Классицизм что это кратко
Что такое классицизм?
Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.
Когда появился классицизм?
Классицизм в Европе и России
Конец XIX- начало XX века
Идеи классицизма
Иерархия жанров классицизма
В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:
В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.
В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.
Признаки классицизма
Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.
В театре
В поэзии
В архитектуре
В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.
Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.
Классицизм и сентиментализм
Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.
Что такое классицизм: кратко и понятно о главном
В России эпоха классицизма зародилась (переползла из Европы) во второй половине XVIII века и продлилась до первой половины XIX века. Классицизм стал ведущим направлением в искусстве в период европеизации при Екатерине II, которая охотно вела переписки с заграничными деятелями Просвещения. Если сформулировать определение классицизма своими словами, то он представлял собой художественное направление в искусстве, в основе которого лежали идеи античности, выражавшиеся в философии Декарта.
История появления
Данное направление возникает во времена прогрессивных идей о патриотизме и в период установления национальной государственности. Творят в ту пору придворные государственные мужи, которые грамотно фиксируют и развивают национальную идею свой державы.
Истоки классицизма нужно искать в Древней Греции. Именно античность становится примером эпохи, где процветает личность, где происходит ее свободное развитие: духовное и физическое совершенство. Художников, скульпторов, архитекторов привлекала строгость и простота античного искусства. Однако идеологически классицизм чужд многим проявлениям древнегреческой культуры: это более строгое и рациональное направление, которое культивирует ограничение личной свободы во благо более глобальных (национальных) интересов.
Традиции классицизма — возрождение древнегреческих представлений о внешней стороне искусства. Открытие Помпеи в 1755 году, изучение архитектуры юга Италии привели к еще большему интересу к классицизму. Кроме колонн и галерей античности, он впитал в себя элементы готики, эпохи Возрождения и развил их. Главной целью классицизма становится просвещение публики — и нравственное, и интеллектуальное.
Этапы развития классицизма:
Основоположники русского классицизма — А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Вален-Деламот. Они были авторами проекта «Академия художеств в Петербурге». В этом здании есть основные черты классицизма: четкий ритм колонн, строгие формы.
Также классицизм связан с национальными интересами государства. Идеал человека, по мнению классицистов, – это гражданин патриотических взглядов, который трудится на благо Отечества. Он готов на всё во имя своего долга. Поэтому монархи в то время активно поддерживали такое искусство.
Основные черты
Классицизм охватывает живопись, музыку, архитектуру, литературу и театр. Ему присущи следующие признаки:
Суть классицизма заключалась в отражении идеи гармоничного общества: морально зрелого, патриотичного и рационального. Однако конфликты чувства и разума, личности и общества показывают всю сложность этого направления. Авторы прекрасно понимали, что люди не смогут без борьбы отказаться от чувств и желаний. Этот конфликт был наиболее драматичным проявлением новой философии.
Классицизму были свойственны гармоничность, организованность и ясность образов. Его сторонники говорили в аудиторией прямо и немного свысока, как учителя с классом.
Особенности: темы и жанры
Классицизм связан с Просвещением, основывается на идеях рационализма и на представлениях о закономерности мира. Ориентирование на античность приводит к возникновению системы жанров. Именно древние греки впервые систематизировали типы и виды однородных явлений в литературе и философии.
Так, в литературе жанры классицизма подразделялись на высокие и низкие. Высокими жанрами являлись трагедия, ода, героическая поэма, а низкими – комедия, сатира, басня. Высокие жанры описывали исторические события, бытие царей и знатных людей. Низкие жанры рассказывали истории об обыкновенных людях, например, о крестьянах или слугах. Соответственно, для высоких жанров была характерна возвышенная речь, а для низких – простая речь.
Культура классицизма элитарна и предъявляет к личности очень высокие требования. Каждый автор в ту пору подчеркивал важность преобладания разума над чувством, долга — над желанием, морали — над страстью. Классицисты считали, что только только ум и мораль помогут познать окружающий мир и выстроить нравственную систему ценностей. Их интересовали проблемы борьбы разума и чувства, долга и страстей. Также было заметно преобладание национально-исторической тематики над античной. Очевидно наличие патриотического пафоса и сатирической направленности во многих произведениях (в баснях, сатирах и комедиях). Человек того времени стремился назидать, учить, совершенствовать. Каждый автор был своего рода пастором и не раз обращался к религиозной теме. Творчество было сакрально и элитарно: только люди с положением и состоянием могли позволить себе творить.
Основные темы классицизма:
Эстетические принципы и правила
Характеристика классицизма умещается в 5 понятиях: консерватизм, рационализм, гармония, категоричность форм и величественность. Всё это выражалось в четких геометрических формах, линиях, светотени и в строгих канонах. Эксперименты не приветствовались, а ассоциировались с дурным вкусом и незнанием «правильной» формулы искусства. Классицизм — это не свобода античности, а диктатура Древнего Рима. Он с бряцанием орудий и строевым шагом гимнов захватил культуру и навязал ей единство формы, как в боевом строю.
Если Вы хотели бы заслужить уважение Тредиаковского и Сумарокова, Вам необходимо знать правила классицизма:
Эстетизм классицизма заключался в желании бороться за высокое, возвышенное, при этом придерживаясь точности и ясности стиля. Этому направлению в искусстве были свойственны: простота, сбалансированность, спокойствие, рационализм, логичность, пропорциональность, симметрия и строгость.
Как проявил себя в русской…
Архитектуре
Основные признаки классицизма в архитектуре:
Основные детали – купол и колонны в зданиях, акцентированные лестницы и античный декор (портики, ниши со скульптурами и т.д.).
Для ампира была характерна воинская тематика (здание Сената в Санкт-Петербурге).
Яркие представители классицизма в архитектуре:
Классицизм оказал сильное влияние на облик Москвы и Санкт-Петербурга. Все эти здания до сих пор сохраняют свою привлекательность и отображают историю;
Литературе
Для русского классицизма характерны следующие черты:
Основные представители классицизма в литературе: М. Ломоносов, Д. Фонвизин, Г. Державин.
Музыке
Для русского классицизма характерно сохранение национальных особенностей при восприятии европейских норм. За основу произведений они брали национальные фольклорные мотивы и героические события из русской истории. Музыка того времени звучала пафосно и монументально, в ее исполнении был задействован весь оркестр.
Основные представители: Д.С. Бортянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин.
Так, Д.С. Бортянский вкладывал в музыку стройность, законченность форм, сочетая строгость с чувствительностью;
Живописи
Для живописи эпохи классицизма характерны сдержанность, величественность и строгость. Основные элементы – линия и светотень.
Большой популярностью пользовались портреты, например, парадные (В.Л. Боровиковский «портрет А.Б. Куракина») и аллегорические (Д.Г. Левицкий «Екатерина II – законодательница»). К тому же, происходило освоение новых жанров: натюрморт, пейзаж.
Классицизм особенно сильно отразился в исторической живописи, например, картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой». Другие представители: А.П. Антропов, И.Н. Никитин, Г.И. Головкин.
Театре
Классицизм — это «золотой век» в театральном искусстве. Театр развивался динамично, становясь высоко профессиональным. Театральный стиль был провозглашен искусством декламации.
Если раньше на сцене преобладали французские труппы, то в первом же десятилетии 18 века русские актеры составили им достойную конкуренцию. Та же ситуация была с драматургами: наряду с шедеврами Расина и Корнеля в России ставили «Бригадира» и «Недоросля» Фонвизина.
Для всех театральных постановок было применимо главное правила классицизма — единство времени, места и действия. Все 4 акта (именно столько занимала каждая пьеса) должны были проходить в одном месте, в один временной промежуток, а сюжет должен представлять собой одну основную линию, где роль второстепенных персонажей сводится к минимуму.
Что такое Классицизм
Классицизм (от лат. «classicus» — образцовый) — это художественный стиль воплощённый в литературе, искусстве и архитектуре (XVII — начало XIX вв.) с использованием простоты, сдержанности и пропорциональности.
Классицизм существует в разных областях.
Классицизм в литературе
Классицизмом в литературе считается стиль в европейской литературе 17–18 веков. Главной особенностью этого стиля является концентрирование внимания на образцах античной литературы и искусства. Писатели принимают их и как совершенный эстетический идеал, и как фундамент традиций высокого Возрождения.
Также писатели-классицисты придерживались строгих языковых норм и правил, у них не было ни малейшей возможности от них отступить.
Представители классицизма в литературе:
Классицизм в архитектуре
Примером классицизма в архитектуре можно считать Камеронову галерею в Царском Селе. Этот образец «екатерининского классицизма» был построен в 1787 году шотландским архитектором Чарлзом Камероном.
Временем классицизма в архитектуре принято считать конец XVII — начало XIX вв. (в каждой стране по-разному).
Классицизм в архитектуре Франции XVII века стал отражением становления абсолютизма (абсолютная монархия). Из этого вышли оттенки регулярности и порядка. А примером логичности для современных архитекторов являлась структура фасадов и планов античных возведений.
Места, которые были наиболее предрасположены к классицизму в архитектуре — это Германия, Италия, Франция, Великобритания (вообще страны Европы и их колонии), Российская империя и США.
Архитекторы-классицисты отторгали сложность барокко, они предпочитали использовать идеалы гармонии, серьёзности, последовательной чёткости, монументальности и грандиозности.
Архитекторы также часто прибегали к ордерной системе, симметрии и регулярности планировки.
Архитектурный ордер (от лат. ordo — строй, порядок) — это тип архитектурной композиции, в него входят определённые элементы, зависит от некой архитектурно-стилевой обработки. Это выражение стоечно-балочной системы.
Самой знаменитой характеристикой греческого стиля считается ордерная система и её разновидности (разница между ними заключается в пропорциях и декоре):
Направления классицизма
Неоклассицизм XVIII века (палладианство)
Палладианство возникло в XVII веке в Европе на основе идей венецианского архитектора Андреа Палладио (1508–1580). Для этого стиля характерна симметрия и перспектива, просматриваются тенденции классического храма времён Древней Греции и Рима.
Ампир
Ещё он называется «поздний классицизм». Этот художественный стиль зародился во Франции в начале XIX века с помощью Наполеона Бонапарта.
Это триумфальные арки (арочные конструкции изобрели в Риме) и триумфальные колонны (например, Вандомская колонна).
Во Франции мебель в этом стиле в основном мастерили из красного дерева, а в отделке часто появлялись бронза или мрамор.
Русский ампир несколько отличался от французского. В русском, например, мастера совмещали дерево, окрашенное в белый, с позолоченной резьбой.
А начиная с 1797 года в европейском ампире начали появляться египетские мотивы. В русском ампире эти элементы присутствовали уже в русском стиле: сфинкс, например, превратился в птицу сирин.
Ещё одна специфика ампира — звериные мотивы (присутствие львов, змей или орлов, на которые часто возносился вес всего изделия).
Во французском ампире часто также присутствовала пчела, вокруг которой был лавровый венок (символика Наполеона) или лебедь (императрица Жозефина, первая жена Наполеона).
«Барочный классицизм»
Одним из примеров барочного классицизма можно считать восточный фасад Лувра.
В этом стиле обработка углов зданий делается рустом (облицовка камнем с грубой поверхностью). Также часто встречаются мотивы сдвоенных колонн и плоские вертикальные выступы, визуально симулирующие колонны. Нередко были использованы и высокие «французские» окна с мелкой расстекловкой, которые начинались от самого пола.
Архитекторы — представители классицизма
Многие архитекторы зарекомендовали себя как любители классицизма:
Архитектурные стили
Существует целое множество архитектурных стилей, которые были придуманы золотыми умами архитекторов начиная с доисторических времён. Здесь мы приведём только несколько примеров произведений этого массивного искусства.
Распространённые архитектурные стили:
Ар-Деко
Постройки 1920–1940 годов. Чаще всего встречаются в странах Западной и Центральной Европы, в США, Австралии, Китае и Японии.
Это будто буржуазная разновидность модернизма. Формальный ар-деко был сотворён путём смешения умиротворённого неоклассицизма (чёткость и иерархичность структур) и кружевного модерна (орнамент, новая техника и её потенциал).
Барокко
Направление появилось в XVII–XVIII вв. Дух барокко противоположен духу ренессанса: он противится рационализму во всём, а классицисты будут отстаивать эту позицию. Барокко играет с пространственными и пластическими иллюзиями, заставляя наблюдателя думать о сверхъестественном и напоминая о виртуозности архитектора.
Готический стиль
Готический стиль делится на два типа: Готика континентальной Европы и Английская готика. Стиль возник в XIII–XV вв.
Главное его отличие — была убрана несущая стена. А для устойчивости сооружения был сделан каркас таким образом, что его устои (опоры) переходили в «рёбра» (нервюры) сводов. Таким образом, строение теряло громоздкость, которая была характерна его романскому коллеге (более ранний, XI–XII вв., романский стиль).
Деконструктивизм
Этот стиль был развит в 1980–1990 гг. Идея этого стиля кроется в творении нового посредством переосмысления и изменения стереотипов, что неизбежно приводит к некоторой провокации. Однако этот стиль уже стирал те приёмы и противоречия, которыми были скованы предшествующие поколения архитекторов.
В деконструктивизме многие архитекторы смогли воплотить в жизнь множество своих смелых пространственных идей за счёт увеличения мощностей компьютеров того времени (в конце 1980-х).
Конструктивизм
Одно из направлений стиля Авангард, зародилось в 1920 — середине 1930 гг. Конструктивизм чаще всего встречался в СССР. Постройки этого стиля выделяются яркими индустриальными чертами. Возможно даже при этом теряя свою удобность в использовании.
Модерн
Этот стиль появился в 1890–1910 гг. В основном архитекторы-модернисты прибегают к помощи всевозможной красноречивости возможностей новейших конструкций и материалов.
Тяга к красоте, но при этом и отречение от академических стереотипов заставили модернистов прибегнуть к самым оригинальным деталям (текучие формы построек, избыток орнамента, растительные мотивы и др.).
Постмодернизм
Ещё в 1960-х годах этот стиль полюбился многим художникам-архитекторам по всему миру. Постмодернизм стал попыткой избежать рациональности стереотипов модернистской архитектуры.
Архитекторы стремились к уникальности и оригинальности, возвращаясь к практике исторических стилизаций, декорируя, подражая определённым первообразам. Но не забывая при этом про игру и иронию в своих произведениях.
Рококо
Стиль рококо зародился в начале XVIII века во Франции. Чаще всего строения рококо встречаются во Франции и других странах Европы.
Замысловатые формы рококо нашли своё начало в также сложном барокко. Но последний говорил со своим слушателем о религии, а то и о власти. А рококо будто насмехалось над этой серьёзностью и мчалось в игру весёлых красок, беспрецедентного удобства (создавая комфорт), избытка декора с завитками и природными мотивами.
Хай-тек
Хай-тек — одно из направлений модернизма, появилось в 1970–90 годы и распространилось по всему миру. В этом стиле природные материалы отходят на второй план, выигрывает высокотехнологичное производство, которое стремится в будущее, в научную фантастику.
Классицизм в музыке
Примерами классицизма в музыке считаются лишь композиторы 17–18 веков. Из них можно назвать таких великих композиторов, как:
А в качестве звукового примера можете насладиться этим великолепным произведением Моцарта:
Струнный Квартет № 17 Си Бемоль Мажор «Охотничий», KV 458 Моцарта в исполнении струнного квартета под названием «Амадеус-квартет»
В противоположность бытующему мнению классическая музыка — это не любая музыка классических инструментов, а лишь отдельной эпохи развития музыкального творчества, а именно 1750–1825 гг.
Знаменитая эпоха барокко, со своим трагизмом, роскошью, витиеватостью и помпезностью, начала свой спад. И как свежий воздух слушателям является музыкальный классицизм. Начинает преобладать оптимистичный и радостный тон вместо угрюмого и мрачного барокко.
Классицизм уже основывается на естественных красках жизни, на свободе, на простоте и природе.
Литовский пианист Вадим Хаймович исполняет Бетховена, Моцарта, Шуберта, Розетти и других известных композиторов.
Классицизм принимается публикой как что-то понятное и гармоничное, что слышится в плавно льющихся нотах произведений. Самыми яркими представителями этой эпохи по праву считаются композиторы Венской классической школы: Гайдн, Бетховен и Моцарт.
Классицизм в живописи
А как пример классицизма в живописи, можно обратить внимание на картину французского художника Николы Пуссена «Танец под музыку времени». Как и многие художники классицизма, в данном случае он тоже прибегнул к образам античной мифологии.
Классицизм: строгие идеалы высокого стиля — особенности, история, знаковые классицисты
Классицизм (Classicisme) — это широкое эстетическое направление в искусстве, оказавшее влияние на живопись, архитектуру, скульптуру, литературу и театр XVII-XIX веков. Эстетика классицизма легла в основу одноименного художественного стиля. Значение его для развития европейской культуры столь высоко, что говорят о целой эпохе классицизма. Название пришло из французского языка (classicisme). Термин образован от латинского слова classicus, что означает «образцовый».
Классицизм как стиль сформировался во Франции в XVII столетии, где и получил наивысшее развитие. Но свои классицисты были и в других странах — это направление приобрело европейскую значимость. Особой формой считается русский классицизм, возникший при Екатерине II. Поскольку в Европе в это время уже наступила эпоха неокласицизма, русскую ветвь также иногда относят к неоклассицистической.
Характерные черты классицизма
Художники-классицисты, как и живописцы Возрождения, видели идеал в античном искусстве. Их творчество во многом стало реакцией на сменившие ренессансные традиции маньеризм и барокко. Мастера-классицисты вернулись к простоте и гармонии Возрождения, усилив рациональное начало.
Особенности этого стиля:
Классицизм и барокко — непримиримые антиподы
Нетрудно заметить, что классицизм — прямая противоположность барокко. Классицисты отвергали барочную эстетику с её хаотичностью и экспрессией. Их искусство холодно и рассудочно. У художников-классицистов разум доминирует над чувствами, строгий идеал противопоставляется причудливости барочных форм. В барокко высок накал драматизма, порой доходящий до болезненности, а в эстетике есть место страшному и чудовищному. В классицизме — ничего подобного. У людей на картинах — скульптурные формы, композиции уравновешенны, а драматизм напоминает театральную декламацию «высоким штилем».
Классицизм и барокко длительное время существовали бок о бок, представляя собой два полюса европейского искусства.
Жанровая иерархия классицизма
Для классицистической традиции характерно разделение жанров на высокие и низкие. Этот принцип наблюдался и в живописи, и в литературе, и в драматургии. Считалось недопустимым смешивать жанровые элементы.
К высоким жанрам относили исторический, мифологический и религиозный. В подобных сюжетах часто звучат героические мотивы, а сопоставить их можно с одой у литераторов и трагедией у драматургов. К низким были отнесены натюрморт, пейзаж и портрет. Такие сюжеты считались менее значимыми, бытовыми.
Великие имена эпохи классицизма
Основоположником стиля считается французский художник Никола Пуссен (Nicolas Poussin), чьи картины на темы истории и мифологии (в основном связанные с античностью) отличаются поразительной геометрической точностью композиции и взвешенной колористической гармонией.
Большую известность получили пейзажи другого француза — Клода Лоррена (Claude Lorrain), прославившегося изображением окрестностей вечного города — Рима. Эти пейзажи называют антиквизированными, поскольку Лоррен подавал виды через историческую призму.
Новый художественный язык прекрасно подошёл для восхваления абсолютистской монархии, поэтому Версаль при короле-«солнце» Людовике XIV благосклонно отнёсся к модной живописной манере. На этом поприще особенно проявил себя придворный живописец Шарль Лебрён (Charles Le Brun).
А во второй половине XVIII века, благодаря открытию фресок во время раскопок Помпей, наступила эра неоклациссизма. Стиль обрёл новое дыхание, а его главным представителем стал Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) со своими драматично-лаконичными полотнами, полными трагики и героики.
Русский классицизм
Традиции классицизма пришли в Россию во второй половине XVIII века, в эпоху новой волны европеизации, связанной с деятельностью императрицы Екатерины Великой. Наиболее известные фигуры среди русских художников-классицистов:
Прекрасное представление о творчестве в этом стиле даёт парадный портрет «Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия» Дмитрия Левицкого.
Следует отметить, что многие русские классицисты вплетали в свои работы ноты романтизма. Выразительный пример — «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.