Касталия что это такое

Касталия

Смотреть что такое «Касталия» в других словарях:

Касталия — (Castalia, Κασταλία). Источник, посвященный Аполлону и музам, у подошвы Парнаса. Здесь паломники, шедшие в Дельфы, совершали очистительное омовение. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С.… … Энциклопедия мифологии

КАСТАЛИЯ — в греческой мифологии нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, превратилась в источник на г. Парнас. В воде источника, посвященного Аполлону и Музам, омывались паломники, приходившие в Дельфы. См. Кастальский источник … Большой Энциклопедический словарь

КАСТАЛИЯ — КАСТАЛИЯ, в греческой мифологии нимфа, дочь речного бога Ахелоя (см. АХЕЛОЙ). Спасаясь от преследований Аполлона (см. АПОЛЛОН (бог)), превратилась в источник на г. Парнас. В воде источника, посвященного Аполлону и Музам (см. МУЗЫ), омывались… … Энциклопедический словарь

Касталия — (Κασταλία) обильный источник на южном склоне Парнаса, в Дельфах, близ храма Аполлона. Его водою должны были омываться перед обращением к богу прибегавшие к нему за советом. Свое название источник получил, по некоторым, от К., дочери Ахелоя, жены… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КАСТАЛИЯ — • Castalia, Κασταλία, источник, посвященный Аполлону и Музам, на Парнассе, пенившийся у подошвы Гиампейской скалы, водами которого пользовались пифийские пилигримы для очищения себя, прежде чем войти в дельфийский храм. см. Phocis,… … Реальный словарь классических древностей

Касталия — Кастальский источник, родник на горе Парнас, около Дельф. Способность давать пророч. силу ему стали приписывать в позднее время; символом поэзии он начал считаться только с эллинистич. рим. эпохи … Словарь античности

Касталия — (греч.) – нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследования Аполлона, К. превратилась в источник у горы Парнас – Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ был посвящен Аполлону и… … Мифологический словарь

Касталия — в мифах древних греков дельфийская нимфа, прыгнувшая в ручей на Парнасе, спасаясь от преследования Аполлона. По другому варианту мифа, Кастальский источник () был подарен ей богом реки Кефиссом. В этом ручье мыли волосы жрицы Аполлона и брали… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

КАСТАЛИЯ (малая планета) — КАСТАЛИЯ (латинское название Castalia, код 1989 PB), малая планета (см. МАЛЫЕ ПЛАНЕТЫ) номер 4769, Аполлон (см. АПОЛЛОНЫ). Среднее расстояние до Солнца 1,06 а. е. (159,0 млн км), эксцентриситет орбиты 0,4833, наклон к плоскости эклиптики 8,9°.… … Энциклопедический словарь

(4769) Касталия — (4769) Касталия … Википедия

Источник

Значение слова касталия

касталия в словаре кроссвордиста

касталия

Энциклопедический словарь, 1998 г.

в греческой мифологии нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, превратилась в источник на г. Парнас. В воде источника, посвященного Аполлону и Музам, омывались паломники, приходившие в Дельфы. См. Кастальский источник.

Мифологический словарь

(греч.) — нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследования Аполлона, К. превратилась в источник у горы Парнас — Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ был посвящен Аполлону и музам.

Примеры употребления слова касталия в литературе.

Речь шла вот о каком поручении: бенедиктинский монастырь Мариафельс, один из старейших в стране очагов образованности, поддерживавший с Касталией дружеские отношения и вот уже несколько десятилетий особенно приверженный к игре в бисер, попросил прислать туда на какой-то срок молодого учителя, чтобы тот прочел вводный курс Игры и позанимался с несколькими успевающими учениками, и выбор магистра пал на Кнехта.

Поручение заключалось в следующем: бенедиктинский монастырь Мариафельс, один из старейших очагов просвещения в стране, поддерживавший дружественные отношения с Касталией и особенно благосклонный к Игре, просил прислать молодого учителя для прочтения вводного курса в Игру, а также для занятий с несколькими продвинувшимися учениками.

Я знаю, что есть немало кристально чистых и очень достойных касталийцев, которые действительно ничего, кроме как служить, не хотят, это воспитанные у нас учителя, особенно те, что несут свою самоотверженную, но неоценимо важную службу в мирских школах, вне Касталии, вдалеке от приятного климата и умственной избалованности нашей Провинции.

В ответ на уроки святого отца Кнехт, сразу же после занятий источниковедением и эпиграфикой, посвящал его в историю и структуру Касталии и знакомил с основными идеями Игры, при этом ученик превращался в учителя, а уважаемый педагог во внимательного слушателя, чьи вопросы и суровая критика могли кого угодно поставить в тупик.

Этому вакууму в конце насильнической и устремленной на внешнее эры, этой невыразимо настоятельной потребности начать все сначала и обрести порядок мы и обязаны созданием Касталии и нашим в ней существованием.

Именно проблематичность самой Касталии была первоисточником всех сильных волнений, порывов и потрясений в жизни Кнехта, никогда проблема эта не становилась для него только умозрительной, наоборот, она волновала его до глубины души, как ничто иное, и он чувствовал и себя в ответе за нее.

Когда я принимал теперешнее твое приглашение в Вальдцель, которого не видел со времен того второго каникулярного курса, да и когда давал согласие войти в комиссию по Касталии, в мои намерения уже входило явиться к тебе и припомнить тогдашнее свое впечатление, независимо от того, доставит ли это обоим нам удовольствие.

Мы и так-то уже потеряли ту блестящую высоту, на которой стояла Игра в давние времена, когда годичная игра длилась не одну и не две, а три и четыре недели и была вершиной года не только для Касталии, но и для всей страны.

А Касталия в романе Гессе не погибает, вопреки предсказаниям Кнехта, ибо это ее будущий историк восстанавливает для потомства жизнь величайшего Магистра.

Наша Касталия ведь не только отбор, это прежде всего иерархия, некое здание, каждый камень которого получает свой смысл и назначение от целого.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Касталия что это такое

Наш современный мир и есть «фельетонная эпоха», время застоя культуры во многих её проявлениях. Ложь ежесекундно окружает нас своими сетями. Мы не верим газетам, книгам, знакомым, потому что никто не отвечает за свои слова. Можно вечно прибавлять к высказываниям «по словам того-то», но такая бесконечность ссылок не ведет к источнику правды. Всё вокруг представляется человеку под разными углами, часто смешными и даже пошлыми. Разве современные светские хроники и «любимые блюда композитора Россини» «фельетонной эпохи» Гессе сильно отличаются? Разве в наши дни не возможна фальсификация информации во имя чего-то «большего»?

Если ломается духовный стержень общества, рушится вся культура, нанизанная на него. Касталия — один из возможных вариантов такого фундамента общества. Намного проще организовать сотню талантов в идеализированном мирке знания и духовности, чем впихнуть весь человеческий опыт в головы миллиардов обычных людей

У неё есть особые медитации, созерцание и глубокое осознание моделируемых в партии законов, почти похожие на уход в себя при молитве. Адепты Игры смотрят на свою деятельность «как на путь от становления к бытию, от возможного к реальному». Хорошая попытка соревнования с богом, не правда ли?

В понимании касталийцев нет грани между миром настоящим и миром виртуальным. А есть ли она у нас? Не являются ли генная инженерия, компьютерное моделирование и вся современная культура такой же Вавилонской башней, как и Игра? Наши знания и технологии соперничают с природой, наше искусство приукрашивает человека и окружающий его мир. Обществу кажется, что в мире нет ничего такого, что невозможно исследовать, воссоздать или смоделировать. Можно сказать, что мы верим в то, что наука переломит закономерности природы. Человеку всегда нужно во что-то верить.

Касталийцы, как и любое сословие, имеют некоторые особые отличительные черты. Они почти не связывают свое имя с Игрой и другими научными достижениями. Им не важны «быстрые и легкие заработки, слава и публичные почести, хвала в газетах, браки с дочерьми банкиров и фабрикантов, житейская избалованность и роскошь». Они живут на государственные деньги, имеют неплохие условия для жизни, хотя не всегда приносят стране видимую пользу. Они существуют в закрытом мире своей страны, их работа интересна только таким же касталийцам, потому что другие — непосвященные — люди не в состоянии понять глубину партий Игры и других касталийский работ. Совсем не сложно сравнить с тем, что характеризует современных нам ученых. Да, у большинства из них нет желания самоотверженного бескорыстного труда в своей дисциплине, потому в наш век те же материальные блага им получить несложно и без великих открытий. Научное сообщество всё больше становится прообразом касты. Многие знания доступны только подготовленным людям. С большими исследованиями, как со священнодействием, связаны большие тайны и даже мистицизм. Труд ученого оценивается в первую очередь его коллегами — то есть не теми, кто будет применять его в жизни. А как же конечная цель науки — применение опыта исследований в жизни? Наука приводит себя в опасное положение: однажды может настать день, когда непосвященные люди решат, что ученые слишком много благ получают задаром, и попробуют это изменить. Любое исследование интересно обществу только пока оно приносит ему пользу. Поэтому и современная наука, и Касталия так зависимы от власти: один росчерк пера на документе может решить их судьбу.

Источник

Роман Гессе — это философское эссе, замаскированное под сюрреалистический роман.
События разворачиваются в далеком будущем в вымышленной стране Касталия, которая является родиной ордена интеллектуалов.

Европу постигла духовная катастрофа. Вымышленный историк, который нам повествует историю Иозефа, называет ту эпоху «фельетонная эпоха». Гессе достаточно много говорит об этом. Для детального ознакомления можно просто прочитать. Сжатое содержание «фельетонной эпохи» в романе выразил советский писатель, который написал предисловие Е. Маркович, его мы и прочтем:

Как актуально для наших дней! Не так ли? И это было написано в период с 31 по 42 гг.
Снова Маркович:

«Гессе как бы спрашивает: как спасти личность и духовное начало в период распада и крушения культуры. Может быть, одним из путей спасения могло бы стать бегство от общества, уход поэтов и ученых в мир «чистого искусства» и поисков «вечной истины»? Для демонстрации и оценки этого пути Гессе создает свою умозрительную экспериментальную Педагогическую провинцию».

Также Гессе понимал, что уже во все века многие ученые и художники склонялись к этому варианту. К варианту, в котором наука и искусство становятся сами для себя, т.е. «Кастализируются». Он писал:

Ключевым здесь является то, что для служения в ордене необходим полный отрыв от реальности. Конечно, Гессе описывает радикальный вариант, когда «они полностью оторваны от жизни». Но чтобы понять что-то, нужно это что-то рассмотреть в ее крайнем проявлении.
Марков:

Здесь речь идет о том, о чем говорил Маркс: «философы объясняли мир, а задача состоит в том, чтобы изменить его». И это совсем другой подход к познанию мира. Чтобы что-то понять, нужно на это воздействовать. Чтобы понять мир, нужно его менять. Менять мир и одновременно глубже понимать его и одновременно меняться с ним самим.

(Из стихов Иозефа Кнехта)

Напоминает Заболоцкого. «Не позволяй душе лениться, чтоб воду в ступе не толочь. «

Вот вся суть– «променяли тяжесть бытия». Всю тяжесть бытия нужно нести на себе как крест, как терновый венок. Иначе «Кастализация».

Главы, посвященные пребыванию Кнехта в бенедиктанском ордене я считаю самыми главными:

Т.е. Гессе сравнивает две духовности – игру и историю. Кнехт служит духу игры, отвлеченной абстракции, играет в бисер. Перебирает как жемчуг великие идеи, произведения, изящные математические теоремы, лишь созерцает богатство человечества. А его оппонент – отец Иаков служит духу истории. Меняет мир.

Но нет их больше, нет ни тайн, ни школ,
Ни книг, былой Касталии. Старик
Покоится, прибор держа в руке,
И, как игрушка, шарики сверкают,
Что некогда вмещали столько смысла.

Итоги и ключевые вопросы

Духовные устремления ученых и художников, их занятия теорией, науками и искусствами, Гессе называет игрой.
Что же такое эти устремления?
Действительно, всего лишь игра или жизненная необходимость?
А может быть, разновидность новой религии для интеллектуалов?
Чему должна служить духовная деятельность, чтобы не превратиться в пустую игру?
Как связаны хранители высшей духовной культуры с теми, кто создает материальные ценности?
Какова основа и роль истинной «духовности» в наш век?

Гессе ставил вопрос о необходимости спасения «духа», о том, что ради этого спасения интеллигенция должна покинуть свою изолированную Касталию и обрести свое «служение» в мире практики.

«философы объясняли мир, а задача состоит в том, чтобы изменить его» К. Маркс

Источник

Касталия

Каста́лия в мифах древних греков дельфийская нимфа, прыгнувшая в ручей на Парнасе, спасаясь от преследования Аполлона. По другому варианту мифа, Кастальский источник (или ключ) был подарен ей богом реки Кефиссом. В этом ручье мыли волосы жрицы Аполлона и брали воду для окропления посетители дельфийского храма. Ключ Касталии славился и как прорицалище Аполлона, отсюда его значение как “источника вдохновения”.

Смотреть что такое «Касталия» в других словарях:

Касталия — (Castalia, Κασταλία). Источник, посвященный Аполлону и музам, у подошвы Парнаса. Здесь паломники, шедшие в Дельфы, совершали очистительное омовение. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С.… … Энциклопедия мифологии

КАСТАЛИЯ — в греческой мифологии нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, превратилась в источник на г. Парнас. В воде источника, посвященного Аполлону и Музам, омывались паломники, приходившие в Дельфы. См. Кастальский источник … Большой Энциклопедический словарь

КАСТАЛИЯ — КАСТАЛИЯ, в греческой мифологии нимфа, дочь речного бога Ахелоя (см. АХЕЛОЙ). Спасаясь от преследований Аполлона (см. АПОЛЛОН (бог)), превратилась в источник на г. Парнас. В воде источника, посвященного Аполлону и Музам (см. МУЗЫ), омывались… … Энциклопедический словарь

Касталия — (Κασταλία) обильный источник на южном склоне Парнаса, в Дельфах, близ храма Аполлона. Его водою должны были омываться перед обращением к богу прибегавшие к нему за советом. Свое название источник получил, по некоторым, от К., дочери Ахелоя, жены… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КАСТАЛИЯ — • Castalia, Κασταλία, источник, посвященный Аполлону и Музам, на Парнассе, пенившийся у подошвы Гиампейской скалы, водами которого пользовались пифийские пилигримы для очищения себя, прежде чем войти в дельфийский храм. см. Phocis,… … Реальный словарь классических древностей

Касталия — 1) В греческой мифологии нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, превратилась в источник на горе Парнас. В воде источника, посвященного Аполлону и Музам, омывались паломники, приходившие в Дельфы. 2) Малая планета… … Астрономический словарь

Касталия — Кастальский источник, родник на горе Парнас, около Дельф. Способность давать пророч. силу ему стали приписывать в позднее время; символом поэзии он начал считаться только с эллинистич. рим. эпохи … Словарь античности

Касталия — (греч.) – нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследования Аполлона, К. превратилась в источник у горы Парнас – Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ был посвящен Аполлону и… … Мифологический словарь

КАСТАЛИЯ (малая планета) — КАСТАЛИЯ (латинское название Castalia, код 1989 PB), малая планета (см. МАЛЫЕ ПЛАНЕТЫ) номер 4769, Аполлон (см. АПОЛЛОНЫ). Среднее расстояние до Солнца 1,06 а. е. (159,0 млн км), эксцентриситет орбиты 0,4833, наклон к плоскости эклиптики 8,9°.… … Энциклопедический словарь

(4769) Касталия — (4769) Касталия … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *