Клуб десятитысячников что это
Клуб десятитысячников что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
прямая речь из Китая 80-х: крестьяне-десятитысячники
Первые герои рубрики «Прямая речь» для моего онлайн-проекта про 80-е – крестьяне. А кто ж ещё? Именно они своим трудом и инициативой втащили Китай в рыночные реформы. И дело не только в работе на поле – т.н. «семейном подряде», но и в поселковых и волостных предприятиях – островках рынка посреди плановой экономики первой половины 80-х.
Особо успешных крестьян начали называть «десятитысячниками» 万元户 – дворы, годовой семейный доход которых составлял 10 тысяч юаней и выше. C 1980 года госпропаганда ставила их в пример. Вот они – новые герои новой эпохи, пришедшие на смену «железным девушкам» из народной коммуны Дачжай.
Их мысли, чувства, настроения – ниже. С моими небольшими комментариями.
Время и место:
Тяньцзинь. 1984 год. Разговор в ресторане «Дэнъинлоу» 登瀛楼 (прим. 1).
Беседующих четверо. Двое – журналисты. Двое – молодая семейная пара, крестьяне. Говорит в основном женщина. Её муж молчит, но иногда вставляет замечания. Уточняющие вопросы журналистов опустим, и так понятно, что их интересует.
Ж: «А у вас, уважаемые, глаз намётан. Мы оба самые настоящие крестьяне. Из уезда Цзинхай 静海县 (прим. 2), земляки Хо Юаньцзя, знаменитого мастера ушу. Про него недавно сериал показывали по телевизору, очень интересно. А внук Хо Юаньцзя, сын его дочери, и сейчас живёт в Цзинхае! Учительствует в школе, больше ничего делать не умеет..
Вы небось удивляетесь, как это мы размахнулись? Тридцать юаней с гаком за один стол, будто деньги ногами топчем. Ничего, не страшно, деньги у нас есть. Целая пачка, и все крупные – на которых «великое сплочение» нарисовано (прим. 3).
Правда-правда, нам бояться нечего. Теперь кто деньги зарабатывает, тому и слава. Мы – десятитысячники не только по доходу, но и по урожаю. Я эти треклятые деньги зарабатываю, а муж по подряду хлеб растит. За один прошлый год мы получили 11 тысяч юаней и намолотили 13 тысяч цзиней зерна. Дела по-настоящему в гору пошли! Хе-хе, городским за нами не угнаться. Мы, бывшие середняки и бедняки, теперь в передовиках, а рабочий класс отстаёт. «Старшего брата» 30 лет хвалили, аж вонь пошла, а теперь он получает по 10-20 юаней премии да плетётся за нами на воловьей упряжке…»
М: «Не слушайте её, у неё на губах замка нет. Рабочие – это руководящий класс».
Ж: «Как же, руководящий! Скажут тебе: иди в рабочие – ты согласишься? Чего же не идёшь? Всё оттого, что столько денег там не заработаешь! Мы вдвоём поработали месяц – огребли тысчонку, а они, рабочие, хе-хе – столько и за год не получат!»
Пауза для комментариев:
До середины 1980-х годов рыночные реформы действительно обходили крупные города стороной. Большинство горожан по-прежнему были трудоустроены в государственных организациях и получали фиксированную зарплату (максимум «премию 10-20 юаней»). Исключение делалось для индивидуальных предпринимателей, которые могли нанимать до 6 наёмных рабочих, однако явление не было массовым. В то же время в сельской местности бурно развивались поселковые и волостные предприятия, а также частное предпринимательство на «подрядной основе» (т.е. при сохранении плановых обязательств перед государством, но при условии свободного распоряжением всем, что сверх плана). Это привело к тому, что в первой половине 80-х доходы части крестьян были значительно выше, чем у горожан – правда, без социального обеспечение, которое предоставляли своим работникам крупные госпредприятия. Поэтому в городе по-прежнему смотрели на крестьян свысока, что хорошо будет видно в последующей беседе.
Прим. 2 – Уезд Цзинхай находился в составе города центрального подчинения Тяньцзинь, ныне преобразован в городской район. Его жители сейчас считаются горожанами.
Ж: «Надо вам сказать, живём мы с мужем душа в душу. В 1980-м его демобилизовали, мы и расписались. Приданого мы не требовали – только два набора одёжки, часы да велосипед, и то марки «Хунци» 红旗 – хороших нигде не достанешь (прим. 4)».
М: «Да и это мою семью вконец разорило!»
Ж: «Созвали родных и близких на угощение. Мяса почти не было, все больше доуфу и лоба. И что с того, что уже прошло четыре года, как прогнали «банду четырёх» (прим. 5) – жизнь еле-еле начала улучшаться. За два года до того мы всё ещё учились у Дачжая и Сяоцзинчжуана (прим. 6). Лучше стало только когда место наверху опять занял почтенный Дэн. Если уж говорить о народном доверии, то среди крестьян им больше всех пользуются почтенный Дэн и Чжао Цзыян (прим. 7).
М: «Чушь она несёт! Никак понять не может, что и «по возможности» все равно обязательно нужно было брать участок, а то кто же тебе даст зерно на пропитание? Когда говорят «не брал участок», это значит, что человек тайком его передавал другому и еще приплачивал за работу. Покупать зерно и не брать участок разрешили только в 1983-м».
Пауза для комментариев:
Прим. 5: Имеется в виду арест бывшей жены Мао – Цзян Цин и её политических сторонников (маоистов-радикалов) сразу после смерти Мао Цзэдуна, которое в китайское историографии традиционно считается окончанием «культурной революции». Событие произошло в сентябре 1976 года, и определённые реформы начались сразу после этого. Однако реальные изменения к лучшему большая часть населения страны почувствовала только спустя 5-6 лет.
Прим. 7 – Заметим, что в современном Китае цензоры бы вымарали упоминание Чжао Цзыяна в качестве народного благодетеля. В 1989 году он (на тот момент формально первое лицо в партии) был обвинён в инспирировании событий на площади Тяньаньмэнь и помещён под домашний арест. Все лавры архитектора экономических реформ достались «почтенному Дэну».
Ж: «Мой муж в 1980-м сразу взял на подряд 15 му и стал вкалывать. В 1981-м получили по 700 с лишним цзиней, в 1982-м – ровно 800, в 1983-м – столько же. Все три года подряд мы были «десятитысячниками». В первый раз получили премию в 100 баней, во второй – талон на велосипед, в третий – похвальную грамоту…»
М: «Неверно! Она только деньги считает. А мы получили в награду ещё удобрения и право покупать вне очереди химикалии. А потом, «десятитысяников» стало больше, на всех премий не напасёшься, нужно поощрять только самых сильных».
В прошлом году у меня был богатый «урожай», выручила больше 10 тысяч юаней. Государство закупает шкурки, выделывает их, шьёт шубы, продаёт иностранцам. Зарабатывает на этом в несколько раз больше. Я живу по совести, государство не обманываю. С юга приезжали торговцы пушниной, предлагали менять соболя на цветной телевизор, так вот фиг я им поменяла! Тем более цветной телек у нас есть.
Когда мы дали деньги на школу, учитель привёл с собой учеников благодарить нас и сказал: «Когда у вас будет сын, стану учить его как следует!» У нас и вправду нет детей. Сколько раз ходила в больницу проверяться – никаких изьянов нет, просто не зачинается и всё тут».
М: «Нет сына, и хорошо, забот меньше. К тому же у нас ограничивают деторождение!» (прим. 8)
Ж: «Не бреши! Ванбадань 王八蛋 – тот, кто не хочет сына! Только вы не верьте, он сам мандражирует больше меня. А я-то не беспокоюсь. Мне хочется послать сына в университет, а для этого нужно еще немного поработать. Денег хватит!
А вообще у нас все начали зарабатывать. Иные, чтобы разбогатеть, печатают картинки со Старым Чжао. В наших местах многие умеют резать доски, чтобы печатать цветные лубочные картинки. Вот они и тискают Старого Чжао и бога очага. Государство этим не занимается, вот они и нашли лазейку. Продают на базарах. Раскладывают на земле и дерут, сколько захотят. Как, вы не знаете, кто такой Старый Чжао? Да это же бог богатства – тот самый, у которого бородёнка и усы тремя прядями висят! Чжао – это его фамилия, его еще зовут «маршал». О нём в трудах Председателя Мао говорится!» (прим. 9)
М: «Ты! Ты с какой стати приплела сюда ещё труды Председателя, дура?!»
Ж: «Само собой есть продавцы – есть и покупатели. Только не принято говорить «покупаю», нужно сказать «прошу пожаловать для совершения обрядов». И вешают у себя дома, когда делать нечего – кланяются. У нас в доме такого нет, да и какой в этом прок? А то люди еще печатают деньги с надписью «Райский банк». Какая-то истрепанная бумажка, а на ней: 100 тысяч юаней. Это суеверие, их кладут покойникам в последний путь. Мы тоже покупали такую штуку, стоит-то всего медяк. Сожгли на могиле деда, чтобы ему было что тратить. Эх, глупости всё это!»
А блузка на мне – из Гонконга. 70 юаней! Я попросила привезти мне из Шэньчжэня. Вот роскошное место! Там все сплошь десятитысячники!
Что? Говорите блузка мне не идёт и качество не очень? Как это гонконгский товар может быть нехорошим? Чего же тогда частные торговцы так рвутся в Шэньчжэнь за гонконгскими вещами (прим. 10)?
Я всё знаю! Вот будет свободное время, сама съезжу поглядеть на Шэньчжэнь, а по дороге в Шанхай заеду. В Пекине я была раз шесть, видела Храм неба, Летний дворец, универмаг «Ветер с Востока» 东 风市场 (прим. 11). Ничего особенного! Вот пекинская утка хороша, только очередь большая»
Ещё несколько комментариев напоследок:
Отличная фактура, показывающая, как происходило становление рыночных порядков на селе. И как рука об руку с этим процессом шло восстановление народных традиций и суеверий. Сейчас ритуальными деньгами никого не удивишь, а вот 40 лет назад – аккурат после «культурной революции» с её уничтожением старых привычек – это воспринималось как средневековое суеверие даже крестьянами. Прогресс, однако ))
Прим. 8: Политика ограничения рождаемости («Одна семья – один ребёнок») началась в 1980-м и в первые годы сопровождалась активной госпропагандой.
Насколько известно, Председатель Мао не упоминал Цай-Шэня в своих работах.
«Похудела ради работы на 11 килограммов»: все о профессии стюардесса на примере историй трех бортпроводниц
Сколько собеседований нужно пройти в авиакомпании, в каком регионе стюардессы зарабатывают больше всего и кто попадает в «Клуб десятитысячников».
Все, что связано с небом, у многих из нас вызывает романтические чувства. Кажется, что там, среди облаков, даже самая рутинная работа перестает быть таковой. А все, кто работают в авиации, — небожители, которым не знакомы земные проблемы. Конечно, все это заблуждения, не имеющие ничего общего с реальностью, но веру в эту сказку сложно пошатнуть. Поэтому в поп-культуре так много песен, стихов, фильмов и других посвящений таким профессиям как пилоты и стюардессы.
Первое, что пришло мне на ум сразу после хита «Стюардесса по имени Жанна» Владимира Преснякова — клип группы «Блестящие» на песню «А я все летала». В комментариях можешь написать, какие мысли у тебя возникают при упоминании этой профессии.
У меня нет на руках никаких статистических данных, но готова поспорить, что ни одну другую работу не воспевали так, как эти. По сути, проводники и машинисты поездов занимаются тем же самым. Однако за редким исключением кто-то из нас мечтательно вздыхает, представляя себя в униформе РЖД. Зато как только мы слышим, что кто-то из знакомых работает бортпроводником или пилотом, то невольно восклицаем: «Вау! Круто!» или «Вот тебе повезло! Работа мечты!», или «Ох, я бы тоже не отказалась».
Героини нашей статьи, стюардессы по имени Татьяна, Ольга и Вера рассказали нам, почему стали бортпроводниками, что их просили сделать пассажиры во время полета, а также о самом большом страхе в работе.
«Пассажиром быть лучше»: Татьяна Попова, проработала стюардессой 3 года
Таня из Волгограда. Она никогда не грезила о небе и не мечтала быть бортпроводницей. Идею связать себя с авиацией ей подсказала мама.
«Отучилась на менеджера в своем родном городе и хотела устроиться работать по профессии. Но найти работу по специальности никак не могла. Тогда мама рассказала мне, что дочь ее знакомой работает стюардессой и предложила мне тоже пойти на курсы бортпроводников. Я сразу же согласилась.
Оказалось, что даже ехать на учебу никуда не надо было. Филиал Московской школы бортпроводников был в Волгограде, врачебно-летную комиссию тоже можно было на месте пройти. В общем, я решила, что это знак. И даже похудела на 11 килограммов, чтобы соответствовать требованиям.
После школы почти сразу устроилась в авиакомпанию, но все оказалось не так просто. Между рейсами нужно было проходить еще несколько обучений на другие типы самолетов. После мне еще пришлось лететь в Калининград, в Авиационный учебный центре имени Канта. В общем, путь в авиацию довольно тернист. Те, кто думают, что для того, чтобы стать стюардессой достаточно быть миловидной, улыбчивой и знать хотя бы один иностранный язык, быстро отсеиваются. Потому что быть бортпроводником — это большая ответственность. Твоя главная задача — не просто радовать глаз пассажиров, а обеспечивать их безопасность в полете», — подчеркнула Таня.
Через три года Таня ушла из профессии. Говорит, что по полетам не скучает, если только в качестве пассажира.
«Мой молодой человек позвал меня замуж, а он не из Москвы, поэтому пришлось выбирать. Но я быстро приняла решение и нисколько не жалею о нем. По полетам, честно говоря, не скучаю. Профессия стюардесса только кажется романтичной. На самом деле у нее, как и у всего, есть обратная сторона, которая обычно остается за кадром. Например, постоянные недосыпы и проблемы со здоровьем, которые возникают и-за постоянного нахождения на высоте. Если бы я и решила сновать полететь, то только в качестве пассажира. Но сейчас у меня маленький ребенок, да и ситуация с путешествиями в мире нестабильная, поэтому пока не планирую», — сказала экс-бортпроводница.
Если верить разным форумам, где настоящие и бывшие бортпроводники делятся историями, среди девушек не мало тех, кто рвутся в стюардессы только для того, чтобы познакомиться с пилотом и выйти за него замуж.
По словам Тани, такие затеи часто заканчиваются ничем.
Интересная история от Тани
На одном из рейсов ко мне подошел молодой человек и сказал, что хочет сделать предложение своей девушке. Я сначала растерялась и спросила причем тут я, но потом он написал текст и попросил передать его пилоту. В итоге командир прочел письмо по громкой связи. Потом парень достал из рюкзака изрядно потрепанный букет цветов и коробочку с кольцом. Это было так романтично. Все пассажиры аплодировали.
Когда Тане было страшно
Однажды наш рейс попал в сильную турбулентность, трясло очень сильно. Ситуацию усугублял тот факт, что у нашего командира это был только второй самостоятельный рейс. Пассажиры этого, конечно, не знали. Но экипаж-то был в курсе, поэтому все чуть-чуть переживали (смеется). В итоге пришлось сесть в запасном аэропорту. Тогда многие пассажиры отказались лететь с нами дальше и выбрали наземный транспорт.
«Только утром поняла, что теперь я стюардесса»: Ольга, действующая бортпроводница
Фамилию Оли мы не можем указать, потому что авиакомпании очень ревностно относятся к тому, что их действующие бортпроводники дают интервью и комментарии о своей работе.
В отличие от предыдущей героини, Ольга решила, что станет стюардессой еще в 5 классе. Окончательно в своем выборе она утвердилась в университете.
«Познакомилась в универе с девочкой, которая также как и я хотела стать стюардессой. Мы тогда шутили, что не понимаем, зачем вообще поступили на свою специальность, ведь работать по ней не планируем. Но все это было на уровне юмора. Ни я, ни она не допускали мыслей о том, что бросим универ ради авиации. После, когда я уже работала в офисе, случайно узнала о кастинге в авиакомпанию в Екатеринбурге.
Решила съездить, но не особо верила, что пройду. Думала, что в случае неуспеха хотя бы по городу погуляю. Но в итоге зашла в здание аэропорта в 9 утра, а вышла из него почти в 7 вечера. Тогда я ничего толком не поняла, была в состоянии эйфории. Поэтому просто села в машину и уехала домой. Только на следующее утро до меня дошло, что теперь я стюардесса. Так мечта внезапно стала реальностью».
Интересная история от Оли
«Я очень сильно удивилась, когда узнала, что инженер-авиаконструктор, который был с нами на борту, дико боится летать. Было так странно видеть, как трясутся коленки и бледнеет лицо у человека, который каждый день работает с «железными птицами» и знает про них все. Тогда он признался, что любит самолеты, но только на земле. Летать на них он ужасно боится. И это было заметно — каждый шорох и звук вызывали у него панику. Пришлось во время полета забалтывать взрослого мужчину разговорами на отвлеченные темы, чтобы он мог отвлечься от своих страхов».
Чего Оля больше всего боится в полете
Сама летать не боюсь и не переживаю, когда самолет попадает в воздушные ямы. Но за пассажиров я сильно переживаю. Самый большой страх, что кому-то может стать плохо, а я не успею вовремя оказать первую помощь, или что на борту не окажется врача и жизнь человека будет полностью зависеть от действий экипажа. Да, нас всему обучали, все рассказывали.
Я и мои коллеги точно знаем, как себя вести в чрезвычайных ситуациях, но все равно страшно. А еще всегда хочется сделать полет максимально комфортным, особенно для тех, кто боится или летит первый раз.
Кстати
Профессиональные стюардессы должны не только найти подход к любому пассажиру, но и быстро решать конфликтные ситуации. Поэтому огромным плюсом в этой профессии будет умение нестандартно мыслить и находчивость.
«Это была большая авантюра»: Вера Неверова, проработала стюардессой 5 лет
По окончании мы сами искали работу. Среди бортпроводников есть свой негласный рейтинг авиакомпаний, но я тогда ничего об этом не знала. Потом выяснилось, что мне очень повезло, потому что моим первым местом работы стала одна из лучших компаний. Оказывается, многие туда по долгу не могут попасть, а я с первого раза прошла», — сказала Вера.
Чтобы стать стюардессой Вере пришлось пройти три этапа:
Сейчас Вера летает только в качестве пассажира. По словам экс-бортпроводницы, она очень рада, что тогда, в 2013-м году, ее авантюра не просто удалась, а переросла в интереснейший опыт работы в профессии, о которой многие мечтают. Однако возвращаться в авиацию Вера не собирается. Говорит, что несмотря на все плюсы профессии стюардессы, отсутствие нормированного графика ужасно влияет на здоровье и личную жизнь.
Интересная история от Веры про «Клуб десятитысячников»
«Бывает, что во время длительных перелетов некоторым парочкам не сидится спокойно (смеется), поэтому кто-то закрывается в кабинке, а некоторые просто накрываются покрывалом и прямо на своих местах занимаются сексом. Лично я за все время работы таких ребят не ловила, но мои коллеги иногда сталкивались с людьми, которые решили оформить себе членство в «Клубе десятитысячников». В него «вступают» все, кто умудрился заняться любовью в самолете. В таких ситуациях обычно ничего не остается, кроме как просить людей прекратить это делать», — объяснила Вера.
Кстати
Сам того не планируя, основателем «Клуба десятитысячников» стал Лоуренс Сперри. В 1914 году благодаря ему появилось такое устройство как автопилот. За свое изобретение Сперри получил 10 тысяч долларов.
В 1916 же году Лоуренс решил воспользоваться всеми возможностями, которые дает автопилот. А именно, заняться сексом со своей избранницей. Однако пара так увлеклась процессом, что не заметила, как отключила устройство. В итоге самолет упал, а любовники погибли.
«Членство», конечно, это больше бонус, чем сама цель. Главная причина, почему людям хочется заняться сексом в самолете, — это получение неземного удовольствия, ведь чем выше высота полета, тем более разрежен воздух. У кого-то при таких обстоятельствах происходит «эротическая асфиксия» — состояние, при котором недостаток кислорода усиливает ощущения при оргазме.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
1. Возможность путешествовать
Иногда отдых между рейсами — 3-4 дня. Этого времени вполне хватает, чтобы прогуляться по Сингапуру, Нью-Йорку, Токио и другим странам.
2. Новые знакомства
Экипаж меняется с каждым рейсом.
3. Довольно неплохая зарплата, особенно у стюардесс с опытом
Раньше бортпроводники имели процент с продаж в полете, но сейчас такое уже не практикуется. Сегодня заработная плата стюардесс зависит от их опыта, количества часов и условий авиакомпании. В месяц бортпроводник как минимум должен налетать 80 часов. При этом полеты на международных рейсов оцениваются дороже. С учетом всех этих нюансов средняя зарплата стюардесс варьируется от 40 до 100 тысяч рублей.
Максимальная заработная плата бортпроводниц по регионам
Регион | З/п |
---|---|
Алтайский край | 150 тысяч рублей |
Новосибирская область | 120 тысяч рублей |
Красноярский край | 120 тысяч рублей |
Ленинградская область | 116 тысяч рублей |
Нижегородская область | 106 тысяч рублей |
Свердловская область | 106 тысяч рублей |
Московская область | 102 тысяч рублей |
Республика Башкортостан | 92 тысяч рублей |
Республика Татарстан | 86 тысяч рублей |
Республика Алтай | 65 тысяч рублей |
Таблица составлена на основании данных независимого портала консультаций по миграционным вопросам
4. Социальные привилегии
Например, отпуск у стюардесс — 72 дня в году, а выход на пенсию — в 45 лет.
5. Красивая форма
Минусы
1. Проблемы со здоровьем
Перепад атмосферного давления вызывает у стюардесс частые боли в суставах, мышцах и приводят к раннему остеохондрозу, болях в мышцах, сколиозу, головным болям, сужению сосудов. Также у бортпроводниц намного выше риск заболеть онкологией — новообразования молочной железы и меланома.
Причины как минимум две:
По неподтвержденный данным, за год члены экипажа подвергаются облучению в 1,5 раза большему, чем люди, работающие в ядерной энергетике. Также женщины, идущие в авиацию, могут приобрести болезни, связанные с репродуктивной системой.
2. Ненормированный график
Свое расписание бортпроводники узнают примерно на 2-3 дня вперед;
3. Ночные рейсы и ночные явки
Где учат на бортпроводников в России
ВУЗы и колледжи
Название образовательного учреждения | Сколько нужно учиться и платить |
---|---|
Авиационный учебный центр имени Канта в Калининграде | |
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации | Обучение — 4 года. Для поступления нужно сдать экзамены по математике, русскому языку и обществознанию. Все специальности в данном вузе, само собой, связаны с авиацией, но тем, кто хочет стать именно бортпроводником, нужно подавать документы на профиль обучения «Сервис на транспорте». |
Национальный исследовательский университет Московский авиационный институт (МАИ) | Обучение — 4 года. Для поступления также потребуется сдать математику, английский и обществознание (историю). Здесь также обширный спектр профессий. Но, чтобы стать стюардессой или стюардом и пройти отбор в авиакомпанию, нужно поступать на специальность «Сервис транспортных средств». Есть как очная, так и заочная формы обучения. |
Профессиональный колледж «Московия» | Обучение — 2 года 10 месяцев, если поступать после 9 класса; 1 год 10 месяцев, если — после 11-го. Документы нужно подавать на специальность «Сервис на транспорте». Обычно на это направление выделяют много бюджетных мест — около 150. |
Курсы
Название | Стоимость и условия поступления |
Школа бортпроводников |