Конвергентная журналистика что это
Конвергентная журналистика: что это такое, примеры, как работает конвергенция в медиа
Разберемся с вопросом – что такое конвергентная журналистика? Так называют интегрирование технологий коммуникации и информации в объединенный информирующий ресурс.
В современном мире впечатляющие информационные возможности задают стремительность направленности развития как в качестве/объемах информации, так и в способах ее подачи аудитории. Прежде всего, влияние последних существенно сказывается на новшествах в сфере журналистики (российская – не исключение). Благодаря этому происходит освоение СМИ новых вещательных площадок, более технологичных методик представления контента. Этим, в частности, занимается конвергентная журналистика, о всех тонкостях которой рассказывают в вузах или на курсах журналистики в Саратове https://saratov.videoforme.ru/tvschool/journalist и других городах.
Возникновение конвергентной журналистики
Привычное современное понятие «convergence» в сферу журналистики привнес в 70-х годах прошлого столетия американец Д. Белл. Тогда под данным понятием имелось в виду компьютерное, телефонное, а также ТВ-объединение в единство техно приспособлений. Но только на старте девяностых годов прошлого столетия, при получении интернетом масштабного, стремительного распространения среди миллионной армии юзеров, подобная журналистика обрела мощнейший импульс от «время от времени обсуждаемой тематики» до многообещающего формата распространения информации. Крайние два десятка лет мультимедиа-тематика серьезно обсуждается в среде профи.
Конвергенция в СМИ: слияние медийных и коммуникативных технологий в единую журналистскую сферу
Сегодня можно выделить такие примеры конвергентных сми:
А в случае с таким журналистским жанром, как Трансмедиа, особое внимание уделено соцсетям, по сути только отчасти обладающим функционалом и признаками СМИ.
Тенденции журналистики
Масштабное интернет-распространение сделало возможным объединение традиционно стоящих особняком различных вещательных жанров. Технологический прогресс привнес новые информационные носители, что могут совмещать одномоментно звуковые, вербальные, а также – визуально воспринимаемые сведения; создал базу для успешной конвергенции сми.
Мультимедийный продукт
Сегодняшний процесс СМИ-convergence делает возможным объединение аудио, видео, текстовой информации в пределах одного публикуемого материала. Для сотворения качественного мультимедиа-продукта необходимы соответствующие знания и опыт в этом деле.
Безусловно, не обойтись без финансовых трат. Последние представляют необходимость иметь мощное, многофункциональное оборудование, оплачивать деятельность профи видео- и фотомонтажа, прочих специалистов.
Мультимедийная история
С развитием технологий появился формат журналистского медиатекста под таким названием как «мультимедийная история». Продукт, представляющий собой текстовое и аудиовизуальное слияние, включает элементы, недоступные без глобальной Сети: ту же интерактив-инфографику. В таком комбинировании текста, фото, аудио, видео, а также – графического и так далее материала, каждая разновидность информации – дополнение друг друга и не представляет собой некую избыточность, в которой нет необходимости.
Мультимедийная история считается пиком конвергенции в журналистике, эталоном редакционного продукта. Каждую следует планировать, разрабатывать, учитывая целостность восприятия.
Занимаясь выстраиванием такой истории из смысловых частей, нельзя забывать о главном — представлении пользователю связного, насыщенного эмоциями повествования на интересующую того тематику.
В истории должно присутствовать такое число частей, которое требуется для смыслового раскрытия, удержания пользовательского внимания.
«Новые медиа»
Конвергенция медиа ориентирована, главным образом, на экран. Удобство информационного восприятия существенно увеличивает демонстрация фото, видео, графических данных. Полнообъемная информация представляется в лаконичном виде.
Контент СМИ
В то же время осуществляются разные звуковые, текстовые, а также различные комбинации изображения. При этом качественный уровень данного процесса ограничен только творческими умениями коллектива и финансовой базой. Существенна в создании обновленной журналистики и роль мнения общественности, которая имеет большую свободу выражения с появлением в медиаресурсах интерактив-элементов. Тысячи комментариев, голосов в опросах, социальные рейтинги, тому подобное — все это также влияет на направленность развития контента СМИ.
Конвергентная редакция
Деятельность конвергентной редакции во многом отличимая от традиционной. Но основной внешний признак – необходимость наличия другой технической оснащенности. То есть мало иметь лишь компьютеры, нужны:
И главное: важно обновить подходы к работе.
Обратимся к мнению о журналистике и конвергенции А.Г. Качкаевой. Журналистка, посвятившая одну из своих научных работ неизбежности перемен в традиционных СМИ, преобразованиям их в мультимедийные, считает, что при формировании конвергентной редакции основные факторы — это:
Словом, конвергентная редакция это – будущее журналистики. Именно подобным образом и строят свою деятельность успешные на сегодняшний день издания.
Типы конвергентных редакций
Выделяется и кросс-медийная редакционная работа, когда отсутствует четкое деление. Сотрудники совместно трудятся над одной темой, дополняют ее теми или иными элементами.
«Новый» конвергентный журналист
Требования сегодняшнего дня предполагают, что любой человек, работающий в описываемой здесь сфере, обладает особой разновидностью мышления – мультимедийной. Отображаться это должно, главным образом, в профессиональных умениях:
В результате именно такой набор умений профи задает качественную планку в оформлении не столь структурно простых публикаций мультимедиа.
Кросс-медийный синоним
Конвергентная журналистика – это понятие нередко заменяют профессиональным, которое звучит как «cross-media». Обуславливается такая подмена смысловой близостью обоих терминов. Однако, при сходстве, существует и разница. Заключена она в меньшей обобщенности значения последнего.
В сross-media непременно подразумевается задействование изданием не менее двух вещательных платформ (ТВ, печати, «цифры») и распространенность контента на целый ряд устройств технического плана (различных гаджетов, телевизоров). Журналистика приобретает именно кросс-медийный формат благодаря упору в работе на разные виды платформ.
Эпоха цифры
Так уже повелось, что издания, база которых непосредственно в интернете, имеют для своей категории определенное название – «цифровая журналистика». Применяется для данного термина зачастую и синонимичное – «журналистика-флеш» (происхождение от соответствующего приложения Adobe Flash – популярного, легкого инструмента, помогающего создавать, публиковать, редактировать мультимедийный контент в онлайн-режиме). Кроме задействования Интернет-потенциала для создания, продвижения собственного контента, цифровые издания ищут источники в сфере разных сетевых ресурсов, таких как:
Цифровая журналистика (например, газета-online или новостной ресурс) связана напрямую с конвергентной. Об этом свидетельствуют признаки мультимедиа, задействование интернет-платформы для контент-опубликования.
Из заметок критиков
Но соединение разных журналистских жанров в один инфоресурс не обходится без нападок скептиков. Многие из них считают, что неприглядная сторона конвергенции в журналистике это, главным образом, вопрос качества предлагаемого контента.
Не стихают споры и по вопросу о том, способны ли медиаорганизации действовать столь же профессионально с одинаковым материалом, представляя его при этом на различных площадках одновременно. Такого пристального внимания «удостоена» журналистика, как западная, так и российская. Последняя также на сегодняшний день имеет множество крупных мультимедиа-представителей СМИ.
Что в итоге получает дорогой издательству читатель
На сегодня конвергенция сми это процесс развивающийся. Multimedia-развитие позволяет, как синтезировать аудио, видео, фотоматериалы в контенте, так и привносит возможность:
Нельзя не отметить, что подобный подход отличается не только большим контентным разнообразием и информативностью, но и оказывает значительное влияние на восприятие преподносимого материала в целом. Так, если в жанрах, считающихся традиционными, за текстом «закреплена» роль главного информатора, то в публикациях мультимедиа данный функционал может с успехом возлагаться на фото либо видеоряд. Слова же при этом уходят на иной план, роль им достается такая – уточнить, разъяснить заголовки/ комментарии.
Касаемо аудитории и вопроса – почему ей якобы свойственен пассивно-потребительский характер? – на сегодня это становится все менее актуально. Происходят существенные перемены, читатели активизируются, поскольку обладают определенными средствами воздействия на инфополе. Помимо прочего, пользователи имеют возможность выбирать желаемую тематику, форму, объемы необходимого материала.
Медиасреда определяет сознание
Соединение в информирующем продукте разноплановых медиасредств ставит новые вехи, задает иные нормативы в журналистской деятельности. Специалисты при этом должны владеть определенной «обоймой» актуальных умений для качественного преподнесения аудитории материала в необходимом формате. Чтобы достигнуть подобных целей, новые журналисты должны обладать уникальными качествами в медиасфере, умело действовать с материалами разного характера. То есть знать, как грамотно и информативно писать тексты, записывать аудиоподкасты, видеоматериал, а также иметь опыт деятельности в сфере блогерства, навыки монтажа, так далее.
В заключение
Смысл прихода к обновленным форматам в условиях конвергентных сми заключена в задействовании большого числа разных инструментов и методов, способных представить, подать информацию в объединенном публикуемом материале. Среди таких способов, инструментов: передовые графические технологии, разные способы наполнения текстом, видео, фотоматериалы, анимации, звуковое сопровождение, привнесение в ресурс различных интерактивных элементов для аудитории, так далее.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями