Коммуникации и коммуникационные технологии что это
ИКТ: расшифровка, назначение и виды информационно-коммуникационных технологий
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно представить, что совсем недавно информация передавалась от человека к человеку только с помощью печатных изданий (книг, газет) и в устном общении.
Так было до 1895 года, когда изобрели радио. После этого передача информационных потоков несколько активизировалась.
А когда появились способы передачи информации с помощью аналоговых, а затем и цифровых сигналов, и вовсе наступил информационный бум.
Для того, чтобы систематизировать процессы сбора, обработки, передачи и хранения огромного объема информации, разработаны и продолжают совершенствоваться специальные технологии. Они получили название информационно-коммуникационных (ИКТ).
Сегодня разберем, что такое ИКТ, конкретизируем, для чего предназначены, и отдельно остановимся на роли ИКТ в образовательном процессе.
ИКТ — это …
Как вы уже поняли из вступления:
ИКТ – это аббревиатура термина «информационно-коммуникационные технологии»
Разберем каждое из слов термина:
Вывод: информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов и способов процесса сбора, обработки, передачи и хранения информации.
А вот как трактует определение ИКТ ГОСТ Р 52653–2006 (см. что такое ГОСТ):
3.1.5. информационно-коммуникационная технология: Информационные системы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации.
Примечание: иногда вместо понятия «коммуникационные» используют понятие «коммуникативные», считая эти слова синонимами.
Но все же «коммуникативные» уместно употреблять применительно к социологии (это что?), психологии (что это за наука?), управлению, т.е. к сферам, которые затрагивают связи между людьми. Понятие «коммуникационные» следует применять в аспекте технической связи, т.е. говоря про компьютерные системы, средства связи и телекоммуникацию.
Английская версия аббревиатуры – ICT (от англ. «information and communication technologies»). Часто употребляют сокращенный вариант – IT (русская транскрипция – «ай ти»).
Людей, занимающихся IT-технологиями, называют IT-специалистами, или, попросту – «айтишниками».
Технические средства ИКТ
Эти технологии предназначены лишь для фиксирования, тиражирования и распространения информации (т.е. знаний). Они не затрагивают самого процесса создания этих знаний – интеллектуальной деятельности.
Современные информационные технологии не только выполняют указанные функции, но и сами являются компонентами интеллектуальной деятельности.
Например, программное обеспечение (ПО), помогает создать новый программный продукт, новые технологии.
Средства современных ИКТ классифицируются следующим образом:
К средствам ИКТ относятся:
Роль ИКТ в развитии общества
Значение роли ИКТ в нашей жизни можно оценить, представив на минутку, что вдруг эти самые технологии исчезли. Представили? Не работают компьютеры, телевизоры, мобильная и сотовая связь и прочие средства коммуникации.
Человечество бы такой ситуации в прямом смысле застопорилось на данном витке развития. Мы так привыкли к возможностям, которые дают нам ИКТ, что при наступлении ИКТ-коллапса человечество бы, возможно, ждал эволюционный регресс (это как?).
Не будем думать о плохом, так советуют психологи. У нас все будет хорошо. На современном этапе развития совершенствование ИКТ имеет доминирующее значение, потому что эволюция нашей цивилизации движется по техногенному вектору развития.
Таким образом, ИКТ является движущим фактором развития человеческого общества.
В нашей стране вопросу совершенствования ИКТ отводится большое значение. Приоритеты (это что?0 в развитии ИКТ утверждаются на законодательном уровне.
Так, например, в Распоряжении правительства № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» прописаны меры, которые нужно предпринять для развития информационного общества.
Далее – кратко об основных положениях документа.
Роль ИКТ в образовательном процессе
Роль ИКТ в образовании трудно переоценить. Те, кто сегодня учатся, завтра станут активными членами общества. От того, какое образование получит молодежь сегодня, зависит «завтра» нашей страны. Поэтому повышение качества обучения – это одна из главных задач, стоящая перед обществом.
Обучение только с помощью учебника не может обеспечить уровень знаний, необходимый человеку в 21 веке. Только плотное внедрение ИКТ в образовательный процесс может дать полный набор инструментов для повышения уровня образования.
Правительство РФ осознает данный факт, и на законодательном уровне (про это – в предыдущем разделе статьи) прописывает приоритетность внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Модернизация (это как?) образования невозможна без всестороннего использования ИКТ в обучении.
Основные средства ИКТ, используемые в образовательном процессе:
Но не все так гладко, как хотелось бы. Многие учителя и родители учеников бьют тревогу по поводу интенсивного внедрения ИКТ в учебный процесс, мотивируя это следующими аргументами:
Краткое резюме
Информационно-коммуникационные технологии все плотнее входят во все сферы нашей жизни. Это необратимо, несмотря на некоторые трудности и негативные последствия.
Так и хочется воскликнуть:
«Даешь компьютеризацию и интернетизацию всей страны!»
Читайте наш блог, это полезно!
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (6)
Сейчас без компьютера и особенно без интернета, просто невозможно ни работать, ни общаться с родными. Да-да, я из тех, у кого до сих пор кнопочный телефон))
Это всё здорово, но что делать с электромагнитными волнами, которые пронизывают всё пространство, уже численность пчел сокращается, не будет пчел, значит погибнут многие растения, за ними последует скот, а за скотом и мы, ну а компьютеры останутся, как памятники человечеству.
Нужно понимать, что эти ИКТ лишили нас личного пространства, теперь за нами подглядывают, подслушивают, с нас снимают без нашего ведома биометрические данные, мы уже все у товарища полковника на карандаше.
У цифрового ТВ качество высокое, с аналоговым не сравнить, но не всегда нормально работает, бывает так каналы подвисают, как тяжёлые компьютерные игры на слабом ПК, это очень раздражает.
Раньше человечество жило без ИКТ и ничего, просто вспомним восьмидесятые годы двадцатого века, был телевизор, радиоприемник и стационарный телефон. Почему же сейчас без ИКТ мир рухнет?
Различие терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии»
Рубрика: Информационные технологии
Дата публикации: 28.06.2019 2019-06-28
Статья просмотрена: 10515 раз
Библиографическое описание:
Леньшина, А. А. Различие терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии» / А. А. Леньшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61185/ (дата обращения: 28.12.2021).
В статье рассмотрены различия в содержании близких по смыслу понятий — «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии», а также охарактеризовано место указанных технологий в деятельности органов государственной власти. При этом определены основные виды коммуникативных технологий, их цели и задачи в работе государственных структур, а также описаны наиболее популярные коммуникационные технологии, которые используются в государственном и муниципальном управлении.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные технологии, коммуникационные технологии, органы государственной власти, PR-коммуникации, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Современный этап развития общества характеризуется значительной ролью информации в жизнедеятельности каждого человека, а также и в работе различных объектов, в т. ч. и в работе органов государственной власти. Поэтому информация сегодня выступает важным ресурсом, от которого зависит результативность работы государственных структур. Управление информационными ресурсами органов государственного и муниципального управления предусматривает несколько главных направлений: обеспечение информирования населения других госструктур, журналистов и т. д.; сбор, организация и обеспечение безопасности передачи информации по каналам связи. Реализация указанных целей достигается с помощью коммуникативных и коммуникационных технологий. Но при этом в научной литературе отсутствует четкое разграничение указанных терминов, что приводит к проблемам их интерпретации и делает актуальным сравнительный анализ их содержания.
Результаты исследования. Воснове терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии» лежит общее родовое понятие — «коммуникация», которое происходит от латинского слова communication (связь, сообщение) и обозначает «тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен» [3].
Исходя из общего происхождения, зачастую указанные термины используются в научных источниках в качестве синонимов, но все же понятие «коммуникативные технологии» чаще встречается в социологии и управлении, тогда как термин «коммуникационные технологии» чаще используется при описании компьютерных систем, систем связи, телекоммуникациях и трактуется как «информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)». Так, согласно ГОСТ Р 52653–2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» информационно-коммуникационная технология — это информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации [2].
В соответствии с таким подходом к разграничению сущности исследуемых терминов выделим их главные отличия (табл. 1).
Основные отличия терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии»
Характеристика
Коммуникативные технологии
Коммуникационные технологии
Обеспечение взаимосвязи, обмена информацией
Обеспечение высокого качества и безопасности передачи информации по различным каналам связи
Люди, организации как объекты коммуникации
Материальные предметы, осуществляющие обработку, передачу информации
Обмен информацией, решение проблемы, улучшение взаимодействия
Формирование информационного канала связи, размещение информации в информационном канале, передача информации по информационному каналу
Любой (личный контакт, публичные выступления, СМИ и т. д.)
Компьютерные сети, аппаратные каналы связи (телефон, факс), телекоммуникации и т. д.
В сфере государственного и муниципального управления под социально-коммуникативной технологией принято понимать опирающуюся на определенный план (программу действий) целенаправленную системно организованную деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленную на решение какой-либо социально-значимой задачи [5]. Как правило, в рамках деятельности органов государственной власти коммуникативные технологии изучаются в контексте связей с общественностью, в рамках PR-коммуникаций.
В основе коммуникативной деятельности современных органов государственной власти лежит взаимодействие с различными группами общественности (рис. 1).
Рис. 1. Схема PR-коммуникаций [4, с.11]
Так, субъект PR-коммуникации (государственная структура) взаимодействует с такими объектами PR: население; общественные организации, союзы, фонды и т. д.; СМИ; политические оппоненты; собственный персонал и т. д. В зависимости от объекта коммуникативного воздействия все коммуникативные технологии органов государственной власти могут быть классифицированы на две основные группы:
1) внешние коммуникативные технологии (направленные на общественность, СМИ);
2) внутренние коммуникативные технологии (направленные на собственный персонал).
Коммуникационные технологии органов государственной власти базируются на информационно-коммуникационном инструментарии, который включает в себя технические средства, программное обеспечение и/или информационные ресурсы. В технические средства входят компьютерные, коммуникационные средства и/или средства аудиовизуальной фиксации. В программное обеспечение входит не только программы функционирования компьютера, но и телекоммуникационных средств, а также прикладные программы [6].
В соответствии с назначением информационно-коммуникационных технологий органов государственной власти их подразделяют на:
– технологии поддержки принятия решений — выработка управленческих решений, автоматизированное принятие или их отклонение,
– технологии автоматизации процесса выбора альтернатив;
– технологии обработки данных — для задач или информации, которая постоянно повторяется;
– экспертные системы — для решения проблем, которые возникают, во избежание конфликтных ситуаций, информация о возможных путях решения, получения определенных консультаций, советов;
– технологии автоматизированного офиса — для связи работников органов государственной власти, для передачи, обработки, хранения информации.
В научной литературе подчеркивается, что главный потенциал роста эффективности государственного управления напрямую связан именно с внедрением новых информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, с концепцией «электронного правительства», или «электронного государства» [1, с.9].
В целом, сегодня эффективность коммуникативных технологий во многом зависит от степени внедрения информационно-коммуникационных технологий. Это еще больше сближает исследуемые термины, их сущность, цели и механизмы. Так, коммуникативная деятельность государственных структур сегодня не может быть эффективной без использования новых коммуникационных технологий, основанных на передачи информации по каналам сети Интернет.
Заключение. Таким образом, проведенное исследование показало, что термины «коммуникативная технология» и «коммуникационная технология» тесно связаны и поэтому зачастую используются как синонимы. При этом в ходе исследования выделен ряд отличий указанных понятий. Так, целью коммуникативных технологий является обеспечение взаимосвязи, обмена информацией, тогда как коммуникационные технологии направлены на обеспечение высокого качества и безопасности передачи информации по различным каналам связи. Соответственно, главными объектами коммуникативной деятельности выступают люди и организации как объекты коммуникации, тогда как в коммуникационных технологиях главными являются материальные предметы, осуществляющие обработку, передачу информации. В коммуникативной деятельности используются любые каналы реализации взаимодействия (личные контакты, публичные выступления, СМИ и т. д.), тогда как в коммуникационных технологиях используются компьютерные сети, аппаратные каналы связи (телефон, факс), телекоммуникации и т. д. Вместе с тем, сегодня эффективная коммуникативная деятельность государственных органов невозможно без внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, что значительно сближает исследуемые понятия.
Информационно-коммуникационные технологии
Что такое ИКТ
Информационно коммуникативные технологии — это совокупность способов, механизмов и средств, используемых для автоматизированного сбора, обработки, хранения и передачи информации.
С изобретением письменности человечество научилось хранить, извлекать и передавать информацию из поколения в поколение. Следующим толчком для становления современных ИКТ послужило возникновение книгопечатания в середине XVI века. После появления печатной книги, развитие информационных технологий прошло следующие эволюционные этапы:
Современный этап развития ИКТ характеризуется особенно сильным влиянием технологий на все процессы, протекающие в современном обществе. Обеспечивая мгновенное распространение информации, они образуют глобальное информационное пространство. ИКТ активно проникает в сферы человеческой деятельности, оптимизируя функционирование науки, образования, культуры, политики, бытовой отрасли, а также сферы экономической и национальной безопасности.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Что изучают с использованием информационно-коммуникационных технологий
Компьютеризация всех сфер жизнедеятельности современного человека требует подготовки специалистов, способных эффективно применять информационно-коммуникативные технологии в своей профессиональной деятельности. Базовая информационная компетенция в этих условиях становится универсальным навыком, необходимым в освоении большинства профессий.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС), ИКТ используются в самом начале образования школьника в следующих форматах:
Понятие ИКТ знакомо всем школьникам. Каждый ученик имеет представление о том, что такое интернет, электронные учебники, видео-уроки, интерактивные доски. Более того, использование ИКТ в школах является требованием Министерства образования.
Предмет «информатика» становится обязательным во всех современных школах и университетах. Уже после окончания 9 класса ученики имеют возможность выбрать этот предмет для сдачи. На информатике школьники могут изучить основы ИКТ и понять, как им применить их в жизни. В процессе обучения школьники и студенты учатся работать с информацией и коммуникационными технологиями, осваивают основы компьютерной грамотности и применяют свои знания в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Средства ИКТ
Применение информационно-коммуникативных технологий осуществляется с использованием устройств вычислительной техники и систем телекоммуникации. К средствам, которые обеспечивают доступ к информационным ресурсам, относятся:
В педагогической практике классификация средств ИКТ включает в себя:
Виды информационно-коммуникационных технологии
Глобальное информационное пространство, в котором применяются ИКT очень масштабно и предполагает использование многочисленных принципов классификации технологий. К одним из базовых типов классификации видов ИКT относится классификация по предметной деятельности:
В сфере образования информационно-коммуникационные технологии занимают все более значительную роль, подразделяясь на следующие виды:
ИКТ оборудование
Применение информационно-коммуникативных технологий осуществляется на базе специального оборудования, которое используется для преобразования и хранения информации. К оборудованию для ИКТ относятся:
Таким образом, оборудованием ИКТ называются все средства, интегрированные с целью обработки, сбора и хранения информации. Изучить все средства ИКТ невозможно, но их значительную часть мы применяем ежедневно.
Преимущества ИКТ
Информация и коммуникация в современном мире являются настоящими стратегическими ресурсами, которые одинаково важны как в управлении маленьким предприятием, так и в организации управления целого государства. Информационно-коммуникационные технологии играют одну из главных ролей во всех сферах жизни, для функционирования которых необходим большой поток информации.
Уникальные возможности ИКТ в профессиональной, образовательной и повседневной деятельности человека проявляются в следующих преимуществах:
ИКТ в образовании
Одним из основных направлений процессов компьютеризации общества в современном мире является информатизация системы образования. Базовые навыки информационно-коммуникационных технологий, которые человек осваивает во время обучения, применяются не только в сфере его профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Сегодняшняя система образования требует активного внедрения ИКТ, позволяющих использовать качественно новые возможности образовательного процесса. Применение ИКТ становится обязательным условием и выводит процесс преподавания и обучения на более высокий уровень. В настоящее время у каждого преподавателя есть доступ к возможностям, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии. Среди большого количества инструментов, можно выделить три группы:
Перечисленные инструменты обеспечивают не только быстрое распространение информации, но и непрерывную связь студентов и преподавателей, что очень важно для педагогики. Использование ИКТ в обучении помогает педагогу:
Организация работы службы управления персоналом
Лекция 7. Технологии коммуникации
1. Обзор
Организационные коммуникации представляют собой наиболее сложный объект технологического воздействия в организации. Их структура, направленность, формы осуществления настолько многообразны, что практически невозможно сформировать единую коммуникативную технологию, которая бы охватила все коммуникационные сети.
Коммуникация – результат связи двух субъектов (единичных или групповых), при котором происходит качественное изменение информации. Обычное понимание процесса коммуникации как процесса передачи информации не отражает всего многообразия коммуникационного процесса.
Классическое понимание коммуникации связано с именем Н.Винера, разработавшего кибернетическую модель коммуникации, ориентированную на повышение эффективности средств связи. В качестве основных элементов этой модели выступают:
Классическая модель коммуникации ориентирована на то, что в случае отсутствия обратной связи коммуникация считается прерванной или несостоявшейся, в зависимости от того, на каком этапе коммуникационного процесса произошел разрыв. В то же время очевидно, что даже в случае отсутствия обратной связи отправитель все равно формирует иное представление о ситуации по сравнению с тем, каковым оно было ранее. Например, человек понимает, что тот канал, к которому он прибегнул, не позволяет решить актуальную задачу. Именно в коммуникации в наибольшей степени верен принцип, согласно которому отрицательный результат – тоже результат.
Организационные коммуникации можно классифицировать по различным основаниям. По характеру средств коммуникации разделяются на непосредственные и опосредованные. Непосредственные коммуникации – взаимодействие субъектов, находящихся в одном месте в одно и то же время (разговор, обмен рукопожатиями, обмен записками). Особенностью непосредственной коммуникации является возможность мгновенной перепроверки информации, уточнения правильности интерпретации. Опосредованные коммуникации – применение для организации процесса взаимодействия особых средств и процедур, позволяющих людям объединить свои усилия. В качестве средств при опосредованной коммуникации выступают:
По направлению организационные коммуникации подразделяются на:
По механизмам организации коммуникативного процесса коммуникации разделяются на формальные и неформальные. Формальные коммуникации представляют собой реальное использование организационных средств, оформленных локальными нормативными актами, для разрешения внутриорганизационных проблем. В качестве элементов формальных коммуникаций выступают:
В организации формальные коммуникации всегда представлены документами, а система формальных коммуникаций – системой документооборота. Любой иной коммуникативный акт, не имеющий документальной фиксации, не является элементом формальной коммуникации.
Формальные коммуникации осуществляются по формализованным коммуникационным сетям. Элементами формализованной коммуникационной сети являются:
В любом случае формальная коммуникация предполагает учет формального (должностного) статуса участников коммуникации.
Неформальные коммуникации представляют собой систему неявно структурированного взаимодействия. Следует отметить, что неформальные коммуникации осуществляются не только с целью удовлетворения потребности в общении (свободные коммуникации), но и с целью решения профессиональных и иных организационных вопросов (направленные коммуникации). В неформальной коммуникации в качестве средств организации взаимодействия выступают психологические средства – поддержка, давление, агрессия, коррекция. В случае свободных коммуникаций эти средства выступают как способы формирования, демонстрации, развития и изменения межличностных отношений. В случае направленных коммуникаций с помощью указанных психологических средств решаются управленческие задачи. Противоположностью неформальным направленным коммуникациям выступают формализованные межличностные коммуникации, представляющие собой использование формальных коммуникационных средств и процедур для решения личных вопросов. Формализованные межличностные коммуникации свидетельствуют о высокой внутриорганизационной конкуренции, дезадаптивной организационной культуре, дисфункциональной организационной структуре и иных организационных патологиях.
С целью управления коммуникациями служба управления персоналом прежде всего формирует коммуникационный регламент организации. Коммуникационный регламент – организационный документ (локальный нормативный акт), который определяет, сотрудники в каких должностях, каким образом, по каким вопросам, с кем именно могут вступать во взаимодействие. Таким образом, организация получает документ, определяющий структуру и содержание формальных коммуникаций. Чем большее соответствие будет установлено между коммуникационным регламентом и функциональной структурой организации, тем меньше в организации останется оснований для направленных неформальных и формализованных межличностных ситуаций.
Коммуникационный регламент содержит подробное описание коммуникативных форм взаимодействия, в том числе – группового взаимодействия. К этим формам относятся особые коммуникативные мероприятия, призванные упорядочить и интенсифицировать процесс управленческих и иных профессиональных коммуникаций. В числе коммуникативных мероприятий можно выделить:
Кроме перечисленных мероприятий для повышения эффективности внутриорганизационных коммуникаций служба управления персоналом проводит специальные PR-акции – внутриорганизационные праздники по поводу значимых событий – выпуска первой партии продукции или последнего экземпляра в серии, начала или завершения сезона, пуска новой линии оборудования, освоения новой технологии и т.д.
Хорошо отлаженная система коммуникаций позволяет повышать эффективность деятельности, так как:
Коммуникационные технологии могут быть созданы не только службой управления персоналом организации. Эти технологии могут быть заказаны консалтинговой фирме, так как именно данный вид технологий наиболее универсален и не так сильно зависит от специфики организации, как остальные технологии управления персоналом.