Картина с леопардом что означает
Леопард
Леопард, барс, пантера Культовая значимость леопарда прослеживается и в более поздних археологических памятниках Малой Азии [2] и смежных областей, в частности в культуре Халифа, а также в хаттских и хеттских ритуалах II-го тыс. до н. э. При этом леопард выступает как: В хеттских текстах описаны также люди, которые «пляшут подобно леоппаарду». Типологически близкое использование леопарда в качестве символического животного характерно также для ряда африканских традиций. Мифологический образ леопарда, как животного, на котором или в шкуре которого предстаёт герой, характерен для широкого ареала, примыкающего к Восточному Средиземноморью (Греция, Армения, Грузия). Вероятно, фольклорный образ героя в шкуре леопарда восходит к более архаической символике членов тайного общества «людей-леопардов», известны, в частности, у ряда африканских народов, связанной, в конечном счёте, с тотемическими представлениями. Символ леопарда или барса как священного животного использовался также в западноевропейском средневековом эпосе и литературе. СодержаниеЛеопард используется в качестве одного из четырёх (наряду с носорогом, слоном и буйволом) священных животных, изображаемых во время обрядовых плясок. Известны боги африканской мифологии, представляющиеся в образе леопарда, например, Торе у пигмеев бамбути и др. В Бенине и других древних африканских государствах священных леопардов держали под надзором особых должностных лиц при дворцах правителей, имевших титул «леопард дома». Погребальные обычаи африканских народов обнаруживают сходство с обычаями древних египтян: В Древнем Египте шкура леопарда служит символом жреца (ведущего ко входу в гробницу). Прослеживается связь леопарда с похоронным ритуалом: В леопардовую или барсовую шкуру у Гомера облачены Менелай и другие герои на поле боя. В армянском мифе [8] рассказывается о трёх близнецах, рождённых на священных барсе, льве и драконе. Руставели, видимо, опирался при написании поэмы «Витязе в барсовой шкуре» на более ранние фольклорные прототипы. Символ греха, вожделения и жестокости, олицетворение дьявола и антихриста, второе лицо Сатаны. Иногда присутствует в сцене поклонения волхвов как символ необходимости воплощение Бога во Христе для искупления грехов человечества. Леопард всегда считался традиционной эмблемой Англии, символом постоянного стремления к свободе. В древности были уверены, что леопард, это порождение льва и пантеры — «pardus». В раннехристианских мифологии и искусстве леопард представлялся неведомо почему — морским чудовищем. В Откровении семиголовый и десятирогий леопард — символ главного греха, Антихриста, т. е. языческого Рима цезарей. Леопард в ряде мифов — мужская дружба. Леопард. Животное, священное для Бахуса («Картины», 1:19). Два леопарда иногда везут его колесницу (см. ТРИУМФ). Атрибут Диониса и аналог тысячеокого Аргуса. (СС 4) Символ верности и доблести (СС-5). Аналог тигра и пантеры по выраженности агрессии и могущества, но без солярного значения. В качестве атрибута Диониса, леопард приравнивается к тысячеокому Аргусу (4). Он символ свирепости и доблести (5). Леопард, подобно тигру и пантере, выражает качества агрессивности и могущества льва без его солнечного значения. ХРИСТИАНСТВО Леопард — символ греха и жестокости, а также символ дьявола и антихриста. Его иногда можно увидеть на изображениях поклонения волхвов, и это означает, что воплощение Бога во Христе было необходимо для искупления грехов человечества. — ЕГИПЕТ В образе леопарда почиталась богиня Мафдет; она была богиней наказания, но также и помощницей мертвых. В древние времена жрецы, ведущие ко входу (в гробницу) носили шкуру леопарда. Нагробные дощечки показывают, как просветленный умерший в накидке из шкуры принимает жертвоприношение. До времен Среднего царства на крышке гроба часто изображалась шкура леопарда. Возможно, обычаи африканских народов похожи на обычаи древних египтян. Жители одного северо-нигерийского племени хоронят своих умерших в леопардовых шкурах; в Лоанго княжеская похоронная повозка обвешивалась шкурами леопарда, а у шиллуков умерший правитель украшался только шкурой леопарда. — Похоть. Популярный объект для средневековых художников. В западном искусстве обычно изображалась в виде змеи или жабы. впившихся в женскую грудь или гениталии. Женские сексуальные желания казались церкви более отвратительными, чем мужские. Другие эмблемы п охоти: обезьяна, осел, медведь, боров, кот, петух, козел, заяц, лошадь, леопард, свинья, кролик, кентавр, сатир, минотавр, василиск, ведьма, дьявол и факел. Гордыня. В западном искусстве этот грех обычно изображался в виде женщины с павлином, а также львом или орлом — основными эмблемами земного и небесного мира. Библейское изречение «Погибели предшествует гордость, а падению — надменность» (Притчи Соломоновы, 16:18) стало причиной того, что гордыню изображали в виде всадника, упавшего из седла. Эта символика отражена в картине Караваджо «Преображение святого Павла» (1600), на которой изображен Савл (будущий апостол Павел), упавший с лошади по пути в Дамаск. Др угие символы гордыни — петух, падший ангел, леопард, зеркало, Вавилонская башня. (леопард, барс) — когда-то распространенный во всей Передней Азии и в районах Северной Африки хищный зверь, чья дикость и коварство, равно как и боевые качества самки, часто упоминаются в античных свидетельствах. К сказочным элементам принадлежит сообщение, что пантера испытывает мучительную страсть к вину и употребляет человеческие экскременты, чтобы предохранить себя от отравления аконитом. Многие герои носили леопардовые шкуры (Орфей. Ясон, Антенор), и этот зверь входил в свиту бога вина Диониса, богини любви Афродиты, волшебницы Цирцеи и малоазиатской Кибелы. В Рим пантеры были ввезены в 186 до н.э. из Африки для звериных боев. В тексте раннехристианского «Физиологуса» утверждается, что этот зверь «из всех зверей наиболее дружелюбен, являясь лишь врагом змеи. От его голоса исходит очень сильное благоухание, и звери следуют за этим благоуханием его голоса и подходят к нему совсем близко». Подобно этому, говорится, Иисус Христос возвестил громким голосом благо миру, «и он стал для нас совершенным благоуханием, для тех, кто вблизи и вдали». Его одеяние, «пестрое, как одеяние леопарда», украшают девственность, чистота, милосердие, вера, добродетель, согласие, мир, великодушие, и он — враг отверженного змея. Вымысел, что пантера, насытившись, возвращается в свою пещеру и спит там три дня и только после этого подает свой благоухающий голос, сделал её также животным, символизирующим Христа. В различных текстовых версиях «Бестиария», средневековой книги о животных, дополнительно говорится: только дракон, услышав голос леопарда, наполняется страхом и скрывается в пещерах, и «там он цепенеет, потому что он не в силах выносить его запах. Так и Христос, истинный леопард, спустился с неба, чтобы спасти нас от власти дьявольского дракона. После смерти он спускается в преисподнюю, ).ie заковывае) оолыцою дракона. » (Утеркирхер). В остальном «Бестиарий» широко воспроизводит символику значительно более ранних текстов «Физиологуса». Двойс’1 венная оценка леопарда (пантеры) существовала в Древнем Китае. В первую очередь он там считался крайне опасным, жестоким диким зверем, и его хвост водружался на боевых повозках как полевой знак. Красивая молодая женщина, если она была агрессивна, наделялась прозвищем «пятнистая пантера». Пантера вместе с сорокой благодаря игре слов означают на изображении радостную весть (пао: пантера, а также возвещать, хси: сорока, а также радость). Черни.ч пантера считается особенно опасной. В европейской геральдике леопард, которого по встречам в природе близко не знали, превратился в странное смешанное существо с чертами льва, дракона и быки, чье описанное в «Физиологусе» сладкое дыхание обозначается языками пламени. С 14 в. у него на передних лапах — копи ор.ш, а в 16 в. он изображается с языками пламени из всех отверстий тела. В этом виде он является гербовым животным Штирии. В окрестностях Боденского озера он изображается с расщепленными на задних лапах копытами, в Италии он имеет заячьеподобную юлову и называется со ссылкой на «Физиологус» также «la doice» — сладость. В Новом Свете леопарду соответствует полностью ему подобный ягуар, который, например, в Древней Мексике был символическим животным одного из ацтекских военных орденов (оцелот), равно как и символом 14-го из 20 суточных знаков календаря. У майя он называется балам (также титул жреца-предсказателя). Он изображается на глиняных сосудах часто вместе с усиками кувшинки или пронзается выпущенной стрелой бога планеты Венеры. В мифах южноамериканских племен он часто является охранительным духом шаманов; в рассказах доисторических времен этого региона большую роль играют также близнецы-ягуары. Роскошный, дешевый, пошлый, мятежный. История леопардового принта и его противоречивой репутацииЯ не первая, кто скажет, что леопард сам по себе нейтрален. Черный с рыжими подпалинами отлично смотрится почти со всякой цветовой палитрой — природными цветами, неоновыми, черным, бежевым. Он может быть нарядным и формальным, он идет коже любого оттенка и так часто появляется на подиумах, что его вряд ли справедливо называть лишь трендом. И тем не менее, значение леопардовой расцветки в западной моде очень сильно менялось, — в особенности если речь заходит о том, чтобы означать класс. Вспомните леопардовое пальто Олега Кассини на Джеки Кеннеди — или Боба Дилана, поющего о «леопардовой шляпе-таблетнице» Эди Седжвик. Или возьмите подходящие для офиса платья с запахом леопардовой расцветки Дианы фон Фюрстенберг. Все эти образы отражают аристократическую женственность, подкрепленную безукоризненной уверенностью в себе, которая присуща богатым. При этом леопардовый принт — одновременно признак дурного вкуса и «дешевки», что на самом деле означает, что он характеризует сексуально доступную женщину из низшего класса.Вспомните Пег Банди в леопарде в фильме «Женаты… с детьми» или Фрэн Дрешер в мини-юбке леопардовой расцветки в сериале «Няня», или Lil’ Kim с раздвинутыми ногами на пресловутом снимке 1996 года — пах еле-еле прикрыт леопардовыми трусиками. Пег Банди — сибаритка низшего сорта, но Фрэн Дрешер и Lil’ Kim сделаны из другого теста. Они не хотят оставаться в Квинсе и Бруклине (соответственно). Это женщины в переходной стадии, использующие свою смекалку и свою сексуальность для того, чтобы пробраться в мир роскоши. Если говорить о леопардовом принте, с моей стороны будет недобросовестным проигнорировать истинных прародителей — самих леопардов. «Если включить зануду, на самом деле, это не пятна, — рассказывает куратор больших кошек в Национальном зоопарке Вашингтона Крэйг Саффо. — У них — так называемая розетка. У леопардов — розетка, у гепардов — повсюду пятна, у ягуаров — розетка с пятном внутри». Саффо говорит, что леопарды обзавелись пятнами в качестве камуфляжа — чтобы легче было охотиться: «Черные леопарды проживают в более плотных, густых лесах. Полностью черная расцветка в темных условиях помогает скрываться». Джо Уэлдон — бурлеск-танцовщица. Последние три года она изучает историю леопардового принта для своей книги «Неистовый: история леопардовой расцветки». «Леопарды независимы, легко приспосабливаются к любым условиям, — комментирует Уэлдон. — Они спят на деревьях, умеют плавать, детенышей воспитывают матери-одиночки. Это сильные, независимые и красивые животные. Я думаю, мы себя по-животному ассоциируем с этим зверем».Человек давно заимствует у леопарда — как в моде, так и в искусстве. Обычно речь шла об убийстве животных и ношении их меха или кожи. Египетскую богиню письма Сешат изображали одетой в шкуру леопарда. Греческий бог виноделия Дионис соотносился с леопардом и иногда изображался в его шкуре. Анатолийскую богиню Кибелу часто изображали с леопардами. Мех леопарда ценился везде, где водилось это животное, и леопардовый принт существовал на тканях, которые использовались для пошива одежды французами и итальянцами в XVIII веке. Однако Уэлдон утверждает, что ничего из этого не объясняет то, как леопардовый мех и леопардовая расцветка вошли в мэйнстримовую западную моду. Распространение леопардового принта в основном объясняется расцветом массового производства одежды и разработки синтетических материалов. До 1930-х годов большая часть одежды шилась по заказу и была относительно дорогой. У небогатых людей существовал маленький функциональный гардероб, и они, по сути, были отрезаны от мира моды. Но в начале XX века изменения в технологиях и экономике способствовали возникновению более дешевой, массово производимой одежды, которую могли себе позволить средний и низший классы.«Расцвет ар-деко и модерна (ар-нуво) вдохновил людей на использование анималистических мотивов, а затем стилизованных анималистических принтов, — рассказывает Уэлдон. — Изобретение синтетики сделало их доступными». Реклама одежды в 1930-е годы представляла вельветин и шениль в качестве доступной альтернативы меху леопарда. Примерно в это время дом Lanvin создавал шелковые и креповые платья с леопардовым орнаментом. Однако действительно широко распространился леопардовый принт в 1947 году, когда Кристиан Диор включил его в свою дебютную коллекцию New Look. Диор использовал леопарда не как мех, а как принт. Александр Фери в издании T Magazine назвал леопардовый принт «лейтмотивом дома Диор», отметив, что муза дизайнера — Митца Брикар — часто носила этот рисунок. В 1950-е годы американский бренд женского белья Vanity Fair начал продавать белье с таким принтом. Он стал регулярно появляться в бельевых коллекциях серийного производства, а затем и на купальниках, что поспособствовало ассоциации узора с женской сексуальностью.Леопардовый принт обожала Эрта Китт. На одном снимке — который, по словам Уэлдон, вдохновил ее на одержимость узором, — на Китт надето леопардовое пальто поверх леопардового платья, а на поводке она держит гепарда. Принт кажется идеальным для Эрты, которая освоила кошачьи повадки еще до того, как сыграла Женщину-кошку, и пела песни о применении женских уловок для привлечения богачей. В 1962 году Джеки Кеннеди надела леопардовое пальто Олега Кассини. Оно стало сенсацией, но вызвало рост спроса на реальные леопардовые шкуры, что привело к убийству аж 250 тысяч особей. Остаток своей жизни Кассини ощущал вину за вред, который нанес популяции животного. В 1966 году песня “Leopard-Skin Pill-Box Hat” появилась на альбоме Боба Дилана Blonde on Blonde. Предположительно, она была про Эди Седжвик. Я видела лишь одну фотографию Эди с леопардовым принтом, но мне кажется, это ее стиль — стиль наследницы американских пионеров, приплывших на корабле Mayflower, которая обрела славу в чумазом мире контркультуры Нью-Йорка 1960-х годов. В 2017 году на выставке фотографа Эмили Ренье под названием «От Мобуту до Бейонсе» в Документальном центре Бронкса была представлена серия портретов людей в одежде с леопардовым принтом. На одном снимке африканка в леопардовом лифчике держится за живот на пляже в Габоне. В Техасе Ларри — человек-леопард — сидит голым на диване, демонстрируя свое целиком татуированное пятнами леопарда тело. «Люди, который носят леопардовый узор, говорили мне, что ощущают себя красивыми, сильными, сексуальными», — рассказывает Ренье.Фотограф говорит, что идея серии пришла ей в голову во время посещения большого африканского рынка Chateau Rouge в Париже в 2014 году. Ее внимание привлекла женщина с большой красной африканской прической, и Ренье пригласила ее в студию для съемки. «Она приехала в длинной традиционной африканской рубашке бубу с леопардовым принтом, — вспоминает Ренье. — Спустя несколько дней я попала на вечеринку на Левом берегу, и там была такая красивая блондинка-буржуа в леопарде. И я такая — окей, от африканского квартала до буржуазной вечеринки в Париже, леопард — это мостик». Ренье подчеркивает, что в Африке у шкуры леопарда своя история. Финансировавшийся ЦРУ конголезский диктатор Мобуту Сесе Секо славился своей шапочкой из шкуры этого животного.Церковное облачение Назаретской баптистской церкви в ЮАР традиционно включало в себя мех леопарда, который в 2014 году церковные лидеры сменили на искусственный мех. Ренье считает, что леопард — это посредник в диалоге между африканской модой, европейской высокой модой и уличной одеждой. «У леопарда есть сексуальная или как минимум эротическая коннотация, потому что он ассоциировался с Африкой, — говорит она. — Если женщина носит леопардовый принт — это значит, что ей присуща дикая сторона сексуальности». В США в 1973 году Закон о видах, которым грозит исчезновение, запретил ввоз и продажу шкур леопарда, что означало, что верх взял леопардовый принт. Невзирая на закон, браконьерство с целью продажи шкур и частей тела этого животного по-прежнему процветает. Леопард включен в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов как «вид, находящийся под угрозой вымирания», и, по словам Саффо, уровень его истребления сравним с уровнем истребления тигров. К 1970-м годам в США леопардовый принт стал ассоциироваться с дешевкой и безвкусицей. Потому неудивительно, что узор нашел множество поклонников среди представителей зарождавшегося панк-движения. Игги Поп выступал без рубашки, в кожаных штанах и незастегнутой леопардовой куртке.Сиш Вишес иногда носил куртку с таким принтом. Однако именно Пойзон Айви из Cramps делала идеальным союз леопардовой расцветки и панка. Она сочетала леопардовый комбинезон с сапогами из искусственной кожи, блестящей алой помадой и красной прической с начесом — выходила этакая Пегги Банди из кошмарных снов за десятилетие до выхода на экраны «Женаты… с детьми». Кстати, о Пегги Банди: Уэлдон в ходе своих изысканий обратила внимание на то, что зачастую с леопардовым принтом ассоциируется ярлык «дурная мать». «Очевидный пример — Энн Бэнкрофт из ленты „Выпускник“, — говорит она. — Затем Энн-Маргрет в „Томми“, мать в исполнении Розалинд Расселл в пьесе „Папа, бедный папа“, Кэтрин Хелмонд в „Бразилии“, где у нее на голове надета туфля из гепарда. Пег Банди. Все время видим эту мать, которая плохая, потому что либо потворствует своей сексуальности, либо подавляет ее». В 1991 году леопарда снова вознес Аззедин Алайя, чью осенне-зимнюю коллекцию того года представляли Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон, Линда Евангелиста и Надеж дю Боспертус, целиком одетые в леопардовый принт — корсеты, плащи, комбинации, платья, сапоги-стилетто, береты. Коллекция была безумной и максималисткой — и вместе с тем сексуальной и изысканной. Пришли 90-е. Курт Кобейн сочетал куртку из искусственного леопардового меха с поношенной майкой, охотничьей шапочкой и крупными очками «рыбий глаз». Scary Spice Мелани Би носила костюмы с таким принтом.«Многие на такое реагируют очень, очень бурно, — комментирует Уэлдон. — Обожают или ненавидят. Большинство мне сообщили, что терпеть не могут эту расцветку, и резко высказались о тех, кто ее предпочитает. Есть сильная ассоциация с женщиной, которая себя плохо ведет — обычно в сексуальном смысле». В годы президентства Обамы иногда такой принт носила Мишель Обама — на кардиганах или платье-футляре. Она приблизила леопардовую расцветку к народу — сделала ее чем-то, что можно увидеть на клевой маме своего друга. Разумеется, это был реверанс в сторону Жаклин Кеннеди и, вероятно, Эрты Китт, но также сети магазинов J. Crew в эпоху Дженны Лайонс (первая леди была ее известной поклонницей). «Не знаю, носите ли вы такой принт, — говорит мне Ренье (и я ей сообщаю, что ношу). — Надевая одежду такой расцветки, вы хотите передать миру некий образ. Я думаю, мода — это способ выбрать себе вторую кожу. Мы не выбираем кожу, с которой рождаемся, но мы можем выбрать шкуру, которую показываем миру». Леопард, лев и другие талисманыЛеопард Леопард – прекрасное, грациозное, стремительное животное. Леопард ассоциируется со стремлением к свободе. Является символом бесстрашия, свирепости, смелости. Леопард определяется как власть, скорость, велтчте. Будда Скарабей Хáмса Здезда Давида Картина с леопардом что означаетВасилиса Премудрая запись закрепленаЛЕОПАРД В МИФОЛОГИИ Леопард, или барс, или пантера – вид хищных млекопитающих семейства кошачьих, один из четырёх представителей рода пантера, относящегося к подсемейству больших кошек. Первоначально леопард считался гибридом льва и пантеры, отсюда его название: leo – латинское название льва, pard – устаревший вариант слова пантера. Леопарды населяют большую часть Африки (кроме Сахары), южную половину Азии, Юго-Восточную Европу. Ещё недавно леопард водился на Кавказе, сейчас изредка встречается только в Закавказье, иногда – в Средней Азии, а чаще – в южной части Приморья. Интересно, что черная пантера – это леопард-меланист. Меланин – вещество, от которого зависит окраска животного. Его избыточное содержание, возникшее в результате мутаций, привело в данном случае к появлению черной пантеры. Мифологический образ леопарда появляется уже в неолитических культурах Малой Азии, где леопард (обычно их два) выступает как знак женского божества плодородия. На фресках и скульптурах Чатал-Хююка изображаются также люди и полузвери-полулюди в шкурах, похожих на леопардовые, в частности во время ритуального танца. Культовая значимость леопарда прослеживается и в более поздних археологических памятниках Малой Азии и смежных областей, в частности в культуре Халифа, а также в хаттских и хеттских ритуалах II-го тыс. до н. э. При этом леопард выступает как: женский символ плодородия; «животное богов», входящее в священные царские зверинцы; звериный (зооморфный) символа древнехеттского царя — в паре со львом. В хеттских текстах описаны также люди, которые «пляшут подобно леоппаарду». Типологически близкое использование леопарда в качестве символического животного характерно также для ряда африканских традиций. Леопард в мифологии В античном мире леопард был спутником бога Диониса (в римской мифологии – Бахуса), как творец и разрушитель в одном лице, а в искусстве два леопарда часто изображались запряженными в колесницу. В Делосе (Греция) была найдена мозаика с изображением бога Диониса верхом на леопарде. Пятна на шкуре леопарда часто ассоциировались со множеством глаз Аргуса, поэтому его называли Неусыпный Страж. В Древнем Египте в леопардову шкуру облачалась богиня-писец Сешат, заведовавшая ведением хроник, сбором дани и искусством счета. Здесь его пятна связывались, скорее всего, со звездным небом. Кроме того леопардовые шкуры упоминаются в Книге Мертвых, как часть облачения умершего в загробном мире. Леопард считался одной из ипостасей бога Сета, поэтому жрецы носили одежду из леопардовой шкуры на похоронных церемониях для демонстрации своей способности защитить мертвых от его злого влияния. У египтян леопард – эмблема Озириса. Египетские мистерии с леопардом это культы Сета, Изиды. темного начала. символ жестокости, зла, беспощадности, кровожадности и человеческих жертв. Все один в один с крокодильими мистериями. Ибо леопардами называли и водных чудовищ, что опять же смыкается с культами драконов/ящеров/рептилий. Пантеру и Исиду сближают не только пестрота внешнего вида. В каждой из них сосредоточена энергия космических рождений, и обе они источают волшебный запах. На миниатюрах средневековых бестиариев шкура пантеры разрисована яркими сочными красками. В этом можно видеть отражение глубинной памяти о сакральной пестроте. В средневековой бестиарной литературе пантера приобретает новые волшебные свойства, литературно связанные и с Ветхим, и с Новым заветом, а также и с талмудической литературой: «… Физиолог говорит о пантере, что имеет такое свойство: из всех животных она самое любезное и враг змею; многоцветна, как хитон Иосифа, и прекрасна; молчалива и кротка весьма. Когда поест и насытится, спит в логове. На третий день восстает ото сна и громким голосом ревет, крича. От голоса же ее исходит всяческое благоухание ароматов. И дальние и ближние звери слышат ее голос. И от голоса ее исходит всяческое благоухание ароматов. И следуя благоуханию голоса пантеры, звери приходят к ней. Толкование. Так и Господь наш Иисус Христос, в третий день восставший из мертвых, стал благоуханием для дальних и ближних миром. Как сказал апостол: «Многоцветна мысленная мудрость Спаса нашего Иисуса Христа». И в псалме говорится: «Стала царица одесную тебя в расшитом золотом одеянии, разодетая, разукрашенная». Но враг пантера отступнику змею, что в воде. Многоцветен Христос — он есть целомудрие, воздержание, милосердие, вера, добродетель, единомыслие, мир, терпение» (Александрийский Физиолог, 51). По мнению исследователя «Александрийского физиолога» А.Г. Юрченко, образ пантеры в мифологическом мироощущении изначально был сопряжен с воплощенным женским началом, то есть с образом богини-Матери. Связь между леопардом и Богородицей в сознании ранних христиан укреплялась еще и благодаря тому, что в греческом языке слово πάνθηρα (пантера) автоматически ассоциируется с паронимом παρθένα (девственница). Подобно тому, как мифическая пантера собирает вокруг себя всех животных, первосвященник облачается в одеяние, покрытое изображениями всех тварей. Разница лишь в том, что в ритуале символы животных сведены до уровня условных знаков. Отрицательное значение леопарда в христианской символической традиции основано на видении ужасного леопарда Даниилом и послании пророка: Господь открыл ему, что злодеи могут менять свою судьбу не более, чем леопард может менять свои пятна. Отсюда и связь между леопардом и сатаной, грехом и похотью. В христианстве – это дьявол, грех, второе лицо Сатаны, Антихрист, символ вожделения. В Азии и Африке леопардовая шкура была одеждой шаманов и колдунов и символизировала их превосходство над демонической силой этого хищника. Символ леопарда или барса как священного животного использовался также в западно-европейском средневековом эпосе и литературе (явление леопарда в пророческом сне героя «Песни о Роланде», видение барса, льва и волчицы в первой песне «Ада» Данте и др.). В армянском мифе рассказывается о трёх близнецах, рождённых на священных животных – барсе, льве и драконе. В Передней Азии и Северной Африке пантера – символ коварства. Леопард в Средние Века в Европе вообще был скорее мифическим животным, леопардов-пантер изображали на гербах, иногда в виде многосоставчатых химер, а иногда и откровенных бескрылых драконов. Леопард считается символом храбрости в европейской геральдике, так же как и в Китае. В геральдике леопард олицетворяет храбрость, стремительность, активность. По символическому значению в гербах, самые любимые животные – лев и леопард. Их изображения отличаются позами: если лев ступает на три лапы, а его голова повёрнута на зрителя, его следует называть леопардом. Леопард является военной английской эмблемой. Мифологический образ леопарда, как животного, на котором или в шкуре которого предстаёт герой, характерен для широкого ареала, примыкающего к Восточному Средиземноморью (Греция, Армения, Грузия). Вероятно, фольклорный образ героя в шкуре леопарда восходит к более архаической символике членов тайного общества «людей-леопардов», известных, в частности, у ряда африканских народов, связанной, в конечном счёте, с тотемическими представлениями. Черный континент как был загадкой, так ею и остался. Африка не спешит раскрывать свои секреты, которые хранят и заносимые песком пустынь египетские пирамиды, и стены столицы Мономотапы, торговавшей с Индией и Китаем, и тайные общества людей-оборотней, которые, как оказалось, не всегда и оборотни. Тайных обществ в этой части света действительно много: люди-леопарды, люди-змеи, люди-крокодилы, люди-львы и т.д. В доколониальной Африке подобные структуры играли роль своеобразной тайной полиции в руках вождей и шаманов племени, с помощью которых «решались» различные спорные вопросы. Есть мнение, что они также осуществляли и, скажем, «мафиозные» функции — от единичного устранения неугодных заказчику персон до выколачивания налогов из целых областей. Или запугивания селений одного вождя для того, чтобы они перешли «под руку более достойному», который может обеспечить безопасную охоту в лесу для мужчин и спокойную работу на полях для женщин. Исторически так сложилось, что членов этих религиозно-политических организаций европейцы привычно и скопом причисляют к оборотням. Особенно ярким примером такого европоцентричного и неаккуратного обращения с понятиями являются люди-леопарды, наиболее известные у нас как аниото. Практически каждая вторая статья, посвященная оборотничеству, после вводных слов о том, что «превращение человека в животное — очень распространенный факт в мифологиях разных народов мира», в свободном порядке дает перечисление персонажей, которые уже считаются «классическими» оборотнями: европейские волколаки и вервольфы, северные оборотни-медведи (здесь обязательно о берсерках поминают), китайские лисы, разные японские хэнгэ (кицуне, тануки, бакенэно и так далее), и африканские люди-леопарды по имени аниото. Характерно, что если относительно подавляющего большинства всех этих существ имеется более или менее подробная информация, описывающая и подтверждающая их оборотническую природу, то о людях-леопардах все материалы исчерпываются тем, что аниото — «в поверьях коренного населения Конго и Нигерии оборотни-леопарды». Вот, собственно, и все. Но, как бы то ни было, большинство африканцев совершенно серьезно говорят о том, что некоторые люди способны превращаться в леопардов. Такие возможности числят в первую очередь за старыми шаманами и за потомками «брачных» связей между человеком и богом-леопардом. Видимо, под руководством этих персон и простые люди могут становиться оборотнями. По крайней мере, лидеры тайных обществ зверей-оборотней претендуют на то, чтобы с помощью определенных трав и кореньев, а также некоторых магических процедур превращать своих последователей в животных. Вера в такие практики широко распространена среди той части африканских племен, которые практически не встречается со львом. Для них самый опасный хищник — леопард. Сравнение ареалов распространения льва и леопарда, наложенных на политическую карту Африки, дает нам почти все западное побережье Центральной Африки — от Сьерра-Леоне до Республики Конго и даже Уганды. Показательно также, что вся эта территория населена племенами нигеро-конголезской языковой семьи группы А (к которой в данном случае следует отнести и северную часть бантуязычных африканских племен). Известные региональные наименования людей-леопардов укладываются в обозначенное пространство: Вахокохоко — Уганда и Бенин; Багенге, ньенгват или баймам — Камерун; Аниото — Конго (бывший Заир) и Нигерия. Последнее на языках банту обозначает леопарда и представляет собой самое известное наименование людей-леопардов. Только известность эта не совсем такая, какой ее пытаются сформировать современные люди-леопарды. Обычно большинство людей-леопардов вели нормальную жизнь, и только по ночам, изредка совершали нападения на людей. Нападая на одинокого лесного путника, люди-леопарды железными «когтями» сразу разрывали ему яремную вену, после чего уже всем сообществом вырезали у жертвы сердце, печень и тонкий кишечник, а остальное тело разрезалось на мелкие кусочки, чтобы было невозможно опознать несчастного. Люди-леопарды утверждали, что такие ритуальные убийства они совершают по велению предков в том случае, когда благополучию общины что-то угрожает. Например, когда умирал вождь и претенденты начинали ссориться, пытаясь выяснить, кому принадлежит право преемства, то такие разногласия, несомненно, сказывались на состоянии деревни. Чтобы сделать общину такой же здоровой, как прежде, предки приказывали приступить к ритуальным убийствам, чтобы таким образом запугать соплеменников и заставить их поскорее принять решение о том, кто будет у них следующим вождем Вот вам и африканские люди-леопарды. Непонятно, кто они больше — люди или леопарды. Но от оборотня в них немного, по крайней мере в европейском варианте.
|