Классный руководитель организует индивидуальный подход к учащемуся руководствуясь чем
Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и значение индивидуального подхода обучения
Индивидуальный подход в процессе обучения предусматривает такую организацию педагогического воздействия на учащегося, при которой учитываются его индивидуальные особенности и возможности.
В качестве особенностей рассматриваются возраст и пол ребенка, его уровень умственного и физического развития, условия жизни и воспитания.
Чаще всего индивидуальный подход в обучении предусмотрен для детей с различными аномалиями в развитии. Именно поэтому прежде, чем организовать данную форму обучения педагогу необходимо осуществить диагностику и выявить особенности каждого ребенка. В процессе диагностики выявляют не только фактический уровень развития ребенка, но и условия его развития до школы, особенности психического и физического развития, характер, интересы, наклонности и т.д.
Таким образом, совокупный учет данных факторов и обуславливает необходимость индивидуального обучения ребенка.
В рамках современной общеобразовательной школы применение индивидуального подхода в обучении практически не используется. Это связано в первую очередь с большой загруженностью педагогов и «кадровым голодом». Если индивидуальная работа по обучению и проводится, то чаще всего в рамках внеучебной деятельности с учащимися, отстающими в учебе или испытывающими трудности в процессе обучения.
Индивидуальный подход в обучении является одним из основных подходов обучения в коррекционных образовательных учреждениях.
Для организации индивидуального подхода в обучении, в первую очередь необходимо определить уровень знаний и возможности усвоения нового учебного материала детьми. В настоящее время принято выделять три уровня, по результатам исследования детей: высокий, средний, низкий. Однако необходимо помнить, что данное выделение условно.
Готовые работы на аналогичную тему
Сложности в обучении, которые испытывают учащиеся всех трех групп, являются типичными. Характер трудностей, причины их возникновения и развитие определяется индивидуально путем подбора соответствующей диагностической методики.
В рамках общеобразовательных школ трудности в обучении чаще всего определяются особенностями развития ребенка, уровнем его усвоении учебного материала. В коррекционных школах трудности в обучении могут быть связаны с проблемами здоровья детей, а именно недостатками слуха, зрения, речи и т.д.
Таким образом, при разработке системы индивидуального подхода в обучении педагог должен опираться на технические и методические возможности учебного заведения, на выявленные особенности развития ребенка и установленные у него трудности в обучении.
Индивидуальный подход при изложении учебного материала
Индивидуальный подход в процессе обучения предполагает не только индивидуальное проведение учебных занятий, но включает в себя организацию перемен. Это связано с тем, что довольно часто сложно отследить некоторые нюансы в поведении ребенка во время урока, так как на уроках дети ведут себя сдержаннее. Во время перемены дети более раскованы и ведут себя максимально естественно. Поэтому очень важно проводить наблюдение за детьми, как во время урока, так и на перемене. В этом случае можно сформировать целостное представление о каждом учащемся, понять, в чем заключается особенность его поведения, в чем кроется неуспеваемость по учебе и посредством своего педагогического мастерства предотвратить возможные негативные факторы в рамках учебного заведения.
Большое значение в организации индивидуального подхода имеет, верно организованный индивидуальный подход при изложении учебного материала. Педагогу в первую очередь необходимо обратить внимание на тех учащихся, которые испытывают сложности в усвоении нового.
Целесообразным является сочетание различных форм работы с детьми: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Эффективными приемами, для индивидуального подхода к учащимся при объяснении нового материала являются:
Применение данных приемов способствует тому, что во фронтальную работу по изучению нового материала вовлечены все учащиеся. Приемы необходимо менять, допустимо их комплексное применение.
Помимо подачи нового учебного материала большое значение имеет и его закрепление, с использование фронтальной, групповой и индивидуальной работы. В данном случае педагогу необходимо сделать упор на то, что «слабым» учащимся помощь в основном должна быть оказана со стороны «средних» и «сильных» учеников, посредством дополнения и корректировки их ответов. Уровень усвоения учебного материала осуществляется посредством проведения небольших проверочных работ, которые одинаковы по содержанию, объему и сложности для всех учащихся.
Индивидуальный подход при выполнении и проверке домашнего задания
При организации выполнения и проверки домашних заданий можно использовать следующие приемы индивидуального подхода:
Все эти приемы индивидуального подхода могут применяться при различных сочетаниях фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Такая система индивидуального подхода может использоваться во всех классах и на уроках по всем учебным предметам.
Курсовая работа «Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися»
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Магнитогорский педагогический колледж»
Кафедра психолого-педагогических дисциплин и частных методик
Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися
Студентки группы 732
очной формы обучения Лабыриной А.В
Руководитель: Гачкова Ю.А
2.1. Методы и формы индивидуальной работы классного руководителя с учащимися. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………. 36
последняя приобретена ценою большого труда и заботы,
Основным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. [5]
Согласно новым требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта (далее — ФГОС) классный руководитель обязан создать условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Но не всегда классный руководитель может реализовать эту задачу в полном объеме, из-за тех или иных причин, поэтому на данное время проблема создания условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе остается открытой. Одним из способов решения данной проблемы представляется повышение значимости и качества индивидуальной работы классного руководителя с учащимися. [20]
В истории развития российской школы институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, т.к. именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов. [25]
Под индивидуальной работой в нашем исследовании будет пониматься осуществление социальной и педагогической помощи обучающемуся, содействие психическому, психофизическому и личностному развитию.
Без индивидуальной работы классного руководителя с каждым учеником, классное руководство было бы пустым местом в воспитании поскольку, именно индивидуальная работа, индивидуальный подход к каждому ребенку дает возможность воспитать в нем личность. [25]
Несмотря на длительное изучение проблемы индивидуальной работы классного руководителя с детьми, на настоящий момент единой эффективной методики работы не существует.
Таким образом выделяется противоречие между необходимостью и важностью индивидуальной работы классного руководителя с учеником и недостаточной методической проработкой способов этой работы.
Цель работы: описание и разработка методов и форм индивидуальной работы классного руководителя с учащимися.
Объектом исследования является процесс работы классного руководителя с младшими школьниками.
Предмет исследования: индивидуальная работа классного руководителя с младшими школьниками.
изучить степень разработанности в педагогической теории и практике проблемы индивидуальной работы классного руководителя с учащимися;
дать характеристику проблемы индивидуальной работы классного руководителя с учащимися;
рассмотреть методы и формы индивидуальной работы классного руководителя с учащимися;
дать методические рекомендации по индивидуальной работе классного руководителя с учащимися;
Методы: Анализ литературы, конспектирование, обобщение.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Чтобы лучше понять кто же такой классный руководитель выделим несколько определений:
Классный руководитель — педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; внесение необходимых изменений в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива. [3]
Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе. [5]
Классный руководитель-учитель, выполняющий функции ответственного организатора классного ученического коллектива в общеобразовательных школах. [11]
Целью работы классного руководителя является наиболее емкое культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Исходя из цели можно выделить суть работы классного руководителя: координация внешних влияний, оказываемых на ученика и организация воспитательной, развивающей, обучающей внеучебной деятельности в классе. Объектом деятельности классного руководителя будут являться обучающиеся дети в процессе их развития и социализации. [18]
Организация и развитие коллектива — второй объект внимания и задача классного руководителя.
Помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей — третья задача воспитательных воздействий классного руководителя. [24]
В процессе сотрудничества классного руководителя с учащимися и их родителями выделяются четыре типа задач:
Первая группа может быть названа социальными задачами. Это защита ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования ее индивидуальности.
Вторую группу можно обозначить как задачи диагностическо – этические, для того чтобы правильно организовать систему воспитательной работы с классом, классный руководитель должен знать своих учеников, их особенности, проявления, личностные качества и индивидуальные характеристики.
Третья группа может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановку детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизацию нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.). [30]
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующими принципами: определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением; учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия; обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса. [1]
Существует множество направлений работы классного руководителя, из всех можно выделить самые важнейшие:
К первому относится направление «Взаимодействие». Не менее важным направлением в работе классного руководителя является работа по организации общения и взаимоотношений в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-ученик-родитель». Целью педагога здесь является передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, позитивного и негативного, опыта поколений. [8]
К пятому относится направление «Семья». Классный руководитель не сможет успешно осуществлять свою работу, если школа не будет сотрудничать с семьей. Очень часто процесс воспитания ребенка в школе идет вне такого сотрудничества и это приводит к печальным результатам. Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека. [13]
Классный руководитель имеет большую ответственность учащихся, в ФГОС прописаны права и полномочии классного руководителя.
К правам классного руководителя относятся: право получать информацию о физическом и психическом здоровье детей. Координировать работу учителей-предметников в своем классе. Выносить на рассмотрение органов управления школой согласованные с классом мнения и предложения. Разрабатывать (совместно с психологом, медиками и др.) программы индивидуальной работы с детьми. Приглашать родителей в школу, обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних и другие органы по решению проблем детей. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления, при необходимости – в органах власти и суда. [20]
Кроме прав, классному руководителю важно знать что он не имеет право осуществлять. Классный руководитель не имеет право унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д. Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником. Злоупотреблять доверием ребенка, использовать семью для наказания ребенка. Обсуждать за глаза своих коллег, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива. [18]
Чтобы классный руководитель был достаточно компетентен он обязан знать Конвенцию о правах ребенка, чтобы не нарушать его права, и действовать согласно им. Закон РФ «Об образовании». Конституцию РФ.Детскую, возрастную, социальную психологию, чтобы знать возрастные, психологические особенности ребенка. Школьную гигиену. Педагогическую этику. Педагогику. Теорию и методику воспитательной работы. Основы трудового законодательства. [9]
Классный руководитель также должен обладать информацией о состоянии здоровья учеников, о состоянии семейно — бытовых условий учеников, о внешкольных интересах и увлечениях, о положении в классе, о состоянии здоровья учеников, о любимых и нелюбимых предметах, об отношении к школе, администрации школы, о уровне воспитанности класса. [10]
Чтобы классный руководитель смог систематизировать знания о учениках и о классе, он должен быть обеспечен следующей документацией:
Первое что относится к документации это классный журнал— основной государственный документ регистрации посещаемости и записи отметок в советских и российских школах. Журнал делится на две половины. В первой содержатся: оглавление; расписание уроков; запись посещаемости и отметок; содержание пройденного на уроках и заданий на дом. Вторая половина включает: общие сведения о каждом учащемся; сводную ведомость по учёту посещаемости, поведения и успеваемости по четвертям; сведения о количестве уроков, пропущенных учеником.. Ведение отдельного журнала для каждого класса или группы каждым учителем обязательно. [6]
Личные дела учащихся так же входят в документацию классного руководител я. Личные дела учащихся заводятся классным руководителем и делопроизводителем школы по поступлению в 1 класс на основании личного заявления родителей. Для оформления личного дела должны быть представлены следующие документы: копия свидетельства о рождении; документ подтверждающий проживание на микрорайоне, закреплённом за школой; заявление родителей с указанием, что родители ознакомлены с Уставом школы; медицинская справка или медицинская карта; 2 фотографии ребенка; копия медицинского полиса; п апки с разработками воспитательных мероприятий; Протоколы родительских собраний. [22]
Итоги деятельности классного руководителя в течении года подводятся по результатам: Анализа воспитательного плана и записей в нём, Анализа анкет, данных учащимся в конце года, анализ материалов собеседования с классным руководителем по должностным обязанностям в конце года, анализа материалов посещения руководством гимназии воспитательных мероприятий в течение года, анализ участия класса в общегимназических делах. [24]
Чтобы учителю было удобно распределять свое время, существует циклограмма классного руководителя (см. приложение 1) [27]
Хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.
1.2. Специфика индивидуальной работы классного руководителя с учащимися
Одним из направлений развития современной школы является отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Таким образом, учителю придется решать проблему оказания помощи каждому ребенку в организации его личной самостоятельной деятельности в урочное время. А это предполагает, что учитель займет позицию координатора, инструктора детской деятельности. [1]
Классный руководитель курирует индивидуальное, личностное становление школьника, корректирует обстоятельства и активность ребенка, осуществляет помощь и индивидуальную поддержку ребенку в его взаимодействии с миром. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. Таким образом, одной из центральных функций классного руководителя является индивидуальная работа с каждым учащимся. [3]
Существует множество определений индивидуальной работы классного руководителя с учащимися, рассмотрим несколько из них:
Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися это забота об индивидуальном развитии ребенка, контроль формирования личности, воздействие максимальному проявлению личностных особенностей и выявление индивидуальных особенностях. [5]
Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися это важная деятельность классного руководителя по контролю формирования личности и выявлении индивидуальных особенностей. [11]
Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов. На первом этапе классный руководитель (воспитатель) изучает научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, проводит диагностирование личности каждого ребенка, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность. На втором этапе воспитатель продолжает изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности. [12]
Какие же конкретные действия следует предпринимать классному руководителю при организации индивидуальной работы с учащимися?
Прежде всего, ребенок должен быть активно включен в деятельность, а стало быть, в определенную систему отношений. С этой целью, классный руководитель определяет сам (или через учителей-предметников) конкретные задания и поручения в соответствии с личностными особенностями ученика, способствующие инициированию его активности в обязательном виде деятельности — учении. [15]
Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оценки результата корректировать профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результат надо через определенные промежутки времени – в конце каждой четверти (триместра). Подводить итоги и корректировать деятельность – личную и учителя класса – надо с помощью психолога и педагогов. [19]
Выделим функции индивидуальной работы с учащимися: обеспечить конкретизацию воспитания, исходя из общего, типичного и своеобразного в ребенке; повышать действенность общих педагогических влияний по отношению к отдельной личности; обеспечивает эффективность педагогики параллельного действия; опособствует (усиливает) возможности школьника в самообразовании и самовоспитании; является средством преодоления, предупреждения формализма в педагогическом процессе. [10]
Классному руководителю необходимо создавать специальные педагогические ситуации для проявления и формирования конкретных качеств и свойств личности, ориентируясь при этом на лучшее. Что есть в ребенке, «подставлять» условия успеха, закреплять чувство радости, удовлетворения от производственных действий и поступков. «Выпячивая» достоинства развивающейся личности (возможно, еще не проявленные), классный руководитель помогает в становлении и реализации индивидуального маршрута самообразования и самовоспитания школьников, в индивидуальных беседах побуждая учащихся к специальной деятельности по формированию определенных убеждений, качеств, черт, свойств, развивая самосознание как основу работы над собой. Учитывая вышесказанное, при организации самовоспитания классный руководитель может использовать такую форму, как «Прием по личным вопросам» (Ш.А. Амонашвили), предоставив школьникам возможность регулярно общаться со взрослыми, неравнодушным к его проблемам. Выстраивая подобным образом отношения с ребенком, классный руководитель, несомненно, «дойдет до каждого», станет действительно ключевой, ведущей фигурой в организации целостного педагогического процесса. [30, 19, 2]
Путь к развитию индивидуальности лежит через развитие интересов, потребностей, склонностей каждого ребенка. Невнимание к его индивидуальным особенностям приводит к тому, что иногда способные ребята утрачивают интерес к учению, к труду и попадают в разряд так называемых «трудных детей». Воспитание в школе предполагает знание личности каждого ученика, ибо без учета индивидуальности учащихся невозможно добиться успешного обучения и воспитания. [12]
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранении недостатков. При умелом и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания, особенно тех детей, у которых в течение длительного времени закреплялись отрицательные стороны поведения и характера. [4]
Интересным являются высказывания Е.А. Флериной о содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний. «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей, излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность, критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным». [5]
Индивидуальный подход требует от воспитателя большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды. Различные отклонения в поведении ребенка на начальной стадии устранить легче; позже, когда они превратятся в привычку, устранять их гораздо труднее. Поэтому глубокий, всесторонний анализ всех поступков детей в младшем школьном возрасте особенно необходим. [16]
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей в классе и основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика. Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистически мотивационное учение, усиление в обучении связей «ученик-ученик» большой акцент на самостоятельность в познавательной деятельности. [17]
Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.
ГЛАВА II . ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ
2.1. Методы и формы индивидуальной работы классного руководителя с учащимися
Насколько трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы. [8]
Практическая деятельность учителя по индивидуальной работе классного руководителя с учащимися , как правило, связана с внеурочной деятельностью, общением классного руководителя и детей. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять вместе и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают одна другую. [10]
Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе ученика, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделится с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел. [14]
Следующая форма это использование в практике элементов дефференцированного обучения она предполагает организацию учебного процесса, при которой учитель работая с группой учащихся, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств. [17]
Так же очень эффективными являются дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам. Перед введением дополнительных занятий педагоги должны в первую очередь провести совместное с психологом тестирование ребенка и оценить степень его готовности. И при ускоренном обучении и при большей нагрузке ребенок должен быть заинтересован в предмете, ему должны быть доступны приемы педагогического воздействия, а это значит, что любые занятия необходимо адаптировать под каждого конкретного школьника (дошк. Одаренные дети нуждаются в индивидуальном обучении, поэтому педагоги должны проходить специальную подготовку. Обязательными являются и занятия с психологом, так как одаренный ребенок – это сложный психический объект, в котором сильно переплетены сферы психики человека: познавательная, эмоциональная и другие. Такой ребенок очень чувствителен к общественным отношениям. Психологи должны подготовить его к жизни в обществе, научить видеть интересное в простых объектах, а также уметь общаться с «обычными» детьми. [24]
Еще одна форма это проектная деятельность учащихся Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности. [26]
Очень важной формой является посещение предметных и творческих кружков и внеклассных мероприятий Если классные мероприятия, уроки, проводятся для класса в полном составе и посещение их является для всех учеников обязательным, то внеклассные мероприятия в школе проводятся для тех, кому это интересно. Но, как и на уроках, здесь используются точно такие же методы работы, формы учебной деятельности, чтобы дети узнали что-то новое и приобрели навыки выполнения и решения различных задач. По той причине, что занятия проводятся после уроков и на добровольной основе, они называются внеурочными, или внеклассными. Посещать кружки или секции, которые тоже относятся к внеклассным занятиям, могут ученики любого класса. Время их проведения не должно совпадать с основными занятиями в школе. Наиболее распространенные формы внеклассной работы: кружки по различным предметам, конкурсы, олимпиады, викторины и работа в научных обществах. Занятия в них стимулируют творческую деятельность ребенка, особенно это касается практических занятий в творческих студиях. [29]
Следующая форма это создание детских портфолио. В педагогической литературе портфолио характеризуется как: коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению; выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год). Портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Концепция портфолио: портфолио перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. А философия ученического портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. [17, 27]
А.С.Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вел дневник изучения учащихся (и многие классные руководители это делают), регулярно фиксировал важнейшие факты их поведения, отмечал тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательную работу. Чтобы облегчить работу классного руководителя существуют планы индивидуальной работы, которые позволяют логично и структурно собрать информацию о ребенке. [26]
Отсюда пять способов воспитательной работы с младшими школьниками: словесно — логические; образно — художественные; трудовые; игровые; психологические.
Средствами реализации индивидуальной работы являются: психологическое сопровождение; кадровые ресурсы; дидактические ресурсы; финансовые ресурсы. [9]
Выделим основные пути и способы индивидуальной работы с детьми:
Во-первых, поскольку необходимость индивидуальной работы возникает вследствие комплекса причин: отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий, неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива, асоциального окружения. Общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь в виду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым, нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение школьника, попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его от дурного влияния. [3, 16. 19]
Во-вторых, корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу. [ 22, 26]
В-третьих, основным средством воспитания должна быть правильная организация жизни и деятельности трудного ребёнка. Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу. [12]
В соответствии с этим определяется характер индивидуальных заданий для дополнительной самостоятельной работы учащихся, выбираются средства воспитания у школьников интереса как к учению, так и к внеурочной работе.
Таким образом можно сделать вывод что, к индивидуальной работе классного руководителя с учащимися следует отнести: Изучение индивидуальных особенностей учащихся специфики условий и процесса их развития; Установление межличностных контактов с каждым ребенком; Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциал ьных возможностей учащихся, реализации социально ценных личностно значимых интересов и потребностей школьников;Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнение норм и правил поведения в учебном заведении и за ее пределами; Взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности; Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию; Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.