петергофским шоссе, а также для обустройства Южно-Приморского парка.
Зимняя канавка
Один из самых известных и коротких каналов города. Протекает от Мойки до Невы вдоль Зимнего Дворца. Первоначально именовался Старо-Дворцовым, затем Зимним каналом, пока в 1828 году не стал «канавкой». Любопытно, что в включенная в оперу, но отсутствовавшая в повести «Пиковая дама» история о бедной Лизе, утопившейся в водах канавки, основана на реальных событиях. Здесь действительно совершила самоубийство на почве несчастной любви некая Юлия Перова. Петр Ильич Чайковский, прочтя эту историю в газетах, решил включить данный сюжет и в оперу. С тех пор Эрмитажный мост через канавку получил свое второе неофициальное название – «Мостик Лизы».
Канал Грибоедова
Второй по величине канал города длиной 5 километров и шириной до 32 метров. Начинается от реки Мойки рядом с Марсовым полем и заканчивается в Фонтанке у Мало-Калинкина моста. До 1923 года именовался Екатерининским в честь Екатерины II, во времена которой был расширен, углублен и обустроен. Грибоедовым же назван в честь выдающегося инженера Константина Дмитриевича Грибоедова. К началу XX века канал был в настолько ужасающем антисанитарном состоянии, что Городская Дума планировала его засыпать. Однако Грибоедов убедил правительство не только не засыпать, но и выделить деньги на очистку и обустройство канала.
Крюков канал
Канал прорыли вскоре после основания города для транспортных целей. Поначалу он протекал лишь от Невы до Мойки, позже его удлинили до Фонтанки, а часть пролегающую под нынешней площадью Труда убрали в трубу. Назван Крюковым еще в 1738 году, но отнюдь не из-за извилистости, а в честь подрядчика строившего этот канал – Семена Крюкова.
Лебяжья канавка
Этот канал неуважительно именуют канавкой лишь из-за малого размера. Протекает он вдоль Летнего сада от реки Мойки до Невы. А лебяжьим назван из-за того что вскоре после постройки в него переселились лебеди с близлежащих прудов.
Ново-Адмиралтейский канал
Это не только один из старейших, но и один из самых неизменяющихся каналов города. Прорыт еще в начале XVIII века от слияния реки Мойки и Адмиралтейского канала до Невы, и вот уже почти 300 лет он все такой же длины и ширины, как и был изначально.
Матисов канал
Точное появление и назначение канала не известно. Но, судя по сохранившимся сведениям, прорыт он как минимум лет 150 назад. Находится в нынешнем Красносельском районе, раньше проходил по оси усадьбы Демидовых, по фамилии одного из владельцев которой и назван. Сейчас протекает по территории строящегося комплекса «Балтийская жемчужина». Канал считается памятником истории и культуры, а в планах метрополитена построить станцию с одноименным названием «Матисов канал».
Морской канал
Это, пожалуй, самый загруженный канал Санкт-Петербурга. Он проложен от устья реки Большая Нева до острова Котлин, и предназначен для прохода судов в Большой порт. Во второй половине XIX века встала острая необходимость в реконструкции Петербургского порта и строительства морского канала. Заказ-подряд на работы получил Николай Иванович Путилов – изобретатель и один из крупнейших предпринимателей России. Строительство началось в 1878 году, но уже через год финансирование было прекращено из-за интриг, и Путилов продолжал строительство на собственные средства. Однако его бизнес не выдержал таких затрат, предприниматель был разорен и в 1880 году скончался. Однако канал впоследствии достроили и активно используют по сей день.
Обводный канал
Это самый крупный канал города – его длина составляет чуть больше 8 километров, а ширина достигает 42 метров. Пролегает от Невы в районе Александро-Невской лавры до реки Екатерингофки. Изначально Обводный канал строился как судоходный, по нему подвозили сырье и увозили готовую продукцию с близлежащих фабрик и заводов. Впоследствии канал обмелел и сейчас по нему могут пройти разве что небольшие катера и лодки.
Шкиперский канал
Связывает Галерную гавань с Невской губой. А построен был в 1721—1723-х годах в западной части Васильевского острова по проекту знаменитого Доменико Трезини. Название свое канал получил по находившейся здесь слободе шкиперов – капитанов судов, которая располагалась тут с момента основания города. Сейчас на набережных канала идет масштабная реконструкция, в ходе которой планируется превратить канал в место массового отдыха горожан.
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
10 интересных фактов о реках и каналах Петербурга
14 марта считается Международным днём рек. Не случайно Петербург называют «Северной Венецией», ведь по городу Петра протекает около 93 рек. О необыкновенных легендах рек и каналов города, о страшных историях и интересных фактах — в нашем материале.
1. Общая протяжённость водных магистралей Санкт-Петербурга
В черте Петербурга в общей сложности протекает около 93 рек, их рукавов, каналов и протоков. Их протяжённость составляет 300 километров. Из них 20 искусственных каналов — свыше 160 километров.
Основная водная магистраль города — река Нева, которая впадает в Невскую губу Финского залива, относящегося к Балтийскому морю.
2. Нева — одна из самых полноводных рек европейской части России
Река Нева по среднегодовому стоку, составляющему около 80 кубических километров, уступает лишь Волге, Дунаю, Каме и Печоре.
Наибольшая ширину в городе река имеет перед Троицким мостом, она составляет 600 метров, а вот меньше всего, 340 метров, — между Дворцовым мостом и мостом Лейтенанта Шмидта.
3. В дельте Невы насчитывается около 40 островов
Точное количество островов определить сложно, в XIX веке считалось, что их 101. Сейчас насчитывается от 33 до 42 островов.
Самые значимые и большие: Васильевский, Петроградский и Крестовский. Территория Заячьего, Каменного и Елагина островов немного меньше, но при этом они не менее известны.
4. Фонтанка раньше носила название Ерик
Изначально знаменитая река в центре города называлась, Ериком или Безымянным ериком. Это слово означает небольшой проток, соединяющий два водоёма.
Название сохранялось до 1719 года, а именно до того, как в Летнем саду не начали строить фонтаны. Для этого понадобился многокилометровый канал, который бы снабжал красивые фонтаны водой. Но вместо строительства было решено брать воду при помощи паровой машины из Безымянного Ерика. Уже в 1737 году реке Петербурга официально было присвоено название Фонтанная река, а уже позже сокращённо — Фонтанка.
5. Чижик-Пыжик появился на Фонтанке неслучайно
История началась в 1835 году. В то время на берегу Фонтанки было Императорское правовое училище, его учащиеся носили единую форму: жёлто-зелёный мундир, воротник и головной убор, которые напоминали оперение чижика. Так их и прозвали чижиками-пыжиками.
Не случайна и песенка «Чижик-Пыжик, где ты был? — На Фонтанке водку пил», она также приводит к студентам–правоведам, которые тайно посещавшим кабаки неподалёку от училища.
6. Река Мойка первоначально называлась Муя
Муя означало «грязная». Она вытекала из болота и представляла собой узкий мутный ручей. Изменения произошли, как и у Фонтанки, когда обустраивали летнюю резиденцию императора Петра I — Летний сад. Так появились Красный канал и Лебяжья канавка, а также произвели осушение болотистой Шуи.
О том, как переименовали реку в Мойку, есть несколько историй. Но большинство историков склоняется к версии, что оно связано с глаголом «мыть». Тогда на набережных были построены несколько общественных бань, посетители которых окунались и в реке.
7. Легенда канала Грибоедова
Среди местных жителей существует легенда, что название канал получил благодаря инженеру Константину Дмитриевичу Грибоедову, который руководил проектами по строительству канализаций Васильевского острова и Царского села. Версия не считается действительной для историков.
8. Один из эпизодов «Пиковой дамы» Чайковского посвящён трагическому случаю на Зимней канавке
Эрмитажный мост, который проходит над канавкой получил мировую известность после выхода в 1887 году оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». Самоубийство девушки на этом месте оказало сильное впечатление на П. И. Чайковского, и, работая над оперой, он решил вставить сцену самоубийства Лизы на Зимней канавке.
Кстати, в петербургском фольклоре за мостом закрепилось неформальное название «Мостик Лизы».
9. У Крюкова канала есть тайна
В 1840 году, во время строительства Благовещенского моста через Неву, было принято решение засыпать и заключить в трубу часть Крюкова и Адмиралтейского каналов.
Позднее, в 1912 году, мостовая над засыпанным каналом вдруг стала постепенно проседать, а ещё через некоторое время провалилась под землю. Кстати, это было описано в романе «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского. Там повествуется о том, как лодка героев, плывущая по Неве, попала в подземелье, в котором проживали сотни летучих мышей. Там было совершено убийство одного из главных героев произведения. Некоторые источники утверждают, что зловещая трущоба действительно являлась одним из самых криминогенных районов Санкт-Петербурга.
10. Обводный канал прокладывали, чтобы защитить город от наводнений
Первоначально канал прокладывали действительно от наводнений, но этого не произошло, и до завершения строительства дамбы вода продолжала регулярно подниматься.
Своё название Обводный получил только в начале XIX века, когда по приказу Александра I начался второй этап его прокладки. До этого до этого его именовали Загородным, Городским, Городовым и Новым.
Фото: LiveInternet, Pixabay, Excava.ru, VipFlat, KudaGo, Travelask
Искусственные каналы Петербурга — полный список
Санкт-Петербург — город Российской Федерации, построенный на островах и разделяемый маленькими и большими реками. Несмотря на такое количество водных дорог в городе, градостроителям показалось этого мало, и они решили провести дополнительные пути. В этой статье мы рассмотрим какие каналы созданы руками человека.
Канал Грибоедова
Построили его очень скоро после дня основания города. Планировали использовать путь для транспортировки груза. Еще вначале он проходил только от Невы до Мойки, спустя время его продолжили до реки Фонтанки, а тот отрезок, что лежал под площадью Труда спрятали в трубу.
Прежде канал был назван по имени Екатерины Второй, тогда он расширенным и более глубоким. Строителем являлся Семен Крюков, именно его именем и решили назвать канал таким образом, а вовсе не из-за своей извилистости, как многие полагают.
Адмиралтейский канал
Появился он в первых десятилетиях XVIII века и использовался исключительно в транспортных целях. Перевозили через него корабельный лес из Новой Голландии в Адмиралтейство. Начинается он от канала Крюкова и заканчивается у реки Мойки. Проходит между двумя островами: Новая Голландия и 1-й Адмиралтейский. В 1842 устроили переделку, поэтому участок от Адмиралтейства до Крюкова канала засыпали, а на застроенном месте появился Конногвардейский бульвар.
Через Адмиралтейский канал построили два моста:
К 1844 году произошло обмеление канала, и рабочие изменили еще один участок водного пути — от Адмиралтейства до площади Труда. На новом месте реорганизовали Конногвардейский бульвар. От первоначального протока до наших дней дошел лишь небольшой отрезок от канала Крюкова до Мойки.
Бумажный канал
Работы по застройке начались в XVIII веке для хозяйства. Он является границей Екатерингофа с северной стороны. Был так именован в честь Екатерингофской бумагопрядильной фабрики.
Кронверкский проток
Прорыли канал в 1703 году, в год основания Санкт-Петербурга. Он входил в оборонительную систему города. Проток обходит Петропавловскую крепость и разделяет между собой Кронверкский остров и Петроградский.
Место вытекания и впадения ― Кронверкский пролив, отделяющий три острова:
Иногда по ошибке Кронверкский проток путают с проливом, но это разные вещи.
Волковский канал
Возникла необходимость построить канал в 60-х годах 20 века. Тогда еще строился район Купчино, и нужно было переместить реку Волковка подальше от стройки. Волковский канал ― самодельное русло этой реки, точнее сказать, ее небольшой части. Проходит водная дорога от Купчинской улицы до Фучика.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Дудергофский канал
Появился в 1970-х. Была потребность сместить речки в другое направление и осушить территорию между Финским заливом и Петергофским шоссе, также требовалось обустроить Южно-Приморский парк. Дудергофский канал считают самым «молодым» каналом города.
Зимняя канавка
У канала есть знаменитое и историческое начало. Первое его название ― Старо-Дворцовый, потом его назвали Зимним каналом, так как он идет вдоль Зимнего Дворца, и только потом он получил звание «канавки». Через него пролегает Эрмитажный мост. Вторая версия названия ― «Мостик Лизы». Связано это с тем, что рассказ «Бедная Лиза», включенный в оперу и отсутствующий в повести «Пиковая дама», произошел когда-то в реальной жизни.
Прототипом той самой Лизы является молодая девушка Юлия Петрова. Она утопилась в реке, несчастно влюбившись. Узнав о девушке из газеты, П. И. Чайковский включил эту драматичную историю в свою оперу.
Канал имеет небольшую длину.
Лебяжья канавка
Канавкой ее называют только потому, что она имеет маленькие размеры по сравнению с другими. Идет канавка по территории Летнего сада. Начинается у Мойка и заканчивается у реки Невы. Назван так, потому что после образования канавки это стало излюбленным местом переселения для лебедей из соседних прудов.
Ново-Адмиралтейский канал
Построен, как и многие другие каналы в XVIII веке. Протягивается от реки Мойки и Адмиралтейского канала до Невы. Этот путь можно считать самым старым в городе. Также спустя триста лет он дошел до наших дней в своем первоначальном виде и местоположении.
Матисов канал
Установить подлинную дату появления и его назначение еще не удалось. Предполагая по дошедшим до нас сведениям, возможно, он появился еще полтора столетия назад. Располагается Матисов канал в Красносельском районе.
В ранние времена он шел через территорию семьи Демидовых, но в наше время он протекает через комплекс «Балтийская жемчужина». Это одно из исторических и культурных мест в Санкт-Петербурге. В ближайших задумках городской власти построить станцию метрополитена с сохранившимся названием «Матисов канал».
Морской канал
Построили Морской канал в 1878 г. Как он появился? В XIX веке появилась надобность в обновлении Петербургского порта и наличии морского канала. Проект дали одному новатору — Н. И. Путилову. На тот момент он также был одним из крупных бизнесменов в России. Спустя год после начала работ финансирование было остановлено по причине интриг. Несмотря на это Путилов продолжил строить канал из собственного бюджета.
Затраты на строительство оказались неподъемными, и его финансовое положение дел не смогло выдержать их, Путилов был разорен. К 1880 году инженер умер, но дело все же довели до конца. Морской канал стоит на этом месте, как и прежде. Он идет от реки Большая Нева до острова Котлин. Изначально предназначался для судов, идущих в Большой порт. По степени его загруженности, можно сказать, что он пока что на первом месте.
Обводный канал
Протекает от Невы в районе Александро-Невской лавры и доходит до Екатерингофки. Первая цель строительства была в том, что его хотели использовать как судоходный. Через него провозили сырье и вывозили изготовленные изделия. В наши дни этот водный путь настолько высох, что проходить через него могут только маленькие лодки. Обводный канал считается большим в городе. Его протяженность по длине около 8 км.
Шкиперский канал
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
Искусственные каналы Санкт-Петербурга — 12 каналов
Санкт-Петербург был возведён на островах. Таким образом, районы города разделены маленькими и большими водоёмами. Несмотря на обилие естественных водных магистралей, в Петербурге, в силу разных причин строили дополнительные водные пути.
По одной из легенд, в истории было немало правителей северных стран, которые пытались построить города на болотистой местности со многими водоёмами, но всякий раз они терпели неудачи. В результате, только Пётр I смог превратить неприглядный край суровых земель в город — сказку с живописными островами и реками, озёрами и каналами.
Когда Пётр I возводил Санкт-Петербург, он учитывал в плане реки и водоёмы, протекающие на этой территории. Застраивая местность домами и особняками вдоль водной глади, никто и не предполагал, насколько восхитительными станут виды городских набережных.
Однако, своенравные холодные источники долго не давали человеку себя обуздать. И, как говорят, — терпение и труд всё перетрут, так и здесь. Зодчие очень старались, начиная с Петра Великого. Поэтому сегодня каналы Северной столицы с гранитными набережными и множеством мостов служат изысканной визитной карточкой города на Неве.
1. Канал Грибоедова
Канал Грибоедова берёт своё начало от реки Мойки у Марсова поля и впадает в реку Фонтанку, у Мало-Калинкина моста. Канал был проложен по руслу Кривуши (бывшей Глухой речки), которая начиналась, в трясине между нынешними площадями — Конюшенной и Искусств.
Поначалу он был назван Екатерининским каналом по имени императрицы Екатерины II, во время царствования которой канал был проложен по руслу реки Кривуши, углублён, очищен и хорошо обустроен. А идея строительства канала принадлежала Кутузову, который предложил проект «О проведении канала для предотвращения жителей столицы гибельных последствий наводнений».
И это было ещё при Елизавете Петровне. Согласно проекту Кутузова, для создания сквозного канала от реки Мойки до устья реки Фонтанки требовалось выполнение следующих работ: расчистка, увеличение ширины и глубины русла Кривуши. Реку должны были «выпрямить», а берега «заковать» в гранит. Однако этот проект Елизаветой Петровной был отклонён.
Вторая попытка «выровнять» канал была предпринята в период правления Екатерины ІІ. Генерал-фельдцейхмейстер А. Н. Вильбоа подал доклад «Об очищении Глухой речки на пользу и украшение столицы». Указом от 24 марта 1765 года Екатерина ІІ утвердила руководителями строительства генерал-фельдцейхмейстра А. Н. Вильбоа и князя Г. Г. Орлова.
3 июня 1766 года река Кривуша получила официальное название — Екатерининский канал. Его русло было поделено на 5 участков, работа над устройством которых проходила четверть века. В 1764—1790 годах были укреплены берега и сооружены гранитные набережные. Этой работой занимались инженеры И. М. Голенищев-Кутузов, И. Н. Борисов, Ф. В. Баур и К. Ф. Модерах.
Екатерининским каналом он оставался в дальнейшем при правлении всех последних императоров. Никто не смел посягнуть на великое имя Екатерины II. С приходом Советской власти большая часть топонимики города переименовывалась — из императорских в имена новоиспечённых героев, либо старых, но народных.
Так, в октябре 1923 года канал был переименован и назван каналом Писателя Грибоедова, в честь проживавшего на набережной канала в доме № 104 с ноября 1816 по август 1818 года Александра Сергеевича Грибоедова — писателя и поэта, драматурга и дипломата.
Дом № 104, бывший дом столярного мастера И. Вальха, в котором почти 2 года жил А. С. Грибоедов ещё знаменит тем, что в нём обитала главная героиня романа «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского — старуха-процентщица Алёна Ивановна. Её квартира, по описанию в романе, располагалась во 2-ом дворе, на 4-ом этаже.
2. Адмиралтейский канал
Адмиралтейский канал начинается от Крюкова канала и проходит до реки Мойки. Он протекает между островами 1-м Адмиралтейским и Новой Голландией. В XVIII веке был прорыт ров как часть укреплений Адмиралтейской крепости. А сам Адмиралтейский канал построили в 1717 году. Он соединял Адмиралтейский ров с водной системой Новой Голландии.
Он выполнял транспортную функцию — по нему переправлялся корабельный лес из складов Новой Голландии на верфи Адмиралтейства. В XIX веке канал обмелел. В 1844 году по велению императора Николая I канал между Адмиралтейством и нынешней площадью Труда был заключён в трубу, и на его месте создали Конногвардейский бульвар.
После ликвидации восточной части канала в 1842 году, от Адмиралтейского канала остался современный участок от Крюкова канала до реки Мойки. С 1922 по 1991 год канал именовался каналом Круштейна. Через Адмиралтейский канал построили два моста: 1-й мост Круштейна и 2-й мост Круштейна.
3. Бумажный канал
Бумажный канал берёт начало от реки Екатерингофки слева, ниже устья Обводного канала, с севера охватывает парк Екатерингоф, у Сутугина моста, и соединяется с рекой Таракановкой. Он был прорыт во второй половине XVIII века для хозяйственных целей.
А назвали его по Екатерингофской бумагопрядильной фабрике, находившейся рядом. Длина канала 1,1 км, ширина 10 м, глубина 0,3—1 м. В межсезонье часто пересыхает. Через канал перекинуты два моста: Сутугин мост — в створе Перекопской улицы, Бумажный мост в створе Лифляндской улицы. Достопримечательность канала — Парк Екатерингоф.
4. Кронверкский проток
Кронверкский проток огибает с 3-х сторон кронверк Петропавловской крепости, вытекает и впадает в Кронверкский пролив, с которым нередко ошибочно путают Кронверкский проток. Кронверкский проток отделяет Кронверкский остров от Петроградского, в то время как Кронверкский пролив отделяет Заячий остров от Кронверкского и Петроградского островов.
Кронверкский проток был вырыт в 1703—1715 годах, когда создавался оборонительный комплекс для арсенала нового города. В плане он повторяет его форму, напоминающую корону. В начале XIX века через Кронверкский проток были перекинуты 2 моста — Западный и Восточный Артиллерийский.
Западный Артиллерийский мост в конце XIX столетия разобрали, а восстановили лишь в 1978 году при строительстве Кронверкской набережной.
5. Волковский канал
Волковский канал представляет собой часть реки Волковки. Необходимость в нём возникла в 1960-х годах, когда ещё только начиналась застройка района Купчино. Тогда потребовалось переместить реку Волковка подальше от стройки.
Волковский канал, по сути, ― рукотворное русло этой реки, вернее будет сказать, её небольшой части. Канал прорыли вдоль Витебской линии Октябрьской железной дороги, от Купчинской улицы до улицы Фучика. В верховьях прокопаны два параллельных русла для дренирования территории.
В районе Балканской площади канал убран в трубу. В самом своём начале существует одновременно с Волковкой. Исток канала является также устьем Шушарского ручья. Через Волковский канал перекинуты: 4-й Волковский мост (пешеходный); Ново-Волковский мост; Белградский мост: безымянный мост (пешеходный); Балканский мост. Ту рядом расположены Яблоневый сад и железнодорожная платформа Проспект Славы.
6. Дудергофский канал
Дудергофский канал находится в Красносельском районе Санкт-Петербурга и его считают самым молодым каналом города. Он был прорыт в 1970-х годах в рамках строительства Южно-Приморского парка, а также для отвода вод рек Новой, Дудергофки, Ивановки.
Искусственный канал берёт своё начало от пруда бывшей усадьбы Петра Шепелева, близ пересечения Петергофского шоссе и проспекта Маршала Жукова, и проходит по рекреационной зоне вдоль Петергофского шоссе до реки Ивановки.
Оттуда канал поворачивает на север, в сторону Невской губы. Дудергофский канал, перед впадением в залив, соединяется с Матисовым каналом, проходящим по микрорайону «Балтийская жемчужина».
За мостами на Петергофском шоссе, в своей нижней части Дудергофский канал судоходен. Высота пролётов мостов позволяет, в этом месте она составляет 4 метра. Через канал переброшено 6 мостов: мост Партизана Германа; пешеходный вантовый мост по «аллее Славы»; мост-плотина; 1-й Петергофский мост и 2-й Петергофский мост; мост Ахмата Кадырова.
7. Зимняя канавка
Канавкой канал называют потому, что он имеет маленькие размеры по сравнению с другими подобными себе водными артериями. Зимняя канавка представляет собой небольшой, но живописный канал, расположенный в Центральном районе Санкт-Петербурга. Он достаточно знаменит и очень популярный открыточный образ.
Зимняя канавка соединяет реки Неву и Мойку в районе Зимнего дворца. Канал назвали Старым Дворцовым в 1738 году. Однако это имя так и не прижилось. В обиходе канал стали называть канавкой, а определение Дворцовый вытеснили имена Зимнедворцовый или Зимний.
Привычное для нас название закрепилось в речи петербуржцев с 1801 года и со временем стало официальным. Это небольшой канал был прорыт в 1718—1719 годах. Работами руководил известный строитель-подрядчик Василий Озеров.
В 1720 году подпорная стенка у Палат Петра I была облицована камнем по проекту архитектора Н. Ф. Гербеля каменщиками Ярославского уезда Иваном Фёдоровым и Борисом Тихановым. Таким образом, эта часть набережной стала одной из первых каменных набережных в Петербурге.
Городской достопримечательностью Зимняя канавка стала в те годы, когда на месте Зимнего дворца Петра I было построено классицистическое трёхэтажное здание Эрмитажного театра в 1783—1787 годах, автором которого стал выдающийся архитектор Джакомо Кваренги.
Одновременно с ним на противоположном берегу канала было завершено строительство Большого Эрмитажа в 1771—1787 года по проекту архитектора Ю. М. Фельтена. Два здания были связаны переходом на уровне второго этажа, опирающимся на мощную арку, перекинутую через канавку. В 1782—1784 годах набережные канавки были закованы в традиционный для города гранит и украшены строгими решётками, выполненными по проекту скульптора И. Ф. Дункера.
Через небольшую Зимнюю канавку перекинуто 3 моста: 1-й Зимний мост и 2-й Зимний мост, а также Эрмитажный мост, бывший Зимнедворцовый. Первый Зимний и Эрмитажный мосты были построены в XVIII веке, причём Эрмитажный мост стал первым каменным мостом в Петербурге.
Второй Зимний мост был сооружён в 1960-х годах, но, тем не менее, он не производит впечатления современной конструкции, а напротив, полностью соответствует старинному стилю. Это было сделано специально, чтобы не разрушить атмосферу Пушкинского Петербурга.
Зимняя канавка также является одним из действующих лиц печального события, которое композитор Пётр Чайковский использовал в своей опере «Пиковая дама». По сюжету музыкального произведения Лиза, после того как от неё убегает полубольной и полубезумный Герман, бросается в воды Зимней канавки как раз с Эрмитажного мостика.
Этот фрагмент отсутствует в повести Пушкина. А в опере он появился после того, как Чайковский прочитал в одной из петербургских газет описание самоубийства некой Юлии Перовой, прыгнувшей в воду из-за несчастной любви. Отсюда, кстати, берёт начало второе название моста — «Мости Лизы».
Ещё одна, но уже более весёлая история, по крайней мере, с хорошим концом. Чтобы соединить Эрмитажный театр с Большим Эрмитажем, через Зимнюю канавку была перекинута высокая арка, поддерживающая переход-галерею. Распространена следующая история, по-видимому, являющаяся историческим анекдотом.
Когда галерея была построена, завистники попытались оклеветать архитектора Кваренги в глазах императрицы, и пустили слух, что арка очень непрочна и может упасть в любой момент. Екатерина, дабы развеять все домыслы, приказала устроить в галерее грандиозный пир со множеством приглашённых. Арка-мост, проект которой был тщательно продуман и рассчитан, выдержала празднество, после чего вопросы о её непрочности уже не обсуждались.
Достоверность этой истории подвергается сомнению, как и сам факт сооружения арки архитектором Кваренги — современные источники единодушны в том, что арка построена другим архитектором — Ю. М. Фельтеном.
8. Лебяжья канавка
Лебяжья канавка живописно протекает по территории Летнего сада и соединяет реки Неву и Мойку, между островами Летний Сад и 1-й Адмиралтейским, между Летним садом и Марсовым полем. Он был прорыт в 1711—1719 годах.
Столь поэтичное название канала связано с тем, что после его создания его облюбовали лебеди из соседних прудов. Красивые и грациозные лебеди выбрали это место своим домом в XVIII века. На Лебяжью канавку неожиданно переселились лебеди из соседних прудов, что и дало резон сначала горожанам называть так их место обитания.
Городские власти изначально именовали канал Летним или каналом Летнего сада. В 1955—1956 годах берега были укреплены гранитными банкетами по проекту архитектора Л. А. Носкова и инженера А. Д. Гутцайт. Их укрепили банкетами аналогичными тем, что были впоследствии построены вдоль прилегающего участка Мойки.
На правом берегу Лебяжьей канавки, на углу Дворцовой набережной Невы, находится бывший дом Бецкого, ныне — Институт культуры. На левом берегу — каменная терраса Летнего сада. Сейчас через Лебяжью канавку переброшены 2 изящных моста в один пролёт, которые облегчают передвижение гостям и местным жителям, это Верхний Лебяжий мост — по Дворцовой набережной; Нижний Лебяжий мост — по набережной Мойки.
Из других достопримечательностей поблизости находится знаменитые места: Летний сад и Марсово поле. Заслуживает внимания нестандартный пирс канавки: его украшают вазы-треножки отлитые из чугуна.
Канал служит своеобразным канатом, который соединяет Мойку и Неву между Летним садом, который смотрит на неё через ограду. До того, как Лебяжья канавка приобрела вид, знакомый нам сейчас, до 1719 года здесь пролегала неглубокая и болотистая речка Лебединка, протекавшая вдоль западной границы сада, которую со временем решили углубить и превратить в канал.
В период активной застройки города серьезной проблемой были подземные воды. Строители города постоянно боролись с излишней влагой и заболоченностью. Так, Летний сад, в самом начале своей истории серьёзно страдал от излишней влаги, для того чтобы отвести воду в 1765 году строители и соорудили два канала: Лебяжий и Красный.
Красный канал в Петербурге до наших дней не дошёл, так как был вскоре засыпан. В первые годы, после постройки канал называли Поперечным. Благодаря сооружению этой водной артерии были сформированы три части Летнего сада: Парадный, Хозяйственный, и Третий, южнее Мойки, до самого Невского проспекта.
Об особой энергетике, которая царит в Северной столице, можно говорить без перерыва. Каждое здание и набережная обладает своей силой. Когда же прогуливаешься вдоль Лебяжьей канавки, то ощущается влияние сразу 2-х харизм от расположенных рядом — Марсова поля и Летнего сада. Именно в этом месте взаимодействуют культурно-историческая энергия сада и сила воли, которую излучает атмосфера Марсова поля.