Катектирует что это в психоанализе
Анаклитический и Катексис: парадоксы перевода
Термины анаклитический и катексис были введены психоаналитиком Джеймсом Стрэчи – главным редактором Полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда на английском языке (1956-1974, Лондон).
Анаклитический
Психоаналитический термин анаклитический происходит от греческого слова anaklitos (ανακλητος), которое чаще всего переводят, как опора, обычно приводя в пример известную фразу Фрейда: опорный тип выбора объекта. Под выбором объекта в психоанализе подразумевают выбор объекта любви.
Термин анаклитический стал широко известен благодаря описанию американским психоаналитиком Рене Шпицем депрессии у младенцев, разлученных с матерями, которую он назвал анаклитической. Получается, что эти младенцы с анаклитической депрессией не сделали опорный выбор объекта? Давайте разбираться.
Фрейд использует выражение Anlehnungstypus der Objektwahl. Немецкое слово Anlehnungstypus сложное, и состоит из существительных Anlehnung и Typus. Anlehnung переводится как тесная связь, примыкание, опора. Typus переводится как тип. Objektwahl – перевели как выбор объекта. Переводчики работ Фрейда на русский язык нашли слово опора наиболее подходящим, и теперь эту фразу Фрейда принято переводить как опорный тип выбора объекта.
Переводчики работ Фрейда на английский, не найдя подходящего английского слова для перевода немецкого Anlehnung, пошли дальше, и придумали английский неологизм anaclitic, происходящий от греческого слова anaklitos, переводимого на английский как called back. Видимо слово anaclitic показалось им созвучным немецкому Anlehnung. Таким образом, общепринятым переводом выражения Фрейда Anlehnungstypus der Objektwahl на английский стало anaclitic object-choice. Таким образом термин анаклитический прочно вошел в психоаналитический словарь, несмотря на то, что Фрейд его никогда не употреблял.
На русский язык греческое слово anaklitos можно перевести как отзывный (например, в ответ на писк птенца раздался отзывный крик его матери). Но коли уже устоялся перевод указанной фразы Фрейда, как опорный тип выбора объекта – устоялось и мнение, что греческое слово anaklitos переводится как опора.
Objektwahl тоже неправильно переводить как выбор объекта, а следует переводить как объектный выбор. Имеется в виду, что младенец выходит из состояния первичного нарциссизма и обращает свое либидо на свой первый объект любви – мать, т.е. совершает объектный выбор, преобразует нарциссическое либидо в объектное либидо, т.к. нарциссическое либидо направленно только на себя самого (аутоэротизм младенца по Фрейду). Как выражался Фрейд, мать становится первичным объектом, а не выбирается среди других объектов, потому что других объектов для младенца пока не существует.
Анаклитический – не единственный термин греческого происхождения, использующийся при переводе работ Фрейда, не будучи используемым самим Фрейдом. Существует еще одно широко употребимое психоаналитическое понятие, которое тоже придумали англоязычные переводчики – это катексис.
Катексис
Термин катексис (cathexis, англ.) был введен для перевода немецкого слова Besetzung, используемого Фрейдом, которое переводится с немецкого как вложение, вклад, захват, оккупация. Исходя из экономического принципа преобразования либидо, описанного Фрейдом, слово Besetzung можно перевести экономическим же термином инвестиция. Если мы говорим, что ребенок катектирует мать – это означает, что ребенок инвестирует в нее свое либидо подобно тому, как взрослый инвестирует свои средства в банк. Формируется привязанность, мать для ребенка оказывается очень ценной в результате объектного катаксиса (Objektbesetzung, как выражался Фрейд).
«…Ganz fruhzeitig entwickelt es fur die Mutter eine Objektbesetzung, die von der Mutterbrust ihren Ausgang nimmt und das vorbildliche Beispiel einer Objektwahl nach dem Anlehnungstypus zeigt…»
(“Я и Оно”. Фрейд)
«…уже совсем в ранние годы развивается в отношении матери объектный катексис, который исходной точкой имеет материнскую грудь и является образцовым примером анаклитического объектного выбора…»
Без использования анлийских неологизмов традиционный перевод на русский язык этого предложения, сделанный Людмилой Алексеевной Голлербахом (1969, Лондон), оказывается непонятным:
«…уже совсем в ранние годы он [ребенок] развивает в отношении матери загрузку объектом, которая исходной точкой имеет материнскую грудь и является образцовым примером выбора объекта по типу нахождения опоры…»
на тему анаклитической депрессии читайте статьи:
КАТЕКСИС
Понятие «катексис» было введено в психоаналитическую литературу в 1922 году, в результате перевода работ З. Фрейда с немецкого на английский язык. Трудности, связанные с адекватностью перевода немецкого слова «Besetzung» («вкладывание», «вложение» и ряд других значений, зависящих от контекста его использования) привели к тому, что за неимением лучшего переводчики работ основателя психоанализа использовали греческое слово «cathexis».
Если введение этого понятия в психоаналитическую литературу первоначально воспринималось З. Фрейдом с большой настороженностью, то впоследствии он, судя по всему, примирился с тем, что данный термин использовался при переводе его работ на другие языки. Во всяком случае в 1926 г. он опубликовал в Британской энциклопедии статью «Психоанализ: фрейдовская школа», в которой фигурировал термин «катексис». Позднее, в этой же статье, опубликованной на немецком языке под названием «Психоанализ» (1934), З. Фрейд писал: «С экономической точки зрения психоанализ предполагает, что психические представители влечений обладают зарядом (катексисом) определенного количества энергии». Со временем понятие «катексис» настолько прижилось в психоаналитической литературе, что стало неотъемлемой частью психоаналитического описания психических процессов.
Термин «катексис» используется для обозначения тех представлений З. Фрейда, которые относятся к его пониманию количественной характеристики психической энергии вообще и психосексуальной энергии в частности. С точки зрения основоположника психоанализа, подобно электрическому заряду, эта энергия может распространяться по поверхности тела, обладает свойствами увеличиваться и уменьшаться, способна к накоплению и разрядке, может изменять направление движения и претерпевать различные замещения. Происходящие в психике человека изменения зависят от подвижности его либидо, от способности этой энергии вкладываться, вбираться в те образы и представления, которые формируются у него.
Количественная характеристика либидо имела важное значение в классическом психоанализе для понимания невротических заболеваний. Вместе с тем в отличие от электрического заряда, для которого в физике была найдена единица измерения, психическая энергия не фиксировалась в точных количественных соотношениях и рассматривалась З. Фрейдом в качестве гипотезы, приемлемой для описания различных психических процессов и объяснения таких феноменов, как вытеснение, сцепленность с тем или иным объектом, отщепленность от него, перемещение из системы сознания в системы предсознания и бессознательного, соотнесенность с различными уровнями психики или взаимодействие с отдельными структурами психического аппарата типа Оно, Я, Сверх-Я.
При рассмотрении связности или подвижности либидо основатель психоанализа говорил о заторможенности, фиксации, пластичности, способности к дальнейшему развитию влечений человека, обладающих определенным энергетическим потенциалом. Иногда, как это имело место в работе «Из истории одного детского невроза» (1918), он использовал понятие «психическая энтропия». Но чаще всего его размышления о психической энергии касались рассмотрения энергетического потенциала различных психических систем или двух форм энергии, а именно «текущей свободно, стремящейся к разряду и покоящемся запасе психических систем (или их элементов)». При этом в поле его зрения оказывались прежде всего количественные аспекты психической энергии.
Подобный интерес проявлялся у З. Фрейда и в его ранних фундаментальных работах, и в исследованиях более позднего периода. Так, в «Толковании сновидений» (1900) при характеристике бессознательных и сознательных процессов он писал о том, что в бессознательном отдельные заряды энергии могут быть смещены, сгущены или перенесены на другие объекты, в то время как системе сознания «удается сохранить большую часть энергии и использовать для отодвигания лишь небольшое количество ее». Два десятилетия спустя в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) З. Фрейд воспроизвел, по сути дела, ту же самую мысль, когда он писал о том, что процесс возбуждения в элементах психических систем «совершается с количественно различной энергией». Во всяком случае в своей исследовательской и терапевтической деятельности основоположник психоанализа действительно уделял значительное внимание пониманию того, что количественные изменения психической энергии оказывают существенное воздействие на расщепление психических процессов, возникновение внутрипсихических конфликтов, образование невротических симптомов.
Термин «катексис» используется и в русскоязычных изданиях работ З. Фрейда. Правда, не все переводчики прибегают к соответствующему англоязычному неологизму, в результате чего в переводах одной и той же работы З. Фрейда немецкие выражения «Besetzung», «Libidobesetzun-gen» и другие могут переводиться по-разному. Показательным в этом отношении являются три перевода работы З. Фрейда «Конечный и бесконечный анализ» (1937): в двух из них, переведенных с английского и немецкого языка, в тексте перевода используется термин «катексис», в третьем, переведенном с немецкого языка, этот термин не фигурирует. Речь идет о фрагменте работы, в котором З. Фрейд рассматривал различные типы людей, с точки зрения «клейкости» и подвижности их либидо. При переводе этого фрагмента с немецкого языка на русский в одном из изданий («Конечный и бесконечный анализ» Зигмунда Фрейда». М., 1998) как раз и использовался термин «катексис»: у одних людей приводящие в действие лечение процессы проистекают намного медленнее, чем у других, поскольку «они никак не могут решиться на то, чтобы снять либидинозный катексис с одного объекта и переместить его на новый, хотя невозможно отыскать какие-либо особые причины для такой катектической преданности»; у противоположного типа людей либидо кажется особенно подвижным, оно «быстро входит в предлагаемые анализом новые катексисы и ради них отказывается от прежних». В контексте данного текста, прибегнув к образному сравнению, З. Фрейд пояснял, что подобное различие можно соотнести с ощущением скульптора, работающего с твердым камнем или с мягкой глиной. При этом он подчеркнул, что, к сожалению, аналитические результаты у второго типа людей (с подвижным либидо) часто оказываются недолговечными: «возникает впечатление, что работаешь не с глиной, а пишешь по воде».
Понятие «катексис» широко используется в современном психоанализе, особенно в англоязычной психоаналитической литературе, где употребляются такие термины, как «объект-катексис» (направленность либидо на объект, вложение в него психической энергии), «ид-катексис» и «эго-катексис» (связанность энергии с Оно или Я), «контркатексис» и «антикатексис» (энергия, способствующая вытеснению психических процессов или подавлению аффектов), «гиперкатексис» и «гипокатек-сис» (увеличение или уменьшение количества энергии), «катектирование» и «декатектирование» (определенная направленность или отвод энергии). Правда, в последнее время в некоторых новых английских переводах вместо термина «cathexis» стало использоваться понятие «investment».
В переведенных на русский язык изданиях психоаналитической литературы наряду с термином «катексис» (и его производным «катектирование») используются такие понятия, как «вложение», «инвестиции», «нагрузка». Поскольку русский эквивалент немецкому «Besetzung» остается проблематичным и не является общепринятым, то в некоторых переводах работ З. Фрейда наблюдается тенденция к тому, чтобы каким-то образом обойти грамматические выражения, содержащие немецкое «Besetzung» и английское «cathexis».
Катексис
У Фрейда это плохопереводимое слово использовалось для характеристики интенсивности проявления психических процессов, динамики течения психической энергии. Соответственно, «антикатексис» значит торможение (этих процессов). Большинство выражений со словом «катексис», можно переформулировать, пользуясь терминами «интерес», «смысл» или «реальность», или же «внимание», «стремление». Катексис аналогичен электрозаряду, который способен перемещаться из одной структуры в другую, пока не становится связанным; или подобен войскам, которые могут передислоцироваться с одной позиции на другую. Отсюда глаголы катектировать, декатектировать и гиперкатектировать.
Микаэл Балинт, в книге «Базисный дефект», выделяет четыре вида либидинозного катексиса:
Связанные понятия
Психологическая типология — система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Проблема удачного, то есть определяющего более широкий спектр производных характеристик, основания для классификации психологических типов всегда была краеугольной для дифференциальной психологии.
Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.
Концептная натяжка (от англ. conceptual stretching) — это расширение моделей и гипотез для того, чтобы охватить дополнительные случаи без адаптации аналитических категорий для соответствия новым контекстам, то есть использование в сравнительных исследованиях понятия, сложившегося в одних обстоятельствах, для обозначения нового явления, схожего лишь внешне с привычным и закрепленным концептом. При этом понятие «растягивается» с целью охватить новую действительность. В результате становится возможным.
Что такое катексис в психологии: простыми словами о понятии
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
В психоанализе катексис определяется как процесс вложения умственной или эмоциональной энергии в человека, объект или идею. Греческий термин был выбран Джеймсом Стрейчи для передачи смысла труднопереводимого немецкого термина Objektbesetzung в его переводе полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда.
Для Фрейда катексис определяется как энергетическое вложение либидо. Создатель психоанализа часто описывал функционирование психосексуальных энергий в терминах механики. На что, вероятно, влиял технический прогресс, свойственный тому времени.
Катексис, антикатексис и энергетические процессы
Фрейд этим понятием характеризовал мощность функционирования психических процессов, с которыми связана динамика течения психической энергии. Существует понятие «антикатексис» – это по сути торможение самого явления.
Для того, чтобы само слово «катексис» стало понятнее, можно заменить его. Например, на «интерес», «смысл», «внимание», «стремление». Это тот электрический заряд, который ты сама направляешь. Его же можно перенаправить и на другие позиции.
Но, поскольку бессознательно трудно различать воображаемое и реальную жизнь, часто получается так, что психическая энергия не направлена на прямое действие, обязанность которого удовлетворить возникшую потребность. Вместо этого воображение формирует вожделенный объект.
На него направляется энергия и человек получает немедленное удовлетворение. Что совершенно не означает его продолжительность в долгосрочной перспективе. Например, девушка на диете мечтает о вкусной еде и, стоит ей закрыть глаза, в воображении возникает торт, пирожное или калорийный бутерброд.
Благодаря тому, что девушка посчитает обычной фантазией, в дело вступит её внутреннее Я, которое потребует деятельности, связанной с её возникшей потребностью. И вот, она обнаруживает себя листающей кулинарный блог в Интернете или даже покупающей книгу о выпечке в кулинарном магазине. Вот так в банальной ситуации оказалась направлена её психическая энергия.
Что такое катексис?
Когда блокируются желания – блокируется энергия
Фрейд часто представлял разочарование в либидозных желаниях как блокировку энергий, которые накапливались или в конечном итоге будут нарастать и требовать высвобождения альтернативными способами. Это высвобождение может происходить, например, посредством регрессии и «повторного катектирования» прежних положений, то есть фиксации на оральной фазе или анальной фазе и наслаждения бывшими сексуальными объектами («объект–катексис»), включая аутоэротизм.
Когда эго блокирует такие попытки разрядить катексис посредством регрессии, то есть когда эго желает подавить такие желания, Фрейд использует термин «антикатексис» или противодействие. Подобно паровому двигателю, катексис либидо затем нарастает до тех пор, пока он не находит альтернативных выходов, что может привести к сублимации или формированию иногда выводящих из строя симптомов.
Катексис и любовь
Проще всего поразмышлять о катексисе применительно к человеческим отношениям. Всем свойственно энергетически вкладываться в любимых людей. Взамен «энергетический инвестор» наполняется позитивными мыслями и ощущениями.
Giphy
Катексис задействован на разных уровнях человеческого сознания, поэтому он является и сексуальной энергией. Её запас в бессознательном поистине огромен. Поэтому фиксация на отношениях порой раскрывает невероятные возможности – это при нормальном проявлении катексиса и здоровом направлении энергии. Конечно, существуют и сложные клинические случаи, которые требуют серьёзного терапевтического лечения.
Например, одна женщина вкладывает энергию в своего партнёра в том формате, который не вредит её Я и не является болезненным проявлением катексиса. А другая делает то же самое, но её, предположим, супруг давно скончался. Однако, она осталась зафиксирована на отношениях с ним. Процесс требует немедленной психологической помощи, чтобы человек сам заметил то, что он делает бессознательно.
Катексис и личность
Сейчас активно изучается ещё одно интересное понятие – самокатексис, в частности, катексис на теле. Субъективное благополучие и самооценка зависят от предметной области, которая оценивает степень удовлетворенности человека различными частями или процессами тела.
В общем-то, человек всегда направляет часть энергии собственного либидо на самого себя. Однако здесь тоже существует своя норма. Если сосредоточенность на теле становится проявлением аутоагрессии – то есть личность сама себе неосознанно причиняет вред, это уже серьёзный повод обратиться к специалистам. Это точно выходит за рамки здорового образа жизни и культа спортивной фигуры – что тоже катексис.
Фото Anthony Tran on Unsplash
Катексис и покупки
О желании купить уже много написано. С тех пор, как появились товары, люди удивлялись тому, как много любви они могут испытывать к неодушевленным вещам. Психология говорит о катексисе объекта. Такие разнообразные вещи, как салатники, бриллианты, диванные подушки, кроссовки и вообще все остальное, подходят для придания смысла. Воспоминания и чувства цепляются за купленный предмет, как и экзистенциальные вопросы: кто я? Кем бы я хотел быть? Я важен, я нужен? Мне нравится жизнь?
Порой потребительские товары – это бетонные мосты к высшим идеалам. Конечно, это часто не срабатывает, как ты, наверное, постоянно осознаешь. Но может в следующий раз сложится. Поэтому, когда будешь караулить шикарные туфли на зимней распродаже, подумай о том, куда именно сейчас ты направила энергию собственного либидо. Стоит ли оно того? Даст ли это что-то важное?
Катексис и детство
Анна, дочь основоположника психоанализа и достойная продолжательница его дела, в исследованиях психической энергии пошла дальше и связала её с первыми детскими проявлениями. Вот здесь можно поговорить и о патологических проблемах катексиса – фиксации не на тех объектах.
Индивид предпринимает попытки идентификации себя с фрустрирующим и разочаровывающим объектом, обеспечивая фокус для либидинального катексиса, который усиливает нарциссизм и катексис самости (эгоцентризм). Исследователи психоанализа предполагают, что неадекватная реакция матери на инстинктивные потребности младенца создает опасности и внешний конфликт.
Фото Pietro Tebaldi on Unsplash
Такая дисгармония потребности и внешней среды будет наиболее остро ощущаться, когда структурализация еще не готова выдержать давление, вызванное внутренними и внешними напряжениями, создаваемыми таким образом. Пострадает развитие Эго, потому что процессы интернализации и идентификации окажутся под угрозой.
Например, постоянное представление о другом объекте может не развиться, если ранние отношения с матерью нарушены травмой. Неспособность достичь структурированного компромисса порождает лабильный характер пограничных и других расстройств личности.
Считается, что нарциссическое расстройство характера уходит корнями в раннюю эмоциональную депривацию, которая ставит под угрозу процесс, посредством которого объекты (представления людей) наполняются инстинктивной энергией. Человек пытается идентифицировать себя с фрустрирующим и разочаровывающим объектом, обеспечивая фокус для либидо.
Несмотря на то, что тема катексиса очень объёмна, даже далёкий от психоанализа человек может понять, куда уходит его психическая энергия в большинстве случаев. А это – первый шаг к контролю над своим Я.