кубрякова е с что такое словообразование

Кубрякова Е.С.. Книги онлайн

кубрякова е с что такое словообразование. Смотреть фото кубрякова е с что такое словообразование. Смотреть картинку кубрякова е с что такое словообразование. Картинка про кубрякова е с что такое словообразование. Фото кубрякова е с что такое словообразование

Елена Самойловна (Самуиловна) Кубрякова (29 октября 1927, Москва — 27 июня 2011, Москва) — советский и российский лингвист, доктор филологических наук, профессор.

Окончила Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова в 1951 году.

С 1959 года работала в Институте языкознания Российской Академии наук.

Е.С. Кубрякова — автор многочисленных трудов, хорошо известных широкому кругу специалистов в России и за рубежом. Её фундаментальные исследования заложили основы многих крупных направлений лингвистической мысли: теории языковой номинации, деривационной ономасиологии, теории частей речи, изучения языковой картина мира, языковой категоризации. Являлась одним из ведущих специалистов в когнитивной лингвистике, и с её именем связано возникновение в отечественном языкознании когнитивно-дискурсивного направления.

Е. С. Кубрякова опубликовала свыше 360 научных трудов. Автор монографий «Что такое словообразование» (1965), «Основы морфологического анализа» (1974), «Части речи в ономасиологическом освещении» (1978), «Типы языковых значений. Семантика производного слова» (1980), «Морфонология в описании языков» (1983), «Номинативный аспект речевой деятельности» (1986), «Части речи с когнитивной точки зрения» (1997), «Язык и знание» (2004), «Теория номинации и словообразование» (2010). Созданный ею совместно с В.З. Демьянковым, Ю.Г. Панкрацем, Л.Г. Лузиной «Краткий словарь когнитивных терминов» (1996), а также другие работы Е.С. Кубряковой, способствовали становлению когнитивной лингвистики как отдельного направления в в отечественном языкознании.

Вокруг Елены Самойловны Кубряковой сложилась одна из самых действенных научных школ в России — целое «Кубряковское братство», в котором 22 доктора и 40 кандидатов филологических наук.

Книги (9)

В книге собраны последние работы Е.С. Кубряковой — выдающегося лингвиста, создателя ономасиологического направления в отечественной лингвистике, основателя когнитивно-дискурсивной парадигмы лингвистического исследования как одного из ведущих направлений когнитивной науки в нашей стране, автора новаторских идей и новых подходов к описанию языковых явлений.

Работы, представляемые вниманию читателя, были опубликованы в 2005–2011 гг. в нескольких выпусках сборника «Когнитивные исследования языка», изданных Институтом языкознания РАН совместно с Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина, а также в журнале «Вопросы когнитивной лингвистики» и в некоторых других сборниках научных трудов последних лет.

Книга представляет собой дальнейшее развитие и разъяснение тех ключевых понятий когнитивной науки и когнитивной лингвистики, которые содержатся в «Кратком словаре когнитивных терминов» (1996), изданном под редакцией Е.С. Кубряковой.

Статьи расположены в тематическом порядке и дают представление о современном состоянии когнитивной лингвистики.

В сборнике статей публикуются работы по проблемам деривации различных единиц языка — предложения, слова, фразеологизма.

В нем освещаются как общетеоретические вопросы (соотношение истории и синхронии языка, статики и динамики и др.), так и конкретные вопросы описания деривационных отношений и процессов в русском, английском и других языках.

В монографии крупного отечественного языковеда Е.С. Кубряковой исследуются лингвистические основы речевой деятельности, в частности, роль в ней номинативного компонента языка. Подробно освещены отдельные этапы порождения речи, в том числе вербальные и превербальные; предложен развернутый анализ существующих моделей порождения речи.

Рекомендуется филологам всех специальностей, психологам, аспирантам филологических и психологических факультетов вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами языковой и речевой номинации, порождения речи и исследованием различных сторон речевой деятельности.

Монография крупного отечественного языковеда Е.С. Кубряковой является исследованием по теоретической морфологии, обобщающим опыт последних десятилетий как в отечественном, так и в зарубежном языкознании. Строится она на богатом фактическом материале всех современных германских языков, а также на материале русского языка.

Рекомендуется специалистам по германским языкам и общему языкознанию, лингвистам других направлений, аспирантам языковых специальностей.

В сборнике представлены материалы, отражающие современные аспекты исследования процессов категоризации и концептуализации мира в языке. Рассматриваются типы категорий и их статус в языке. Описываются особенности категорий различных наук, большое внимание уделяется уровневой категоризации естественного языка.

Издание адресовано филологам, аспирантам, студентам вузов, а также всем, кто интересуется когнитивными исследованиями в лингвистике.

Книга посвящена проблеме оценочных значений и способам их выражения в языке. Рассматриваются общие вопросы семантики и структуры оценки, специфика основных элементов оценочной структуры, функциональные особенности оценочных высказываний в целом.

Для филологов-романистов и специалистов по общему языкознанию, интересующихся проблемами семантики и прагматики.

В монографии крупного отечественного языковеда Е.С. Кубряковой дан подробный анализ возникновения частей речи, их классификация по осуществляемым ими номинативным функциям, раскрывается связь между именем и деятельностью человека.

Рекомендуется филологам всех специальностей, философам, психологам, всем, кого интересуют теоретические проблемы языка.

Соавтор: Шахнарович А.М., Сахарный Л.В.

Посвящена проблемам речевой деятельности и происхождению языковой способности. Речевая деятельность рассматривается с точки зрения говорящего, описываются в деталях различные стадии порождения речи, в том числе и действующие до говорения.

Вместе с механизмами порождения речи особое внимание уделено внутреннему лексикону, который рассматривается как комплекс различных единиц (морфем, слов, правил, схем). В книге рассматриваются и другие вопросы: сущность и основные этапы развития языковой способности, ряд аспектов грамматики речи.

Для специалистов в области когнитивной психологии, лингвистов, философов, занимающихся языковыми проблемами.

На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира.

Собранные в настоящем томе публикации освещают принципы и установки той новой парадигмы знания в отечественной лингвистике, которая получила название когнитивно-дискурсивной, и показано, как органично вписывается в эту парадигму теория номинации. Здесь получают свое подробное описание те разнообразные связи, которые существуют между языковыми структурами и структурами знания, и предлагается анализ роли языка в познавательных процессах разного типа и обработке получаемой в результате этих процессов информации.

В книге рассматривается широкий круг проблем современной теории языка и уточняются многие ключевые понятия, относящиеся как к характеристике разных единиц системы языка (от частей речи до текста и дискурса), так и совокупности терминов, важных для когнитивного подхода к явлениям языка и описания последних в когнитивном плане.

Книга может рассматриваться как своеобразное введение в когнитивную лингвистику, особенно грамматику и словообразование. Издание рассчитано на аспирантов и специалистов в области общего языкознания.

Источник

Книга: Е. С. Кубрякова «Что такое словообразование»

Издательство: «Наука» (1965)

Формат: 84×108/32, 80 стр.

Другие книги автора:

кубрякова е с что такое словообразование. Смотреть фото кубрякова е с что такое словообразование. Смотреть картинку кубрякова е с что такое словообразование. Картинка про кубрякова е с что такое словообразование. Фото кубрякова е с что такое словообразование
КнигаОписаниеГодЦенаТип книги
Части речи в ономасиологическом освещенииВ монографии крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой дан подробный анализ возникновения частей речи в свете теории номинации, рассмотрена их классификация по осуществляемым номинативным… — ЛКИ, (формат: 60×90/16, 120 стр.) Подробнее.2012282бумажная книга
Язык и знаниеСобранные в настоящем томе публикации освещают принципы и установки той новой парадигмы знания в отечественной лингвистике, которая получила название когнитивно-дискурсивной, и показано, как… — Языки Славянской Культуры, электронная книга Подробнее.2004352электронная книга
В поисках сущности языка. Когнитивные исследованияВ настоящем издании собраны последние работы Е. С. Кубряковой – выдающегося лингвиста, создателя ономасиологического направления в отечественной лингвистике, основателя когнитивно-дискурсивной… — Языки Славянской Культуры, Разумное поведение и язык. Language and Reasoning электронная книга Подробнее.2012180электронная книга
Номинативный аспект речевой деятельностиВ монографии крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой исследуются лингвистические основы речевой деятельности, в частности роль в ней номинативного компонента языка. Подробно освещены… — Либроком, (формат: 60×90/16, 160 стр.) Подробнее.2016309бумажная книга
Основы морфологического анализа. На материале германских языковМонография крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой является исследованием по теоретической морфологии, обобщающим опыт последних десятилетий как в отечественном, так и в зарубежном… — ЛКИ, (формат: 60×90/16, 328 стр.) Подробнее.2012649бумажная книга
Части речи в ономасиологическом освещенииВ монографии крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой дан подробный анализ возникновения частей речи в свете теории номинации, рассмотрена их классификация по осуществляемым номинативным… — ЛКИ, Подробнее.2010294бумажная книга
Номинативный аспект речевой деятельностиВ монографии крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой исследуются лингвистические основы речевой деятельности, в частности роль в ней номинативного компонента языка. Подробно освещены… — Либроком, (формат: 60×90/16, 160 стр.) Подробнее.2016404бумажная книга

См. также в других словарях:

Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Словообразование — 1) процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения … Большая советская энциклопедия

Словообразование немецкого языка — Словообразование немецкого языка это раздел немецкого языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования, опираясь на модельный аппарат. Последний является классификацией всех известных способов словопроизводства, включающих… … Википедия

СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

слово — основная единица языка и речи. Как лингвистическая единица, имеет два аспекта: план выражения (звуки или буквы, из которых оно состоит) и план содержания (значение, отсылка к тому предмету или понятию, которое оно означает). Слово состоит из… … Литературная энциклопедия

Обналичка — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия

Слово — СЛОВО одно из труднейших общих понятий языковедения, к сожалению еще мало разработанное. Несмотря на то, что сам человеческий язык определяется обычно, как «язык слов» в отличие от языка нерасчлененных представлений у животных, языка жестов у … Словарь литературных терминов

Железо — (Ferrum) Металл железо, свойства металла, получение и применение Информация о металле железо, физические и химические свойства металла, добыча и применение железа Содержание Содержание Определение термина Этимология История железа Происхождение… … Энциклопедия инвестора

Числительное — Числительное класс полнозначных слов, обозначающих число, количество, меру и связанные с числом мыслительные категории порядка при счёте, кратности (повторяемости), совокупности. В соответствии с этими значениями выделяются различные виды… … Лингвистический энциклопедический словарь

Календарь из Гезера — Воспроизведение таблички Гезера в Гезере (Израиль) Календарь из Гезера известняковая табличка (11.1х7.2 см), найденная в 1908 году Робертом Макалистером при раскопках Тель Гезера. Находка была передана в турецкий археологический музей в Стамбуле … Википедия

Грамматика — (от греческого grammata «письмена», «писания»). В первоначальном понимании слова Г. совпадает с наукой о языковых формах вообще, включая и изучение элементов звуковой формы звуков или, как выражаются вплоть до начала XIX в., «букв»; это включение … Литературная энциклопедия

Источник

Кубрякова Е. С.

Смотреть что такое «Кубрякова Е. С.» в других словарях:

Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Деривация — (от лат. derivatio отведение; образование) процесс создания одних языковых единиц (дериватов) на базе других, принимаемых за исходные, в простейшем случае путём «расширения» корня за счёт аффиксации (см. Аффикс) или словосложения, в связи с… … Лингвистический энциклопедический словарь

Взаимоотношение стилистики и смежных дисциплин — Во второй половине ХХ в. намечается смена парадигмы гуманитарных наук (Т. Кун) – процесс, пик которого в разных отраслях относится к 60 м и 70–80 м гг. В русской и чехословацкой (Пражский лингвистический кружок) традиции начало его связано с… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Концепт — – один из наиболее популярных и наименее однозначно дефинируемых терминов совр. лингвистики. Он связан прежде всего с антропоцентрической парадигмой языкознания и когнитивно прагматической методологией и используется наряду с такими ключевыми… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Речеведение — – новая, еще только складывающаяся область знания, иначе, лингвистика речи (в отличие от собственно лингвистики языка, языковедения). Термин речевeдение употребляется по отношению к комплексу научных дисциплин, объединенных общим объектом… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Конверсия (в словообразовании) — Конверсия в словообразовании способ словообразования без использования специальных словообразовательных аффиксов; разновидность транспозиции, при которой переход слова из одной части речи в другую происходит так, что назывная форма слова одной… … Лингвистический энциклопедический словарь

Морфонология — Морфонология раздел языкознания, изучающий фонологическую структуру морфем разного типа и использование фонологических различий в морфологических целях. Согласно более узкому пониманию, морфонология имеет объектом варьирование фонем в составе… … Лингвистический энциклопедический словарь

Ономасиология — Ономасиология теория номинации; один из двух разделов семантики, противопоставленный семасиологии по направлению исследования от вещи или явления к мысли об этой вещи, явлении и к их обозначению языковыми средствами. Ономасиология изучает все… … Лингвистический энциклопедический словарь

Парадигма — (от греч. παράδειγμα пример, образец) 1) в широком смысле любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединённых по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации, чаще всего … … Лингвистический энциклопедический словарь

Блумфилд Леонард — Блумфилд (Bloomfield) Леонард (1.4.1887, Чикаго, ‒ 18.4.1949, Нью Хейвен), американский языковед. Специалист по романо германскому языкознанию; изучал языки Юго Восточной Азии и Северной Америки, впервые показав применимость сравнительно… … Большая советская энциклопедия

Источник

Кубрякова е с что такое словообразование

кубрякова е с что такое словообразование. Смотреть фото кубрякова е с что такое словообразование. Смотреть картинку кубрякова е с что такое словообразование. Картинка про кубрякова е с что такое словообразование. Фото кубрякова е с что такое словообразование

Название: Типы языковых значений: Семантика производного слова
Автор: Кубрякова Е.С.

Предлагаемая читателю монография крупного отечественного языковеда Е.С. Кубряковой представляет собой оригинальное исследование в области теории словообразования и общей семасиологии. Подробно рассмотрены семантические аспекты производного слова и процессов словообразования. Развиваемая в книге концепция сближает словообразование и синтаксис по многим направлениям.
Книга рекомендуется филологам всех специальностей, аспирантам филологических факультетов вузов, а также философам и психологам.

СОДЕРЖАНИЕ

Отличительные черты смысловой структуры производных слов
Особенности формирования семантики производного слова в словообразовательных процессах разного типа
Методика семантического анализа производных слов в настоящем исследовании
Семантические особенности единиц номинации разных структур и предпосылки установления словообразовательного значения в производном слове
Из истории изучения словообразовательного значения
Определение словообразовательного значения
Проблема классификации и исчисления словообразовательных значений
Деривационные форманты и их роль в формировании словообразовательного значения
Словообразовательные значения и проблема разграничения лексической и синтаксической деривации
Роль мотивирующего слова в формировании словообразовательного значения мотивированного слова
Словообразовательные значения и функции производных слов в организации текста

Источник

Лингвистический энциклопедический словарь

Словообразова́ние —

1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формаль­ных средств. 2) Раздел языкознания, изуча­ю­щий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. Слово­обра­зо­ва­ние, обеспе­чи­вая процесс номинации и его результаты, играет важную роль в классифи­ка­ци­он­но-познава­тель­ной деятельности человека и выступает как одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а также установления связей между отдельными частями речи. Будучи учением о созда­нии новых названий как мотивированных однословных знаков языка, слово­обра­зо­ва­ние может рассма­три­вать­ся как часть ономасио­ло­гии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах (Л. В. Щерба), как в диахроническом (см. Диахро­ния), так и в синхронном (см. Синхрония) отношениях. Суще­ству­ет вместе с тем точка зрения, что слово­обра­зо­ва­ние всегда диахронно (О. Н. Трубачёв). Однако фактически теория слово­обра­зо­ва­ния может пред­ска­зы­вать появление новых слов и условия такого появления, а также выяв­лять правила, по которым говорящий создаёт новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.

Сложность системы слово­обра­зо­ва­ния обусловливается: 1) тесными связями с другими уров­ня­ми языка — фонологией, морфонологией, морфологией, синтаксисом и грамматикой в целом; 2) исключи­тель­ной подвижностью системы и невозможностью проведения жёстких границ между её потенциями и фактической реализацией, между слово­обра­зо­ва­ни­ем и слово­из­ме­не­ни­ем; 3) трудно­стью дифферен­ци­а­ции синхронии и диахронии; 4) большим количе­ством и разно­обра­зи­ем представлен­ных здесь единиц (начиная от мельчайшей слово­обра­зо­ва­тель­ной морфе­мы — аффикса и кончая слово­обра­зо­ва­тель­ны­ми категориями и другими объединениями производных) и соответ­ственно значи­тель­ным числом теорети­че­ских понятий, необходимых для адекватного описания системы (ср. слово­обра­зо­ва­тель­ное гнездо, слово­обра­зо­ва­тель­ный ряд, слово­обра­зо­ва­тель­ная парадигма, слово­обра­зо­ва­тель­ный тип и т. п.); 5) разно­обра­зи­ем и коммуникативной значимостью самих функций слово­обра­зо­ва­ния.

В зависимости от использованных в акте слово­обра­зо­ва­ния формаль­ных средств оно делится иногда на словопроизводство (при использовании средств аффиксации — суффикса­ции и префикса­ции), слово­сло­же­ние (при участии в акте слово­обра­зо­ва­ния по крайней мере двух полнозначных единиц), конвер­сию (при переходе, или транспозиции, слов из одной части речи в другую), аббревиацию (при наличии сокращения исходных слов) и т. п. Образование новых слов (с помощью формаль­ных средств) нередко именуется также деривацией, производные же и сложные слова как результаты процесса дерива­ции обозначаются тогда общим термином «дериваты». В зарубежной лингвистике существует тенден­ция прирав­ни­вать слово­обра­зо­ва­ние к деривационной морфологии как учению о формаль­ных свойствах дериватов и реализующих их морфо­ло­ги­че­ских структурах.

Основными понятиями теории слово­обра­зо­ва­ния являются: понятие мотивации (мотиви­ро­ван­но­сти) как семантической обусловленности значения производного и сложного слов значениями их составляющих; в акте слово­обра­зо­ва­ния одни единицы выступают в качестве источника мотивации, в связи с чем другие — результативные — рассматриваются как обусловленные мотивированные (ср. «он носит письма» и «письмоносец»); понятие слово­обра­зо­ва­тель­ной производ­но­сти, основан­ное на формаль­ной и семанти­че­ской выводимости свойств производного из свойств исходных, или произ­во­дя­щих, единиц. Применение этих понятий позволяет рассматривать производное слово как такую структуру, внутренняя форма которой соответствует выражаемому ею содержанию и которая строится как двучленное, бинарное образование из отсылочной и формантной частей. Отсылочная часть, состоящая из основы или основ мотивирующих слов, отсылает к источнику мотивации и служит способом сохранить содержащиеся в ней полнозначные единицы в структуре деривата (ср. «он учится в школе» и «школьник», «он преподаёт» и «преподаватель»); формантная часть, состоящая из форманта, использованного в акте слово­обра­зо­ва­ния, служит выражению нового значения у деривата по сравнению с мотивировавшим его словом (ср. ‑ник в «школьник», ‑тель в «преподаватель»). Важным понятием теории слово­обра­зо­ва­ния является понятие слово­обра­зо­ва­тель­но­го правила, разра­ба­ты­ва­е­мое как советскими (Е. С. Кубрякова, И. С. Улуханов), так и зарубежными (М. Аронов, Ф. Планк, В. Дреслер, С. Скализе и др.) лингвистами. Оно связано с определением законо­мер­но­стей, наблюдаемых при создании морфо­ло­ги­че­ских структур производных слов и выражений ими новых значений. Слово­обра­зо­ва­тель­ные правила описывают особенности моделирования производных слов в процессах деривации, отмечают диапазон их действия в языке, характе­ри­зу­ют наблюдаемый процесс с точки зрения его регулярности​/​нерегулярности, продуктивности​/​непродук­тив­но­сти, включают указа­ние на базу деривации, используемый формаль­ный приём, категориальные и семантические признаки баз и результатов деривации, сочетаемостные свойства морфем и их морфонологические преобра­зо­ва­ния, а также разного рода ограни­че­ния (фонети­че­ские, морфо­ло­ги­че­ские, семанти­че­ские и прагма­ти­че­ские), действу­ю­щие при проведении правила. Последние нередко характе­ри­зу­ют­ся как блоки­ру­ю­щие действие правила. Аппарат описания системы правил включает представления о после­до­ва­тель­но­сти применения разных правил, их цикличности, возмож­но­сти рекурсивности и иерархии; а также о способах дифферен­ци­а­ции слово­обра­зо­ва­тель­ных правил и правил словоизменения. Введе­ние этого понятия знаменовало важный шаг в процессуальном рассмотрении слово­обра­зо­ва­ния и в обращении к трудным проблемам синтеза, или «порождения» производных и сложных слов (Кубрякова, Улуханов, Е. Л. Гинзбург, И. Г. Милославский, Л. В. Сахарный и другие).

Ключом к правильной интерпретации деривата является соотнесение его морфо­ло­ги­че­ской и слово­обра­зо­ва­тель­ной структур: в результате морфо­ло­ги­че­ско­го анализа произво­дит­ся выделение в произ­вод­ном его минимальных составных элементов — морфем; выделенные морфемы соотносятся далее с отсылочной и формантной частями деривата, благодаря чему устанавливается строение каждой из них. Так, морфо­ло­ги­че­ский анализ позволяет выделить в слове «мореплаватель» морфемы мор‑, ‑е‑, плав‑, ‑а- и ‑тель, а слово­обра­зо­ва­тель­ный — определить части мор- и плав-а- как отсылочные, а ‑е- и ‑тель — как формантные, что и ведёт к идентификации данного слова как сложнопроизводного образования. Целью слово­обра­зо­ва­тель­но­го анализа можно считать установление отношений слово­обра­зо­ва­тель­ной производ­но­сти между дериватом и исходной для него единицей и, следовательно, определение источ­ни­ка мотивации и средств его отражения в структуре деривата, с одной стороны, способов его формаль­но­го преобра­зо­ва­ния — с другой, и путей формирования нового значения в данной морфо­ло­ги­че­ской структу­ре — с третьей. Новое значение, возникающее в деривате в результате соединения данной отсылоч­ной части с данной формантной частью и в результате самого формирования этих частей в акте слово­обра­зо­ва­ния, называется слово­обра­зо­ва­тель­ным значением, которое может быть опреде­ле­но либо по значению формантной части деривата, когда его непосредственным носителем считают деривационный, или слово­обра­зо­ва­тель­ный, формант, либо более широко — как результат воздействия данного форманта с его категориально-грамматическими и лексическими характе­ри­сти­ка­ми на данную производящую основу (основы) и их категориально-грамматического и лексического значения. Слово­обра­зо­ва­тель­ное значение представляет собой формаль­но выраженный тип значения, проходящий в целой серии мотивированных слов с одним и тем же формантом (ср. «синеть», «зеле­неть», «белеть» и т. п. ‘становиться синим, зелёным’ и т. п.). Среди слово­обра­зо­ва­тель­ных значе­ний выделяются как более общие, транспозиционные значения, связанные с приобретением образующимся словом значения той части речи, в которую оно транспони­ру­ет­ся, т. е. предметности при транспозиции в класс существительных (ср. «играть — игра», «ходить — ходьба», «моло­дой — молодость»), процес­су­аль­но­сти при транспозиции в класс глаголов (ср. «старый — стареть», «вдова — вдоветь», «руль — рулить», «ах — ахать»), признаковости при транспозиции в класс прилагательных (ср. «лес — лесной», «вчера — вчерашний»), так и более конкрет­ные — модификационные значения. Среди значений этого последнего типа нередко выделяются уменьшительные (ср. «дом — домик», «белый — беленький»), увеличительные (ср. «дом — домище», «большой — большущий») или другие усилительные или коли­че­ствен­ные значения (ср. «кричать — раскричаться», «сохнуть — иссохнуть», «толкать — толкнуть», «ходить — хаживать» и т. п.). Важную роль играют в системе слово­обра­зо­ва­ния также класси­фи­ци­ру­ю­щие значения — значения носителя признака, произво­ди­те­ля действия, вместилища чего-либо и т. д.

С распространением ономасиологического подхода к явлениям слово­обра­зо­ва­ния слово­обра­зо­ва­тель­ное значение стали рассматривать как сложно структурированное значение, выражающее особый тип отношения между ономасиологическим базисом данного слова и его ономасиологическим призна­ком, фиксируемый реально присутствующим или же подразу­ме­ва­е­мым ономасиологическим предика­том (ср. «школьник», где базис ‑ник формирует значение ‘тот, кто’, а признак «школа» приписан базису посредством подразумеваемого предиката «учиться», или «учитель», где базис ‑тель уточняется за счёт предиката «учить», само же отношение выступает как складывающееся между тем, кто совершает нечто, и тем, что именно он совершает).

Хотя в отечественном языкознании описание явлений слово­обра­зо­ва­ния имеет давние традиции (глав­ным образом работы И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, Н. В. Крушевского), самостоя­тель­ным объектом изучения слово­обра­зо­ва­ния становится лишь с середины 40‑х гг. 20 в., а выделение слово­обра­зо­ва­ния в отдельную лингвистическую дисциплину происходит примерно к концу 60‑х гг. Основы новой теории слово­обра­зо­ва­ния в СССР были заложены работами М. М. Покровского и Щербы, А. И. Смирницкого и Г. О. Винокура, М. Д. Степановой и В. М. Жирмунского и особенно трудами В. В. Виноградова, показавшего тесную связь слово­обра­зо­ва­ния с лексикологией, с одной стороны, и с грамматикой — с другой, и впервые выдвинувшего конструктивный тезис об особом месте слово­обра­зо­ва­ния в кругу лингвистических дисциплин. К трудам Винокура восходят важные идеи о специфике произ­вод­но­го слова как носителя особого типа значения — слово­обра­зо­ва­тель­но­го значения.

Становление теории слово­обра­зо­ва­ния прошло несколько этапов, связанных с выдви­же­ни­ем на каждом из них в качестве преобладающего одного из следующих подходов: морфо­ло­ги­че­ско­го, когда акт создания деривата рассматривался в терминах комбина­то­ри­ки морфем и когда минимальной единицей слово­обра­зо­ва­ния считалась морфема; в этот период явления слово­обра­зо­ва­ние рассма­три­ва­лись через призму морфологии и иногда чётко от неё и не отличались; структурно-семанти­че­ско­го, когда был поставлен вопрос о соот­но­ше­нии структуры и семантики производного слова, в част­но­сти о соот­но­ше­нии морфо­ло­ги­че­ско­го и слово­обра­зо­ва­тель­но­го анализа и когда в центре внимания находились вопросы о критериях отношений слово­обра­зо­ва­тель­ной производ­но­сти и направлении этих отношений, а также соответствии​/​несоответствии формаль­ной и семантической производ­но­сти слова; в это же время в практику слово­обра­зо­ва­тель­но­го анализа вошло понятие мотивированности произ­вод­но­го слова и противо­по­став­ле­ния источника мотивации и мотивированных единиц. В русле этого же направления были произведены первые попытки определить слово­обра­зо­ва­тель­ное значение и объяс­нить его природу.

С конца 60‑х — начала 70‑х гг. начинается интенсивная разработка проблем слово­обра­зо­ва­ния в СССР и за рубежом и полемика о месте слово­обра­зо­ва­ния в динамических (порождающих) моделях языка и о его принадлежности к лексике или грамматике. С этого времени можно говорить о наличии параллельно развивающихся и нередко пересекающихся друг с другом трёх направлений в изучении слово­обра­зо­ва­ния: синтаксическом, трансформационном, порождающем (начало которому было положено работами Н. Хомского, Р. Лиза и которое быстро вызвало к себе критическое отношение со стороны многих советских и зарубежных исследователей и подверглось ревизии даже со стороны его создателей), когда семантику и структуру дериватов разных типов пытались объяснить процессуально на основе разных синтаксических конструкций и когда понятие слово­обра­зо­ва­тель­но­го правила стали связывать с восстановлением цепи переходов, необходимых для превращения исходных синтаксических конструкций в соответствующих дериват (ср. «он чистит трубы» и «он трубочист»; «он занимается романскими языками и литературами» и «он романист», «он приехал» и «его приезд» и т. п.); ономасиологическом, когда слово­обра­зо­ва­ние стали рассматривать с точки зрения теории номина­ции и осуществления номинативной деятель­но­сти говорящего и когда в практику слово­обра­зо­ва­тель­но­го анализа были введены понятия ономасиологического базиса, ономасиологического призна­ка связки и ономасио­ло­ги­че­ской категории; истоки такого подхода — в работах польских и чехо­сло­вац­ких лингвистов (особен­но М. Докулила); функционально-семанти­че­ском, синтези­ру­ю­щем достиже­ния динамического и ономасиологического подходов и ставящих на первый план проблемы, связанные с семантикой, функционированием и созданием производных и сложных слов в живой речи и тексте.

В СССР активно разрабатывались и разрабатываются проблемы слово­обра­зо­ва­тель­но­го гнезда и других слово­обра­зо­ва­тель­ных объединений (работы А. Н. Тихонова, П. А. Соболевой, Гинзбурга и других), проблемы семантики производного слова (Кубрякова, Улуханов, В. В. Лопатин, М. Н. Янценецкая, О. И. Блинова и другие), проблема его участия в разговор­ной речи (Е. А. Земская) и номинативной деятельности говорящих (Кубрякова, Сахарный, В. М. Никитович, Милославский), пробле­мы слово­обра­зо­ва­ния в онтогенезе детской речи (А. М. Шахнарович), роли слово­обра­зо­ва­ния в организации текста и т. п.

За рубежом проблемы слово­обра­зо­ва­ния активно обсуждаются (ср. работы В. Дресслера, Х. Брекле, Д. Кастовского, Л. Липки, Э. Уильямса, Т. Репера и других) и в трактовке слово­обра­зо­ва­ния широкое распространение получила так называемая лексикалистская гипотеза, согласно которой место слово­обра­зо­ва­ния в системе языка определяется его принадлеж­но­стью лексическому компоненту, внутри которого слово­обра­зо­ва­ние существует в виде набора определённых слово­обра­зо­ва­тель­ных правил (работы В. Мотша, М. Халле, Аронова, Скализе, Дреслера и других).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *