Когда деревья были большими что значит фраза
Что означает фраза «Когда деревья были большими»? Какое продолжение?
«Когда деревья были большими»– такое название имел фильм известного режиссера Льва Кулиджанова, в котором в главных ролях играли Юрий Никулин и молодая актриса Инна Гулая.
Фильм о послевоенном времени, а снимался от в 1961 году. В нём показана история совсем юной девушки Наташи, оставшейся во время войны без родителей, и фронтовика Кузьмы Кузьмича, потерявшего жену.
А «деревья были большими», – так вспоминает героиня о своем детстве. Тогда, действительно, все деревья казались большими. Фильм очень тонкий и глубокий.
Сейчас эту фразу говорят иногда тогда, когда рассказывают о своем детстве, юности, вспоминают прошлое.
Это выражение, говорит нам о войне. В первые оно появилось в фильме под названием «Когда деревья были большими», где в главной роли Юрий Владимирович Никулин. Также не так давно появилась песня
Значит, человек живет в полном достатке. Значит у него сплошное удовольствие.
А нос в табаке… Так раньше ведь табак не курили, а нюхали.
Бытовало мнение, что нюхать табак крайне полезно. Так сказать убиваются все микробы в носоглотке.
Если человек и сытый и пьяный, и в носу полно табака, значит он богат, весел и «счастлив»!
Вот несколько предложений с именем существительным «гармония»:
Ой, сразу трагедия с леди Ди (Дианой) вспомнилась, где папарацци сыграли роковую роль в ее гибели. Ну все же попробуем обыграть в своих предложениях эту неоднозначную профессию.
Я категорически с этим не согласна, и мне кажется, что это очень страшная фраза. Она по-сути в открытую декларирует и дает добро на повсеместное равнодушие, наплевательство, формализм, предательство, деградацию и разрушение родственных, дружественных, приятельских, рабоче-деловых и всех прочих связей, которые имеют место быть между людьми.
Это приведенное выражение является фразеологическим оборотом, который частенько используется в нашей разговорной речи, когда хочется подчеркнуть, что чего-то или кого-то очень много, даже слишком, чересчур много;
в огромном количестве; в избытке.
Например, преподаватель говорит о своем ученике: «У Константина способностей хоть отбавляй, но ленится он».
Данным фразеологизмом подчеркивается, что даже убавление некоторого количества этого «чего-то» или «кого-то» не может привести к впечатлению, что стало меньше, все равно кажется, что очень много, что конца-краю нет,
не меряно не считано, хоть пруд пруди.
Выделенные жирным шрифтом выражения являются синонимичными к заданному хоть отбавляй.
Когда деревья были большими
Я не помню, чтобы отец вёл со мной какие-то разговоры, давал наставления или проводил какие-либо занятия. Конечно, он учил меня всему, что должен уметь мальчик — плавать, разбираться в электрике, мастерить. Но системной педагогической работы со мной не вёл. Мне было вполне достаточно знать, что он — военный, несёт свою службу достойно и для меня во всём является примером для подражания.
В те времена военные находились в особенном почёте. Показательно, что даже в детсадовских разборках это находило отражение. «У меня папа на машине работает, он приедет и всех задавит», — угрожал один. «А мой папа — милиционер. Придёт и всех в тюрьму посадит», — отвечал другой. На что я выдавал самый весомый аргумент: «У меня папа — военный, он вас всех перестреляет». Так вот сын офицера с детства ощущал преимущество.
Однако и помимо всенародного почитания я всегда в хорошем смысле слова гордился отцом. Он был человеком без всякой двуличности. Без того, что на службе он один, а дома другой. И службу нёс не как повинность, а как самое настоящее служение.
Многие ведь ходят на работу, как в песне раннего «Круиза» поётся: «Каждый день в этот час, даже если неохота, я готов петь для вас, что поделаешь — работа». Моему отцу явно нравилась его работа.
Было видно, что он изо всех сил стремился быть лучшим, но не из тщеславных или карьерных побуждений, а искренне считая, что раз ты служишь Родине, своему народу, то служить надо по максимуму.
В те времена существовала установка, что начальник должен быть образцом для подчинённых. Однако отец поступал так не только оттого, что устав предписывал, но потому, что понимал: если он будет расхлябанным, то и подчиненные станут такими же. Если же он будет собранным, то и с них спрос тот же.
Его любовь к армии проявлялась даже во внешних атрибутах. Например, военную форму он всегда шил в мастерских индивидуального пошива. Хотя всё можно было получать в виде государственного довольствия — стандартные китель, брюки, гимнастёрку, однако от фуражки до сапог отец заказывал всё только индивидуально. Чтобы сидело ровно и по фигуре.
Всё тщательно и глубоко изучалось, существовала специальная техника, чтобы минимизировать урон, костюмы химзащиты. Не зря впоследствии на этой же базе разместились новосозданные подразделения МЧС, взявшие на себя функцию защиты населения. Ну и, конечно же, когда произошла Чернобыльская катастрофа, полк гражданской обороны первым подняли по тревоге, и он одним из первых вступил в борьбу с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС.
В детстве я часто ночевал у отца в части. Причём спал в казарме, на солдатской койке, а не в других, быть может, более комфортных помещениях. И никогда при этом не видел неуставных отношений, дедовщины. Всегда в расположении находились офицеры, всё было строго под контролем.
Наоборот, я видел вокруг необыкновенных, мужественных людей. Так, здесь же располагалось подразделение по обезвреживанию боеприпасов, оставшихся со времён Великой Отечественной войны. Мы все слышали расхожее выражение «эхо войны» — когда на строительстве, или в лесу, или ещё где-нибудь находили неразорвавшиеся бомбы, снаряды, а то и склады боеприпасов. Для ликвидации подобных находок и выезжали герои-специалисты из этого подразделения. Люди, которые постоянно смотрели в лицо смерти, настоящие профессионалы.
Там же базировалась и рота почётного караула с оркестром. То есть полк был действительно элитный, столичный. И отец, конечно же, соответствовал. Ни про него, ни про его сослуживцев не поворачивался язык сказать, что «у военных одна извилина и та от фуражки». Офицеры жили насыщенной и весёлой жизнью, часто собирались, общались, обсуждали книги, фильмы.
Для меня же лучшим времяпровождением являлось общение с солдатами. Отцу я старался не мешать, а 18-19-летние «срочники», замечательные, хорошие ребята, сами ещё пацаны, охотно со мной возились. Конечно, и я не отставал и всячески старался им пригодиться.
Каюсь, был с моей стороны такой грех — случай подлога государственных документов, хотя и без злого умысла. У нас дома хранилась стопка увольнительных — листочки размером с ладошку с печатью полка, на которых типографским способом напечатано, что такому-то военнослужащему разрешается выход в город на такое-то время. Без этого документа покидать воинскую часть категорически запрещалось. Так вот, помню, я несколько увольнительных у отца стащил и подарил друзьям-солдатам, которые таким подарком остались страшно довольны.
Но самым запоминающимся событием становились для меня выезды в летние лагеря.
Надо сказать, что в других родах войск — танковых, допустим, или авиационных — существовала необходимость постоянно держать большой контингент. Там всё время задействована техника, проходили крупные учения, тогда как в подразделениях гражданской обороны содержалась лишь небольшая часть с полным комплектом командного состава, а солдат оставалось совсем немного. Просто в случае применения или угрозы применения ОМП из запаса призывались те, кто уже отслужил в этих войсках раньше, и полки мгновенно становились полноразмерными, готовыми выполнять любые задачи.
Чтобы военнослужащие, уволенные в запас, не теряли квалификацию, с определённой периодичностью их призывали на месяц на военные сборы. Под Киевом, в Конче-Заспе, базировался лагерь, где в палатках жили те, кого на жаргоне полка называли «партизанами». И действительно, если военнослужащие срочной службы выглядели коротко стриженными, поджарыми от постоянных тренировок и муштры, то в лагерь приезжали взрослые дядьки за тридцать, пузатенькие, со штатскими причёсками. Все они имели гражданские профессии, но по требованию прибывали таким вот «партизанским» отрядом, чтобы восстановить полученные ранее на службе знания и навыки.
Сборы проводились зимой и летом, но летние я любил особенно. На территории лагеря (сейчас там размещён учебно-спасательный центр МЧС) был выстроен так называемый инженерный городок — большая огороженная территория, на которой располагались двух- или трёхэтажные постройки из бетонных блоков. Какие-то из них изображали жилые дома, другие — производственные помещения. Даже имелись списанные громоздкие станки непонятного для меня назначения, а там, где предположительно размещалось химическое производство, установили баки и трубы. Именно здесь военные отрабатывали различные случаи, которые могли возникнуть при стихийных бедствиях или, как я уже говорил, применении ОМП.
Время от времени кроме обычных тренировок проводились соревнования республиканского масштаба. Приезжали представители других подразделений гражданской обороны, прибывало высокое начальство, для которого возводили специальные трибуны. А участники из разных городов состязались, кто быстрее и правильнее всё сделает.
И особенно интересно это было мне, 10-летнему пацану. Сколько лет прошло, а я до сих пор в красках всё помню. Как стены в условном городе обмазывались напалмом — вязким, загущённым до студнеобразного состояния горючим, которое хорошо липнет к поверхностям. Когда его поджигали, оно горело долгим и жарким пламенем. Здания в огне, между ними снуют санитары с носилками, выносят условно раненых и колют им условные лекарства. Тут же гоняют пожарные и другие специальные машины. Военные в защитных костюмах разгребают условные завалы, чтобы спасти тех, кто мог оказаться под руинами…
Случались и курьёзные случаи, даже трагикомические. Так, во время одного из соревнований была поставлена задача эвакуировать людей из подземного бомбоубежища. По легенде задания, выход заблокирован рухнувшим зданием, кислорода осталось мало, тяжёлой техники под рукой нет и расчистить завал необходимо путём направленного взрыва.
Не помню, чем закончилась эта история для участников соревнований, но в моей детской памяти она запечатлелась как большое и весёлое приключение.
Таким образом, хотя отец никаких наставлений мне не давал и целенаправленного обучения не вёл, он всегда оставался для меня примером, обладая качествами настоящего офицера: собранностью, спокойствием, чёткостью, исполнительностью. Всё это однозначно повлияло на мой характер. И когда я пришёл в монастырь, система которого немало чем напоминает армейскую, то имел уже необходимую подготовку.
Надо сказать, что в отношении педагогики всем занималась моя мама. Она учила меня читать, писать, что такое хорошо и что такое плохо. Но всегда рядом невидимо стоял высочайший авторитет отца — каким он был для мамы, любящей жены, и для меня. На него хотелось равняться.
И самое главное — когда мама учила, как надо поступать, само собой подразумевалось, что нужно быть таким, как отец.
Думаю, если и есть во мне что хорошее, то благодаря именно этой системе воспитания.
Но я, наверное, счастливый человек. Потому что неоднократно от разных людей приходилось слышать: «Вот, мол, мне психолог сказал, что у меня такое-то отрицательное свойство характера или такие-то особенности поведения из-за того, что в детстве родители нанесли мне такую-то психотравму». Или недолюбили, или перелюбили; или с детской ревностью это связано, или с родительской, или ещё с чем-нибудь.
Я же не помню ни одной детской психотравмы. Понятно, что возникали шероховатости и в моих отношениях с родителями, и в их отношениях между собой. Как в любой семье, случались конфликты, недопонимания. Но ссоры всегда заканчивались миром, никогда не длились долго. Любой конфликт исчерпывался и становился якоже не бывшим. Во всём родители проявляли мудрость, любовь, терпение. Несмотря на то, что тогда они ещё не были воцерковлёнными, но, как теперь понимаю, вели себя глубоко по-христиански. Маминой мягкостью и дипломатичностью, отцовской твёрдостью они умели так всё сгладить, что ни одного неприятного воспоминания, ни одной занозинки с детства у меня не осталось.
Тем не менее, я понимаю, что родители бывают разные и действительно возможны какие-то проявления грубости, непонимания, жёсткости. Но даже если так, если отношения не были идеальными — в чём-то папе с мамой не хватило такта или мудрости, — всё-таки такта и мудрости должно хватить нам. Это мы должны поступить не как ветхозаветный Хам, а как другие сыновья Ноя. Когда они увидели, что отец их выпил вина и лежит обнажённый, то подошли и покрыли его наготу. Но нашёлся и такой сын, который стал насмехаться и всем рассказывать о неподобающем виде отца.
И наша задача — покрыть «наготу» родителей любовью, если мы, конечно, христиане.
Даже имея какую-то неприязнь, обиды, осуждение, которое, возможно, длится годами, ради Христа эту занозу из сердца нужно выдернуть. Если мы ради Христа простим родителей, то и Христос простит нас за те вещи, которыми мы Ему досадили, которыми Его расстроили. Обязательно Господь нас помилует, если мы помилуем наших родителей.
А любая рана, когда зарастает новой здоровой кожей, перестаёт быть раной. После неё может остаться еле заметный шрамик, о котором вспомнишь, разве что если случайно увидишь. Но когда всё время происходит нагноение, она будет постоянно напоминать о себе, будет мучить, не даст о себе забыть. Поэтому важно любую обиду на близкого человека максимально нивелировать любовью и прикрыть расположением к нему.
Когда деревья были большими
Только на территории России:
«Когда деревья были большими» — советский художественный фильм 1961 года, драма режиссёра Льва Кулиджанова; премьера фильма состоялась в 1962 году.
Фильм стал первой драматической ролью Юрия Никулина. Исполнительница главной женской роли — известная актриса Инна Гулая, для неё роль в этом фильме стала наиболее значительной в её кинокарьере. Для Людмилы Чурсиной роль в этой картине стала её кинодебютом.
В 1962 г. фильм участвовал в основном конкурсном показе Каннского кинофестиваля.
Содержание
Сюжет
Потерявший во время войны жену, Кузьма Кузьмич Иорданов не работает, пьёт, живёт случайными заработками. В милиции, куда его время от времени вызывают, его стыдят и грозят привлечь за тунеядство, но на него это не действует.
Вызвавшись однажды помочь старушке донести до дома стиральную машину («с лифтом одна цена, без лифта — другая»), он случайно роняет агрегат в лестничный проём, а затем, бросившись вниз по лестнице, спотыкается, падает и попадает в больницу… Проведать его приходит та самая старушка. Иорданов пугается, однако старушка, как оказалось, пришла навестить его из добрых побуждений, а вовсе не из-за машины. Она рассказывает Кузьме о своей жизни, в том числе о девушке-сироте Наташе из своей деревни. Иорданов решает поехать туда и выдать себя за отца Наташи.
Девушка действительно принимает его за своего отца и верит в это настолько искренне и неподдельно, что Иорданов решает начать нормальный образ жизни…
История создания фильма
Юрий Никулин до этого фильма снимался только в комедийных ролях у Леонида Гайдая, поэтому честно сказал Кулиджанову, что не знает, сможет ли сыграть роль Иорданова.
Встреча главных героев, Кузьмы и Наташи, снималась на железнодорожной станции «Белокаменная» Малого кольца Московской железной дороги (в фильме — станция «Селиваново»). Здесь неоднократно снимались и другие художественные фильмы. Мало кто знает, что станционного смотрителя в этом маленьком эпизоде сыграл Вячеслав Тихонов.
Известно, что при сдаче фильма худсовету в декабре 1961 года против картины резко выступили Георгий Мдивани и Марк Донской. Однако немного позже картину поддержали Сергей Герасимов и тогдашний министр культуры СССР Екатерина Фурцева.
Премьера фильма состоялась 26 марта 1962 года.
55 лет художественному фильму «КОГДА ДЕРЕВЬЯ БЫЛИ БОЛЬШИМИ»
Знакомьтесь. Это не Семён Семёныч. Это Кузьма Кузьмич. Одинокий и неприкаянный человек. Был на фронте, награжден боевыми наградами, когда-то работал токарем, но жизнь сложилась так, что, будучи уже человеком немолодым, он остался один. Совсем один.
Однажды решил помочь старушке донести до дома стиральную машину. Донеся машину почти до квартиры, Кузьма случайно роняет её в лестничный проём, бросается вниз по лестнице, спотыкается, падает…
Очнулся в больнице. Без гипса.
Лежит, видит — ко всем больным кто-то приходит, навещает. Переживают за больных люди.
Он не нужен никому.
К нему пришла та самая старушка, которой он разбил машину. Кузьма испугался.
Сейчас начнёт «трясти» с него деньги!
Но старушка пришла вовсе не из-за машины. Она просто, из добрых побуждений, решила навестить его.
Посторонний человек подумал о нём. О Кузьме Кузьмиче. Как о человеке.
Бабушка рассказывает Кузьме Кузьмичу о своей нелёгкой жизни, и случайно рассказала про одинокую девушку-сироту Наташу из своей родной деревни.
Кузьма долгое время пребывает в странных чувствах.
Затем он решает бросить всё и поехать в деревню, выдавая себя за отца Наташи.
Ну, это надо смотреть.
Когда это произведение обсуждалось на студии имени Горького, режиссёр Лев Кулиджанов выступил с самой яростной критикой. Обиженный драматург забрал сценарий, не дав заверения его переделывать. Но буквально через месяц на имя Кулиджанова пришёл пакет. В нём был почти полностью переписанный сценарий. Лев Александрович прочёл его — и сразу же заявил на студии о своём намерении снимать фильм. Так началось творческое содружество Фигуровского и Кулиджанова.
Сценарий привлекал своей лирической задушевностью. Характеры в нём были намечены интересные и своеобразные.
На роль Наташи пригласили молодую актрису Инну Гулая. На пробах снималась сцена разговора Кузьмы с Наташей. В павильоне выстроили комнату деревенской избы. Чтобы актёры не просто сидели за столом, а чем-то занимались. Кулиджанов предложил — пусть Наташа ест борщ.
Принесли в павильон кастрюлю горячего борща. Порепетировали. Начали снимать первый дубль. Инна Гулая спокойно, с аппетитом ела борщ.
Второй дубль. Инна съела ещё тарелку борща.
Сняли пять дублей. Гулая съела пять тарелок борща.
Когда удивлённый Юрий Никулин спросил, почему она так много ест, она ответила:
Если Никулин принёс с собой помимо абсолютной естественности героя общую трагикомическую интонацию фильма, то Инна Гулая окрасила фильм лиризмом.
Роль Иорданова долго не давалась Никулину. Внешний облик помог ему обрести художник-гримёр Александр Иванов. Сразу решили что Иорданов будет небритым.
Долго искали костюм. Художник по костюмам и режиссёр считали, что шить специально для Кузьмы не нужно.
Он должен выглядеть обшарпанным, помятым. И носить может что-то уже готовое, а то и взятое с чужого плеча. Никак не могли подобрать головной убор. В костюмерной перебрали сотню кепок и фуражек, и ни одна актёру не понравилась. Случайно он заметил в углу маленькую кепочку со сломанным козырьком и примерил её. Это было то, что надо.
Перед началом съёмок Кулиджанов постоянно говорил актёрам: «Старайтесь больше думать о человеке, которого предстоит вам показать. Подумайте, как будет действовать герой в той или иной ситуации».
Съемки начались в Москве с трех эпизодов, которые потом не вошли в фильм. В них более подробно, чем это потом было необходимо в картине, рассказывалось о московской жизни Кузьмы Кузьмича. Пытаясь заработать себе на жизнь, Кузьма Кузьмич отправляется в лес за ландышами, его ужалил шмель, и с опухшей физиономией он идет продавать цветы на рынок. Рыночные торговки накидываются на новоявленного конкурента и устраивают драку, которую разгоняют милиционеры, а Кузьму Кузьмича как зачинщика засаживают на пятнадцать суток. Всю эту историю сняли. Юра играл очень хорошо. Но в окончательную редакцию фильма этот материал не вошел.
Съёмки решили начать с эпизода в мебельном магазине. «Вы побродите по улицам, зайдите в магазины, — советовал Никулину режиссёр, — присмотритесь к людям, похожим на вашего героя. Они встречаются в Москве».
Этот совет актёр выполнил. Ходил около пивных, мебельных магазинов, смотрел, примеривался. О том, что произошло дальше, Юрий Никулин рассказал в своей книге
«Первый съёмочный день проходил в новом мебельном магазине на Ленинском проспекте. Администрация картины договорилась, чтобы в этот день магазин не работал.
Меня загримировали, переодели и привезли на съёмку. Вышел я из машины, смотрю, в дверях стоит человек, как потом я узнал, директор магазина. Неподалёку от него Кулиджанов и оператор картины Гинзбург. Я спокойно направляюсь к дверям, а директор меня останавливает:
— В магазин, — говорю я.
Директор оглядел меня с ног до головы и решительно сказал:
— А ну-ка давай отсюда! Здесь съёмки будут, не мешай.
— Да я артист, снимаюсь.
— Знаем вас, артистов. Я тебя здесь уже пятый день вижу.
Я начал доказывать, что он ошибается. Директор магазина засомневался и спросил у режиссёра и оператора:
— Товарищи, это ваш человек?
Они посмотрели на меня и, не сговариваясь, заявили, что видят меня первый раз в жизни.
Тут директор уже на меня рявкнул:
— А ну давай отсюда! Сейчас старшину позову!
И стал звать милицию. Вокруг начали собираться люди. Только тогда Кулиджанов и Гинзбург, смеясь, его успокоили:
— Это наш человек, наш. Главную роль играет. Пропустите.
Директор от неожиданности ахнул, а потом долго-долго извинялся.
Этот случай меня порадовал. Значит, я уже похож на людей, подобных Кузьме Иорданову».
Когда отсняли московскую натуру, съёмочная группа «Когда деревья были большими» переехала в деревню Мамонтово, что недалеко от Ногинска. А Никулин вместе с цирком отправился на гастроли в Англию. Через полтора месяца он прилетел в Москву. И уже на следующий день выехал в Мамонтово.
Кулиджанов предложил Никулину целый ряд интересных находок. Среди них — как утром, с похмелья, Кузьма умывается.
Просыпается Иорданов и идёт на кухню умыться. Слегка намочив пальцы в воде, промывает ими глаза. Никулин был в восторге:
«В этих двух-трех движениях был весь Кузьма Иорданов — вся его натура».
Инна Гулая оказалась достойной партнёршей Юрия Никулина. Её Наташа — нескладная, в стоптанных тапочках на босу ногу, в стареньком платьице — очень далека от кинематографического штампа красоты. Но в этой застенчивой тихой девчонке есть какое-то необъяснимое обаяние чистоты и доброты, которое сразу вызывает к ней искреннюю симпатию.
Юрий Никулин вспоминал:
«Инна заражала своей игрой. С ней удивительно легко работалось. Она отличалась от многих актрис, с которыми мне приходилось встречаться. Как правило, все они были озабочены тем, как получатся на экране. Инна Гулая об этом не думала. Ей было все равно — красивым или некрасивым выйдет её лицо на экране. Её волновала лишь правда внутреннего состояния. Она жила своей ролью».
Именно такая девушка, как Наташа — Гулая, могла помочь Кузьме Кузьмичу изменить его взгляды на жизнь, на людей, на самого себя.
После этого фильма у кинематографистов изменилось отношение к Никулину. Режиссёр открыл для кино удивительное свойство его таланта: органическое сочетание комедийного и драматического.
Единственное, что не нравилось артисту, так это название картины: длинное, к тому же в театрах шла пьеса «Деревья умирают стоя», и фильм путали со спектаклем. Однажды буфетчица молочного кафе на площади Пушкина, узнав Никулина, крикнула официантке:
«Маша, Маша, иди сюда скорее. Артист пришёл из картины „Когда деревья стоя гнулись“».
Третьим центром притяжения был, конечно, леген дарный Василий Макарович Шукшин.
Он жил в одном доме с Леонидом Куравлевым, там-то и сложился их творческий альянс. Они не только подружились, но были очень нужны друг другу. Первый успех режиссера Шукшина, связанный с шикарным фильмом «Живет такой парень», был заложен именно тогда, в их совместном общении и жгучем интересе, возникшем у каждого к одаренности другого.
После премьерного показа «Когда деревья были большими» в столичном кинотеатре «Ударник» состоялось обсуждение фильма.
На сцену вышел плохо одетый человек и сказал:
«Товарищи, помогите мне! Эта картина про меня. Я смотрел и думал: можно же жить иначе! Важно только, чтобы тебя кто-нибудь любил, чтобы ты был кому-нибудь нужен. Ну скажите, где мне найти такую Наташу, чтобы она меня полюбила? Я бы тогда стал совсем другим».
Всё о кино
11.7K постов 41K подписчика
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Умели в СССР фильмы снимать.
В эпизоде рабочий проходя мимо главного героя заметил:»Товарищ! Ты неправильно держишь напильник! Дай я покажу тебе как.» На что главный герой возразил:»Это у меня манера такая.» Разве подобное сейчас можно услышать, например в офисе.
Не совсем в тему поста.
Еще ни холодов, ни льдин.
Земля тепла. Красна калина.
А в землю лег еще один
На Новодевичьем мужчина.
Смерть тех из нас всех прежде ловит,
Кто понарошку умирал.»
Спусти колки, ослабь зажимы,
Но в слезы мужиков вгоняя,
Он пулю в животе понес,
Припал к земле, как верный пес.
А рядом куст калины рос,
Смерть самых лучших намечает
И дергает по одному.
Такой наш брат ушел во тьму.
Не буйствует и не скучает.
А был бы «Разин» в этот год.
Все печки-лавочки, Макарыч!
Такой твой парень не живет.
Вот после временной заминки,
Рок процедил через губу:
«Снять со скуластого табу
За то, что видел он в гробу
Все панихиды и поминки.
Того, с большой душою в теле
И с тяжким грузом на горбу,
Чтоб не испытывал судьбу,
Взять утром тепленьким с постели!»
И после непременной бани,
Чист перед богом и тверез,
Взял да и умер он всерьез,
Решительней, чем на экране.
Я припоминаю фильм (русский, годов 90х, комедия) с похожим сюжетом, когда в деревню к девушке приехали сразу три «отца». В итоге ни один из них не был отцом. Название не помню правда.
56 же. 61-го года фильм.
Памятник «Они сражались за Родину»
Нам показывают главных героев, людей уже не юных. Все они не кадровые военные, у каждого была мирная профессия, своя жизнь. Но война все порушила.
Каменистая степь, в которой приходится буквально выгрызать лопатами стрелковые ячейки, пыль, жара и постоянно наседающий враг. Но главные герои сохраняют дисциплину, не ноют, не истерят, а упрямо делают свое солдатское дело. Через диалоги мы узнаем характер каждого из солдат, их тревоги и устремления.
Главный конфликт книги и фильма в отношениях с местными жителями. Для старухи с хутора и молодых казачек голодные измученные солдаты натуральные предатели. Ведь они не могут остановить немцев, они отступают, оставляя мирных жителей врагу.
Но, узнав о выпавших на долю героев испытаниях, женщины меняют свое мнение и собирают солдатам провизию. Полк принимает второй за фильм бой у самого Дона, несет потери и вынужден отступить на другой берег. Из 117 человек в живых остается меньше 30. Но полковое знамя с ними, а значит полк не расформируют.
Скульптурная композиция из пяти фигур повторяет сцену на марше.
Первым идет рядовой Николай Стрельцов в исполнении Вячеслава Тихонова. По сюжету он будет контужен, потеряет возможность говорить, но останется с товарищами.
Эту роль сыграл режиссер фильма Сергей Бондарчук.
Третий в строю бронебойщик Пётр Федотович Лопахин. Самая яркая фигура книги и фильма. За маской рубахи парня и балагура скрывается сильный и волевой человек. С ним связано несколько комических ситуаций, особенно забавно смотреть как он общается со своим вторым номером, долговязым флегматиком Александром Копытовским.
Эти роли исполнили Василий Шукшин и Георгий Бурков. К сожалению, для Шукшина эта роль стала последней. Он умер в возрасте 45 лет незадолго до окончания съемок фильма.
Замыкает процессию рядовой Некрасов в исполнении замечательного Юрия Никулина. Его герой остановился и с вызовом смотрит в сторону врага. Если остальные фигуры показаны в движении, сутулящиеся от испытаний и тяжелой ноши, то Некрасов твердо стоит выпрямившись и расставив ноги.
Лично меня памятник потряс. Спасибо авторам из Студии военных художников им. М.Б. Грекова https://ru.wikipedia.org/wiki/Студия_военных_художников_имени_М._Б._Грекова
Странно, но в большинстве материалов о памятнике авторы не указываются.
Как добраться до памятника:
55.726975, 37.590835
Москва, Фрунзенская набережная, 22/2
Пешком от м. «Парк Культуры» 1,2 км.
Рядом находится композиция из фильма «Офицеры», но это уже другая история.
Как Куравлёв украсил «Ивана Васильевича» и прикололся над Гайдаем
Не знаю как вы, а я люблю в выходной посмотреть какую-нибудь советскую комедию.
Вот, например, «Иван Васильевич». Знаете, что Гайдай всерьёз думал снять Миронова в роли Милославского? И в пару ему поставить Никулина. Мог получиться проверенный в «Бриллиантовой руке» тандем.
Но Никулин отказался. Некоторые считают, что он побоялся, что фильм ляжет на полку, ведь это Булгаков. Другие, что просто был занят. Точного ответа нет.
Гайдай не захотел ставить Миронова с Яковлевым и выбрал Куравлёва.
И Куравлёв раскрасил фильм своими личными фишками!
Пение в пачку Мальборо — его задумка. Он хотел подколоть Гайдая, любителя иностранных сигарет.
Сцена с ручкой — тоже его прикол, жаль, что саму женщину вырезали. Интересно, что такое изображение показалось цензорам аморальным. Сегодня можно показывать всё что угодно, главное, чтобы герои не курили.
По сценарию Куравлёв должен был взять пачку денег Шпака и сказать: «Храните деньги в сберегательной кассе».
Но актёру захотелось приколоться. Так что он добавил: «Если они у вас, конечно, есть».
А вот Миронов в фильмах Гайдай уже так больше и не появился. Иногда мне даже интересно представлять его в роли Милославского, но всё же Куравлёв сыграл свою роль идеально.
Они сражались за родину
Режиссер Сергей Бондарчук.
(Бондарчук здорового человека)
Конечно, картина немного устарела, резкие склейки, театральность, порой резкое экспрессивное поведение героев, непривычный формат 35-мм киноплёнки, те самые полоски по краям. В начале просмотра это создает дискомфорт, который, впрочем, быстро проходит. Зачем смотреть старое кино? потому что это классика советского и мирового кинематографа. Классика, которая формирует киновкусы, выстраивает культурный базис, дает понимание самого кинематографа. И, конечно, низкосортные произведения не становятся классикой.
82 года отмечает Леонид Вячеславович Куравлёв
Детство его сложилось очень трудным. Он рано потерял отца, а в 1941 году мать Леонида по ложному обвинению выслали на Север. Здесь они с Леонидом прожили несколько лет, пока не вернулись в родную Москву…
В школе Леонид учился неважно. Особенно трудно ему давались точные науки — математика, химия и физика. Как признается сам Куравлев, это и повлияло на выбор профессии. Сестра, как-то шутя, посоветовала ему после школы поступать во ВГИК — там уж точно не надо было сдавать ни один из столь нелюбимых Леонидом предметов. Леонид так и сделал…
В кино Леонид Куравлёв дебютировал еще студентом. В 1960 году он сыграл матроса Камушкина в историко-революционном фильме Михаила Швейцера «Мичман Панин». Параллельно он снялся в дипломной работе Василия Шукшина «Из Лебяжьего сообщают». Василий Шукшин и стал тем самым режиссёром, который, по сути, открыл для зрителя Актёра Леонида Куравлёва.
В фильме «Живет такой парень», пожалуй, самой солнечной и жизнерадостной картине Василия Шукшина, Леонид Куравлев сыграл главного героя — Пашу Колокольникова – милого и доброго парня, желающего помочь всем вокруг и побеждающего напасти своим юмором.
Эта роль досталась Куравлеву нелегко. Перед пробами они с Шукшиным долго и плодовито репетировали. Шукшин подыгрывал Леониду за других партнеров, потрясающе всех показывал и пародировал, даже женщин. «Но вышло так, — рассказывает Куравлев, — что я «переиграл», и на пробах был совершенно никакой».
Художественный совет киностудии имени Горького отнесся к молодому актеру с недоверием и порекомендовал Шукшину поискать другого артиста. Рекомендация худсовета равнялась, по сути, приказу. Но Василий Макарович уперся, и Куравлева оставили.
Во время съемок картины Шукшин попросил Куравлева, чтобы его колоритный герой немного заикался. Актер так и сделал, сыграв очень правдоподобно. Интересно, что когда Василий Макарович затем сдавал свою картину в Госкино, то один из чиновников заметил: «Обратите внимание, товарищи, как мастерски режиссер использовал природный недостаток артиста Куравлева — его заикание!»
В другой картине Шукшина — «Ваш сын и брат» — Куравлев сыграл роль Степана Воеводина. В какой то степени это был тот же Пашка Колокольников, но только в драматической версии.
Куравлев блестяще вписался в стилистику шукшинских фильмов, и не удивительно, что впоследствии Василий Макарович постоянно приглашал его в свои картины. Так, например, роль Ивана в фильме «Печки-лавочки» он написал специально для Куравлева. Однако сняться ни в этом фильме Шукшина, ни в других Куравлеву больше не довелось.
От предложений Шукшина он отказывался: «Шукшин на мои отказы не обижался, он был выше этого. Я же тогда заботился о том, чтобы играть разные роли, не заштамповываться: боялся, что определенную обойму картин с моим участием отснимут, то, что, прежде всего, бросается в глаза, используют да и бросят.»
Следующим этапом в творческой карьере Леонида Куравлева стала роль Шуры Балаганова в комедии Михаила Швейцера «Золотой теленок» по нетленному произведению Ильфа и Петрова. Яркий, искрометный образ Шуры, созданный Куравлевым стал тем недосягаемым эталоном, по которому впоследствии мерили остальных исполнителей.
Еще одну интересную роль — Хому Брута — Леонид Куравлев сыграл в фильме режиссера Константина Ершова «Вий».
Сам актер очень ценит эту работу, поскольку, по его признанию, Николай Васильевич Гоголь является одним из его любимых писателей.
Среди других многочисленных работ тех лет стоит также отметить роль Сорокина в психологической мелодраме Владимира Краснопольского и Валеря Ускова «Неподсуден». Это одна из редких откровенно отрицательных ролей актера.
«Но для меня очень важна, и я ее очень люблю, — признается Леонид Куравлев. — Анекдотично, но после этой картины я получил огромное количество писем. Их лейтмотив был следующий: мы вас увидели в картине «Живет такой парень» — обаятельного, открытого человека, с юмором и т.д. — и вдруг видим в роли предателя — ах, вот вы на самом деле какой есть! И для меня это было высокой оценкой: я был убедителен в этой роли как человек, способный на страшный поступок».
Если 60-е годы сделали Леонида Куравлева популярным киноактером, то 70-е превратили его в мега-звезду экрана. К началу 70-х ежегодно выходило по 3-4 картины с его участием. Причем играл Куравлев совершенно разные роли — Робинзона Крузо в фильме «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»,Женатого любовника Аркадия, в фильме «Начало», фашистского офицера Айсмана в легендарном сериале «Семнадцать мгновений весны», Лавра Мироновича в картине «Последняя жертва» по одноименной пьесе А.Н.Островского… Как можно заметить, среди них было немало и драматических, однако всесоюзную зрительскую любовь актеру принесли именно комедийные роли.
Одна из таких работ Куравлева — вор-домушник Жорж Милославский в легендарной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
Надо отметить, что на эту роль претендовал также и гениальный Андрей Миронов, но Гайдай отдал предпочтение Куравлеву. И не ошибся. Куравлев сыграл Милославского с необыкновенной легкостью, размашистостью, не затерявшись в уникальном и поистине звездном составе — Юрий Яковлев, Александр Демьяненко, Наталья Селезнева, Наталья Крачковская, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин, Наталья Кустинская, Сергей Филиппов, Савелий Крамаров.
У Леонида Гайдая Куравлев снимался впоследствии много, став, как говорится, «гайдаевским» актером. В 1975 году в комедийном киноальманахе «Не может быть» он сыграл жениха Володьку Завитушкина. Герой Куравлева как бы перекликался и с гоголевским Подколесиным, и с достоевским Пселдонимовым, и с чеховским Апломбовым.
В том же 1975 году на экраны страны вышел шедевр Георгия Данелии «Афоня».
Актер сыграл совершенно нетипичного героя. Его Афоня Борщов, слесарь-сантехник по профессии, берет взятки, дебоширит, пьет, получает взыскания на собраниях ЖЭКа, скучает, берет взятки, пьет, дебоширит, получает взыскания на собраниях ЖЭКа, скучает и не знает, как жить дальше, чтобы не было скучно. Но именно таким его и полюбила однажды одна простая девушка и заверте…
Виртуозно сыгранная роль стала для актера на долгие годы визитной карточкой…
Спустя год на экраны страны вышла комедия Александра Серого «Ты — мне, я – тебе», где Леонид Куравлев исполнил сразу две противоположные роли – братьев-близнецов Сергея и Ивана Кашкиных. И хотя в прокате она заняла почетное третье место, но была, откровенно говоря, значительно слабее и «Ивана Васильевича» и «Афони».
Не мало Куравлевым было сыграно и маленьких, порой, совсем эпизодических ролей (эндокринолог Хачикян в «Мимино», Георгий Гараев, дядя Тимура в фильме «Тимур и его команда» и др.). Однако каждое его появление на экране вызывало зрительский интерес. Причиной тому – та тщательность, с которой актер всегда подходил к роли.
В культовой картине Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» Куравлев появляется в небольшой роли. Но буквально за несколько минут существования на экране актер мастерски создает вполне законченный и необычайно правдоподобный образ.
К слову сказать, Куравлев действительно весьма неплохо умеет играть в бильярд, и на самом деле в той памятной сцене это он укладывает за Высоцкого шары в лузу…
Не мало интересных работ было создано на экране Леонидом Куравлевым и в 80-е годы. В первую очередь стоит отметить его бесподобный дуэт с Софико Чиареули в комедийном детективе «Ищите женщину», поставленном режиссером Аллой Суриковой по мотивам пьесы Р.Тома.
Среди других заметных ролей тех лет: Саня в лирической комедии «Дамы приглашают кавалеров», Меншиков в исторической картине «Демидовы», Зотов в детективе «ТАСС уполномочен заявить», Миша Дятлов в комедии «Самая обаятельная и привлекательная», фон Борк в приключенческом фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается», Король в сказке «На златом крыльце сидели»…
Наступили святые 90-е. В это десятилетие не только лишь всем приходилось буквально выживать. Кинокартин выходило мало, да и те в подавляющем своем большинстве были весьма. специфическими, а то и вовсе. кинопродуктом. Не обошлось без таких работ и в биографии Леонида Куравлева. «Русское чудо», «Русский счет», «Агенты КГБ тоже влюбляются», «В поисках золотого фаллоса» — вот неполный перечень картин, которые. скажем так, не добавили Леониду Куравлеву славы.
На фоне сплошного. кинопродукта роль Леонида Куравлева в мелодраме Алексея Сахарова «Барышня-крестьянка» по мотивам повести Александра Сергеевича Пушкина является просто отдушиной.
Увы, в 21 веке кино как искусство и вовсе не существует.
Но жизнь продолжается, ребята. Есть для чего жить. Давайте жить, а? Как у Шукшина в картине «Живёт такой парень», последний кадр: «Значит, будем жить».
18 декабря родился Юрий Никулин
В 1939 году Юрий окончил десять классов, и тогда же был призван в армию, в войска зенитной артиллерии. О своей воинской службе он вспоминал: «Ко мне поначалу некоторые относились с иронией. Больше всего доставалось во время строевой подготовки. Когда я маршировал отдельно, все со смеху покатывались. На моей нескладной фигуре шинель висела нелепо, сапоги армейца смешно болтались на тонких ногах юноши…»
Уже через месяц после начала службы в армии грянула война с Финляндией. Юра, как и многие его сослуживцы, написал заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем».
Но участвовать в боевых действиях ему все же не довелось. Зенитная батарея Юры находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы. Свою первую войну Никулин закончил без единого выстрела.
Весной 1941 года он стал готовиться к долгожданной демобилизации.
Последний день службы. Утро. Воскресенье. 22 июня. Солнышко светит. Птички поют. Все спокойно позавтракали. Дембель Никулин с товарищем, взяв бидоны, лёгкой походкой пошли на станцию покупать на всех пивас. Подходя к станции, их останавливает пожилой мужчина и спрашивает:
— Товарищи военные, правду говорят, что война началась?
— От вас первого слышим, — спокойно отвечают парни. — Никакой войны нет. Видите — за пивом идем.
Прошли еще немного. Солнце. Птички. Мечты о холодненьком. Снова останавливают:
— Что, верно война началась?
О войне Юрий Владимирович, как и многие фронтовики не любил вспоминать. Почему они не говорили нам о войне? Думаю, достаточно этих строк из автобиографической книги Никулина «Почти серьёзно»:
Служа в армии, он принимал активное участие в художественной самодеятельности. Считал своим долгом выводить людей из депрессии и уныния. Его однополчане были просто в восторге от комического таланта Никулина.
Из записей Никулина:
«Победа! Кончилась война, а мы живы! Это великое счастье — наша победа! Война позади, а мы живы! Живы. »
Демобилизовавшись из армии, он был просто уверен, что поступит в какой либо из театральных институтов:
«Все образуется, — думал я, — Если пережил эту страшную войну, то все остальное как — нибудь преодолею».
Летом 1946 года он подал документы во ВГИК, но с третьего тура был внезапно снят экзаменационной комиссией. Ему заявили следующее:
«В вас, конечно, что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у вас профиль, который нам нужен. Скажем вам прямо: вас вряд ли будут снимать в кино. Это мнение всей комиссии.»
Никулин подал документы сразу в два театральных заведения: ГИТИС и училище им. Щепкина при Малом театре. Но и здесь его ждала неудача. Не приняли Никулина и во вспомогательный состав театра МГСПС, а также в ряд других творческих училищ и студий.
Отчаянию не было предела…
В сентябре 1946 года Никулин узнал о наборе в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. Он решил рискнуть, и в этом его поддержал отец:
«Пусть Юра рискнет, в цирке экспериментировать можно. Работы — непочатый край. Если он найдет себя — выдвинется. А в театре? Там слишком много традиции, все известно, полная зависимость от режиссера. В цирке многое определяет сам артист».
В отличие от театральных институтов, в цирковую студию Никулин поступил без особенных проблем. И это при том, что экзамены прошли лишь 18 человек из нескольких сот желающих поступить.
В 1948 году произошло его первое самостоятельное выступление на манеже цирка. Выступал он вместе со своим напарником Борисом Романовым, а репризу подготовил его отец. Вскоре Никулин и Романов отправились на гастроли уже с самим Карандашом – популярнейшим в те годы клоуном. Чуть позже у Никулина появился новый напарник — Михаил Шуйдин.
В 1950 году Никулин и Шуйдин ушли от Карандаша. Выступали они достаточно удачно, и даже были в 1955 году впервые направлены с гастролями за границу.
Тот первоначально отказался. Никулин еще помнил, как ему когда-то заявили, что он не годится для кино. Ни фига он не артист. Однако потом он все-таки изменил свое решение.
Никулину досталась роль пиротехника, который показывает отборочной комиссии (какая ирония) свой коронный номер — фейерверк. Фильм имел неплохой прием у публики и занял в прокате 10-е место. Однако самыми смешными эпизодами в нем оказались именно те, в которых участвовал Никулин. Над его незадачливым пиротехником, который своим фейерверком едва не спалил сначала экзаменационный кабинет, а затем и целый отдел в магазине, зритель смеялся больше всего.
На успешный дебют Никулина обратил внимание другой режиссер с «Мосфильма» — Юрий Чулюкин. Он предложил артисту роль пройдохи Клячкина в своей комедии «Неподдающиеся».
Вообще-то первоначально этот фильм задумывался как серьезный рассказ о перевоспитании трудной молодежи Советского Союза. Даже название было соответствующее — «Жизнь начинается». Однако в процессе съемок в фильм вошло столько комических эпизодов (в том числе и с участием Никулина), что он превратился в комедию «Неподдающиеся».
Фильм снимался практически без проб. Никакие сцены не репетировались. Режиссер подбирал тройку и все время смотрел, получается ли ансамбль.
Юрий Никулин рассказывал: «На роль Бывалого утвердили Евгения Моргунова, которого до съемок я никогда не видел. Но мой приятель поэт Леонид Куксо не раз говорил: Тебе надо обязательно познакомиться с Женей Моргуновым. Он удивительный человек: интересный, эмоциональный, любит юмор, розыгрыши. С ним не соскучишься…
Не знал лично Георгия Вицина. Но он нравился мне в фильме «Запасной игрок», где исполнял главную роль. Много я слышал и о прекрасных актерских работах Вицина в спектаклях Театра имени Ермоловой».
В последствии Бывалый и Балбес в каждом интервью будут расхваливать Труса:
«Мы и ногтя Вицина не стоим!»
А сам Вицин на провокационные вопросы журналистов отвечал:
«Отсутствие чувства юмора — это болезнь… ненормального человека»
Ну а в то время Юрий Никулин был очень занят в цирке. И Гайдай пошел на то, чтобы подстроить время съемок под график работы артиста. Таким образом, каждое утро Никулин приезжал на съемки фильма, а вечером выступал в цирке.
Во всем фильме не произносилось ни слова, все строилось на веселых трюках. Никулина практически не гримировали. По словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы, которыми он так забавно хлопал.
Короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс» вошла пятым фильмом в киноальманах «Совершенно серьезно». Однако именно она принесла успех всему фильму и более того — зажила самостоятельной жизнью. Она породила уникальный эксцентрический феномен трех героев-масок советского кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, принеся настоящую славу леген дарной троице: Никулин — Моргунов — Вицин.
Уже спустя несколько месяцев после завершения съемок «Пса Барбоса» Леонид Гайдай вновь использовал их в своей новой короткометражке, которая называлась «Самогонщики». А идею этого фильма подбросил Гайдаю Юрий Никулин. Дело в том, что в цирке дуэт Никулин — Шуйдин исполнял интермедию с таким названием. Идея режиссеру понравилась, и он вместе с Константином Бровиным сел за сценарий.
Фильм «Самогонщики» вышел на экран в 1961 году и имел огромный успех. Троица постепенно превращалась в культовый символ советского кинематографа…
В том же 1961 году Юрий Никулин снялся в одной из лучших своих картин – фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Это была первая драматическая роль актера. Никулин сыграл Кузьму Кузьмича Иорданова, который, потеряв во время войны семью, совершенно опустился.
Самое удивительное, что, приглашая Никулина на эту роль, Кулиджанов не видел ни одного фильма с его участием. Актера режиссер знал по цирку, при этом в веселом клоуне он сумел обнаружить черты непутевого Иорданова. И в своем выборе Кулиджанов не ошибся.
Юрий Никулин вспоминал: «Увидев режиссера Кулиджанова в первый раз, я подумал: «Вот так, наверное, должны выглядеть хорошие педагоги». Лев Александрович производил впечатление человека спокойного, уравновешенного и собранного. Как вам роль? — спросил он сразу. Понравилась, но не знаю, смогу ли сыграть ее, — признался я чистосердечно.
Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! И вообще, не говорите слово «играть». Будьте сами собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов. И живете вы в Москве, в старом доме. Вам пятьдесят лет… Вы побродите по улицам, зайдите в магазины, присмотритесь к людям, похожим на вашего героя. Они встречаются в Москве. Этот совет я выполнил. Ходил около пивных, мебельных магазинов, смотрел, примеривался…»
В самый первый съемочный день, когда снимался эпизод в мебельном магазине, Никулин приехал на съемочную площадку и хотел было войти в магазин. Однако директор магазина внезапно загородил ему проход.
«Куда вы, гражданин?» — грозно спросил директор. «Мне в магазин», — ответил Никулин. «Нечего вам там делать!» — еще более насупил брови директор. «Да я актер, в фильме снимаюсь». «Знаем мы таких артистов! С утра глаза зальют и ходят, «спектакли» разыгрывают! Идите прочь, пока я милицию не позвал!»
В этот момент к месту событий подошел сам Кулиджанов и заступился за актера. От слов режиссера у директора глаза округлились еще больше. А режиссер откровенно радовался: «Ну, если народ вас так воспринимает, значит, в образ вы вошли прекрасно».
Фильм вышел на экраны страны в 1962 году, вызвав большой успех у зрителей. В судьбе же самого актера фильм имел очень важное значение. Именно после него к Юрию Никулину изменилось отношение режиссеров. Они увидели в нем актера, который способен играть не только комические роли типа Балбеса, но серьезные драматические роли.
Успешные работы в кино привели к тому, что Никулина теперь знала вся страна. Даже в цирк зрители теперь ходили на Никулина не как на клоуна, а как на Балбеса из знаменитой троицы. Фильмы с его участием продолжали выходить один за другим. Чаще режиссеры все же использовали комический характер актера. Так в 1962 году Леонид Гайдай снял Никулина в роли жулика в картине «Деловые люди» по новеллам О. Генри. Затем актер появился в лирической комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» и еще в нескольких картинах.
В 1964 году режиссер Семен Туманов предложил Юрию Никулину роль лейтенанта милиции Глазычева в киноповести «Ко мне, Мухтар!»
Первоначально актер было отказался. Роль была очень интересная и серьезная, но Никулин посчитал: «Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!» И все же режиссер смог уговорить актера, тем более что на кандидатуре Никулина настаивал и автор сценария Израиль Меггер. Меггер пришел к этому решению, когда увидел Никулина в картине «Когда деревья были большими».
Сюжет фильма был, в принципе, элементарным. Собака, преданно ждавшая на вокзале свою легкомысленную хозяйку, попала в руки лейтенанта милиции, который решил сделать из пса своего верного напарника в деле защиты социалистической законности. Разумеется, Мухтар должен доказать, на что он способен и даже подвергнуться почти смертельному риску при поимке очередного преступника.
При этом создатели фильма сумели избежать криминально-мелодраматического надрыва. И немалая заслуга в этом Юрия Никулина, который очень точно нашел ту нужную манеру актерской игры. На экране он общался с четвероногим партнером не просто как с равным себе, но и по правилам особой условной игры, проникнутой живым и неподдельным юмором.
Во второй половине 60-х годов Юрий Никулин вновь снялся в роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая. Первоначально это была новелла в киноальманахе «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», а затем знаменитая троица, наконец, появилась в полнометражном фильме «Кавказская пленница».
Интересно то, что с «Кавказской пленницей» у Гайдая неожиданно возникли трудности.
И причиной тому стал… Юрий Никулин. Актеру не понравился сценарий, и он категорически отказался сниматься. Режиссеру стоило немалого труда уговорить его изменить свое решение. Решающим моментом стало то, что Гайдай пообещал Никулину, что на съемках будет много импровизации и от первоначального сценария мало что останется. В результате «Кавказская пленница» стала лучшей комедией, где снялась троица Никулин-Вицин-Моргунов. Практически все фразы и скетчи из фильма «ушли в народ».
Слава троицы была настолько велика, что в 1969 году Леонид Гайдай делает фильм специально для Юрия Никулина. Обратите внимание каким размером в начальных титрах написано ЮРИЙ НИКУЛИН по отношению к другим актерам. Впервые Гайдай доверил Юрию Никулину роль не жулика, алкоголика, балбеса, а тихого и скромного экономиста, фронтовика, семьянина Семена Семеновича Горбункова.
Юрий Никулин удивительно точно и естественно соединил в роли и искрометный комизм, и иронию, и тонкий лиризм.
Феерический каскад трюков, шуток, музыкальных номеров в исполнении блистательных комедийных актеров. Все мы любим этот прекрасный фильм, добрая половина фраз из которого перешла в разряд «народных». Здесь не было гайдаевской троицы, но был не менее гениальный дуэт: Андрей Миронов и Анатолий Папанов.
Искрометный юмор, тонкая ирония режиссера. Тот самый фильм, который знаешь наизусть, но не переключаешь канал. Комедию «Бриллиантовая рука» можно по праву считать лучшим художественным фильмом Леонида Гайдая.
Однако цирковое руководство не отпустило Никулина на съемки, и в итоге Буншу сыграл Юрий Яковлев. Сыграл, к слову, замечательно.
Юрия Никулина любил и режиссер Эльдар Рязанов. Еще в 1964 году он очень хотел снять его в роли Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Актера уже утвердили на роль, но и тогда вмешалось цирковое руководство — актера отправили в длительные зарубежные гастроли. Рязанов отправился жаловаться самому министру кинематографии Алексею Романову, но тому не понравился сценарий, и он отказался помогать картине.
Снять в своей картине Юрия Никулина Рязанову удалось только через семь лет — в 1971 году. Никулину довелось сыграть следователя прокуратуры Мячикова в комедии «Старики-разбойники».
Стоит отметить, что Бондарчук еще в начале 60-х собирался снять Никулина в картине «Война и мир» в роли капитана Гушина, но цирк в который раз встал поперек. Он же не отпустил актера на съемки фильма Бондарчука «Ватерлоо», где Никулин должен был сыграть английского офицера. В свете этих фактов невольно задаешь себе вопрос: сколько же прекрасных ролей в кино потерял Никулин из-за работы в цирке? Не стоило ли отказался от арены в пользу киноплощадки?
Видимо, нет. Юрий Никулин был уникальным артистом. Он сочетал в себе и драматического актера и клоуна. Он не мог отказаться ни от цирка, ни от кино.
В 1975 году на драматическую роль военного журналиста Лопатина в фильме «Двадцать дней без войны» Никулина пригласил режиссер Алексей Герман. Причем это приглашение далось режиссеру нелегко. Многие на киностудии были категорически против этой кандидатуры, но конфликт разрешил Константин Симонов, по книге которого фильм снимался: он одобрил выбор режиссера.
Правда, был против сам Никулин, который считал, что эта роль не для него. Вот что он сам вспоминает об этом: «Мы поехали с Германом ко мне домой. Пили чай и говорили о будущем фильме. Говорил в основном Герман. Страстно, взволнованно, убежденно, эмоционально. Его черные, большие, умные и немного грустные глаза в тот вечер меня подкупили… Как это произошло, до сих пор не пойму, но к половине второго ночи мое сопротивление было сломлено. Усталый, чуть раздраженный, мечтая только об одном — как бы поскорее лечь спать, я согласился приехать в Ленинград на кинопробы…»
Съемки проходили очень тяжело. Алексей Герман оказался очень требовательным режиссером. Порой он доводил актеров до отчаяния. Людмила Гурченко даже как то призналась Никулину: «Ну что Герман от меня хочет? Я делаю все правильно. А он психует, нервничает и всем недоволен». Никулин несколько раз говорил с режиссером, и даже один раз на повышенных тонах, но в то же время он продолжал доверять Герману. И оказалось, что режиссер был прав. Драма «Двадцать дней без войны» стала настоящим шедевром.
Правда, когда фильм в 1976 году вышел на экран, руководящие чиновники сделали все возможное, чтобы его посмотрело как можно меньше зрителей. Уж очень непривычная, не помпезная военная действительность была изображена в картине. Фильм прокатывали малым экраном. Но все равно критика писала об удаче, отмечая работы Юрия Никулина, Людмилы Гурченко и Алексея Петренко. А спустя десять лет на Международном кинофестивале в Роттердаме картина была удостоена специального приза.
В перестроечные 80-е Юрий Никулин снимался в кино очень мало. Зато именно в эти годы им была сыграна замечательная драматическая роль деда Лены Бессольцевой (Кристина Орбакайте) в скандальной картине Ролана Быкова «Чучело».
Тогда же в 1984 году Юрий Владимирович был назначен на пост директора Московского цирка. В середине 80-х Никулину удалось уговорить Председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова выделить денежные средства на постройку нового цирка. И в начале 90-х полностью обновленный цирк на Цветном бульваре вновь открыл свои двери для зрителей.
В январе 1997 года в интервью газете «Совершенно секретно» Юрий Владимирович признался: «Про меня уже врут, пишут: великий клоун. Это про меня. Но какой «великий», когда клоуны были лучше меня. Леня Енгибаров вобрал в себя многое великое, что полагалось нашему веку. Да, мы были хорошими клоунами, добротными клоунами. Но популярным меня сделало кино. Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал. Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного. Когда предлагали играть предателей или шпионов, я отказывался…»
Это интервью оказалось одним из последних в жизни Никулина. В конце июля Никулину внезапно стало плохо, и он обратился к врачам. Осмотр выявил серьезные проблемы с сердцем. Нужна была срочная операция.
Однако цена этого оказалась слишком высокой: пока Никулин находился в состоянии клинической смерти, у него пострадали все органы — печень, почки, мозг… Борьба за жизнь Никулина продолжалась 16 дней. И все эти дни центральная пресса чуть ли не ежечасно сообщала о состоянии здоровья любимого артиста.
До этого ни один человек (со времен Сталина) не удостаивался такого внимания. Для спасения Никулина были предприняты беспрецедентные усилия: известнейшие специалисты страны находились рядом с ним днем и ночью, использовались лучшие в мире медикаменты и самая совершенная аппаратура. Однако чуда не произошло — 21 августа в 10 часов 16 минут утра сердце Юрия Никулина остановилось…