Математик системный программист что за профессия
Системный программист
Системный программист почти не занимается прикладными программами, облегчающими жизнь пользователям. Его задача – выстроить многоуровневую структуру, которая объединит отдельные компоненты в модули, а модули – в единый организм компьютера или компьютерную сеть. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Любой компьютер – будь он ПК или мозг робота – это комплекс аппаратов и программ, взаимодействующих друг с другом благодаря единой программной системе. Системный программист почти не занимается прикладными программами, облегчающими жизнь пользователю (этим занимается программист-прикладник). Системщик выстраивает многоуровневую структуру, которая объединяет отдельные компоненты (работу процессора, сетевого оборудования, оперативную память, выполнение прикладных программ и пр.) в модули, а модули – в единый организм компьютера или компьютерную сеть.
Например, текстовые редакторы, позволяющие нам набирать тексты на компьютере, разрабатывают прикладники. А программа дефрагментации жесткого диска – это уже задача программиста-системщика, т.к. подобная программа обеспечивает взаимодействие программ и так называемого железа.
Это не значит, что системный программист не может разработать прикладную программу. Но он мыслит комплексно. Системное программирование (программирование систем) – это, по существу, инженерная деятельность, хотя она и не связана с материальным миром в такой степени, как это бывает в традиционном инженерном деле.
Кроме разработки программных модулей и их интеграции, программист-системщик занимается адаптацией и модификацией программных продуктов под конкретную систему, исходя из её логики и задач. Он же может заниматься разработкой баз данных и их администрированием.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Профессионалы в области системного программирования весьма востребованы на рынке труда. Это связано с тем, что и в науке, и в промышленности, и в финансовом секторе, и в медицине, и даже в образовании развиваются автоматизация и компьютеризация всех рабочих процессов.
Программирование в компьютерных системах – специальность с очень широкими возможностями. Программист-системщик может продолжить учёбу и получить диплом о высшем образовании в области прикладной информатики, автоматизации технологии промышленных процессов, инноватики и др.
Минусы
К минусам профессии можно отнести то, что она сидячая, а иногда и рутинная, несмотря на творческое начало.
Профессия программист
Как стать программистом
Говорят, что в мире есть 10 видов людей. Те, кто понимает двоичный код… и те, кто не понимает.
Юмор программистов
Программист – это специалист, создающий исходный код для программы. Такой программой может быть операционная система компьютера, видеоигра, web или мобильное приложение и даже алгоритм работы микроволновки. Программный код пишется на специальном языке программирования. Он состоит из обычных слов и некоторых специальных символов. Сегодня насчитывается несколько сотен языков программирования, но самые распространенные из них – Java, Python, PHP, C#, JavaScript, C, С++, Objective-C, Swift. Какой язык программирования выбрать, программист решает сам в зависимости от конкретной задачи (сделать игру, приложение для web или программу для сервера) и собственных знаний. Квалифицированный программист уверенно использует 2-4 языка.
Если вы думаете, что программист = компьютерщик, то это далеко не так. Самое удивительное, что программист не обязательно работает на компьютере. Он может писать код программы хоть на салфетке, а компьютер ему нужен, чтобы применить этот код и протестировать.
Не стоит также приравнивать программиста к «айтишнику». Под общим названием «IT-специалист» скрывается более 50 разных профессий и должностей. Например, UIX-дизайнер (разработчик интерфейсов), account-менеджер (специалист техподдержки), системный администратор, devops («инженер по автоматизации IT-процессов»), менеджер IT-проекта – это «айтишники», но не программисты. Однако стоит помнить, что в любую из IT-профессий можно попасть через образование программиста.
По специализации программисты делятся на системных, прикладных и веб-программистов. Прикладные программисты занимаются написанием различных программ и приложений: игры (например, популярная игра Angry birds), офисные приложения (например, Microsoft Office Word) и многое другое. Системные программисты занимаются созданием операционных систем (например, Android или iOS). Веб-программисты разрабатывают интернет-сайты и программы, которые поддерживают работу этих сайтов.
На сайтах вакансий вы найдете разделение программистов по тем языкам, с которыми они работают: программист C++, программист Delphi, PHP-программист. А также по типам задач, которые они выполняют: программист баз данных, фронтенд / бекенд разработчик, мобильный / десктоп разработчик, программист 1С, программист Битрикс, геймдев, архитектор ПО, системный инженер и т.д.
Плюсы и минусы профессии программиста
Профессия программиста очень притягательна для современных абитуриентов. В 2018 году в технических вузах самый большой конкурс пришелся на специальности «Прикладная математика», «Информатика и вычислительная техника», «Электроника и наноэлектроника». В 2021 году проходные баллы по ЕГЭ на эти специальности обещают только вырасти. Что так привлекает молодых в программировании?
Плюсы профессии программист:
✔ Высокая зарплата. Средняя зарплата высококвалифицированного программиста 70-100 тыс. рублей.
✔ Востребованность. Рынок труда для программистов растет за счет цифровизации всех сфер общественной жизни. Онлайн-образование, телемедицина, интернет вещей (IoT), даже сельское хозяйство не обходится теперь без IT-специалистов.
✔ Интересные задачи и простор для творчества. Что делает программист на работе? Пишет код, тестирует, проверяет на уязвимости, переписывает код. Тем не менее, конечный результат кодирования – это рабочая программа с разными целями. Одни программисты создают игры. Другие программируют роботов. Третьи делают полезное приложение под Android. Четвертые создают агрегатор, который соберет все билеты мировых авиакомпаний в один сервис для бронирования авиабилетов. Разнообразно, не правда ли? А когда продукт начинает исправно работать, программист испытывает радость, как персонаж папа Карло, который из деревянного полена выстругал живого мальчика.
✔ Возможность удаленной работы и свободный график. Программисты – это каста людей, к которым не применяют строгих офисных правил. Для поддержания креативности и работоспособности им разрешают работать из дома, приходить позже на работу. И, если вы еще не знаете, лучшие офисы принадлежат именно IT-компаниям. Загляните в Google, Microsoft, Яндекс и Mail.Ru.
✔ Карьерный рост в России и за рубежом. Для программирования нет географических границ. Во-первых, многие российский специалисты работают удаленно в иностранных проектах. Во-вторых, переехать в «Силиконовую» долину (более точно ее называть «Кремниевой») для IT-профессионала с отличным знанием английского гораздо проще, чем, например, бухгалтеру, юристу или инженеру-строителю, которым придется изучать специфику профессии в конкретной стране.
✔ Сидячий образ жизни. Без физических нагрузок в нерабочее время программист рискует большую часть зарплаты тратить на врачей. Особенно страдают зрение и опорно-двигательный аппарат.
✔ Быстрое устаревание знаний. Программисту необходимо постоянно учиться. Программирование развивается стремительно, поэтому программист обязательно должен читать профильные журналы и интернет-ресурсы, получать новые знания и сертификаты на курсах. Иначе его ценность как специалиста на рынке труда упадет.
Чтобы стать программистом, можно пойти тремя путями:
1. После 11 класса в вуз по направлению 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» или 10.00.00 «Информационная безопасность».
2. После 9 класса в колледж на эти же направления, а потом пойти или не пойти в вуз.
3. Учиться на курсах программирования и самому.
IT-сфера отличается молодостью и современным подходом к образованию. При трудоустройстве ценится не столько диплом, сколько те навыки (hard skills), которые у будущего сотрудника в багаже. Работодатель даст тестовое задание по программированию и по его результатам примет или не примет соискателя на работу. Именно поэтому приобретать знания и опыт в информационных технологиях можно и дома с помощью книг, online-курсов и создания небольших программ. Какой вариант образования лучше, решает каждый сам. Главный вопрос, который должен задать себе программист – «Достаточно ли я усидчивый и целеустремленный человек, чтобы выучиться и потом конкурировать с теми, кто пришел из вуза?».
В каких вузах и колледжах учиться на программиста
Для поступления в вуз необходимо успешно сдать ЕГЭ по математике, русскому языку, информатике и ИКТ, физике, английскому языку (4 из 5 экзаменов в зависимости от специализации). В Москве получить образование программиста можно во многих учебных организациях.
Полный список вузов, колледжей и техникумов смотрите здесь >>
• Компании-разработчики (сервисы Booking.com, Mail.ru, Yandex, Unisender)
• IT-отделы и отделы digital-маркетинга организаций (Сбербанк России, Газпром, Тинькофф банк)
• Системные интеграторы (Крок, Softline, Техносерв, Ланит, Ай-Теко)
Из-за бурного роста сферы IT и дефицита разработчиков ПО, работать программистом можно начать еще в институте. Со 2-3 курса можно устроиться junior-разработчиком и начинать движение по карьерной лестнице. И при этом получать достойную для студента зарплату в 30-50 тысяч рублей.
Сами программисты оценивают длительность каждой ступени следующим образом:
• Первые полгода-полтора года реального опыта вы junior
• При активном обучении следующие 1-3 года работы вы middle
• А программист с опытом работы 4-6 лет – это senior
Но, конечно, стоит помнить, что границы условны, и более активный и любознательный разработчик сможет освоить все навыки senior-developer за 3 года.
Кроме глубокой специализации в программировании, программисту доступно движение в смежные области внутри IT-компании – дизайн, маркетинг, аналитику, менеджмент. Программист может стать архитектором программного обеспечения, девопс-инженером, менеджером IT-проектов, если ему это интересно и у него есть нужные компетенции. Например, чтобы работать менеджером, ему потребуется коммуникабельность, инициативность, умение формировать команду и контролировать бизнес-процессы.
Оплата труда (диапазон зарплат)
Зарплата программиста напрямую зависит от специализации и квалификации. Наименее оплачиваемые должности – это junior-разработчики, которые только учатся. А наиболее оплачиваемые на рынке труда – архитекторы ПО и системные инженеры, на которых лежит ответственность за продукт или проект в целом. Поэтому диапазон зарплат программистов может быть очень широким:
- ✔ 30 000 – 260 000 рублей
Перспективы профессии (востребованность)
Сейчас отрасль IT в целом и программирование в частности находятся на пике востребованности. Компании конкурируют за квалифицированных специалистов. В перспективе ближайших 5 лет программистов ждет благополучная жизнь и высокие зарплаты, потому что молодых кадров станет немного меньше. Придет период демографической ямы из-за низкой рождаемости в начале 90-х гг.
Но рынок IT ждет несколько опасностей. Во-первых, обучение программированию сейчас начинается уже практически с детского сада. Самые известные обучающие языки — это Scratch от MIT и Blockly от Google. Вероятно, навык программирования будет настолько же распространен, как знание английского языка, то есть будет входить в «джентльменский набор» при приеме на работу. А если им владеет почти каждый, то и ценность работы снижается.
Во-вторых, IT-образование сейчас дает почти каждый колледж и вуз. После дефицита рынок может «насытиться» профессиональными программистами, и их зарплаты упадут.
В-третьих, есть страны, в частности Индия, где IT-образование развивается еще быстрее. И в определенный момент услуги программирования насытят мировой рынок, как сейчас произошло с товарами, произведенными в Китае. С индийскими программистами трудно будет конкурировать в цене.
Будущему программисту стоит помнить об этих рисках. Но, как и в любой профессии, настоящий специалист, который любит свое дело и профессионально развивается, в любые времена будет востребован.
Какие компетенции и личные качества необходимы программисту
Наверняка, вы сходу назовете 3 качества, которые отличают программиста:
✎ логическое мышление
✎ математические способности
✎ усидчивость
Есть несколько компетенций, которые делают из хорошего программиста лучшего:
✎ гибкость мышления
✎ хорошая память
✎ многозадачность
✎ развитое воображение
✎ умение ясно выражать свои мысли
✎ коммуникабельность
✎ работа в команде
Человек, который умеет придумывать новые идеи и хорошо взаимодействовать в коллективе таких же разработчиков, сможет попасть в самые интересные и передовые IT-проекты или открыть свой.
Что делать уже сейчас
Вы думаете о программировании или хотите в будущем работать в IT? Начать развиваться можно уже в сейчас:
- ✔ Углубленно изучать математику, информатику, русский и английский язык в школе.
✔ Программировать и создавать веб-сайты, небольшие редакторы и полезные утилиты.
✔ Читать новости из сферы IT: на порталах cnews.ru, habrahabr.ru, computerworld.ru, hightech.fm и github.com.
✔ Заниматься в кружках по программированию и школах юного программиста.
✔ Посетить iСмену лагеря «Профессионалы будущего», чтобы пообщаться с настоящими IT-специалистами и узнать больше о современных технологиях.
Если вы хотите разобраться, подойдет ли вам специальность программиста, то пройдите наш бесплатный тест: информационно-технологический профиль
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Математик системный программист что за профессия
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. N686.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
Математик, системный программист подготовлен преимущественно к выполнению исследовательской деятельности в областях, использующих методы прикладной математики и компьютерные технологии; созданию и использованию математических моделей процессов и объектов; разработке и применению современных математических методов и программного обеспечения для решения задач науки, техники, экономики и управления; использованию информационных технологий в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности.
Математик, системный программист может занимать должности, требующие высшего образования в соответствии с законами Российской Федерации.
1.4. Возможности продолжения образования математика, системного программиста, освоившего основную образовательную программу высшегопрофессионального образования по специальности 010200 Прикладная математика и информатика.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3.1. Основная образовательная программа подготовки математика, системного программиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин и практики.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки математика, системного программиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки математика, системного программиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки математика, системного программиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки математика, системного программиста должно обеспечивать подготовку выпускника всоответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов |
ГСЭ | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины | 1800 |
ГСЭФ.00 | Федеральный компонент: | 1260 |
ГСЭФ.01 | Иностранный язык. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения(бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-граматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматическиетексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. | 340 |
ГСЭФ.02 | Физическая культура. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента.Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт, индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовкастудентов. Основы методикисамостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма. | 408 |
ГСЭФ.03 | Отечественная история | |
ГСЭ.Ф.04 | Культурология. Структура и состав современного культурологическогознания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры. Функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.Типология культур. Этническая и национальная,элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры.Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. | |
ГСЭ.Ф.05 | Политология. Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения.Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки,социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество,его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональны еаспекты политики. Политическая власть. Политическая система.Политические режимы, политическиепартии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический ме-неджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения.Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности.Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. | |
ГСЭ.Ф.06 | Правоведение. | |
ГСЭФ.07 | Психология и педагогика. Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение.Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество.Внимание. Мнемические процессы. Эмоции ичувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.Психология личности.Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Педагогика: объект, предмет, задачи. Функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность.Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная,воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействияи социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. | |
ГСЭ.Ф.08 | Русский язык и культура речи. Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. | |
ГСЭ.Ф.09 | Социология. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта.Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты, мировая система и процессы глобализации. Социальные группыи общности. Виды общностей.Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство,стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как факторсоциальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. |
ГСЭ.Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | 270 |
ГСЭ.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом | 270 |
ЕНФ | Общие математические и естественно-научные дисциплины | 2076 |
ЕНФ.01 | Математика: | 1173 |
ЕНФ.01.1 | Математический анализ: функции одной и нескольких переменных (непрерывность, дифференциальное и интегральное исчисление, задачи на экстремум); функциональные последовательности и ряды; ряд Фурье и преобразование Фурье, функции комплексной переменной; мера и интеграл Лебега | 816 |
ЕНФ.01.2 | Геометрия и алгебра: аналитическая геометрия; теория матриц; системы линейных алгебраических уравнений; линейные пространства и операторы; элементы общей алгебры | 357 |
ЕНФ.02 | Информатика: понятие алгоритма и алгоритмической системы; понятие языка программирования и структуры данных; основные типы алгоритмов, их сложность и их использование для решения задач; организация вычислительных систем; понятие архитектуры и основные виды архитектуры ЭВМ; основы машинной графики; человеко-машинный интерфейс | 153 |
ЕНФ.03 | Физика: классическая механика; электродинамика; молекулярная и статистическая физика; физические основы построения ЭВМ | 306 |
ЕНФ.04 | Концепции современного естествознания (математические модели в естествознании и экологии): проблемы и методы современных естественных наук (физики, химии, биологии, экологии и др.); методы математического моделирования в современном естествознании и экологии. | 204 |
ЕНР.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | 120 |
ЕНВ.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом | 120 |
ОПДФ | Общепрофессиональные дисциплины | 2278 |
ОПД.Ф.01 | Дифференциальные уравнения: общая теория дифференциальных уравнений и систем; задача Коши и краевые задачи; линейные уравнения и системы; теория устойчивости; уравнения в частных производных первого порядка. | 204 |
ОПД.Ф.02 | Дискретная математика: функциональные системы с операциями; дискретные структуры (графы, сети, коды); дизъюнктивные нормальные формы и схемы из функциональных элементов. | 153 |
ОПД.Ф.03 | Теория вероятностей и математическая статистика: аксиоматика теории вероятностей; случайные величины, их распределение и числовые характеристики; предельные теоремы теории вероятностей; случайные процессы; точечное и интервальное оценивание, проверка статистических гипотез; линейные статистические модели. | 204 |
ОПД.Ф.04 | Уравнения математической физики: уравнения гиперболического, параболического и эллиптического типа; исследование основных задач для уравнений математической физики. | |
ОПД.Ф.05 | Языки программирования и методы трансляции: основные понятия языков программирования; синтаксис, семантика, формальные способы описания языков программирования; типы данных, способы и механизмы управления данными; методы и основные этапы трансляции; конструкции распределенного и параллельного программирования. | 153 |
ОПД.Ф.06 | Системное и прикладное программное обеспечение: основные этапы, методы, средства и стандарты разработки программного обеспечения; системы программирования (принципы организации, состав и схема работы); основные типы операционных систем, принципы управления ресурсами в операционной системе; сети ЭВМ и протоколы передачи информации. | 102 |
ОПДФ.07 | Практикум на ЭВМ: практикум по программированию; практикум по решению прикладных задач (практическое освоение работы на ЭВМ, умение применять стандартные математические методы и математическое обеспечение ЭВМ для решения различных задач). | 400 |
ОПДФ.08 | Методы оптимизации: элементы выпуклого анализа; численные методы математического программирования; оптимальное управление; вариационное исчисление. | 102 |
ОПДФ.09 | Численные методы: численные методы решения задач математического анализа, алгебры и обыкновенных дифференциальных уравнений; численные методы решения задач математической физики; методы решения сеточных уравнений. | 153 |
ОПД.Ф.10 | Теория игр и исследование операций: принятие решений, элементы теории игр, линейные модели; сетевые модели; вероятностные модели, имитационное моделирование. | 51 |
ОПД.Ф.11 | Базы данных и экспертные системы: организация баз данных; модели данных; основные функции поддержки баз данных; языки запросов, представление знаний; экспертные системы. | 102 |
ОПД.Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | 230 |
ОПД.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом | 220 |
ДС.00 | Дисциплины специализаций | 1428 |
ФТД.00 | Факультативные дисциплины | 450 |
ФТД.01 | Военная подготовка | 450 |
Всего часов теоретического обучения | 8032 часа |
Срок освоения основной образовательной программы подготовки математика, системного программиста при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
5.2. Для лиц,имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки математика, системного программиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных формобучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательногостандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часов в неделю. При этом, в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки математика, системного программиста
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки математика, системного программиста на основе настоящего государственного образовательного стандарта. Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. Количество и трудоемкость курсовых работ определяется факультетом.
Контрольные работы являются важным элементом освоения цикла математических и естественно-научных дисциплин и дисциплин общепрофессионального цикла. Количество контрольных работ по дисциплинам определяется факультетом.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
Специализации являются частями специальности и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
Формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин не менее пяти обязательных дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте. При этом в качестве обязательных должны входить следующие четыре дисциплины: «Иностранный язык» (в объеме не менее 340часов), «Физическая культура» (в объеме не менее 408 часов), «Отечественная история», «Философия». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальности)), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
Занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов.
Осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла.
Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-экономических, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации.
Реализовывать основную образовательную программу подготовки математика, системного программиста в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2.Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки математика, системного программиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин и систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью. Преподаватели общих математических и естественно-научных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализаций, как правило, должны иметь ученую степень или опыт работы в соответствующей области, при этом доля преподавателей общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализаций, имеющих ученую степень или звание, должна составлять не менее 50%.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса должно создавать все условия для реализации основной образовательной программы подготовки математика, системного программиста, включая доступ каждого студента к библиотечным фондам, наличие методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий. Вуз должен располагать основными реферативными и научными журналами и научной литературой в области прикладной математики и информатики, а также информационной базой и сетевыми источниками информации в указанной области. Вуз также должен иметь учебно-методическую и научную литературу, необходимую для осуществления подготовки по выбранным специализациям.
Реализация образовательной программы подготовки математика, системного программиста должна обеспечиваться наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий. Уровень обеспечения учебно-методической литературой должен составлять не менее 0.5 экземпляра на одного студента дневного отделения.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
6.5. Требования к организации практики.
Высшее учебное заведение должно иметь базы для организации предквалификационной практики. Предквалификационная практика проводится либо в вузе либо в других организациях, способных обеспечить ее реализацию.
7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта. Выпускник должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками, соответствующими основной образовательной программе подготовки п.4 настоящего государственного образовательного стандарта.
Математик, системный программист должен знать и уметь использовать:
Математик, системный программист должен иметь опыт работы на различных типах ЭВМ, применения стандартных алгоритмических языков, использования приближенных методов и стандартного программного обеспечения для решения прикладных задач, пакетов прикладных программ и баз данных, средств машинной графики, экспертных систем и баз знаний.
Математик, системный программист должен обладать знаниями и умениями, позволяющими применять современные математические методы и программное обеспечение для решения задач науки, техники, экономики и управления и использования информационных технологий в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности.
Математик, системный программист должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками, соответствующими той специализации, по которой он проходил подготовку.
Математик, системный программист должен быть способен к совершенствованию своей профессиональной деятельности в области прикладной математики и информатики.
7.2.Требования к итоговой государственной аттестации специалиста
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация математика, системного программиста включает выпускную квалификационную работу (дипломную работу) и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности математика, системного программиста к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и к продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2.Требования к выпускной квалификационной работе специалиста
Основной целью выпускной квалификационной работы (дипломной работы) является закрепление и углубление теоретических знаний по специальным дисциплинам и приобретение навыков в научно-исследовательской и практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа математика, системного программиста представляет собой законченную разработку, содержащую решение теоретической и/или прикладной задачи, подтверждающую его профессиональные знания и навыки по данной специальности.
Время, отводимое на подготовку дипломной работы, составляет не менее шестнадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности 010200 Прикладная математика и информатика определяются вузом на основании методических рекомендаций, разработанных Учебно-методическим советом УМО университетов, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности 010200 Прикладная математика и информатика.
Учебно-методический совет по прикладной математике и информатике Учебно-методического объединения университетов
Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования