на какой мост лучше посмотреть в питере
Топ-10 мостов Санкт-Петербурга: самые красивые и популярные
Санкт-Петербург словно создан, чтобы гулять по воде. В городе около 100 водоемов, а мостов здесь больше, чем в Венеции. Они поражают воображение: разводные, чугунные, вантовые, цепные, украшенные сфинксами и двуглавыми орлами.
Проплыть под самыми живописным мостами северной столицы можно с помощью судоходных компаний. Например в компании «Навигатор» https://teplohod-restoran.ru туристам предлагают арендовать теплоход, на котором капитан прокатит по заранее согласованному маршруту. Рекомендуем выбирать теплоходную прогулку под мостами, о которых пойдет речь ниже.
Аничков мост
Мост соединяет два берега Фонтанки. Раньше он был деревянным, а в 1841 г. обрел современный облик. Тут стоит распиаренная во всех путеводителях скульптурная композиция Клодта «Укрощение коня». Если заглянуть под одного из жеребцов, можно разглядеть мужское лицо: по легенде, так скульптор отомстил любовнику жены.
Дворцовый мост
Мост-символ Санкт-Петербурга протянулся через красавицу Неву от Зимнего Дворца к стрелке Васильевского острова. Пятипролетный исполин — одна из самых топовых локаций города. Когда мост разводят, открывается необычный вид на шпиль Петропавловской крепости. В ночной тиши, с апреля по ноябрь, чудо инженерии поднимает к небу мостовые «крылья» дважды: с 1:10 до 2:50 и с 3:10 до 4:55.
Мост Ломоносова
Старинная петербургская переправа ведет историю с 1787 г. Ее легко узнать по четырем массивным башням-беседкам, выложенным из гранита. Антуража добавляют крупные железные цепи. За более чем 230 лет вид не изменился. Изначально в беседках находился скрытый подъемный механизм, благодаря которому разводился центральный пролет. «Крылья» поднимали вручную, для этого и нужны были цепи.
Благовещенский мост
Восьмипролетный Благовещенский — рекордсмен по интересным фактам. В 1850 году 300-метровый мост официально признали самым длинным в Европе — 800 метров. В 1917 г. именно за ним стоял крейсер «Аврора», призвавший выстрелом штурмовать Зимний дворец. Под переправой начинается Нева и заканчивается Финский залив.
Мост Александра Невского
Один из самых молодых разводных мостов назван в честь святого покровителя города на Неве. Рядом расположен Троицкий собор, в котором находятся мощи князя Александра Невского. Это был первый в СССР вантовый мост. Стальные тросы при строительстве решили спрятать в бетонные конструкции, а не вынести наружу, как у современных «собратьев». На прочность мост проверяли, прокатив по нему колонну танков Т-34. Разводят мост в 2:30 ночи.
Троицкий мост
Троицкий мост — разводной, но «однокрылый». В этом его особенность: чтобы пропускать суда, поднимают только один пролет. Первым разводной механизм запустил в 1903 г. лично император Николай II. По легенде, под Троицким пролетал Чкалов, чтобы впечатлить невесту. Затем рискованный трюк повторил капитан ВВС Шувалов для съемок киноленты про летчика-легенду.
Лазаревский мост
Когда-то Лазаревский был разводным. И по нему, единственному в Санкт-Петербурге, ходили трамваи. Сейчас по каждой из четырех полос «летает» до 2000 автомобилей в час. Гостям Санкт-Петербурга белые арки переправы напоминают парусник, парящий в воздухе.
Иоанновский мост
Скромный Иоанновский — ровесник Санкт-Петербурга, памятник архитектуры федерального значения. Надежная переправа потребовалась, когда на Заячьем острове стали закладывать Петропавловскую крепость. Здесь кружевные исторические решетки и уютные фонари с фигурами орлов. Постаменты фонарей напоминают обелиски с воинскими копьями, щитами, стрелами и касками.
Банковский мост
Необычный мост, переброшенный через канал Грибоедова, сторожат грифоны с позолоченными крыльями. По замыслу архитекторов, они должны были скрывать опоры конструкции. Жители доверяют мифическим существам свои тайны: загадывают желания, кладут на лапы монетки, целуют хвосты. На головах крылатых львов вечерами зажигаются светильники.
Инженерный мост
Первый Инженерный прославился Чижиком-Пыжиком — самой маленькой скульптурой Санкт-Петербурга. 11-сантиметровая пташка-невеличка прячется на подпорной стенке. Увидеть ее можно, свесившись с парапета набережной, или во время водной прогулки по рекам и каналам северной столицы.
Где и когда лучше наблюдать разведение мостов в Санкт-Петербурге? — Ночная экскурсия
Развод мостов в Санкт-Петербурге давно уже стал замечательной достопримечательностью, которую должен увидеть хотя бы раз в жизни каждый турист, посещающий Северную столицу. Поэтому немало турфирм в своих маршрутах большое внимание уделяют этому прекрасному процессу.
Лучшими часами для наблюдения за разводкой мостов в городе на Неве является то время, которое запланировано по графику, а именно — ночью. Примерно с часа ночи и до пяти утра можно любоваться на то, как исполинские крылья мостов вздымаются вверх, будто огромные птицы со светящимся опереньем отрываются от земли и готовятся к парению.
Чтобы хорошо разглядеть процесс разведения мостов и иметь возможность сфотографировать это приятное зрелище на камеру, стоит прислушаться к некоторым советам от Санкт-Петербург центра.
Когда смотреть развод мостов в Петербурге
Развод мостов в Петербурге можно посмотреть в период навигации, которая в Северной столице открывается в конце апреля и закрывается в ноябре. Лучшее время для того, чтобы увидеть разведение мостов в Санкт-Петербурге — с конца мая до середины июля, в период белых ночей, когда на улице достаточно светло.
Если же вы оказались в Санкт-Петербурге в другое время, но в период навигации, всё равно стоит посмотреть это восхитительное зрелище. Прежде всего, нужно уточнить, разводят ли в этот день мосты. Напомним, петербургские мосты иногда не разводят, это бывает по праздникам — с 1 на 2 мая или с 9 на 10-е мая, а также во время праздника выпускников «Алые паруса» мосты разводят днём.
Немаловажно разузнать, какая ожидается погода ночью, когда вы собираетесь совершить ночную экскурсию с осмотром развода мостов в Петербурге. Следует вам заметить, что в мае, а также в осенние месяцы ночью бывает нередко достаточно холодно с порывами ветра, пронизывающего насквозь, и надо приготовить тёплую одежду и обувь, непродаваемую куртку и ботинки, ветровку или даже дождевик, либо уже и зимний пуховик. О петербургской погоде вы можете узнать из публикации Санкт-Петербург центра.
Затем, необходимо выяснить, на какой стороне Невы вы хотите застать момент развода мостов в Петербурге и продумать маршрут. Любоваться разведёнными мостами можно прогуливаясь, но лучше проезжая по набережным: первые 4 моста через Неву разводятся в интервале 15–20 минут.
Нужно узнать, какие мосты в Северной столице разводятся и точный график разводки мостов в Санкт-Петербурге, нужно будет определиться с тем, на разведение каких мостов в городе на Неве вы хотите попасть, что посмотреть и чем полюбоваться. Важно тоже разузнать, как потом можно добраться без проблем до того места или гостиницы Петербурга, где вы остановились в Северной столице.
Разводные мосты Санкт-Петербурга
Разводные мосты перекинуты через Неву — мост Александра Невского, Володарский, Большеохтинский мост, Литейный мост, Троицкий мост, Финляндский железнодорожный мост.
Через Большую Неву — Дворцовый мост и Благовещенский мост. Через Малую Неву — Биржевой мост и Тучков мост. Два раза за ночь разводятся — Дворцовый, Володарский, Благовещенский и Тучков мосты.
Мост Александра Невского
Мост Александра Невского — самый длинный разводной мост через Неву. Его длина без береговых сооружений 629 метров, вместе с пандусами — 905,7 метров.
Переправа соединяет центральную часть города и правый берег Невы, от площади Александра Невского и Красногвардейский район Петербурга у Заневского проспекта.
На момент открытия 5 ноября 1965 года это был не только самый крупный мост из предварительно напряженного железобетона в городе, но и один из крупнейших мостов такого типа в нашей стране.
Большеохтинский мост
Большеохтинский мост — разводной мост через реку Неву в Санкт-Петербурге. Первый из петербургских мостов через Неву с ездой понизу (проезжая часть расположена на уровне низа пролётного строения) и разводным пролётом в середине реки.
Мост назван по протекающей рядом реки Большой Охты. Мост является памятником истории и культуры. Большеохтинский мост имеет самый большой пролет — 136 метров.
Володарский мост
Володарский мост — разводной мост через Неву, первый железобетонный мост через главную водную артерию города. Находится в створе Народной и Ивановской улиц Невского района и соединяющий южную и правобережную часть города.
Переправу назвали в честь революционного деятеля В. Володарского. Володарский мост —единственный в Петербурге мост с эстакадной пристройкой для съезда трамваев (левый берег). В народе получил название «Последняя надежда», из-за самой поздней разводки.
В течение полувека, в 1936-1986 годах на этом месте находился арочный железобетонный мост в стиле конструктивизма, но за столь длительный срок из-за возросших на него нагрузок он оказался крайне изношен. Поэтому в 1986—1993 годах старый мост разобрали и полностью реконструировали в новом исполнении.
Дворцовый мост
Дворцовый мост — раскинут через Большую Неву и это один из двух мостов соединяющий центральную часть города, Адмиралтейский остров — от Зимнего дворца, и Васильевский остров, у Ростральной колонны. Находится на оси Дворцового проезда и Биржевой площади.
Разведённый центральный двукрылый пролёт Дворцового моста — один из символов города. Интересно, что каждый из пролётов Дворцового моста весит по 700 тонн, а они не кажутся такими грузными. Торжественно Дворцовый мост был открыт 23 декабря 1916 года.
Свое название мост получил из-за Зимнего дворца находящегося рядом с ним. Дворцовый и Биржевой — два моста которые симметрично дополняют друг друга органично выписываясь в архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова.
Биржевой мост
Биржевой мост — разводной мост через Малую Неву в Санкт-Петербурге, один из двух разводных мостов соединяющий Васильевский остров с Петроградской стороной. Биржевой мост получил свое название в 1894 году от здания Биржи, расположенной на стрелке Васильевского острова.
Внешне конструкция Биржевого моста схожа с Дворцовым мостом. Длина моста — 239 метров. Опоры моста облицованы гранитом. Мост украшают чугунные перила с узором в виде трезубца Нептуна.
Тучков мост
Тучков мост — разводной мост через Малую Неву, наряду с Биржевым мостом соединяет между собой соединяет Васильевский и Петроградский острова. По одной из них мост назван в честь архитектора моста – В. Тучкова строившего мост в XIX веке, а по второй версии название мосту дал купец Авраам Тучков.
Первый мост на этом месте был построен в 1758 году в створе Малого проспекта Васильевского острова. 18 ноября 2017 год мост был открыт после реконструкции. 19 ноября движение было открыто для общественного транспорта.
Благовещенский мост
Благовещенский мост — разводной мост, первый постоянный мост через Неву, соединяющий между собой Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова — от Английской набережной до Университетской набережной Васильевского острова.
Его ограждение, фонари и павильоны моста являются объектом культурного наследия. Мост раскинут через реку Неву и по линии этого моста проходит водораздел между Невой и началом Финского залива.
Находясь на стоянке у Благовещенского моста, легендарный крейсер «Аврора» сделал свой выстрел, послуживший началом к штурму Зимнего дворца в 1917 году.
Литейный мост
Литейный мост — разводной мост через Неву, соединяющий центральную часть города — по оси Литейного проспекта с Выборгской стороной — улица Академика Лебедева. После Благовещенского моста,
Литейный мост — второй постоянный мост через Неву. Переправу построили через самое глубокое место Невы, где глубины достигают 24 метров. Стоит заметить, что самое длинное в мире разводное крыло имеет Литейный мост в Санкт-Петербурге. Длина этого крыла — 67 метров.
Разводка: 01:40 — 04:45
Троицкий мост
Троицкий мост — разводной мост через Неву, который соединяет между собой Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова. Третий постоянный мост через Неву, после Благовещенского и Литейного мостов.
Троицкий мост — один из красивейших и старейших петербургских мостов. Эта переправа является работой знаменитого архитектора Эйфеля, который также является автором знаменитой парижской Эйфелевой башни.
До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе — 582 метра. Северную часть моста пересекает Пулковский меридиан.
Название мост получил по находившейся рядом Троицкой площади с Троицким собором, разрушенному в 1932 году. Существует легенда, именно под Троицким мостом Валерий Чкалов осуществил свой исторический и героический, одновременно хулиганский (несанкционированный) пролёт.
Никаких документальных подтверждений этому нет. Однако в интервью, которое давала жена легендарного лётчика много лет спустя газете «Смена», она сказала о том, что такой случай имел место. Повторение этого полёта было осуществлено в 1940 году лётчиком Евгением Борисенко для фильма «Валерий Чкалов».
Ещё есть Финляндский однопутный разводной мост через Неву — железнодорожный на Финляндской соединительной железнодорожной ветке, разводка: 02:20 — 05:30. И три переправы: Сампсониевский, Кантемировский и Гренадерский мосты разводят редко с 1:30 до 4:30 по предварительной заявке за двое суток.
Лучшие места, где посмотреть развод мостов в Петербурге
Левый берег Невы
Можно остановиться на левом берегу Невы там, где Невский проспект, Адмиралтейство и Московский вокзал. Никаких проблем не возникнет у вас после развода мостов добраться до отеля пешком или на такси.
Отличными местами считаются набережная Невы у Зимнего дворца и рядом с Адмиралтейством и памятником Петру I «Медный всадник».
От Зимнего дворца можно будет увидеть развод Дворцового моста, начинается в 01:10 и 03:10, но иногда задерживается, и Троицкого моста, в 01:20.
От памятника Петру Великому «Медный всадник» прекрасно наблюдать — развод Дворцового и Благовещенского мостов (раньше это был мост Лейтенанта Шмидта).
Со всех вышеназванных точек делают большинство фотографий на открытках и календарях, которые расходятся по всем уголкам России и мира, и являются визитными карточками Санкт-Петербурга.
Сразу предупредим, что и в этих местах в хорошую погоду и особенно в белые ночи больше всего людей, бывает очень много и место у гранитного парапета даже занимают заранее, где-то за час. Ближайшие станции метро — «Адмиралтейская» или можно прогуляться от станции метро «Невский проспект».
Правый берег Невы
На другом берегу Невы — это Петроградская сторона, Чёрная речка, Озерки и другие места, будет немного сложнее в плане потом добираться до отеля, придётся только на такси.
Тут удачным местом для наблюдения будет — Стрелка Васильевского острова. С этой перспективы вы сможете наблюдать развод Дворцового и Троицкого мостов. Кроме наблюдения за процессом, вы сможете послушать музыкальный фонтан.
На Стрелке Васильевского острова открывается один из самых красивых видов — на Дворцовый мост и Исаакиевский собор. Вдалеке будет виден и Троицкий мост. Если вы не хотите остаться на Васильевском острове до утра, то на любование у вас останется около 20 минут. Проблема в том, что Биржевой мост, который соединяет Васильевский остров и центр города, разводится в 2 часа ночи, и нужно успеть по нему вернуться на Петроградскую сторону.
Нередко туристы ждут развод мостов у плавучего ресторана «Летучий Голландец» на Мытнинской набережной. Но скажем прямо, это не самый удачный вариант, поскольку отсюда не очень хорошо просматривается Дворцовый мост. Можно рискнуть и пойти на стрелку Васильевского острова, потом вернуться к «Летучему голландцу» и посмотреть развод Биржевого. В любом случае, вы уже ничем не рискуете.
В случае, если вы опоздали и не перешли по Биржевому мосту, то придётся гулять по Васильевскому острову до момента, когда не сведут Дворцовый. Это происходит в 2:50, иногда и раньше. У вас будет 20 минут, чтобы перейти через мост к Зимнему дворцу.
Добраться до Стрелки Васильевского острова можно порекомендовать доехать на одном из последних поездов метро до станции «Спортивная» — оттуда до Стрелки около 1 км.
Более интересный вариант, тем более, что у вас будет время в запасе, — доехать до ст. м. «Горьковская», чтобы посмотреть мини-Петербург. Для этого нужно пройти 200 метров в сторону Мюзик-Холла, а затем пройти через сад к Петропавловской крепости и вдоль острова идти к зданию Биржи на Стрелку Васильевского острова. Этот маршрут около 2 километров проходит по очень красивым местам и ночью у вас однозначно будут попутчики.
Чтобы посмотреть развод Троицкого моста, нужно доехать до станции метро «Горьковская» и идти через сад к мосту и Петропавловской крепости, около 400 м. Преимущества в том, что можно смотреть развод с очень близкого расстояния, не нужно будет никуда торопиться. Интересно и то, что разводится только один пролёт моста. Отсюда вдалеке будет виден и Дворцовый мост.
Васильевский остров
Если вы остановитесь в отеле на Васильевском острове, то можно смотреть развод мостов со Стрелки, отсюда отлично виден Дворцовый мост, а вдалеке — Троицкий мост, или с Университетской набережной, у Кунсткамеры, где хорошо виден Дворцовый и Благовещенский мосты. Оба варианта хороши.
С Васильевского острова во время развода мостов в другие районы добраться тяжело. Катерам категорически запрещено перевозить пассажиров с берега на берег. Всё большую популярность набирают Дворцовая, Адмиралтейская и Университетская набережные. Там собирается наибольшая зрительская аудитория.
Можно выбрать автобусную экскурсию, во время которой вас провезут вдоль Невы. Обычно на таких экскурсиях делаются остановки, и вы можете подойти ближе к пролётам моста. Ещё один вариант — поехать на водную экскурсию или заказать индивидуальную прогулку на катере. В момент разведения мостов в акватории Невы их собирается великое множество.
20 самых красивых мостов Санкт-Петербурга.
Через многочисленные реки, каналы, озера и пруды Петербурга, в общей сложности, перекинуто более 300 мостов, поэтому познакомиться с мостами «северной Венеции» — все равно, что узнать город. Почти все парадные переправы строили в центре, рядом с главными достопримечательностями. Но не меньше других интересных сооружений можно увидеть, если свернуть с привычных туристических маршрутов.
Дворцовый мост, давно ставший одним из главных символов Петербурга, перекинут между Васильевским островом и Центральной частью города. Свое название он получил благодаря соседству с Дворцовой набережной и Зимним дворцом.
Как и многие другие переправы, раньше он был деревянным, с перилами, масляными фонарями и широкой проезжей частью. Тут проходил рельсовый путь конки, а в 1911 году по нему пустили трамвай, обустроили тротуары с двух сторон. В том же 1911-ом был утвержден проект постоянного моста, и в этом виде, за небольшими изменениями, мы и можем видеть его сегодня.
Ну и, конечно, это самый известный разводной мост. Его разводят два раза за ночь, движение закрыто с 1.25 до 2.50 и с 3.10 до 4.55. Лучшее место для наблюдения за этим потрясающим зрелищем ‒ Дворцовая набережная. На всем ее протяжении от Зимнего дворца до Суворовской площади без помех видны сразу три разводящихся моста – Троицкий, Дворцовый и Биржевой.
Литейный мост установлен там, где Нева имела самую большую глубину ‒ 24 метра. А свое название он получил в честь Литейного двора, того самого, где отливали пушки во времена Петра I. Сейчас от двора не осталось и следа, но название закрепилось не только за мостом, но и за Литейным проспектом. Если пройтись по Выборгской стороне и выйти на мост, то вас ожидает один из самых восхитительных видов на Санкт-Петербург. По дороге можно полюбоваться красивейшими ажурными решетками, которыми украшен Литейный, выполненными по рисункам архитектора К.К. Рахау. На них две русалки держат в руках щит с гербом Петербурга, а их хвосты вплетены в фигурный растительный орнамент.
Литейный разводят один раз в сутки, правда, поднимают только одну секцию, что, конечно, выглядит не так эффектно, как два взмывающих вверх крыла Дворцового.
Поговаривают, что с финансовыми проблемами необходимо идти к Банковскому мосту, и там попросить грифонов о том, чтобы денежные неудачи поскорее закончились. Согласно поверью, мифические чудовища с позолоченными крыльями подарят свое покровительство и помогут тем, кто поцелует их выше хвоста или же положит любую монетку под лапу. Это один из трех уцелевших цепных мостов дореволюционного Петербурга. Его главное украшение мы уже упомянули – это грифоны, отлитые в 1826 году из чугуна скульптором П.П. Соколовым. Они носят не только эстетическую роль, но и «прячут» цепные конструкции. На этом мосту стоит задержаться, ‒ отсюда открывается замечательный вид на Храм Спаса на Крови, Казанский собор, Дом Зингера и Невский проспект.
Львиный мост находится в пятнадцати минутах ходьбы от Банковского. Как и свой «сосед», этот небольшой мостик давно стал одним из самых известных через канал Грибоедова. Он был открыт в тот же год, что и Банковский, а трудился над скульптурами, украшающими его, все тот же мастер – П. Соколов. На этом сходства не заканчиваются – как и грифоны, львы здесь поставлены не только ради красоты. За их фигурами спрятаны чугунные детали опор, соединенные цепями, которые львы удерживают в пастях.
Но если к Банковскому идут за решением денежных проблем, то Львиный мостик включают в прогулочные маршруты, скорее, благодаря особой, царящей вокруг него романтичной атмосфере. Кроме внешнего вида, можно насладиться и прекрасной панорамой, открывающейся с моста ‒ как раз в этом месте канал начинает изгибаться, и поэтому точка обзора получается весьма выгодной для смотрящего.
Львиный мост в свое время так впечатлил немцев, что в 1838 году на территории берлинского Тиргартена они поставили его копию, правда, уменьшенную, и в деревянном исполнении.
Аничков мост – еще один из признанных символов Петербурга. Кое-кто из местных жителей наверняка будет вас уверять, что название происходит от имени Аня, ласково – Аничка, за что, собственно, их нельзя винить – уж очень слово «Аничка» питерское, ласкающее слух. На самом же деле человек, в честь которого мост получил свое имя ‒ подполковник-инженер Михаил Аничков, чьи батальоны во времена Петра I находились за Фонтанкой ‒ в Аничковой слободе.
Этот мост знаменит четырьмя скульптурными композициями П. Клодта «Укротители коней». Когда будете проходить по этому мосту, обратите внимание на то, что у скакунов, повернутых к Адмиралтейству, на копытах есть подковы. А вот у скульптур, глядящих на площадь Восстания, подков вы не обнаружите. Объяснить это можно тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские и кузницы. Так что все выходит вполне логично: уже подкованные лошади «идут» от кузниц, а неподкованные, наоборот, располагаются лицом по направлению к Литейному проспекту.
Синий мост – своеобразный рекордсмен. Его ширина ‒ 97,3 метра − позволила ему получить звание самого широкого моста в мире. Как вы понимаете, на него стоит взглянуть, тем более что расположен он в самом центре, соединяя Исаакиевскую площадь с Вознесенским проспектом. Если пройтись по нему задумавшись, то можно даже и не заметить, что преодолел реку ‒ это мост-невидимка, из-за своей ширины воспринимающийся как часть площади.
Мост не случайно стал синего цвета, так повелось с давних пор. Еще когда он был деревянным, местные жители путали 4 однотипных моста, расположенных рядом. Городские власти решили выкрасить их в яркие цвета, и, таким образом, решили проблему – теперь принять один за другой стало действительно сложно.
«Брат» Синего, он тоже был выкрашен яркой краской, чтобы горожане перестали путаться в однотипных переправах. Его красота может показаться несколько грубоватой, по сравнению со многими другими изящными, ажурными питерскими мостами. Тем не менее, это единственный из четырех похожих друг на друга мостов Мойки, который дошел до наших дней в своем первоначальном виде.
Он появился еще в 1717 году, был выполнен из дерева и назывался «Белым». Только спустя два года ему присвоили привычное для нас имя. К 1808 было решено заменить его металлическим, что и сделали, отлив части новой переправы из чугуна.
Еще один повод посетить этот мост ‒ рядом с ним, на набережной Мойки, стоит одно из самых интересных петербургских зданий в стиле модерн ‒ бывший торговый дом фирмы «Эсдерс и Схейфальс», которому недавно вернули исторический облик, восстановив купол и башню со шпилем.
8. Мало-Конюшенный мост.
Мало-Конюшенный входит в уникальную мостовую композицию, известную под названием «Тройной мост».
Уже в XVIII веке здесь существовала переправа, ‒ это были два нешироких деревянных мостика: через Екатерининский канал перекинулся Мало-Конюшенный, а через реку Мойку − Перво-Конюшенный. Но такое название сохранялось за последним недолго, ‒ когда на Марсовом поле в 1770 году открыли театр, его переименовали в Театральный. В XIX веке было решено заменить деревянные сооружения, и архитектор К.И. Росси в 1807 г. задумал проект двух мостов, которые «встречались» бы в общей опоре на середине Мойки, а концами опирались на берега Екатерининского канала и Мойки. Чтобы поддержать эти два моста архитектурно, вдоль здания Главных императорских конюшен построили третью мостовую арку.
В народе композиция называется просто ‒ Трёхарочный мост, причем это название так укоренилось, что не каждый житель Петербурга вам сможет подсказать, где находится, например, Театральный мост, а вот если спросить про Трехарочный, то любой укажет верное направление. Расположена эта уникальная композиция перед площадью у собора Спаса на Крови, к нему примыкает Михайловский сад.
Мост был построен для того, чтобы соединить перед Марсовым полем Суворовскую и Троицкую площади.
Его проект был в 1897 году утвержден Николаем II, и, помимо всего прочего, это строительство имело еще и политическое значение. Во время поездки Николая II во Францию в 1896 году, в Париже была заложена переправа через Сену, которую назвали именем Александра III. В качестве ответного жеста, в 1897 году, когда Феликс Фор приехал в Петербург с обратным визитом, церемония закладки Троицкого моста состоялась при его участии. Известно, что президент и император положили в основание моста по монете, так что, возможно, они лежат там до сих пор. Правда, называть в честь президента мост не стали, и свое имя он получил от Троицкого Собора, который был разрушен в 1932 году.
Только на Троицком не составит труда узнать, где находится середина моста, ‒ в этом месте орнамент ограды меняет наклон.
10. Египетский мост.
Этот мост связывает части Лермонтовского проспекта через реку Фонтанку. У него тоже есть своя загадка – краеведы уже много лет ломают голову над тем, почему этот парадный и необычайно красивый мост был построен вдали от центра города. По одной из версий, причина тому – находящиеся неподалеку армейские казармы. Якобы, таким образом, правительство пыталось пропагандировать патриотизм в армии. Но это всего лишь гипотеза, у которой нет никаких подтверждений.
Сам мост оформили в древнеегипетском стиле. Все его архитектурные элементы, колонны, порталы и другие части были украшены иероглифами, которые переплетались в причудливых орнаментах. При въезде на мост гостей встречали сфинксы, отлитые из чугуна, на голове у которых стояли шестигранные фонари. Отсюда и название ‒ Египетский мост.
Сегодня мифические звери продолжают свою «жизнь» на мосту, но это единственный сохранившийся до наших дней архитектурный элемент. В 1905 году здесь случилась трагедия ‒ на мост въехала длинная вереница повозок, конструкция не выдержала тяжести и обвалилась. К счастью, обошлось без человеческих жертв, но мост пришлось основательно перестраивать.
11. Пантелеймоновский мост.
Пантелеймоновский мост возвели в 1824 году, за основу был взят проект В.К. Треттера и В.А. Христиановича.
Он, перекинувшись через Фонтанку, соединяет остров Летний сад с Безымянным островом.
Пантелеймоновский стал первым построенным цепным мостом не только в России, но и в Европе. Он частенько раскачивался от порывов ветра, но некоторые петербуржцы, будучи уверенными в его прочности, даже любили этот эффект.
Решение о его реконструкции было принято после трагедии на Египетском мосту, когда большая часть строения обвалилась, не выдержав нагрузки. А так как конструкции этих двух мостов практически не отличались друг от друга, то решение было вполне закономерным. Многие горожане, в их числе известный художник и историк искусства А.Н. Бенуа, протестовали против демонтажа необычного моста, но в 1906 г. он был разобран, а в 1907-1908 гг. сооружен новый металлический арочный мост по проекту инженера А.П. Пшеницкого, который декорировали в духе классицизма: изображения пик, щитов, мечей, львиные маски и сейчас можно увидеть на его решетках.
Поцелуев мост, перекинутый через Мойку в Адмиралтейском районе, соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Он уникален уже тем, что сохранившись неизменным внешне с начала XIX века, является памятником начала чугунного мостостроения. Кроме исторического значения, это место обросло городскими легендами исключительно из-за своего названия. Конечно, мост был назван так не из-за количества людей, целовавшихся на нем, а по фамилии купца Поцелуева, державшего поблизости популярное питейное заведение «Поцелуй». Тем не менее, существует поверье, что при расставании нужно на этом месте поцеловать человека, и тогда он вернётся. А если здесь поцелуются влюбленные, то они непременно будут счастливы, причем, чем дольше будет длиться поцелуй, тем долговечнее будет и их счастье.
Отсюда же открывается один из лучших видов на Исаакиевский собор.
13. Большеохтинский мост.
Большеохтинский мост, как и многие другие, неоднократно менял свое название. Когда в 1909 году задумали соединить район Малой Охты с историческим центром города, вспомнили, что грядет 200-летие Полтавской битвы, победа в которой неразрывно связана с именем Петра I, и назвали мост в честь великого российского императора. Строительство закончилось в рекордно короткие сроки, и уже в октябре 1911 года переправа открылась для движения.
После 1917 года мост стал называться «Большеохтенский», а в 1954 году, ввиду изменившейся орфографии ‒ «Большеохтинский». Правда, некоторые петербуржцы до сих пор величают его мостом Петра Великого. А еще шутят, что он хранит в себе частицу Франции: как и Эйфелева башня, он выполнен из клепаных конструкций, и, как и знаменитую «парижанку», горожане сначала ругали его за «уродливость». Однако история расставила все по своим местам: сегодня сложно представить себе Париж без Эйфелевой башни, давно ставшей символом Франции, а Большеохтинский, вопреки всем нападкам, признан одним из самых красивых мостов в мире.
14. Большой Обуховский мост.
Этот мост самый «молодой» в нашей подборке. Он считается одним из самых длинных в России и представляет собой два одинаковых моста, транспорт по которым движется в противоположные стороны. Мост построили совсем недавно, работы по его возведению начались в 2004 году, а в начале 2008 года на каждой очереди было пущено одностороннее четырёхполосное движение.
«Вантовый мост» ‒ второе имя, которое ему дали горожане из-за характерных архитектурных элементов.
Обуховский мост перекинут между Октябрьской набережной и Проспектом Обуховской обороны, и стоит на границе Невского района Санкт-Петербурга и Всеволожского района Ленинградской области.
Когда мост еще строился, среди петербуржцев впервые в истории города провели голосование. Каждый мог указать, какое название ему больше по душе, и сейчас этот мост мог бы носить имя «Ленинградский», «Ольги Берггольц», «Невский» или «Ижорский», но все же был назван по расположенному рядом Обухову. Ну а поскольку один Обуховский мост в Петербурге уже есть, то появилась приставка «Большой».
15. Благовещенский мост.
Благовещенский знаменит не только своим нарядным внешним видом, но и тем, что стал первым постоянным мостом через Неву, соединив Василеостровский район с центральной частью города.
Строить его начали в 1843 году, по проекту инженера С.В. Кербедзы. В то время, при въезде на мост, можно было увидеть небольшую часовню, освященную в честь св. Николая Чудотворца. Но в 1930 году это изящное строение снесли из-за жалобы общества «Старый Петербург — Новый Ленинград». На пустой территории планировали возвести памятник лейтенанту Шмидту, однако проект так и не был реализован, а гранит часовни использовали при ремонтных работах на набережной канала Грибоедова в районе Львиного моста.
За свою долгую историю он неоднократно менял свое название: сначала был «Невским», потом его переименовали в «Благовещенский» (по имени левобережной Благовещенской площади), в 1855 году мост стал «Николаевским». А после событий 1917 года, он вновь был переименован, и название «Мост Лейтенанта Шмидта» сохранилось до начала XXI столетия, пока ему не вернули прежнее, историческое имя.
16. 1-й Инженерный мост.
1-й Инженерный мост, перекинутый через Мойку, соединяет два острова ‒ Летний сад и Спасский. Деревянная переправа здесь существовала с 1780-х годов и называлась «Летней». С одной стороны находился Михайловский (Инженерный) замок – дворец императора Павла, его последняя резиденция и место, где он был убит, с другой – всем известный Летний сад.
Во второй половине XVIII века появился проект нового моста, автором которого стал известный архитектор Ф. Растрелли. Новый мост был возведен на месте прежнего, и стал крытым, т.к. он соединял Летний сад и Летний дворец Елизаветы Петровны, и дождь не должен был доставить императрице неприятности. Название осталось прежним ‒ «Летний мост», иногда его называли «Летний переходный». В 1780-х годах он был немного перемещён к набережной Фонтанки.
Здесь же находится и знаменитый памятник Чижику-Пыжику, установленный в 1994 году. Согласно городским поверьям, нужно загадать желание и кинуть монетку в фигурку птички, но сделать это так, чтобы она осталась лежать на камне-«постаменте» ‒ тогда желание обязательно сбудется.
17. Мост имени Ломоносова.
Мост им. Ломоносова, расположенный на Фонтанке, до 1785 назывался «Чернышев», так как рядом находилось богатое имение известного графа Чернышева.
Этот мост, как и пять других переправ через Фонтанку, был деревянным. Уже практически в конце XVIII века было решено перестроить все шесть сразу по проекту инженера Перроне.
Новый мост состоял из трех пролетов, два крайних сделали каменными, а средний оставили деревянным, т.к. он являлся разводным (раньше Фонтанка была судоходной рекой). По бокам поставили башни, в которых были спрятаны разводные механизмы.
С тех пор мост долгое время не менял своего облика, и со временем стал одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Первую реконструкцию строение пережило в 1859 году. К тому времени, судоходное движение на Фонтанке практически прекратилось. Тогда средний, деревянный пролет заменили на постоянный, и он перестал быть разводным.
Сейчас мост находится под охраной государства, как архитектурный памятник.
Если вы решите прогуляться по набережной Фонтанки вечером, то сможете увидеть красочную ночную подсветку, которая вместе со зданиями площади Ломоносова и улицы Росси создает единый иллюминационный ансамбль.
18. Эрмитажный мост.
Эрмитажный – самый «горбатый» из всех питерских мостов.
Еще в 1720 году на этом месте была построена первая переправа через Зимнюю канавку в точке её впадения в Неву. Инженером сооружения, рассчитанным на проезд одной телеги или коляски, стал Герман ван Болес.
Конечно, когда начали возводить величественную Дворцовую набережную, было решено изменить и переправу. Так, с 1763 по 1766 родился тот самый мост, который мы видим сегодня. Он был выполнен из камня и облицован гранитными плитами. Высокий дугообразный подъём стал его особенной чертой.
До 1828 года переправа носила имя Дворцового моста. Но уже в 1829 году, она получила современное название ‒ Эрмитажный мост, из-за близкого расположения со зданиями Эрмитажа.
Кстати, в 1933 году планировалось сгладить его фирменную «горбатость», но, к счастью, архитектурный комитет не поддержал это решение, так что после ремонта мост полностью сохранил свой уникальный облик.
А еще у него есть второе имя ‒ «Мостик Лизы». Так его стали величать после написания знаменитой оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама», где в одном из действий Лиза бросается с Эрмитажного моста в холодную воду.
Фонарный мост соединяет Фонарный и Почтамтский переулки.
Назван он, как несложно догадаться, по имени переулка, где жили фонарщики и находились фонарные мастерские. В XIX веке это простое название неожиданно стало двусмысленным, так как на близлежащих улицах располагалось множество публичных домов, вход в которые был отмечен красными фонарями.
Фонарный мост неоднократно перестраивался и видоизменялся. К 1973 году он обрел свой новый облик, спроектированный Л.Н. Соболевым и Л.А. Носковым, ‒ переправа стала железобетонной, а ее внешний вид постарались сделать похожим на другие мосты, перекинутые через Мойку. Рядом с Фонарным мостом множество знаковых достопримечательностей: Музей связи, здание Почтамта, Дом культуры Союза связи, Дом Архитекторов.
20. Иоанновский мост.
Соединяет Заячий остров с Троицкой площадью Иоанновским мостом, старейшим в Санкт-Петербурге.
Первое его название мы уже встречали – «Красный мост», но уже в 1730-х он стал носить имя «Петровский», а в 1890 году был переименован, и дошел до нас как Иоанновский.
Ни одна экскурсия в Петропавловскую крепость не может обойтись без прогулки по Иоанновскому мосту. Береговые дамбы переправы решены в форме каменных арок. Средняя, деревянная часть неоднократно перестраивалась. Раньше она была подъемной, чтобы крепость, в случае необходимости, могла защититься от врага.
В 1953 году оформление моста претерпело свое последнее изменение по проекту архитектора А.Л. Ротача. В таком виде он и дошел до наших дней: решетки ограждения и фонари в виде пучков копий, увенчанных двуглавыми орлами и обелисков с касками, выполнены по образцам, изготовленным в начале XIX века для наплавного Троицкого моста.
В 2003 году под мостом была установлена фигурка зайца. Неофициально её называют «Зайчик, спасшийся от наводнения». По поверьям, в зайчика тоже нужно попасть монетой, и тогда счастливчика ожидает удача во всех начинаниях.
Найдены возможные дубликаты
вантовый кстати, действительно симпатичный. окна на него выходят. ночью красиво ^_^
Отличный пост! Жаль, недооцененный.
После оглушительного успеха оперы, многие поговаривали, что видели в полночь на этом мосту призрак девушки))
Первый раз это слышу. Тем не менее, спасибо за забавную инфу. )
Я на Эрмитажном мосту чуть не взлетел, когда в Питер ездил.
Сначала текст потом картинка! Ну а так норм пост.
В следующий раз попробую в начале текст. )
После реставрации на Большеохтинском мосту восстановили надпись «Мостъ императора Петра Великаго», многие, и я до Вашего поста, были уверены, что его переименовали.
Лайфхак из Питера
Торжественная церемония подъема Андреевского флага на дизель-электрической подводной лодке Б-602 «Магадан» проекта 636.3
О ПЕТЕРБУРГСКИХ ГЛИНАХ
Наверное, всякий знает: если попросить быстро назвать домашнюю птицу, фрукт и поэта – большинство не задумываясь ответят: «Курица, яблоко, Пушкин». А вот триаду «Петербург, кирпич, Слепушкин» знают немногие. Почему так, и о чём вообще речь?
Строить, строить, строить!
Пётр Первый мечтал, чтобы Петербург был похож на Амстердам с каменными домами под крышами из черепицы. Архитекторы Жан-Батист Леблон и Доменико Трезини вычертили план необычного для России города с прямыми улицами. Строгой сетью линий рассекли Васильевский остров, торгово-административный центр Петербурга… К 1725 году здесь насчитывали 40,000 жителей, а дом был нужен каждому с самых первых дней.
Как строить, из чего строить?
Из дерева срубили первый в городе Троицкий собор, первый Гостиный двор, первую пристань и первый трактир «Аустерия четырёх фрегатов». Даже в Петропавловской крепости каменные стены с бастионами начали возводить только на третий год.
Типовыми служили одноэтажные каркасные дома, обмазанные местной глиной, иногда с дёрном на крыше. Сенат – мазанка, Почтовый двор – мазанка, и новый Гостиный двор тоже. Но богатые россияне не желали жить в хатах. Канцлер Головин взял камень из развалин крепости Ниеншанц, и в 1710 году на Берёзовом острове появился первый каменный дом Петербурга. Для генерал-губернатора Меншикова построили каменную усадьбу на Васильевском острове.
Тогда же Пётр Первый объявил кирпич главным строительным материалом будущей столицы и повелел в указе: «Кирпичным заводам существовать при Санкт-Петербурге по рекам Неве, Ижоре и Тосне».
Кирпич кирпичу рознь
Глину здесь добывали за столетия до Петра. Технология была немудрёной: в тёплое время года вручную формовали блоки, сушили на солнце, а потом обжигали в небольших печах. Тогдашний завод – это «изба для рабочих с каморкой, пять печей кирпичных, над печами шатры, покрытые тёсом, амбар, восемь кирпичных сараев».
Производства при старинных глиняных карьерах принадлежали Канцелярии каменных дел, работали подрядным способом и вскоре стали выпускать до 15 миллионов кирпичей в год.
Много это или мало? Например, дом Нарышкиных – это 438,200 кирпичей. К 1726 году на Васильевском острове было 113 кирпичных зданий. Голландские мечты Петра постепенно сбывались, хотя даже через сто лет из 8,000 петербургских домов больше 5,000 всё ещё были деревянными.
На правом берегу Невы против села Рыбацкого в 1765 году обосновались 60 переселенцев с семьями из королевства Вюртемберг и прусской провинции Бранденбург. Так появился Новый Саратов – в отличие от Саратова главного, где жили немцы Поволжья.
Новосаратовская колония быстро выросла в аккуратный патриархальный германский городок, где к удивлению и восхищению русских никогда не было нищих. Впавшему в бедность помогали всем миром, чтобы побыстрее выкарабкался. Малолетним сиротам вскладчину собирали деньги на учёбу и воспитание, а подросшим подыскивали удачный брак.
В 1775 году контроль за производством кирпича передали специально созданному Каменному приказу, а в пушкинские времена к здешним кирпичным заводчикам ездили учиться.
Фёдор Никифорович Слепушкин появился на свет в 1783 году и фамилию получил по кличке ослепшего деда. Крепостной крестьянин из-под Ярославля выучился читать и в 1803 году перебрался на отхожий промысел в Петербург. Торговал вразнос на улицах варёной грушей, со временем открыл мелочную лавку, а потом продал всё и переехал в Новосаратовскую колонию.
Там Слепушкин осилил немецкий язык, открыл лодочный перевоз через Неву, научился у немцев производству, выстроил завод и скоро уже поставлял городу по семи миллионов кирпичей в год…
…а ещё начал писать стихи. Он заочно учился у Языкова, Крылова, Жуковского и Пушкина: увидав стихи Слепушкина, Александр Сергеевич сперва отказывался верить, что тот пишет сам.
Успех, свобода и триумф
Слух о крестьянском поэте, который кирпичи миллионами печёт, – или кирпичном заводчике, который недурные стихи сочиняет, – дошли до Николая Первого. Молодой любопытный император вызвал Слепушкина к себе и под впечатлением от разговора пожаловал гостю кафтан с золотыми галунами, а императрица Александра Фёдоровна подарила золотые часы. Пушкин завидовал и возмущался: «Стыдное дело: Сле-Пушкину дают и кафтан, и часы, и медаль, а Пушкину полному – шиш». Золотой медалью Слепушкина наградила Российская Академия наук.
При этом до 1826 года кирпичный король оставался крепостным: хозяйка его, урождённая графиня Орлова, заломила за вольную 3,000 рублей – стоимость 200,000 кирпичей в ценах начала XIX века. Вынуть громадные деньги из оборота и оторвать их от семьи Фёдор Никифорович не мог. Тогда Пушкин и другие поэты при поддержке княгини Юсуповой собрали нужную сумму; Слепушкин выкупил себя со всей семьёй и приписался к купеческому сословию.
Первый поэт среди кирпичников и первый кирпичник среди поэтов опубликовал ещё несколько книг и получил золотую медаль на Андреевской ленте; его стихи сборником издала Академия наук, их публиковали в переводах на немецкий, французский и английский в Европе. Фёдор Никифорович, имея к середине 1840-х годов семью в 50 человек, содержал на средства от кирпичного производства школу в Рыбацком: он по своему опыту знал, как важно выходцам из низов общества обучиться грамоте.
Умер Слепушкин в 1848 году во время эпидемии холеры – не уберёгся, помогая заболевшим. Дети, а потом внуки продолжили его дело и по-прежнему выпускали кирпич. Долгое время семья жила в доме Фёдора Никифоровича, который он выстроил на фундаменте старой шведской сторожевой башни, а в 1907 году фамильное гнездо безвозмездно передали Начальному народному училищу: девочки и мальчики учились там бесплатно – Слепушкины покрывали все расходы.
К началу XX века счёт кирпичам для Петербурга шёл на сотни миллионов ежегодно. С тех пор много воды утекло в Неве. Страну лихорадило – войны, революции, катаклизмы. Заводы закрывались, разграблялись, возрождались, объединялись, переоснащались, процветали – и снова закрывались. А дом Слепушкиных, простоявший больше полутора столетий и уцелевший во время блокады, в 2013 году неожиданно сгорел: уж больно хотели застройщики освоить землю под историческим памятником и отгрохать на его месте что-нибудь бетонное.
О петербургском бетоне надо рассказывать отдельно. В городе больше 48,000 жилых зданий, и около половины из них бетонные. Из бетона выстроен самый высокий небоскрёб Европы, «Лахта-центр» – 372 м (462 м со шпилем). Как строительный материал бетон хорош, но лишён того тепла, которым обладает кирпич. Ведь из новосаратовской глины не меньше пятисот лет создавали игрушки, кухонную утварь – и те самые кирпичи, из которых сложены стены подавляющего большинства всемирно известных петербургских зданий.
Кирпичи долговечнее человеческой памяти. Люди забывают ремесло, забывают историю, забывают многие добрые дела; забыли уникального Слепушкина, да и Пушкина уже не очень твёрдо помнят. Но пока ещё есть Нева, есть речной песок, есть глина в Новосаратовке.
Есть хорошие люди и есть надежда на возрождение.