Каспийский груз что случилось с группой

«Каспийский груз»: биография, состав группы

Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть фото Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть картинку Каспийский груз что случилось с группой. Картинка про Каспийский груз что случилось с группой. Фото Каспийский груз что случилось с группой

Группа «Каспийский груз»: YouTube / Каспийский груз

Одним из первопроходцев и самых ярких представителей русского рэпа была группа «Каспийский груз». К успеху ее участники шли долгие годы, экспериментируя со звучанием и применяя новые музыкальные приемы. О составе группы, ее творческом пути и распаде подробно расскажем далее.

«Каспийский груз»: биография и состав группы

Биография группы «Каспийский груз» берет отсчет с 2000 года, когда два друга из Баку увлеклись музыкой. Особенно парней интересовал хип-хоп — музыкальное направление, о котором в то время в Азербайджане знали немногие. Долгое время музыканты воспринимали творчество как хобби и не думали о профессиональном развитии в этой сфере. Расскажем о коллективе подробнее:

«Каспийский груз»: участники группы

Состав группы «Каспийский груз» оставался неизменным все годы ее существования:

Парни дружили со второго класса. В музыкальных школах не учились, грамоту и игру на музыкальных инструментах осваивали самостоятельно. В те годы рэп был абсолютно новым жанром в Азербайджане, спросить совета или помощи было не у кого. Поиск своего стиля занял у ребят около двенадцати лет:

Почему группу назвали «Каспийский груз»? История названия — на поверхности: родной город музыкантов Баку расположен на побережье Каспия. Здесь находится крупный портовый узел, через который проходит множество грузов. Однажды они написали песню «Каспийский груз», текст забраковали, а вот название понравилось.

Долгое время творчество не приносило практически никаких денег. Зарабатывали на жизнь по-другому:

В 2011-м пришло осознание, что нужно менять приоритеты. Ребята стали больше уделять времени музыке, записывать треки, продвигать их в социальных сетях и на YouTube.

Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть фото Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть картинку Каспийский груз что случилось с группой. Картинка про Каспийский груз что случилось с группой. Фото Каспийский груз что случилось с группой

Группа «Каспийский груз»: YouTube / Каспийский груз

Группа «Каспийский груз»: творческий путь

В 2013 году вышел первый альбом группы «Рингтоны для зоны», работа над ним длилась полгода. Треки записывали в самодельной студии, на балконе квартиры Анара.

Альбом вызвал резонанс в творческом сообществе: одни восхищались искренней подачей, другие высказывали критику. Но главным было то, что интерес к группе вырос. Помог в этом уже знаменитый на то время рэпер Guf: артист поддержал ребят в соцсетях и даже позвал их в Москву. Вместе музыканты записали композицию и сняли клип «Все за один доллар».

Кроме того, «Рингтоны для зоны» заняли четвертую позицию среди лучших сборников 2013 года по версии одного из известных интернет-порталов о рэпе. Это был отличный старт для начинающих музыкантов.

Наконец, наступила светлая полоса в творческом пути дуэта «Каспийский груз». Альбомы выходили один за другим:

Этот альбом примечателен измененной тематикой: нет треков о братве, стволах и лихих 90-х. Парни читают о том, что нужно переходить к нормальной жизни, искать жену, воспитывать детей.

Изменилась и музыкальная составляющая: на смену жестким битам пришел драм-энд-бэйс и фрагменты из цыганского хора. На удивление, перемены не оттолкнули поклонников, а даже наоборот. По итогам года сборник вошел в десятку самых продаваемых альбомов.

Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть фото Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть картинку Каспийский груз что случилось с группой. Картинка про Каспийский груз что случилось с группой. Фото Каспийский груз что случилось с группой

ВесЪ: YouTube / Каспийский груз

Распад группы

В 2016 году вышли еще два альбома — «The Брутто» и «The ВесЪ». Правда, это были сольные работы Тимура и Арана. Уже тогда стало понятно, что у артистов разные взгляды на творчество. В сентябре 2017-го поклонники дождались совместного альбома «Саундтрек к так и не снятому фильму». Но, к сожалению фанатов, он стал последним.

В интервью артисты признавались, что стали жертвами творческого кризиса. «Выписались», — объяснил распад группы Брутто. Также парни отмечали, что криминальная эстетика ушла в прошлое, а они хотели бы уйти на пике. В 2018 году дуэт отправился в прощальный тур по России. В рамках проекта музыканты дали несколько концертов в США.

Вскоре и Аран, и Тимур вернулись на сцену, но уже с сольными проектами:

Осенью 2020 года «Каспийский груз» временно воссоединился. В честь пятилетия альбома «Сторона A / Сторона Б» рэп-дуэт отправился в юбилейный тур, чтобы исполнить любимые песни поклонников.

«Каспийский груз»: песни

Творчество «Каспийского груза» связывают с так называемой криминальной романтикой. Музыканты описывали нелегкую жизнь 1990-х, но в то же время в их треках присутствует ностальгия по тому времени — не по беззаконию, а по уважению и настоящей дружбе.

Тексты песен были искренними и правдивыми настолько, что поклонники до сих уверены: оба участника «привлекались». Однако сами артисты утверждали, что за решеткой не бывали.

Несмотря на тюремную тематику, творчество «Каспийского груза» не имеет отношения к шансону. Брутто признавался, что ему ближе по духу термин «бардовская песня».

Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть фото Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть картинку Каспийский груз что случилось с группой. Картинка про Каспийский груз что случилось с группой. Фото Каспийский груз что случилось с группой

Брутто: YouTube / Каспийский груз

Анар и Тимур стремились выражать в песнях глубокий смысл, создавать качественную и глубокую музыку. В треке «Все за один доллар», записанном с Гуфом, услышите отрывки из романа Солженицына «В круге первом». Ребята хотели, чтобы их слушатели заинтересовались классической литературой и прочитали произведение.

Участники «Каспийского груза» не были заинтересованы в том, чтобы создавать легкие незатейливые треки. Они тщательно подходили к написанию текста и подбору аккомпанемента, использовали необычные решения:

Качественные видео к песням — это еще одна отличительная черта группы «Каспийский груз». Клипы снимали в той же стилистике, что доминирует в песнях. Вот самые популярные работы группы:


Под конец своего существования группа много экспериментировала, не боясь менять тему и звучание. Так, в их творческом арсенале есть не только треки о бандитской жизни, но и лирические композиции.

Сейчас каждый из «каспийцев» следует по своему творческому пути. ВесЪ сменил формат, в то время как Брутто продолжает дело бывшего дуэта. Но кто знает, возможно, однажды мы снова услышим их совместную работу.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Каспийский Груз: почему уход группы — к лучшему

Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть фото Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть картинку Каспийский груз что случилось с группой. Картинка про Каспийский груз что случилось с группой. Фото Каспийский груз что случилось с группой

К черту рецензию, предлагаю эксперимент: включите подружке песню с дебютного альбома Каспийского Груза, а следом — «Mademoiselle» с только что вышедшего «Саундтрека к так и не снятому фильму». Спросите, какая группа ей больше понравилась. Объясните, что записаны они одними и теми же людьми. Опишите в комментариях ниже реакцию.

За 5 лет своего на редкость плодовитого существования дуэт из Баку превратился в одну из самых популярных групп жанра. Бытописатели-острословы с узнаваемым стилем, которых заценили сперва серьезные мужчины на серьезных тонированных машинах, а потом и их спутницы. Казалось, с каждым релизом круг слушателей расширяется, но после двух сольных работ, зародивших в сердцах поклонников опасения о возможном расколе внутри коллектива, последовала информация, что новая пластинка для Каспийского Груза станет прощальной. Как результат это избавило артистов от необходимости соответствовать ожиданиям своей фанбазы и попросту дало карт-бланш на эксперименты. Их, как мы уже видели, старый слушатель дуэта не понял и не принял.

Брутто, спродюсировавший большую часть материала, конечно, оттянулся: мумбатон, новый R&B, минимал-трэп, олдскульный бумбэп — тут есть всё. Чтобы оправдать жанровый разброс, придумана концепция, якобы этот альбом — музыка к несуществующей криминальной драме. Ну прямо как у Скорсезе, когда один из героев приходит к бывшим компаньонам и предлагает провернуть еще одно, последнее дельце. Имеется и что-то вроде сценария, где расписано, какая песня какому эпизоду соответствует («детство героев», «тюрьма. переосмысление» и т.д.). О такой концепции можно и не догадываться, не читай вы интервью или пресс-релиз, но сюжет, пускай и в очень общих чертах, проступает.

Звук обновился, а герой Каспийского Груза остался все тем же: не самым законопослушным резидентом широт, когда-то обрисованных группой как «Огнестрельский район, поселок Шмаляево». О мире таких людей, которые «собирают свой урожай, угрожая», об их страхах и надеждах дуэт написал десятки песен — и до сих пор умудряется найти новые подходы, новые решения, новые драмы. Я вот подумал, что часть необоснованного хейта к творчеству Каспийского Груза всегда произрастала из того, что их герой — ну совсем не модный, скорее сошедший из трехкопеечных криминальных сериалов НТВ. Часть куплета Брутто из песни «Герои нашего времени» кажется метафорой, это обыгрывающей. С актуальным саундом это уже не так бросается в глаза.

Никуда не делись и шедевральные панчлайны, этот фонтан по-прежнему неиссякаем. Если выбирать любимое, то у ВесЪа это «С пугачом за спиной, как под фанеру Пугачева / Непрофессионально, Вась, но вроде шоу удалось», а вот у Брутто: «Мы не зависаем, мы висим на волоске, как чурчхела / Мой дом между адом и раем, я называю его church-hella». Последнее — мой фаворит в номинации «Строчка года».

В репертуаре группы особняком всегда стояли трогательные, прошибающие на слезу вещи вроде «Доедешь-пиши», «Город невест» или «Детство». Теперь к ним добавляется и «Греет», первый куплет которой — передающее запахи и полутона самое настоящее кино, а куплет ВесЪа — остроумная добивка, закрывающая тему. Эта песня лучше иных показывает, что они по-прежнему могут отлично звучать вместе, но по ходу релиза не отпускает мысль, что как музыкантам им уже интересны совсем разные вещи. ВесЪ органичен в амплуа колючего, не лезущего за резким словцом в карман элемента, а Брутто — наоборот, романтик, умеющий и стремящийся вызывать у слушателя сочувствие и понимание.

Каспийский Груз сейчас — это дуэт людей, смотрящих в разные стороны.

Поэтому я даже в каком-то смысле рад, что почитаемая мною группа уходит. Они очень любят рассказывать истории, а в историях ведь крайне важен красивый финал, которыми нас не балуют рэп-коллективы, на излете лет, как правило, превращающиеся в пародии на самих себя или чего еще хуже — соперников на Versus, отбрасывая тень на собственные достижения и светлую память.

О сольных проектах Брутто и ВесЪ пока даже не заикаются, но кто поверит, что артисты их калибра и творческой формы могут вот так просто уйти? А там, чем черт не шутит, может, и реюнион произойдет. Уверен, даже хейтерам этого бы хотелось. Знаете, как это бывает — ну прямо, как у Скорсезе. Когда один из героев приходит к бывшему компаньону и предлагает провернуть еще одно, последнее дельце.

Источник

Брутто — о распаде Каспийского Груза и альбоме «ГАДДЕМ»

«ГАДДЕМ» — первый альбом участника Каспийского Груза, выпущенный после того, как группа объявила о приостановке деятельности в 2017 году. В нашем интервью Брутто рассказал о творческом кризисе и старте сольной карьеры, своем отношении к новому рэпу, онлайн и оффлайн-баттлам и многом другом.

О знакомстве с хип-хопом

Первый рэп, который появился в Азербайджане, — это 2Pac. Огромное количество ребят, не знавших ни английского, ни русского, выучили наизусть «Hit ‘Em Up». Потом я открыл для себя Biggie и всю сцену конца 1990-х. Меня однозначно вдохновляли Wu-Tang и все, что с ними связано. Мы искали ребят типа Killarmy и Gravediggaz. Еще я люблю Busta Rhymes — обожаю его альбомы, не могу слушать просто отдельные песни. Точно так же, альбомами, я слушаю Redman.

Сначала тебя впечатляет техника. Потом, когда ты становишься старше, тебе хочется слышать слова, которые с тобой ассоциируются. Поэтому чуть позже в моем плейлисте появился 50 Cent — человек, который символизирует конец эпохи старого рэпа и начало эпохи ньюскула. У него были и слова, и панчи.

О никнейме

Мы решили выбрать никнеймы, связанные с весом, исходя из названия Каспийский Груз: ВесЪ и Брутто. Было бы логично назваться Брутто и Нетто, но меня было бы всегда больше.

Название Каспийский Груз тоже появилось очень просто. Когда я писал инструменталы в начале нулевых, я их всегда называл, просто стукнув по клавиатуре. Потом я понял, что в этой куче минусов ничего не могу для себя отыскать. Тогда я начал называть их конкретно — словами, словосочетаниями. Был какой-то инструментал, который назывался «Каспийский груз». Когда я его слушал, мне представлялись баржи, незаконные движухи — что-то из голливудского кино.

Когда мы подбирали название для нашего дуэта, мне попался этот инструментал. Каспийский Груз — это звучное название, которое отражает, откуда мы (Баку — это побережье Каспийского моря). Раз это Груз, значит, внутри что-то есть — законное или незаконное.

О распаде Каспийского Груза

Мы пришли к общему мнению, что реально исписались, и через годик-два будем не особо нужны публике. Меняется мода, тренды, звучание, люди стали уделять меньше внимания словам и больше — вайбу.

На меня влиял еще один фактор. Когда я раньше писал куплет, с трудом и со скрипом, ко мне приходило ощущение полного удовлетворения и непонятное чувство: как я вот так взял и вышел на эту тему? Так было в 2013-14-15 годах, но потом это чувство потихоньку тускнело. В конце 2016 года я вообще не получал никакого удовольствия от этого процесса. Мои тексты меня вообще не удовлетворяли, и это было показателем.

Параллельно у меня были мысли по поводу Майка Тайсона и кучи разных спортсменов. Я думал: «Братан, если бы ты вовремя ушел, ты бы был звездой в моем сердце. А сейчас ты снимаешься в массовках, идешь как мальчик для бития на какие-то стремные ринги».

Все эти мысли подтолкнули меня поговорить с Анаром и закончить на хорошей ноте. Мы договорились, что, если в будущем у нас какая-то чакра откроется, мы продолжим. Он полностью со мной согласился.

Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть фото Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть картинку Каспийский груз что случилось с группой. Картинка про Каспийский груз что случилось с группой. Фото Каспийский груз что случилось с группой

О творческом перерыве

Я тратил время на семью, отдых, ремонт одной квартиры, другой квартиры. У меня маленькая дочка, поэтому я просто чувствовал себя отцом и был счастлив. И сейчас, естественно, счастлив. Я очень рад, что я не пропускаю важные моменты в жизни своей семьи. Моя дочка сейчас в таком возрасте, что каждый день выдает что-то новое. Когда ты это замечаешь, твоя жизнь играет другими красками.

О сольной карьере

После того, как мы объявили, что заканчиваем карьеру, мне поступило несколько предложений по гострайтингу, но я ничего не смог написать. Мне комфортнее писать в своем образе. Когда я выхожу из него, я абсолютно простой, закомплексованный, скромный парнишка.

Прошло время, и абсолютно нечаянно я написал песню «Шаде».

Это было на гастролях: после концерта я пришел в свой номер и не мог заснуть. У меня на телефоне не было инструменталов, только чужие песни. Был альбом Sampha — очень крутого певца и композитора, сотрудничавшего с Дрейком. Я с особым трепетом слушал его песни, потому что он потерял маму, переехал в лес и перевез туда все свое оборудование. Там он записал альбом «Process», полностью свел его и выпустил его бесплатно. Потом через некоторое время лейблы очухались и выпустили его на стриминг-площадках. В общем, я поставил его альбом и начал писать.

Тогда я сел за минуса (все инструменталы на альбоме «ГАДДЕМ» — мои). Получалась музыка, которая вдохновляла меня на следующие и следующие тексты. Так нарисовался альбом.

Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть фото Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть картинку Каспийский груз что случилось с группой. Картинка про Каспийский груз что случилось с группой. Фото Каспийский груз что случилось с группой

Об альбоме «ГАДДЕМ»

Если раньше в моем творчестве всегда была тематика 1990-х, то в альбоме «ГАДДЕМ» я перепрыгиваю в 2000-е. Писать про этот период для меня более органично.

Начало 2000-х — это переломный момент, когда люди из 1990-х пытались стать частью нового общества, а оно их потихоньку выдавливало. Я наблюдал со стороны, как наши герои, которые у нас на районе были звездами, спивались, умирали, шли работать малярами.

О лучшей песне альбома

Когда я писал этот альбом, я старался, чтобы все песни были разными. Начиная с bpm и заканчивая настроением, манерой исполнения и так далее. Первое, что приходит на ум, — песня «Дождь». Она мне очень нравится, потому что в ней много меня.

Еще мне нравится «Шаде», но это просто история, которую я описал. А вот «Дождь» мне очень близка.

Об обложке альбома «ГАДДЕМ»

Впервые я придумал обложку с сюжетом. Ее реализовывал для меня Саша GEX — очень крутой клипмейкер из Ростова. Он снимал большую часть клипов Пики, Кравца, для Айзы несколько клипов.

Рабочее название альбома — «Кинотеатр “Дружба”». Обложка — это фрагмент из одноименной песни: чувак понимает, что за ним хвост, паркуется в первом попавшемся месте (около кинотеатра «Дружба»), и до конца песни непонятно, что с ним случится. Обложка показывает, что за ним все-таки выбегают и берут его.

О баттлах

Мне очень нравится наблюдать за баттлами — смотреть, слушать, удивляться, искренне смеяться. Я сам думал об участии в баттлах, но каждый раз убеждался, что просто не вывезу — однозначно проиграю по харизме, подаче, потому что буду впервые стоять в этом кругу и волноваться.

Тема онлайн-баттлов мне никогда не была понятна и интересна. Писать песню ради чего-то — это уже немножечко странно. Мне кажется, что она должна сама родиться.

Я жил в Баку. В период популярности онлайн-баттлов у меня не было ни интернета, ни компьютера. Я, допустим, только пару лет назад узнал, что Грязный Луи участвовал в каком-то из таких баттлов. ST1M и так далее — я вообще их не знал. Только сейчас я понимаю, что у этих ребят когда-то были конфликты, и сейчас они возобновлены. Эта предыстория прошла мимо меня.

О молодых артистах

Мне всегда очень нравится то, чего я никогда в жизни не смогу повторить. Допустим, я большой фанат Пики. Причем все знают Пику по одной песне, а я вообще не считаю ее особо важной.

Еще мне очень нравится Корж — я никогда в жизни не смогу так написать, спеть и подать. По этому же принципу мне нравится вайб Big Baby Tape. Позиция Yanix мне тоже близка — он панчит на свою тему и свою аудиторию, но у него есть панчи, вордплеи и все такое.

О музыке в стиле Rauf & Faik и HammAli & Navai

Сейчас все — околорэп. Если посмотреть на российскую сцену и взять топ рэперов — кто из них вообще делает рэп? Возьмем людей, которые ездят и собирают: Noize — он что, стопроцентный рэпер? Там и рока полно, и гранжа, и он поет. Все куда-то мутировало.

Если говорить про моих земляков: когда я чувствую, что песня написана ради стримов, лайков и так далее, я такую песню отторгаю. Землякам всем привет, но музыку вроде Rauf & Faik, HammAli & Navai я не слушаю и на плей ни разу не нажимал.

О планах

Моему концертному директору приходит очень много предложений о сольных выступлениях в связи с тем, что я выпустил альбом. Но я пока не тороплюсь с лайвами, потому что во многих городах мы дали прощальные концерты, и будет очень некрасиво врываться еще раз. Но у нас был концерт с бэндом в Москве, в клубе «16 тонн». Мы записали его на видео и выложили на YouTube. Все песни мы полностью переаранжировали для живого звука, и они зазвучали кардинально по-другому.

О фитах

В первое время, когда мы только вернулись в рэп-игру, мы записали огромное количество совместных работ со всеми, с кем были более-менее на одной волне. Потом желание писать совместки утихло.

В 2017 году на прощальном альбоме «Саундтрек к так и не снятому фильму» у нас были две совместные работы — на тот момент совместки мечты. Всю жизнь я мечтал записать что-то с Влади. Loc-Dog долгое время не звучал у меня в плеере — он тоже прошел мимо меня. А потом я его расслушал и понял, что он очень большой поэт.

Сейчас у меня предвзятое отношение к совместкам, потому что это определенный поиск компромиссов. Плюс с точки зрения бюрократии и бумажек это стало настолько сложно, что даже не хочется этим заморачиваться.

Я недавно послушал последний альбом Face, и 70% мне очень понравилось. С ним я бы записался. Но мне кажется, что делать целую песню политической и оппозиционной — это вульгарно. Это слишком ярко-красная помада. Нужно взять какую-то нейтральную тему и в нее вкраплять 2-3 панчлайна, которые будут отражать твою позицию. Но в целом песня должна быть о чем-то большем, чем политическая повестка.

Источник

50 главных событий в русском рэпе: Каспийский Груз

На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.

Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть фото Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть картинку Каспийский груз что случилось с группой. Картинка про Каспийский груз что случилось с группой. Фото Каспийский груз что случилось с группой

Девяностые закончились, хоть это и не всегда заметно. Декриминализация общества принесла свои результаты, хоть это и тоже не всегда бросается в глаза. Казалось бы, нет факторов, предсказывающих популярность в нашей стране гангста-рэпа. Эту целину уже вспахала группа Крестная Семья, которая после 2005 года почти не давала поводов о себе вспоминать. Ноггано и Кровосток, условно к этой же нише причислявшиеся, хоть и пользовались солидной популярностью, но воспринимались, скорее, как попытка «бандитскую» тематику обшутить и закрыть, предварительно обыграв все самые яркие её атрибуты («новых русских», малиновые пиджаки, рэкетиров и т.д.). А потом из Азербайджана к нам пришла группа, сумевшая такой «бригада-рэп» сделать очень и очень популярным.

История Каспийского Груза — это история терпения, удачи и трудолюбия. Терпения — потому что участники группы, Брутто и ВесЪ, ждали своего часа долгих двенадцать лет. Удачи — потому что в обход типичной для новичков «раскачки», т.е. длительного наращивания базы слушателей, их песни, благодаря налаженным контактам одного из участников коллектива, битмейкера Анара «ВесЪ» Зейналова, попадают к Джамалу из Триагрутрики, Вите АК и Гуфу, заметным артистам жанра, которые тут же начинают рекомендовать ярких новичков десяткам тысяч подписчиков в твиттере. И это история упорного труда — потому что заявив о себе первым же альбомом «Рингтоны для зоны», эти двое не перестают удивлять своей плодовитостью — и по части сольного творчества, и по части записи совместных песен с коллегами. Но обо всем по порядку.

Брутто: “Мы с Анаром учились в одном классе, двигались по музыке, по искусству, по общим темам. У нас была группа “Суматра”, когда в шестом классе учились. И мы хотели делать рок — воодушевлены были гранджем из Сиэттла, с одной стороны, и лирикой питерского рока, с другой. Там была полная херня в текстах, я брынчал на гитаре. Анар пытался играть на ударных.

Официального формирования группы Каспийский Груз не было. Мы просто любили рэп и на рубеже девяностых и нулевых слушали в основном американскую музыку. В 2000-2001 стали делать что-то сами. Но в сеть не сливали. Там почти всё такое же, но мозги тупые были, рифмы идиотские, голоса другие. В Баку никогда не было никакой своей школы рэпа, как в Ростове или на Урале. И кассет даже нам негде особенно было взять, чтобы поучиться. Делали с огромными ошибками — вроде бы на эту же тематику, но не очень-то для слушателя. Хватало сил и умения оценить свою работу, и мы понимали, что это не уровень, что это мало кому интересно, поэтому не считали нужным выводить это на более широкую аудиторию. Мы это делали неспециально. Если бы нам в самом начале такую стратегию предложили, мы бы не согласились. Выкидывали бы свои треки, как и все, знали бы нас как говнорэперов. Мы занимались музыкой как хобби. Даже друзьям не показывали. А известны мы стали только в 2014-м».

ВесЪ: «Брутто меня всегда придерживает — я могу поторопиться, сглупить. Могу захотеть что-то выпустить срочно, горит! А он меня отгораживает от этого, у него принцип «семь раз отмерь, один отрежь». И хотя мы специально не оттягивали выпуск, этот принцип всегда играл свою огромную роль. Хорошо же вышло».

По словам Брутто, название группе дал один из ранних, так и не увидевших свет, треков: «Наше местоположение — город Баку, который имеет порт в Каспийском море. Вы же знаете, какие грузы бывают на море? Легальные, нелегальные, плохие, хорошие. Был один трек, который мы назвали «Каспийский груз». Название имеет несколько значений, поэтому мы посчитали, что оно для группы более приемлемо».

Обыгрывали тему веса и имена участников дуэта, Брутто и ВесЪ’а. Вот как последний объяснил происхождение своего прозвища: «Меня во дворе с детства называли «Сто грамм». Я — такой… маленький. Веса не имел. К тому же мой знак гороскопа — Весы. Потом всё это переросло в «ВесЪ’а».

Пока первые песни писались и тут же складывались в стол, Анар и Тимур небезуспешно занимались бизнесом. Анар работал водителем на заводе, потом снимался в артхаусном кино и сериалах, писал сценарии. Брутто, по его словам, управлял большим бизнесом: «Мы открывали магазин аутлетов. Был кризис, и после кризиса в Баку не все еще могли нормально восстановиться. А у нас, как и во всех, наверное, постсоветских республиках, очень любят понтоваться, — вспоминает Тимур те времена. — Дорогой машиной, дорогими брендами. И вот мы решили ввести такое ноу-хау: скупали по миру со складов коллекции прошлого года и за копье их продавали. Я не сразу к этому пришел: что-то пришлось поучить, где-то по миру покататься. Но в 2013 году наш бизнес очень сильно развивался. И в тот год, когда вышли “Рингтоны для зоны”, у нас открылось шесть магазинов — и на протяжении года я еще открыл два. Немаленькие магазины, площадью под тысячу квадратов. И в какой-то момент меня переклинило — вот как переключение какое-то у разных дауншифтеров случается. Я понял, что все, нелюбимым делом хватит заниматься. Весь день проводить ради того, чтобы с какой-то сделки заработать деньги — этим занимается 90% людей. А я хотел войти в 10% везучих людей, которые живут ради чего-то своего. Ради творчества».

Дебютный альбом «Рингтоны для зоны», который целиком был записан у ВесЪ’а на балконе, выходит в марте 2013-го — и тут будет уместным оборот «они проснулись знаменитыми». Сразу после того, как их музыку разрекламировал Гуф и другие коллеги по цеху, база слушателей стала стремительно набирать в численности и весе.

К такому резкому повороту событий не были готовы и сами артисты. Довольно показательным стал случай, когда фото группы, вынесенное в шапку этой публикации, было сделано банально по просьбе редактора сайта rap.ru, потому что нужно было публиковать материал о КГ, но нечем было его иллюстрировать.

Брутто: “Мы были очень удивлены реакцией на “Рингтоны”, причем удивлялись “порциями”. Нам начали писать, звонить из России. А мы далеки от России — я и в Москве-то был в 1998 году, пару месяцев. Мы не понимали, какой резонанс есть у альбома. Мы были уверены, что это какие-то единичные случаи. Потом мы месяц пожили в Москве, осмотрелись, огляделись. Сняли два клипа — со Словетским и Гуфом. И тогда мы еще раз удивились тому, что люди расслушали нас, поняли текста. У нас появился пусть и уличный, но все же интеллектуальный слушатель. Который расслушал в этом не быдляцкое направление рэпа, а смог уловить суть. И вот так, потихонечку мы в течение 2013 года удивлялись”.

Как писал об этом альбоме сайт The Flow, достаточно было одного прослушивания «Рингтонов для зоны», чтобы стало ясно — перед нами сочинители высокого порядка, мастера художественного слова, которым не обладают и многие известные тут артисты. Избранный ими описываемый мир — тюрьма, жизнь до нее и после — на первый взгляд, существенно ограничивал группу в возможностях, но приемов в его описании у них оказалось на порядок больше, чем вообще можно было представить.

Брутто: «Наша группа пишет тексты от лица определенных криминальных элементов. Где-то о любви, где-то об отношениях, где-то просто мысли о жизни, мысли о том, правильно ли мы живем, стоит ли меняться. Мы пытаемся разобраться, получается измениться у человека или нет. Мы скучаем по тем временам, когда даже в воровском мире были какие-то правила, этикет, уважение, когда в обычной дружбе была верность. Сейчас этого все меньше и меньше. На эти, может быть, даже немного ностальгические моменты в своих текстах мы делаем акценты».

Удивляла не только их филигранная работа над художественным пространством и умение реалистично рассказать о лихой стороне бандитской жизни, которую безопаснее черпать исключительно из песен, но и то, что рэперы называют witty wordplay. То есть, умение классно работать с текстом (а иногда — умышленно не договаривать), находить яркие формулировки и неожиданные ходы.

Фирменным приёмом артистов становится использование остроумных созвучий и слов-омонимов — тех, что пишутся и звучат одинаково, но в зависимости от контекста меняют своё значение.

«Я передам за проезд, передам без сдачи. Без сдачи — пиздаче.
В Подмосковье купим землю, построим дачу. С дачей — пиздаче»

Вот что на эту тему говорил Влади из Касты, аргументируя, почему Каспийский Груз — его новая любимая группа: “Сейчас можно встретить такой рэп, который если бы появился в 2005-м — это было бы как НЛО. Другого размера речитатив, совсем другой звук — чаще всего производная от американцев, но тем не менее теперь это часть русского рэпа. Новые фишки в вордплее — раньше этого не было в принципе, а сейчас многие группы на вордплее зациклены. Например, группа Каспийский Груз — у них все построено на нескольких значениях одного и того же слова”.

Брутто: «Сколько себя помню — я так не писал. С «Рингтонов для зоны» я понял, что вот так мне нравится. По рэпу неправильно дать рифму на то же самое слово, но если у него есть два разных смысла и в двух строчках это имеет право быть, то такое право я себе даю. Где-то стараемся упростить текста, чтобы сделать их доступными, а где-то посложнее стараемся, чтобы мозги двигались».

Ирония состоит в том, что рэп-слушатель, который, прежде всего, и должен был оценить яркие панчлайны и внимание артистов к рифме, группу долгое время и не воспринимал. Отталкивающий эффект, видимо, производило само название “Рингтоны для зоны” и образ, ассоциирующийся у большинства с околотюремным шансоном (хотя, если трезво взглянуть на вещи, как должны выглядеть и говорить люди, делающие гангста-рэп на пост-советском черноземе?). Существовал стереотип, что Каспийский Груз — это музыка для маргиналов, для подписчиков пацанских пабликов, для гопоты, ну или еще чего пообиднее.

Рэперы, может, и не принимали, зато на концерты встала и пошла массовая разношерстная публика и немолодые люди, чье знакомство с рэпом, не исключено, что Каспийским Грузом и ограничивалось.

Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть фото Каспийский груз что случилось с группой. Смотреть картинку Каспийский груз что случилось с группой. Картинка про Каспийский груз что случилось с группой. Фото Каспийский груз что случилось с группой

Подкупало сочетание их настоящести, с одной стороны, и литературности, с другой. Такое было у ранней Касты: когда артист симпатизирует своему лирическому герою, переживает за него. Но смотрит на этого героя со стороны, отстраненно. Не как соучастник, а как бытописатель. И строчки у него получаются яркие, живые, иногда смешные, иногда грустные. В одной из песен Каспийские так и говорили: «Хочу, чтоб было, как в советском кино. Чтобы всем хотелось плакать, но было смешно».

Брутто: «В каких-то треках это очень мы, в других конкретный наш знакомый. В еще каких-то — общество, в котором мы находимся. Тру это или не тру? Тру — это читать о себе, как встал, умылся? Это стопроцентное тру. Другое дело, когда ты прочтешь что-то социальное, про определенный пласт людей, расскажешь об их проблемах, плюсах-минусах, сделаешь какие-то выводы. Для меня это тоже тру. Фильм о криминале, честный, душевный, красивый, но снятый абсолютным ботаником и очкариком — для меня это тоже тру».

Чтобы не пропадать из инфополя в паузах между выпуском альбомов, Каспийский Груз раз в полгода выстреливал новыми сериями коротких фитовых EP под названием «Троица» (на момент публикации текста таких вышло уже 5). В рамках этой серии по-восточному гостеприимные Брутто и ВесЪ успели записаться со многими звездами жанра, а также уважаемыми андеграунд-деятелями: от Слима и Гуфа до Типси Типа и the Chemodan. Такие релизы носили и стратегическое значение: Каспийскому Грузу удавалось попасть в поле зрения публики, которая еще не знала о самобытном дуэте из Баку. Наиболее показательной в данном случае стала песня «Зимняя» со второго альбома группы, озаглавленного «Пиджакикостюмы». На этом треке впервые, спустя пять лет после распада группы Centr, вместе поучаствовали Guf и Slim. Позже связи этих московской и бакинской групп только упрочнятся. В 2015 году Каспийский Груз и Centr дадут совместный концерт перед 12-тысячным залом Зеленого театра в Москве. Также известно, что ВесЪ и Брутто станут гостями готовящегося альбома воссоединившегося трио Птахи, Гуфа и Слима.

Почти в каждом интервью, которые Анар и Тимур давали в 2014-2015, нет-нет да звучал вопрос, сидели ли они сами в тюрьме. Тимур и Анар на тему этого вдоволь иронизировали, но исправно продолжали отвечать: «Нет, не сидели». Однако, в тюрьме выступали (из отечественных рэп-звезд такое делал, кажется, только Баста).

На третьем альбоме «Сторона А | Сторона Б» дуэт впервые отказался от самообеспечения и обратился за помощью в написании музыки к битмейкеру FD Vadim, на тот момент уже плотно сотрудничавшему с русским андеграундом в лице Гуфа, Рем Дигги и the Chemodan. Те, кто думал, что группа из Баку — артисты одной специализации, после этого альбома были посрамлены. Оказалось, что писать про семейный быт и радости отцовства у нее получалось не хуже, чем про перестрелки и разборки — и здесь они показали себя не менее блестящими рассказчиками, рэп-литераторами нового времени. “Сторона А | Сторона Б” удивляла еще и звуком: рекрутированный FD Vadim пускал в ход всё — от клауд-рэпа и драм-н-басса до сэмплированных цыганских хоров.

Каспийский Груз запускают собственный лейбл и букинг-агентство под названием NVN, которое, прямо скажем, новых ярких имён нам пока открыть не смогло.

2015 год группа закрывает, дав 102 концерта (результат, которым в русском рэпе могут похвастать единицы). И сразу рапортирует о ближайших планах: в 2016-м — выпустить четвертый альбом, который КГ обещает «сделать еще лучше, чем предыдущий». Задача непростая, но для Брутто и ВесЪ’а, уверены, выполнимая.

Куда дальше расти группе, дающей свыше сотни концертов в год? Отвечает Брутто: «Выступлением Басты в «Олимпийском» должен гордиться каждый рэпер в России. Человек доказал, что это возможно. Масса примеров в мировой музыкальной индустрии, когда один феноменальный артист пробивает дорогу целому стилю. Никто и предположить не мог, что пронаркоманские песни Боба Марли станут классикой. Но он вывез регги за пределы Ямайки, покорил мир, показал, что он большой артист. Наверное, к такому же прорыву стремимся и мы. Я не знаю, насколько мы близко подберемся к этому. Хватит ли нам ума, таланта, везения и поддержки близких».

Задача непростая, но для Брутто и ВесЪ’а, уверены, выполнимая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *