Картина маслом что значит
Значение выражения «картина маслом»
Многие хотя бы раз в жизни слышали выражение «картина маслом. И наверное, всем в голову приходило изображение Моны Лизы или еще какая-нибудь другая картина. И тут же возникал вопрос: а при чем здесь вообще картина? Ведь не зная значения выражения, трудно понять, что имел в виду оппонент или оппонентка, восклицая это.
Представленная статья поможет разобраться со смыслом сложной фразы.
Происхождение выражения «картина маслом»
Раньше большое распространение имело изобразительное искусство. Верхом его считалось умение художника создавать картины, написанные маслом. Масло здесь подразумевается не в прямом смысле, а в переносном. Так для сокращения называют масляные краски.
Вам будет интересно: Лейб-гвардии Гусарский полк: история, описание, проведение маршей, форма
Картины маслом требовали множество различных умений. Для того чтобы картина вышла идеальной, нужно было сделать очень многое: верно натянуть холст, правильно развести краски, уверенно, но мягко работать кистью, иметь невероятный талант и в конце нанести на всю работу слой специального покрытия. Оно блестело, придавая картине еще большее очарование, и защищало ее от солнечных лучей и мелких повреждений, чтобы работа художника еще дольше радовала глаз хозяина. Но самым главным в картине была техника художника, именно верные мазки делали картину произведением искусства. Правильные мазки делали картину более живой и объемной. Потому картина маслом столько же сложна, сколько и прекрасна.
Значение выражения «картина маслом»
Исходя из происхождения, легко можно сделать вывод о семантике. Так, «картиной маслом» могут назвать невероятно удачное стечение обстоятельств, хорошую ситуацию, красивое убранство или просто момент, когда ничего плохого не происходит. Также можно оценить и то, как человек выглядит, однако нежелательно говорить это людям, с которыми вы не находитесь в близких отношениях. Выражение «картина маслом» имеет положительную окраску. Что вовсе не мешает использовать его в ироническом смысле. Например, допустимо его употребить, когда маленькие дети устроят погром в квартире, или кошка разорвет любимые шторы, уронит елку.
Фразу «картина маслом» можно отнести к фразеологизмам (устойчивым сочетаниям слов, имеющим единую общую семантику). Она, как и большинство фразеологизмов, имеет сильный разговорный оттенок и является эмоциональной оценкой. Это значение переносное.
Заключение
Итак, стоит подвести итог. Теперь вы, благодаря статье, знаете, что значит выражение «картина маслом», и точно не попадете в неловкое положение.
Значение словосочетания «картина маслом»
картина маслом
1. картина, написанная масляными красками ◆ Сохранилась картина маслом, написанная художником Туджей в 1872 году для капитана Джона Виллиса ― владельца «Катти Сарк». Ефремов, «Катти Сарк», 1942-1943 г. (цитата из НКРЯ) ◆ … Солнце, покосившиеся домики, кривая улочка, бредущий по ней мастеровой в фуражке и с узелком в руке, собака, выглядывающая из-под ворот ― небольшая картина маслом захватила Ольгу. Екатерина Романова, Николай Романов, «Дамы-козыри», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. рег. ирон. забавная, нелепая, чрезвычайная ситуация (часто предваряет описание такой ситуации) ◆ Как-то раз, с год назад, он в таком состоянии заявился домой в три ночи… это была картина маслом, лучше не вспоминать. Вячеслав Рыбаков, «Трудно стать Богом», 1996 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Картина маслом: «напились и изувечили друг друга». Елена Светлова, «Демоны Врубелей», 2003 г. // «Совершенно секретно» (цитата из НКРЯ) ◆ Приходим, значит, и картина маслом ― сидит дед с Полей на диване, смотрят «Машу и медведя» на ноуте! «Стратегия в отношении телефонов и прочих девайсов», 2012 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: катапультироваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Когда появилась живопись маслом и кто изобретатель техники: история и развитие
Историю живописи маслом связывают с Яном ван Эйком: полагают, что он придумал метод в XV веке. Он действительно работал в этом направлении и популяризовал его: после многие мастера стали отказываться от темперы или совмещать ее с новыми приемами. Но можно ли считать нидерландского живописца изобретателем техники масляных картин?
Сотрудники художественного фонда «Шедевр» знают все о истории масляной живописи: мы расскажем о появлении и развитии техники, ее формировании от античных времен до наших дней.
История появления масляной живописи
По легенде, Ян ван Эйк придумал технику между 1410 и 1420 годами. Он написал очередную картину темперой и оставил ее высыхать на улице.
Для справки темперная техника (от латинского temperare –«смешивать») основана на смешении красочного пигмента и связующего вещества, которое представляет собой искусственную или натуральную эмульсию. Раньше для темперных красок использовали натуральные эмульсии, такие как соки растений и деревьев, желток, молоко.
Итак от солнечных лучей картина Яна ван Эйка потрескалась. Живописец начал искать краски, которые были бы более пластичными. В результате долгих экспериментов художник нашел идеальный рецепт: смесь льняного масла, скипидара, пигментов.
Звание «изобретателя техники масляной живописи» Яну ван Эйку присвоил итальянский художник и писатель Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях». Позже его мнение подхватил автор «Книги о художниках» Карел ван Мандер, а в XIX веке — член Французской академии Проспер Мериме.
В ряде древних трактатов упомянуты способы изготовления и применения масляных красок:
• Трудах Плиния (23–79 годы)
• Сочинении греческого врача Аэтиуса (V–VI века)
• Сборнике рецептов VIII столетия — Луккском манускрипте
• «Записке о различных ремеслах» Теофила (XII век)
• Трактате Ираклия «О красках и искусствах римлян» (XII столетие)
Подтверждают свидетельства из письменных источников практические исследования. В XVIII столетии Мешель доказал с помощью химического анализа, что трое немецких художников XIII–XIV веков писали маслом. А в XIX веке — масляные основы обнаружили в красках, найденных во французском муниципалитете Сен-Медар-де-Преск. Также техника присуща норвежской религиозной живописи 1250–1350 годов.
Поэтому ван Эйк не изобретал метод. Но почему его имя тесно связано с историей развития техники масляной живописи?
До Эйка живопись маслом использовали в большинстве случае для росписи стен, покрасок статуй, прочих декоративных работ. Для картин же применяли быстросохнущие водяные краски. Но мастерство владения техникой Яна ван Эйка по-новому открыло ее возможности. Художники все чаще стали обращаться к методу и совершенствовать смеси: добавляли эфирные масла, сушки, чтобы уменьшить густоту и ускорить высыхание.
Расцвет живописи маслом в Европе
Вслед за художниками Северной Европы, живопись маслом начинают использовать в других странах. Уже в первом десятилетии XVI века техника стала основной среди живописцев Италии.
Но переход к новому способу не был мгновенным. Долгое время живописцы совмещали темперную технику с лессировкой. Первой выполняли подмалевок, второй — последующие этапы. В таком стиле работали, среди прочих, Джованни Беллини, Перуджино, Рафаэль.
Возможности масляных красок определили новую, более раскрепощенную манеру написания, свободное отношение к композиции и средствам выражения. Тенденция заметна на полотнах Тициана и Тинторетто. Плюс они стали толчком для развития новых техник и приемов живописи.
В XV–XVI веках краски художники создавали сами. Так, Дюрер использовал ореховое масло, Тициан — маковое с лавандовым эфиром, Рубенс тоже применял смесь макового и лавандового масел с добавлением мякоти кокоса.
К XVII столетию масляная живопись стала более лаконичной. Писали по тонированной основе (имприматуре), для светлых участков использовали кроющие краски, а для теней — на основе масел. Такой подход лучше передавал игру света и тени.
В XVIII веке многие секреты и приемы утрачиваются, забываются. Хотя написание картин маслом остается основной художественной техникой.
Современная история масляной живописи: новые технологии и направления
Мастера начинают изыскивать новые, более долговечные связующие материалы: растворимое стекло, эмульсионную темперу. Но краски на основе масел до сих пор популярны: их усовершенствование позволило дольше сохранять цвета и целостность полотен.
В том же XIX веке начинается промышленное изготовление масляных материалов. Появляются новые пигменты, которые лучше передают оттенки цветов. А следом происходит технический прорыв: изобретают тюбик для красок.
Такая кажущаяся мелочь привела к перевороту в изобразительном искусстве. Художники теперь могли работать не только в студии, но и на природе. Это позволило мастерам передавать изменчивость мира: в результате возникла пленэрная пейзажная живопись.
Постепенно все большее значение в картинах отводится творческому видению авторов. Эта тенденция, вкупе с развитием пленэрного пейзажа и новых идей о цветопередаче, приводит к новому направлению — импрессионизму.
Известные художники, работавшие в этом стиле — Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар. Последний считал, что без изобретения тюбика для красок не было бы импрессионизма.
В XX и XXI веке краски на основе масла остаются самыми распространенными, удобными, долговечными. Ими работают профессиональные художники и учащиеся. Сегодня масляную живопись применяют во всех жанрах и техниках написания картин.
Как начать писать картины маслом
Эта статья будет полезна тем, кто только начал изучать технику масляной живописи или, кто еще сомневается, стоит ли браться за кисть. Сразу скажу о том, что масло — это отличный материал для новичков. Работать им проще чем акварелью или акрилом. Оно очень податливое, позволяет ошибаться и с легкостью делать исправления. И самое главное — масляная живопись во все времена считалась очень востребованной техникой, которая открывает перед художником безграничные возможности!
Расскажу немного о своем опыте. С масляными красками я впервые познакомилась в 2014 г. Вот уже 5 лет, как этот вид живописи занимает одно из самых главных мест в моем творчестве. А помимо масла я еще работаю с графическими материалами и акварелью. Учиться писать картины я начала сама и по сей день ничего не изменилось. Главным средством в моем обучении служили видео по мастер-классам. На просторах интернета можно найти очень много обучающих уроков, где понятно и доступно рассказывают о приемах масляной живописи, поэтому новичкам такие видео будут очень полезны. Первые несколько лет я училась писать только по видео-урокам. В дальнейшем, когда появляется какой-то навык и желание создавать свои сюжеты вы сможете работать, не опираясь на что-то, а создавать свое.
Должна заметить, что масляная живопись абсолютно отличается от акварели. Поэтому тем, кто знаком с акварелью будет сложнее освоить новый материал. Если в акварели мы регулируем светлоту краски за счет количества воды, то в масляной живописи везде будут фигурировать белила. Если понимать, в чем главные отличия в работе этими материалами, то процесс обучения будет проходить проще и понятнее.
Поделюсь с вами своими выводами в выборе материалов и работе над картиной:
Кисти я советую покупать либо очень хорошие из щетины, либо жесткую синтетику. С щетиной у меня сложились плохие отношения, я не люблю ей работать, поэтому предпочитаю покупать синтетику. Но может быть в вашем случае кисти из щетины будут замечательным выбором.
При выборе холста обращайте внимание в первую очередь на размер и качество. Не стоит покупать маленькие холсты. На среднем формате вам будет проще работать, не придется рисовать слишком мелкие детали и будет легче ориентироваться на формате. Что касается качества, у хорошего холста должны быть обязательно прогрунтованны боковые линии.
Так же вам понадобится разбавитель для краски. Я использую разбавитель Невской палитры.
3. Что касается самого процесса работы над картиной, я вам посоветую в первую очередь не боятся делать ошибки. Во время обучения ошибаться даже нужно, так вы сможете набрать опыт при работе с краской и станете понимать, как нужно делать правильно.
Не нужно прорисовывать каждый элемент картины по отдельности. Вы должны научиться работать над всей картиной одновременно, постепенно ее усложняя. Так вы сможете добиться целостного восприятия, что благотворно повлияет на результат.
Для создания объема и глубины картины действуйте по такому принципу: Количество краски в тенях должно быть минимальным, а в светлых участках картины краску нужно класть довольно густо.
Надеюсь, мои советы будут полезны тем, кто собирается встать на путь живописи. Удачи в ваших начинаниях!
Рисование масляными красками для начинающих
Содержание
Бытует мнение, что масляная живопись является самой простой. Считается, что сама техника достаточно легкая, а в процессе рисования можно вносить правки когда угодно без последствий. Это абсолютный миф, поскольку исправленная картина будет плохо выглядеть от неудачного исполнения и может погибнуть еще в процессе работы.
Как подготовиться к работе? Инструменты и материалы
Масло производится в тубах разного объёма. Начинающему достаточно 22 мл для всех видов красок. Отдельно стоит отметить белила, их купите в емкости объемом 115 мл., так как обычно при работе их требуется гораздо больше для создания смесей.
Инструменты
Кисти достаточно приобрести в трех размерах. Рекомендуем №8 из свиной щетины с округлым кончиком. Такая хорошо подойдет для окрашивания больших участков. Средняя №6 – идеальное решение для повседневных задач. Художники советуют выбирать среднюю плоскую кисть с прямоугольным концом. Третья кисть должна быть небольших размеров, мягкой, круглой, нейлоновой №4. Она – хорошее решение для тонкой работы. При покупке внимательно осматривайте кисти. Зажим ворса должен быть максимально плотным.
Шпатели или мастихины используются, чтобы на палитре комбинировать краски. Также ими можно накладывать краски на полотно вместо кисти или вместе с ними. У шпателя должно быть длинное лезвие и круглый кончик.
Дополнительные аксессуары и материалы
Для жидкости для рисования и промывки потребуются чашечки. Они представляют собой емкости из металла, которые прикрепляют на краю палитры. В качестве чашечек можно воспользоваться жестяной крышкой от банки.
Емкость для промывки кистей нужна, чтобы наливать в нее вайт-спирит или скипидар. Подойдет емкость из-под джема. Не храните кисти непромытыми с остатками краски, иначе они затвердеют и будут непригодными для работы.
Хлопчатобумажная ветошь или полотенца пригодятся для того, чтобы очистить кисти или вытереть лишнюю краску. Например, если требуется взять другой оттенок той же кисточкой.
Разбавительпозволит разжижить цвет или подобрать его. Художники советуют пользоваться чистым скипидаром или вайт-спиритом. Первый дороже и пахнет лучше. Можно подобрать и другие разбавители с менее резким запахом.
Если предпочитаете создавать медленно сохнущие глянцевые картины, купите льняное масло.
Подрамник и мольберт
В продаже есть два варианта холстов – на жестком картоне и на подрамнике. Первые дешевле. Вторые уже грунтованные, фактически являются хлопчатобумажной тканью, которая натянута на деревянную раму. Деревянные клинья в задней части конструкции позволяют подтянуть ткань при провисании. Материал чутко реагирует на изменение в температуре и влажности, а шероховатая поверхность холста хорошо удерживает краску.
Когда пишете картины маслом, важно иметь возможность регулировать угол наклона холста. В продаже есть большие деревянные, облегченные из металла или настольные мольберты. Если мольберта нет, можно установить картину на столе и просто прислонить ее к стенке. Важное условие – нужно предотвратить ее скольжение.
Какой нужен лак?
Картина может просыхать несколько месяцев. Дольше всего будут сохнуть белила. После просыхания работу следует полакировать. Это нужно, чтобы защитить холст от влияния воздуха, из-за которого изображение может потемнеть. Начинающему художнику потребуется бутылка лака для живописи. Покрывать лаком нужно дважды – для ретуши и чистым живописным составом. Чтобы получился первый состав, смешайте один к одному скипидар и живописный лак. Лакировать рекомендуется широкой художественной кистью или с мягким волосом. Картину следует располагать по горизонтали, работая сверху вниз. После этого следует подождать час до высыхания. По прошествии часа нанесите чистый живописный лак.
Основы рисования: как работаем с красками, как наносим, как смешиваем
Большая часть оттенков – результат смешивания красок. Только три цвета являются самостоятельными – синий, желтый и красный. Остальные – продукт смешения трех главных. Если смешать желтый и красный цвет, можно получить оранжевый. Добавив в синюю краску красную получаем фиолетовую. Если будете в разных пропорциях смешивать основные краски, получите различные оттенки ярких и не слишком цветов. Опытные художники это знают и не ищут под каждый тон краску, а думают, сколько нужно добавить в конкретный цвет красного, синего или желтого.
Однако часто в результате смешивания краски утрачивают свою яркость. Поэтому покупают ярко-оранжевые, салатовые, фиолетовые оттенки. Иногда может потребоваться черная краска, поскольку в результате смешения цветов черный цвет будет не слишком темным.
Чтобы осветлить краски, к ним добавляют белила. Живописец должен приучиться к тому, что у оттенка меняется светосила. Постичь искусство точного подбора света можно только долгой практикой.
Картину пишут не сверху вниз или не от угла, а от соотношения светлого и темного. Сначала намечают самые темные места, затем самые светлые. После этого сравнивают эти места между собой и наполняют полотно элементами.
Сколько ждать, пока застынут краски?
Масло – это связующий компонент, который дает возможность добиться яркости, контрастности изображения. Однако именно из-за масла краска может высыхать несколько дней или даже недель. Однако благодаря этому можно иногда внести небольшие коррективы после завершения картины.
На скорость застывания краски влияет:
Как ускорить сушку?
Чтобы краска на картине высыхала быстрее, следуйте таким советам:
Работа со слоями
Всегда наносите краски ровно. Если будете ждать, когда высохнет каждый слой, и только после этого наносить следующий, то работать станет гораздо сложнее. У вас не будет шанса поправить работу в процессе. Если на затвердевший слой краски наносят новый слой или совсем другой рисунок, такая работа требует большой осторожности.
Одной из частых трудностей является смешивание слоев. Когда один слой наносится поверх другого, они могут перемешаться. Чтобы не откладывать работу на несколько дней, мастера рекомендуют использовать специальные быстросохнущие белила или белую подмалевку. В отличие от стандартных титановых белил, они не требуют долгого периода высыхания.
Среди главных преимуществ масляных красок – возможность нанесения толстого слоя, чтобы передать трехмерность изображения. У акварели и пастели нет таких свойств. При работе рекомендуется начинать с толстого слоя, а потом переходить в тонкий, добавляя мелкие детали. Так можно создать эффект переднего плана.
Примерная последовательность рисования
После этого начните лессировку. Нанесите прозрачный слой краски. Он сэкономит материал и добавит глубины. Лессировку нужно делать с помощью лессировочных масляных красок.
Важно тщательно просушить первый слой масляной краски. Сушить нужно в теплом, светлом и хорошо проветриваемом помещении. Не сушите возле обогревателя, иначе слой пожухнет или краски поменяют цвет.
После этого наступает этап подмалевки. Закладываются основные цветовые сочетания, фактуры. Подмалевок делают полулессировочными, а также укрывистыми красками с белилами в местах, где это требуется. Полутени, освещенные места, блики – все это наносится на этапе подмалевка. На этой стадии прописывают цвето-тональные отношения тонким слоем краски. Формы объектов и предметов пока не прописывают.
Уже сейчас должна читаться идея и компоновка композиции. На этой стадии не рекомендуется использовать мастихин и слишком фактурные кисти. Выбирайте упругие кисти средних габаритов.
Прозрачные тени и полутени с прошлого слоя должны оставаться нетронутыми.
Подмалевок следует сушить от трех дней до недели до полного высыхания слоя. Профессиональные художники обычно рисуют несколько картин одновременно, чтобы не терять времени. Это практично, поскольку можно рассчитать скорость высыхания красок и втрое увеличить продуктивность труда.
Затем художник прописывает основные формы, объекты. Им придается объем в цветах и полутенях. Чтобы придать фактурности, можно рисовать мастихином.
Затем наступает этап длительной просушки, который занимает порядка месяца. Слой должен высохнуть полностью или хотя бы до середины.
После этого изображение детализируют с помощью нескольких выразительных деталей. Их прописывают красками средней консистенции. Важные элементы размещают в центре композиции и ближе к переднему плану. Особое внимание уделяют контрасту картины.
На последнем этапе смахивают лишние детали и списывают задний план. В качестве главного приема может послужить лессировка, которую наносят на просохший слой. После чего картину сушат до полного высыхания и покрывают лаком.
Как хранить масляные краски и готовые картины
Краски рекомендуется хранить в деревянном ящике подальше от отопительных приборов и огня в сухом месте. Если они в тюбиках, следите, чтобы емкость не треснула. В случае хранения смеси не допускайте контакта с воздухом. В открытой емкости краску можно хранить три дня, ее уже нельзя повторно разбавлять.
Чтобы хранить небольшой объем, сделайте пакет из фольги и выдавите из нее воздух. Масляные краски можно замораживать. Остатки можно герметично запаковать и положить в морозильную камеру. Там они могут храниться долго.
Картины лучше всего хранить на подрамнике, подальше от жары и влажности. Возле картины нежелательно курить, на нее не должна попадать копоть. Если ее постоянно трогать пальцами, то со временем рисунок потускнеет. Следует избегать прямого попадания солнечных лучей, однако не стоит прятать холст в чулане. Идеальное решение – рассеянный свет.