Когда дают хаер что нужно говорить
Кому и как лучше подавать милостыню?
Вопрос: Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракату.
Как раздавать милостыню, нужно ли читать нийят, кому и как рекомендуется? Пожалуйста, подробнее об этом!
Джазаку Аллаху хаир. (Россия, Дагестан, Кизилюрт)
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Благотворительность в Исламе, как правило, называют садакой. Садака это широкий термин, который применяется для всех видов благотворительности, в том числе для лиллях (ради Аллаха), закят и фитр.
Таким образом, существуют различные типы садака (благотворительности).
1) Фард садака является обязательной. Обычно она известна под названием закят.
2) Ваджиб садакой называют ту, что также обязательна. Это относится к садакат-уль-фитр (закят-уль-фитр), которая обязательна для каждого совершеннолетнего мусульманина, который обладает суммой нисаба на день Ид-уль- Фитр.
Другой вид садаки, которая обязательна к выплате, это средства нажитые харамным образом. К примеру, процентные деньги необходимо отдать бедным без намерения получить за это вознаграждение.
3) Необязательная садака (милостыня). К ней можно отнести лиллях (то, что дается ради довольства Господа), совершение любого добродеяния, помощь кому-либо, подарки, благосклонное отношение и т.п. Короче говоря, любое дело, которое делается ради довольства Аллаха, будет называться садака, как это понятно из следующего хадиса:
Конечно, ният (намерение) играет важную роль в совершении добрых дел, и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в одном из хадисов сделал акцент на нияте:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям» (Сахих ал-Бухари, хадис №1, передал Умар).
Поэтому, когда подаете милостыню, убедитесь, что Ваши намерения искренне ради довольства Аллаха. Не подавайте ради показухи или для достижения какой-либо мирской выгоды. Сделайте это так, чтобы Аллах был доволен, так скрытно, чтобы об этом никто не знал, кроме вас, того, кому вы даете и Аллаха. Расулюллах (саллаллаху алейхи уа саллям) гарантировал такому человеку безопасность и тень под Троном Аллаха в День Киямата, в день, когда не будет никакой тени, кроме тени Аллаха. Из семи категорий людей, которым будет предоставлена эта привилегия, будет тот, кто подавал милостыню тайно. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), описал такого человека следующими словами:
Как правило, подавая любого рода пожертвование вы, прямо или косвенно, приносите радость другим мусульманам. Если вы подаете бедному человеку, чтобы утолить его голод или согреть его в холода, вы тем самым приносите ему радость. Если вы помогаете вдове, которая остро нуждается в деньгах, вы приносите ей радость и облегчение. Если вы жертвуете мечети или исламскому институту, это становится причиной радости того и поддержки тому, кто получает пользу от этого. Если покупаете подарок своей жене, вы приносите радость ее сердцу. Если вы покупаете игрушку или сладости своему ребенку, то вы приносите радость ему.
Поэтому, пока вы сохраняете правильное намерение, вы будете сильно вознаграждены Аллахом за ваши благодеяния, какой бы маленькой не казалась сумма пожертвования.
Следует отметить, что в любом случае милостыня не уменьшает богатство человека. Скорее, она приводит лишь к его увеличению. Как говорится: «чем больше отдаешь, тем больше получаешь». На самом деле, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал в хадисе:
«Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, возмести расходующему (свои) средства!» — а другой говорит: «О Аллах, приведи скупого к гибели!» (Сахих ал-Бухари, хадис №1442, передал Абу Хурайра).
Тем не менее, важно отметить, что Ислам делает акцент на умеренности во всех видах деятельности, в том числе и в благотворительности. Человек не должен отдавать столько, что приведет к тому, что он ничего не оставит себе или своей семье. Предпочтительнее подавать в соответствии со своими возможностями и сохранить часть имущества для своего пользования. Ни один человек не сможет иметь сердце больше и горячее, чем сердце Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). Он был человеком, который всегда был готов помочь и отдать то, что у него было и он никогда не говорил «нет» кому бы то ни было. Как сказал поэт:
Он никогда не говорил «нет», кроме как в ташахуде (Нет божества кроме Аллаха)
Если бы не было необходимости в ташахуде, его «нет» было бы всегда «да».
Это была степень щедрости нашего любимого Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), что слово «нет» не было даже частью его словарного запаса. Несмотря на это, Аллах по-прежнему подчеркивал умеренность и советовал ему:
Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным (Коран, 17:29).
Таким образом, подавая часто и щедро, не забывайте сохранять искреннее намерение и помните об умеренности.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Перевел: abdelgaffar (Q433)
Когда дают хаер что нужно говорить
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Садака – милостыня и ее достоинства. Проповедь
Дорогие единоверцы! Мусульмане!
Эта проповедь будет посвящена достоинствам милостыни в исламе. Говорить на эту тему нужно, ибо тысячи и тысячи наших братье и сестер возможно находятся за чертой бедности и не могут себе позволить самые привычные для нас вещи: купить продукты питания, приобрести нормальную, теплую одежду и получить хорошее образование.
Религия ислам защищает права всех людей, вне зависимости от их социального статуса. Обращаясь к состоятельным верующим из числа мусульман Всевышний говорит:
«Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали намаз и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы» (14:31).
Еще в нескольких аятах Господь повелевает:
«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (2:195).
«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле» (2:267).
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (64:16).
Передаётся от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что во время отсутствия Саада ибн Убады, скончалась его мать, и он (Саад) пришёл к пророку (мир ему) и сказал ему: «О посланник Аллаха, моя мать умерла в моём отсутствии, если я раздам милостыню за неё, поможет ли ей это?» На что пророк (мир ему) сказал: «Да», и тогда Саад сказал: «Беру тебя в свидетели, что я отдаю в качестве садаки (милостыни) за неё мой плодородный сад» (аль-Бухари).
Затем любители «чистого ислама» агитируют не раздавать «хаер» среди гостей, аргументируя тем, что все кто находится на мероприятии состоятельные люди, получающие ежемесячные пенсии и зарплаты. Да, богатым людям милостыня не дается, но и здесь имеется недопонимание в вопросе.
Во-первых, если кто-то раздает саадака от имени умершего, то пусть имам объяснит людям, чтобы они в свою очередь передали деньги нуждающимся, которых они знают. Зачем мы отучаем народ от пожертвований? Пусть состоятельный человек получит сто, двести рублей и потом передаст средства инвалидам и сиротам. Тем самым, умерший получит больше награды от Аллаха.
Во-вторых, некоторые из мусульман не разбираются в терминологии. Хаер – это оказание почтения. Посланник Аллаха (мир ему) дарил и получал подарки. Разве хозяева кунака не могут раздать подарки гостям и тем самым почтить их? Конечно могут. Эти правила действуют во всем гостеприимных мусульманских странах. Помню, как мы приехали в Кувейт, для изучения «умеренного ислама». «Центр Васатыя» не только оплатил наши билеты, они вручили каждому гостю небольшую денежную сумму с оговоркой: вы для нас дорогие гости, каждый из вас пусть приобретет нужный для себя подарок и делает за нас дуа.
О важности милостыни объяснял пророк Мухаммад (мир ему):
«С абсолютно каждым из вас будет говорить Аллах, между Ним и ним не будет переводчика и тот посмотрит направо от себя, но увидит только совершённое ранее, посмотрит налево от себя, но увидит только совершённое ранее, посмотрит вперёд и увидит только Огонь перед своим лицом. Так обезопасьте же себя от Огня хотя бы половинкой финика!» (Муслим).
Что такое половинка финика для состоятельного человека? На рынке можно купить коробку хороших фиников за 80-120 рублей. Посланник (мир ему) прожил трудную жизнь, за 23 года пророческой мисси не ел досыта. Тогда даже один финик был на вес золота. Вспомните первых мухаджиров, покинувших родные дома. Нищета проявлялась везде, дело даже доходило до того, что во время похорон не находили куска материи чтобы завернуть покойного. Посмотрим на них (да будет доволен ими Аллах) и на себя, сравнивать наш и их жизненный уровень неправильно. Мы сыты, едим по несколько раз в день, шкафы забиты одеждой, каждый имеет личный автомобиль, не пора ли задуматься и начать жертвовать на пути Аллаха! Сколько семей не в состоянии оплатить лечение больных детей, кто ни будь, видел, как на глазах матери умирает маленький ребенок? Задача состоятельных мусульман помочь всем, кто нуждается в помощи.
Никто еще не обеднел от раздачи милостыни. Шайтан внушает страх, угрожает бедностью. Аллах же вселяет радость и обещает преумножение:
«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (57:18).
Садаку мы раздаем ради довольства Всевышнего и лучшая милостыня перед Господом та, которая дается скрыто:
«Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас» (2:271).
Лучшая милостыня та, которая раздается в состоянии полного здравия и спокойствия. К сожалению, часто люди вспоминают об Аллахе только во время горести и непреодолимых проблем:
«Как-то раз один человек пришёл к посланнику Аллаха (мир ему) и спросил: «О, посланник Аллаха, за какую милостыню полагается наилучшая награда?» Пророк (мир ему) ответил: «За ту, которую ты подаёшь, будучи здоровым и скупым, надеешься прожить ещё и боишься бедности. И не откладывай милостыню до тех пор, пока душа твоя не подойдёт к горлу, и станешь ты говорить: этому столько, этому столько, тогда как это уже принадлежит такому-то!» (аль-Байхакый).
Разрешите привести вам несколько видов милостыни:
Раздавать бесплатно воду.
В мире имеется огромный дефицит в данном ресурсе. Люди настолько испортили экологию в мире, что засыхают реки, плодородные земли превращаются в пустыни. Посланник (мир ему) сообщил:
«Наилучшая милостыня – напоить (человека) водой» (Абу Дауд).
Не каждая община в состоянии построить простую мечеть. Где-то очень дорогая земля и дорогие стройматериалы. Из-за трудности и ряда проблем, Аллах обещал вознаградить домом в Раю тех, кто жертвует силами и средствами ради Дома Всевышнего. В хадисе пророк (мир ему) обрадовал:
«Кто построит ради Аллаха мечеть, в которой будут поминать Его, тому Аллах построит дом в Раю» (аль-Бухари).
В конце призываю всех вас быть щедрыми и добрыми! Не проходите мимо тех, кто реально оказался в трудном положении, представьте себя на его месте.
Пусть Аллах раскроет наши сердца для лучших поступков!
Имам Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов
Мунир-хазрат Беюсов
Председатель Совета улемов ДУМНО
Садака – милостыня и ее достоинства. Проповедь
Дорогие единоверцы! Мусульмане!
Эта проповедь будет посвящена достоинствам милостыни в Исламе. Говорить на эту тему нужно, ибо тысячи и тысячи наших братье и сестер возможно находятся за чертой бедности и не могут себе позволить самые привычные для нас вещи: купить продукты питания, приобрести нормальную, теплую одежду и получить хорошее образование.
Религия Ислам защищает права всех людей, вне зависимости от их социального статуса. Обращаясь к состоятельным верующим из числа мусульман Всевышний говорит:
«Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали намаз и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы» (14:31).
Еще в нескольких аятах Господь повелевает:
«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро»(2:195).
«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле» (2:267).
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (64:16).
Передаётся от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что во время отсутствия Саада ибн Убады, скончалась его мать, и он (Саад) пришёл к пророку (мир ему) и сказал ему: «О посланник Аллаха, моя мать умерла в моём отсутствии, если я раздам милостыню за неё, поможет ли ей это?» На что пророк (мир ему) сказал: «Да», и тогда Саад сказал: «Беру тебя в свидетели, что я отдаю в качестве садаки (милостыни) за неё мой плодородный сад» (аль-Бухари).
Затем любители «чистого ислама» агитируют не раздавать «хаер» среди гостей, аргументируя тем, что все кто находится на мероприятии состоятельные люди, получающие ежемесячные пенсии и зарплаты. Да, богатым людям милостыня не дается, но и здесь имеется недопонимание в вопросе.
Во-первых, если кто-то раздает саадака от имени умершего, то пусть имам объяснит людям, чтобы они в свою очередь передали деньги нуждающимся, которых они знают. Зачем мы отучаем народ от пожертвований? Пусть состоятельный человек получит сто, двести рублей и потом передаст средства инвалидам и сиротам. Тем самым, умерший получит больше награды от Аллаха.
Во-вторых, некоторые из мусульман не разбираются в терминологии. Хаер – это оказание почтения. Посланник Аллаха (мир ему) дарил и получал подарки. Разве хозяева кунака не могут раздать подарки гостям и тем самым почтить их? Конечно могут. Эти правила действуют во всем гостеприимных мусульманских странах. Помню, как мы приехали в Кувейт, для изучения «умеренного ислама». «Центр Васатыя» не только оплатил наши билеты, они вручили каждому гостю небольшую денежную сумму с оговоркой: вы для нас дорогие гости, каждый из вас пусть приобретет нужный для себя подарок и делает за нас дуа.
О важности милостыни объяснял пророк Мухаммад (мир ему):
«С абсолютно каждым из вас будет говорить Аллах, между Ним и ним не будет переводчика и тот посмотрит направо от себя, но увидит только совершённое ранее, посмотрит налево от себя, но увидит только совершённое ранее, посмотрит вперёд и увидит только Огонь перед своим лицом. Так обезопасьте же себя от Огня хотя бы половинкой финика!» (Муслим).
Что такое половинка финика для состоятельного человека? На рынке можно купить коробку хороших фиников за 80-120 рублей. Посланник (мир ему) прожил трудную жизнь, за 23 года пророческой мисси не ел досыта. Тогда даже один финик был на вес золота. Вспомните первых мухаджиров, покинувших родные дома. Нищета проявлялась везде, дело даже доходило до того, что во время похорон не находили куска материи чтобы завернуть покойного. Посмотрим на них (да будет доволен ими Аллах) и на себя, сравнивать наш и их жизненный уровень неправильно. Мы сыты, едим по несколько раз в день, шкафы забиты одеждой, каждый имеет личный автомобиль, не пора ли задуматься и начать жертвовать на пути Аллаха! Сколько семей не в состоянии оплатить лечение больных детей, кто ни будь, видел, как на глазах матери умирает маленький ребенок? Задача состоятельных мусульман помочь всем, кто нуждается в помощи.
Никто еще не обеднел от раздачи милостыни. Шайтан внушает страх, угрожает бедностью. Аллах же вселяет радость и обещает преумножение:
«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (57:18).
Садаку мы раздаем ради довольства Всевышнего и лучшая милостыня перед Господом та, которая дается скрыто:
«Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас»(2:271).
Лучшая милостыня та, которая раздается в состоянии полного здравия и спокойствия. К сожалению, часто люди вспоминают об Аллахе только во время горести и непреодолимых проблем:
«Как-то раз один человек пришёл к посланнику Аллаха (мир ему) и спросил: «О, посланник Аллаха, за какую милостыню полагается наилучшая награда?» Пророк (мир ему) ответил: «За ту, которую ты подаёшь, будучи здоровым и скупым, надеешься прожить ещё и боишься бедности. И не откладывай милостыню до тех пор, пока душа твоя не подойдёт к горлу, и станешь ты говорить: этому столько, этому столько, тогда как это уже принадлежит такому-то!» (аль-Байхакый).
Разрешите привести вам несколько видов милостыни:
Раздавать бесплатно воду.
В мире имеется огромный дефицит в данном ресурсе. Люди настолько испортили экологию в мире, что засыхают реки, плодородные земли превращаются в пустыни. Посланник (мир ему) сообщил:
«Наилучшая милостыня – напоить (человека) водой» (Абу Дауд).
Не каждая община в состоянии построить простую мечеть. Где-то очень дорогая земля и дорогие стройматериалы. Из-за трудности и ряда проблем, Аллах обещал вознаградить домом в Раю тех, кто жертвует силами и средствами ради Дома Всевышнего. В хадисе пророк (мир ему) обрадовал:
«Кто построит ради Аллаха мечеть, в которой будут поминать Его, тому Аллах построит дом в Раю» (аль-Бухари).
В конце призываю всех вас быть щедрыми и добрыми! Не проходите мимо тех, кто реально оказался в трудном положении, представьте себя на его месте.
Пусть Аллах раскроет наши сердца для лучших поступков!
Имам Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов
Posted on Oct. 29th, 2015 at 07:14 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag
Как мусульмане поминают своих умерших
Вначале трапезы читаются молитвы (только мусульманские, конечно). В конце, так же, как и в православной традиции, раздают пришедшим поминальные дары. Но тут можно выделить отличие: женщины сидят отдельно от мужчин, а во время ритуальной еды — молчат. О погибшем можно заговорить только после того, как встали из-за стола. Однако, в общем и целом, мусульманские поминальные традиции имеют массу нюансов. Одни объясняются требованиями Шариата, другие вытекают из национальных обычаев. В разных местах канон видоизменяют по-своему. Остаются лишь некоторые незыблемые правила, которые никто из мусульман не смеет нарушать.
Все мусульмане обязательно поминают своих умерших
на 3-й, 7-й, 40-й дни после кончины и через год. После этого посещать кладбище и вспоминать ушедшего молитвой и милостыней положено каждый год в день смерти и в некоторые исламские праздники (Рамазан-Байрам, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам и Навруз). При этом, насколько мне извекстно, ни Священный Коран, ни какие-либо хадисы не объясняют, почему поминают умерших именно в эти дни. Пророк Мухаммед, наоборот, говорил о том, что вспоминать своих мертвых, посещать их могилы хорошо буквально в любое время. Это сунна (путь, традиция). Видимо, конкретные сроки поминок были установлены согласно каким-то давним обычаям, а после Шариат их просто не стал объявлять грехом – харамом.
При этом часто мусульмане даже увеличивают количество поминальных мероприятий. Например, во многих семьях принято после кончины близкого держать двери дома открытыми каждый четверг до 40-го дня. В этот день всех пришедших угощают чаем со сладостями. У некоторых народов есть правило «жечь четверговую свечу» в течение всего первого посмертного года. Этот обычай кормления покойного очень важен. Огонь должен гореть с заката до 12-ти часов ночи.
У некоторых правоверных (преимущественно у шиитов) особые поминки организуют и на 52-й день после смерти. Считается, что это – срок полного разложения тела, когда кости освобождаются от плоти. Этот процесс описывают как очень трудный и болезненный для покойника, поэтому умершего надо поддержать совместными молитвой и трапезой. Азербайджанцы тоже придерживаются подобного обычая. У них на 52-й день (как и на 1-й и 3-й) принято подавать на стол халву и другие сладости. И соседям, знакомым разносят ту же халву, завернутую в тонкий лаваш.
Каковы же правила поминок по Шариату?
Как я уже говорила, Шариат Шариатом, однако везде существуют и национальные тонкости и обычаи организации поминок. Особенно сильно они проявляются у народов, в культуре которых ислам тесно переплелся с древними языческими верованиями. Это можно сказать, например, о некоторых этносах нашего Кавказа. Но даже в исконно мусульманских странах можно встретить всякие собственные особенности проводов души в Сады Аллаха.
Вот в Турции, например, поминки пищей проводят только спустя 40 дней после смерти и еще в годины. В некоторых районах страны вместо годовщины справляют полгода. Поминальная пища обычно бывает крайне скудной. Обязательным блюдом считается ореховая халва, и иногда кроме нее вообще ничего не подают. Но в турецких деревнях до сих пор правильным считается приготовить еще и плов. А вот в том же Азербайджане на поминки готовят столько всего, что недоеденные яства после приходится раздавать всем желающим. А сами поминальные дни изрядно разоряют семьи умерших, так что даже власти страны хотят законодательно запретить многолюдные и изобильные поминки.
Поминальный стол
в разных мусульманских странах (и даже в районах этих стран) редко бывает одинаковым. Но есть и блюда, считающиеся обязательными практически везде. Например, почти всегда на исламские поминки готовят различного рода сладости. Как говорят, для того, чтобы умершему было сладко жить у Всевышнего. Обычно с такого десерта и чая помины всегда и начинаются. В большинстве случаев подают горячее, в основном бульон с домашней лапшой (без картошки). Считается, что пар от такого супа помогает душе вознестись в Небеса.
Все мясное, конечно, должно быть халяль, то есть разрешенным по канону. Оно делается из курицы, говядины, баранины, но ни в коем случае не из свинины. Мясные блюда обычно в разных местах варьируются. Это может быть долма, гуляш, жареные цыплята и так далее. Во многих местах на поминки готовится плов из мяса или с сухофруктами, сладкий. Не возбраняются и разные каши, блюда из рыбы и всяческих морепродуктов. Все это запивается водой с медом, соками, минеральной водой. Но, конечно, ни в коем случае не спиртным! Оно Шариатом категорически запрещено.
Кстати, я узнала и о том, что нынче многие кафе и рестораны предлагают клиентам организацию мусульманских поминок со строгим следованием всем должным канонам. На такие мероприятия закупаются только те продукты, халяльность которых подтверждается специальными сертификатами. И готовят из них, как правило, повара мусульмане.
Национальные обычаи
организации поминок тоже неодинаковые. Например, в той же Турции женщины и мужчины собираются и все время остаются в разных помещениях. В Азербайджане они просто находятся за своими столами – мужским и женским. А в странах Средней Азии и женщины, и мужчины, и дети часто поминают все вместе. Для таких массовых мероприятиях даже во дворах многоквартирных домов предусмотрены особые строения в виде каменных периметров, над которыми легко натягивается тент. Там и собираются люди. Плов и тандырные лепешки для поминок можно приготовить здесь же в казанах и печи. Пока все это поспевает, из дома выносятся чай и халва, с которых и начинается трапеза. После угощения и молитвы все идут на кладбище.
В Азербайджане всем участникам поминок необходимо омыть свои руки розовой водой. Считается, что эта процедура поможет душе покойного попасть в Рай. Еще этому способствует особое поминальное кушанье, которое подается в некоторых районах страны – сэмэни. Это пророщенные зерна пшеницы, символизирующие возрождение, бессмертие.
Все увиденное, услышанное, прочитанное и обдуманное говорит мне об одном: мы не так уж и отличаемся друг от друга. Наши обычаи и верования доказывают скорее то, что люди очень похожи, какую бы религию они не исповедовали. Особенно заметным это общее становится в их трагические моменты. Вот и поминки правоверных (даже если иметь в виду правила Шариата) практически ничем, кроме незначительных разночтений, не отличаются от христианских, организованных по церковным канонам. Кстати, и уход от строгой религиозной нормы и у тех, и у других ведет к одинаковым излишествам и неприятным моментам.