Кариатида что это значит
Кариатида
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Впервые упоминается Витрувием в его трактате посвященном Октавиану Августу.
«Так, например если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы, то любопытствующим он даст такое объяснение: пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями — персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.»
Витрувий «10 книг об архитектуре» кн.1, гл.1., 5
Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые, на праздниках в честь богини Артемиды, совершали религиозные танцы с корзинами на головах.
Наиболее известные кариатиды античного времени — в портике Эрехтейона на афинском Акрополе, известного также как портик кариатид или Пандросион, по имени нимфы Пандросы, и в сокровищнице сифносцев в Дельфах.
В Средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения. В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних — атланты.
Грустная легенда возникновения кариатид.
А легенду о возникновении кариатид донес до нас трактат римского архитектора и инженера Марка Витрувия Поллиона, жившего во второй половине 1-го века до нашей эры. Этот трактат называется «Десять книг об архитектуре» и посвящен императору Августу.
«. если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы, то любопытствующим он даст такое объяснение:
пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями — персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам.
И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан.
Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.»
Цитата из трактата:
Витрувий «10 книг об архитектуре» кн.1, гл.1., 5
Значение слова «кариатида»
Впервые упоминается Витрувием в его трактате, посвященном Октавиану Августу:
— Витрувий, «10 книг об архитектуре». I: 1, 5
Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах.
Наиболее известные кариатиды античного времени — в портике Эрехтейона на афинском Акрополе, известного также как портик кариатид или Пандросион, по имени нимфы Пандросы, и в сокровищнице сифносцев в Дельфах.
В Средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко появляться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения. В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних — атланты.
КАРИАТИ’ДА, ы, ж. [греч. karyatis] (архит.). Человеческая статуя, преимущ. женская, поддерживающая подъезд, балкон или карниз крыши. Проступили какие-то тяжести — и уступы и выступы; подъезды, кариатиды, карнизы кирпичных балконов. А. Блй.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кариати́да
1. архит. скульпт. скульптурное изображение стоящей женской фигуры, служащее опорой перекрытия в здании ◆ Две мраморные кариатиды по бокам окна, угрюмо смотревшие на прохожих, как будто часовые, охраняли жилище красавицы. Кондратий Биркин (П. П. Каратыгин), «Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий», Книга вторая, 1871 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Дом действительно отвечал своему прозвищу и производил странное, тревожное впечатление. Он по всему верху был опоясан женскими мифологическими кариатидами в полтора человеческих роста. Б. Л. Пастернак, «Доктор Живаго», 1945–1955 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова экзистенциализм (существительное):
Значение слова кариатида
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
архитектурная опора в виде статуи женщины в длинном одеянии, употреблялась по большей части в античной архитектуре вместо колонны.
Архитектурный словарь
скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору). Кариатиды были широко распространены в архитектуре античности и европейской архитектуре 17-19 вв.
скульптурная женская фигура, служащая колонной; самые прославленные кариатиды образуют портик храма Эрехтейон в Афинском Акрополе.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Женская статуя, поддерживающая архитектурный выступ.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Античный мир. Словарь-справочник
в Греции женская статуя, которая с VI в. до н.э. заменяла в архитектуре колонну. Наиболее известными были к. книдской сокровищницы в Дельфах и храма Эрехтейона в Афинах.
Энциклопедический словарь
(греч. karyatis), скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании (или образно выражает эту функцию).
Словарь Ожегова
КАРИАТИДА, ы, ж. (спец.). Колонна, опора в здании в виде женской фигуры.
Словарь Ефремовой
ж.
Опора в виде скульптурного изображения стоящей женской фигуры, поддерживающая
балочное перекрытие (в архитектуре).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— статуя одетой женщины, введенная в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собою колонну или пилястру. Если такая статуя изображает женщину с корзиною плодов или цветов на голове, то она называется также канефорою. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах. Самые замечательные из античных К. украшают собою часовню нимфы Пандросы в афинском Акрополе. В средние века К. почти совсем не употреблялись и снова стали нередко являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения. В новейшем искусстве К. называются не только женские фигуры, одетые или полуобнаженные, поддерживающие балки или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних — amланты.
КАРИАТИДА (др.-греч. Καρυάτις, мн. ч. ‒ Καρυάτιδες)
Скульптурное изображение женской фигуры, которое использовалось в качестве опоры балочного перекрытия.
Как правило, это стоящая женская фигура в длинных одеждах, которая заменяла колонну или другую вертикальную опору (мужские скульптуры в этой же функции называются атлантами). Для наименования данного архитектурного элемента использовалось и обычное для архаической скульптуры название «кора» («девушка»). Кариатиды, несущие на головах корзины, именовались также канефорами, и изображали девушек, несущих священные дары – подобные шествия практиковались на праздниках, посвященных Афине и Артемиде.
Происхождение слова «кариатида» уже в древности связывалось с Кариями, городом в Пелопоннесе, где находился храм Артемиды, в честь которой девушки совершали специально установленные танцы (Paus., III, 10, 7). Витрувий связывает происхождение этого архитектурного элемента с наказанием жителей Карий за то, что они приняли сторону персов в Греко-персидских войнах: после победы над персами греки объявили этому городу войну, перебили мужчин и увели в плен женщин; по его словам, «тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев» (I, 1, 5, пер. Ф. А. Петровского). Однако очевидно, что это позднейшее объяснение, т.к. данное архитектурное украшение появилось раньше описанных римским архитектором событий.
Одними из самых ранних известных нам примеров использования этого элемента в древнегреческой архитектуре являются кариатиды сокровищниц в Дельфах, датируемые VI в. до н.э. Особенно знамениты кариатиды портика Эрехтейона на Афинском акрополе (V в. до н.э.). Одна из шести фигур была в начале XIX в. вывезена лордом Элджином и сейчас находится в Британском музее, остальные пять подлинников находятся в Афинах в новом Музее Акрополя. Римские копии кариатид Эрехтейона были выставлены на форуме Августа и в Пантеоне в Риме, на вилле Адриана в Тибуре (совр. Тиволи). Кариатиды широко использовались в архитектуре в эпоху Ренессанса, а также были популярны и в последующие эпохи.
Иллюстрации:
1. Портик кариатид Эрехтейона. Афины. 421-407 гг. до н.э.
2. Кариатида из Эрехтейона. Лондон, Британский музей.
3. Кариатиды из Эрехтейона. Афины, Музей акрополя.
4. Кариатиды и атланты (позднее барокко). Дворец Фридриха Великого Сан-Суси. Потсдам.
5. Кариатиды. Австрийский парламент. 1874-1883. Вена.