Когнитивное восприятие что такое
Особенности восприятия информации. Что такое когнитивный стиль?
Когнитивный стиль относится к индивидуальным особенностям мышления человека. Люди воспринимают информацию по-разному. И когнитивный стиль рассказывает о способах восприятия и обработки информации об окружающей действительности в её разных проявлениях: анализе, структурировании, оценке, категоризации.
Когнитивные стили служат для целей очередной типизации людей по сходствам и различиям в когнитивной сфере. В психологии существуют 10-15 когнитивных стилей, выделенных психологами в процессе изучения вопроса, почему люди по-разному воспринимают информацию. Стоит отметить, что когнитивные стили присущи человеку не в чистом виде, а в их сочетаниях. Рассмотрим когнитивные стили, которые выделила психолог-исследователь М.А. Холодная.
Полезависимость (ПЗ) и поленезависимость (ПНЗ)
Определяет референцию человека – внутреннюю или внешнюю. Внутренняя референция отличается аналитичностью, критичностью, принятием решения, исходя из накопленного опыта и знаний. При конфликте внешних ориентиров с внутренними установками, вторые приоритетны. Внешняя референция – опора на внешние ориентиры, мнения других людей, которые синтезируются и обрабатываются.
Люди с внутренней референцией выбирают деятельность с возможностями высокого уровня самостоятельности в выборе средств достижения цели. Люди с внешней референцией предпочитают работать в команде, при заранее заданных средствах деятельности.
Узость или широта диапазона эквивалентности
Узость в данном контексте – склонность к аналитике, поиску различий. При этом информация лучше всего усваивается небольшими частями. Широта – синтетичность, нахождение общего. Объем критического значения не имеет, но тематика должна быть одна, несколько разных тем при большом объёме не сработает.
Широта категории
Этот когнитивный стиль характеризует восприятие шкалы параметров одного конкретного признака, категории, сужение её или расширение.
Узкие категоризаторы склонны к спецификации своих впечатлений и ограничению области применения определенной категории. Широкие категоризаторы подводят под одну категорию большое количество подтверждающих её примеров.
Гибкость или ригидность познавательного контроля
Этот когнитивный стиль характеризует способность к восприятию информации, передаваемой разными способами, необходимость в паузах и предварительной подготовке при смене способа подачи информации.
Люди с ригидным контролем сложно переключаются на разные способы обработки информации, им нужно предварительно подготовиться к смене деятельности. Люди с гибким познавательным контролем легко используют разные способы обработки информации одновременно, могут работать сразу с текстовой, графической и другой информацией.
Восприимчивость к нереалистическому опыту
Низкая восприимчивость к неопределённым и двусмысленным ситуациям говорит о недостаточности креативности и творческого мышления. С другой стороны, выполнение шаблонных и рутинных задач не представляет никакой сложности.
Высокая восприимчивость представляет возможности разрешения ситуаций с позиции оригинальной точки зрения. Развитое творческое мышление помогает находить новые подходы к решениям, но рутинно-алгоритмизированные задачи вызывают скуку и раздражение.
Сканирующий или фокусирующий контроль
Этот когнитивный стиль описывает способность направлять и распределять внимание на предъявляемых объектах. При фокусирующем контроле происходит концентрация внимания на детальном изучении одного объекта. При сканирующем внимание равномерно распределяется между несколькими объектами.
Заострение или сглаживание
Этот стиль описывает методы запоминания информации. При сглаживании для детального запоминания лучше давать информацию малыми порциями и на более длительное время. При заострении информация сохраняется в большом объёме, четко и в подробностях.
Рефлективность или импульсивность
В этом случае описывается свойство быстро принимать решения, делать моментальный выбор, однако не безошибочный. Рефлективность показывает свойство определять гипотезы, проверять их и только потом отвечать. Импульсивный человек принимает решения быстро, а в ситуации альтернативного выбора определяется моментально.
Абстрактная или конкретная концептуализация
Абстрактная концептуализация характеризуется ориентацией на внутренний опыт, развитое творческое мышление, ограничение стереотипов, склонность к независимости, гибкость. Конкретная концептуализация показывает склонность к стереотипизации, зависимости от мнения авторитетов, невозможность воспринимать гипотетичность вариантов, черно-белое мышление.
Когнитивная сложность или простота
Шкала когнитивной простоты или сложности показывает количество критериев, принятых к интерпретации данных для вынесения суждения и понимания наличия скрытых связей. Чем более полная информация воспринимается и учитывается, чем более полные связи находятся, тем более выражена сложность или простота мышления.
Рассмотренные когнитивные стили позволяют понять, как человек воспринимает информацию. Все они в той или иной степени свойственны любому человеку. И при необходимости тот или ной полис любого когнитивного стиля можно развить. Для этого необходимо регулярно тренировать мозг. Тренажеры Викиум эффективно развивают когнитивную сферу, способствуют улучшению работы мозга и всех его функций.
Когнитивные функции
Когнитивные функции головного мозга человека – это в психологии совокупность процессов, с помощью которых человек познает мир, самого себя и взаимодействует с окружающей реальностью. Такие способности называют высшими психологическими функциями. И это – важнейшее свойство человеческого сознания, создающее уникальность личности для человека.
Нарушения когнитивных функций – неврологический диагноз. Как правило, становится следствием поражения структур головного мозга вследствие тех или иных патологических процессов. Характерен для людей в годах, у которых возрастные изменения приводят к ослаблению взаимодействий между нейронами [1]. Однако может развиваться и у молодежи, заметно снижая качество жизни самого пациента и его близких.
Что такое когнитивные функции мозга?
Человечество всю свою историю размышляет над вопросом: «Что же дает нам возможность мыслить, быть цельными и неповторимыми личностями?». Ответы, в разные времена, отличались. До развития медицины эти способности приписывались божьей воле. Однако ученые доказали, что в ответе за такую сторону жизни – наш мозг.
Это обретенная в процессе эволюции, свойственная только человеку, способность обрабатывать информацию: получать, распознавать, обрабатывать, хранить и передавать.
Неврология и когнитивная психология, которые изучают эту сферу работы головного мозга, разрабатывают методы восстановления и улучшения познавательных способностей [2].
В начальной стадии процесса, когда изменения в личности не так выражены, люди могут обращаться к психологам, получают лечение со слабо выраженным и нестойким эффектом.
Современные методы исследований показывают нам, что же такое когнитивные функции мозга человека и что именно к ним относится. Медикам известно, какие участки коры отвечают за ту или иную способность.
Технология нейровизуализации помогает сопоставить когнитивное нарушение и поражение конкретного участка мозга. Мы способны отслеживать динамику работы даже небольших центров в коре и подкорке у конкретного человека. На основании собранных данных, подбираем способ улучшения мыслительных, познавательных способностей.
Разновидности высшей нервной деятельности
Прежде чем улучшать способности мозга, нужно понять, о чем идет речь. Медики составили список того, что делает человека умным и способным.
Виды когнитивных функций:
Базовыми считается память и обучаемость. От их уровня функционирования зависит работа других функций мозга. Современные методы помогают не только предотвратить ухудшение памяти, сохранив ясный ум, но и значительно улучшить ее.
Полноценное использование когнитивно-мнестических (связанных с памятью) функций требует соответствующего уровня деятельности центральной нервной системы. Колебания появляются от внешних обстоятельств: стресса, плохого сна.
Основы когнитивной психологии
Это направление науки, которое определяет, что такое когнитивные психические функции организма и сознание. А еще, определяет принципы, помогающие сохранить здоровье мозга на нужном уровне, повышать его уровень в течение жизни.
Разработаны методы, которые позволяют врачам улучшить когнитивные способности человека. Достигается это за счет направленной стимуляции отдельных участков коры головного мозга или изменения образа жизни.
Методология этой науки изучает вклад в когнитивные функции памяти и других способностей.
Специалисты изучают деятельность мозга человека по аналогии с компьютером. Рассматривают особенности ввода, обработки и анализа информации, чтоб улучшить такие возможности.
Основополагающими принципами этой отрасли выступают:
Опытный доктор может определить особенности восприятия и преображения информации, качество и специфику памяти [3].
Проведя полноценное исследование, составляет программу по улучшению этих показателей.
Когнитивный подход в психологии позволяет объяснить особенности поведения человечества в массе, и каждого представителя вида отдельно, с точки зрения процессов познания.
Что приводит к нарушению когнитивных функций?
Человеческий мозг обладает существенным когнитивным резервом. Мы способны поддерживать высокие показатели деятельности в стрессовой для организма ситуации. И все же, люди нередко замечают, что со временем память или внимание начинают ослабевать. Даже речь теряет четкость или разнообразность.
Порой, виной этому становится поражение, аномалия деятельности речевых отделов коры головного мозга. Часто мы сами провоцируем ослабление когнитивных функций, ведя нездоровый образ жизни.
Спад ментальных способностей человека может возникать по ряду причин:
КОГНИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НА КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ОСНОВЕ
Информация, которую человек получает от внешнего мира, не ограничивается непосредственными впечатлениями, доходящими до него от действительности.
Так внешняя информация достигает органов чувств, проходит затем через длинную цепь процессов, обеспечивающих анализ получаемой информации, где и происходит всестороннее отражение свойств воспринимаемого предмета, выделение его существенных признаков с последующим включением его в соответствующую СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ.
Только такой длительный путь, наряду с активной деятельностью органов чувств, включает и активные действия человека, и его прежний опыт, и решающее важное участие языка, хранящего опыт поколений, который и позволяет выходить за пределы непосредственно получаемой информации.
Такой путь и является психологической основой процессов создания субъективного образа объективного мира (процессов отражения его в нашем сознании) на деятельностной основе.
Итак, мы начинаем рассмотрение ВОСПРИЯТИЕ человека как активный процесс, непосредственно связанный с человеческой ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, которая позволяет отбирать из доходящей до человека информации существенные признаки и относить воспринимаемые предметы к определенным КАТЕГОРИЯМ, обеспечивая тем самым более глубокое и всестороннее отражение внешнего мира.
Этот же принцип относят и к ощущениям, которые часто трактуются упрощенно физиологически, но к которым необходимо подходить как к такой же сложной форме перцептивной деятельности, как и восприятия на инвариантной основе.
Именно исходя из этих обстоятельств мы и начинаем двигаться по пути разработки Общей Теории Деятельности (ОТД) человечества, положив в основу методологию феноменальной логики (феноменологии) в деятельностном контексте «вполне человека» в его социальной среде.
В соответствие с нашим Проектом «ОТД-2010» наступил период составления трактата «Общая Теория Деятельности», на основе накопленного материала в течении пяти лет с использованием Интернет-сети и в нашем Блоге.
Что касается наших наработок, то методологической основой составления трактата ОТД будет служить деятельностная парадигма (СФК- подход) с ориентацией на Единую Науку. В рамках этой парадигмы будут использоваться различного рода наглядные формы (мнемо-схемы, конструкты).
Учитывая тот факт, что нами в какой-то мере решена проблема Общего относительно жизнедеятельности Социума и Человека в его составе, то мы наш трактат начнем излагать на пути «восхождения от частного к всеобщему», чтобы на конечном этапе этого изложения дать обоснование СФК-подхода (общего) на основе обобщения частных и особенных форм целенаправленной деятельности Человека в структуре Социума на всех его уровнях.
Предварительный план настоящего фрагмента трактата ОТД. ориентирован на человечески индивидуальный феномен в психологическом плане – перцептивность и восприятие будет излагаться поэтапно:
Ниже представлен первый пункт намеченного плана
1. Процесс категоризации ощущений и восприятий
Как показывают психологические исследования, в процессе ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ происходит своеобразное решение проблем. Именно благодаря этому окружающая среда воспринимается не как набор форм, цветов, звуков, запахов, а как упорядоченная и более или менее понятная субъекту совокупность предметов и событий. Осмысленность и понимание чувственно воспринимаемого окружающего мира возможны благодаря процессу категоризации ощущений и восприятий.
Под перцептивными категориями понимают выработанные в процессе познания и практики представления и понятия, в которых репрезентирован сохраняемый в памяти познавательный опыт субъекта.
По своему содержанию категории могут быть простыми («звук», «свет», «прямое-кривое», «большее-меньшее»), более сложными: категоризация-классификация («дерево-ель, береза», «грибы – белые, опята», «автомобиль – Запорожец, Джип») и очень сложными, в том числе представленными научными («симметрия – асимметрия –взаимодополнительность») и философскими понятиями («Форма-Содержание-Смысл») и т.д..
Процесс категоризации заключается в том, что на основе признаков внешнего воздействия субъект относит отражаемый объект к той или иной категории, к тому или иному классу вещей или событий. Механизмом категоризации является перцептивное умозаключение (когнитация).
Процесс категоризации включает в себя несколько этапов:
— элементарный акт выделения предмета или события из потока воздействующих раздражителей;
— этап поиска признаков, соответствующих имеющимся у субъекта категориям;
— пробное, гипотетическое отнесения явления к определенной категории и последующий дополнительный поиск признаков, его подтверждающих;
— окончательное отнесение явления к определенной категории и поиск признаков в строго очерченных пределах.
На каждом из этапов происходит постепенное сужение ряда категорий, к которым относится объект. При этом адекватность восприятия объекта зависит от богатства и взаимосвязей категорий, имеющихся и соответствующих свойствам и отношениям объективного мира. Если же субъект не располагает набором категорий, подходящих для правильного объяснения явлений, то может произойти неадекватное восприятие или неадекватное истолкование событий.
Категоризация восприятий как одно из проявлений активности чувственного отражения имеет большое значение в познавательной деятельности субъекта. Она служит необходимым моментом связи между чувственным и рациональным познанием. Именно благодаря категоризации восприятия включаются в смысловую структуру человеческого знания. Они приобретают при этом смысл, или значение, т.е. связь со знанием сущности, назначения и функционирования соответствующих предметов. Это осуществляется в результате того, что воспринимаемое относится субъектом к некоторому классу явлений, через знание которого оно только получает свое понимание и смысл.
В гносеологическом отношении категоризация восприятий выполняет функцию обобщения, достигаемого в результате взаимодействия чувственного и рационального. Осмысление чувственных образов позволяет поднять единичное до уровня общего и тем самым использовать его в развитии содержания знания.
Нейрофизиологический механизм актов категоризации заключается в установлении связей сенсорных сигналов с соответствующими нейродинамическими системами, являющимися кодом данных категорий.
Категоризация восприятий служит также формой связи между чувственным отражением и языком. Слова являются языковыми знаками, а их значениями служат категории, т.е. общие представления и понятия. Язык есть единство двух систем – знаковой и семантической. Речевые знаки, взятые автономно, без интерпретирующих их смысловых значений, не способны выполнять функцию отображения или воспроизведение предметного мира. Эту функцию выполняют семантические значения знаков, т.е.категории, а сами речевые знаки лишь помогают им выполнять ее, являясь внешним средством оперирования значениями.
В актах коммуникации при восприятии речи знаки активизируют у субъекта соответствующие значения, а при передаче информации вовне выражают эти значения. Благодаря тому, что чувственно воспринимаемые предметы идентифицируются с соответствующими категориями, а последние в свою очередь составляют семантическую систему языка (систему значений), ощущения и восприятия получают возможность словесного и иного знакового выражения и участия в коммуникации.
Коршунов А.М. Диалектика чувственного отражения. ФН, 1979, №1.
Коршунов А.М. Отражение, деятельность, познание. М., 1979
Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977.
Нейссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. М., 1981.
Губанов Н.И. Чувственное отражение: анализ проблем в свете современной науки. М., 1986
Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Категория – это виртуальное множество, образ совокупности объектов, обладающих одинаковыми свойствами и в связи с этим оцениваемых одинаково
Когнитивный — это какой, как развивать когнитивные функции и способности, чтобы потом не было их нарушений и искажений
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверное, большинство из вас обсуждали, можно ли вашего знакомого или соседа назвать умным человеком. После этого вопроса, как правило, начинается дискуссия, а по каким критериям, собственно, судить?
Умный – это тот, кто владеет большим объёмом знаний? Но он просто является носителем информации, и может не использовать её на практике и в жизни.
Когда учёные пытаются дать определение интеллекту, то всегда говорят о познавательных способностях человека – когнитивных функциях. Что они собой представляют, как их развивать, и что делать при «поломке»? Будем разбираться и становиться умнее за нашего знакомого.
Когнитивные функции, способности и процессы
Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.
Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.
Когнитивные способности это:
Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.
Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.
Как развивать когнитивное мышление
Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.
Различают такие виды когнитивного мышления:
Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.
Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.
Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:
Когнитивные нарушения и расстройства
Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.
Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.
В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.
Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.
Когнитивные расстройства возможны по такой причине:
В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.
Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.
Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.
Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.
Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.
При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.
Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.
Когнитивные искажения (диссонанс)
Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.
Это состояние, при котором возникают противоречия:
Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.
Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.
Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:
Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.
Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.
Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.
Когнитивная психология
В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы. Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.
Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.
Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.
Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно. Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.
Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Мало кто из людей среднего возраста продолжает самообразование, только учёные всё время нагружают свой мозг, потому они до самой смерти находятся в ясном уме.
Простые же люди, да ещё и без высшего образования, даже в лучшие годы не развивают свои когнитивные способности, куда уж там им в старости этим заниматься.
Когнитивные способности — термин с ускользающим смыслом. Умственные способности, мыслительные способности — сразу понятно и не вызывает вопросов. Это как «конгруэнтные» фигуры. Сразу не понятно. А это просто равные фигуры. Околонаучное умничанье.