Компрессия сбс что это
Компрессия сфенобазилярного синхондроза (СБС). Остеопатический подход
Компрессия СБС – значительное замедление или остановка ПДМ на уровне сфенобазилярного синхондроза.
Эффект техники декомпрессии СБС: способствует циркуляции ликвора, оптимальному клеточному метаболизму нервной ткани, нормализует клеточный и жидкостный гомеостаз.
Варианты техник декомпресии СБС
Техника декомпрессии сфенобазилярного синхондроза приподниманием лобных костей. (frontal lift)
ИПП: лежа на спине
ИПВ: в изголовье
ИПР: Гипотенорами рук производится захват наружных столпов лобной кости, пальцы рук скрещены над метопическим швом
Техника декомпрессии сфенобазилярного синхондроза поднятием верхних челюстей. “Grasping technique”
ИПП: лежа на спине
ИПВ: в изголовье пациента
ИПР: 1 и 2 пальцы верхней руки располагаются на наружных столпах лобной кости.
2 и 3 пальцы нижней руки (верхнечелюстной) располагаются внутри ротовой полости, на верхних двух молярах верхней челюсти.
Техника декомпрессии сфенобазилярного синхондроза подниманием лобных и скуловых костей
ИПП: лежа на спине
ИПВ: стоя у головы пациента
ИПП: 1 и 2 пальцы верхней (лобной) руки захватывают наружные столпы лобной кости.
Нижняя (скуловая) рука захватывает скуловые кости.
Компрессия сфенобазилярного симфиза
Ось: передне-задняя ось (как при торсии и ротации с наклонами)
Рис.21. Компрессия сфенобазилярного симфиза по передней оси.
Компрессия: компрессия СБС происходит спереди назад или наоборот, препятствуя истинному сгибанию и разгибанию.
Движения: происходит сближение оснований клиновидной и затылочной костей, «скользящих» по направлению друг к другу, с компрессией по передне-задней оси.
Рис.22. Сближение клиновидной и затылочной костей при компрессии в СБС.
Пальпаторные ощущения. Пальцы обеих кистей сближаются. Расстояние между крыльями клиновидной и латеральными углами затылочной кости уменьшается с обеих сторон. Поскольку это ведет к резкому ограничению эластичности СБС, сгибание и разгибание ограничены. У таких детей головы часто кажутся твердыми, и все движения обычно ограничены.
Рис. 162. Клиновидная кость. Передняя и нижняя поверхности.
Рис.161. Клиновидная кость. Верхняя и задняя поверхности.
Рис.160. Клиновидная кость. Вид сверху.
Клиновидная кость — развитие, анатомия, физиология, тело, малые крылья.
1) Родовая травма затылочной области, вызывающая боковое напряжение в СБС
Большое крыло — крыловидный отросток.
2) Травма при наложении щипцов,
Орбита, вызывающая внутрикостные напряжения, которые, в свою очередь, деформируют орбиту.
Височная ямка. Глотка.
Клиновидная кость при рождении.
Она состоит из 3-х частей: тела (пре- и пост-сфеноид) с малыми крыльями в виде одного комплекса и двух больших крыловидных образований. Центры окостенения обозначены точками. Эта кость формируется из хрящевой ткани за исключением верхней части больших крыльев и крыловидных пластинок, имеющих мембранозное происхождение.
Нервы: Кавернозный синус — III, IV, VI, а также V ор. V max.
Взаимоотношения структур, проходящих над внутренностным сочленением.
Интересная остеопатия
Сфено-базилярный синхондроз и теория его паттернов.
Сфено-базилярный синхондроз образован
Первичное дыхание в наших телах проявляется в виде разных ритмов, и одним из самых любимых краниальщиками ритмов является кранио-сакральный. Краниальные остеопаты даже название такое себе взяли. Как мы помним, Сатерленд выдвинул 5 феноменов первичного дыхательного механизма. Четвертым пунктом он поставил подвижность костей черепа в области швов.
Подвижность костей черепа, как мы знаем и чувствуем, заключается в объемных ритмичных движениях костей черепа вокруг своих осей. В биомеханике мы принимаем подвижность костей как движение деталей в сложной машине.
Оси СБС
Рис. Движение в сфено-базилярном синхондрозе в движении.
Суммируя движения затылочной и клиновидной костей мы получим, что на фазе флексии СБС смещается краниально, а на фазе экстензии опускается каудально.
Чем важен сфено-базилярный синхондроз
Считается, что каждая кость обладает своей собственной подвижностью (мотильностью). Но, на уровне краниальной биомеханики, СБС является пейсмейкером для костей черепа: движение в СБС влияет на биомеханику костей черепа.
Или так: положение и подвижность затылочной и клиновидной костей в сфено-базилярном синхондрозе влияют на положение и подвижность костей черепа.
Квадранты черепа
Использование остеопатического метода при лечении
Русская Высшая Школа Остеопатической Медицины
Автореферат дипломной работы
Об эффективности применения техники венозных синусов
в комплексном лечении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Тарасов Никита Алексеевич, педиатр
Костюшин Павел Викторович, психолог
Вартанян Инна Армаисовна, доктор психологических наук, профессор.
Санкт-Петербург, 2008 год.
Введение.
В последнее время внимание учителей, родителей и медиков привлекают трудности в обучении детей. Эти нарушения носят психический, интеллектуальный и эмоциональный характер, позволяющий отнести их к такому междисциплинарному феномену, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), который в нашей стране получил название минимальная мозговая дисфункция (ММД).
Дети с «дефицитом внимания» имеют значительные трудности в обучении вследствие различного сочетания, а также различной тяжести следующих расстройств:
Обычно эти проблемы сочетаются в различных комбинациях и ведут к ухудшению в учёбе, а также негативно влияют на память, последовательность в выполнении действий, двигательные навыки, речь, сон, настроение.
Таким детям трудно согласовать свои действия с общественными требованиями. В том числе — с соблюдением правил техники безопасности в процессе производственной практики, при переходе через улицу и т.д. Подобные расстройства могут сочетаться с расстройствами высшей корковой функции, включая нарушения двигательной активности, познавательных способностей, общения и социального статуса ребёнка.
Данная работа проводилась на базе частной школы: Культурологическая школа индивидуального развития «Праздник плюс».
Среди детей, которые учатся в этой школе, есть и такие, кто по разным причинам не смог учиться в условиях общеобразовательной государственной школы, имел там низкий уровень знаний и низкую успеваемость, отсюда ощущал неудовлетворенность от своего пребывания в ней и желание уйти из неё.
Поэтому родители перевели таких детей в частную школу «Праздник плюс».
Отличительными особенностями этого учебного заведения являются:
Итак, школа работает, используя педагогические, психологические и медикаментозныеметоды, служащие для адаптации детей, имеющих трудности в обучении.Остеопатия является для нашей страныновым, к тому жене медикаментозным методом лечения, который хорошо зарекомендовал себя на западе при лечении детей с подобными проблемами. Поэтому мы предложили провести на базе школы «Праздник плюс» исследование, позволяющее дополнить арсенал методов лечения ещё одним современным, эффективным, не медикаментозным методом.
Цель исследования.
Целью данной работы является исследование эффективности воздействия техники венозных синусов на психологические характеристики детей с нарушением интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Задачи исследования:
Критерии отбора методов психологического обследования детей
В ходе работы исследователи столкнулись с необходимостью выбрать метод психологической оценки детей, который бы удовлетворял следующим требованиям:
Методы оценки психических характеристик детей
Психологическое исследование включало 2 этапа:
Методика остеопатического воздействия
Проанализировав остеопатическую литературу, авторы работы выбрали в качестве основного метода остеопатического лечения технику венозных синусов.
Эта методика улучшает венозный отток от структур, входящих всостав ретикулярной формациии лимбической системы. А поражение именно этих структур, по мнению большинства ученых, является анатомо-физиологической основой развития ММД.
Ход работы
Результаты исследования: до лечения
Результаты исследования.
Анализ медицинских карт детей (биографическое исследование).
Фамилия, имя, дата рождения | Диагноз |
1. О. Анна (06.02.2000) | Нарушение осанки, группа риска по миопии |
2. Ф. Маргарита (16.06. 2000) | Нарушение осанки в сагиттальной плоскости |
3. А. Анна (4.08.1999) | Ожирение II ст. |
4. Ч. Дмитрий (26.08.1998) | Нарушение осанки, пупочная грыжа |
5. Г. Ксения (19.02.1999) | Пупочная грыжа |
6.Б. Борис (28.06.2000) | Общее нарушение речи на резидуално-органическом фоне, деформация гр.клетки, нарушение осанки |
7. П. Иван (3.08. 1998) | Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, неврозоподобное состояние; нарушение осанки в двух плоскостях |
8. Ч. Алла (21.08.1999) | Без патологии |
9. Б. Никита (30.01.1999) | Без патологии |
10. К. Дарья (15.01.2000) | Без патологии |
Фамилия, имя, дата рождения | Диагноз |
1. Х. Никита (22.03.1999) | Миотонический синдром, наруш. Осанки, деформ.гр.клетки, группа риска по миопии. |
2. Щ. Игорь (14.7.1997) | Неврозоподобный синдром, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. |
3. Х. Антон (01.05.1998) | ПЭП, синдром ВБН |
4. О. Даниил (29.12.1999) | Искривление носовой перегородки вправо |
5. М. Леонард (28.06.2000) | Нарушение осанки в сагитт.плоскости |
6. С. Владислав (06.03.2000) | Без патологии |
7. С. Вера (04.12. 2000) | Без патологии |
8. А. Ярослав | Без патологии |
9. М. Александр | Без патологии |
10. Л. Анастасия | Без патологии |
Мы видим, что анализ мед.карт не дал нам (на первый взгляд…) много сведений о состоянии детей. Большинство из них родились в результате нормально протекавшей беременности, не осложненных родов, не получали серьезных травм и не переносили серьезных заболеваний. Наши таблицы не пестрят громкими диагнозами: лишь у двоих из 20 детей стоит диагноз СДВГ, один раз встречается ПЭП и несколько расплывчатых «искривлений осанки», а остальные – без патологии. Что же это? Опять во всем виноваты участковые педиатры, которые «проглядели» такое социально значимое заболевание, как ММД? Вовсе нет! На наш взгляд, причины этой ситуации кроятся в том, что в педиатрической практике не сегодняшний день не существует общепринятых скрининговых тестов, позволяющих заподозрить ММД. Дети с проблемами обучения и нарушениями поведения становятся пациентами неврологов, которые, к сожалению, не обнаружив грубой органической патологии,ставят ребенку клеймо ММД, прописывают ноотропные препараты и отпускают ребенка «в свободное плавание». Лишь немногие из детей по инициативе родителей попадают в руки остеопатов. Таким детям повезло больше. Но и тут есть сложность. Дело в том, что и остеопаты чаще всего работают «вслепую». Они не используют общепризнанных объективизирующих психологических (или иных) методик обследования детей, а при диагностике часто полагаются только на свои «всевидящие руки». Если остеопату удается достигнуть результатов в лечении ребенка, то такой подход может считаться оправданным. Авторы данного исследованияни в коем случае не ставят себе цель оспорить правильность работы наших коллег или её результаты. Наоборот, мы стараемся помочь медикам и остеопатам. Мы стремимся предложить общепризнанную методику психологического обследования детей с подозрением на ММД. Наша цель – сделать диагностику этого заболевания общедоступной, понятной и достоверной, а так же рекомендовать методику его лечения.Это, несомненно, сделает процесс лечения более осознанным и увеличит эффективность остеопатического воздействия.
Остеопатическое обследование детей основной группы:
Краниосакральный ритм. Паттерны СБС и их взаимосвязь с прикусом. Часть 1
В нашем организме есть дыхательный и сердечный ритмы, но есть также и краниосакральный ритм (КСР). Этот ритм возникает вследствие пульсирующей активности головного мозга. Волна передается на мозговые оболочки, кости черепа, а также распространяется на все тело через систему жидкостей организма.
Краниосакральный ритм впервые был обнаружен более 100 лет назад доктором У. Сатерлендом, который изучал подвижность черепных швов и изложил свои наблюдения в научном труде «Черепной сосуд» (1939). О черепных швах доктор Сатерленд писал: «Скошенные… как жабры рыбы… указывающие на суставную подвижность… для дыхательного механизма». Он описывал КСР как периодические расширения и сужения черепа в среднем до 8–12 циклов за 1 минуту.
Рис. 1. На рисунке представлена схема, где линия бирюзового цвета, соединяющая череп и крестец, — это твердая мозговая оболочка, внутри которой циркулирует спинномозговая жидкость.
Движения, которые совершают кости черепа в единстве с крестцом и ликвором, вызывают колебания мембран, индуцируя непроизвольные расширения и сжатия во всем теле. Этот механизм находится в состоянии постоянной ритмической активности, движения (дыхания) и является, как считал Сатерленд, проявлением здоровья.
Краниальный ритмический импульс имеет две фазы дыхания:
Рис. 2. Первичный вдох слева, первичный выдох справа.
Это происходит не только в жидкостях, но и во всех тканях и органах: костях, мышцах, связках, внутренних органах. Организм един как биодинамическая система.
Две главные кости, которые запускают краниосакральный ритм (его еще называют ПДМ — первичный дыхательный механизм), — клиновидная кость и затылочная. СБС — это сфенобазилярный синхондроз, иначе говоря — сустав между клиновидной и затылочной костями. Окончательного сращения этих двух костей не происходит, и подвижность между ними сохраняется на протяжении всей жизни. Подобное соединение костей необходимо для того, чтобы краниальный ритм имел место в нашем организме. Во время фазы флексии череп раскрывается подобно бутону, на экстензии — происходит его закрытие.
Движения в костях черепа запускаются СБС, т. е. изначально совершают свои движения клиновидная и затылочная кости, а потом во флексию и экстензию вовлекаются кости лицевого и мозгового черепа. Затылочная кость запускает в движение височную кость, теменную кость, нижнюю челюсть, подъязычную кость и крестец, все остальные кости черепа во флексию запускает клиновидная кость.
Важно отметить, что движения в клиновидной и затылочной костях в норме будут происходить по физиологическим осям:
Так при возникновении различных дисфункций СБС появляются другие, уже патологические оси движения.
Рис. 3. Поперечные оси движения затылочной и клиновидной костей, вокруг которых происходит флексия и экстензия.
Квадранты черепа
В зависимости от того, какая кость влияет на другие кости черепа (клиновидная или затылочная), их делят на квадранты. Важный момент: для клиновидной кости — на все влияет положение ее тела (corpus ossis sphenoidalis), для затылочной кости — все определяет положение ее чешуи (squama ossis occipitalis), а не тела.
Таким образом, влияющих костей две (затылочная и клиновидная), и все кости можно разделить на две большие группы влияния:
Рис. 4а. Квадранты черепа. Возможные положения: внутренняя ротация, или rotation internal, обозначается обычно RI; наружная ротация, или rotation external, обозначается обычно RE.
Рис. 4б. Квадранты черепа. Зеленым цветом отмечены кости, на которые влияет затылочная кость. Желтый цвет — зона влияния клиновидной кости.
Паттерны
Таким образом, каждый из четырех квадрантов может быть в положении наружной или внутренней ротации. Различные сочетания «вдоховых» (флексионных) и «выдоховых» (экстизионных) квадрантов черепа дают свои варианты формы и биомеханики черепа.
Отсюда следует, что положения челюстей ВЧ и НЧ (во внутренней или наружной ротации) также будут определяться положениями СБС и его функционированием.
Рис. 5. Конфликта прикуса в случае нормального функционирования СБС нет.
В следующей статье я более подробно изложу информацию о флексионном и экстензионном паттерне СБС, также о том, как происходит развитие челюстей и формирование прикуса согласно этим паттернам.
Мирошкина Екатерина Александровна, врач-стоматолог, студент выпускного курса Медицинской академии остеопатического образования (МАО), Россия, Краснодар
Miroshkina E. A., dentist, graduate student of the Academy of Medical Osteopathic Education (MAO), Russia, Krasnodar
Краснодар, ул. им. Героя Яцкова, 4
Craniosacral rhythm. Patterns of SBS and their connection with occlusion. Part 1
Аннотация. Статья освещает понятие СБС, формирует представление о том, как происходит развитие мозгового и лицевого черепа согласно паттернам СБС в норме, как формируется прикус исходя из этого паттерна.
Annotation. The article covers the concept of SBS, forms an idea of how the development of the brain according to the SBS patterns in the norm and how the occlusion is formed on the basis of this pattern.
Ключевые слова: краниосакральный ритм; сфенобазилярный синхондроз (СБС); флексия; экстензия; квадранты черепа; паттерн.
Keywords: с raniosacral rhythm; sphenobasilar synchondrosis (SBS); flexion; extension; quadrants of the skull; pattern.