Карго культ что это такое простыми
Рабы вещей. Что такое карго-культ
МОСКВА, 6 окт — РИА Новости, Ирина Халецкая. Взять в аренду 101 розу, чтобы сделать селфи, скупать пустые коробки от дорогих духов и часов, ходить с телефоном-подделкой — люди выдумывают способы выглядеть в глазах других лучше. В психологии это называется карго-культом (англ. cargo cult — поклонение грузу). Корреспондент РИА Новости узнала, в чем сходство поведения современного потребителя и культа карго.
Наушники из кокоса
Все это началось еще во время Второй мировой войны, когда военные из Америки давали меланезийцам и папуасам консервы, ножи, одежду и прочие полезные вещи для поддержания дружеских отношений.
Местные же считали, что эти предметы посланы душами предков и попадали к американцам потому, что те знали секреты общения с высшими силами. Война закончилась, базы опустели.
Папуасы строили самолеты из соломы, ходили строем с палками, вырезали наушники из половинок кокоса в надежде, что высшие силы это заметят и пришлют груз.
В XX веке потребитель покупает товары, которые, как уверяет реклама, являются неотъемлемыми атрибутами жизни успешного человека. Это своего рода символ успеха, равно как и строительство соломенных самолетов, который обеспечивает милость богов.
Пусть подруги ревнуют
«Хотите, чтобы вас приревновал ваш парень? Позавидовали подруги? Специально для вас мы привезем шикарный букет из 101 розы. После приезда у вас будет 10 минут, чтобы сделать столько фото и селфи, сколько вы захотите. Стоимость аренды цветов 1000 рублей с доставкой по Москве», — так предприниматель из Москвы Роман Зарипов в преддверии празднования Международного женского дня написал в Instagram.
Публикация быстро набрала популярность, в комментариях некоторые называли потенциальных покупательниц дурами, а кто-то всерьез заинтересовался покупкой. Чаще всего бизнесмена ругали мужчины, потому что, по их мнению, он только портил женщин и потакал их слабостям.
Роман же считает, что для многих девушек факт внимания мужчины уже не так важен, как возможность продемонстрировать свою востребованность подругам и заставить ревновать других молодых людей.
«До последнего не был уверен, что такая услуга будет востребована, но спустя несколько часов, когда скриншот аккаунта разошелся в Сети, а количество заявок перевалило за сотню, я подключил знакомых, и мы решили, что такому бизнесу быть», — говорит бизнесмен.
Среди заказчиков, по словам Романа, были как простые студентки, так и «статусные» дамы: «Некоторые просили вдобавок к цветам красивых мужчин для фото, кто-то хотел фотографию на фоне красивого автомобиля, а часть клиентов заказывали услугу себе в офис, чтобы все женщины смогли сделать красивый кадр со 101 розой, и для этого они продлевали аренду еще на 20 минут». Роман говорит, что за три дня несколько его букетов попали в кадр не меньше 250 раз.
Брендовый пакет
Те, кому недостаточно взять букет в аренду, покупают фирменные упаковочные пакеты и коробки от мировых брендовых марок, чтобы ходить с ними по городу и фотографироваться.
В Сети есть множество объявлений о продаже таких упаковок. Стартовая цена — от 200 рублей. Картонные плотные пакеты дороже — 500 рублей, а в некоторых случаях, когда пакет большой и был выпущен в ограниченном количестве, цена может достигать 1,5 тысячи рублей.
«Мы владеем магазином брендовых вещей. Лишних пакетов скапливается немало, — рассказывает предприниматель Светлана Шмякина. — Сначала мы их выбрасывали, но потом я заметила, что многие девушки фотографируются перед зеркалом, а в руках — обязательно пять-шесть пакетов разных фирм. Решила попробовать и опубликовала объявление о продаже коробок и прочей упаковки. Цену поставила символическую — 200-300 рублей. И в этот же день мне начали звонить».
Светлана обращает внимание на то, что покупатели — это не только девушки, но и молодые люди, интересующиеся модой: «Упаковку я храню на складах, в магазине ими не торгую, это же смешно. Чаще всего такие покупатели не подъезжают к магазину на шикарной машине, но одеты действительно стильно».
Владелец магазина не интересуется, для чего люди скупают упаковку, но уверена: используют только для фотографий, якобы «смотрите, какая я стильная».
«Не паль, а реплика»
Известно, что модники, не имеющие большого достатка, чаще всего покупают так называемые реплики — точные копии брендовых товаров.
Большой популярностью в том числе пользуются реплики телефонов. Отличить подделку от оригинала довольно просто: на таком аппарате используется, к примеру, другая операционная система. «Если быть внимательнее, можно понять, что дисплей не такой яркий и некоторые функции не работают, так как должны, например сканер отпечатков пальцев», — говорит продавец интернет-магазина реплик Елена.
Она не отрицает, что бывают откровенно некачественные товары, которые стоят дешево. Их тоже покупают. «Зачастую родители дарят такие телефоны детям, потому что они все равно их быстро ломают, а тратить деньги на оригинал жалко. Дети не разбираются во всех технических нюансах, просто хотят носить в школу модный телефон», — уточняет предприниматель.
Социальный лифт
Карго-культ подразумевает, что человек искренне верит в силу своих поступков. Мало кто признается, что носит поддельные вещи. Одна девушка, активный блогер, пожелавшая не раскрывать имя, призналась, что можно, конечно, раскошелиться и купить одну настоящую сумку. Но ведь хочется иметь много вещей, на которые финансов уже не хватает: «Поэтому покупаешь подделки. Пакеты я не фотографирую, но понимаю, зачем это делается: тем самым ты повышаешь свой социальный статус. И никогда не признаешься в этом. Потому что если тайна раскроется, статус тут же потеряешь».
Психолог Елена Турлина объясняет, что люди чаще всего такие поступки не обдумывают — здесь включается подсознание.
«Например, человек работает клерком самого низшего звена. Он видит, как общаются топ-менеджеры, во что они одеты, как к ним относятся другие. Нарушается причинно-следственная связь: создается иллюзия, что восприятие может породить социальный статус, а на самом деле наоборот. Повысить статус можно за счет упорного труда и компетенции, но это же сложнее, чем просто модно одеться», — говорит психолог.
По ее мнению, вещи всегда были атрибутом определенного статуса, и если человек «получил пять дипломов, но ходит при этом немытый и в рваных штанах», то его будут воспринимать как чудака: «Он обязан носить костюм. Исключение составляют такие люди, как Билл Гейтс — миллиардеру позволительно ходить в простой футболке только потому, что он сам создал этот стиль».
Кроме того, за счет брендовых вещей человек пытается потешить самолюбие. «Но неуверенность в себе и низкая самооценка могут быть совершенно по другим причинам. Однако пытаться поднять самооценку за счет внешнего вида и иллюзий проще, чем копаться в себе», — добавляет психолог.
Что такое карго-культ, или Как «самолетопоклонники» вредят науке и обществу
Denis Bondarev
«Теории и практики» продолжают объяснять смысл выражений, которые часто используются в разговорной речи в неправильном значении. Этот выпуск — о феномене карго-культа и о том, кто такие карго-ученые и откуда они взялись.
От встреч с представителями цивилизованного мира туземцы, которые кое-где до сих пор живут изолированно, всегда остаются под сильным впечатлением. Неудивительно, что у аборигенов остается много вопросов и в случаях, когда их логика не работает, они подключают воображение. Во время Второй мировой войны общение жителей тихоокеанских островов с американскими солдатами привело к появлению карго-культа — новой религии для одних и интересной метафоры для других.
Словосочетание «карго-культ» можно услышать, когда речь идет о человеке, который стремится к роскоши, помешан на покупках или авиаперевозках ценностей. Но это будет ошибкой. На самом деле в том, что выражение «карго-культ» часто появляется в публицистике и пробирается в наше повседневное общение, виноваты тихоокеанские аборигены, американские военные и один гениальный физик.
Карго (от исп. cargo — нагрузка, погрузка) — грузы, которые перевозит морское судно. Во внешнеторговых операциях так называют любые грузы, у которых нет точного наименования.
Увлеченные религией подражательства, дикари практически перестали заниматься земледелием и охотой. Новый культ довел их до крайне бедственного положения
После окончания военных действий пришельцы попрощались с аборигенами и покинули острова. Вместе с этим прекратились и послания небес. Чтобы вернуть поставки удивительных вещей, туземцы стали имитировать поведение и внешность представителей цивилизованного мира: рисовать на телах знаки отличия армии США, ставить кресты на могилах, маршировать с палками на плечах, строить из веток и пальмовых листьев самолеты в натуральную величину и сажать туда соплеменников в наушниках, сделанных из половинок кокосовых орехов. Увлеченные новой религией подражательства, дикари верили, что это поможет им вернуть драгоценные грузы, и практически перестали заниматься земледелием и охотой.
Sgt James L. Harper / Wikipedia
Через время антропологи обнаружили, что новый культ довел туземцев до крайне бедственного положения. Ученые пытались убедить их, что такое поведение не сработает, но безуспешно. Было решено поддержать дикие племена гуманитарной помощью. Когда с неба снова начали спускаться контейнеры на парашютах, аборигены возрадовались и окончательно уверовали, что их имитации действуют, забросили повседневные дела и стали посвящать все время ритуалам с муштрой и зажиганием факелов вдоль взлетно-посадочной полосы. Антропологи покинули острова, решив, что лучше не вмешиваться; грузы больше не поставлялись. За последние 75 лет подобные религии практически полностью себя изжили, хотя отказ от поклонения необъяснимым, но осязаемым чудесам давался дикарям непросто.
Важной составляющей культа карго стала психологическая подоплека. У меланезийских аборигенов авторитет зарабатывался через обмен подарками: тот, чей подарок дороже, получал больше уважения. Если член племени не мог подобающе «отдариться», он оказывался в проигрыше. Так что солдаты, которые щедро угощали дикарей тушенкой, поднимались на самую вершину социальной иерархии аборигенов, а местным жителям нечего было подарить в ответ, и это их унижало. Все карго-культы строились вокруг личности харизматичного соплеменника или вождя, который убеждал других, что подарки с неба — это послания от духов их предков и, чтобы племя получило положенные ему ценные грузы и больше не чувствовало себя униженным, нужно максимально точно повторять все действия белых людей. Суть карго-культа — в уверенности, что внешние атрибуты работают вне зависимости от содержания.
К можно отнести политическую ситуацию, в которой номинально существуют атрибуты определенного строя, но его принципы не работают
Термин «карго-культ» получил второе, метафорическое и в итоге более расхожее значение после выступления знаменитого американского физика и лауреата Нобелевской премии Ричарда Фейнмана перед выпускниками Калифорнийского технологического института в 1974 году. Он провел аналогию между верой примитивных цивилизаций в действенность подражательства и псевдонаучными работами, которые во всем похожи на полноценные исследования, но ничего не значат для развития науки. Карго-ученые имитируют работу, которая не приносит никакого результата. Фейнман назвал их исследования «наукой самолетопоклонников».
После этого понятие «карго-культ» стало возникать в разных сферах. Например, так называют компьютерное ПО, в котором есть ненужный, но успешно применяемый в других программах компонент. Термин можно использовать и в отношении субкультуры, когда человек с внешними символами принадлежности к группе избегает ее идейной составляющей или соответствующего образа жизни. К относят политическую ситуацию, в которой номинально существуют атрибуты определенного строя, но его принципы не работают.
В 2010 году после поста в блоге политолога Екатерины Шульман в Рунете широко распространился термин «обратный карго-культ». Так она назвала положение, при котором в стране строятся неэффективные общественные карго-институты и в то же время активно поддерживается вера в то, что проблемы есть везде, потому что сам оригинал неэффективен. Условно, абориген с кокосовой скорлупой на голове уверен, что японские солдаты тоже используют подделку и все самолеты на самом деле сделаны из соломы, просто кто-то изображает их немного лучше, поэтому они иногда летают.
Неправильно: «В поездках за рубеж она накупает себе тонны одежды, для нее это просто карго-культ». Правильно: фетишизм
Правильно: «Для Федора работа в больнице — это карго-культ: он всегда в отглаженном халате, носит на шее стетоскоп, гордится статусом медика, но ничего не понимает во врачебном деле».
Правильно: «У нас в офисе сложился карго-культ активной трудовой деятельности: все сидят за компьютерами с деловым видом, перекладывают бумаги со стола на стол, но результаты от этого нулевые».
О культе карго в ИТ
“У тихоокеанских островитян есть религия самолетопоклонников. Во время войны они видели, как приземляются самолеты, полные всяких хороших вещей, и они хотят, чтобы так было и теперь. Поэтому они устроили что-то вроде взлетно-посадочных полос, по сторонам их разложили костры, построили деревянную хижину, в которой сидит человек с деревяшками в форме наушников на голове и бамбуковыми палочками, торчащими как антенны — он диспетчер, — и они ждут, когда прилетят самолеты. Они делают все правильно. По форме все верно. Все выглядит так же, как и раньше, но все это не действует. Самолеты не садятся. Я называю упомянутые науки науками самолетопоклонников, потому что люди, которые ими занимаются, следуют всем внешним правилам и формам научного исследования, но упускают что-то главное, так как самолеты не приземляются.”
Р. Фейнман, “Вы конечно шутите, мистер Фейнман”
Говорят, что использовать термин “карго-культ” начали после этой речи Фейнмана. Я встречаю это явление и в управлении проектами, и в дизайне, и в программировании, но карго-культ распространен и в других профессиональных сферах.
Когда вы делаете что-то, не имея иных причин к этому, кроме “в крутой компании делают так ” — вы становитесь адептом культа карго.
Почему это так работает?
Мозг человека легче всего строит простые логические связи.
Если засунуть руку в огонь, то это больно и появляются ожоги.
Вывод: Огонь — больно и ожоги. Не буду засовывать руку в огонь.
Я пошел в лес на севере и нашел вкусные ягоды.
Вывод: Лес на севере — вкусные ягоды. Пойду туда снова.
У меня не работал телевизор. Я видел, как сосед ударил по своему телевизору кулаком и он заработал.
Вывод: когда что-то не работает, нужно бить по этому инструменту кулаком. Ударю по своему телевизору.
Очевидно, что вывод неправильный. Телевизор — сложное устройство, поэтому его ремонт требует специальных знаний. В таких ситуациях выводы построенные на простых причинно-следственных связях не работают.
Аналогично и для сферы информационных технологий:
В одной крупной компании используют Hadoop. Компания крутая и зарабатывает много денег.
Вывод: Использую в своем интернет-магазине запчастей Hadoop — буду зарабатывать много денег.
Опасность карго-культа в голове менеджера
Менеджер проекта или продукта — это инициатор множества значительных изменений. Чем бы он ни занимался: внедрением новых подходов к управлению проектами, новых функций, или новых технологий — все это важные вещи. Результаты таких изменений должны быть спрогнозированы и впоследствии тщательно проанализированы.
В случае с телевизором, ты быстро понимаешь, что удары по корпусу не устраняют поломку, и задумываешься о причинах.
Менеджер получает информацию о результатах большинства изменений через призму восприятия людей, с которыми он работает. Если он инициирует изменения в продукте, то обратную связь он получает от пользователей. Если изменения касаются процесса разработки — от членов команды.
Такая обратная связь всегда поступает с задержкой, а данные сложно однозначно интерпретировать.
Обратная связь поступает с задержкой
Вы заимствуете функцию у более крупного игрока на рынке и внедряете в свой проект. Какой срок вам потребуется, чтобы понять, что внедрение этой функции было верным решением?
Обратную связь тяжело однозначно интерпретировать
Вы начали внедрять Скрам, установили Джира и сумели сдать релиз в срок. Считать ли, что эти изменения привели к позитивным результатам? Понятия не имею, и вы — тоже. Может быть вашей команде действительно подходит Скрам, а может быть вы сильно переоценили задачи в релизе.
Тестировщик написал пять сотен автотестов, и даже запускал их в процессе тестирования. Релиз в срок не сдали. Проблема в автотестах? В тестировщике? Понятия не имею, и вы — тоже. Может быть план релизов был совершенно нереалистичен, а может быть так и должно быть, а преимущества нового подхода проявятся позже.
Заметные пользователям изменения в продукте могут вызывать негативные отзывы в первые несколько месяцев после релиза, даже если сами изменения “хороши”.
Следует помнить, что такие данные всегда сложно интерпретировать однозначно.
Чем вреден карго-культ?
Вы не можете понять, полезны ли были эти изменения
Обратную связь сложно анализировать. Но если причиной ваших действий был “карго-культ” — у вас нет ни единого шанса понять последствия ваших решений.
Потеря мотивации
Команда написала сотни автотестов и внедрила множество функций, подсмотренных у “крутых ребят”. Вы не можете понять, к лучшему это или к худшему. А значит не сможете донести это до команды и руководства. Не заблуждайтесь: в этот момент не только вы ощущаете тщетность своих усилий, но и вся команда.
Вы можете все испортить
Чем полезен карго-культ?
Карго-культ — вреден. Точка. Но также вредна и обратная ситуация, когда вы убеждены в том, что вы — самый умный.
“Скрам — для хипстеров”, “Автотесты — пустая трата времени!” — все это ошибочно.
Наблюдать за тем, что и как делается в других командах, следить за трендами и знать лучшие практики — полезно и важно. Достаточно не впадать в крайности и не жалеть времени на изучение.
Избавляемся от карго-культа в голове
Помните, что “серебряной пули” не существует. У каждого подхода и технологии есть своя область применения, недостатки и достоинства, стоимость и последствия внедрения.
Довольно часто мы бываем вдохновлены и идеализируем предмет своего вдохновения. Чтобы оставаться объективным, задайте себе несколько вопросов:
Культ карго
Культ ка́рго или карго-культ (англ. cargo cult — поклонение грузу ), также рели́гия самолётопоклонников или культ Даро́в небе́сных — термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары (карго, англ. груз) созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Культ карго является проявлением «магического мышления».
Содержание
Краткий обзор
Культы карго фиксировались с XIX века, но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны. Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, религии и экономике могут быть частичными и фрагментарными.
В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом (карго). Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA».
Такие исследователи как Захария Ситчин и Алан Элфорд указывают на культ карго как аргумент в пользу своей теории о том, что многие мифологические тексты описывают реальные события, то есть являются формой исторических свидетельств.
История
Первые культы карго были зафиксированы в конце XIX и начале XX веков. Самый ранний — движение Тука, зародившееся на Фиджи в 1885 году. Другие ранние культы возникали в основном на Папуа — Новой Гвинее — это культ Таро на севере и безумство Вайлала.
Чтобы получить карго и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и лётчиков. Они делали наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлётно-посадочной полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков. Приверженцы культа верили, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства.
Островитяне строили из дерева в натуральную величину самолёты, взлётно-посадочные полосы для привлечения самолётов. В конце концов, поскольку это не привело к возвращению божественных самолётов с изумительным грузом, они полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам.
За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив на острове Танна (Вануату).
Другие примеры культов карго
Похожий культ, танец духов, зародился при контакте индейцев и англо-американцев в конце XIX века. Пророк Вовока народа Пайуте проповедовал, что если танцевать определённым образом, предки вернутся по железной дороге, а новая земля покроет белых людей.
Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа, который приедет одетым в камуфляж за рулём военного джипа, чтобы забрать их на нём в землю обетованную.
Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они разговаривали с духами.
Аналогии в западной и российской культуре
Понятие «карго-культ» нередко используется для описания аналогичных явлений в западной культуре. Обычно имеется в виду формальное применение тех или иных методологий без понимания соответствующих процессов.
Например, когда предприятие создаёт программу сертификации по ISO 9001, это обычно не предполагает каких-либо изменений в технологическом процессе, но сам факт сертификации может влиять на стоимость активов предприятия (поскольку заказчики подвержены карго-культу).
Культ карго — что это такое, понятие, определение простыми словами.
В мире огромное множество религий и богов, которым люди поклоняются. Кто-то ходит в церковь, кто-то в мечеть, синагогу или буддистский храм. Все эти религии имеют огромное количество последователей и в принципе хорошо нам известны. Так же есть и более экзотические, и даже забавные религии. Взять хотя бы веру в Макаронного Монстра, но сегодня речь пойдет не о нем.
Вы не думали молиться на самолеты?
Нет ну серьёзно, построить из хлама копию транспортного самолета, соорудить на даче взлетно-посадочную полосу. Отгрохать из хлама радиолокационную вышку и засесть в ней с изготовленными из консервных банок наушниками и ждать ништяков и вкусняшек от духов. Не знаю как насчет духов, но санитары рано или поздно появятся.
Что такое карго-культ или культ карго:
А вот в Меланезии (это острова в Тихом Океане) ничего удивительного в этом нет.
Местные аборигены строят из подручных материалов (в ход идут в основном пальмы, солома, найденный мусор) целые авиабазы с макетами самолетов, радиовышками, ангарами и прочими сооружениями. После постройки так называемого храма там проводятся религиозные служения, которые призваны привлечь грузовые самолеты. На борту которых, будут разные полезные вещи.
Служения в культе карго проводятся примерно так:
Но вот самолеты с грузом (КАРГО) все не летят, да не летят, видать духи прогневались. Думаю, что вы уже догадались, что не имеющие понятия о производстве, экономике, да и о современном мире аборигены просто подражают увиденному, на авиабазах «белых людей».
Возникновение культа карго:
Все это началось еще с конца 19 века и получило более широкое распространение в 20 веке, особенно после Второй мировой войны.
Американцы воевали с Японцами. Соответственно на островах строились авиабазы, на которые прибывали самолеты с провизией и другими необходимыми вещами. Снабжение было настолько отличным, что так сказать «излишками» американские солдаты делились с местными обитателями. Еда, одежда, палатки, инструменты и прочие диковинки.
Аборигены просекли логическую цепочку возникновения всех этих ништяков, она привела их к самолетам.
Так зародился культ «самолетопоклонничества».
Транспортные самолеты, которые скидывали грузы или доставляли их приземляясь, стали считаться великими духами. Персонал авиабаз – жрецами которые умеют умилостивить духов.
Война закончилась, базы опустели и закрылись, самолеты перестали прилетать и привозить провизию. Но, аборигены, так привыкшие получать дары от крылатых духов, все продолжают им поклоняться, надеясь, что когда-то, они все-таки вернутся и одарят их разными вкусняшками.