Катастрофа под ашой что произошло

Спасали всем Союзом. 30 лет трагедии под Ашой

В России вспоминали трагические события 30-летней давности. В июне 1989 года на границе тогда еще Башкирской АССР и Челябинской области произошла крупнейшая в истории Советского Союза железнодорожная катастрофа: 575 погибших только по официальным данным, по неофициальным – больше 700. Взорвались два пассажирских поезда, которые попали в газовое облако. Как такое вообще могло произойти – выяснял корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев.

Каждый год они это проживают заново: тот самый перегон на 1710 километре Транссиба, шум встречного поезда и минуты, которые поначалу казались всего лишь кошмарным сном.

«Крышу сорвало, двери сорвало, лобовую часть сорвало, в общем, ничего не работало», – вспоминает машинист поезда №212 «Адлер – Новосибирск» в 1989 году Виктор Безверхий.

Тогда, 30 лет назад, машинист Виктор Безверхий говорил, что родился не в одной, а в двух рубашках. Та ночная смена 4 июня 1989-го не отличалась ничем, кроме одного: на границе Башкирии и Челябинской области, подъезжая к городу Аша, стоял удушающий запах газа.

«Такое ощущение, что задыхаться начали, тяжело дышать было», – добавил Виктор Безверхий.

Вдоль железной дороги проходил продуктопровод – труба, по которой перекачивают разные виды нефтепродуктов: бензин, дизельное топливо и газобензиновую смесь. Магистраль открыли в 1985-м. В следующие четыре года местные жители время от времени жаловались на запах газа. Об этом в ту ночь докладывали и машинисты проходящих поездов. Вечером 3 июня приборы показали, что в трубе упало давление. Но вместо того, чтобы ее перекрыть, энергетики, наоборот, увеличили подачу топлива.

Труба пересекала железную дорогу в месте, где даже сегодня можно различить просеку, по которой проходил тот самый продуктопровод. До сих пор так и не понятно, что же произошло с трубой: то ли ее повредил ковш экскаватора во время строительства, то ли она прохудилась из-за коррозии. Но, так или иначе, образовался свищ, через который газ выходил наружу. Его скопилось так много, что вся низина была как будто в тумане.

4 июня в четверть второго ночи на этом перегоне встретились два пассажирских «поезда-близнеца»: «Новосибирск – Адлер» и «Адлер – Новосибирск». В них в общей сложности находились почти полторы тысячи человек – пассажиры, а также поездные и локомотивные бригады. В момент встречи составов произошел объемный взрыв: то ли от искры, то ли от брошенной сигареты. По мощности он был практически равен Хиросиме – 12 килотонн. Температура в эпицентре достигала тысячи градусов. Семь вагонов превратились в груду металла, 26 выгорели изнутри.

«Вижу: окон нету, косяк выбит с дверями», – вспоминает водитель совхоза «Красный восход» в 1989 году Гумар Саидгареев.

В ту воскресную ночь шоферу Гумару Саидгарееву выспаться не удалось. Как, впрочем, и всем в деревне «Красный восход» – ближайшей к месту катастрофы. На совхозной машине он поехал в сторону железной дороги. Кругом полыхал лес. Вдруг в одном из кустов – мальчик лет пяти.

«Он кричит «мама-мама». Я его привел к врачам. Они сказали, что с ним все нормально. Я говорю: можно, я его с собой заберу, к себе домой?» – рассказал Саидгареев.

Это уже потом выяснится: мама мальчика Алеши так и не выбралась из огня. Сам он прожил у Гумара около недели, пока не забрал дальний родственник. О чудесном спасении даже написали в газете, которую Гумар хранит до сих пор. В той катастрофе погиб 181 ребенок.

Сына Тамары Козловской тоже звали Алеша, ему было 16 лет. Он играл в молодежной сборной челябинского хоккейного клуба «Трактор». Вместе с ним в вагоне были еще девять юных хоккеистов. Команда заживо сгорела почти в полном составе.

«Стояли вагоны, и дети там лежали. Были сначала вывешены списки, в чем одет был, как выглядит, какой возраст. По описанию мы узнали своего Алешку», – говорит мама погибшего Алексея Козловского Тамара Козловская.

У них было большое спортивное будущее. В «Тракторе» надеялись, что когда-нибудь они сыграют за сборную СССР. Одними из лучших эти ребята были и в своей школе №107, где учились. Одноклассники Алексей Горбунов и Владислав Славин дружили всю свою короткую жизнь.

«Когда произошла эта беда, Горбунов – мощный парень был, кандидат в мастера по вольной борьбе – Славина тащил на себе, но не вытащил. Они так и погибли вместе: Славин припекся грудью к спине Горбунова», – рассказал учитель истории и обществознания школы №107 г. Челябинска Владимир Кошкин.

Преподаватель истории Владимир Кошкин в разное время учил почти всех, кто лежит в 45 могилах – столько потеряла 107-я школа: 42 ученика и троих учителей. Они ехали в летний лагерь на Кубань. Своего сына Сашу Лидия Михайлова до последнего надеялась увидеть живым, но не успела.

Его слова: «Моя мама врач, ее многие знают в городе. Передайте моей маме, что я ее очень люблю», – говорит мама погибшего Александра Михайлова Лидия Михайлова.

«У него было настолько мужественное поведение. Он заботился больше не о себе, а о своем друге», – отметила анестезиолог-реаниматолог городской больницы №1 г. Аши в 1989 году Светлана Киндалова.

Ашинская городская больница была ближайшей к месту катастрофы. Первых пострадавших там приняли уже через полчаса.

«Коек, естественно, не хватало, лежали на матрасах. Больные располагались у нас везде: и на кроватях, и на полу», – отметила Светлана Киндалова.

Почти сразу стало понятно: без всесоюзной помощи не справиться. Она пришла быстро, ведь катастрофа затронула девять республик СССР, 45 регионов в одной только РСФСР. Раненых начали принимать ожоговые центры Челябинска, Свердловска, Куйбышева, Казани, Москвы, Ленинграда, Уфы. Во всех этих городах люди стояли в очередях, чтобы сдать кровь, несли в больницы еду и компот – при сильных ожогах нужно много пить.

«У нас были пострадавшие, у которых площадь поражения составляла 90%. Как специализированное отделение мы отбирали только тяжелых больных с площадью поражения 50% и выше», – пояснил ординатор ожогового отделения клинической больницы №18 г. Уфы в 1989 году Радик Зинатуллин.

Именно Уфа взяла на себя основное количество раненых. Врачам башкирского республиканского ожогового центра утром 4 июня пришлось вчетвером за каких-то пару часов принять более 100 пациентов. Экстренно доставить пострадавших с места катастрофы за 70 километров от Уфы помогло руководство вертолетного училища. На площадку перед больницей машины садились каждые три минуты.

«В этой тяжелой обстановке – думаю, с этим все согласны – растерянности нет, все очень активно действуют. Правительственная комиссия работает», – заявил генеральный секретарь ЦК КПСС в 1989 году Михаил Горбачев.

Михаил Горбачев побывал на месте трагедии в тот же день. Пожалуй, впервые в истории подобный визит советского генсека так широко освещался в прессе. Спецслужбы поначалу разрабатывали версию о тщательно спланированном теракте, но довольно быстро стало понятно: продуктопровод, на котором произошла утечка, построен с серьезными нарушениями.

«Диаметр трубы – он и сейчас по нормам, уже по новым нормам – не более 400 миллиметров. Там у нас была труба 720 миллиметров, это ошибка проектировщиков. Эту трубу нельзя было привязывать для перекачки этого продукта», – пояснил доцент кафедры сооружения газо- и нефтепроводов УГНТУ Николай Коновалов.

После катастрофы продуктопровод закрыли и разобрали. Следствие и суд продолжались до середины 1990-х. Осудили девять человек, им дали не больше пяти лет. Некоторых сразу же освободили по амнистии.

Источник

Посадили «стрелочников». Самая страшная авария на железной дороге СССР

Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть фото Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть картинку Катастрофа под ашой что произошло. Картинка про Катастрофа под ашой что произошло. Фото Катастрофа под ашой что произошло

Взрыв на нефтепроводе

Трубопровод Западная Сибирь – Урал – Поволжье, на котором произошла авария, приведшая к трагедии, был сравнительно недавно построен. Его строительство началось в 1981 году по поручению Совета Министров СССР. Первоначально он строился как нефтепровод, но затем Министерство нефтяной промышленности СССР приняло решение перепрофилировать объект в продуктопровод, в соответствии с чем были внесены изменения, направленные на перепрофилирование трубопровода для транспортировки сжиженного газа. Хотя правила запрещали транспортировать сжиженный газ под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 мм, а диаметр данного трубопровода составлял 720 мм, это требование было проигнорировано.

В 14 местах трубопровод пересекал железнодорожное полотно. Среди пересекаемых железнодорожных магистралей была и Транссибирская железнодорожная магистраль, характеризовавшаяся большим грузопотоком. На протяжении 273 км трубопровод очень близко подходил к железным дорогам – на расстояние ближе 1 км, а также шел в опасной близости от населенных пунктов – городов Миньяр, Усть-Катав, Златоуст, поселка Кропачево.

Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть фото Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть картинку Катастрофа под ашой что произошло. Картинка про Катастрофа под ашой что произошло. Фото Катастрофа под ашой что произошло

В поездах № 211 «Новосибирск — Адлер» (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 «Адлер — Новосибирск» (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) находились 1284 пассажира и 86 членов локомотивных и поездных бригад. Столь большое количество пассажиров объяснялось тем, что оба поезда были курортными, в них ехали семьи с детьми, отправлявшиеся на курорты или возвращавшиеся с них, а также дети, следовавшие в пионерские лагеря на Черноморском побережье Кавказа.

Кстати, именно большое количество детей в поездах и стало одной из главных причин расхождения в подсчете количества погибших. Не исключено, что их было больше на несколько десятков человек, чем заявлялось в официальных сообщениях, поскольку часто на маленьких детей билеты не покупали, кроме того многие люди предпочитали ездить за небольшую мзду в купе проводников, также не приобретая билеты через кассу.

Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть фото Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть картинку Катастрофа под ашой что произошло. Картинка про Катастрофа под ашой что произошло. Фото Катастрофа под ашой что произошло

В результате взрыва 11 вагонов были сброшены с железнодорожных путей, 7 из них полностью сгорели. Еще 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. В катастрофе погибли 575 человек. Среди них были 9 хоккеистов команды «Трактор-73». 623 человека стали инвалидами вследствие полученных тяжелейших травм и ожогов.

Как произошел взрыв

Как удалось выяснить, на трубопроводе Западная Сибирь – Урал – Поволжье образовалась узкая щель длиной около 1,7 м. Из-за протечки трубопровода газ скапливался в низине, по которой и проходила железная дорога. Транссиб шел в 900 метрах от трубопровода. До катастрофы оставалось всего три часа, когда приборы показали падение давления в трубопроводе. Но дежурные не стали искать утечку, а увеличили объемы подачи газа, чтобы восстановить давление. В результате увеличения подачи, газа через образовавшуюся щель вытекло большое количество пропана, бутана, которые сформировали «газовое озеро» в низине, где проходила железная дорога.

Хотя незадолго до катастрофы машинисты проходивших по данной магистрали поездов предупреждали диспетчерскую службу о сильной загазованности участка, железнодорожное начальство также не придало этому обстоятельству серьезного значения и не стало предпринимать каких-либо мер по временному прекращению движения поездов через данный участок.

Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть фото Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть картинку Катастрофа под ашой что произошло. Картинка про Катастрофа под ашой что произошло. Фото Катастрофа под ашой что произошло

Согласно официальной версии, главной причиной образовавшейся утечки газа могло стать механическое повреждение, которое трубопроводу нанес ковш экскаватора при проведении строительных работ в октябре 1985 года, за четыре года до взрыва. Но собственно утечка газа началась за 40 минут до взрыва.

Реакция советского руководства

4 июня 1989 года, на следующий день после аварии, на место происшествия прибыли представители высшего руководства коммунистической партии и советского государства — Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Верховного Совета СССР Михаил Сергеевич Горбачев.

Приехали и члены правительственной комиссии по расследованию обстоятельств аварии, Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть фото Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть картинку Катастрофа под ашой что произошло. Картинка про Катастрофа под ашой что произошло. Фото Катастрофа под ашой что произошлопредседателем которой был назначен заместитель Председателя Совета Министров СССР Геннадий Георгиевич Ведерников – бывший первый секретарь Челябинского обкома КПСС, а до этого – первый секретарь Челябинского горкома КПСС, хорошо знавший регион и его проблемы. В память о погибших в результате Уфимского взрыва людях 5 июня 1989 года был объявлен однодневный траур.

Судебное разбирательство по делу о взрыве под Уфой продолжалось шесть лет и закончилось уже в Российской Федерации, после прекращения существования советского государства. Обвинение было предъявлено девяти должностным лицам – начальнику строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», проводителям работ и начальникам участков.

Но каких-то серьезных сроков лишения свободы им так и не было назначено. Фактически за гибель 575 человек никто не понес реального наказания. Более того, высокопоставленных руководителей советской нефтегазовой промышленности суд обошел стороной, хотя на стадии следствия их ролью в халатном отношении к трубопроводу и интересовались следователи.

Ответили «стрелочники», приговоры были мягкими

Юрист Андрей Лисов давно изучает вопросы ответственности перевозчиков и государства перед людьми, пострадавшими в результате аварий и катастроф. Как отмечает эксперт, в Уголовном кодексе РСФСР в то время присутствовало несколько статей, по которым предусматривалась ответственность за нарушение правил безопасности при проведении определенных видов работ. Так, например, статья 215 УК РСФСР предусматривала ответственность за нарушение правил безопасности при проведении строительных работ, если оно причинило вред людям. И эта статья предполагала весьма мягкие наказания – по части первой до одного года лишения свободы, по части второй – до пяти лет лишения свободы.

Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть фото Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть картинку Катастрофа под ашой что произошло. Картинка про Катастрофа под ашой что произошло. Фото Катастрофа под ашой что произошло— Отмечу, что часть вторая инкриминировалась, если были человеческие жертвы. Что касается того, кого могли обвинить в подобных авариях, то, как правило, обвиняемыми становились рядовые сотрудники – рабочие, мастера, бригадиры, начальники участков, железнодорожные служащие. Хотя причины могли носить системный характер, но ведь всегда проще найти «стрелочника», который отсидит года два и вопрос будет закрыт – вроде как виновные получили по заслугам.

— Полагались ли какие-то компенсации жертвам? Получили ли они их?

— В Советском Союзе с компенсациями все обстояло похуже, чем сейчас. Впрочем, дотацию на погребение власти выплачивали – в размере 800 рублей, а по советским меркам, по ценам 1989 года, это были очень неплохие деньги. Другое дело, что имели место многочисленные злоупотребления при начислении этих дотаций. Например, известны случаи получения дотации по два раза особо предприимчивыми людьми. Но, конечно. о таких компенсациях, которые бы выплачивались в наши дни, тогда речь и не шла.

— Кто был признан виновным, какие получил наказания, справедливо ли это с вашей точки зрения?

— Как я уже отметил выше, признали виновными обычных людей – технических работников среднего звена. Впрочем, сроки, к которым их приговорили, были несерьезными.

Виновными были признаны, во-первых, главный инженер ПМК-1 Рамиль Уразин и прораб ПМК-1 Фануз Кашапов. Они были осуждены по статье 215 часть 2 УК РСФСР и получили по 2 года лишения свободы с отсрочкой приговора на год, после чего их освободили от ответственности по амнистии. Во-вторых, виновным признали проводившего изоляционные работы начальника участка СМУ-1 Игоря Калачева. Он получил точно такое же наказание и тоже был освобожден по амнистии. Реальные сроки получили начальник строительного управления треста «Нефтепроводмонтаж» Виктор Курочкин и начальник линейной инженерно-технологической службы Альметьевского управления магистральных продуктопроводов и Минибаевского газоперерабатывающего завода Александр Курбатов. Их осудили по двум статьям – статье 215 часть 2 УК РСФСР и статье 172 УК РСФСР «Халатность». И Курбатов, и Курочкин были приговорены к лишению свободы сроком на 2 года с отбыванием наказания в колонии-поселении. Наконец, начальник смены линейно-технологической службы Александр Макаров получил по статье 215 часть 2 два года с отсрочкой и также был амнистирован.

Таким образом, все лица, признанные причастными к катастрофе, унесшей жизни нескольких десятков советских граждан, по сути, отделались легким испугом. Вышестоящее начальство, прикрывая самих себя, сделало все возможное, чтобы не раздувать скандал вокруг этой страшной катастрофы. Конечно, такие приговоры вряд ли можно назвать справедливыми, и вдвойне несправедливо то, что из руководителей более высокого ранга не пострадал никто.

Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть фото Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть картинку Катастрофа под ашой что произошло. Картинка про Катастрофа под ашой что произошло. Фото Катастрофа под ашой что произошло

Последствия страшной катастрофы

На месте страшной катастрофы много дней подряд продолжались спасательные работы. Некоторые их участники до сих пор работают в скорой медицинской помощи.

Врач-реаниматолог Юрий Фурцев в интервью РИА Новости вспоминал:

Сама по себе авария, унесшая жизни 575 человек (и это только по официальным данным!), была одним из самых масштабных трагических событий в истории перестроечного СССР. Однако вскоре она оказалась «затертой» последовавшими не менее страшными событиями, только уже не техногенного, а политического и военного характера.

В 1990-1991 гг. усилились центробежные тенденции в национальных республиках, сформировалось фактическое двоевластие, в рамках которого президент РСФСР Борис Ельцин конкурировал за власть с президентом СССР Михаилом Горбачевым. В конце 1991 года Советский Союз прекратил свое существование, и постсоветские республики погрузились во мрак экономических кризисов, гражданских войн, политического хаоса. В этой ситуации всем было уже не до железнодорожной аварии, а о сотнях погибших людей остались скорбеть лишь их родственники да немногие очевидцы и участники ликвидации последствий страшной трагедии.

Источник

Трагедия под Ашой. Как в России произошла крупнейшая катастрофа на железной дороге

В ночь с 3-го на 4 июня 1989 года в малонаселенном районе неподалеку от административной границы Башкортостана и Челябинской области взорвался газ, вытекший из трубопровода и скопившийся в лощине. В тот момент навстречу друг другу шли два пассажирских поезда. По разным данным, погибли от 573 до 780 человек.

Катастрофа поездов «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск» по количеству жертв стала крупнейшей аварией на железной дороге в истории России.

Спустя тридцать лет Настоящее Время поговорило с теми, кто хранит память об этой трагедии: пострадавшими, спасателями, очевидцами, родственниками и друзьями погибших. Изначально этот текст был опубликован в июне 2019 года.

Поезда, которые не должны были встретиться

Ночью 4 июня Сергея Космоткова разбудил звук бьющегося стекла. 28-летний мужчина три года назад стал главой сельсовета Красного Восхода — небольшого села в ста километрах к востоку от Уфы. Проснулась и его беременная жена. На крыши домов падали обугленные головешки, куски металла. Где-то выбило двери и вырвало трубы.

Переступая через осколки, молодой человек вышел из дома и направился в местный совхоз, где велел завести вахтовый автобус «Урал». Вместе с несколькими местными жителями он решил выяснить, что произошло, и оказать, если потребуется, помощь.

Куда ехать, Космотков не понимал, поэтому сначала направил «Урал» в соседние села. Там тоже ничего не знали. Тогда автобус двинулся в сторону железной дороги через болота, лес и засеянные поля. С возвышенности, примерно в четырех километрах от Красного Восхода, люди увидели развороченный хвост поезда, а рядом с ним — раненых и обожженных людей.

По воспоминаниям главы Красного Восхода, картина напоминала фантастический фильм: «Болтались и сверкали провода, повсюду горел огонь и дымились разбросанные вагоны. В агонии метались горящие люди, а мы не могли им ничем помочь».

За пять лет до этого неподалеку от Красного Восхода закончили прокладку трубы для перекачки широких фракций легких углеводородов (ШФЛУ) — результата переработки нефтяного газа и газового конденсата. Из этой смеси делают полипропилен и полиэтилен.

Проектировщики ошиблись — проложили трубу слишком близко к соседней с Красным Восходом деревне Старый Казаяк, поэтому рабочим пришлось переделывать магистраль. Пока строили обход и делали врезки-тройники, тракторист случайно повредил трубу. Дефект никто не заметил.

Вечером 3 июня 1989 года пересекающий железную дорогу продуктопровод прорвало. За 20-40 минут до взрыва в низине образовалось облако из газового конденсата площадью 2,5 квадратных километра. Оно перекрывало полтора километра железнодорожного полотна.

Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть фото Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть картинку Катастрофа под ашой что произошло. Картинка про Катастрофа под ашой что произошло. Фото Катастрофа под ашой что произошло

Поезд №211 «Новосибирск — Адлер» ходил через день. С 25 мая к нему цепляли дополнительные вагоны — летом начинался сезон отпусков, переполненные поезда доставляли отдыхающих на море и возвращали их домой.

По расписанию поезда из Адлера и в Адлер не должны были проходить перегон, где проходила труба, одновременно. Но 3 июня оба состава опаздывали. «Адлер — Новосибирск» задерживался из-за поломки, а «Новосибирск — Адлер» из-за долгой стоянки в Челябинске. Диспетчеры вокзала долго не могли решить, как прицепить дополнительные вагоны с детьми — к голове или к хвосту поезда.

Последнюю остановку поезд из Новосибирска сделал в городе Аша, в 14 километрах от пересечения железной дороги с трубой. Несколько опрошенных НВ людей говорили, что поезд сделал остановку из-за беременной пассажирки — у той начались роды.

Паника и давка

Третьего июня 1989 года сыну Александра и Натальи Клюкиных (фамилия изменена по просьбе героя — НВ) исполнялось два года. Семья жила в Омске, но в начале июня гостила у друзей в Пензенской области, а мальчик остался с бабушкой. Клюкины хотели подарить сыну велосипед, но не найдя подходящего в Пензе, решили купить дома. Согласно билетам, поезд должен был прибыть на вокзал в три часа ночи, но задержался и пришел лишь к шести утра. Через Уфу поезд проехал уже ночью.

Светлая рубашка на соседе окрасилась в темно-коричневый цвет. Наталья, сидевшая ближе к окну, сильно обгорела, приняв пламя на себя. В вагоне выбило стекла, пассажиры начали кричать, кто-то попытался встать. Через секунду взрывная волна откинула людей в правую сторону. Наталья отлетела к стене, остальных прижало к ней. Началась паника и давка, разом все двинулись к единственному выходу.

Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть фото Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть картинку Катастрофа под ашой что произошло. Картинка про Катастрофа под ашой что произошло. Фото Катастрофа под ашой что произошло

Толпа отбросила Наталью Клюкину в сторону, поэтому она спустилась не сразу. Когда мужчина выпрыгнул из вагона и вытянул руки, чтобы поймать жену, то увидел, что с его кистей свисает кожа.

Вместе пара спустилась с насыпи — стоять у раскаленных рельсов было невозможно. Супруги медленно побрели к началу поезда — Александр отдал жене спортивные чешки, потому что та потеряла тапочки. За ними шла группа людей. Расстояние каждого вагона давалось сложно: мешали кусты, болело тело. Через несколько часов Наталью эвакуировали с помощью местных жителей, чуть позже в больницу Аши увезли Александра. Тот помнит, что выпил три кружки сладкого чая, а на четвертой — отключился.

Записка в бюстгальтере

Во встречном поезде из Новосибирска с бабушкой ехала Дарья Колюжнова, ей было два с половиной года. Вагон был полон детей, но в купе с Дарьей и бабушкой разместились трое солдат. В момент взрыва они не спали — возможно, это их и спасло.

Военнослужащие выбили стекло, спустили сильно обгоревшую женщину с ребенком на насыпь. У вагона их встретили местные жители из села Улу-Теляк, которые одними из первых прибыли на место аварии. Дашу оставили в местной больнице, а бабушку госпитализировали в Уфу, а затем — в НИИ имени Вишневского в Москве, в котором женщина находилась два месяца.

Бумажку с записью, куда отправили Дашу, засунули в обгоревший бюстгальтер ее бабушки. Записку, которая лежала под носилками, нашел отец — так родители смогли найти свою дочь. С обгоревшей правой ногой, обугленными волосами и расплавленными заколками на голове, девочка выжила. За время в больнице Даша успела дать интервью местной газете, но записали ее «Машей Кутковой». Пострадавшей несли много игрушек, а лечили американскими средствами — «какой-то желто-оранжевой пеной». После выписки из больницы Даша не разговаривала три месяца, а сегодня об аварии напоминает шрам на правой ноге.

Позже Дарья Колюжнова пыталась найти людей, которые спасли ее и помогли ее бабушке, — даже обращалась в программу «Жди меня», но безрезультатно.

Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть фото Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть картинку Катастрофа под ашой что произошло. Картинка про Катастрофа под ашой что произошло. Фото Катастрофа под ашой что произошло

Наталья Якубович в июне 1989 года работала начальницей поезда и вела обучающие курсы для проводников. 28 мая вместе со своими подчиненными женщина должна была выехать из Адлера, но старший нарядчик отправила ее другим поездом на пару дней раньше. Наутро после катастрофы Наталья уже была в своей квартире. Ей не раз звонили знакомые, не знавшие, что она уехала. Позже выяснилось, что в катастрофе погибли проводники, которых она обучала.

Женщина объясняет, почему не удалось установить точное число жертв: дети часто ездили с родителями на одной койке, были льготные и неучтенные пассажиры. В повести «Рейс длиною в жизнь» Наталья Якубович рассказывала, что именно после катастрофы под Уфой на билетах стали печатать фамилии пассажиров и учитывать всех детей.

На каждую годовщину трагедии Якубович пишет стихотворение в память о жертвах аварии.

Мама, собирай газеты

В газетах и документальных фильмах очевидцы вспоминают о людях, которые спасали пострадавших из горящих вагонов. Например, старший лейтенант Андрей Ганцев вывел детей из горящего вагона, получил 98% ожогов и скончался в больнице. Александр Ребро вытащил из огня беременную женщину и двоих детей, но получил многочисленные ожоги и умер в госпитале Уфы. Машиниста Виктора Безверхнего выбросило из электровоза. Обожженный и раненый, он смог добраться до пункта связи и сообщить о случившейся катастрофе.

Людей, которые спасали пострадавших, награждали медалями. Чаще всего — посмертно.

Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть фото Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть картинку Катастрофа под ашой что произошло. Картинка про Катастрофа под ашой что произошло. Фото Катастрофа под ашой что произошло

Второго июня 1989 года Владимир Беликов получил телеграмму от близкого друга Андрея Долгачева: «Владимир, встречай. Выезжаю из Новосибирска. Андрей». Долгачев проходил службу в армии, но уволился в запас досрочно из-за болезни матери.

Долгачев должен был прибыть через два дня, но даже на третий никаких новостей от него не было. Владимир уже знал, что на железной дороге что-то случилось, но не смог рассказать об этом матери друга: «Язык у меня не повернулся, она просто могла умереть». Друзья и родные Андрея надеялись, что он был в другом поезде и из-за взрыва на железной дороге просто «стоял в пробке».

Когда матери Андрея прислали телеграмму — та впала в истерику и кричала, что «сына убили». Парень выжил, но попал в больницу в Свердловске с ожогами 28% тела и токсическим отравлением из-за горения обивки вагона.

В больнице он шел на поправку и даже просил мать собирать газеты, чтобы после выписки читать об аварии. Матери он рассказал, как лег спать на нижней полке. Вместе с ним в купе ехала девушка и другой военнослужащий. Проснувшись, Долгачев обнаружил себя придавленным верхней койкой — из-за этого он получил глубокий ожог лба. Долгачев смог отбросить полку и едва успел прикрыть глаза от пламени. В военной рубашке и брюках он выпрыгнул из еще катящегося вагона — в окне уже не было стекла.

В противоположном поезде Долгачев увидел женщину, зовущую на помощь. У нее из глазницы на одном нерве свисало глазное яблоко. Солдат вытащил пострадавшую из окна и заметил, что та была беременна, а волосы на ее голове сгорели полностью. Несколько человек около вагона Догачева собрались в группу и стали дожидаться помощи, но долгое время на них просто не обращали внимания. Уже утром Андрея отправили в Уфу на пожарной машине.

Ногами по стеклу

Осознав масштаб трагедии, Сергей Космотков развернул автобус и поехал обратно до Красного Восхода. Оттуда глава сельсовета по спецсвязи позвонил главе башкирского МВД Федору Семилетову и сообщил о тысячах пострадавших.

К тому времени к месту аварии подоспели люди из других сел — они оказывали первую помощь, оттаскивали пострадавших из зоны взрыва. Тех, кто сильно замерзал, укрывали одеждой. Ночью в селах расчищали помещения от битого стекла, чтобы принять пострадавших и уложить их.

Людей, которым не хватало мест в больнице, укладывали в совхозе, школах и пекарнях. Космотков вспоминает, что продавцы магазина в Красном Восходе не хотели отдавать замерзающим бинты и одежду. Глава села взял все расходы на себя, и только тогда они согласились. Позже молодого главу администрации наградили орденом за личное мужество.

Катастрофа произошла на перегоне в относительно малонаселенной местности. В ближайшем городе Аша тогда жили 38 тысяч человек, в крупном селе Улу-Теляк — три тысячи, в самом Красном Восходе — около восьмисот. Добраться до места аварии на автомобилях непросто и сейчас.

Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть фото Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть картинку Катастрофа под ашой что произошло. Картинка про Катастрофа под ашой что произошло. Фото Катастрофа под ашой что произошло

По официальным данным, сообщение о взрыве и катастрофе на железной дороге поступило оперативному дежурному штаба гражданской обороны Башкирии в 23:35 по московскому времени (в 01:35 по местному). Ночью к месту аварии начали стягиваться военные, курсанты и скорая помощь из Аши и Уфы. К этому моменту к некоторым вагонам было уже не подойти — они пылали внутри и снаружи. До пяти часов утра на участке работали около трех тысяч человек: примерно поровну гражданских и военных.

Жительница Уфы Мария Рождественская хорошо запомнила ту ночь. Окна ее квартиры выходили на городской автовокзал и школу. Из-за сильной жары дома никто не спал, окна были открыты. После полуночи послышались первые сирены. «Я в жизни не видела столько спецтехники, тем более ночью. Этим та ночь мне и запомнилась. Напротив моего дома вдоль всей дороги стояли машины скорой помощи, милиции, пожарные, ЗИЛ и «Камазы»», — вспоминает она.

Затыкали нос сигаретой

За две недели до аварии восемнадцатилетний Дима Гурков только сошел с поезда «Москва — Уфа» и приступил к службе в Школе младших авиационных специалистов. Уже 4 июня в части прозвучала тревога. Ранним утром курсантов, которые еще не приняли присягу, подняли, снарядили противогазами и отправили к месту взрыва на автобусах.

Молодым военным ничего не объяснили. Между собой они гадали, что случилось: думали, что началась война. Тем более, что задние площадки автобусов были забиты сухпайками в картонных коробках. Тогда Гурков решил, что уезжает надолго. Лишь оказавшись за чертой города, курсант увидел возвышающийся столб дыма над лесом.

В это время у опрокинутых поездов уже собрались местные жители — их Гурков называет «гражданскими», — курсанты из других частей и пострадавшие, которые что-то искали. Группу, в которой был курсант, отправили к насыпи — переносить раскиданные по территории тела и доставать погибших из вагонов. Выживших уже не было. Фрагменты тел складывали в сторону насыпи, а целые, но обгоревшие, переносили на руках.

Лишь у некоторых спасателей были брезентовые рукавицы и носилки — большинство работало без них. Вместо этого солдаты рвали портянки на полосы и обматывали ими руки. Обугленная кожа на трупах была неэластичной и слезала при прикосновении, а обгоревшее тело крошилось прямо в руках. Особенно Гуркову запомнились «спекшиеся женщина и маленький ребенок». Спустя час им принесли плащ-палатки, работать стало легче.

Рельсы на путях были изогнуты, стоял запах гари. Вагоны искорежило, где-то они еще тлели на насыпи, где-то — свалились на бок. Кто-то из сослуживцев Гуркова затыкал нос сломанной надвое сигаретой, чтобы не чувствовать стойкий запах, который стоял всюду.

Глава Красного Восхода Сергей Космотков долго не мог отойти от катастрофы. Мужчина вспоминает, что «месяц в рот ничего не лезло после запаха горелого человеческого мяса».

К утру 4 июня часть курсантов растаскивала тлеющие завалы деревьев, другие прочесывали лес вглубь — находили новые тела и отброшенные на сотни метров двери вагонов.

Днем солдаты и курсанты встали в оцепление — на месте аварии ждали комиссию. Дмитрию Гуркову запомнилась резкая смена погоды — начался дождь с градом и гроза: «Бритым наголо новобранцам наколотило градинами по ушам, так и стояли — красные, как светофоры».

Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть фото Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть картинку Катастрофа под ашой что произошло. Картинка про Катастрофа под ашой что произошло. Фото Катастрофа под ашой что произошло

От отца остались ножницы и ключи

После людей покореженный металл и развороченную землю разравнивали бульдозерами. Движение на перегоне восстановили уже через несколько дней. По воспоминаниям главы Красного Восхода, тогда люди «стали выступать», что в земле находят фрагменты тел — кости и личные вещи: «[Возмущались] что там по трупам [ездят]. Дорогу вскрывали по новой — находили фрагменты, какие-то вещи попадались. Если это труп, то его сразу убирали, а некоторые сгорели так, что сразу и не поймешь, что это человек».

Учительнице рисования из Ханты-Мансийска Ольге Буровой было 24 года, когда ее отец Алексей Козлов, директор кирпичного завода в пригороде Омска и местный депутат, уезжал в командировку. Во время прощания с ним у Буровой было плохое предчувствие: «Мне приснился сон, в котором ночное небо озарилось краснотой, будто от пожара». На тот момент ее отцу было за пятьдесят и вместе с коллегами он поехал в Пензу — на курсы повышения квалификации.

В воскресенье, 4 июня Ольга вместе с мамой отправилась на дачу. К вечеру им рассказали, что на железной дороге разбился поезд, «который ехал на юг». Об Алексее в тот момент близкие не думали: «Ехал же в Пензу, а не на море». По возвращению семья должна была отметить тридцатилетие его работы на заводе и день рождения матери — 4 июня. Но и через три дня новостей от отца не было.

Когда стало ясно, что Алексей Козлов находился в поезде, по телевизору показывали хронику: с вертолета снимали выжженное поле и поваленные деревья. Количество погибших увеличивалось ежедневно. В омском театре организовали информационный штаб. Семья Ольги бывала там каждый день, а звонили — почти ежечасно. По телефону их то просили просто ожидать информации, то уточняли приметы: «У него были вставные зубы? А родинки на теле?»

Наконец, мать Буровой сама поехала на место трагедии. Ольга осталась дома: «Я побоялась. Тогда там люди просто психику ломали». На месте пожара жена Алексея Козлова нашла его вещи — точнее, всего два предмета. «Ключи и ножницы — все, что осталось от моего отца», — говорит Ольга.

Семье Козловых, как и другим родственникам погибших, выплатили компенсацию за потерю кормильца в шесть тысяч рублей. «В то время это новые «Жигули»», — рассказывал НВ один из пострадавших. Кому-то предоставляли новую квартиру — если погибшим был единственный работающий член семьи или жилье было ветхим.

Спустя год после трагедии омская «Ассоциация родственников погибших и пострадавших в катастрофе» издала небольшую брошюру — с фотографиями и текстом о погибших школьниках из Омска, которые отправились на сельскохозяйственные работы. Один экземпляр подарили Ольге Буровой: «Когда читала про этих детей, мне больно было, потому что некоторым сейчас было бы только под сорок». Ольга отсканировала книгу и опубликовала на странице ВКонтакте.

Из 383 детей, ехавших на поезде, погиб 181 ребенок, в том числе девять хоккеистов молодежной команды «Трактор-73» из Челябинска.

Как и в случае с Козловым, родственникам часто приходилось опознавать погибших лишь по приметам, одежде или участкам тела, не обожженным огнем. Если фрагментов тела не оставалось — на железной дороге пытались найти предметы, принадлежащие погибшему: ключи, золотые коронки и украшения.

Возле мемориала на 1710 километре есть братская могила, где захоронены 327 «невостребованных» урн — с прахом тех, кого не удалось опознать.

Ожоги — отсроченная смерть

Тяжелораненых на вертолетах эвакуировали в Уфу. Других — поездом в Челябинск. Катастрофа в Башкирии — первый случай в советской практике, когда в ночное время пострадавших перевозили на вертолетах «Ми-8». Треть отвезли в Челябинск на поездах без оборудования для оказания неотложной помощи. Из-за этого в Челябинске было зафиксировано в два раза больше летальных исходов, чем в Уфе. Помимо Уфы и Челябинска пострадавших, которые могли перенести полет, отправляли в ожоговые центры Москвы, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска, Самары и Барнаула.

На утро 5 июня были госпитализированы больше 700 человек. Из-за сильных ожогов и отравлений токсичными веществами многие пострадавшие умерли. Сотрудники информационного штаба в Уфе обновляли списки опознанных и погибших каждый час: вывешивали на планшетах, отвечали на звонки по телефону. Иногда личность раненного установить не удавалось — кто-то умирал, не приходя в сознание. Тогда тела отвозили в морг, где их опознавали родственники.

Александр Клюкин очнулся в больнице, когда к нему приехал брат. Он увидел его сквозь щелки глаз — лицо покрылось твердой коркой, губы не двигались. Александр вспоминает слова брата: «Когда увидел тебя, вышел из палаты и заревел».

Из Аши его вместе с женой погрузили на носилках в вертолет и эвакуировали в Уфу. Оттуда — на самолете в Москву. Мужчина вспоминает, что чувствовал сильную боль, — любое движение давалось с трудом. Александра и Наталью положили в одну палату.

О смерти жены Клюкин узнал утром 8 июня: «Ночью очнулся от наркоза в середине общей палаты, услышал ее крик и попытался встать». Мужчине удалось сесть на кровать, но в палату зашла медсестра и ввела снотворное. На следующий день кровати Натальи в палате уже не было. Позже он услышал от врачей: «Раз встал — значит будешь жить».

Мужчину выписали из больницы через два месяца. В первое время Клюкин не мог работать — сильно обгорели кисти рук. Ему дали третью степень инвалидности и предоставили пенсию в 60 рублей (до катастрофы мужчина зарабатывал 200). Деньги, которые ему выплатило государство, Клюкин потратил на операцию и лечение, а средства за потерю жены положил на сберегательные книжки двух малолетних детей.

Другой пострадавший в аварии, Андрей Долгачев, на вторую неделю в госпитале уже пил клюквенный морс, ел приготовленную матерью еду, а в палате его и других пострадавших даже угостили черной икрой. Мать солдата позвонила Владимиру Беликову, близкому другу Андрея, и рассказала, что тот «шлет пламенный привет».

Затем с Андрея сняли спицы, и у него началось кровотечение, поднялась температура «под 40 градусов». Врачи обнаружили у Долгачева почечную недостаточность. Лечили с помощью привезенных из США «искусственных почек», но, по мнению Владимира Беликова, на всех их просто не хватило: «На «почку» шли по записи, ведь риск для жизни был у всех. Либо будут лечить одного и кто-то умрет, либо попробуют всех, но по чуть-чуть. Аппараты выходили из строя из-за того, что работали круглыми сутками».

О смерти друга Владимир узнал 19 июня. В Волгоград приехал брат Долгачева и сообщил, что «Андрей умер в больнице». В город тело доставили в оцинкованном гробу и похоронили на местном кладбище. Матери Андрея предоставили новую квартиру в городе взамен старого дома. Владимир рассказывает, что часто гостил у нее, поздравлял с праздниками и помогал по хозяйству: «Доходило до смешного: видел приступы ревности у своей мамы!»

Валерий Кондратьев, тренер хоккейной команды в городе Тогучин, опубликовал свою историю в сообществе, посвященном памяти жертв Ашинской катастрофы. Вместе с женой и дочерью он ехал к морю, в отпуск. После взрыва их госпитализировали в Улу-Теляк. По рассказам мужчины, дочь Валерия тогда смотрела на ожоговые пузыри и спрашивала у отца: «У меня в ручках конфеты?» 19 июня она умерла из-за отказа почек. Спустя год, 19 июня 1990 года у Кондратьева родился сын. Мужчина отказался говорить с НВ, пояснив, что «время не лечит».

В госпитали и больницы Уфы и Челябинска приезжали врачи из разных концов страны. Дефицит оборудования компенсировали: его везли из Германии и США. Хирург из Великобритании Колин Рейнер вспоминал, что Михаил Горбачев позвонил Маргарет Тэтчер одной из первых и та собрала делегацию врачей. В Уфе работали шестеро гражданских и 22 военных врача из США, прибывших со своими медикаментами и оборудованием. В Челябинске лечение вели врачи из Англии, Ирландии, Австралии; в Москве трудились специализированные бригады из Германии и Израиля.

За все время в больницы поступило 806 пострадавших, из них — 196 детей. По всей стране жители сдавали кровь. Трагедия под Ашой, по мнению медицинских исследователей, — это становление отечественной ожоговой медицины и развитие медицины катастроф.

Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть фото Катастрофа под ашой что произошло. Смотреть картинку Катастрофа под ашой что произошло. Картинка про Катастрофа под ашой что произошло. Фото Катастрофа под ашой что произошло

К каждому контролера не поставишь

В конце 80-х в СССР случилось несколько крупных трагедий: 4 июня 1988 года в Арзамасе взорвался поезд, 7 декабря 1988 года произошло землетрясение в Армении, 26 апреля 1986 года — авария на Чернобыльской АЭС.

Радио и телевидение сообщили о трагедии утром 4 июня — в 1989 году власти уже не утаивали новости об авариях. Тогда же Михаил Горбачев вместе с председателем Совета министров СССР Николаем Рыжковым прилетели на место аварии. Руководство страны посетило больницу в Аше. Там руководителей спросили, не слишком ли дорого стране обходится низкая дисциплина и халатность на производстве? На что Михаил Горбачев ответил: «К каждому контролера не поставишь».

В понедельник, 5 июня в «Правде» и «Известиях» опубликовали короткие заметки с информацией о случившемся, соболезнованиями от ЦК КПСС, Верховного совета и Совета министров. Тогда же в СССР объявили траур. Шестого июня в газетах появились репортажи с места события. При этом на первой странице соболезнования соседствовали с поздравлением Центрального комитета Прогрессивного фронта народа Сейшельских островов.

Старший лейтенант Чубаров сообщил корреспонденту «Правды», что основной версией случившегося считают взрыв: «В день аварии давление в продуктопроводе сжиженного газа упало, а чтобы держать темп, его стали прибавлять. Из трубопровода случилась утечка и газ скопился в низине», — отвечал Чубаров на вопрос журналиста.

Простите нас

Уголовное разбирательство длилось шесть лет — до 1995 года. Реальные сроки получили два человека. Подсудимых обвиняли по статьям «Халатность» и «Нарушение правил при производстве строительных работ». Начальник генподрядного стройуправления треста «Нефтепроводмонтаж» Виктор Курочкин получил два года. К такому же сроку приговорили Александра Курбатова, начальника линейной инженерно-технологической службы «Черкассы» Альметьевского управления магистральных продуктопроводов и Минибаевского газоперерабатывающего завода. Остальные отделались условными сроками или были освобождены по амнистии.

Дочь погибшего в аварии директора кирпичного завода Алексея Козлова вспоминает, что на годовщину к собравшимся родственникам погибших пришел инженер, который принимал участие в закладке продуктопровода: «Он вышел на сцену и сказал в микрофон: «Простите нас. Мы гнали план, не задумывались. Возможно, сделали где-то брак и из-за этого погибли люди»», — пересказывает слова рабочего женщина.

После аварии трубу использовать перестали, а объемы добычи сырья значительно сократились. В 2011 году власти Башкирии и Татарстана решили восстановить разрушенный продуктопровод, но проект «Западная Сибирь — Поволжье» так и не был реализован. Трубу для поставок такой же смеси построили в тысяче километров от Аши — от поселка Пуровск на Ямале до Тобольска в Сибири. Дата запуска нового продуктопровода — 4 июня 2014 года — совпала с 25-й годовщиной катастрофы.

Память

Кроме обелиска на 1710 километре Транссибирской магистрали, о катастрофе больше ничего не напоминает. На выжженной взрывом территории вырос новый лес — ели сажали родственники погибших.

Пострадавшая в аварии Дарья Колюжнова вспоминает, что ее бабушка извлекала осколки из тела до конца жизни: «Они засели глубоко, но когда перемещались близко к коже — бабушка шла их удалять». После катастрофы женщина больше не ездила на поездах.

Общественный работник из Улу-Теляка Галина Трофимова рассказала НВ, что в 2019 году компания «Транснефть» выделила деньги на траурную церемонию, а также спонсирует строительство церкви в Улу-Теляке. Один из активов госмонополии — АО «Гипротрубопровод», в советское время это предприятие строило большую часть магистральных трубопроводов в стране, в том числе и взорвавшийся «Южный Балык – Миннибаево».

Сергей Космотков, который в 1989 году был председателем сельского совета Красного Восхода, спустя 30 лет после трагедии по-прежнему возглавляет село и во время разговора с корреспондентом НВ прерывается, раздавая указания подчиненным — в селе убирают территорию возле мемориала и к тридцатилетию «готовятся почтить память погибших».

Поделиться

Мы – телеканал «Настоящее Время». Мы делаем яркие видео, рассказываем о важных новостях и злободневных темах, готовим интересные репортажи и передачи. Смотрите нас на спутнике, в кабельных сетях и в интернете. Каждый день мы присылаем дайджест всего, что нужно знать, одним письмом, а также превращаем цифры в понятные истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *