Картинка на которой непонятно что изображено
30 обескураживающих фото, на которых изображено совсем не то, что вы видите на первый взгляд
В Сети регулярно появляются фото из серии “показалось”, на которых изображено совсем не то, что может показаться на первый взгляд. Оптические иллюзии способны сыграть с нами злую шутку. Мы собрали самые нелепые и пугающие фотографии, на которые надо посмотреть несколько раз, чтобы понять в чём дело.
Если бы этот серьёзный котяра по имени Вася узнал, над чем мы теперь смеемся – хозяевам бы не поздоровилось
А теперь, дорогие подписчики, скажите – он идёт или летит
Когда Дзен неожиданно стукнул по темечку
А теперь присмотритесь ещё раз!
А если на котика посмотреть отдельно – будет травма мозга
А где сам таинственный утешитель? В студию!
Котик сам в шоке!
А что с её носом?
Кентавров знаем. А вот беременных кобелезавров не видели никогда!
Это странное рыжеволосое существо стало научной сенсацией
Они уже тут! НЛО, то бишь, светильники, которые отобразились в окне
Как называется ребёнок собаки? Ага! Щенок двуногий и двурукий – новый вид
Когда долго живёшь с людьми – и такое бывает. Непонятно только одно – чей хвост?
А им крылья не нужны! Достаточно доброго слова – и от счастья полетели
Да, у многих людей такие головы. Тут всё правильно
Правда, у некоторых нет вообще головы! Тогда вопрос – а чем они едят?
И куда летим?
Сразу видно и без ДНК – родные люди
Помните, в детстве мы пугали друг друга рассказами по руконожку? Так вот как она выглядит! Совсем не страшная
Ещё руконожки, но женского пола
Ну а футболисты в своёй массе почти все безногие, а руки растут вообще неизвестно откуда
Новая порода – такса-корова. Длина туловища 3 м
Давайте сделаем вид, что мы этого не видели, поэтому и комментировать не будем
И это обойдётся без комментариев, так как непонятно, что это вообще
А вот тут всё просто – размножение собак почкованием
Какая гадостьэтот ваш гамбургер! Нет, чтобы мышку свежую подать
Эй, граждане пассажиры! А этот самолёт куда летит? Мне в Питер надо
Люди бывают не только руконожки, но и троеручки. Вот документальное подтверждение
Дочке Мадонны на зависть
Голова профессора Мурчика. Напишите в комментах, кто читал книгу “Голова профессора Доуэля”? Так интересно!
20 самых странных картин в мировой живописи
Живопись, если не брать в расчет реалистов, всегда была, есть и будет странной. Но некоторые картины страннее других.
Есть произведения искусства, которые словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Другие затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а другие удивляют непомерной ценой.
Мы тщательно просмотрели все главные достижения в мировой живописи и выбрали из них два десятка самых странных картин. Сальвадора Дали, чьи работы полностью попадают под формат этого материала и первыми приходят на ум, не включили в эту подборку намеренно.
Понятно, что «странность» — это довольно субъективное понятие и для каждого есть свои удивительные картины, выбивающиеся из ряда прочих произведений искусства. Мы будем рады, если вы поделитесь ими в комментариях и расскажете о них немного.
Эдвард Мунк. 1893, картон, масло, темпера, пастель.
Национальная галерея, Осло.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.
Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал четыре варианта «Крика», и есть версия, что картина эта — плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.
«Я шел по тропинке с двумя друзьями. Солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»
Поль Гоген. 1897-1898, холст, масло.
Музей изящных искусств, Бостон.
По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.
Три женщины с ребенком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица. представляет бесполезность слов».
Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще пять лет, так и получилось.
«Герника»
Пабло Пикассо. 1937, холст, масло.
Музей королевы Софии, Мадрид.
«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» — «Нет, это сделали вы».
Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов, и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.
«Портрет четы Арнольфини»
Ян ван Эйк. 1434, дерево, масло.
Лондонская национальная галерея, Лондон.
Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками — вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», превратившей картину не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реальность события, на котором присутствовал художник.
Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.
В России в последние несколько лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.
«Демон сидящий»
Михаил Врубель. 1890, холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Его печальный вид совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух.
Это образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит в окружении цветов, устремив свой взгляд вдаль. Композиция подчеркивает стесненность его фигуры, будто бы зажатой между верхней и нижней перекладинами рамы.
Сам художник говорил о самой известной своей картине: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый».
«Апофеоз войны»
Василий Верещагин. 1871, холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Верещагин — один из главных российских художников-баталистов, но он рисовал войны и сражения не потому, что видел в них красоту и величие. Наоборот, художник пытался передать людям свое негативное отношение к войне.
Однажды Верещагин в пылу эмоций воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа стала страшная и завораживающая картина «Апофеоз войны».
«Американская готика»
Грант Вуд. 1930, масло. 74×62 см.
Чикагский институт искусств, Чикаго.
Картина с мрачными образами отца и дочери переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо посередине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, как символ угрозы, которая адресована всем, кто посягнет. Полотно насыщено мрачными подробностями, которые заставляют ежиться от неуюта.
«Американская готика» — один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий.
Интересно, что судьи конкурса в Чикагском институте искусств восприняли «Готику» как «юмористическую валентинку», а жители штата Айова страшно обиделись на Вуда за то, что тот изобразил их в столь неприятном свете.
«Влюбленные»
Рене Магритт. 1928, холст, масло.
Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На одном полотне мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом — «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает.
Двумя фигурами без лиц Магритт передал идею о слепоте любви. О слепоте во всех смыслах: влюбленные никого не видят, не видим их истинных лиц и мы, а кроме того, влюбленные — загадка даже друг для друга. Но при этой кажущейся понятности, мы все равно продолжаем смотреть на магриттовских влюбленных и думать о них.
Едва ли не все картины Магритта — это ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия. Магритт все время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.
«Прогулка»
Марк Шагал. 1917, холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея.
«Прогулка» — это автопортрет художника с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица — он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.
Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью.
«Сад земных наслаждений»
Иероним Босх. 1500-1510, дерево, масло.
Прадо, Испания.
«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия.
Картина насыщена фантастическими фигурами, сооружениями, образами чудовищ, словно обретшими плоть галлюцинациями — всем тем, что можно назвать адскими карикатурами реальности, на которую автор смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом.
Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму тщеты земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактовались отдельные фигуры на картине, а также благосклонное отношение к этому произведению церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.
На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.
«Три возраста женщины»
Густав Климт. 1905, холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Эта работа Климта одновременно передает ощущение и радости, и печали. В ней тремя фигурами написана история жизни женщины: беззаботность, умиротворение и отчаяние.
Молодой женский образ органично вплетен в орнамент жизни, образ старой женщины выделяется из него. Контраст между стилизованным изображением молодой женщины и натуралистическим образом старухи приобретает символический смысл: первая фаза жизни несет с собой бесконечные возможности и метаморфозы, последняя — постоянство и конфликт с реальностью.
Полотно не отпускает, забирается в душу и заставляет думать о глубине послания художника, равно как и о глубине и неизбежности жизни.
«Семья»
Эгон Шиле. 1918, холст, масло.
Галерея «Бельведер», Вена.
Шиле был учеником Климта, но, как и всякий отличный ученик, он не копировал своего учителя, а искал новое. Шиле куда более трагичный, странный и пугающий, нежели Густав Климт. В его работах много того, что можно было бы назвать порнографией, разнообразных перверсий, натурализма и при этом щемящего отчаяния.
«Семья» — его последняя работа, в которой отчаяние доведено до абсолюта, несмотря на то что это наименее странно выглядящая его картина. Художник нарисовал ее перед самой смертью, в 28 лет, после того как от испанки умерла его беременная жена Эдит. На полотне изображен сам автор, его жена и их так и не рожденный ребенок.
«Две Фриды»
История трудной жизни мексиканской художницы Фриды Кало стала широко известна после выхода фильма «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли. Кало писала в основном автопортреты и объясняла это просто: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми губами. Идеи художницы зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с изображением автора на полотнах. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода.
В одной из своих лучших картин «Две Фриды» она выразила мужское и женское начала, соединенные в ней единой кровеносной системой и демонстрирующие ее целостность.
«Мост Ватерлоо. Эффект тумана»
Клод Моне. 1899, холст, масло.
Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург.
При рассмотрении картины с близкого расстояния зритель не видит ничего, кроме полотна, на который нанесены частые густые масляные мазки. Вся магия произведения раскрывается, когда мы постепенно начинаем отодвигаться от полотна на большее расстояние.
Сначала перед нами проявляются непонятные полуокружности, проходящие через середину картины, затем мы видим явные очертания лодок, а если мы отойдем приблизительно на два метра, то перед нами возникнут и выстроятся в логическую цепочку все связующие произведения.
«Номер 5, 1948»
Джексон Поллок. 1948, фибролит, масло.
Странность этой картины в том, что полотно американского лидера абстрактного экспрессионизма, которое он нарисовал, разливая краску по разложенному на полу куску фибролита, — одна из самых дорогих картин в мире. В 2006 году на аукционе Sotheby’s за нее заплатили 140 миллионов долларов. Дэвид Гиффен, кинопродюсер и коллекционер, продал ее мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу.
«Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то еще. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живет своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но, если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь».
«Мужчина и женщина перед кучей экскрементов»
Жоан Миро. 1935, медь, масло.
Фонд Жоана Миро, Испания.
Хорошее название. И кто бы мог подумать, что эта работа говорит нам об ужасах гражданских войн.
Картина была сделана на листе меди за неделю между 15 и 22 октября 1935 года. По словам Миро, это результат попытки изобразить трагедию Гражданской войны в Испании, картина о периоде беспокойства. На полотне изображены фигуры мужчины и женщины, тянущиеся друг к другу в объятия, но при этом не движущиеся. Увеличенные половые органы и зловещие цвета были описаны автором как «полные отвращения и гадливой сексуальности».
«Эрозия»
Польский неосюрреалист известен по всему миру благодаря своим удивительным картинам, в которых объединяются реальности, создающие все новые. Трудно рассматривать его предельно детальные и в какой-то степени умилительные работы по одной, но таков формат нашего материала. Рекомендуем ознакомиться подробнее.
«Руки противятся ему»
Билл Стоунхэм. 1972.
Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная, — это факт.
Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.
Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь — представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла — проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.
Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина — «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.
Не то, чем кажется: 14 фото, на которые нужно взглянуть дважды, чтобы понять, что там такое
Потрясающие иллюзии, созданные природой!
Фото @Cnoordz, Скала Морров в США на рассвете похожа на гигантский кусок золота.
Глаза — орган, который поставляет нам значительную часть информации об окружающем мире. Однако ему не всегда можно доверять, и с помощью различных трюков художники вполне могут вас обмануть.
Оказывается, природа тоже временами этим занимается, и в окружающем нас мире есть немало явлений, предметов и существ, которые при правильном ракурсе на первый взгляд кажутся совсем не тем, чем являются на самом деле.
Вот тебе несколько потрясающих примеров.
По-твоему это дикий пейзаж, снятый с дрона? А вот и нет — всего лишь пень.
Черная кошка, которая выглядит словно тень своей белой соседки.
Мох на камне нарисовал картину, соперничающую с кистью Ван Гога.
Гусеница коконопряда чертовски похожа на несколько крошечных свитеров с пингвинами. Ты тоже это видишь?
Замерзшая паутина точь-в-точь как вязаная салфетка бабушки!
Эти ели с гирляндами под толстым слоем снега стали похожи на космические ракеты в момент запуска.
Удачно расположенное облако заставило Луну стать похожей на Сатурн.
Крылья бабочки Павлиноглаза выглядят как змеи (и вряд ли это случайность).
Облака на рассвете заставляют нас думать о лаве.
Этот птенчик сильно напоминает сосновую шишку.
Вид из этого окна настолько потрясающий, что похож на картину, висящую на стене.
Камешки на пляже, которые идеально маскируются под яйца (хотя непонятно, зачем им это нужно).
Снег на этой машине легко спутать с пушистым пледом или смятым ковром.
Понятие скучной фотографии
В этой книжечке читатель сможет увидеть очень хорошо подобранную коллекцию скучных открыток. Совершенно скучных и не интересных. Это своего рода галерея автомагистралей, больших и маленьких магазинов, кафе и ресторанов, бензоколонок, аэропортов и многих других очень нефотогеничных объектов, которые сфотографированы без какой-либо доли старания, желания показать все эти объекты с их привлекательной стороны. И, собранное в одну цельную коллекцию, в один ряд, в одну книжицу, это изрядно веселит публику, заставляет читателя томика искренне улыбаться, а порой и откровенно хохотать.
Вот посмотрите лишь на пару страничек из этого небольшого альбома. Подписи под этими открытками такие: «Вирджинский ресторан, Виллиамсбург, Вирджиния», и «Знаменитый Блю Гриль на U.S. 40, Св. Эльм, Илл.». Что это? Разве похоже это на концептуальное искусство?
Тем не менее, мы считаем, что даже из нескольких десятков скучных фотографий книжка получиться не сможет. Не сможет по одной простой причине: фотографии-то скучные! Настолько скучные, что даже опубликованные с изрядной долей иронии в сопровождающих их текстах они бы никогда не стали интересными.
Скучная фотография и ее анатомия
Так что же такое – скучная фотография? Вы думаете, что скучные фотографии – это те фотографии, которые хранятся в вашем домашнем альбоме? Нет, нет и еще раз нет! Как раз именно их, эти картинки, на которых отображены будни и праздники самых простых людей, смело можно назвать самыми интересными! Особенно интересны они, конечно же, тому, чьи родные и близкие на них изображены. Ощущения от рассматривания фотографий из семейного фотоальбома нельзя сравнить ни с чем. Эти пожелтевшие от времени снимки дедов, прадедов и прапрадедов с пышными усами, бабушек и прабабушек в длинных платьях, каждый раз открывают нам всё новые и новые детали, стороны жизни наших далеких родственников, которых мы, возможно, даже и не застали в живых. А мы сами в детстве? Наивные мальчики в коротких штанишках и девочки в забавных платьицах – как же всё это умиляет и трогает за душу, бередит самые потаенные струнки наших сердец! Семейный фотоальбом можно назвать сконцентрированной памятью рода, неким кодовым письмом, понятным только узкому кругу посвященных в семейные тайны… Семейные фотографии всегда вызывают море воспоминаний. Вот поэтому иногда хочется просто устроиться поудобнее в мягком кресле у камина и листать старые семейные фотоальбомы, а не идти на шумную тусовку по поводу открытия выставки гламурных фотографий огромного размера и обалденного качества, сделанных супер-навороченными фотокамерами в красивейших уголках планеты по имени Земля. Потому что то, что мы увидим на этой выставке, наверняка будет попросту скучным.
Гляньте на странички хотя бы вот этого семейного альбома. Разве скучные это фотографии? На фотографии слева – молодожены в день свадьбы. А рядом – снимок, на котором изображен сам владелец альбома во время его поездки в Питер. Сегодня эти кроссовки и эту кепочку уже можно назвать смешными, а тогда всё это было очень модным!
Фотографию можно назвать объектом, который состоит наполовину из искусства, а наполовину из утилитарности. Подавляющее большинство фотографий носит определенно утилитарный характер. У того, кто их создавал, была четко поставленная цель: документировать какую-либо новость, изобразить какого-либо человека или предмет. Ну, например, сделать несколько снимков на дне рождения собственного сына, сфотографировать Петра Ивановича на документ, или, по просьбе жены, сделать фотографию ее очередного кулинарного шедевра, ну скажем, тортика, чтобы она похвасталась им в социальных сетях перед подругами из разных стран и городов. Но и эти фотографии ни в коей мере нельзя назвать по-настоящему скучными! Если вы сделаете их скучными, они перестанут служить своей цели!
Если человек вдруг ни с того ни с сего неожиданно осознает, что при помощи фотокамеры он научился воспроизводить вещи, которые существуют сами в себе, с ним начинает происходить нечто ужасное! Он попросту перестает делать интересные фотографии! Такие фотографии, которые потом попадают в семейные альбомы, будоражат память, рождают кучу эмоций, рассказывают интересные истории… Такой человек начинает делать всевозможные макроснимки мух и комаров, портреты лягушек и копировать красоту и без того красивых цветов. Такие люди считают, что они успешно прогрессируют в том, что они считают фотоискусством, и доходят до полурасплывчатых снимков обнаженных дам, скучных черно-белых пейзажей, ярких картинок, сделанных во время «золотого часа фотографии» (на закате или на рассвете) и многого-многого другого. Потом кое-кто из таких авторов становятся бунтовшиками в том, что они считают искусством фотографии, и начинают создавать серии и циклы из недоэкспонированных и переэкспонированных мутных и зернистых картинок, на которых непонятно что изображено. Все это – пустышка, жвачка для глаз. Зайдите, ну, хотя бы, на Photosig. Там вы наверняка увидите тысячи подобных фоток и на странице «Featured Photos», и на странице «Photos». А если вас вдруг занесет на какой-нибудь форум на DPReview, то как минимум один тред с макро букашки вы там точно увидите. Причем, на первой странице.
Ну, вот давайте хотя бы прямо сейчас глянем на страничку «Featured Photos». Что мы там можем увидеть? Правильно. Множество жеманных дам, одну обнаженную, но в дыму, модель, несколько горных пейзажей с облаками, море, снятое во время «золотого часа», аист в зоопарке, пара макроснимков мух, красивый мотоцикл, который мчится по загородной трассе, мутный и непонятный натюрморт с глиняным горшком и чем-то еще. Кому-то это, возможно, и интересно. Но – скучно. Очень скучно.
Скука и огромное количество фотокамер
В принципе, конечно, в скучной фотографии особенно плохого ничего нет. Даже можно сказать, что это даже бывает в чем-то весело. Почему? Ну, хотя бы, потому что сам процесс работы над такими фотографиями достаточно сложен и интересен. В нем всегда присутствует удовлетворение автора от примененного им же самим того или иного трюка, способа съемки, какого-то хитрого приема. А искушенный зритель, другой знаток фотографии, с не меньшим удовлетворением скажет: «Вау, а я знаю, как это снято!». Но, тем не менее, спустя какое-то время это становится просто невыносимым.
Как известно, огромное количество любителей фотографии являются в той или иной степени технолюбами. Но есть и такие, кто несколько лет, а то и десятилетий, снимают одним и тем же стареньким, потрепанным и видевшем многое на своем веку фотоаппаратом с одним и тем же «родным» объективом. А есть и такие, кто сочетает в себе и первый, и второй вид фотолюбителей. Они никак не могут расстаться со своей, давно ставшей родной фотокамерой, но, в то же время, если бы не семья и дети, все деньги они тратили бы на самые современные фотоаппараты и объективы.
Почему они так поступают?
Как нам кажется, подспудной причиной этого можно назвать некое неосознанное неудовлетворение, появляющееся у человека вскоре после того, как фотография у него из хобби превращается в способ заработка, когда он перестает снимать для себя, и начинает снимать для других. И никакой разницы нет, сколько макро-мух он уже снял, и сколько мутных и нерезких ржавых чайников сфотографировал на своем веку. Как только он получил то, что он хотел получить – ну, например, бритвенно резкую тараканью морду в полный кадр или такую приятную, теплую и ласкающую глаз нерезкость ржавого чайника, всё заканчивается тем, что, рассматривая то, что он сотворил, автор вдруг ощущает непонятную смутную пустоту внутри самого себя и внутри созданной картинки. И вот как раз в этот момент он и получает естественный импульс – эту вдруг образовавшуюся пустоту заполнить огромным количеством великолепного и дорогого фотографического оборудования, которое так и манит нас со страниц журналов, каталогов и рекламных сайтов в интернете. Так и хочется вспомнить замечательные стихи:
Что нам взять для заполнения пустот,
В которых грохочут голодные волны?
Выйдем в плавание по морю лиц
В поисках новых аплодисментов?
Купим новую гитару?
Заведём машину помощнее?
Из «Пустоты», Roger Waters
Единственно, что плохо в покупке нового оборудования – неважно, фотоаппаратов ли, вспышек или объективов – это работает. Но работает, увы, недолго. Пока вы хотите играть с этой только что купленной фотоаппаратурой – вы идете и играете. То есть, снимаете. Ведь ваша новая игрушка так выгодно отличается от игрушки старой! С ее помощью вы всё делаете по-другому! И, причем, так делаете, что сделанное не оставляет внутри вас пустоты. А потом проходит какое-то время, вы начинаете думать о других людях, вновь возвращаетесь в накатанную колею, и снова начинаете выдавать на-гора всё новые и новые портреты тараканов и натюрморты с нерезкими ржавыми чайниками. И вновь внутри вас начинает расти пустота. И опять вы начинаете хотеть приобрести для самого себя любимого какую-то новую фото-игрушку. И в момент, когда ваш кошелек не против того, чтобы немного похудеть, вы позволяете ему сделать это, и, избавив его от лишних купюр, покупаете для себя эту желаемую игрушку. При этом получаете еще один толчок. Причем, с каждым разом на такие толчки поддаваться становится всё легче и легче. Но вот настает такой момент, когда эта образующаяся пустота вдруг неожиданно превращается в горечь. И вы… начинаете сами делать вредные, и даже порой ехидные заключения по поводу тех самых тараканьих портретов, нерезких натюрмортов с ржавыми чайниками и прочей зауми, а так же давать такие же ехидные советы людям, которые снимают «неправильной», на ваш взгляд «знатока» фотокамерой.
Гляньте вот на эту картинку. Изображение – абсолютно нелепое, проще говоря, ни о чем. Ну, разве что о потрескавшихся бетонных плитах на тротуаре. Плюс ко всему, снимок плохо экспонирован, резкость тоже неважная… Этот снимок с успехом можно было бы назвать: «Абстракция», и он бы стал аллегорическим описанием современного урбанизма.
В какой-то момент вы можете устать от всего этого и сказать самому себе: «Да пошло оно всё как можно дальше!». И снова начать создавать недоэкспонированные и переэкспонированные мутные и уродливые фотографии ни о чем. И снова вы будете получать временную энергию от того, что вы сами свергли всех своих идолов. Тех идолов, которых вы так долго и упорно создавали для самого себя. И будете делать это до тех пор, пока вы не поймете, что вы просто-напросто стали работать по другим правилам, следовать в своем творчестве другим соглашениям. Почему? Да потому, что вы теперь хотите понравиться другому кругу лиц, другой толпе. Но эта толпа уже меньше толпы прежней. Этим людям нравится пить кофе, подолгу сидеть в кафе и носить черные одежды. И вот теперь уже маленький и креативный вы, да-да, вы, вы сами, тот самый. который и затянул вас в это нелепое хобби, причитает и плачет в сыром и грязном уголке вашей души, затянутой паутиной, всеми забытый и всеми отверженный, не имеющий ни малейшего шанса быть услышанным, разве что при помощи вот этого чувства пустоты и тишины, той пустующей тишины, которую вы сами в себе так хотите, так пытаетесь заполнить все новыми и новыми снимками, сделанными всё новыми и новыми камерами, новыми и новыми объективами, и в то же время исцарапанными временем «Никонами» и «Практиками».
Надо вам всё это?
Вот это, пожалуй, и является тем самым главным, можно даже сказать, главнейшим вопросом, вопросом, с которым уже столкнулись или столкнутся рано или поздно все фотографы. И происходит это тогда, когда пустота превращается в разочарование, замаскированное под злость. В тот час, когда фотограф бывает пьян и устраивает красивое и фееричное сжигание негативов или компакт-дисков, флэшек или каких-либо других хранилищ драгоценностей, в этот момент кажущихся совершенно ненужными и недрагоценными. В этот момент человек думает: «Зачем? Зачем я трачу столько драгоценного, невозвратного времени, столько титанических усилий, думая о новых и современных фотокамерах, обсуждая их с другими людьми, покупая и продавая их?». Это ли завлекло человека в фотографию с самого начала? Но часто бывает так, что причины этого не назывались или они вообще не формировались сознательно. А иногда и просто-напросто забывались вообще.
Вначале фотография бывает инстинктивной. Человек работает, так сказать, по наитию. Но, тем не менее, некоторые начинающие фотографы бывают людьми весьма талантливыми, и кроме собственно таланта и некоего опыта им, в принципе, больше ничего и не нужно. Основной же массе решивших заняться фотографией будет просто необходимо осознанно и упорно трудиться над тем, что другие делают инстинктивно. Ну например, детально разбирать фотографии классиков для того, чтобы понять элементарные законы композиционного построения изображения на плоскости. Или ставя себе задание (ну например, обязательно фотографировать каждый день, ежедневно делать хотя бы один портрет, целую неделю фотографировать только на одном виде фотопленки или с одним объективом, создать фоторепортаж не выходя из собственного дома и многое другое…). Кто-то вступает в различные фотоклубы, кто-то посещает фотовставки, кто-то выставляет свои снимки на разных сайтах в интернете… Кстати, иногда в некоторых случаях это даже может привести к лести. Поддаются ей многие из фотолюбителей и даже мастера, считающие себя профессионалами. А некоторым так и не удается всю жизнь выбраться из тараканьих портретов и натюрмортов с нерезкими ржавыми чайниками. Но кто-то из таких людей, тем не менее, превращает свое хобби в свою работу и делает эти самые портреты тараканов и чайников уже за деньги. И, порой, за хорошие деньги. И покупают такие фотографии люди, попавшие в невидимые сети, или даже точнее сказать, закованные в цепи общих с автором соглашений. И с каждым сделанным кадром, с каждым следующим щелчком затвора ваш маленький «Я», живущий внутри вас, отступает всё дальше и дальше, во все более глухие и заросшие паутиной уголки вашей столь ранимой души.
Главное тут – задать этот вопрос самому себе. В этом – ключ. Ответы, потом на него полученные, особого значения, в принципе, даже и не имеют.
Форма искусства для всех остальных людей
Мало кто из людей имеет дар, взяв в руки карандаш, изобразить с его помощью на листе бумаги что-то, хотя бы отдаленно напоминающее тот или иной предмет. А тем более пейзаж или портрет другого человека. Этим людям фотография не нужна. В них уже живет искра Божия. Господь им в руки уже дал свою «невидимую кисточку» – талант, дар Божий.
Фотография для настоящего художника – это всего-навсего один из множества различных носителей информации. Для других людей фотография – это лишь один из немногих путей, которым они могут получить объект художественной ценности. Дело тут в том, что даже совершенно, казалось бы, случайный снимок может стать очень и очень интересным, а технологии его создания до удивления просты. Эти технологии требуют от постигающего их всего лишь нескольких дней несложной тренировки с инструктором-руководителем, в ходе которой ученик получит осознанные, базовые навыки создания фотографического изображения. Более того, даже такой «базовый» уровень знаний техники фотографии порой может быть совершенно необязательным. Даже на уровне знаний «навел и щелкнул» с помощью современной фотокамеры можно создавать настоящие произведения фотографического искусства. Такое, как, например, «Джоконда» незабвенного Леонардо.