Катехизаторские курсы что это

Школа катехизатора

Катехизаторские курсы что это. Смотреть фото Катехизаторские курсы что это. Смотреть картинку Катехизаторские курсы что это. Картинка про Катехизаторские курсы что это. Фото Катехизаторские курсы что это

Православие в наши дни. Можем ли мы что-то объяснить людям? Размышления катехизатора

Так сло­жи­лось, что боль­шая часть воцер­ков­ля­ю­щихся людей не знают, почему Пра­во­сла­вие именно такое, каким они его узнали и при­няли. Это нор­мально и есте­ственно на пер­вых порах цер­ков­ной жизни, потому что Цер­ковь пред­ла­гает совре­мен­ному чело­веку тра­ди­цию, освя­щен­ную двух­ты­ся­че­лет­ним опытом…

Принципы воцерковления — священник Стефан Нохрин

Цель кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти как этапа цер­ков­ного слу­же­ния – помочь чело­веку стать само­сто­я­тель­ным пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном. И каза­лось бы, все понятно: мы – воцер­ко­в­лен­ные люди, хри­сти­ане, и хотим помочь дру­гим, новым чле­нам Церкви, воцерковиться.

Методическое пособие катехизаторам для проведения огласительных бесед перед принятием Таинства Крещения — священник Стефан Нохрин

Ни для кого не сек­рет, что нынеш­нее состо­я­ние Церкви можно оха­рак­те­ри­зо­вать слож­ным про­цес­сом обще­че­ло­ве­че­ского раз­ви­тия с моди­фи­ци­ро­вав­ши­мися, видо­из­ме­нен­ными отно­ше­ни­ями в рели­ги­оз­ной и соци­­ально-обще­ствен­­ной кар­тине мира.

Требования к катехизатору и наиболее часто встречающиеся ошибки катехизаторов

Дары, полу­чен­ные в Таин­стве Свя­щен­ства, семи­нар­ское обра­зо­ва­ние, высо­кий кре­дит дове­рия со сто­роны мирян дают свя­щен­но­слу­жи­те­лям немало пре­иму­ществ перед миря­нами, однако не исклю­чают воз­мож­ность и для мирян стать успеш­ными катехизаторами.

Распространенные ошибки катехизаторов

Во время про­ве­де­ния огла­си­тель­ных бесед кате­хи­за­тору необ­хо­димо ста­раться избе­гать сле­ду­ю­щих наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щихся оши­бок. Изло­жен­ные в дан­ной работе наблю­де­ния и выводы яви­лись резуль­та­том осмыс­ле­ния опыта девя­ти­лет­него про­ве­де­ния авто­ром огла­си­тель­ных и кате­хи­зи­че­ских бесед.

Роль катехизической практики при подготовке катехизаторов — Якунцев В.И.

Доклад В.И. Якун­цева, пре­по­да­ва­теля кате­хе­тики Свято-Фила­ре­то­в­ского пра­во­­славно-хри­­сти­ан­ского инсти­тута на XX Рож­де­ствен­ских чтениях

Источник

Люди в храме: катехизатор

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Алексей Волков, 43 года. Катехизатор храма Преображения Господня в Тушине

Катехизаторские курсы что это. Смотреть фото Катехизаторские курсы что это. Смотреть картинку Катехизаторские курсы что это. Картинка про Катехизаторские курсы что это. Фото Катехизаторские курсы что это

Фото Владимира Ештокина

Его дедушка работал в охране Сталина, а сам он до прихода в храм был инкассатором и серьезно занимался рукопашным боем. Окончил миссионерский факультет православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На последнем году учебы стал проводить огласительные беседы перед крещением. По воскресеньям преподает для друзей-прихожан гиревое жонглирование и рукопашный бой.

— Когда я начал заниматься миссионерством и катехизацией, слово «миссионерство» воспринималось прихожанами как какое-то сектантство, а слово «катехизация» было вообще для них непонятно. И когда они научились его выговаривать без ошибок, то подумали, что катехизатор — это охранник, только такой крутой, секьюрити, который еще и о Боге говорит. Просто так сложилось, что у меня есть опыт в охране и я помогаю организовать работу наших храмовых охранников.

Катехизатор в храме необходим. Иногда человек по разным причинам боится подходить к священнику. Ему нужно поговорить с таким же, как он сам. С такими людьми я сажусь и разговариваю.

В нашем приходе мы проводим три огласительные беседы: одну — священник, остальные — я. Это важный психологический момент — показать людям, что священники не кусаются, не относятся к «касте избранных», адекватные люди. Что я пытаюсь сделать на беседах? — заразить людей верой. Показать, что Православие — не совокупность бабушкиных суеверий, а это очень интересно, глубоко и отвечает на важные вопросы человека.

Беседы у меня проходят в форме лекции. Просто вести диалог бессмысленно — это нецелесообразное расходование времени. Если бы у меня была возможность в течении месяца или года с этими людьми поработать, тогда это была бы череда бесед. Но поскольку время ограничено, то это форма лекции, в процессе которой мне можно задавать вопросы. Более того, своим слушателям я сразу говорю, что не настаиваю на том, чтобы они в обязательном порядке досиживали до конца — они хоть сейчас могут встать и уйти. Я их сразу отмечаю, что они были на беседе. Делаю это специально, чтобы у людей не создавалось ощущения «обязаловки». Слушателей такой подход сразу расслабляет. Некоторые вначале смотрят на меня так: сейчас из вежливости посижу минут 10, а потом под каким-нибудь предлогом уйду.

Катехизаторские курсы что это. Смотреть фото Катехизаторские курсы что это. Смотреть картинку Катехизаторские курсы что это. Картинка про Катехизаторские курсы что это. Фото Катехизаторские курсы что это

Фото Владимира Ештокина

У людей вначале одна и та же реакция — вначале смотрят недоверчиво, исподлобья. Потом с удивлением. Потом в глазах появляется блеск. Потом — радость на лице. Крайне редко бывает, что кто-то уходит, не дождавшись конца. Хотя два часа мозгового штурма — это тяжело. Часто многие остаются после окончания беседы, и мы чуть ли не до полуночи сидим и обсуждаем их наболевшие вопросы.

Быть катехизатором — служение, а не работа. Работа — с 9:00 утра до 18:00 вечера с перерывом на обед. А служение — это всегда. Даже во сне. Моя мама говорила: «Когда ты во сне разговариваешь, ты либо молишься, либо лекции читаешь». Был такой случай: пришел ко мне на огласительную беседу молодой человек — собирался стать крестным. Прошел все беседы. Понял, что со мной есть о чем поговорить. Когда все расходились, мы оставались, и я отвечал на его вопросы о вере. От меня он ушел довольный, обменялись контактами. Прошел год, я уже и забыл о нем. И тут он звонит: «У меня проблемы». Оказалось, что парень расходится с женой — она собиралась уйти к другому, и, естественно, он это сильно переживал. Его даже не интересовало мнение Церкви на этот счет или что-то подобное — ему просто нужны были чисто житейские советы от старшего товарища, вот он про меня и вспомнил. Не то чтобы я ему советовал чего-то, нет. Просто был рядом и говорил, как бы поступил на его месте. Этот парень во время одной из наших бесед стал говорить, что он побьет ухажера своей жены. Я ему и говорю: «А ты драться-то умеешь?» Ну, я ему предложил походить ко мне на рукопашку. Конечно, не с целью, чтобы он кого-то реально избил, а чтобы чем-то его занять. Он начал ходить, понравилось. Со временем у него появилась внутренняя уверенность, он перестал так раскисать по этому поводу.

Увы, жена от него все-таки ушла, хотя, надо отдать ему должное, он до последнего пытался сохранить семью. И тут у него возник вопрос: а дальше-то что? А дальше началась церковная жизнь, поскольку на тренировках постоянно поднимались вопросы веры. И вот один раз увидел его в храме, стоит на службе, другой раз. Смотрю — уже исповедоваться начал. Потом он перешел в другой храм, где как раз алтарников не хватало. Сейчас он там и работает, рад до безумия. Никогда не знаешь, какими путями Бог приведет человека к Себе.

Валентин Циферблат, 68 лет. Катехизатор-миссионер в СИЗО № 2 (Бутырская тюрьма) и СИЗО № 4 в Москве

Катехизаторские курсы что это. Смотреть фото Катехизаторские курсы что это. Смотреть картинку Катехизаторские курсы что это. Картинка про Катехизаторские курсы что это. Фото Катехизаторские курсы что это

Фото Владимира Ештокина

Когда до работы в тюрьмах я занимался уличной миссией, я обратил внимание, что 9 из 10 человек тебя просто не слышат, а в тюрьме люди уже морально готовы к разговору о Боге и даже ищут Его. В отличие от многих «свободных» людей, заключенные «остановились» и стали задумываться о своей жизни. На приходе или улице люди послушали и побежали — а там бежать некуда. Мало того, узники тебя еще будут держать до последнего, задавать много вопросов. Еще одно отличие: приходят и некрещеные, и сектанты — все хотят услышать Слово Божие и разобраться в своей вере, какая бы она ни была.

В Бутырке мы находимся по 4 часа. Около часа мы пьем чай, приносим сладости, разговариваем на разные темы. Потом мы читаем Евангелие воскресного дня и толкуем его по святым отцам, при этом вовлекаем узников в беседу. Опять же, это отличие от катехизаторских курсов на обычном приходе. Мы стараемся, чтобы люди сами думали, работали и отвечали на вопросы. Примерно треть из слушателей воцерковляются по-настоящему — они уже здесь начинают помогать в алтаре, работать звонарями, читают за богослужением.

Самое сложное — изменить себя. Мы не только пытаемся донести слово Божие людям, но еще работаем и над собой.

Катехизаторские курсы что это. Смотреть фото Катехизаторские курсы что это. Смотреть картинку Катехизаторские курсы что это. Картинка про Катехизаторские курсы что это. Фото Катехизаторские курсы что это

С отцом Константином Кобелевым, священником Бутырского изолятора. Фото Владимира Ештокина

Если ты сам не будешь верить в то, что ты говоришь, эта фальшь всегда проявится. Если у тебя нет любви к людям, то ты не сможешь привести человека к Богу. У катехизатора должно быть стремление помочь ближнему. Если в человеке нет этого милосердия, он быстро теряет ко всему интерес.

Мы стараемся всегда объяснить человеку: то, что он сюда попал — это промысл Божий, чтобы он узнал о вере. На один из праздников в Бутырской тюрьме пришел бывший сиделец, который провел тут 3 года, и сказал: «Я с благодарностью вспоминаю это время». Здесь он услышал Божье слово и нашел смысл жизни. И он ее сейчас старается изменить. Сами воспитатели говорят, что 80 % заключенных возвращается обратно. Мы им объясняем, что у нас общая задача — исправить человека. Они исправляют его трудом, мы — верой.

На мой взгляд, самое сложное в православии — прощение не только людей, любящих нас, а прощение своих врагов. И это особенно актуально в тюрьме. Мы постоянно говорим: «Вы должны простить того человека, который, допустим, на вас написал донос». Особенно это касается тех, кто считает, что сидит ни за что.

Совсем недавно был интересный случай: на территории Бутырки есть психбольница, ее называют «Кошкин дом». Туда привозят заключенных с психическими заболеваниями из других СИЗО на лечение, а узники из хозяйственного отряда Бутырки за ними ухаживают. Один из сидельцев, который там работает, увидел в больнице человека, принимавшего непосредственное участие в его судебном процессе. Теперь он сам оказался под следствием. Какая у заключенного должна быть реакция? Он же может отомстить. Здесь наша цель — донести до человека, что он должен не только простить своего врага, но и помочь ему. Пока не ясно, чем закончится эта история, но человек пришел к нам за советом и рассказал о ситуации — это уже дает надежду на то, что он может над собой работать и отнестись к своему «врагу» по-христиански. Такие случаи не единичны: один из наших слушателей встретил в тюрьме своего адвоката, который в деле ему никак не помог, а деньги за работу взял большие. Бывают такие столкновения, где человек должен проявить свой христианский характер. В этом одна из задач наших занятий — научить человека не озлобляться и по возможности не отвечать на зло злом.

Диакон Николай Лавренов, катехизатор храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, 34 года

Катехизаторские курсы что это. Смотреть фото Катехизаторские курсы что это. Смотреть картинку Катехизаторские курсы что это. Картинка про Катехизаторские курсы что это. Фото Катехизаторские курсы что это

Экономист по образованию, до 2012 года совмещал светскую работу и служение катехизатором. Сейчас помимо дьяконского служения проводит огласительные беседы перед крещением и работает заместителем председателя миссионерской комиссии города Москвы. Считает, что лучшие миссионеры и катехизаторы получаются из людей с техническим складом ума.

Крестили меня в детстве, но обратился к вере только в студенческие годы. В этот период жизни мне стали попадаться книги на религиозную тематику — какие-то эзотерические вещи. Меня они не «зацепили» и глубины в них я не почувствовал. Больше напускного пафоса, непонятной терминологии. Однажды, выходя из дома, я хотел взять что-то почитать в дороге и ничего достойного внимания не мог у себя найти. И тут в книжном шкафу я увидел Библию. Я подумал, что Библия — точно серьезная книга, и начал ее читать. Я в ней сразу утонул и не мог остановиться — читал и читал, хотя изначально относился к написанному скептически. Так появилось желание обратиться к Богу, молиться Ему. Так начался мой путь в Церкви.

Одна из ошибок катехизатора — желание просто развлечь людей, поговорить с ними «за жизнь», чтобы им было не скучно. Человек после такой беседы выходит довольный, но пустой и не готовый. Он по-прежнему не знает, кто такой Христос и в чем смысл Крещения. Нужно относиться к огласительным беседам как к величайшему событию в жизни каждого слушателя. Возможно, что у него не будет другой возможности узнать о Боге. Нельзя тратить время впустую, рассказывая людям что-то интересное, но не самое важное в данном случае.

Катехизатор — это человек верующий, который болеет душой за то, что люди вокруг него еще не знают Христа. Мы должны ощущать, что вне Церкви нет спасения. И люди, которые там пребывают, для нас очень дороги. Мы из милосердия, из любви к Богу и ближнему должны приложить все силы, чтобы рассказать им о Христе. Очень важно, чтобы это желание было подкреплено образованием, но не просто формальной корочкой — необходимо, чтобы миссионер сам был наставлен в вере и мог простым и понятным языком о ней говорить. При этом катехизаторские или миссионерские курсы нужно закончить хотя бы для того, чтобы проверить свои знания. Даже если ты уверен, что все знаешь, в этом должен быть уверен и настоятель храма, который отвечает за качество огласительных бесед.

Катехизаторские курсы что это. Смотреть фото Катехизаторские курсы что это. Смотреть картинку Катехизаторские курсы что это. Картинка про Катехизаторские курсы что это. Фото Катехизаторские курсы что это

Самое радостное в моем служении — когда человек от заблуждения приходит к истине. Конечно так бывает не всегда и не со всеми. Были и огорчения, и радости. Например, как-то целый год я общался с девушкой, готовил ее к крещению. У нее так и не появилось твердой решимости принять православие. А потом это общение вовсе прервалось, и я подумал: «Как грустно: целый год усилий — и без результата». Прошло много времени, я уже забыл об этой истории, и вдруг звонок от нее: «Я покрестилась». То есть все, о чем мы говорили, не прошло напрасно.

Не знаю, должен ли катехизатор обладать особой харизмой, но дар проповеди у него точно должен быть. Есть такие люди, которые могут сказать, как апостол Павел: «Горе мне, если не проповедую». Если ты проехал с человеком где-то в дороге и не заговорил с ним о вере, ты чувствуешь угрызения совести, которая говорит тебе: «Другого случая не будет. Только сейчас можно этому таксисту сказать о Христе, хотя бы пару слов».

Кстати, про таксиста: недавно ехал с одним, и он рассказал мне историю из своего детства и заодно про поступок, о котором жалеет больше всего. Однажды папа дал ему рубль и попросил купить помидоры. Продавщица куда-то вышла, и он взял овощи, а деньги не оставил. Прошло много лет, это мелкое воровство до сих пор мучает человека, а исправить ситуацию нельзя. А цена этой проблемы — рубль. Я ему стал рассказывать о Христе, о Его искупительном подвиге. Сам водитель дал мне повод рассказать о том, что Спаситель фактически и уплатил за него эти деньги — Он принял наказание за грехи всех людей на Кресте. Эта история не закончилась грандиозным чудом с просьбой немедленно крестить его, нет. Она закончилась тем, что он меня внимательно выслушал. И одно это сделало наш разговор не бессмысленным. По крайней мере, так я это расцениваю.

Если ты чувствуешь призвание к миссионерству и не проповедуешь, то становишься похожим на пророка Иону, который испугался язычников чужой страны и уплыл в другом направлении. И чем это кончилось. Если мы будем уклоняться от проповеди, когда имеем призвание, то Господь спросит с нас как в притче о талантах: «Я тебе дал эти таланты. Почему ты их зарыл?».

Источник

Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов

Доку­мент под­го­тов­лен Отде­лом рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и пред­став­ляет собой сово­куп­ность поло­же­ний, кото­рые сле­дует учи­ты­вать при реа­ли­за­ции основ­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм по под­го­товке катехизаторов.

Оглав­ле­ние

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вве­де­ние Цер­ков­ного обра­зо­ва­тель­ного стан­дарта по под­го­товке кате­хи­за­то­ров обу­слов­лено необ­хо­ди­мо­стью каче­ствен­ного раз­ви­тия кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви на совре­мен­ном этапе. Кате­хи­за­ция, как содей­ствие уве­ро­вав­шему в Бога чело­веку в обре­те­нии основ пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния и образа жизни по Хри­сто­вым запо­ве­дям, в созна­тель­ном и ответ­ствен­ном уча­стии в литур­ги­че­ской жизни Церкви, должна осу­ществ­ляться на систем­ной основе и быть обес­пе­чена под­го­тов­лен­ными к этой дея­тель­но­сти кад­рами. В связи с реше­нием Свя­щен­но­на­ча­лия о вве­де­нии штат­ной опла­чи­ва­е­мой долж­но­сти кате­хи­за­тора на при­ходе и в бла­го­чи­нии на всей кано­ни­че­ской тер­ри­то­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, Архи­ерей­ский Собор 2011 года поста­но­вил раз­ра­бо­тать меха­низмы под­го­товки кате­хи­за­то­ров (Опре­де­ле­ние Освя­щен­ного Архи­ерей­ского Собора Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви от 4 фев­раля 2011 года «О вопро­сах внут­рен­ней жизни и внеш­ней дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви» (п.18)).

Пер­выми учре­жде­ни­ями, начав­шими осу­ществ­лять систе­ма­ти­че­скую под­го­товку кате­хи­за­то­ров, стали кате­хи­за­тор­ские (бого­слов­ско-педа­го­ги­че­ские) курсы. С начала 90‑х гг. курсы – наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная форма обра­зо­ва­ния в основ­ном для мирян, жела­ю­щих осу­ществ­лять духовно-про­све­ти­тель­скую дея­тель­ность на при­хо­дах. Уча­щи­еся кур­сов полу­чают базо­вую бого­слов­скую под­го­товку, а также основы педа­го­ги­че­ской и кате­хи­за­тор­ской работы. Мно­гие выпуск­ники кур­сов осу­ществ­ляют слу­же­ние в каче­стве пре­по­да­ва­те­лей вос­крес­ных школ для детей и взрос­лых. Однако на насто­я­щий момент в ряде епар­хий отсут­ствуют подоб­ные цен­тры под­го­товки кате­хи­за­то­ров, а име­ю­щи­еся рабо­тают по раз­лич­ным про­грам­мам и предъ­яв­ляют неоди­на­ко­вые тре­бо­ва­ния к выпуск­ни­кам. Вве­де­ние опре­де­лен­ного стан­дарта при­звано обоб­щить и систе­ма­ти­зи­ро­вать накоп­лен­ный опыт под­го­товки кате­хи­за­то­ров с уче­том совре­мен­ных задач, сто­я­щих перед кате­хи­за­цией, и, по воз­мож­но­сти, рас­про­стра­нить его во все епархии.

Дан­ный стан­дарт пред­став­ляет собой сово­куп­ность поло­же­ний, кото­рые сле­дует учи­ты­вать при реа­ли­за­ции про­грамм по под­го­товке, пере­под­го­товке, повы­ше­нию ква­ли­фи­ка­ции кате­хи­за­то­ров в духов­ных шко­лах, вузах и на кате­хи­за­тор­ских кур­сах для осу­ществ­ле­ния духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти на уровне при­хода и бла­го­чин­ни­че­ского округа, а также для атте­ста­ции рабо­та­ю­щих кате­хи­за­то­ров. При состав­ле­нии стан­дарта за основу была взята сред­не­сроч­ная про­грамма, рас­счи­тан­ная на два (два с поло­ви­ной) года обу­че­ния по очно-заоч­ной форме. Такую про­грамму пред­ла­га­ется счи­тать опти­маль­ной для под­го­товки кате­хи­за­то­ров. Кроме того, про­граммы обу­че­ния могут реа­ли­зо­вы­ваться в дру­гих фор­мах: очной, заоч­ной, дистан­ци­он­ной. В соот­вет­ствии со стан­дар­том при­го­тов­ле­ние к кате­хи­зи­че­скому слу­же­нию про­ис­хо­дит через духовно-нрав­ствен­ное воз­рас­та­ние и при­об­ре­те­ние зна­ний и имеет своей целью утвер­жде­ние буду­щего кате­хи­за­тора в исти­нах веры, бла­го­че­стии и страхе Божием, а также в овла­де­нии им про­фес­си­о­наль­ными навы­ками, необ­хо­ди­мыми для осу­ществ­ле­ния духовно-про­све­ти­тель­ской деятельности.Большое зна­че­ние при под­го­товке кате­хи­за­то­ров должно уде­ляться вос­пи­та­тель­ному про­цессу. По окон­ча­нии про­граммы обу­че­ния пред­по­ла­га­ется выда­вать соот­вет­ству­ю­щий доку­мент цер­ков­ного образца. На основе стан­дарта учеб­ные заве­де­ния должны раз­ра­бо­тать свою основ­ную обра­зо­ва­тель­ную про­грамму, рабо­чие про­граммы по изу­ча­е­мым дис­ци­пли­нам.

Необ­хо­димо под­черк­нуть, что учеб­ное заве­де­ние, осу­ществ­ля­ю­щее под­го­товку кате­хи­за­то­ров, должно быть тесно свя­зано с бла­го­чи­ни­ями и при­хо­дами, иметь пло­щадки для про­хож­де­ния слу­ша­те­лями прак­тики по кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти. При­вет­ству­ется пере­вод уже дей­ству­ю­щих кате­хи­за­тор­ских кур­сов на базу духов­ных учеб­ных заве­де­ний или вузов в епар­хиях, где суще­ствует такая воз­мож­ность. В выс­ших учеб­ных заве­де­ниях под­го­товка может осу­ществ­ляться, напри­мер, по спе­ци­аль­но­сти «рели­гио­ве­де­ние», «тео­ло­гия» с изу­че­нием допол­ни­тель­ных дис­ци­плин цикла «Кате­хи­зи­че­ская дея­тель­ность», а также в форме допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния. В духов­ных семи­на­риях и учи­ли­щах при­вет­ству­ется созда­ние кате­хи­за­тор­ских факуль­те­тов (отде­ле­ний). Для более эффек­тив­ной работы обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние может орга­ни­зо­вы­вать фили­алы в рай­он­ных цен­трах, раз­ра­ба­ты­вать про­граммы заоч­ного и дистан­ци­он­ного обучения.

Поло­же­ния стан­дарта могут стать основ­ной для состав­ле­ния крат­ко­сроч­ных про­грамм повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции, а также дол­го­сроч­ных про­грамм и про­грамм выс­шего образования.

Для обу­че­ния по сред­не­сроч­ным и крат­ко­сроч­ным про­грам­мам под­го­товки и повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции реко­мен­ду­ется при­ни­мать свя­щен­но­слу­жи­те­лей и воцер­ко­в­лен­ных мирян, име­ю­щих выс­шее или сред­нее про­фес­си­о­наль­ное обра­зо­ва­ние по направ­ле­нию от насто­я­теля при­хода (бла­го­чин­ного округа). Лица, име­ю­щие выс­шее бого­слов­ское, рели­гио­вед­че­ское, педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние могут повы­сить свою ква­ли­фи­ка­цию пройдя обу­че­ние по отдель­ным дис­ци­пли­нам стандарта.

Рас­ходы на обу­че­ние целе­со­об­разно воз­ло­жить на при­ход (бла­го­чи­ние) от кото­рого направ­ля­ется уча­щийся, с тем, чтобы после про­хож­де­ния обу­че­ния по про­грам­мам под­го­товки (повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции) выпуск­ник осу­ществ­лял кате­хи­зи­че­скую дея­тель­ность на дан­ном при­ходе (в бла­го­чи­нии). Также могут быть орга­ни­зо­ваны фонды, для обес­пе­че­ния под­го­товки кате­хи­за­то­ров, выде­ляться гранты, выпла­чи­ваться сти­пен­дии. В свою оче­редь епар­хи­аль­ный Отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции дол­жен содей­ство­вать выпуск­ни­кам учеб­ного заве­де­ния в трудоустройстве.

ЦЕРКОВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

по под­го­товке катехизаторов

(сред­не­сроч­ные курсы)

^ I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Насто­я­щий цер­ков­ный обра­зо­ва­тель­ный стан­дарт пред­став­ляет собой сово­куп­ность поло­же­ний, кото­рые сле­дует учи­ты­вать при реа­ли­за­ции основ­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм по под­го­товке (повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции, про­фес­си­о­наль­ной пере­под­го­товки) кате­хи­за­то­ров в учеб­ных заведениях:

пра­во­слав­ных духов­ных учеб­ных заведениях;

обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ниях выс­шего про­фес­си­о­наль­ного обра­зо­ва­ния (вузах);

1.2. Право на реа­ли­за­цию основ­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм по под­го­товке кате­хи­за­то­ров обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние имеет при нали­чии пред­став­ле­ния Отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

^ II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В насто­я­щем стан­дарте исполь­зу­ются сле­ду­ю­щие сокращения:

ООП – основ­ная обра­зо­ва­тель­ная программа;

К – компетенции;

УЦ ООП – учеб­ный цикл основ­ной обра­зо­ва­тель­ной программы.

^ III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ

Нор­ма­тив­ный срок, общая тру­до­ем­кость осво­е­ния основ­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм (в зачет­ных еди­ни­цах) 1) и соот­вет­ству­ю­щая ква­ли­фи­ка­ция при­ве­дены в таб­лице 1.

Сроки тру­до­ем­ко­сти осво­е­ния ОПП и ква­ли­фи­ка­ция выпускников

Наиме­но­ва­ние ООПКва­ли­фи­ка­цияНор­ма­тив­ный срок осво­е­ния ООП(для очно-заоч­ной (вечер­ней) формы обучения)Трудоемкость(в зачет­ных единицах)
ООП по под­го­товке катехизаторовкате­хи­за­тор2 года60 2)

Сроки осво­е­ния основ­ной обра­зо­ва­тель­ной про­граммы по под­го­товке кате­хи­за­то­ров по заоч­ной форме обу­че­ния, а также в слу­чае соче­та­ния раз­лич­ных форм обу­че­ния могут уве­ли­чи­ваться отно­си­тельно нор­ма­тив­ного срока, ука­зан­ного в таб­лице 1, на осно­ва­нии реше­ния уче­ного совета обра­зо­ва­тель­ного учреждения.

^ IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАТЕХИЗАТОРОВ

4.1. Система при­ход­ской кате­хи­за­ции (духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти) вклю­чает в себя:

– пред­кре­щаль­ную кате­хи­за­цию (огла­ше­ние);

– систе­ма­ти­че­скую духовно-про­све­ти­тель­скую работу с ново­кре­щен­ными, воцер­ков­ля­ю­щи­мися при­хо­жа­нами, сотруд­ни­ками храма;

– кате­хи­зи­че­скую работу с детьми и под­рост­ками через систему вос­крес­ных школ, а также пат­ри­о­ти­че­скую работу;

– при­ход­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние по вопро­сам пра­во­слав­ной веры и цер­ков­ной жизни;

– кате­хи­за­цию в про­цессе экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ской деятельности;

– под­го­товку и рас­про­стра­не­ние кате­хи­зи­че­ских материалов.

4.2. Дея­тель­ность кате­хи­за­то­ров направ­лена на:

мирян, не участ­ву­ю­щих в цер­ков­ных Таин­ствах и обря­дах, при­хо­дя­щих в храм только в неко­то­рые празд­ники, в дни поми­но­ве­ния усоп­ших и др.;

лиц, жела­ю­щих при­нять Таин­ство Кре­ще­ния, Таин­ство Вен­ча­ния, повы­сить уро­вень зна­ний о пра­во­слав­ном веро­уче­нии и др.;

воцер­ков­ля­ю­щихся мирян – при­хо­жан храма, пери­о­ди­че­ски участ­ву­ю­щих в Таин­ствах и обря­дах и сотруд­ни­ков храма.

4.3. Кате­хи­за­тор гото­вится к сле­ду­ю­щим видам деятельности:

Кон­крет­ные виды дея­тель­но­сти, к кото­рым, в основ­ном, гото­вится кате­хи­за­тор, опре­де­ля­ются обра­зо­ва­тель­ным учре­жде­нием сов­местно с епар­хи­аль­ным архи­ереем, епар­хи­аль­ным отде­лом рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции, бла­го­чин­ными окру­гов, насто­я­те­лями при­хо­дов, научно-педа­го­ги­че­скими работниками.

4.4. Кате­хи­за­тор дол­жен решать сле­ду­ю­щие про­фес­си­о­наль­ные задачи в соот­вет­ствии с видами деятельности:

изу­че­ние воз­мож­но­стей, потреб­но­стей жела­ю­щих воцер­ко­виться и опре­де­ле­ние инди­ви­ду­аль­ных под­хо­дов к их катехизации;

опре­де­ле­ние форм и мето­дов кате­хи­за­ции в зави­си­мо­сти от целе­вой аудитории;

раз­ра­ботка про­грамм по духовно-нрав­ствен­ному про­све­ще­нию и обу­че­нию пра­во­слав­ной вере для раз­лич­ных групп воцерковляющихся;

осу­ществ­ле­ние духов­ного про­све­ще­ния, обу­че­ния, при­об­ще­ния к уча­стию в цер­ков­ной жизни (бого­слу­же­ниях, таин­ствах, цер­ков­ных празд­ни­ках, экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ских поезд­ках и др.);

фор­ми­ро­ва­ние у воцер­ков­ля­ю­щихся собор­ного созна­ния, пред­став­ле­ния о себе как о чадах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви;

изу­че­ние и фор­ми­ро­ва­ние потреб­но­стей у раз­лич­ных групп воцер­ков­ля­ю­щихся в даль­ней­шем духов­ном совершенствовании;

изу­че­ние воз­мож­но­стей, потреб­но­стей, дости­же­ний обу­ча­ю­щихся детей в обла­сти изу­че­ния веро­учи­тель­ных пред­ме­тов и опре­де­ле­ние на основе полу­чен­ных резуль­та­тов инди­ви­ду­аль­ных под­хо­дов к их воцер­ко­в­ле­нию, вос­пи­та­нию и развитию;

раз­ра­ботка и реа­ли­за­ция про­грамм по веро­учи­тель­ным дис­ци­пли­нам для раз­лич­ных воз­раст­ных кате­го­рий детей;

фор­ми­ро­ва­ние уклада, обра­зо­ва­тель­ной среды в вос­крес­ной школе, при при­ходе, спо­соб­ству­ю­щей духовно-нрав­ствен­ному раз­ви­тию обу­ча­ю­щихся, уко­ре­нен­но­сти в вере, при­об­ще­нию к литур­ги­че­ской жизни Церкви;

осу­ществ­ле­ние лич­ност­ного роста педа­гога, осо­зна­ние учи­тель­ства как дара Божьего;

орга­ни­за­ция и пла­ни­ро­ва­ние кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти на при­ходе и/или в благочинии;

осу­ществ­ле­ние коор­ди­на­ции кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти на уровне при­хода и/или благочиния;

орга­ни­за­ция меро­при­я­тий в обла­сти кате­хи­за­ции на при­ходе и/или в благочинии;

выпол­не­ние кон­крет­ных задач по орга­ни­за­ции и про­ве­де­нию кате­хи­зи­че­ской деятельности;

состав­ле­ние годо­вого плана работы и отчета по кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти на при­ходе и/или в благочинии.

^ V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДГОТОВКЕ КАТЕХИЗАТОРОВ

5.1. Выпуск­ник дол­жен обла­дать сле­ду­ю­щими ком­пе­тен­ци­ями (К):

готов­но­стью и способностью:

ком­пе­тен­ции в обла­сти цер­ков­ного образа жизни

созна­тельно участ­во­вать в цер­ков­ных Таин­ствах и обря­дах (К‑1);

соблю­дать цер­ков­ную тра­ди­цию в обще­нии, образе жизни, быте (К‑2);

пре­лом­лять духов­ные зна­ния в лич­ный духов­ный опыт (К‑3);

к совер­шен­ство­ва­нию в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии на про­тя­же­нии всей жизни (К‑4);

к само­оценке и само­кон­тролю (К‑5);

ком­пе­тен­ции в обла­сти кате­хи­зи­че­ской деятельности

исполь­зо­вать зна­ние Свя­щен­ного Писа­ния, основ­ных раз­де­лов пра­во­слав­ного веро­уче­ния, литур­гики, цер­ков­ной исто­рии в духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти (К‑6);

исполь­зо­вать навыки чте­ния Свя­щен­ного Писа­ния и бого­слу­жеб­ных тек­стов на цер­ков­но­сла­вян­ском языке и их пере­вода в про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти (К‑7);

исполь­зо­вать зна­ния пра­во­слав­ного веро­уче­ния и сек­то­ве­де­ния для обес­пе­че­ния духов­ной без­опас­но­сти воцер­ков­ля­ю­щихся (пони­ма­ние опас­ной сущ­но­сти язы­че­ства и оккуль­тизма, уме­ние про­ти­во­сто­ять дея­тель­но­сти тота­ли­тар­ных сект и дви­же­ний) (К‑8);

выяв­лять сте­пень воцер­ко­в­лен­но­сти чело­века и в соот­вет­ствии с ней опре­де­лять содер­жа­ние, объем, методы, формы, сроки кате­хи­за­ции (К‑9);

исполь­зо­вать зна­ния в обла­сти пси­хо­ло­гии в кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти и педа­го­ги­че­ской работе (К‑10);

при­ме­нять основ­ные методы кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти в работе с воцер­ков­ля­ю­щи­мися (К‑11);

аргу­мен­ти­ро­вано и убе­ди­тельно изла­гать цер­ков­ную пози­цию перед нево­цер­ко­в­лен­ной и воцер­ков­ля­ю­щейся ауди­то­рией (К‑12);

обес­пе­чить кате­хи­зи­че­ское сопро­вож­де­ние цер­ков­ных меро­при­я­тий (К‑13);

ком­пе­тен­ции в обла­сти педа­го­ги­че­ской деятельности

при­ме­нять тра­ди­ции и методы пра­во­слав­ной педа­го­гики и хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии в педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти (К‑14);

решать задачи вос­пи­та­ния и духовно-нрав­ствен­ного раз­ви­тия лич­но­сти обу­ча­ю­щихся в вос­крес­ной школе (К‑15);

раз­ра­ба­ты­вать и реа­ли­зо­вы­вать про­граммы по веро­учи­тель­ным дис­ци­пли­нам для раз­лич­ных воз­раст­ных кате­го­рий детей (К‑16);

ком­пе­тен­ции в обла­сти орга­ни­за­тор­ской деятельности

пла­ни­ро­вать и орга­ни­зо­вы­вать кате­хи­зи­че­скую дея­тель­ность на при­хо­дах и/или бла­го­чи­ниях (К‑17);

орга­ни­зо­вы­вать меро­при­я­тия в обла­сти кате­хи­за­ции на при­ходе и/или бла­го­чи­нии (К‑18).

^ VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДГОТОВКЕ КАТЕХИЗАТОРОВ

6.1. Основ­ная обра­зо­ва­тель­ная про­грамма по под­го­товке кате­хи­за­то­ров преду­смат­ри­вает изу­че­ние сле­ду­ю­щих учеб­ных цик­лов (таб­лица 2):

основы пра­во­слав­ного вероучения;

6.2. Основ­ная обра­зо­ва­тель­ная про­грамма по под­го­товке кате­хи­за­то­ро­ви­меет базо­вую (обя­за­тель­ную) часть и вари­а­тив­ную (про­филь­ную), уста­нав­ли­ва­е­му­ю­о­б­ра­зо­ва­тель­ным учре­жде­нием. Вари­а­тив­ная (про­филь­ная) часть дает воз­мож­ность рас­ши­ре­ния и (или) углуб­ле­ния зна­ний, уме­ний, навы­ков и ком­пе­тен­ций, опре­де­ля­е­мых содер­жа­нием базо­вых (обя­за­тель­ных) дис­ци­плин, поз­во­ляет обу­ча­ю­щимся полу­чить углуб­лен­ные зна­ния и навыки.

Учеб­ное заве­де­ние может кор­рек­ти­ро­вать базо­вую часть на 20%

6.3. Базо­вая часть цикла «Основы пра­во­слав­ного веро­уче­ния» преду­смат­ри­вает изу­че­ние сле­ду­ю­щих обя­за­тель­ных дис­ци­плин: «Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета», «Свя­щен­ное Писа­ние Нового Завета», «Пра­во­слав­ное веро­уче­ние», «Литур­гика», «Исто­рия Церкви», «Цер­ков­ное искус­ство», «Цер­ков­но­сла­вян­ский язык».

6.4. Базо­вая часть цикла «Кате­хи­зи­че­ская дея­тель­ность» преду­смат­ри­вает изу­че­ние дис­ци­плин: «Орга­ни­за­ция и веде­ние кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти», «Исто­рия миро­вых рели­гий», «Сек­то­ве­де­ние», «Пра­во­слав­ная педа­го­гика», «Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», «Основы экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ской дея­тель­но­сти», «Логика, тео­рия и прак­тика аргу­мен­та­ции», «Пси­хо­ло­гия».

Струк­тура ООП по под­го­товке катехизаторов

Учеб­ные циклы, раз­делы и про­ек­ти­ру­е­мые резуль­таты их освоенияПере­чень дис­ци­плин для­раз­ра­ботки при­мер­ных про­грамм, а также учебников

и учеб­ных пособий

Фор­ми­ру­е­мыеком­пе­тен

Основы пра­во­слав­ного вероучения
В резуль­тате изу­че­ния цикла выпуск­ник дол­жен:знать:основ­ные исто­ри­че­ские и наи­бо­лее зна­чи­мые собы­тия Вет­хо­за­вет­ной истории;

исто­рию Нового Завета;

свя­то­оте­че­ское тол­ко­ва­ние собы­тий Вет­хого Завета и исто­рии Нового Завета;

основ­ные поло­же­ния пра­во­слав­ного веро­уче­ния и нрав­ствен­но­сти, пра­во­слав­ной антропологии;

отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти веро­уче­ния иных кон­фес­сий и основ­ные прин­ципы отно­ше­ния Пра­во­слав­ной Церкви к инославию;

основ­ные осо­бен­но­сти ислама, иуда­изма, буддизма;

струк­туру и основ­ное содер­жа­ние богослужения;

основ­ные собы­тия исто­рии Все­лен­ской Церкви и Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви;

осо­бен­но­сти цер­ков­ного искус­ства, ее видов и жан­ров в архи­тек­туре и иконописи;

осо­бен­но­сти цер­ков­но­сла­вян­ского языка (гра­фи­че­ские, лек­си­че­ские, грам­ма­ти­че­ские) с целью пони­ма­ния Бого­слу­же­ния и осо­знан­ного в нем участия;

уметь:

при­ме­нять зна­ния Свя­щен­ного Писа­ния, его тол­ко­ва­ния, зна­ния о веро­уче­нии в реше­нии прак­ти­че­ских вопро­сов воцер­ко­в­ле­ния мирян;

пере­дать (изло­жить) основы пра­во­слав­ного веро­уче­ния для раз­ных целе­вых ауди­то­рий, отдель­ной лич­но­сти в доступ­ной форме;

объ­яс­нить основ­ные, а также наи­бо­лее непо­нят­ные места пра­во­слав­ного богослужения;

исполь­зо­вать зна­ния по Исто­рии Все­лен­ской и Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви для фор­ми­ро­ва­ния пред­став­ле­ния о роли хри­сти­ан­ства в ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии госу­дар­ствен­но­сти, куль­турно-исто­ри­че­ских тра­ди­ций Рос­сии и евро­пей­ских стран;

объ­яс­нять непо­нят­ные места кано­ни­че­ских текстов;

аргу­мен­ти­ро­вано и убе­ди­тельно отве­чать на вопросы по задан­ной тематике;

вла­деть:

цер­ков­ной тра­ди­ци­ейв бого­слу­жеб­ной жизни, лич­ной молитве, обще­нии, образе жизни, быте;

навы­ком само­со­вер­шен­ство­ва­ния в хри­сти­ан­ском благочестии;

навы­ками само­оценки и самоконтроля;

навы­ками чте­ния и пони­ма­ния цер­ков­но­сла­вян­ских кано­ни­че­ских текстов.

Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Заве­та­Свя­щен­ное Писа­ние Нового Заве­та­Пра­во­слав­ное вероучение

Кате­хи­зи­че­ская дея­тель­ностьВ резуль­тате изу­че­ния цикла выпуск­ник дол­жен:знать:

духов­ные основы кате­хи­зи­че­ской деятельности;

сущ­ность и струк­туру, направ­ле­ния и формы кате­хи­зи­че­ской деятельности;

методы и мето­дики катехизации;

спо­собы вза­и­мо­дей­ствия кате­хи­за­тора с раз­лич­ными участ­ни­ками духовно-про­све­ти­тель­ской деятельности;

смеж­ные формы кате­хи­зи­че­ского и мис­си­о­нер­ского служения;

осо­бен­но­сти реа­ли­за­ции педа­го­ги­че­ской, кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти в совре­мен­ных усло­виях на при­хо­дах и в благочиниях;

спо­собы вза­и­мо­дей­ствия кате­хи­за­тора, педа­гога с раз­лич­ными участ­ни­ками кате­хи­за­ции, педа­го­ги­че­ского процесса;

основы духов­ной без­опас­но­сти (пони­ма­ние опас­ной сущ­но­сти язы­че­ства и оккуль­тизма, тота­ли­тар­ных сект и дви­же­ний на тер­ри­то­рии России);

реше­ния Свя­щен­но­на­ча­лия, каса­ю­щи­еся духовно-про­све­ти­тель­ской деятельности;

госу­дар­ствен­ные нор­ма­тивно-пра­во­вые доку­менты, регла­мен­ти­ру­ю­щие кате­хи­зи­че­скую дея­тель­ность Церкви;

офи­ци­аль­ную пози­цию Церкви по раз­лич­ным соци­аль­ным вопросам

основы цер­ков­ного протокола;

содер­жа­ние и мето­дики пре­по­да­ва­ния веро­учи­тель­ных дис­ци­плин для раз­ных целе­вых аудиторий;

тео­рии и тех­но­ло­гии обу­че­ния и вос­пи­та­ния детей раз­ного возраста;

пра­во­вое регу­ли­ро­ва­ние экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ской деятельности;

тех­но­ло­гии под­го­товки экс­кур­си­он­ного маршрута;

основ­ные методы веде­ния дискуссии;

осо­бен­но­сти дис­кус­сии по рели­ги­оз­ной проблематике;

основы воз­раст­ной и семей­ной пси­хо­ло­гии, пси­хо­ло­гии обще­ния, зависимости;

осо­бен­но­сти цер­ков­ного собор­ного взаимодействия;

спо­собы про­фес­си­о­наль­ного саморазвития;

уметь:

системно ана­ли­зи­ро­вать и выби­рать спо­собы, формы и методы катехизации;

опре­де­лять спо­собы и методы кате­хи­за­ции в зави­си­мо­сти от целе­вой аудитории;

выяв­лять и исполь­зо­вать наци­о­наль­ные и реги­о­наль­ные осо­бен­но­сти, воз­мож­но­сти в духовно-нрав­ствен­ном просвещении;

раз­ра­ба­ты­вать и реа­ли­зо­вы­вать про­граммы по катехизации;

кон­суль­ти­ро­вать взрос­лых по вопро­сам веры, бого­слу­же­ния и пра­во­слав­ного образа жизни;

управ­лять дея­тель­но­стью при­ход­ских работ­ни­ков и волон­те­ров, рабо­та­ю­щих в обла­сти катехизации;

объ­яс­нять отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти ислама, иуда­изма, буд­дизма от Православия;

отли­чить тол­ко­ва­ние дис­кус­си­он­ных мест Свя­щен­ного Писа­ния сек­тами от свя­то­оте­че­ского толкования;

исполь­зо­вать и при­ме­нять пра­во­вую инфор­ма­цию в кате­хи­зи­че­ской деятельности;

орга­ни­зо­вать духовно-про­све­ти­тель­скую дея­тель­ность во время палом­ни­че­ских поез­док, экскурсий;

вести дис­кус­сию по рели­ги­оз­ной проблематике;

выяв­лять спе­ци­фику пси­хи­че­ского функ­ци­о­ни­ро­ва­ния чело­века с уче­том осо­бен­но­стей воз­раст­ных этапов;

ока­зы­вать помощь в соци­ально-пси­хо­ло­ги­че­ской адап­та­ции к цер­ков­ной среде, быту, тра­ди­циям, по пре­одо­ле­нию зависимостей;

кор­ректно вза­и­мо­дей­ство­вать с участ­ни­ками духовно-про­све­ти­тель­ской деятельности;

вести диа­лог и избе­гать кон­фликт­ных ситу­а­ций в обще­нии с людьми раз­ных соци­аль­ных групп;

исполь­зо­вать пра­во­слав­ные методы пси­хо­ло­ги­че­ской и педа­го­ги­че­ской диа­гно­стики для реше­ния задач катехизации;

учи­ты­вать раз­лич­ные кон­тек­сты (духовно-нрав­ствен­ные, соци­аль­ные, куль­тур­ные, наци­о­наль­ные), в кото­рых про­те­кают про­цессы кате­хи­за­ции, обу­че­ния, вос­пи­та­ния и соци­а­ли­за­ции детей раз­ного возраста;

про­ек­ти­ро­вать и осу­ществ­лять обра­зо­ва­тель­ный про­цесс в вос­крес­ной школе с исполь­зо­ва­нием совре­мен­ных тех­но­ло­гий, не нару­шая цер­ков­ной традиции;

исполь­зо­вать в обра­зо­ва­тель­ном про­цессе (вос­крес­ные школы) гума­ни­тар­ные и есте­ствен­но­на­уч­ные зна­ния с пози­ций пра­во­слав­ного мировоззрения;

исполь­зо­вать раз­лич­ные формы, виды уст­ной и пись­мен­ной ком­му­ни­ка­ции, в том числе рели­ги­оз­ной, в кате­хи­зи­че­ской деятельности;

про­яв­лять рели­ги­оз­ную терпимость;

ана­ли­зи­ро­вать миро­воз­зрен­че­ские, соци­ально и лич­ностно зна­чи­мые проблемы;

вла­деть:

мето­ди­ками кате­хи­зи­че­ского сопро­вож­де­ния Таинств и обрядов;

мето­ди­кой кон­суль­ти­ро­ва­ния по вопро­сам веры и уча­стия в жизни Церкви;

основ­ными нор­ма­тив­ными доку­мен­тами, регла­мен­ти­ру­ю­щими дея­тель­ность Церкви в сфере катехизации;

спо­со­бами, фор­мами духовно-нрав­ствен­ного про­све­ще­ния в раз­ных воз­раст­ных группах;

осно­вами экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ской деятельности;

мето­ди­ками пре­по­да­ва­ния веро­учи­тель­ных дисциплин;

осно­вами рели­ги­оз­ной ком­му­ни­ка­ции и куль­туры речи;

навы­ками раз­ра­ботки орга­ни­за­ци­онно-тех­ни­че­ской доку­мен­та­ции, цер­ков­ного документооборота;

спо­со­бами пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ской под­держки и сопро­вож­де­ния в про­цессе при­об­ще­ния к жизни Церкви, ее традициям;

навы­ками пси­хо­ло­ги­че­ского консультирования;

пра­во­выми, соци­аль­ными, педа­го­ги­че­скими, пси­хо­ло­ги­че­скими и иными осно­вами работы с раз­лич­ными кате­го­ри­ями людей.–

Орга­ни­за­ция и веде­ние кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти­Ис­то­рия миро­вых религийСектоведение

Пра­во­слав­ная педа­го­гика Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ

Основы экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ской деятельности

Логика, тео­рия и прак­тика аргументации

Вари­а­тив­ная часть (зна­ния, уме­ния, навыки опре­де­ля­ются ООП обра­зо­ва­тель­ного учреждения)
Учеб­ная прак­тика (прак­ти­че­ские уме­ния и навыки опре­де­ля­ются ООП обра­зо­ва­тель­ного учреждения)
Ито­го­вая аттестация
Общая тру­до­ем­кость основ­ной обра­зо­ва­тель­ной программы

^ VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

7.1. Учеб­ные заве­де­ния само­сто­я­тельно раз­ра­ба­ты­вают и утвер­ждают ООП по под­го­товке кате­хи­за­то­ров, кото­рая вклю­чает в себя учеб­ный план, рабо­чие про­граммы учеб­ных кур­сов, пред­ме­тов, дис­ци­плин и дру­гие мате­ри­алы, обес­пе­чи­ва­ю­щие пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние и каче­ство под­го­товки обу­ча­ю­щихся, а также про­граммы учеб­ной прак­тики, кален­дар­ный учеб­ный гра­фик и мето­ди­че­ские мате­ри­алы, пред­на­зна­чен­ные для реа­ли­за­ции соот­вет­ству­ю­щих обра­зо­ва­тель­ных технологий.

ООП опре­де­ля­ется обра­зо­ва­тель­ным учре­жде­нием в соот­вет­ствии с при­мер­ной основ­ной обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мой, раз­ра­бо­тан­ной Отде­лом рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

7.2. При раз­ра­ботке ООП по под­го­товке кате­хи­за­то­ров должны быть опре­де­лены воз­мож­но­сти обра­зо­ва­тель­ного учре­жде­ния в фор­ми­ро­ва­нии цер­ков­ного образа жизни: созданы усло­вия для духовно-нрав­ствен­ного раз­ви­тия лич­но­сти на тра­ди­циях Пра­во­сла­вия, в част­но­сти, уча­стие в молеб­нах, бого­слу­же­ниях, экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ских меро­при­я­тиях, соци­аль­ном слу­же­нии и др.

7.3. Реа­ли­за­ция ком­пе­тент­ност­ного под­хода должна преду­смат­ри­вать широ­кое исполь­зо­ва­ние в учеб­ном про­цессе актив­ных и интер­ак­тив­ных форм про­ве­де­ния заня­тий в соче­та­нии с вне­а­уди­тор­ной рабо­той с целью фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия навы­ков обу­ча­ю­щихся. В рам­ках учеб­ных кур­сов должны быть преду­смот­рены встречи со свя­щен­но­на­ча­лием, свя­щен­но­слу­жи­те­лями, пре­по­да­ва­те­лями духов­ных и иных про­филь­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, обще­ствен­ных орга­ни­за­ций, мастер-классы экс­пер­тов и специалистов.

7.4. В учеб­ной про­грамме каж­дой дис­ци­плины должны быть четко сфор­му­ли­ро­ваны конеч­ные резуль­таты обу­че­ния в соот­вет­ствии с осва­и­ва­е­мыми зна­ни­ями, уме­ни­ями и при­об­ре­та­е­мыми ком­пе­тен­ци­ями по ООП.

Общая тру­до­ем­кость дис­ци­плины не может быть менее двух зачет­ных еди­ниц. По дис­ци­пли­нам, тру­до­ем­кость кото­рых состав­ляет три и более зачет­ные еди­ницы, должна выстав­ляться оценка («отлично», «хорошо», «удо­вле­тво­ри­тельно»).

После осво­е­ния дис­ци­плин цикла «Основы пра­во­слав­ного веро­уче­ния» обу­ча­ю­щи­еся пишут кур­со­вую работу.

7.5. Мак­си­маль­ный объем учеб­ных заня­тий обу­ча­ю­щихся не может состав­лять более 36 ака­де­ми­че­ских (один ака­де­ми­че­ский час равен 45 мину­там) часов в неделю, вклю­чая все виды ауди­тор­ной и вне­а­уди­тор­ной (само­сто­я­тель­ной) учеб­ной работы по осво­е­нию ООП и факуль­та­тив­ных дис­ци­плин, уста­нав­ли­ва­е­мых обра­зо­ва­тель­ным учреждением.

7.6. Мак­си­маль­ный объем ауди­тор­ной нагрузки в неделю по очно-заоч­ной (вечер­ней) форме обу­че­ния не может состав­лять более 16 ака­де­ми­че­ских часов (один ака­де­ми­че­ский час равен 45 минутам).

7.7. В слу­чае реа­ли­за­ции ООП по под­го­товке кате­хи­за­то­ров в иных фор­мах обу­че­ния мак­си­маль­ный объем ауди­тор­ных заня­тий уста­нав­ли­ва­ется в соот­вет­ствии с Уста­вом или Типо­вым поло­же­нием об обра­зо­ва­тель­ном учреждении.

7.8. Общий объем кани­ку­ляр­ного вре­мени в учеб­ном году дол­жен состав­лять не менее 7 недель, в том числе не меньше двух недель в зим­ний период.

7.9. Обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние обя­зано озна­ко­мить обу­ча­ю­щихся с их пра­вами и обя­зан­но­стями при фор­ми­ро­ва­нии ООП, разъ­яс­нить, что избран­ные обу­ча­ю­щи­мися дис­ци­плины ста­но­вятся для них обязательными.

7.10. Основ­ная обра­зо­ва­тель­ная про­грамма по под­го­товке кате­хи­за­то­ров обра­зо­ва­тель­ного учре­жде­ния должна вклю­чать прак­ти­че­ские заня­тия по дис­ци­пли­нам базо­вой части, фор­ми­ру­ю­щим у обу­ча­ю­щихся уме­ния и навыки в сле­ду­ю­щих областях:

Орга­ни­за­ции и веде­ния кате­хи­зи­че­ской деятельности;

Веде­ния дис­кус­сии по рели­ги­оз­ной проблематике;

Пси­хо­ло­гии, а также по дис­ци­пли­нам вари­а­тив­ной части, рабо­чие про­граммы кото­рых преду­смат­ри­вают цели фор­ми­ро­ва­ния у обу­ча­ю­щихся соот­вет­ству­ю­щих уме­ний и навыков.

7.11. Обу­ча­ю­щи­еся имеют сле­ду­ю­щие права и обязанности:

право в пре­де­лах объ­ема учеб­ного вре­мени, отве­ден­ного на осво­е­ние дис­ци­плин по выбору, преду­смот­рен­ных ООП, выби­рать кон­крет­ные дисциплины;

право при фор­ми­ро­ва­нии своей инди­ви­ду­аль­ной обра­зо­ва­тель­ной тра­ек­то­рии полу­чить кон­суль­та­цию в обра­зо­ва­тель­ном учре­жде­нии по выбору дис­ци­плин и их вли­я­нию на буду­щий про­филь подготовки;

обу­ча­ю­щи­еся обя­заны выпол­нять в уста­нов­лен­ные сроки все зада­ния, преду­смот­рен­ные ООП обра­зо­ва­тель­ного учреждения.

7.12. Раз­дел основ­ной обра­зо­ва­тель­ной про­граммы по под­го­товке кате­хи­за­то­ров «Учеб­ная прак­тика» явля­ется обя­за­тель­ным и пред­став­ляет собой вид учеб­ных заня­тий, непо­сред­ственно ори­ен­ти­ро­ван­ных на прак­ти­че­скую под­го­товку обу­ча­ю­щихся. Учеб­ная прак­тика про­хо­дит в форме про­ве­де­ния огла­си­тель­ных бесед перед совер­ше­нием Таин­ства Кре­ще­ния, бесед с бра­чу­ю­щи­мися, заня­тий в вос­крес­ной школе для детей и взрос­лых, а также уча­стия в работе кон­суль­та­тив­ной службы по вопро­сам веры и цер­ков­ной жизни или орга­ни­за­ции духовно-про­све­ти­тель­ских меро­при­я­тий и др.

Цели и задачи, про­граммы и формы отчет­но­сти по учеб­ной прак­тике опре­де­ля­ются обра­зо­ва­тель­ным учреждением.

Прак­тика про­во­дятся в при­хо­дах, пра­во­слав­ных моло­деж­ных цен­трах, духовно-про­све­ти­тель­ских цен­трах и др.

Атте­ста­ция по ито­гам прак­тики вклю­чает под­го­товку пись­мен­ного отчета и пуб­лич­ную защиту резуль­та­тов прак­тики с после­ду­ю­щей оценкой.

7.13. Реа­ли­за­ция основ­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм по под­го­товке кате­хи­за­то­ров должна обес­пе­чи­ваться научно-педа­го­ги­че­скими кад­рами, име­ю­щими базо­вое обра­зо­ва­ние и/или уче­ную сте­пень, соот­вет­ству­ю­щие про­филю пре­по­да­ва­е­мой дисциплины.

К обра­зо­ва­тель­ному про­цессу должно быть при­вле­чено не менее десяти про­цен­тов пре­по­да­ва­те­лей из числа дей­ству­ю­щих руко­во­ди­те­лей и работ­ни­ков про­филь­ных орга­ни­за­ций (епар­хи­аль­ных Отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции, Мис­си­о­нер­ского отдела, Отдела по делам моло­дежи по цер­ков­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти и соци­аль­ному слу­же­нию, духовно-про­све­ти­тель­ских цен­тров, вос­крес­ных школ для детей и взрос­лых) и обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, в кото­рых име­ются кафедры тео­ло­гии, рели­гио­ве­де­ния, пси­хо­ло­гии, педа­го­гики и др.

До 30 про­цен­тов от общего числа пре­по­да­ва­те­лей, име­ю­щих базо­вое обра­зо­ва­ние и/или уче­ную сте­пень, соот­вет­ству­ю­щие про­филю пре­по­да­ва­е­мой дис­ци­плины, может быть заме­нено пре­по­да­ва­те­лями, име­ю­щими стаж прак­ти­че­ской работы по дан­ному направ­ле­нию (в цер­ков­ных орга­ни­за­циях, цер­ков­ных и цер­ковно-обще­ствен­ных фору­мах, орга­ни­за­ции духовно-про­све­ти­тель­ских меро­при­я­тий, прак­тике и др.) на долж­но­стях руко­во­ди­те­лей или веду­щих спе­ци­а­ли­стов не менее 5 послед­них лет.

7.14. Основ­ная обра­зо­ва­тель­ная про­грамма должна обес­пе­чи­ваться учебно-мето­ди­че­ской доку­мен­та­цией и мате­ри­а­лами по всем учеб­ным кур­сам, дис­ци­пли­нам основ­ной обра­зо­ва­тель­ной про­граммы. Содер­жа­ние каж­дой из таких учеб­ных дис­ци­плин должно быть пред­став­лено в сети Интер­нет или локаль­ной сети обра­зо­ва­тель­ного учреждения.

Вне­а­уди­тор­ная работа обу­ча­ю­щихся должна сопро­вож­даться мето­ди­че­ским обес­пе­че­нием и обос­но­ва­нием вре­мени, затра­чи­ва­е­мого на ее выполнение.

Каж­дый обу­ча­ю­щийся дол­жен быть обес­пе­чен досту­пом к биб­лио­теч­ной системе, содер­жа­щей изда­ния по основ­ным изу­ча­е­мым дис­ци­пли­нам и сфор­ми­ро­ван­ной по согла­со­ва­нию с пра­во­об­ла­да­те­лями учеб­ной и учебно-мето­ди­че­ской литературы.

Биб­лио­теч­ный фонд дол­жен быть уком­плек­то­ван печат­ными и/или элек­трон­ными изда­ни­ями основ­ной учеб­ной лите­ра­туры по дис­ци­пли­нам всех цик­лов, издан­ными за послед­ние 10 лет из рас­чета не менее 25 экзем­пля­ров таких изда­ний на каж­дые 100 обучающихся.

7.15. Уче­ный совет или руко­вод­ство обра­зо­ва­тель­ного учре­жде­ния при вве­де­нии ООП по под­го­товке кате­хи­за­то­ров утвер­ждает раз­мер средств на реа­ли­за­цию соот­вет­ству­ю­щих основ­ных обра­зо­ва­тель­ных программ.

7.16. Обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние, реа­ли­зу­ю­щее основ­ную обра­зо­ва­тель­ную про­грамму по под­го­товке кате­хи­за­то­ров, должно рас­по­ла­гать мате­ри­ально-тех­ни­че­ской базой, обес­пе­чи­ва­ю­щей про­ве­де­ние прак­ти­че­ской работы обу­ча­ю­щихся, преду­смот­рен­ной учеб­ным пла­ном обра­зо­ва­тель­ного учре­жде­ния и соот­вет­ству­ю­щей дей­ству­ю­щим сани­тар­ным и про­ти­во­по­жар­ным пра­ви­лам и нормам.

Мини­мально необ­хо­ди­мый для реа­ли­за­ции ООП по под­го­товке кате­хи­за­то­ров пере­чень мате­ри­ально-тех­ни­че­ского обес­пе­че­ния вклю­чает: учеб­ные ауди­то­рии и библиотеку.

^ VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ

8.1. Обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние обя­зано обес­пе­чи­вать гаран­тию каче­ства под­го­товки, в том числе путем:

раз­ра­ботки стра­те­гии по обес­пе­че­нию каче­ства под­го­товки выпуск­ни­ков с при­вле­че­нием пред­ста­ви­те­лей работодателей;

мони­то­ринга, пери­о­ди­че­ского рецен­зи­ро­ва­ния обра­зо­ва­тель­ных программ;

раз­ра­ботки объ­ек­тив­ных про­це­дур оценки уровня зна­ний и уме­ний обу­ча­ю­щихся, ком­пе­тен­ций выпускников;

обес­пе­че­ния ком­пе­тент­но­сти пре­по­да­ва­тель­ского состава;

регу­ляр­ного про­ве­де­ния само­об­сле­до­ва­ния по согла­со­ван­ным кри­те­риям для оценки дея­тель­но­сти (стра­те­гии) и сопо­став­ле­ния с дру­гими обра­зо­ва­тель­ными учре­жде­ни­ями с при­вле­че­нием пред­ста­ви­те­лей работодателей;

инфор­ми­ро­ва­ния пра­во­слав­ной обще­ствен­но­сти о резуль­та­тах своей дея­тель­но­сти, пла­нах, инновациях.

8.2. Оценка каче­ства осво­е­ния основ­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм должна вклю­чать теку­щий кон­троль успе­ва­е­мо­сти, про­ме­жу­точ­ную атте­ста­цию обу­ча­ю­щихся и ито­го­вую атте­ста­цию выпускников.

8.3. Кон­крет­ные формы и про­це­дуры теку­щего и про­ме­жу­точ­ного кон­троля зна­ний по каж­дой дис­ци­плине раз­ра­ба­ты­ва­ются обра­зо­ва­тель­ным учре­жде­нием само­сто­я­тельно и дово­дятся до све­де­ния обу­ча­ю­щихся в тече­ние пер­вого месяца обучения.

8.4. Для атте­ста­ции обу­ча­ю­щихся на соот­вет­ствие их пер­со­наль­ных дости­же­ний поэтап­ным тре­бо­ва­ниям соот­вет­ству­ю­щей ООП (теку­щий кон­троль успе­ва­е­мо­сти и про­ме­жу­точ­ная атте­ста­ция) созда­ются фонды оце­ноч­ных средств, вклю­ча­ю­щие типо­вые зада­ния, кон­троль­ные работы, тесты и методы кон­троля, поз­во­ля­ю­щие оце­нить зна­ния, уме­ния и уро­вень при­об­ре­тен­ных ком­пе­тен­ций. Фонды оце­ноч­ных средств раз­ра­ба­ты­ва­ются и утвер­жда­ются обра­зо­ва­тель­ным учреждением.

Обра­зо­ва­тель­ным учре­жде­нием должны быть созданы усло­вия для мак­си­маль­ного при­бли­же­ния про­грамм теку­щего кон­троля успе­ва­е­мо­сти и про­ме­жу­точ­ной атте­ста­ции обу­ча­ю­щихся к усло­виям их буду­щей дея­тель­но­сти – для чего кроме пре­по­да­ва­те­лей кон­крет­ной дис­ци­плины в каче­стве внеш­них экс­пер­тов должны активно при­вле­каться рабо­то­да­тели (сотруд­ники про­филь­ных епар­хи­аль­ных отде­лов, бла­го­чин­ные окру­гов насто­я­тели при­хо­дов и др.), пре­по­да­ва­тели, чита­ю­щие смеж­ные дис­ци­плины, и т.п.

8.5. Ито­го­вая атте­ста­ция вклю­чает защиту выпуск­ной ква­ли­фи­ка­ци­он­ной работы. Тре­бо­ва­ния к содер­жа­нию, объ­ему и струк­туре выпуск­ной ква­ли­фи­ка­ци­он­ной работы опре­де­ля­ются обра­зо­ва­тель­ным учре­жде­нием. Выпуск­ная ква­ли­фи­ка­ци­он­ная работа выпуск­ника пред­став­ляет собой бого­слов­ски гра­мот­ную прак­ти­че­скую раз­ра­ботку в обла­сти кате­хи­за­ции (напри­мер, состав­ле­ние цикла огла­си­тель­ных бесед или бесед с бра­чу­ю­щи­мися, раз­ра­ботка кате­хи­зи­че­ского листка, орга­ни­за­ция про­све­ти­тель­ского меро­при­я­тия и т.п.).

[1] Одна зачет­ная еди­ница соот­вет­ствует 36 ака­де­ми­че­ским часам. Один ака­де­ми­че­ский час равен 45 минутам.

[2] Тру­до­ем­кость основ­ной обра­зо­ва­тель­ной про­граммы по очно-заоч­ной (вечер­ней) форме обу­че­ния за учеб­ный год равна 30 зачет­ным единицам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *