Катехизис это простыми словами что
Значение слова катехизис
Словарь Ушакова
катех и зис (или катихизис), катехизиса, муж. (греч. katechesis).
| Название популярных руководств, излагающих кратко основы какой-нибудь науки, ремесла, искусства (книж.). Катехизис народоведения. Музыкальный катехизис.
2. Основные тезисы каких-нибудь убеждений (книж., устар.). Катехизис декабристов.
Политическая наука: Словарь-справочник
(от греч. katechesis поучение)
религиозная книга, изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов; изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов.
Православие. Словарь-справочник
руководство, содержащее основные положения христианского вероучения. В первые века христианства катехизис – устное наставление обращающихся к христианской вере, предшествовавшее крещению. С XVI в. катехизис – книга, содержащая сжатое изложение (обычно в форме вопросов и ответов) основных истин христианской веры в общедоступной форме.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Старинная книга, где изложены основы христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
* ► Было уже ему [Шпоньке] без малого пятнадцать лет, когда перешел он во второй класс, где вместо сокращенного катехизиса принялся он за пространный. // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки //. *
2. Основы основ (переносн.).
* ► Отыскал я книжку славную, Золотую, незабвенную, Катехизис остроумия, Словом: Жанну Орлеанскую. // Пушкин. Стихотворения // *
Православный энциклопедический словарь
краткое изложение основ православного вероучения.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Догматическое изложение религиозного или любого другого учения, преследующее педагогическую цель. Катехизис часто составляется в форме вопросов и ответов. Таковы яркие «катехизисы», входящие в «Философский словарь» Вольтера: китайский катехизис, катехизис кюре, катехизис японца, катехизис садовника и т. д. Эта форма позволяет автору изложить свою собственную мысль. То же самое относится и к «Позитивистскому катехизису» Огюста Конта. Однако и в том и в другом случае вопросы, и читатель прекрасно чувствует это, нужны автору только потому, что он заранее знает на них ответы. Катехизис представляет собой нечто вроде скелета мысли. Увы, мертвой мысли.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG catechesis)
технический термин для обозначения инструкции, к-рая дается людям при подготовке к крещению или конфирмации в христианской церкви (Деян. 18:25; Рим. 2:18; Гал. 6:6).
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
КАТЕХИЗИС, а, м. Краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
| прил. катехизический, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. начальное, основное ученье о христианской вере; книжка, содержащая это ученье.
Начальное и основное ученье какой-либо науки. Катехизичный, катехизический, к катехизису относящ.
Большая Советская Энциклопедия
катихизис (от греч. katechesis ≈ поучение, наставление),
руководство, содержащее основные положения христианского вероучения. В первые века христианства К. ≈ устное наставление обращающихся к христианской вере, предшествовавшее крещению. С 16 в. К. ≈ книга, учебное руководство, популярно излагающее (обычно в форме вопросов и ответов) учение христианской церкви. В православной, католической и протестантских церквах имеются свои К.
В переносном смысле ≈ произведение, написанное в форме вопросов-ответов.
Простыми словами о том, что такое катехизис
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20).
Икона Апостольские проповеди
Значение слова
Устоявша я ся со временем классическ ая форм а краткого пособия по основам христианской веры «вопрос – ответ» возникла на Западе в эпоху Реформации. Самые известные из них – Малый и Большой катехизисы Мартина Лютера.
Первые православные катехизисы, изданные на Руси
В традиции начального религиозного образования на Руси использовались:
Полезные материалы
В распоряжении образованного русского духовенства и монашества имел ось и большое количество рукописей с текстами уважаемых греческих авторов. Благодаря внимательному исследованию творений святых отцов на нашей земле появлялись такие светильники духовности, как преподобный Сергий Радонежский, который еще в юности имел возможность исследовать драгоценные кладези церковной мысли.
Необходимость появления собственно катехизисов была обусловлена противостоянием нашей Церкви многочисленным попыткам проникновения на территорию Рус и вместе с миссионерами и просто путешественниками католических и протестантских воззрений. Православное богословие срочно нуждалось в активной и серьезной защите, создании че тких определений веры в форме кратких учебников.
С одержание первых русских катехизисов было направлено против хлын ув ших с Запада инославных заблуждений.
Исповедание митрополита Петра Могилы
Первое издание состоялось в 1642 г. на латинском языке, вариант на греческом появился через год, а перевод на церковнославянский напечатали в 1685 г.
Даже изрядно подчищенный от влияния схоластики для перевода на разговорный греческий, документ Петра Могилы остается самым « латиномудрствующим » православным текстом XVII века. Будучи переведенным на русский язык в 1837 г., данное произведение с конца XIX в. оспаривалось на адекватность передачи православного вероучения.
Цель катехизиса обозначена в предисловии к нему:
« Книга эта публикуется не только для того, чтобы священники в своих приходах каждый день, в особенности в воскресные и праздничные дни, читали и объясняли его своим прихожанам; но также, чтобы мирские люди, умеющие читать, преподавали одинаковым способом христианское учение, преимущественно, чтобы родители учили по ней своих детей, а владельцы подвластных себе людей, а также, чтобы в школах все учителя заставляли своих учеников учить наизусть по этой книжечке».
«Православное исповедание» имеет символическую трехчастную форму :
Труд митрополита Платона (Левшина)
Митрополит Платон (Левшин)
Пространный Катехизис митрополита Филарета (Дроздова)
Святитель Филарет Московский
Митрополит у Московскому Филарету пришлось корректировать свою работу.
Тем не менее, творения Дроздова надолго был и взят ы за основу духовного религиозного образования в России.
Современные издания
Проект официального катехизиса РПЦ подготовлен Синодальной библейско-богословской комиссией, которую возглавляет митрополит Иларион (Алфеев). Он был опубликован в 2017 г. для общецерковного обсуждения.
Сегодня эта работа продолжается с учетом принятых поправок и предложений.
Пособия для детей
«Вера святых» свт. Николая Сербского
Святителя Николая ( Велимировича ) не зря называют «Сербским Златоустом». Его творения входят в сокровищницу православной мысли XX в.
Прокламация декабриста С.И. Муравьева-Апостола
Понятие «катехизис а » использовалось не только для обозначения вероучительной литературы. Любое глубокое руководство, схематично схожее с религиозным документом, называли катехизисами. Примером тому является и «Православный катехизис» Муравьева-Апостола.
Эта п рокламация революционного содержания была зачитана утром 31 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге перед строем восставших солдат Черниговского полка. Документ ратовал за создание демократичной республики и был антикрепостническим по своему содержанию, призывал к свержению царя и незамедлительному восстанию против власть имущих.
Призывы к буну против существующей власти в здесь прямо ссылались на библейские тексты. Помимо этого, в «Православном катехизисе» декабристов дается христианское обоснование необходимости военной службы, патриотические мотивы любви к Отечеству опираются на вечные истины.
«Катехизис Католической Церкви»
Католики известны наибольшим количеством специальной литературы для новообращенных за всю историю существования христианства.
Документ имеет привычное для католиков трехчастное деление в котором первая часть посвящена Символу веры, вторая Таинствам а третья Декалогу.
Существует и сокращенная редакция этого документа выпущенная в 2005 г.
«Вот вода; что препятствует мне креститься?» (Деян. 8:36).
Катехизис: история слова, которое стало книгой
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Катехизисом называют руководство, которое содержит основные положения христианского вероучения. То есть, это своего рода элементарный учебник веры, где изложены самые основы догматики и христианской нравственности. Но часто с этим словом, как правило, ассоциируется что-то совершенно сухое и скучное, оторванное от жизни. Катехизис представляется набором по большому счету ничего не говорящих правил и формул, и тогда к нему более чем к чему-либо еще, казалось бы, применимы слова Гете «суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет».
Действительно, слово ἡ κατήχησις (katēhēsis) в переводе с древнегреческого означает «поучение», «назидание», «наставление». А современному человеку не особенно нравится, когда его поучают. Тем более, когда поучают чему-то такому, что ему представляется очень далеким от нужд и потребностей собственной жизни. Ведь в катехизисе вопрос и ответ представляют собой настолько нерасторжимое целое, что они выступают под единым названием «вопросоответ». Что же это за вопрос, если на него заранее известен ответ? Неинтересно как-то получается.
Впрочем, если катехизис – это действительно учебник веры, то почему же он все-таки воспринимается как что-то предельно скучное? Ведь никто же не считает скучным, скажем, букварь. Однако в этом древнегреческом слове есть еще одно его значение, которое может помочь понять, почему и при каких условиях катехизис начинают ассоциировать с чем-то занудным и ненужным.
Ведь ἡ κατήχησις образовано от глагола κατηχέω (katēheō) – (устно) поучать, наставлять, оглашать. И этот оттенок значения слова как именно устного поучения, оглашения (когда человека словно затронули и объяли звучащим словом), важен для понимания смысла катехизиса как учебника веры, для понимания того, что он предполагает еще в качестве дополнения к нему, чтобы не быть только грузом мертвящей буквы.
Вспомним, что та часть литургии, которая предваряет литургию верных, называется литургией оглашенных. Оглашенными в древней Церкви называли тех людей, которые еще не являются собственно христианами, кто еще только готовится принять Крещение. Поэтому оглашенные не имели права присутствовать на литургии верных и должны были перед ее началом покинуть храм, в котором идет богослужение.
Тогда получается, что катехизис как первоначальное введение в христианское вероучение, в самые его азы сам по себе хоть и необходим, но недостаточен для правильной, настоящей веры. Святитель Филарет Московский в «Пространном катехизисе» говорит, что «Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души». Но для этого благоугождения, говорит далее Филарет, «нужны, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела». Таким образом, изучение самых основ веры и наставление в ней необходимо предполагают живую веру самого человека и совершение добрых дел, потому что вера без дел мертва (Иак 2:20).
Таким образом, чтение катехизиса и наставление в нем является лишь оглашением, которое предполагает дальнейшее движение человека в вере, так же, как за оглашением должно следовать Крещение. Чтобы с охотой читать и изучать катехизис, нужно иметь настоящий интерес к христианскому вероучению и пытаться жить по вере, чтобы в душе был огонь, этот интерес подпитывающий. И тогда катехизис станет для своего читателя настоящей живой книгой.
Значение слова «катехизис»
[От греч. κατήχησις — устное наставление]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Катехизис содержит ответы на наиболее типичные богословские вопросы и начальное богословское образование перед крещением. Катехизисы католиков и протестантов различаются по причине отличий в их представлении и толковании Священного Писания. Катехизисы не являются органичными для Православия, книги с названием «Катехизис», выпущенные православными книгоиздательствами, не являются в Православии символическими книгами, подобно катехизисам католиков и некоторых протестантских церквей. Даже «Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной церкви» святителя Филарета (Дроздова) был в своё время признан Святейшим Синодом только руководством для верующих. Есть специальные детские катехизисы — упрощённые. Не любят использовать катехизисы анабаптистские конфессии. В переносном смысле слово «катехизис» иногда употребляется для обозначения произведения, написанного в форме вопросов-ответов, или символа веры, сборника неких незыблемых принципов.
Обучение основам веры (например, в период оглашения) называют катехизацией. Православные понимают под катехизисами только используемое при катехизации огласительное наставление, часто в виде вопросов и ответов. Их современные катехизисы не являются символическими книгами, основными вероисповедными документами конфессии, излагающими основные положения вероучения Православия. В то же время в Священном Предании православных есть, например, «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского.
КАТЕХИ’ЗИС (или катихи́зис), а, м. [греч. katēchēsis]. 1. Начальный курс христианского богословия, изложенный в форме вопросов и ответов (церк.). К. попался мне в руки после Вальтера. Грцн. || Название популярных руководств, излагающих кратко основы какой-н. науки, ремесла, искусства (книжн.). К. народоведения. Музыкальный к. 2. Основные тезисы каких-н. убеждений (книжн., устар.). К. декабристов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
катехи́зис
1. религ. официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения христианского (не обязательно) вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов ◆ Поп из соседнего прихода, которого рекомендовала Анна Львовна, говорил, что Александр Сергеевич закона божия не разумеет и катехизиса бежит. Тынянов, «Пушкин», 1935-1943 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Таким образом, Евангелие с самого начала было катехизисом, связанным с богослужебной практикой. Александр Мень, «Сын Человеческий», 1969 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: неустойка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Катехизис
Катехи́зис (греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis – устное поучение, наставление) — краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять Крещение; руководство, содержащее основные положения христианского вероучения; жанр христианской вероучительной литературы.
В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять Крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства.
В современном понимании катехизис можно назвать справочником по основным догматическим понятиям Православия. Это книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека.
В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI века.
Однако еще в раннехристианскую эпоху свт. Кириллу Иерусалимскому, свт. Иоанну Златоусту, блж. Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий (омилий), послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять Крещение необходимо было получить представление о смысле церковных Таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной — необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.
В современном терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появился в Западной Европе в эпоху Реформации.
В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», то есть поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.
Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI — первой трети XVII века.
После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый — это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита Петра Могилы, и второй — «Катехизис пространный христианский» московского митрополита Филарета (Дроздова). Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.
В течение почти трех веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис Московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Святейшим синодом. Именно этот катехизис, щедро переиздаваемый православными книгоиздателями, зачастую становится первым «справочником» в области православного богословия для многих неофитов.
В XX веке появилось большое количество авторских катехизисов: митр. Антония (Храповицкого), еп. Александра (Семенова-Тян-Шанского), свт. Николая Сербского и др.
В настоящее время определением Архиерейского Собора РПЦ от 27 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» «признано важным начать работу по созданию современного катехизиса Русской Православной Церкви» (п. 21). На заседании Священного Синода 27 июля 2009 года постановили «начать подготовку современного катехизиса Русской Православной Церкви» (журнал 62).