Компрессорно конденсаторный блок что это
Что такое компрессорно-конденсаторный блок
Компрессорно-конденсаторный блок (ККБ) — это одна из важнейших частей системы охлаждения воздуха. В нем происходит подготовка жидкого хладагента для дальнейшего испарения в теплообменнике непосредственного расширения.
Чаще всего компрессорно-конденсаторный блок используется в сочетании с вентиляционными установками, оборудованных системами прямого охлаждения, или внутренними блоками сплит-систем канального, настенного, шкафного и других типов. Система кондиционирования воздуха с использованием ККБ представляет собой одно из самых доступных и дешевых решений.
Как устроен компрессорно-конденсаторный блок
В состав ККБ входят следующие элементы:
Кроме того для функционирования системы холодоснабжения компрессорно-конденсаторный блок оборудуется соединительным комплектом, в состав которого входят:
Популярные модели
Типы компрессорно-конденсаторных блоков
Как выбрать компрессорно-конденсаторный блок
Выбирая ККБ необходимо учитывать следующие параметры:
Тип ККБ, выбор которого зависит от площади технического помещения, свободного пространства для установки ККБ и имеющихся финансовых средств.
Все эти данные необходимо сообщить специалистам компании-поставщика, которые подберут вариант, максимально отвечающий вашим потребностям.
Установка компрессорно-конденсаторных блоков
Монтаж и установку ККБ должны производить специализированные организации, персонал которых прошел соответствующее обучение и получил сертификаты по монтажу данного оборудования. Для подключения блока потребуется специализированное оборудование и инструмент. В некоторых случаях, при монтаже блоков большой мощности, потребуется дозаправка или полная заправка фреоном.
Публикация подготовлена при помощи специалистов компании «Кливет»
Компрессорно-конденсаторный блок — дополнение к бытовым или промышленным кондиционерам
Компрессорно-конденсаторный блок или ККБ, представляет собой климатическое оборудование, которое состоит из совокупности определенных компонентов, предназначенных для создания высокого давления хладагента. Устройство может использоваться в бытовых и промышленных системах кондиционирования, различных сплит-системах и канальных кондиционерах.
Виды ККБ
На сегодняшний день существует два типа компрессорно-конденсаторных блоков, которые разделяются по типу охлаждения:
Есть и еще один «подвид» ККБ – с охлаждением потоком воздуха, но установкой в специально отведенных для этого технических помещениях. Их подсоединяют непосредственно к воздухопроводам вентиляционной системы для отвода тепла за пределы технического помещения.
Устройство ККБ
Кроме того, работа не может осуществляться без термоизолированной медной магистрали, соединяющей ККБ с испарителем, и обвязки компрессорно-конденсаторного блока, установленой во фреоновой магистрали возле испарителя. Обвязка ККБ состоит из следующих элементов:
На видео демонстрируется внутреннее устройство компрессорно-конденсаторного блока.
Принцип работы ККБ
Принцип работы компрессорно-конденсаторного блока основан на физическом законе переноса энергии при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Этот принцип используется не только в системах кондиционирования, но и в холодильном оборудовании, и тепловых насосах.
Это был рассмотрен общий принцип работы ККБ с охлаждением конденсатора-теплообменника воздушным потоком, создаваемым вентилятором. Если рассматривать работу с водяным охлаждением, то в систему следует добавить дополнительный контур с теплообменником, который будет находиться в непосредственной близости к конденсатору и отбирать часть перенесенной тепловой энергии хладагентом.
Нагреваясь, вода может поступать в отопительную систему, в чиллеры или непосредственно в теплообменник, расположенный в вентиляционной системе, подогревая приточный воздух. Это немаловажный фактор, обеспечивающий значительную экономию средств на отопление в холодное время года. В летний период нагретая вода может использоваться для организации горячего водоснабжения помещений или выводиться за пределы здания.
Обзор ККБ некоторых производителей
Компрессорно конденсаторный блок York предназначен для кондиционирования воздуха и установки его в систему приточной вентиляции, в качестве внешнего блока центральной системы кондиционирования или испарительными устройствами сплит-систем, работающими в допустимом температурном диапазоне.
Компрессорно-конденсаторные блоки этой серии могут монтироваться:
Небольшие размеры ККБ и вертикальный выброс воздуха позволяют устанавливать его даже на балконах.
Системы могут работать с двумя типами хладагентов: R22 или R407 и имеют производительность от 6,5 кВт до 24,8 кВт, в зависимости от модели. Они оснащены высокопроизводительным компрессором, который герметично защищен от проникновения влаги и других механических повреждений, а двигатель компрессора оснащен не обслуживающимися подшипниками. Кроме того компрессоры оснащены системой защиты от перегрузок, повышенного давления и предельных температурных значений.
Теплообменник выполнен в антикоррозийном исполнении и обработан полимерным составом. Все служебные вентили устройства оснащены ниппельными клапанами проверки давления и имеют свободный доступ. Стоимость компрессорно-конденсаторного блока зависит от модели. Наименее производительная модель GCGA24S22S3 стоит от 2 тыс. у.е, а самая мощная модель из серии GCGA76S26S3 имеет стоимость от 5 тыс. у.е.
Они применяются для производства охлажденного воздуха и могут работать в составе центральных и канальных систем кондиционирования.
В зависимости от модели, ККБ этой компании могут быть как реверсивными, так и нереверсивными, и оснащаются высокопроизводительными компрессорными установками и осевыми вентиляторами. Мощность составляет от 5 до 43 кВт. ККБ могут работать на трех типах хладагентов R407C, R410A, R134A.
Устройство оснащено дистанционным выключателем компрессора, автоматикой по предельным уровням давления, контроллером. Обеспечивает экономичную и бесшумную работу.
Принцип работы ККБ
Для лучшего понимания, прежде чем ответить на вопрос о принципе работы ККБ, расскажем немного о самих компрессорно-конденсаторных блоках. Не всегда для получения более низкой температуры воздуха необходимо приобретать полноценную сплит-систему или холодильную машину. Существует отдельное оборудование или оборудование, объединенное в общую группу, которая может составлять часть полноценной холодильной машины. Примером такой группы оборудования может служить ККБ (компрессорно-конденсаторный блок).
В состав компрессорно-конденсаторного блока входят два основных элемента холодильного контура, без которого невозможно осуществить получение искусственного холода: компрессор и конденсатор. В зависимости от назначения и производителя в состав компрессорно-конденсаторного блока могут входить и другие дополнительные элементы. Такие элементы называются вспомогательные. Без них холодильная машина может работать, но для повышения эффективности, безопасности и долговечности такие элементы могут входить в состав компрессорно-конденсаторного блока. Это могут быть: линейный (жидкостной) ресивер, отделитель жидкости, реле защиты компрессора, система автоматики и датчики измерения расхода холодильного агента и температуры.
В зависимости от того, каким компрессором комплектуется ККБ, они могут быть:
Компрессорно-конденсаторный блок может быть соединен с одним или несколькими воздушными испарителями (внутренними блоками), которые, в общем, будут составлять законченную сплит-систему для кондиционирования воздуха, работающую на рециркуляционном воздухе. ККБ могут быть соединены с секцией охлаждения в центральном кондиционере, в этом случае вся система может не только охлаждать воздух, но и подавать в помещение свежий, обогащённый кислородом наружный воздух. Именно такое применение ККБ и центрального кондиционера нашло широкое применение в кондиционировании воздуха.
Для соединения ККБ с внешним блоком или центральным кондиционером необходим еще один элемент – узел обвязки. В него входит смотровое окно (индикатор влажности), соленоидный вентиль и дросселирующее устройство (терморегулирующий вентиль или электронный терморегулирующий вентиль). Данный узел обвязки является обязательным элементом холодильного контура, без которого невозможна работа кондиционера или холодильной машины.
Независимо от комплектации компрессорно-конденсаторного блока последовательность и принцип работы холодильного контура с ККБ остаются неизменными. Газообразный холодильный агент компрессором сжимается до высокого давления и под этим давлением подается в конденсатор. В теплообменнике конденсатора газообразный холодильный агент охлаждается, а потом и конденсируется, превращаясь в жидкий холодильный агент. Такая конденсация холодильного агента происходит за счет отвода от него тепла в воздух (если конденсатор воздушного охлаждения) или водой (если конденсатор водяного охлаждения). После этого жидкий холодильный агент выходит из корпуса ККБ, проходит через дросселирующее устройство, после которого давление холодильного агента резко понижается и, соответственно, понижается его температура. С такими параметрами холодильный агент поступает в теплообменник испарителя. Чаще всего такой теплообменник принудительно обдувается воздушным вентилятором. Воздух же, которым происходит обдув – теплый, и этого тепла достаточно, чтобы холодный и жидкий холодильный агент в испарителе начали кипеть и, тем самым, охлаждать воздух, который поступает обратно в помещение. Сам же холодильный агент превращается в газообразное состояние и по трубопроводам поступает на всасывание в компрессор. Далее весь процесс повторяется.
Что такое компрессорно-конденсаторные блоки?
Незаменимой частью системы кондиционирования любого назначения является компрессорно-конденсаторный блок (ККБ). По своему существу, ККБ представляет источник холода, с помощью которого происходит переход холодильного агента (чаще всего фреона) в состояние насыщения (процесс конденсации) для его последующего испарения в теплообменнике приточной установки или центрального кондиционера.
Базовый комплект ККБ включает в себя следующие элементы:
Их совокупность называется соединительным комплектом и монтируется на жидкостной линии. Некоторые модели ККБ дополняются данными элементами еще на производстве. Наличие соединительного комплекта сказывается на цене ККБ: полностью укомплектованные блоки имеют более высокую стоимость. Однако в случае блоков с базовой комплектацией возникает проблема с подбором и закупкой дополнительного оборудования, а также потребуются дополнительные затраты на их монтаж.
Установка коспрессорно-конденсаторного блока
Монтаж ККБ должен проводится только высококвалифицированными специалистами. В процессе подключения ККБ и дальнейшем выполнении пусконаладочных работ необходимо придерживаться прилагаемой к ККБ инструкции, которая является индивидуальной для каждой системы. При установке ККБ следует уделить особое внимание фреоновой магистрали, которая соединяет между собой компрессорно-конденсаторный блок и испарительный теплообменник.
По завершению монтажа ККБ, соединительная трасса проверяется на герметичность методом опрессовки. Контур заполняется азотом, после чего в испытуемом оборудовании создается пробное давление, которое на некоторую величину превышает рабочее (обычно на 25%). Время выдержки обычно не менее одних-двух суток. Контур компрессорно-конденсаторного блока выдержал гидравлические испытания, если в течении этого времени давление не снизилось.
Принцип работы компрессорно-конденсаторного блока
Компрессорно-конденсаторный блок – это оборудование, принципиальными элементами которого являются компрессор и конденсатор. На вход в ККБ поступает газообразный фреон низкого давления (от 2 до 5 атмосфер), имеющий температуру от 5 до 25 °С. За счет работы, совершаемой компрессором, хладагент сжимается, его давление значительно возрастает (от 15 до 25 атмосфер), вместе с тем происходит его нагрев (температура становится равной 60-90 °С).
Полученный фреон высокого давления следует в конденсатор, где происходит его переход в жидкое агрегатное состояние, т.е. конденсация. Выделившаяся при этом теплота удаляется в атмосферу через теплообменник конденсатора.
Терморасширительный вентиль (ТРВ) автоматически регулирует расход хладагента, поступающего в испаритель, а также препятствует попаданию жидкого фреона в компрессор.
Перед ТРВ на подводящем участке компрессора устанавливается осушительный фильтр, предназначенный для извлечения влаги (паров воды) от жидкого фреона и для его очищения от сторонних примесей. Эти загрязнения могут остаться после производственных, монтажных и ремонтных работ, а также появиться с течением времени в результате омывания фреоном металлической поверхности.
За счет электромагнитного (соленоидного) клапана осуществляется откачка фреона из трассы при выключении ККБ(работа компрессора в случае отсутствия или неисправности соленоидного клапана запрещена).
С помощью смотрового стекла специалист ремонтной службы может оценить состояние ККБ в случае его поломки (определяет наличие жидкого фреона в трассе).
Типы компрессорно-конденсаторных блоков
В зависимости от требуемой мощности в комплект ККБ может входить не один, а сразу несколько компрессоров. По числу контуров (компрессоров) компрессорно-конденсаторное оборудование делится на:
Часто ККБ непосредственно соединяется с внутренним блоком, находящимся в помещении. Существует возможность подключения сразу нескольких внутренних блоков к одному ККБ. Однако в данной ситуации существует вероятность неравномерного распределения хладагента между внутренними блоками. Поэтому к одноконтурному ККБ подключают только один внутренний блок; к двухконтурному – два и так далее. То есть на каждый контур ККБ приходится равно один внутренний блок. Количество соединительных комплектов при этом равно числу компрессоров в агрегате.
Способы охлаждения компрессорно-конденсаторных блоков
В зависимости от способа охлаждения конденсатора могут быть выполнены ККБ:
При выборе типа ККБ надо помнить, что большое количество теплоты, выделенное конденсатором в процессе его работы, удаляется в окружающую среду. Поэтому перед осуществлением покупки данного блока необходимо заранее определиться с местом для его установки: компрессорно-конденсаторные блоки могут быть размещены как на улице, так и в помещении, при этом помещение должны иметь принудительную систему проветривания.
Компрессорно-конденсаторные блоки данного типа являются внешними блоками обычных бытовых, промышленных или полупромышленных систем кондиционирования и сплит-систем. В качестве охладительного оборудования они предусматривают использование вентилятора: отвод теплоты, выделившейся при конденсации фреона, осуществляется с помощью созданного вентилятором воздушного потока.
ККБ воздушного охлаждения
Принципиальным моментом является тип вентилятора, входящего в комплект ККБ. Охлаждение блока может осуществляться с помощью осевого (аксиального) или центробежного (радиального) вентилятора.
Компрессорно-конденсаторный блок с использованием осевого вентилятора
ККБ с использованием осевого вентилятора требуют значительного количества воздуха для своего охлаждения, поэтому устанавливаются за пределами помещения: на внешней стороне здания, на крыше, на земле или на балконе (малогабаритный блок с вертикальным выбросом воздуха). Но при определенных условиях существует возможность монтажа компрессорно-конденсаторного блока в помещении. Циркуляция фреона обеспечивается за счет магистрали из медных труб.
Блок с осевым вентилятором отличается простотой монтажа и относительно невысокой стоимостью. Основным недостатком является ограничение по мощности (в данном вопросе он уступает блоку с водяной системой охлаждения).
Компрессорно-конденсаторный блок с центробежным вентилятором
Данное устройство конструктивно ничем не отличается от блока с осевым вентилятором. Отличие заключается лишь в типе установленного вентилятора. Использование радиального вентилятора позволяет установить данное оборудование внутри помещения. Это, с одной стороны, является плюсом: ККБ данного типа не портит внешний фасад здания; с другой стороны, для монтажа блока требуется выделение отдельного помещения (чердак, подвал, техническое помещение). Охлаждающим воздухом при этом служит воздух, заполняющий помещение, в котором находится блок. Выброс отработанного охлаждающего воздуха обеспечивается с помощью воздуховодов.
Блок, снабженный центробежным вентилятором, как правило, стоит дешевле, чем ККБ с осевым вентилятором. Минусом является небольшая производительность, сложность самой конструкции и ее монтажа.
Вы можете бесплатно получить эскизный проект и стоимость кондиционирования
Компрессорно-конденсаторный блок с водяным охлаждением
Входит в разряд специального охладительного оборудования, изготавливаемого аналогично чиллерам. Наличие водяного охлаждения сильно ограничивает применение данного блока. Как правило, их монтируют в помещении. Охлаждение конденсатора может осуществлять разными способами.
В сухой градирне происходит незначительное охлаждение. Для более существенного изменения температуры применяются мокрая градирня открытого типа, принцип работы которой достаточно прост: жидкость охлаждается воздухом при свободном падении. При этом часть жидкости теряется при ее испарении, поэтому систему необходимо постоянно пополнять. Следует заметить, что применение мокрой градирни затруднительно в зимний период.
Для эффективного охлаждения конденсатора также применяется проточная вода.
Среди достоинств ККБ данного типа следует отметить:
Недостатки:
Компрессорно-конденсаторные блоки представляют собой специально созданную техническую систему, разработанную для поддержания заданных климатических параметров помещения. Предложенный на рынке широкий ассортимент данного оборудования позволяет подобрать оптимальный вариант ККБ, который при грамотном использовании будет служить Вам долгие годы.
ККБ применяются чаще всего для охлаждения воздуха в приточных системах кондиционирования воздуха, можно сказать, что это их основное применение. На рисунке представлена схема соединения ККБ и испарителя (внутреннего блока кондиционера).
По газовой линии фреон поступает в ККБ, где происходит его сжатие в компрессоре. После фреон высокого давления движется в конденсатор, где происходит его фазовый переход. Находящийся уже в жидком фазовом состоянии фреон по жидкостной линии магистрали направляется в испаритель внутреннего блока, по пути проходя через запорный вентиль, назначение которого – регулирование расхода хладагента и исключение возможности попадания жидкого фреона в компрессор. В испарителе происходит обратный переход фреона в газообразное состояние. Повышение температуры хладагента происходит за счет теплых воздушных масс, обдувающих поверхность теплообменника и нагревающих ее. Далее процесс повторяется.
При этом фирма-производитель ККБ и испарительного блока могут отличаться. Грамотный подбор ККБ и испарителя приточной установки основан на предварительном расчете.
Получить бесплатную консультацию инженера по кондиционированию
Компрессорно-конденсаторный блок
Компрессорно-конденсаторный блок (ККБ) – важный элемент системы кондиционирования воздуха, работающей на охлаждение. Формально его иногда называют наружным блоком.
Что такое компрессорно-конденсаторный блок
На фото: Компрессорно-конденсаторные блоки
Именно внешний блок называется компрессорно-конденсаторным блоком (сокращенно – ККБ). В нем находится компрессор, конденсатор и другие составляющие, обеспечивающие его бесперебойную работу. Однако все же называть любой внешний блок от системы кондиционирования полноценным ККБ не совсем корректно, поскольку последний должен быть подключен только к определенным видам внутренних блоков – т.е. испарителей.
Как следствие, на существующем этапе развития технологий появилась отдельная ниша климатического оборудования, которое сокращенно называют ККБ. Компрессорно-конденсаторный блок — это независимая часть холодильного контура в индивидуальном корпусе, выполненная, как правило, с учетом необходимости ее уличного размещения. ККБ может быть подключен к испарительному элементу – теплообменнику вентиляционной установки и работать совместно с ним для охлаждения воздуха в помещении, с учетом производительности и условий работы. ККБ состоит из корпуса, компрессора, уличного теплообменника-конденсатора, объединенных трубопроводами для циркуляции хладагента, также в нем предусмотрены системы автоматики и управления.
Классификация компрессорно-конденсаторных блоков
Существуют ККБ различных видов, отличающихся характеристиками, конструктивным исполнением и рабочими характеристиками.
На фото: Компрессорно-конденсаторные блоки, схема ККБ
На фото: ККБ с одним холодильным контуром, ККБ с двумя холодильными контурами
Устройство компрессорно-конденсаторных блоков
На фото: Устройство ККБ
Принцип работы
На фото: Принцип работы ККБ
Через патрубок большого диаметра, на входе в корпус ККБ, холодильный агент в газообразном состоянии всасывается в компрессор, проходя предварительно через отделитель жидкости. Далее через маслоотделитель (при его наличии) он попадает непосредственно в теплообменник конденсатора, где конденсируется и собирается в линейном ресивере (если он установлен), после чего уже в жидком сконденсированном состоянии подается по жидкостному трубопроводу в систему к потребителю (испарителю). Более подробно порядок работы рассмотрен в статье «Принцип работы ККБ».
Подбор компрессорно-конденсаторных блоков на примере работы с воздухоохладителем
На основании этих данных осуществляется расчет мощности воздухоохладителя по формуле:
Qох.=0,44•L• Δt, кВт,
где Qох. – искомая величина мощности воздухоохладителя, кВт.
Полученное значение увеличиваем на 10%-15% и получаем необходимую производительность ККБ. Пример расчета можно посмотреть в статье «ККБ для приточной установки: Расчёт и подбор ККБ».
Внешняя обвязка компрессорно-конденсаторных блоков линейной автоматикой
Выбор испарителя напрямую влияет на тип и характеристики ККБ, который будет использоваться в системе. Для соединения и согласованной работы ККБ и испарителя как минимум необходимо дросселирующее устройство, в роли которого, как правило, выступает ТРВ (терморегулирующий вентиль). ТРВ, соленоидный вентиль, фильтр-осушитель, смотровое стекло в комплекте с индикатором влажности – эти элементы составляют соединительный комплект. Именно последовательное соединение этих элементов обеспечивает эффективное, безопасное и надежное функционирование всей системы.
На фото: Схема обвязки ККБ
После дросселирования жидкий фреон с температурой, пониженной до необходимого уровня, поступает в испаритель, где кипит, охлаждая ту или иную среду, и уже в газообразной фазе по фреоновому трубопроводу большего диаметра поступает назад в ККБ для дальнейшего сжатия компрессором. Без соединительного комплекта, а именно без ТРВ, стабильная и надежная работа системы невозможна. Обратим внимание, что не менее важным компонентом системы защиты является термостат контроля рабочей температуры испарителя, при надлежащей настройке предотвращающий возможный заброс не выкипевшего хладагента в жидкой фазе на вход компрессора и исключающий возможность повреждение компрессора вследствие работы на несжимаемой среде.
Монтаж ККБ
На фото: Монтаж оборудования
Область применения ККБ
На фото: Компрессорно-конденсаторные блоки
Эксплуатация ККБ
Эксплуатация ККБ, работающего в системе вентиляции, требует особого внимания. В первую очередь необходимо учесть следующее:
1. Не следует использовать ККБ в местах повышенной влажности или с высоким уровнем пожаро- и взрывоопасности.
2. Электропитание необходимо рассчитывать, ориентируясь на мощность ККБ, кабель обязательно должен быть заземлен.
3. При использовании ККБ с конденсатором воздушного охлаждения важно обеспечить свободную циркуляцию воздуха в должном объеме. Для устройств с водяным охлаждением необходимо обеспечить стабильность надлежащего расхода и параметров воды через конденсатор.
В технической документации каждого ККБ обязательно указываются все условия его эксплуатации.