Книжная графика это что
Книжная графика: с древности до наших дней
Шрифт
С развитием книгопечатания начинается расцвет искусства литографии и гравюры, расширяется спектр шрифтов, которые тоже относятся к графическому искусству.
Каждый шрифт представляет собой единую стилистическую систему, состоящую из букв и символов строго определенного рисунка и размера.
В мире современного маркетинга шрифт является важным элементом стилистики компании, он призван вызывать ассоциации с брендовой продукцией, формировать мнение целевой аудитории о фирме.
Исследования доказывают, что стиль шрифта оказывает воздействие на настроение людей, которые его видят. Один и тот же текст, выполненный разным шрифтом, имеет разную эмоциональную окраску.
При выборе шрифта необходимо учитывать психологические особенности потенциальных клиентов, чтобы впечатления от рекламных продуктов были позитивные. Надо понимать, что для детей легкие веселые буквы будут уместны, но они же будут неприемлемы для деловых людей или научной общественности.
Иллюстрация
Значение стилистики шрифтов бесспорно, но наиболее весомое художественное значение имеет такой элемент книжной графики, как иллюстрация. Слово пришло в нашу речь из латинского языка и означает освещение или наглядное изображение. Это может быть фотография, рисунок, гравюра, схема, любое другое изображение, поясняющее содержание текста.
Иногда в книгах встречаются репродукции самостоятельных произведений искусства. Вспомним, к примеру, полотна великих художников на библейские темы или на сюжеты из античной мифологии.
Все мы помним с детства иллюстрации Васнецова к русским сказкам, выполненные на высочайшем уровне художественного искусства. В детских учреждениях ребятам часто предлагают нарисовать свои впечатления от любимых сказок или рассказов. И на курсах «Основы дизайна» наши учащиеся также создают иллюстрации к литературным произведениям под руководством опытных педагогов. Это задание совмещает и определенную тематику, и свободу творчества: юные художники сами выбирают конкретный эпизод рассказа или сказки, технику исполнения, цветовое решение.
Созданные опытными и талантливыми мастерами иллюстрации часто становятся настоящими произведениями искусства. Эти изображения отличаются особыми качествами.
Прежде всего, в таких картинах содержится тот или иной рассказ, который может быть сложным, к примеру, о военных сражениях. Или простой сюжет, например, натюрморт. Во-вторых, создавая картину, художник пользуется такими средствами, как линии, указывающие границы объекта, светлые и темные пятна, отображающие свет и тени, что позволяет более определенно отразить форму и положение предмета в пространстве. Цвета, которые использует иллюстратор, придают изображению реалистичность, делают его живым и ярким. Иллюстрация становится произведением искусства, когда в ней органично и естественно объединяются эти три компонента – рассказ, изображение и цветовое решение.
С древних времен художники вдохновлялись литературными произведениями и создавали картины, отражающие сюжеты античных авторов, библейских текстов, Шекспира и других. Художественные жанры могли быть самыми разными: графика на листах бумаги, эстампы, роспись на вазе, станковая живопись, фрески и, конечно же, книги.
История книжной графики
Еще в Древнем Египте тексты на папирусах сопровождались рисунками, до наших дней дошли иллюстрации в античных рукописях «Иллиады» и «Энеиды», а также в византийских источниках.
В рукописных книгах Древней Руси (например «Изборник Святослава» и «Остромирово евангелие») можно увидеть цветные, украшенные золотом иллюстрации, выполненные с тонким художественным вкусом.
В конце XIV века в Европе книги начали печатать, прижимая листы бумаги к деревянной доске, на которой гравировались тексты и иллюстрации. В Германии XV столетия Гутенберг открыл новый метод печати с помощью металлических наборных литер.
В России первая книга «Апостол» была напечатана Иваном Федоровым в 1564 году. Иллюстрации воспроизводились с гравированной металлической пластины, на которой резцом был нанесен рисунок. Также рисунки получали, вытравливая штрихи кислотой, этот метод печати получил название офорт.
В 1798 году был разработан метод печати с помощью литографского камня, что позволило существенно удешевить процесс книгопечатания. В этот же период был открыт метод торцовой тоновой гравюры.
С 1837 года начинается эпоха печатания с использованием фотомеханических методов. Одна за другой развивались новые технологии: цинкография (создание рисунка на цинковой пластине), автотипия (подготовка рисунка полутонами), трехцветная печать. Современные офсетные машины дают возможность за один прокат использовать до девяти красок.
Графика
Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»). В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).
Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер (1471—1528), Хиросиге Андо (1797—1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760—1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX — начала XX веков. Многие художники-живописцы внесли немалый вклад в развитие графики. Согласно современной музейной классификации, к графике относятся акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе.
Классификация
Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объема: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:
и некоторые другие виды графики. Как проявления массовой культуры специфическими видами графики являются в станковой печатной графике — лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Относительно молодой областью графики является также плакат, который в современных формах сложился в XIX в. как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А.Тулуз-Лотрека), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки в СССР и Т. Трепковского — в Польше).
В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования, графику делят на уникальную и печатную. Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.
Графика: ее суть, виды и история. Известные художники-графисты
Графика — это разновидность изобразительного искусства, где изображение создаётся преимущественно с помощью линий, штриховки и пятен, которые рождают тональные нюансы. Цвет в графике тоже может применяться, но он считается вспомогательным изобразительным средством. В отличие от живописцев, мастера-графики могут работать с одним цветом (например, используя тушь или карандаш), при этом создавая не только плоскостные, но и объёмные изображения.
Графика — термин, происходящий от древнегреческого слова «графо», что в переводе означает «писать, чертить, царапать». Но не следует сводить графику к каллиграфии, это лишь один из её видов.
Графика более условна, нежели живопись. Для неё характерны лаконичность художественной манеры и ёмкость образов. Отсюда и присущая многим графическим произведениям недосказанность. Несмотря на ювелирную точность, с которой работают многие художники-графики, эта техника неразрывно слита с искусством намёка, оставляющим зрителю пространство для воображения.
При этом провести чёткий водораздел между живописью и её сестрой-графикой порой довольно сложно: например, поп-арт и оп-арт скорее графические направления, нежели живописные, акварель — пограничное.
Виды графики, классификация
Существует две основные классификации графических произведений: по способу создания изображения и функции.
Согласно первому подходу, она делится на две большие группы — рисовальную и печатную. Но в связи с компьютерно-информационной революцией, произошедшей на рубеже XX-XXI веков, этот подход устарел и классификацию следует расширить. Актуальное деление таково:
Интересно, что до конца XIX столетия рисунок не относился к графическому искусству — его считали всего лишь подготовительным материалом для живописи (то есть сужали понятие до эскизов и набросков). Только в XX столетии термин охватил и работу по созданию иллюстраций, карикатур, рисунков. Ну а когда появилась компьютерная графика, и её выделили в качестве отдельного подвида.
Теперь рассмотрим классификацию по функциям графических работ. Необходимо выделить:
Книжную. Включает не только иллюстрирование, но и создание обложек и суперобложек, виньеток, заставок и других элементов художественного оформления книги.
Газетно-журнальную. К ней относятся работы по оформлению периодических изданий. В качестве отдельного подвида выделяется такая разновидность иллюстраций, как карикатура.
Первая включает разработку вывесок и иных рекламных носителей (буклетов, листовок, флаеров). Также к ней примыкает айдентика (разработка фирменного стиля).
К промышленной относится создание банкнот, почтовых марок, упаковок. Зачастую рекламные и промышленные задачи пересекаются — например, при создании дизайна упаковок для товара.
Графику письма. Это каллиграфия — мастерство красивого письма, эпиграфика — нанесение надписей на твёрдых материалах, разработка шрифтов.
Компьютерную, которая включает дизайнерское оформление сайтов, мобильных приложений, разработку 3D-визуализаций для интерьерного дизайна. Эта область в значительной мере пересекается с рекламной.
История графики
Рисунок — самый древний вид изобразительного искусства. Графика древнее живописи: именно к ней относятся наскальные изображения первых художников человечества. Затем наскальный рисунок перекочевал со стен пещер на посуду, папирус, пергамент, бумагу (её изобрели в Китае во II веке до нашей эры). На его же основе возникла пиктография — предшественница письменности, а потом появились и иероглифы (постепенно они становились всё более абстрактными).
Графические изображения мы встретим у самых разных народов — от инков до австралийских аборигенов, на всех континентах (кроме Антарктиды).
В Европе с развитием живописи в эпоху Возрождения рисунок отошёл в тень и многими мастерами стал восприниматься в качестве эскизной базы для живописных картин. Тем не менее, и в этом виде искусства были созданы самостоятельные произведения, обретшие бессмертную славу — например, «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci).
А Микеланджело вообще настолько ценил рисунок, что называл единственным искусством. И считал остальные искусства проистекающими из него.
А вот с гравюрой дело обстояло иначе — эта разновидность графики получила широчайшее распространение в Европе благодаря печатной революции Гуттенберга (сама техника возникла в VI веке в Китае в виде ксилографии, а гравюры на металле появились в Швейцарии или Южной Германии в 1440-х годах). В XVI-XVIII столетиях в этой технике было создано немало шедевров.
В период рококо популярной стала пастель, которая тоже относится к графическим техникам. А на рубеже XVIII-XIX веков обретает самостоятельность акварель, в которой сочетаются свойства графики и живописи.
Известные художники-графики
Одним из величайших гравёров и художников-графиков мира считается гений немецкого Ренессанса Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). Графика в его творчестве занимала важное место. Среди признанных шедевров мастера — серия гравюр «Апокалипсис», акварельный «Заяц», таинственная «Меланхолия».
Для работ Дюрера характерна ювелирная точность штриха, сочетающаяся с великолепной пластичностью.
Великие вещи в графических техниках создавали и другие знаменитые творцы. Характерные примеры:
Всемирное признание получили работы японских мастеров-графиков — воспевавшего красавиц Утамаро Китагавы, мастеров пейзажа Утагавы Хиросиге и Кацусики Хокусая.
Сейчас и гравюры, и эскизы старых мастеров высоко ценятся коллекционерами. Отслеживая лоты на онлайновых аукционах сайта VeryImportantLot, вы сможете приобрести уникальные произведения, которые могут стать вашей фамильной ценностью или инвестицией. Свою коллекцию можно пополнять и работами современных художников-графиков, с которыми можно связаться, используя функционал VeryImportantLot. Эти вещи интересно смотрятся в модных интерьерах и, что немаловажно, растут в цене.
КНИЖНАЯ ГРАФИКА КАК ВИД ИСКУССТВА, ЕЁ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Информация для родителей
КНИЖНАЯ ГРАФИКА КАК ВИД ИСКУССТВА, ЕЁ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
РОЛЬ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.
Художник приходит к ребёнку, когда тот ещё не умеет говорить, и,наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем.Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к родине.
Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение её зримых форм, передаёт облик предметов и явлений объективного мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий и жизненных процессов. Изобразительное искусство передает тот или иной момент развития и движения, как бы “останавливая мгновения”, и помогает человеку увидеть связи и отношения объектов реального мира, раскрывает красоту действительности, порой скрытую от человека частностями, случайными деталями.
Изобразительное искусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к отображаемому.Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа. Выразительные средства художественного произведения – рисунок, композиция, калорит – “работают” на воплощение идейно-эстетического замысла художника, на создание целостной картины жизни, позволяющей выделить главное, основное, типичное, существенное в изображаемой действительности.
Графика более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным её графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесёнными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами.
Книжная графика – иллюстрация – это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие её декоративный строй. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на данную литературную канву и подчинён определённой задаче – освещению и объяснению текста. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.
Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребёнку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.
Образ героя- один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несёт ребёнку самые разнообразные понятия об окружающим его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.
Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики-рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.
Цвет в детской книге – главный помощник художника. Как показывают исследования, он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей,их повышенной отзывчивостью на цвет.
Сложность отношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способ различения предметов, выражения эмоций: нередко цвет выполняет и игровую функцию. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но и к «цветовому воображению» детей, важно что это воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребёнка. Задача художника – удовлетворить потребность ребёнка в цветовой гармонии. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.
Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и чёткость её композиции.
Особый характер оформления – его наглядность, стройность, занимательность – отличает книжную графику для детей.