Киямат в исламе что такое
Киямат: чем Страшный суд в исламе отличается от христианского
В исламской эсхатологии, иными словами в его системе религиозных представлений о конце света, жизни после смерти и дальнейшей судьбе вселенной, одно из центральных мест занимает киямат — Судный день. Учение о последнем дне является неотъемлемым элементом не только ислама, но и христианства, однако Божий суд в каждом из этих вероисповеданий имеет свои особенности.
Киямат
На нём Аллах определяет дальнейшую судьбу людей: праведники за свои благие земные деяния обретут вечное блаженство в раю — Джаннате, а грешники будут осуждены на мучения в аду — Джаханнаме.
Признаки киямата
Между тем мусульманам известно более 10 признаков, возвещающих о приближении киямата. Среди первых знамений небес сунна пророка Мухаммеда называет восход солнца на западе и его затмение на востоке, сорокадневное сошествие тумана — духана, частые землетрясения. В 82-м аяте суры ан-Намль говорится, что предвестником киямата будет выход из-под земли вьючного животного – даббат аль-арда.
О приближении конца света можно будет догадаться по пришествию справедливого имама Махди, лжемессии Даджжаля и Пророка Исы, а также по нашествию представителей племён Яджудж и Маджудж, по исламской эсхатологии живущих на крайнем севере и наводящих на землю порчу.
Ещё одним предвестником скорого киямата будет битва двух огромных армий одного вероисповедания, в результате которой погибнет масса воинов и обычных граждан.
Одним из признаков грядущего конца света является распространение невежества, злоупотребление алкоголем, исчезновение справедливости, учащение убийств, рост числа небоскрёбов, вероотступничество и разрушение Каабы.
Между тем, киямат, согласно Корану, наступит в мгновение ока, поскольку Аллаху подвластно всё.
Страшный суд
О начале Страшного суда возвестят два трубных гласа ангела Исрафила: первый будет свидетельствовать об уничтожении Аллахом всех его творений, а второй — о чудесном воскрешении человечества.
Страшный суд в христианстве
В христианской традиции догмат о всеобщем воскрешении и последующем за этим событием Судном дне принадлежат к числу основополагающих, и значится даже в древнем Апостольском Символе веры.
Исходя из Евангелия, суд над всеми народами будет производить после своего второго пришествия Иисус Христос: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну… и дал ему власть производить суд, потому что он есть Сын человеческий» (Ин. 5: 22, Ин. 5: 27.).
Христос в свою очередь делегирует часть своих судебных полномочий праведникам в лице 12 апостолов. Согласно Новому Завету, Бог через Иисуса Христа будет судить язычников и иудеев, а также всех неверующих. Что же касается верующих христиан — для них уготован другой суд — суд Божий.
На христианском Страшном суде судимы будут не только дела, но слова и помыслы людей. Также как и в исламе, христианские источники не дают точной даты наступления конца света, о чем свидетельствуют слова Христа: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один».
Зато в этих двух религиях разнятся предвестники конца света. Христианские теологи, в их числе блаженный и Иероним Стридонский, писали, что Страшному суду будут предшествовать 15 дней. В первый день поднимутся выше гор все земные моря, во второй — все воды погрузятся в пучину, в третий — они восстановятся своем прежнем виде. В четвёртый день восстанут все морские обитатели, на пятый — завопят собравшиеся все вместе птицы, на шестой — к небу поднимутся огненные реки, в седьмой — все небесные светила выбросят огненные хвосты, на восьмой — случится землетрясение. На девятый день будут обгрызены все растения, на десятый — разделятся на четыре части все камни, на одиннадцатый — сотрутся в прах все холмы и горы, на двенадцатый — из лесу выйдут и зарычат все животные. На тринадцатый день — с востока на запад откроются все могилы, чтобы мёртвые могли воскреснуть, на четырнадцатый — все люди, впав в безумие, покинут свои жилища, а на пятнадцатый — все умрут и воскреснут вместе с теми, кто усоп задолго до них. На суде Иисус будет делить людей на «овец» и «козлов»: первым будет уготован рай, а вторым — ад.
Что говорится в Исламе о Конце Света?
Уверовавший во Всевышнего Аллаха и в Его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение) должен верить и в наступление Конца Света и Дня Суда, ибо об этом говорит Аллах в Коране, это сообщил нам Его Посланник (мир ему и благословение), а в этих источниках нет ничего ложного или недостоверного, и мы глубоко убеждены в этом.
Точное время наступления Конца Света не указано ни в Коране, ни в хадисах. Известны лишь малые и большие признаки Конца Света.
Малые признаки Конца Света:
1. Признаком наступления Конца Света станет распространится невежество, исчезнут религиозные знания, люди станут открыто употреблять алкоголь и совершать прелюбодеяние.
2. Другим признаком Конца Света станет обесценивание человеческой жизни, убийства станут привычными.
4. Конец Света не наступит, пока не станут меньше слушаться родителей и больше повиноваться женщинам.
5. Перед Концом Света распространится обман при взвешивании и отмеривании. Все станут на это жаловаться.
6. Уважение к человеку, в предверии Конца Света, уменьшится до крайности. Не будут выслушиваться советы.
7. Одним из признаков наступления Конца Света станет увеличение в городах числа переселенцев и беженцев. Дома станут выше. Недостойные люди окажутся в почете, у них будет власть и слово.
9. Наступление Конца Света будет ознаменовано увеличением расточительства. Предпочтение будет отдаваться благам и наградам мирской жизни.
Большие признаки Конца Света:
1. Появится Махди и заполнит весь мир справедливостью.
4. Яджудж и Маджудж (Гог Магог) рассеются по земле.
5. Появится огромное животное Даббатуль-ард.
6. Солнце взойдет на западе.
7. Появится дым и простоит сорок дней.
8. Со стороны Хиджаза явится сильный огонь.
9. Содержимое Корана поднимется на небеса.
Описание Конца Света и Судного дня
Затем, после похорон, являются два ангела, Мункар и Накир, и допрашивают умершего. Они спрашивают, кто его Господь, кто его пророк, какова его религия. Могила, в зависимости от земных деяний, для одних станет райским садом, для других – ущельем Ада.
Настанет день, и один из великих ангелов, Исрафиль (мир ему), вострубит в рог (Сур), диаметр которого равен размеру Небес и Земель, возвещая о Конце Света. В это время на Земле уже не останется истинно верующих людей. Поэтому эту страшную картину не увидят праведные рабы Аллаха. Время, когда наступит Конец Света и Судный день, знает только Аллах. Звуки этого рога будут настолько устрашающими, что услышав их, все живое придет в ужас. Хищные звери, другие животные и люди не будут бояться друг друга, ибо страх, наведенный звуками рога Исрафиля (мир ему), заставит их забыть о страхе друг перед другом. Устойчивый, гармоничный мир по велению Творца придет в расстройство и погибнет. Страшная картина Конца Света описана во многих сурах Священного Корана и хадисах Пророка (мир ему и благословение). О Конце Света невозможно читать без содрогания. Описание Конца Света является постоянным напоминанием о бренности этого мира и ответственности каждого за свое поведение на этом свете, за рациональное использование времени, отпущенного нам Всевышним в этой жизни.
Когда Исрафиль (мир ему) вострубит в рог во второй раз, воскреснут все когда-либо жившие на этом свете, воскреснут, чтобы держать ответ за все свои земные деяния. Все соберутся в обширной местности ‘Арасат, или на Махшаре (место сбора). Первым воскреснет Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и придёт на своё место в почёте, окружённый 70 тысячами ангелов.
Все будут мучатся в ожидании Суда. В зависимости от земных деяний они будут находиться в разных условиях: для одних это время растянется на тысячи лет, для других пройдет очень быстро, и они будут пребывать в благоденствии. В этот день особые категории правоверных найдут прибежище в тени ‘Арша, рядом с Пророком (мир ему и благословение).
Обитатели Махшара кинутся к пророкам, чтобы попросить у них шафа’ат (заступничество, помощь, оказываемая пророками и другими праведниками с дозволения Всевышнего Аллаха) о начале допроса, пророки же будут отправлять их от одного к другому, и в конце концов они придут к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Он попросит облегчения у Всевышнего Аллаха, который примет его ходатайство, и начнется Великий Суд. Это является общим заступничесвтвом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). В этот день все, кроме пророков, ангелов и особой категории верующих, будут строго допрошены о своих земных деяниях.
Все земные деяния людей записывают два ангела: один из них, Ракиб, находится у правого плеча и записывает все хорошие деяния, другой — ‘Атид — у левого плеча и записывает все плохие деяния. Причем, плохие деяния записываются не сразу, ангел ждет, может быть, человек искренне пожалеет о содеянном и раскается. В случае покаяния плохое деяние не записывается. Поистине, безгранична милость Всевышнего Аллаха. Он дает возможность каждому искренне покаяться и увеличить количество хороших деяний. Всевышний дал нам и другие возможности увеличить благие деяния. Он дал нам священные дни и ночи, когда в десятки и сотни раз увеличиваются воздаяния за наши благодеяния. Поэтому нам необходимо всеми силами стараться совершать благое и воздерживаться от порицаемого, ибо так же и грех, совершенный в эти периоды времени, также увеличиваются.
Итак, в День Суда все земные деяния будут учтены, включая самые мизерные. Будут взвешены особыми весами (Мизан) хорошие и плохие деяния. И может оказаться, что самое мизерное хорошее или плохое деяние будет играть решающую роль и перетянет чашу весов в ту или иную сторону. Поэтому необходимо стараться соблюдать нормы Ислама во всем, даже в мелочах.
Те, у кого хороших деяний окажется больше плохих, получат записи своих земных деяний справа и спереди, они будут названы поименно и обрадованы блаженным Раем. Они не попадут в Ад. А наказание, соответствующее их грехам, они получат в могиле, в День Суда, при переходе через мост Сират. Те же, у кого окажется больше плохих деяний, книгу деяний получат сзади, они также будут названы поименно и ввергнуты в пламя Ада.
После Суда каждому необходимо будет перейти мост Сират, который для некоторых будет тоньше волоса и острее лезвия меча. А для праведников этот мост будет широким. Мост Сират проходит над пропастью Ада и ведет в Рай. В зависимости от земных деяний, люди перейдут Сират по-разному: некоторые перейдут его мигом, другие долго и мучительно. А те, у которых плохих деяний больше, не смогут перейти Сират, упадут с него и окажутся в объятиях страшного пламени Ада.
Но некоторые грешники, которые заслужили наказание, спасутся благодаря заступничеству Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Другие пророки и святые праведники тоже получат право на заступничество, соответствующее своему уровню.
Мы верим также в то, что правоверные смогут напиться в водоеме Пророка (мир ему и благословение), который называется Хавз, вода в котором белее молока, слаще меда, прохладнее снега. Испивший ее единожды утолит жажду навсегда.
Попавшие в Рай будут молодыми, здоровыми (в возрасте 33 лет) и останутся там навечно, наслаждаясь его невиданными и неслыханными благами, о которых и не мечтали. Достаточно будет лишь подумать о каком-либо благе — и обитатели Рая получат его. Здесь праведников будут услаждать прелестные гурии. Каждый получит блага, соответствующие своим добрым деяниям в земной жизни.
Праведники в Раю смогут лицезреть Всевышнего Аллаха, каждый приблизится к Нему по мере своих добрых деяний. Лицезрение же Всевышнего Аллаха и Его довольство нами является высшим наслаждением, высшим благом. Но и в Раю все будут находится на разных уровнях в соответствии с деяниями и будут завидовать тем, кто лучше соблюдал предписания религии.
Мусульмане, попавшие в Ад, получат соответствующее наказание в зависимости от своих греховных деяний. И отбыв в Аду свой срок в зависимости от тяжести грехов, затем попадут в Рай, где пребудут вечно. Неверующие и лицемеры останутся в Аду навечно. В Аду также имеются разные уровни мучений, в зависимости от тяжести злодеяний и грехов. Чем больше мы будем помнить о Дне Суда, осознавать, что придется ответить за каждый поступок, за каждое слово, тем легче будет оставить греховные поступки.
В потустороннем мире не бывает смерти, он является вечным, непреходящим и последним пристанищем человека.
Описание Рая, который обретут после Конца Света праведники
Рай — это дом наслаждений, невиданных и неслыханных благ, созданный Всевышним для уверовавших рабов, джиннов и ангелов. Вступившие в Рай останутся навсегда в нем. По мнению большинства алимов, Рай находится над семью небесами и под ‘Аршем. Рай – это вечный дом, его существованию нет конца. Там находятся блага, которые человек никогда не видел, о которых не слышал и не мог даже представить их. Туда верующие попадают лишь по милости Аллаха. В Раю не бывает никакой нечисти (наджаса). Съеденное там превращается в приятный ароматный пот и икоту. Там радость бывает без печали, отдых без устали, богатство без нужды, красота без изъянов, молодость без старости.
Рай имеет различные уровни: Джаннатуль ‘адн, Джаннатуль-хульди, Дару-нна’им, Джаннатуль-маъва, Дару-ссалям, Дару джалал. Самый высший уровень Рая называется Фирдавс. В каждом уровне Рая люди также распределены по своим деяниям и крепости вероубеждения. Там люди будут иметь одинаковый возраст – 33 года и одинаковый рост – приблизительно 37,5 метров. Невозможно словами передать красоту Рая. Например, вкус одной виноградинки в Раю намного лучше, чем вкус всего винограда, выросшего на Земле. В хадисе, переданном Аль-Бухари и Муслимом, сказано, что если одна райская дева (гурия) появится на Земле, то она своим нуром осветит весь мир, своим душистым ароматом заполнит его. Ее головной убор (платок) лучше, чем весь мир и все, что в нем есть. Жены, которые вели себя праведно в этом мире, бывают там лучше, чем гурии. Каждый раз, когда к ним придут мужья, они будут девственницами.
Находящийся на самом низком уровне Рая получит столько благ, сколько имел самый богатый царь на свете и в пять раз больше этого. Сначала тот скажет: «О, мой Господь, я доволен». Затем Всевышний увеличит все это в десять раз. Так сказано в хадисе, переданном Муслимом.
Однако необходимо помнить, что блага в Раю человек получит в соответствии со своими благими деяниями, совершенными в этом мире. Больше всего обитатели Рая будут жалеть там о напрасно, без пользы проведенном времени в дольнем мире, и они будут завидовать тем, кто обрел больше благ и наслаждений. Хотя сейчас нам кажется, что достаточно лишь не попасть в Ад, но на том свете мы будем думать по-другому. Поэтому не следует успокаиваться на достигнутом, необходимо приложить все свои усилия на пути служения религии Аллаха, во имя Его довольства.
Да одарит Аллах всех мусульман Раем!
Описание Ада, в который попадут после Конца Света грешники
Ад — это место, созданное Всевышним Аллахом для справедливого наказания и мучения неверных и непослушных рабов из числа людей и джиннов. Мучения в Аду жаром и холодом страшны и бесконечны. Наш земной огонь является частицей огня Ада, который семь раз был брошен в море для охлаждения. Огонь, что на земле, несравним с огнем Ада.
Ад имеет семь ступеней. В самый верхний бросают верующих грешников, которым Аллах не простил грехи. На других ступенях Ада будут неверные, которые останутся там навсегда.
Самый верхний слой называется Джаханнам, ниже располагаются Лазза, Хутамат, Саир, Сакар, Джахил. Самый нижний — Хавият — предназначен лицемерам. В Коране и хадисах рассказано об Аде. В Аду подвергнут наказанию сильным морозом, и эта кара будет более мучительна, чем наказание огнем. Да убережет Всевышний Аллах всех мусульман от Ада по Своей милости!
Барзах – мир душ, место их пребывания после смерти в ожидании Судного дня.
Судный день в исламе
Мусульманин верит в Судный день в Исламе, в то, что наступит Конец Света, как об этом говорится в Священной Книге Коран. Пророк Мухаммад ﷺ также говорил в хадисах об этом. Это является пятым столпом Имана (веры) в Исламе.
Период жизни человека
Пять периодов жизни установил Всевышний Аллах для человека:
Всевышним Аллахом ниспослана земная жизнь для мусульманина как экзамен, который он должен выдержать, и по результатам которого будет решена его судьба в вечном мире. Посредством веры в Судный день мусульманин возлагает на себя ответственность за все то, что он делал в земной жизни, за все свои деяния. Коран упоминает веру в Судный день часто, особенно в контексте веры в Аллаха, поскольку они неотделимы друг от друга. В Священной Книге Коран сказано: «Кто уверовал в Аллаха и в Последний день и творил благое — им награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» (сура Аль-Бакара (Корова), 62-й аят).
Но ни в Коране, ни в хадисах Посланника Аллаха ﷺ не указана точная дата, когда наступит Судный день. Мусульманам из достоверных источников известны только признаки наступления Судного дня, и Ислам разделяет большие признаки и малые.
Малые признаки наступления Судного дня
Большие признаки
Как гласит Ислам, скорейшее наступление Конца Света и Судного дня ознаменуется тем, что появится имам Махди. После него в мир людей явится Даджал, а затем с небес в земной мир явится пророк Иса.
Имам Махди наполнит земной мир справедливостью. В противовес ему явится в земной мир антихрист Даджаль. Затем по Исламу в земном мире появится Иса, который спустится с небес на землю. По земле рассеются Яджудж и Маджудж, а затем появится Даббатуль-ард, представляющий собой огромное животное.
Конец Света и Судный день будут близки как никогда, когда солнце вместо востока взойдет на западе. Земля заполнится дымом, который будет стоять в течение сорока дней.
По Исламу накануне Судного дня сильный огонь появится со стороны Хиджаза, а содержимое священной Книги Коран возвысится на небо.
Как же описывается сам Конец Света и Судный день в Исламе?
По Исламу, после того, как пройдут похороны, два ангела Накир и Мункар спустятся с небес и явятся к умершему, чтобы допросить его. Ему зададут вопросы о том, кто его Господь и кто является его пророком, у него спросят, какова его религия. В зависимости от того, какие деяния он совершал в земном мире, либо райским садом станет для него его могила, либо адским ущельем.
Ангел Исрафиль возвещает о наступлении Судного Дня
О наступлении Судного дня вострубит в рог (по-арабски сур) один из великих ангелов по имени Исрафиль. Диаметр его огромного рога равен размеру Земель и Небес вместе взятых, и сигнал его рога о том, что наступил Конец Света, услышат все до единого существа во всех мирах, и все живое придет в настоящий ужас от того, насколько устрашающим будут звуки этого рога. Ужас будет настолько всеобъемлющим, что люди забудут о своем страхе перед дикими зверями, а дикие звери забудут о своем страхе перед людьми.
На этот момент, когда зазвучит рог Сур, в земном мире не останется людей, который являются истинно верующими. Страшную картину Конца Света не уведет тот, кто является праведным рабом Аллаха.
Погибнет весь тот мир, созданный Творцом в гармонии и устойчивости, каким мы его знаем. Многие суры священной Книги Коран описывают картину Апокалипсиса. В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ также упоминаются детали того, как будет выглядеть картина Конца Света и Судного дня.
Когда это случится – не знает никто, кроме самого Всевышнего Аллаха. Но страшная картина Конца Света и Судного дня в Исламе служит напоминанием каждому верующему мусульманину о том, что каждый верующий должен нести ответственность за свои деяния в земном мире, а мир этот хрупкий и бренный и может быть разрушен по одному только желанию Всевышнего Аллаха. Время, которое отпущено каждому человеку в этом мире, следует использовать рационально, не терять его попусту.
Воскрешение людей
Далее события Конца Света и наступления Судного дня по Исламу описываются так.
Ангел Исрафиль второй раз вострубит в свой рог, и после этого сигнала все те, кто когда-либо жил в земном мире, воскреснет. Они воскреснут для того, чтобы держать ответ перед Всевышним Аллахом за свои деяния на земле. Судный день и Страшный суд будут проходить в местности, которая носит название Махшар, что переводится как «место сбора».
Первым из тех, кто жил на земле, воскреснет Пророк Мухаммад ﷺ. Во время Страшного суда все люди будут находиться в разных условиях: те, кто совершал благие деяния и был праведником, займут места в прохладе и комфорте, и время Страшного суда пролетит для них незаметно. Но те люди, кто грешил и нарушал запреты Всевышнего, будут все это время испытывать мучения и им будет казаться, что время Страшного суда растянулось на тысячи лет. Самые достойные праведники будут возведены в особую категорию: они займут свои места в тени Арша рядом с самим Пророком Мухаммадом ﷺ.
Собравшиеся на Махшаре будут просить заступничества у пророков, будут просить помощи, шафаат, которую пророки и другие праведники могут с дозволения Всевышнего Аллаха оказать, если посчитают нужным. Но пророки будут отсылать их к другим пророкам, и так будет продолжаться до тех пор, пока они не придут к Пророку Мухаммаду ﷺ. Пророк Мухаммад ﷺ будет испрашивать для них облегчения у Создателя, и Всевышний Аллах примет его ходатайство. И тогда начнется Великий Страшный Суд.
Допрос Судного Дня
Как гласит Ислам, начнется строгий допрос всех, кроме пророков, ангелов, а также тех праведников, которые относятся к особой категории, о тех земных деяниях, которые они совершали в земном мире.
Ангелы деяний и книга дел человека
Два ангела станут записывать все земные деяния каждого человека. Один из ангелов будет стоять у правого плеча, и записывать все хорошие людские деяния, а второй будет находиться по левое плечо, который будет записывать все те деяния, которые были у человека плохими. Второй ангел будет записывать плохие деяния не сразу: он будет ждать в течение шести часов, что ответит верующий, пожалеет ли человек искренне о том, что он сделал, и раскается ли он. Если человек покается, то ангел не будет записывать это плохое деяние. Всемогущий Аллах милостив к своим рабам, и Он дает последнюю возможность им ответить за свои прегрешения, покаяться и сократить количество плохих своих деяний.
Всевышний Аллах своей милостью дает каждому человеку возможность увеличить количество хороших деяний – Он послал верующим возможность совершать благодеяния во время священных ночей, и тогда вознаграждение за эти благодеяния увеличатся в сотни раз.
Весы Судного Дня
По Исламу, в Судный день будут учтены все деяния, которые совершил человек в земном мире, даже самые мелкие и незначительные из них. На особых весах Мизан все эти деяния будут взвешены, и решающую роль может сыграть как самое маленькое плохое деяние, так и самое малое хорошее. Это учит мусульманина тому, что следует соблюдать предписания Всевышнего Аллаха даже в незначительных мелочах, чтобы избежать огня Ада.
Те мусульмане, у которых количество хороших деяний перевесят чашу весов во время Судного дня, будут поименно названы и им будет сообщена радостная весть о том, что им дарован Рай, и в Ад они не попадут. За свои грехи они получат наказание в Судный день, когда будут переходить через мост Сират. Если же плохие деяния перевесят чашу весов, то такие мусульмане попадут в пламя Ада.
Мост Судного Дня
Далее по Исламу в Судный день верующие должны будут перейти через мост Сират, и он покажется для праведников и для грешников разным – широким и тонким как волос. Этот мост проходит над пропастью Ада и ведет в Рай, и кто-то пройдет его без всяких проблем и очень быстро, а некоторые будут преодолевать этот мост в соответствие со своими земными деяниями мучительно и трудно.
У кого плохих деяний окажется больше, чем хороших, перейти этот мост не смогут – они упадут в пропасть Ада.
Заступничество Пророка ﷺ
По Исламу, некоторые грешники могут надеяться на спасение благодаря заступничеству Пророка Мухаммада ﷺ и других пророков и праведников, которые в соответствие со своим статусом тоже имеют право на заступничество.
Все, кто попадет в Рай, останутся в возрасте около тридцати трех лет, красивыми и молодыми, и навечно останутся в этом состоянии, и они будут наслаждаться в Раю его благами, о каких и мечтать они не могли. Только подумав о каком-то благе, праведник, попавший в Рай, тут же получит его. Прелестные гурии будут услаждать праведников в Раю, и в соответствие с теми благими деяниями, какие совершал праведник в земном мире, он будет получать блага в Раю.
Праведники, попавшие в Рай, получат особое право увидеть Всевышнего и приблизиться к Нему настолько, насколько позволят совершенные ими благие деяния. В зависимости от того, насколько каждый праведник совершал предписания религии, все в Раю будут находиться на своих уровнях.
Те, кто попадет в Ад, будут наказаны Аллахом соразмерно совершенным ими грехам, и когда они отбудут в Аду то время, которого будет достаточно для искупления их грехов, они также попадут в Рай, и там уже останутся навечно. Но есть и те, кто останется навечно в Аду – это будут лицемеры и неверующие. Уровни мучений в Аду также разные, и по ним будут распределяться грешники в зависимости от того, какие грехи они совершили.
Ислам предписывает помнить ежечасно о том, какие наказания и какие награды ждут верующего в Судный день, помнить о том, что каждый верующий возьмет на себя ответственность перед Аллахом за совершенные им деяния в земном мире. Судный день в Исламе – это напоминание о том, что вечном мире придется отчитываться за каждое свое деяние перед Аллахом.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)